↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Jlenni
13 июня 2019
Aa Aa
#классика #психология и школьная программа.

Много было разговоров о том, что стоит проходить в школе, а что нет. И тут - бац Петрановская пишет о "Му-му". Ниже ее текст скопирован и дан ссылкой совсем внизу - кому как удобнее. Настоятельно рекомендую к прочтению.
Вот поэтому второй моей любовью после литературы (это была юношеская любовь) является - психология.

***
Зачем Герасим утопил Муму

Не зачем утопил, а зачем эта жуткая и малопонятная история детям в пятом классе. Даже еще до того, как они про крепостничество узнали.
Почему оно прочно в школьной программе с советских времен – понятно, обличение “жизни при царе” во весь рост. Почему так рано – думаю, очень просто, потому что про собачку. Детям будет жалко собачку, и они невзлюбят крепостничество. И вообще, про собачек – это детям.

Я в свое время уже на эти грабли наступала. Моя дочь во втором классе как-то утром вдруг вспомнила, что рассказ заданный не прочла. Ну, это для нее типично, ничего страшного, читала она уже быстро, говорю: пока я тебя буду заплетать, прочтешь.
А рассказ оказался “Лев и собачка”. Доброго к детям ненасильственного графа Толстого. Ну, вы помните. Там не ту, неправильную собачку лев разорвал, потому что любил правильную. Через пять минут я имела полузаплетенного и безутешно рыдающего ребенка, совершенно непригодного к получению образования. Помянула незлым тихим словом и графа, и программу, и учительницу, и себя, что не посмотрела сразу, что она там читает.

А вы говорите – пятый класс. К нему у детей уже защитная смазка образуется, обильно выделяемая при столкновении с великой русской литературой. В виде хохмочек, шуточек и прочего обесценивания. Поскольку история про Муму – на самом деле очень страшная, то и фольклора защитного про нее особенно много.
Да что там дети – редкий взрослый захотел бы на досуге это перечитать.
И выносит от этого рассказа вовсе не потому, что про собачку. И даже не потому, что про крепостничество.
Давайте я попробую объяснить, как мне видится.

То, что барыня была во многом списана с матери Тургенева, известный факт. И история похожая была, только там бедолага никуда не ушел. Все стерпел и остался верен госпоже.
Детям в школе про это рассказывают, а вот все подробности детства писателя благоразумно не сообщают.
А была там жуть жуткая, жестокое обращение на уровне истязаний. Мамочка была, похоже, психопатом эпилептоидного склада, и сама, видимо, посттравматиком, детей била за все подряд, и ни за что – тоже. Любимая забава была – наказывать, а за что – не говорить: “Тебе лучше знать”. Стратегии избегания не было – изобьют по-любому. На детей доносили все слуги, а мамочка еще любила в процессе экзекуции изобразить, что она так расстроена, что аж сердце болит, сейчас помрет, и потом в письме описывала, как трогательно пугался за нее сынок, которого она только что хлестала розгами. Защищать детей было некому, власть матери над ними была полной, другие привязанности не допускались.

То есть имел место самый тяжелый по последствиям сценарий насилия над ребенком:
• тотальность (нет стратегии избегания, как ни хорошо себя веди, все равно изобьют),
• амбивалентность (единственный человек, которого ты любишь, истязает тебя),
• обвинение жертвы (неблагодарный, довел мамочку)
• нет защитника, кроме самого насильника.
Старшего сына она полностью сломала, судя по его жизни, он был глубоко виктимным человеком. А Иван сопротивлялся хоть как-то, убежать хотел, но поймали и высекли до полусмерти. Кроме избиений, был тотальный контроль всех сторон жизни, постоянное психологическое насилие.

И вот в контексте всего этого история про Герасима читается как попытка осмысления своего опыта, нарративная практика самопсихотерапии. Написан рассказ был, когда Тургенев сидел под арестом, что само по себе создает условия. С одной стороны, есть триггер: ты опять в чьей-то власти. С другой, есть время, покой и достаточная безопасность. Самое оно.
Герасим – глухонемой богатырь, которого насильно привезли в дом барыни.
Это же метафора одаренного ребенка, который не мог выбрать, где ему родиться, который не имеет ни слов, ни прав, а главное – изначально искренне хочет быть “хорошим мальчиком”, заслужить любовь матери (кстати, сам Тургенев был тоже богатырского сложения).

Ему очень тяжело, но он очень старается, проявляет преданность и усердие и долго надеется, что ему удастся стать настолько “достойным” (сшить кафтан), что ему разрешат просто жить, иметь свою тайную личную жизнь души, любить кого-то. А уж за ним дело не станет – он всегда будет верным слугой.
Сама Татьяна, тихая, кроткая, безропотная – это та субличность, на которую ребенок в такой ситуации надеется, как на спасительную. Если быть очень-очень-очень милым и послушным, то, может быть, не уничтожат, не выжгут в тебе все, пощадят.
“Как бы не так! – отвечает на это барыня-мамаша, – тайную жизнь души ему, любовь ему, накося выкуси!” – и устраивает мерзкую историю с якобы напившейся Татьяной и насильственным замужеством. То есть отдает эту самую кроткую субличность на поругание, растаптывает ее, да еще обставив все так, что, мол, она сама виновата, дрянь такая.

И приходится с этой надеждой проститься. Этот путь оказывается закрыт. В ситуации такого насилия сохранить свою душу живой, любящей, развивающейся (могли же быть и дети) невозможно.
Ребенок все еще не сломлен, он не готов сдаться и превратиться в зомби, пустую услужливую оболочку без души, стать полным рабом.
Новая попытка – затаиться, ужать все свое живое и уязвимое до совсем малого, пренебрежимого размера – подумаешь, собачка, ну кому она помешает. Мелкая тварь, крошечный кусочек живого и теплого, лично значимого, а так – я вот он, весь ваш покорный слуга.
Но нет, насильника не обманешь. Он спинным мозгом чует, где осталась зона, свободная от его контроля.
Как в разговоре Уинстона с О’Брайеном: “Я не предал Джулию” – и ухмылка в ответ, почти сочувственная: предашь, дорогой, куда денешься. Все будет зачищено, до закоулочка. Они оба понимают, как это важно – даже крохотный уголок любви и привязанности в сердце стоит между тобой и Большим Братом, это последний оплот перед уничтожением души. Особая близость и полное взаимопонимание жертвы и палача.

Положение ребенка, который находится во власти жесткого родителя, всегда еще хуже. Потому что он при всем при том любит насильника всей душой и мечтает о его любви – до последнего. И нет такой жертвы, которую бы он не принес – не из страха, а просто потому, что до самой глубины души уверен, что так правильно. Он же ребенок, он принадлежит родителю по праву, и его душа тоже.
Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии.
Теперь он может уйти, он больше не привязан – ни в каком смысле. И больше не ребенок.

В жизни, конечно, всё сложнее.
Знаете, что мамаша Тургенева велела написать над входом в дом, когда сыновья ушли из-под ее власти? “Они вернутся”.
Такой риск всегда есть, виктимность тянет. Он даже маленькую дочь старухе поручал на время, но потом опомнился.
Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами.

Возвращаясь к детям и чтению – “1984” мы дали ребенку читать в 14.
А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима.

https://www.facebook.com/lvpetr/posts/312044313009336
13 июня 2019
20 комментариев из 62 (показать все)
Mурзилка
оно не личные домыслы. Оно профдеформация. Если она знает историю семьи Тургеньева, то есть и ей должно бросаться такое в глаза. Не забываем, что творчество под час - сублимация.

я вынесла в сухом остатке: барыня самодура, а Герасим - страдающий крестьянин. Из школы. Потом краем уха сыпались намеки на то, что у Герасима что-то было с барыней))) и это казалось мне таким же мерзким как и сама книга по воспоминаниям, так что я не открывала проверить :)
Jlenni
Искать истоки сублимации писателя можно, но это игрушки уже для взрослых. И все равно это остается на уровне догадок.
Детям же достаточно читать и видеть только то, что хотел донести автор.
Mурзилка
напомните мне, что там хотел донести автор. Я без подвоха.
Jlenni
Скопирую свой коммент выше. Это то что вынес мой ребенок с урока литературы и чтения Муму.

Как эгоизм и блажь одного человека может ломать судьбы людей. В данном случае Герасима и Татьяны. Ну и что важно, повесть ведь заканчивается не полным мраком и безысходностью. Герасим больше не может жить как прежде, он самовольно уходит в деревню.
Mурзилка
О, не заметила. Спасибо)
Да, звучит не очень. Назидатрльно. Тоже самое что в школе говорили.

Чем мне понравилось трактовка Петрановской. Встало на свои места то, что не отвращало меня в детстве. Бессмысленность этого эгоизма. Что за хрень, почему барыня так себя ведёт? На это ответов не было. Зато если спроецировать все это на родительские отношения - другое дело. Тогда понятно и почему он слушается, кстати, а не топором ее как у другого классика:)
Глиссуар Онлайн
От такой трактовки текст не обогатился ничем. Фантазии автора статьи, хотя заслуживающие права на существование. Разборы педофилии Достоевского тоже прикольные, хотя его тексты очень сильно обедняют.

Здесь еще заложена важнейшая для подростков концепция преступного приказа. Примерно 99% детей будут осуждать Герасима за трусость и покорность. Понимая, что приказ преступен, он не защитил свое любимое существо, позволил злу случиться. А отдавшие приказ верхи на следующий день дали заднюю, вообще забыли о приказе. А потом прикажут евреев сжигать, а сами самоубьются в итоге. Так что не исполняй, подумой.

Вообще, русская литература создана из и для страданий. В плане собачек Кусака далеко так переплевывает Му-му. Над ней даже больше рыдают.
Глиссуар
То есть, Герасим должен был ослушаться и потом схлопотать от барыни))))
Чет я не удивлена, что после того, что вы сами писали о ваших отношениях к ребенку, вам не понравилась трактовка Петрановской)
Глиссуар Онлайн
Jlenni
Сопротивляться и схолопотать или не сопротивляться и быть хорошем немцем - это так-то и есть дилемма. Если бы можно было укрывать евреев и не становится за это к стенке, разве случился бы Холокост? Это в общем вопрос своих привязанностей и своего комфорта. Привязанности требуют жертв или не стоит их заводить. Тем более, в описанной истории барыня просто самодурствующая старушонка с памятью золотой рыбки, чтобы не топить собаку достаточно было заткнуть ее на пару дней, барыня забыла бы о своих приказах. А топить собаку, потому что иначе барыня осерчает, а потом сбегать нахрен - это вообще сюр. Потом, значит, схлопотать несоизмеримо больше уже не боялся? Или знал, что ничего ему за самоволку не будет? (и не было, кстати)

Я ничего не писала о своем отношении к ребенку. Если вам кажется, что вы хотя бы на 1% знаете что-то обо мне, моих детях или моей семье - то это ваши фантазии эгоцентричного подросточка, который триггерит (привет, Петрановская) на какие-то свои детско-родительские темки и думает, что знает о воспитании детишек больше, чем взрослая тетя, у которой их двое. Спойлер: нет.
Глиссуар
удивительно, вообще не помню этой проблематики в Му-му. Ладненько. за кофе все ж перечитаю!)

Ну вы много всего писали малоприятного. Довольно откровенно. я еще потом подумала, но не стал аписать уже, что ваш подход внешне чем-то подход моей матери напоминает. когда ко мне гости приходили, она даже не выходила поздороваться. Закрывала дверь в свою комнату, а если ей приходилось выходить, то смотрела на них как на говно какое-то) стоит ли говорить, что ни во что хорошее отношения не вылились.
Глиссуар Онлайн
Jlenni
Ваши друзья - ваши друзья. Друзья вашей мамы - ее друзья. Ваша задача следить, чтобы ваши ничего не спиздили или не подожгли, ее задача следить, чтобы ее вас не лапали за сиськи. В остальном вы автономные личности, ваши круги общения не должны и не обязаны пересекаться. Именно из-за непонимания этого и возникает большинство проблем, а не потому что "мама не здоровалась с моими друзьями". Вполне возможно, они ей не нравились, но она давала вам пространство для общения, ограничивая при этом себя в перемещениях. Зато вы, наверное, при приходе ее подруг тут же надевали передник и с графином охлажденного просекко летали вокруг взрослого стола, попутно читая стихи и жонглируя школьными дипломами? Или пробурчав "здрастететяглаша" закатывали глаза и закрывались в своей комнате, если (бы) она была?
Глиссуар
Господи, зачем сравнивать Муму и евреев с холокостом?
Нужно погружать детей в реалии 19 века России, для более полного понимания психологии людей того времени.
Конечно можно и нужно делать выводы для себя лично. Но здесь ТС права, проблема больше похоже на домашнее насилие и диктат старшего.
Глиссуар Онлайн
Mурзилка
Холокост и осознание вины простых людей за преступления нацистов - это конечная стадия развития темы сопротивления произволу власти, а тема эта обозначилась как раз на рубеже 19 века.
Глиссуар
Но согласитесь, в России никто не озабочен культом вины за холокост по понятным причинам. Советские люди воевали, т.е. уже действовали, а не нагибались перед немцами. Так что российским детям вряд ли придет в голову подобная аналогия с евреями при прочтении Муму.
Глиссуар Онлайн
Mурзилка
В России (точнее, СССР) был культ "не будь, как немец". Ярчайший пример: песня "Пока убийцы ходят по земле". И вообще творчество Евтушенко и Городницкого. А конфликт между властью и интересами народа в сознании дворян обозначился с декабристами.
Mурзилка
*Шепотом* это вообще не характерная для нашей классики мысль ( про вину за холокост) но Глиссуар видит свой канон:)
"Муму" хороший рассказ и далеко не самый тяжелый у Тургенева. Лично на меня более тягостное впечатление произвел "Конец Чертопханова" (из "Записок охотника"). А читать о какой-то особенной жестокости школьной программы мне странно. Во времена моего детства (в 90-е) по TV во вполне детское время можно было реальные трупы увидеть. После этого "Муму" уже не казалось чем-то особенным.

А если кто-то хочет почитать про настоящую, а не предполагаемую сублимацию у Тургенева, то пусть возьмет его "Первую любовь". По признанию самого писателя это его самое автобиографичное произведение. Он действительно по молодости влюбился с отцом в одну женщину, княжну Шаховскую (в повести Засекину). В самом тексте много вуайеристских моментов и даже есть некоторое БДСМ.))
WMR
вот же больной засранец!)) Ваш пример про "Первую любовь" лишь убедил меня в правоте Петрановской относительно трактовки Му-му.

Первая любовь? Ну нет, уж лучше я про собачку перечту)
Боже, все это я же читала когда-то, и все отставило мучительное впечатление - потраченное на чье-то нытье время. Еще был у него довольно мерзкий роман,в котором женщина все следовала за своим нытиком по Европе, если мне не изменяет мой склероз.
WMR
>>> Во времена моего детства (в 90-е) по TV во вполне детское время можно было реальные трупы увидеть
А еще пару веков раньше можно было трупы из окна дома наблюдать. И что? Может нам опять вернуться к тем славным временам?
может вы снова хотите в 90-е?
Jlenni Если Вы имеете в виду "Накануне", то там был не нытик, а борец за свободу Болгарии Инсаров (и у него была чахотка). Кстати, этот роман был также написан на основе реального происшествия (но не с Тургеневым).
Синифаз Аграфский
Нет, никто никуда возвращаться не хочет и не призывает. Это я просто к тому, что жизнь страшнее любой литературы.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть