Коллекции загружаются
#читательское #макс_фрай
Перечитывая "Волонтеров вечности", дошла до места, которое меня когда-то нехило покоробило. Вкратце: ...Была в этом городе одна видеотека, которую я до сих пор считал своей. Просто роскошная коллекция, — даже удивительно, если учесть мои скромные финансовые возможности! Коллекция эта ушла от меня вместе с моей девушкой примерно за год до путешествия в Ехо… Это была довольно гадкая история. Ничего из ряда вон выходящего: нормальная мерзость из тех, что регулярно происходят с живыми людьми. В начале нашего романа я глазам своим поверить не мог: неужели такие изумительные барышни все еще бродят по этой планете?! Она понимала почти все мои шутки, даже самые рискованные… Откровенно говоря, рискованные — в первую очередь. Так что в те дни мы все время смеялись как сумасшедшие. Она безудержно радовалась, открывая мне дверь, но не слишком огорчалась, когда я пропадал на несколько дней. В сочетании с очаровательной физиономией, умненькими глазками и независимым характером это дорогого стоит! Все было действительно очень здорово, жизнь в ту пору казалась мне не просто сносной, а замечательной, я угрелся и расслабился, ел из руки и понемногу учился мурлыкать. И вдруг однажды моя подружка заявила, что мы, дескать, прекрасно проводим время, но… Многоточие, как выяснилось, сулило мне многие знания о человеческой природе и, соответственно, многие печали. Я узнал, что в жизни моей возлюбленной скоро должен появиться так называемый «настоящий муж». Свободная любовь — дело хорошее, но, — стыдливо улыбалась она, — женщине нужно думать о семье и детях. А мое постоянное присутствие мешало осуществлению матримониальных планов. Поэтому, — объяснили мне, — мы вполне могли бы продолжать встречаться, но реже. Чтобы дать любимой возможность заняться устройством своего счастливого брачного будущего… Боюсь, я отреагировал на ее откровения, как настоящий инопланетянин. Можно подумать, будто услышал подобное заявление впервые в жизни! Но мне казалось, что меня предали. Женщина, которой я верил как самому себе, променяла меня на какое-то абстрактное семейное благополучие и «бабский инстинкт размножения», — именно так я ей и сказал. Формулировка вышла, мягко говоря, не слишком корректная, но все остальные соображения по этому поводу звучали еще хуже, а молчать я никогда не умел… Короче говоря, я ушел, демонстративно хлопнув дверью, отключил телефон и пару месяцев приводил себя в порядок. Два месяца я пребывал в самодельном, наспех обставленном разрушенными планами и детскими обидами аду, но потом начал, наконец, приходить в себя. А вернувшись к жизни, я затосковал по своей видеотеке. Надо сказать, что до знакомства с Юлией никакой видеотеки у меня не было, поскольку я никак не мог собраться обзавестись соответствующей аппаратурой. А вот у Юлии был отличный видеомагнитофон и всего несколько никуда не годных старых записей. Таким образом, нам удалось достичь полной гармонии и в этом вопросе: отправляясь к Юлии, я непременно покупал новую кассету с фильмом. Со временем ей даже пришлось разжиться специальным сооружением для хранения этого добра, поскольку кассеты расползались по дому, как тараканы. Честно говоря, я был абсолютно уверен, что покупаю фильмы для себя: когда-нибудь к этой коллекции приложится и собственный видеомагнитофон, а пока можно расслабиться и смотреть свои любимые фильмы в гостях у любимой девушки — что может быть лучше?! Два месяца лютой депрессии здорово сократили мои повседневные потребности, так что у меня скопилась довольно приличная сумма. Часть ее я собирался истратить на покупку видеоплеера и для начала пересмотреть заново свою коллекцию. Но коллекция находилась в недоступном месте, и это нужно было как-то исправлять. В один прекрасный день я собрался с духом, позвонил Юлии и сообщил, что собираюсь забрать свою видеотеку. Она сухо сказала: «приезжай». Я собрал волю в кулак, стиснул зубы и поехал. Юлия встретила меня на пороге и решительно заявила, что отбирать подарки — дурной тон. Из гостиной раздавалось многозначительное покашливание ее мамочки, вызванной, как я понимаю, для моральной поддержки. «Почему — подарки? — ошеломленно спросил я. — Я покупал эти фильмы, чтобы смотреть их вместе с тобой, но…» Из последующего выступления я узнал, что моя бывшая девушка твердо намерена оставить спорное имущество у себя. «Так будет справедливо, — объясняла она. — В конце концов, ты же каждый день здесь что-нибудь ел, а это тоже стоит денег, не меньших, чем эти твои кассеты. И вообще, зачем они тебе нужны? В общем, объяснились. Объявлять меня нахлебником было глупо и несправедливо. Я никогда не приходил к ней с пустыми руками. Все время что-нибудь покупал: ароматный чай в маленьких бумажных пакетиках или крошечные, тающие во рту печеньица; экзотические фрукты или засахаренные цветы, — просто потому что люблю делать подарки, а ничего, кроме таких вот мелочей, не мог себе позволить. Наверное, я действительно живу как во сне и плохо понимаю, что происходит вокруг. По крайней мере, прежде мне и в голову не приходило, что когда я встаю ночью и иду на кухню, чтобы сделать себе бутерброд, в голове моей любимой женщины начинает работать калькулятор. Пережить это откровение оказалось гораздо труднее, чем все прочие сюрпризы. Это был окончательный и бесповоротный крах всех моих иллюзий. Какая уж там коллекция! Я молча развернулся и пошел вниз по лестнице, забыв о существовании лифта. Сэр Макс - бесспорно обаяшка. Но в этой сцене всегда было для меня что-то невыразимо... нет, не мерзкое, не странное. Скорее печальное. Человек охренительно устроился в жизни. Ему хорошо без семьи. Подразумевается, что и другим должно быть хорошо, а если нет - то они мелкие, низкие и тривиальные. Ему хорошо без детей. Подразумевается, что и другим должно быть хорошо, а иначе у них тупой бабский инстинкт размножения. Он приходит в гости к своей девушке с подарками для самого себя. Подразумевается, что девушка должна быть телепатом и без объяснений понимать это в процессе, а если не понимает - все, конец, крах всех иллюзий. Ему нормально временами жить и каждый день питаться у нее, не участвуя в хозяйственных тратах (про "ароматные чаи" и "экзотические печеньица" в качестве отдарков не будем, судя по всей серии предполагать, что он вот прямо таки принес и прямо таки подарил, не поучаствовав лично в поедании принесенного - почти сюрреализм). Подразумевается, что и ей должно даже в голову не приходить замечать это. А если пришло - то у нее, твари, в голове калькулятор, а он-то, бедняжка, так заблуждался на ее счет, так заблуждался! Нет, на месте Юлии я не стала бы отстаивать права на пресловутую видеотеку - не вопрос, пусть забирает. Но от подхода "ты не вкурила, это я себе покупал" изрядно офигела бы. 16 декабря 2019
12 |
flamarina
Показать полностью
watcher125 Это потому, что Городецкикий совсем другой человек внутренне. Лукьяненко совсем другие задачи перед собой ставит. У него покрутение героя - предписанная жанром награда за прохождение серьезных, в первую очередь моральных, испытаний. Городецкий постоянно ищет дорогу к Добру, и, как умеет, находит. В полном соотвествии с о5 же законами жанра, наперекор обстоятельствам, себе, и даже руководству дозора. Обыватель, если он не совсем чмо, читая Лукьяненку, вынужден постоянно спрашивать себя: "а я бы так смог ?", "а как я бы поступил в этой ситуации ?". Результат предсказуемо радует не всегда. "И это - правильно"(c)Эм... а он не должен быть побрутальнее, если он из фансервиса? Вон, мм.... допустим, Антон Городецкий из "Дозоров" - в книге абсолютно такие же исходники, однако отрастил же себе харизму. Сэр Макс, напротив, живет и приключается в свое удовольствие. А чтобы его унылая сучность не бросалась в глаза, ему заботливо подкинули (ЧСХ, краденую у Дика 2 |
Сэр Ланселап
|
|
watcher125
Городецкий крут именно тем, что он эту крутость выбивает потом и кровью, а сэр Макс форменная Сью. 1 |
kiki2020
Центральный персонаж - несомненно. А вот в чем его положительность или нормальность? Я их в упор не вижу. По поводу обаятельности: это ведь он сам постоянно говорит о себе, что обаятельный. И жители ЕХО гнутся под его волю, т.к. Макс это НЕХ. Про положительность я не говорила. А нормальность - это принадлежность к норме. Которая в Ехо своеобразная, и в которую он в этическом отношении бОльшую часть времени вполне себе вписывается (т.е. не делает ничего такого, чего при случае не сделали бы все остальные Тайные сыщики). Дискутируемый эпизод выпадает. Думаю, Максу и в голову не пришло бы рассказывать, как именно он получил диво-дивное. Потому что не факт, что поняли бы. Что же до обаяния, то, на мой вкус, он реально очень обаятелен. Но это уже ко вкусу фломастеров. |
Ламповая Кошечка
watcher125 Угу, в третьей книжке, особенно. Его потом даже стебут за это, а ему и ответить нечего.Городецкий крут именно тем, что он эту крутость выбивает потом и кровью, а сэр Макс форменная Сью. 1 |
flamarina
Показать полностью
Если честно, мне не кажется, что Шарлотта Бронте - это романтизм. Всегда воспринимала ее как эдакий... чутка модернизированный классицизм. Уже не ходульно, но пока все тот же корсет. Хитклифу можно было бы простить многое, будь он хотя бы как в итальянской экранизации. То есть если бы жену он игнорировал и только. Потому что она ему неинтересна и он женился ради мести. Но он ведь в каноне её мучил. И как мучил... С братом её он мог бы поступать как хотел - мужские разборки и прочее, но издеваться над заведомо слабым акварельным существом - это как-то немного слишком, имхо. В том-то и особенность. Хитклиффу не надо ничего прощать. Автор, мне кажется, даже не предлагает этого, не делает ни единой попытки прикрыть или оправдать. Он скорее зверь, чем герой. Терзаемое мукой животное, готовое в пароксизме боли и ярости растерзать всех и вся, не задаваясь высокими идеями насчет недопустимости издевательств над слабыми и проч. Подобное вообще не вписывается в его картину мира. И все равно его жаль. Как жаль, например, бешеную собаку: жалость не помешает застрелить на месте, но она настоящая. Итальянская экранизация же всячески пыталась сделать из него именно героя, привнести романтичность и благородство туда, где их отроду не было (хотя актер хорош, конечно). 1 |
Ламповая Кошечка
Городецкий крут именно тем, что он эту крутость выбивает потом и кровью, а сэр Макс форменная Сью. Они оба - Сью. Но Городецкий - мятущаяся Сью, сама перманентно охреневающая от свалившейся на нее сьюшности и блуждающая среди вечных вопросов, ибо. А Макс - сытая наглая Сью, которая перманентно не против огрести еще чуток сьюшности в качестве добавки, ибо текущий уровень не дотягивает до уровня субъективной офигенности сабджа :) 2 |
Венцеслава Каранешева
Даже для ЕХО Макс ненормален и сьюшен, нормальны там обыватели, на которых ему плевать. Он выделяется ненормальностью и инаковостью даже из своего окружения в Тайном Сыске, где все колдуны как на подбор с роем чужих в голове вместо тараканов, где самый вменяемый это внезапно Джуффин. 1 |
flamarina Онлайн
|
|
Венцеслава Каранешева
Показать полностью
Ну, итальянцы просто в принципе не умеют правильно снимать английскую мрачнятину... Они слишком добрые для этого, у них есть какое-то внутреннее чувство предела. Та же "Ребекка" итальянского разлива примечательна тем, что героям пофиг на дом - построят другой, главное, чтобы все были живы и здоровы. А ведь в оригинале поместье им милее всего и всех, они за него убивать и умирать готовы. И в этом их трагедия, не зря там главный герой так и говорит "Господь не учил нас любить стропила и камни". Разница психологии... Ну... настоящий, да. В хорошей литературе все "настоящие". Но здесь тонкая грань между настоящим "сложным персонажем", настоящим мелким м**аком и настоящим психопатом. Допустим, "Плоский мир". Там есть широкая линейка персонажей, которые впечатляют, но с которыми лучше не встречаться. С одинаковым скиллом, но разными ценностями. И каждый по-своему реален. Скажем, Ваймс, Витинари, Смерть, Джонатан Титайм, если из мужских. По уровню жестокости, уверенности в собственной правоте, скиллам и даже уму они приблизительно одинаковы. И все "настоящие" (даже Смерть, хотя человек с такими качествами был бы с диагнозом вроде синдрома Аспергера). Однако что-то заставляет сопереживать Ваймсу и только. Витинари и Смерти хочется дорисовать немного "чисто человеческих" качеств. Джонатану их не дорисуешь даже. И разве можно здесь сказать "мне симпатично"? Только "хорошо написано" или "интересно показано". И, главное, обратная сторона - жалеть бы пришло в голову тоже только Ваймса. Потому что жалость - обратная сторона сопереживания. Жалость это "при других обстоятельствах на его месте мог быть я". Не знаю, можно ли жалеть кого-то... переступившего определённые моменты. (вот мы и опять выбрались на то, влияет ли мировоззрение на восприятие литературы и как именно) 1 |
flamarina Онлайн
|
|
watcher125
Не то чтобы "жить в своё удовольствие" это плохо... 1 |
Сэр Ланселап
|
|
Ох.
|
flamarina
watcher125 Для Городецкого плохо, он светлый. Для Лукъяненки (подозреваю) тоже не очень. Не то чтобы "жить в своё удовольствие" это плохо... Остальные решают сами. "Каждый выбирает по себе"(c) 1 |
flamarina Онлайн
|
|
watcher125
Может, вы что-то не то понимаете под удовольствием? А то как в том анекдоте: "Когда говорят, что "в жизни надо попробовать всё", то под "всё" почему-то понимают наркотики, ceкc и съемки в порно, а не ядерную физику, альпинизм и шахматы". 4 |
kiki2020
Венцеслава Каранешева Сьюшности я как бы не отрицаю (это все равно как отрицать, что вода мокрая). Речь об этике. И с этической точки зреня он вполне нормален в Ехо. Я не читала серию до конца (на книге огненных страниц она для меня закончилась), но из всех прочитанных книг был всего один эпизод, когда закидоны Макса вызвали этическое неодобрение. Это был Камши, и господа Тайные Сыщики сочли, что тот всегда был малеха странным.Даже для ЕХО Макс ненормален и сьюшен, нормальны там обыватели, на которых ему плевать. Он выделяется ненормальностью и инаковостью даже из своего окружения в Тайном Сыске. 1 |
flamarina
Тут то ли разные фломастеры, то ли разная начинка в слове "стипатичен". Мне вполне симпатичен Винитари. Не до такой степени, как Ваймс, но вполне определенно симпатичен. Другое дело, что это скорее восхищение сферичностью в вакууме, а не сопереживание. Думаю, Винитари оскорбила бы мысль, что кто-то может сопереживать ему или тем паче жалеть. Что до Хитклиффа, то его именно что жаль. Хотела бы я сказать, что это влияние христианского мировоззрения, для которого чужда идея о том, что некий поступок может окончательно и бесповоротно вывести человека за пределы милосердия. Но это не так. Мне было жаль его и раньше, когда я придерживалась другого мировоззрения. |
Венцеслава Каранешева
Дочитайте до Тихого города обязательно, он хорош. 3 |
flamarina
watcher125 Тут подпишусь. Но Вы меня не переубедите в том, что между Городецким и Максом здоровенная разница именно в целеполагании соответствующих приоритетах.Может, вы что-то не то понимаете под удовольствием? А то как в том анекдоте: "Когда говорят, что "в жизни надо попробовать всё", то под "всё" почему-то понимают наркотики, ceкc и съемки в порно, а не ядерную физику, альпинизм и шахматы". |
Потому что девианты легче и не столь унижают если не смог.
|
flamarina Онлайн
|
|
watcher125
Я соглашусь, что разница есть. Я просто не пойму, как ничтожество может быть "фансервисом". Закон сюжета- это трансформация исходного материала через испытания и решения. Так построен любой сюжет, это такой боян, что уже классика. |
Гм... фансервис... а что если бы ГП тоже был бы напичкан им?
|