↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
InCome
26 мая 2019
Aa Aa
#прямая_речь
#бетское #филологическое
тег для скрыта/поиска: #inQuest

В дополнение к предыдущему посту о прямой речи, разорванной словами автора, смастерила алгоритм — и приглашаю бета-тестить его на предмет правильности и применимости. Да, я все еще продолжаю отчаянно штурмовать эту высоту. )

Грамота.ру в своей Справке (на которую ссылается #фанфикс) дает такую схему:
— П, — а. — П.
Но не дает такую:
— П. — А. — П.
— хотя она используется довольно часто.
Об этой второй есть у Розенталя: «Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы».

Так вот: как разобраться, отдельное там предложение или нет?
С большой или с маленькой буквы слова автора? Запятая или точка после первой реплики?

Выбор знаков зависит от: 1) грамматических характеристик слов автора и 2) степени их смысловой связи с репликой.
Сперва схема-мнемоника, а потом ее разбор.

https://i.imgur.com/YybTeew.jpg

1. Грамматическая самостоятельность
Убираем прямую речь и смотрим, будут ли слова автора полноценным предложением.
1) если получившаяся фраза грамматически ущербна, значит она связана с прямой речью в одно неделимое предложение → точки между ними быть не может → пишем с маленькой буквы (и ставим запятую).
— Ах, тише, — испуганно прошептал кролик. — Ведь королева услышит!
«Испуганно прошептал кролик» само по себе, отдельно, на ногах не стоит (ср. самостоятельное: "Кролик испугался").
Яркий маркер таких конструкций — обратный порядок слов (инверсия): сначала глагол, потом существительное ("сказала она"). Здесь слова автора всегда с маленькой буквы.

2) если авторские слова сами по себе — целостное предложение, то они могут начинаться с большой буквы.
Что значит "могут"? Об этом следующий пункт.

2. Единство субъекта речи и действия
Если в словах автора действует не тот, кто произносит реплику, — всегда пишем их с большой буквы (и ставим точку). Здесь авторские слова являются самостоятельным предложением, которое окружено прямой речью, но с ней не связано.
— Ах, тише. — На них уже оглядывались. — Ведь королева услышит!
Строго говоря, тут требуется не только поставить точку, но и разбить на три абзаца. Оформление в строку здесь возможно только в том случае, если иначе потеряется слитность ситуации (например, персонаж говорит, и одновременно с его словами что-то происходит, влияя на его речь).
— А кто его знает… Это еще до меня было… Ты не знаешь, Эль? — Эль лениво помотал головой. — Ну, в самом деле, не все ли вам равно…
Если есть хоть малейшая возможность разделить ситуацию на микроэтапы, то принцип простой: разные субъекты → разные абзацы.
— Сэр гражданин Мерлин, — сказал я. — Нельзя ли чуть потише? Я ничего не слышу.
Мерлин замолчал с видом человека, готового продолжать в любой момент.
— Алло, — снова сказал я в трубку.


Если слова автора — полноценное предложение и относятся к самому говорящему, то смотрим следующий пункт.
3. Одновременность речи и действия / комментирование реплики
1а) Если речь персонажа сопровождается действием/состоянием, подчеркивается их одновременность, то допустимо поставить запятую.
Здесь все зыбко, зависит исключительно от замысла и цели автора.
— Ах, тише, — кролик испуганно оглядывался. — Ведь Королева услышит!
Эта запятая сообщает, что кролик шепчет, одновременно оглядываясь.
― Давай сюда, ― от нетерпения у него руки дрожали. ― Скорее.
— Лемурий Кумбрийский писал, — студент не мог оправиться от смущения. — Ох, как же там было?
(Для сравнения: — Ты ему скажи. — Простой хороший парень Эль гнул свое. — Ты за него не заступайся. Так ему и скажи: пусть идет к Бубе в «Оазис», и весь разговор.. Здесь нет одновременности речи Эля и его действия, это автор дает свою ремарку, оценку.)

1b) Если автор описывает само звучание реплики, также возможна маленькая буква и запятая:
— Так это одно и то же, — последние три слова она выделила голосом. — Думай о смысле, а слова придут сами!
— Сегодня четверг, — она звучит как госпожа в своем праве. — Заваришь нам какао?


2) Одновременности нет, идет сперва речь, потом действие и снова речь. Тут всегда пишем большую букву (и точку).
— Ах, тише. — Кролик испуганно огляделся. — Ведь Королева услышит!
Точка сообщает, что кролик сперва шепчет, а потом оглядывается.
— Диван мягкий, полуторный, инвентарный номер одиннадцать двадцать три. — Он наклонился и пощупал. — Вот он у вас влажный.
— Так бы сразу и сказал. — Он помолчал. — Ну, а чем у тебя все кончилось вчера?
Такие вставки в речь, наподобие ремарок в пьесе, обычно бывают краткими. Если предложение распространенное и разбивает ситуацию собственно речи, то его лучше выделить в абзац.

_____________________
И под конец напоминание-пояснение: если слова автора вставлены внутрь цельной неделимой реплики (а не между репликами), то они включаются в состав этого предложения, а значит, точки и большой буквы там быть не может никак.
— Генерал-полковник Туур, — она достала платочек, — так и умер с саркастической усмешкой на устах...

— Фу, — сказал он, — можно наконец ехать домой. Вот вам моя карточка, Иван. Поставьте ее на письменный стол и не выбрасывайте до самого отъезда. — Он подошел к плоскому ящичку возле бара и сунул в щель другую карточку. Раздался звонкий щелчок. — А вот это, — сказал он, разглядывая карточку на просвет, — передайте вдове с моими наилучшими пожеланиями.

P.S. Левел-ап писательский: обсуждение выбора синтаксиса и пунктуации в зависимости от оттенков смысла https://korrektor-ru.livejournal.com/602663.html#cutid1
26 мая 2019
10 комментариев из 19
Lira Sirin Онлайн
InCome
Спасибо! Думаю, это все стоит включить в правила))
Lira Sirin Онлайн
InCome
Я к вечерку еще вчитаюсь)
Lira Sirin
Приходите. И тапками меня, тапками ))
Те диалоги, которые с точкой, можно вообще сделать как отдельное предложение через абзац. И наверное, так более правильно.

— Ты ему скажи.
Простой хороший парень Эль гнул свое.
— Ты за него не заступайся. Так ему и скажи: пусть идет к Бубе в «Оазис», и весь разговор.


типо того. Так и отличаю. И дааа, меня дико бесят точки в диалогах!
natoth
Процитирую мнение одного коллеги:
здесь "работают те соображения, что так реплики в диалоге не перепутываются. Привычно же, что если абзац и тире вначале - значит, следующий собеседник".

При вашем способе оформления непонятно, что обе эти реплики принадлежат Элю. Тогда нужно менять сам текст, вводить дополнительные маркеры: именовать говорящего в первой реплике, ставить двоеточие перед второй.

Кстати, есть иное решение — именно эта цитата в некоторых изданиях идет с запятой:
— Ты ему скажи, — простой хороший парень Эль гнул свое. — Ты за него не заступайся. Так ему и скажи: пусть идет к Бубе в «Оазис», и весь разговор.
А на абзацы все же нигде ее не бьют.
natoth
И насчет "бесят точки в диалогах". Что, всегда и везде? или в каких-то конкретных случаях? Поподробней бы, чтоб лучше вас понять.
Потому что есть случаи, когда вы правы, но есть и те, когда нужна именно точка, а запятая невозможна, — но это за рамками базового курса правописания, который, конечно, не может вместить всё.
Хмм. Вообще, судя по всем отзывам, мне придется принести ссылки, без них я смотрюсь как-то бледновато.
natoth
Не бесят, но если вставлять такое абзацем, меньше путаницы. Но всё же изредка "точки" удобнее.
Огроменное спасибо всем, кто внимательно прочел и дельной критикой пнул меня в нужном направлении. Особенно natoth. Ваша живая реакция очень удачно вывела меня из спячки.
@ Как перестать прокрастинировать и начать жить и ухнуть в матчасть.

В правилах пунктуации прямой речи действительно нет примеров со схемой прямой речи — П. — А. — П.
Но это не потому, что так не пишут. А потому, что это — из другой темы.
Строго терминологически "прямая речь" — это речь персонажа + вводящие ее слова автора.
А здесь у нас авторские слова не вводят речь персонажа, а, наоборот, привносят в эту речь контекст, ситуацию.
«Ремарки, представляющие речевой план автора, вторгаются в диалог в виде кратких пояснений, напоминающих ремарки драматического произведения» (отсюда).
(Кстати, да, такой способ оформления, с точкой, как правило, применяется лишь для коротких фраз.)

По этой причине подобные конструкции рассматриваются в темах структур более крупных, чем предложения: диалогических единств, диалогов, композиционного членения текста.
Пойду заныривать туда глубже, насобираю и принесу. Интересно.
Показать полностью
Осознала, что времени прошло порядком, а вопрос продолжает висеть. Поэтому прицепляю тут ответ с Грамоты.ру.

Недавно я задавала вам вопрос относительно знаков препинания в прямой речи - и получила ответ: "Слова автора, стоящие после прямой речи или внутри прямой речи, в любом случае пишутся со строчной буквы."
Вот две цитаты:
"— Я сейчас буду писать свой дневник, — ответил я.
— Дневник?.. — Лицо Кэт выразило удивление и — как мне показалось — неприятное удивление. — Вы пишете дневник? "
и
"Азазелло грозно закричал с седла:
- Отрежу руку! - Он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в низкую черную тучу."
В обоих случаях слова автора после прямой речи написаны с прописной буквы.
Значит ли это, что авторы (в первом случае - А.И.Куприн, во втором - М.Булгаков) - а вслед за ними и редактор допустили ошибку? Или есть какое-то правило, которое все же разрешает в некоторых случаях (хотелось бы точно знать, в каких) написание авторской речи после прямой с прописной буквы.
Цитат я привела всего две, только для примера - но могла бы привести десятки, в книгах это встречается довольно часто - тем не менее правила, разрешающего это, я никак не могу найти.
Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка
В приведенных примерах с прописной буквы начинаются не слова автора в традиционном их понимании.
Словами автора принято называть синтаксические конструкции, которые вводят прямую речь: они содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, воскликнуть и т. п.) или обозначают внутренние чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться и т. п.).
Такое пунктуационное оформление (тире, прописная буква и отсутствие абзаца) принято для текста автора, относящегося к говорящему лицу, но при этом не служащего для введения прямой речи.

_____________________
Апд.
И еще статья попалась: https://popravilam.com/blog/154-nestandartnoe-oformlenie-pryamoj-rechi.html
Показать полностью
И еще немного обсуждения вопроса: https://fanfics.me/message433434
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть