↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
16 марта 2019
Aa Aa
#заклепки

По следам размышлений о "заклепочных" замечаниях и по прочтении статьи Г. Л. Олди (спасибо, Akana, за совет прочесть интересный текст!).

Думаю, с НФ (и вообще, с художественными текстами, содержащими просветительские, в т.ч. научно-популярные, элементы) ситуация все-таки чуть посложнее, чем по фантастике вообще или по литературе в целом: здесь нельзя просто взять и объявить приоритет художественной достоверности над исторической или технической. Скорее, речь должна идти о поиске разумной грани, отделяющей оправданную точность от занудного начетничества. И это очень сложная задача.

Как ни смешно, я сообразил, что, вообще говоря, ответ-то я на этот вопрос уже получал - при других обстоятельствах и по другому поводу. Да, видимо, ответ не универсальный. Но хотя бы заслуживающий того, чтобы иметь в виду такое вот решение.

Позволю себе процитировать кусочки моей переписки с Н. Н. Горькавым. Переписка открытая, в его жж, так что, надеюсь, ничего страшного я не сотворяю. https://don-beaver.livejournal.com/47263.html?thread=8033695#t8033695

НГ: Это общий грех - недооценивать читателя, особенно юного. Он если что не поймет, то не обидится, а в инет залезет. Художественная книга не призвана сообщать информацию или чему-то обучать. Она призвана ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС к затронутой научной теме. А для этого и непонятное вполне годится.


НГ: я буду говорить о НФ, потому что для фэнтези - это сложнее, там надо как-то разделить науку и волшебство. А я делал так: о реальных научных темах - можно говорить в деталях, о выдуманных (фантастических, из будущего) - в общем. На достоверные научные темы у меня рассуждают профессора, если речь идет о чем-то спорном, то это озвучивают подростки, причем без утвердительных интонаций.
16 марта 2019
14 комментариев
Думаю, с НФ (и вообще, с художественными тестами, содержащими просветительские, в т.ч. научно-популярные, элементы) ситуация все-таки чуть посложнее, чем по фантастике вообще или по литературе в целом:

Оттого её ныне и так мало хорошей.
Это это чмо с прозрачными волосами автор считает пропагандой науки? А это ничего, что он написал худлит? Это вот я прочла "Кто идет?" и должна думать, что метеоролог занимается убийствами злых инопланетян, судя по такой логике.
Clegane
Считаю. Не столько пропагандой науки, сколько пропагандой интереса к науке - а одно тянет за собой другое.

А еще я творчество Жюля Верна считаю пропагандой науки. И "Понедельник" АБС тоже считаю ею самой - пропагандой науки. Просто у НФ и научно-популярной литературы исходно несколько разная ЦА, и НФ может быть хорошем проводником от чтения ради развлечения до чтения ради знаний. А может и не быть - это уж как у кого сложится.
П_Пашкевич
Хм, вот тут хороший аспект затронут. Что придумал Верн- ситуации. Подлодка плавала в реале и до Наутилуса (КША, "Ханли" потопили броненосец северян,три раза тонули, два раза всплыли). Сюжет о полете на Луну- это французы любят, и не только. Там утопия, на Луне. Верн дает ситуации, которые позволяют читателю забыть, к примеру, про проигрыш Франции в войне с немцами, или возвеличить что-нибудь французское. Науки там мизер. "Дети капитана Гранта" тому явный пример, потому что - повреждена записка и ученый очень рассеян. Не был бы Паганель рассеянным, то нашли бы гораздо быстрее. Это явно не пропаганда науки. Это приключалово.

А вот кто может - так это из новых, Линкольн Чайлд. Гляньте цикл про Джереми Логана. Там все вертится вокруг открытий или толкования гипотез, и, все вполне реально.
Clegane
Наверное, когда говорят о Верне как о популяризаторе, имеют в виду "Таинственный остров".
Clegane
Хорошо, гляну. Спасибо.

И все-таки считаю, что Жюль Верн сделал очень много для пропаганды науки, техники, знаний. Те же "Дети капитана Гранта" - да, приключалово - но в то же время и такая вот популярно-географическая экскурсия по разным материкам и странам (да, не без косяков - но уж Жюлю-то Верну мы их простим, правда же?)
финикийский_торговец
Это где рецепт неправильный? Это где их ни одним ураганом не снесло нахрен за год? Это где им Немо ништяки подкидывал? Ой мать моя анархия, более неудачной "популяризации науки" поискать надо. Это обычный экшн.
П_Пашкевич
И опять хороший аспект подмечен- если ищут человека, то животные и климат интересуют только в том качестве, не всплыл ли этот человек в ближайшей речке и нет ли его косточек в фекалиях хищников.
Clegane
Да кто спорит. Другое дело в каком возрасте это читать. Для детей - обычный экшн со всякими заклепками.
Clegane
Или информация ненавязчиво подается фоном? :)
И вот тут начинается самое интересное - любая информация идет фоном. И у месье Верна есть популярная во Франции книга "Михаил Строгофф". Да даже мне ясно, что в Сибири татары не живут (в смысле, коренные жители Сибири точно не татары). Вы посмотрите. посмотрите. Посмеетесь заодно. Хотя сюжет очень даже неплохой, экшен.
финикийский_торговец
Гы! Я проверяла Верна на племянниках и племянницах и двоюродной сестре. Результат одинаковый "да нафига там это? Они ж не в экспедицию пошли, а мужика искать!" Племянник№3 заинтересовался (гыгыгыгы!) бушрейнджерами. Я ему нашла про Неда Келли и Дэна Моргана.
Clegane
Справедливости ради: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сибирские_татары

Обилия косяков я у Жюля Верна и не отрицаю. Но! Сравните хоть "Таинственный остров", хоть "Пятнадцатилетнего капитана", хоть "Детей капитана Гранта" с по-своему хорошим и уж точно "просветительским" произведением - "Плутонией" В.А. Обручева. Там даже экшн есть, хоть и наивный (например, стОит встретить путешественнику на пути вулкан, как он непременно начинает извергаться). Но читать "Плутонию" трудно - и чем старше становишься, тем больше режет глаз ходульность персонажей, неестественность их поведения. Может, потому-то она и известна меньше? Хотя вообще-то и "Плутония" - весьма небесполезная вещь.
ИМХО, не стоит отделять творчество Верна (как и любого писателя, начать хоть с Гомера) от его эпохи. Дети (да и взрослые) XIX и немалой части XX века зачитывались приключениями в дальних морях, пампасах и прериях, потому что время на дворе стояло такое - научно-приключенческо-героическое. Просто с годами просветительско-познавательная составляющая этих книг закономерно устарела. Но, к счастью, осталась "человеческая", остались персонажи. Возможно, поэтому такие фильмы как "В поисках капитана Гранта" или "Пятнадцатилетний капитан", да тот же "Таинственный остров" прекрасно смотрятся и сейчас.
Akana
И это тоже верно. И еще: дух любопытства, стремления узнать новое - он не устаревает, даже если изменяются наши представления о том, как устроен мир.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть