Коллекции загружаются
#читательское #длиннопост #Кинг #Темная_Башня
В процессе сегодняшнего обсуждения творчества Кинга вспомнила свою старенькую рецензию на "Стрелка" - первую часть "Темной Башни". Закину отдельным постом: Тень на песке Если представить себе совокупность потрясших мир фэнтези-эпопей как некий ландшафт, пожалуй, выйдет нечто, напоминающее долину Нила. Основная масса литературных гигантов трется боками вблизи живительного потока: темы тотальной войны, которая от века позволяет воистину творить миры и вышивать гобелены эпох, не без изящества мешая в кровавую кучу коней, людей, живых кораблей и песчаных червей. Здесь же, в тени пирамид-гигантов (самих себя шире, с лабиринтами подтекстов и гробницами тайн), робко тянутся к тиражам подражатели второго и третьего поколения. И лишь очень немногие книги стоят поодаль этого тесно застроенного пятачка, ближе к границе пустыни, к ее жажде и ее бурям. Кинговская «Темная башня» - одна из таких опричных высот. По архитектуре она созвучна собственному названию: многоярусный шпиль, заштрихованный грифелем длинный силуэт, тающий на фоне сумерек… и падающий, неуклонно падающий. Опытный читатель эпопей, давно привыкший на первых главах стоически противостоять лавине чужой истории, географии, родственных связей и проч., здесь, пожалуй, запнется на пороге. Никакого порога просто нет, и войти в сюжет так же просто, как сделать шаг вслед за идущим прочь стрелком. Повествование Кинга одновременно подчеркнуто масштабно и предельно минималистично. В первой книге цикла нет ни закрученного сюжета, ни сложной картины мира, ни загадки, ни интриги, ни мифологии, ни авторского послания. Это просто перешитые в роман разрозненные рассказы о том, как человек с револьверами (вам не нужно знать больше) упорно движется вслед за человеком в черном (вы так толком и не узнаете, кто это). И мир сдвинулся. И пустыня убивает. И кричат в агонии призраки. И где-то за горизонтом, невидимая пока, довлеет Башня… не спрашивайте, что это, слишком рано, просто представьте, каково это - идти к ней вот так: со спекшимися коркой губами, с окаменевшим сердцем. Всего томом позднее цикл свернет в края более знакомые и благодатные. Прирастет попаданцами из Нью-Йорка, теорией множественности миров, флешбеками длиной в две книги, вечно востребованной темой борьбы группы отверженных за спасение мироздания, параллелями со всем, что автору только вспомнилось (включая половину его собственного творчества) и прочая, и прочая. Сегодня, на фоне этого уже случившегося изобилия, дебютный «Стрелок» даже преданным фанатам серии часто кажется уж слишком стерильным, слишком строгим, простым и чистым, а потому – скучноватым. Чем-то вроде затянутого пролога грядущей нетленки, который не грех и проглядеть по диагонали. Но самом-то деле – очень зря, ведь в необъятном творчестве Кинга мало книг, которые с такой кристальной ясностью демонстрировали бы одновременно и литературный гений маэстро, и его небезынтересную для взыскующего подтекст читателя ограниченность. Сама минималистичность романа во многом обманчива. Это не верхушка айсберга, а подлинная простота, даже скудость, но – скудость того сорта, что рождается не из бедности фантазии, а, напротив, из ее сдерживаемого избытка, как своеобразный опыт аскетики. Зачатый автором на полпути между «Властелином колец» и «Хорошим, плохим, злым», «Стрелок» предельно визуален. Возвращаясь мысленно к прочитанному, вы, скорее всего, вспомните именно картинку или ощущение. Ломаную линию трупов на улицах Талла, похожие на улыбки линии, вытертые на джинсах рукоятями револьверов, небо, желтое, как закорузлый сыр, или багровое, точно кровоподтек. Глубокую тишину и безбрежный простор умирающего мира, смрадное дыхание жалких человеческих жилищ, влажный холод заброшенного железнодорожного тоннеля. Эти образы возникают словно сами собой, в отрыве от конкретных цитат, яркие, самосущие, вышелушенные из скорлупы слов. И нужно немалое внимание, чтобы проследить за руками мастера, оценить ту ненавязчивую настойчивость, с которой он творит свою пустыню, что апофеоз всех пустынь, накладывает то тут, то там слово-мазок, и отступает в тень, оставляя зазор, в котором дышит фантазия читателя. Для вновь творимой художественной реальности здесь удивительно мало тех мелких говорящих подробностей, которые одни только и могут вдохнуть жизнь в воображаемую реальность. Среди звезд на местном небосклоне всего у двух есть имена. Если раздастся песня, это всегда будет «Эй, Джуд». Но стрелок идет вперед, и движется история, и становится очевидно, что так и задумано. Ведь эти детали – не штрихи к портрету чего-то существующего, а лишь прекрасные и немного жалкие обломки умершего мира, где время и пространство еще не вытворяли фокусов, дни было долгими, ночи приятными, скотина доброй, а лица отцов – незабываемыми. Сам герой романа, стрелок, Роланд – тоже один из таких реликтов. Скорее заимствованный, чем рожденный, он – плоть от плоти средневековых легенд, немногословный рыцарь, упрямец, предатель, убийца, фанатик, мученик. Мужчина, который поправит криво висящую картину в чужой гостиной, но, если это будет нужно ради Башни, бестрепетно изнасилует дулом оружия хозяйку, сожжет дом, повесит собаку и, равнодушно помочившись на угли, удалится в закат. Вы, вероятно, будете любить его и, уж точно – ненавидеть. Как, впрочем, и сам Стивен Кинг. В своем предисловии к «Башне» писатель откровенно признается, что лет в девятнадцать, когда в нем росли и крепли первые ростки будущего призвания, он ничего так не хотел, как «пробить защиту читателей: распотрошить их, изнасиловать и изменить навсегда лишь одной силой слова». Получилось ли сделать это с аудиторией, судить трудно. Но вряд ли случайно, что одной из типично кинговских фишек очень рано стал вот такой же точно гинеколого-хирургический подход к собственным героям. Их регулярно насилуют, еще регулярнее потрошат, насильно «меняют навсегда» и с достойным лучшего применения упорством пытаются тотально объяснить, вывернуть на изнанку. Причем особенно это видно именно в романах типа «Стрелка» (от «Игры Джералда» до «Долгой прогулки»), где скупой внешний сюжет должен, согласно замыслу, выступать лишь фоном для препарирования внутреннего мира персонажей. И вот тут коса с душераздирающим скрежетом находит на камень. Предельно простой и внутренне цельный человек Средневековья, каковым является Роланд, противостоит всем попыткам вивисекции с достойной саг твердостью. О нет, Кинг честно пытается. В ход идет весь арсенал его типичных приемов: долгое одиночество и необходимость вариться в собственном соку, серия ранящих ситуаций, инвентаризация прошлого с пережевыванием странностей родственников, смакование психо-сексуальных травм детства и проч. Раз за разом, он пытается дать стрелку определение, разложить на прозекторском столе причины, мотивы, тайные пружины. Фактически – обнаружить ту внутреннюю трещину, червоточинку, которая и заставляет потребителя масскультуры отдавать предпочтение условному Бэтмену, а не условному Супермену, герою менее совершенному, а потому более близкому. Но - тщетно. Каждый удар отзывается звоном стальной сердцевины. Все попытки вырвать искомые «почему» натыкаются на суровый, полный недопонимания взгляд. Настойчиво навязываемый Роланду моральный выбор, который, по идее, как раз и должен был бы внести в сюжет интригу, выглядит почти нелепостью: какая еще мораль, если Башня? И наблюдать накал этой борьбы между автором и героем - сродни присутствию на увлекательнейшем боксерском поединке. Тем более что в какой-то момент вектор психоанализа поворачивается в обратную сторону, и Кинг недвусмысленно демонстрирует свою принципиальную неспособность увидеть человека в его цельности, благой или страшной. Неготовность осознать его как нечто отличное от конструкта из грешков, страшков и фривольных экзерсисов давно почившей матушки. 28 апреля 2020
3 |
Scaverius
Показать полностью
(ну и еще, чтобы тот указал ему путь) Собственно, ехал он именно за этим. Если бы он реально считал себя недостойным Башни, то о каком пути вообще речь? Ваше теория интересная, но в ней концы с концами не сходятся. Начиная с того, что собственные грехи против чести в любых формах рыцарской культуры смываются СВОЕЙ же, а не чужой кровью, и если Роланд реально забыл бы лицо своего отца и тем самым потерял право на Башню, то убийство черного человека не помогло бы ему восстановить это право примерно никак. И потом: у нас есть ключевой неоспоримый факт - Роланд таки бросил Джейка. Изнутри моей головы он и не мог поступить иначе, изнутри вашей - мог. Но в любом случае он поступил именно так. И если на минутку принять за данность вашу теорию (он преследовал человека в черном, чтобы убийством того искупить свои преступления против чести), то получается, что он обрекает Джейка на смерть именно ради этого, т.е. совершает еще одно преступление против чести ради искупления других преступлений против чести (при этом это конкретное преступление так и останется на нем висеть, он все равно выходит преступником, и все его дальнейшие шевеления вплоть до воскрешения Джейка вообще непонятны, ибо какой уж тут путь к Башке, когда прав нет). Вам не кажется, что это абсурд? |
Pinhead
Показать полностью
Я не стал отвечать на это, потому что Кинг всё-таки, как его ни оценивай, серьёзный писатель. А приведенный Вами пример - это жанровая литература, о ней невозможно рассуждать в таком контексте, требования не те. Мартина не читал, потому судить не берусь, но есть у меня очччень сильное подозрение, что не будь сериала... вряд ли бы Вы о нём вспомнили сейчас. C. Кинг - это "попса", массовая литература. Классикой в США его никто не считает, серьезные литературоведы многократно отказывались о нем говорить что-либо хорошее. Его записали в жанр "хоррора" и по сути он там и пребывает. Так что если вы именно с точки зрения "академии" оцениваете С. Кинга - то у него именно что жанровая литература. Он пишет в основном жанре "хоррора" ну и + мистического триллера, реже фэнтези (и то это по сути урбанистическое фэнтези). Что касается Мартина, то я его читал до того, как увидел сериал и даже до того, как узнал, что этот сериал и серия книг как-то связаны. Книги там сильнее сериала (даже первых сезонов), а потом сериал вообще снят не по книгам (с 3 или 4 сезона, сейчас не помню, начинаются серьезные расхождения с книгами, да и сама серия книг не дописана). Теперь что касается Урсулы Ле Гуин. Она писала и социальную фантастику, и фэнтези, причем и то, и другое у неё получалось в равной степени. Так что если она "жанровый" писатель, то по крайней мере двух жанров. |
Эмили Джейн
Показать полностью
Scaverius Ваше теория интересная, но в ней концы с концами не сходятся. Начиная с того, что собственные грехи против чести в любых формах рыцарской культуры смываются СВОЕЙ же, а не чужой кровью, и если Роланд реально забыл бы лицо своего отца и тем самым потерял право на Башню, то убийство черного человека не помогло бы ему восстановить это право примерно никак. Роланд не действует в рамках рыцарской культуры, он действует в рамках культуры стрелков. В рамках культуры стрелков единственным способом восстановить свою честь является просить прощения и исправить причиненное зло. Со временем мы видим, что Роланд исправил зло - попытался убить человека в черном, а потом по сути спас Джейка (и только так обрел целостность, кстати, это явный метафорический намёк, который многие упускают). Точно так же ранее Роланд позволил Катберту ударить себя, встал на колени перед ним и униженно попросил прощения, т.к. "забыл лицо отца". Но да, культура стрелков не знает понятия "искупления" в христианском смысле слова, поэтому Роланд и считает себя проклятым за поступки, которые он вряд ли мог предотвратить (по крайней мере целый ряд его действий, за которые он винит себя был явно вынужденным). Отсюда и его неспособность простить Мордреда - Мордред виноват уже своим появлением на свет и "искупить" это можно только "исправив ошибку", то есть убив. И потом: у нас есть ключевой неоспоримый факт - Роланд таки бросил Джейка. Изнутри моей головы он и не мог поступить иначе, изнутри вашей - мог. Он и по роману мог, помните рог? Беды Роланда начались не со смерти матери или любимой, а с того, что он потерял надежду и стал поклонятся Башне (то есть по сути самому себе). Рог Эльда - вот что потерял Роланд, как бы символизируя им утрату принадлежности к числу хранителей, потом, после того как он предал Джейка, он теряет руку. Все это взаимосвязано. Но в любом случае он поступил именно так. И если на минутку принять за данность вашу теорию (он преследовал человека в черном, чтобы убийством того искупить свои преступления против чести), то получается, что он обрекает Джейка на смерть именно ради этого, т.е. совершает еще одно преступление против чести ради искупления других преступлений против чести (при этом это конкретное преступление так и останется на нем висеть, он все равно выходит преступником, и все его дальнейшие шевеления вплоть до воскрешения Джейка вообще непонятны, ибо какой уж тут путь к Башке, когда прав нет). Вам не кажется, что это абсурд? Я и не утверждал, что он морально совершенен. Но он явно не целен, не целостен. Он и не может не предать Джейка, и одновременно ему невыносимо жить, зная, что он его предал. Он и думает, что принес Джейка в жертву Башне и одновременно понимает, что Башня такой жертвы не примет. Позже на пути, в "Волках Кальи" он прямо говорит ,что "мы не могли не принять предложение жителей", т.к. "если бы мы их не защитили, мы не дошли бы до Башни" (по памяти). Соответственно предать доверившегося, дав слово, нельзя. Правда, Джейку он слова не давал. |
Scaverius
Всё, всё, успокойтесь! "Александр Македонский, конечно, великий полководец, но зачем же табуретки ломать?" |