↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
22 августа 2020
Aa Aa
#даты #литература #цитаты_в_тему
Сегодня — 100 лет Рэю Брэдбери, маэстро лирико-философского фэнтези!

С материнской стороны — швед, с отцовской — потомок англичан-первопоселенцев, обосновавшихся в Северной Америке еще в 1630 году. В семье Брэдбери существовала легенда, будто на знаменитом «Салемском процессе» 1692 года в числе прочих судили за ведьмовство прабабку Рэя. Было или не было, но сам Брэдбери в это верил.
Так что мы можем с полным основанием считать, что знаменитый фантаст не был простым магглом, но кем-то вроде полукровки…
С образованием у него не задалось, но он об этом не жалел:
Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку.
Своими литературными родителями писатель называл Жюля Верна и Мэри Шелли. Уэллса он числил дядюшкой, а Эдгара По — двоюродным братом: «Ну кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом, при такой-то семейке».
В книжном магазине Лос-Анджелеса после войны Брэдбери встретил и свою будущую жену, которая там работала. Их брак продлился 56 лет — до смерти Мэгги.
И самым знаменитым произведением Брэдбери тоже стала книга о книгах: ее название высечено на надгробии писателя, прямо под его именем. Это картина будущего, насыщенного всевозможной техникой, но всячески удушающего у людей способность мыслить самостоятельно:
Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
Сюда, туда, живей, быстрей, так, этак, вверх, вниз! Кто, что, где, как, почему? Эх! Ух! Бах, трах, хлоп, шлеп! Дзинь! Бом! Бум! Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов!.. И через минуту все уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные, бесполезные мысли!..
Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты?..
Возьмем теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико…
Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь ее. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и ее тоже… Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку!..
Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте.
451 градус по Фаренгейту (1953)
Что до «лучшей книги», то здесь у всех свои предпочтения; а сам Брэдбери признавался, что ему дороже всего «Марсианские хроники»: «Это не научная фантастика, это фэнтези. Вот почему у этой книги будет долгая жизнь — она как греческий миф, а мифы живучи».

В СССР Брэдбери пользовался едва ли не большей славой, чем на собственной родине. Писатель с юмором рассказывал о своей встрече с режиссером С.Бондарчуком, когда тот представлял свою «Войну и мир», ставшую лауреатом «Оскара». Там присутствовало много известных кинодеятелей. Для знакомства выстроилась целая очередь; кое-кого из ожидавших Бондарчук узнавал в лицо.
Я тихо стоял в самом конце и просто смотрел на это. Вдруг Бондарчук крикнул мне: «Рэй Брэдбери — это вы?» Он бросился ко мне, обнял и, прихватив бутылку «Столичной», потащил к своему столу, где сидели только его близкие друзья. Все знаменитые голливудские режиссеры, стоявшие в очереди, были озадачены. Они смотрели на меня и спрашивали друг друга: «Кто этот Брэдбери?» И, ругаясь, ушли, оставив меня с Бондарчуком…
Что касается дня сегодняшнего, то благодаря так своевременно проведенному Lasse Maja позавчерашнему опросу мы теперь знаем, что Брэдбери уверенно лидирует (58% респондентов) в качестве одновременно читабельного и покупабельного автора в списке, где среди прочих имеются такие серьезные конкуренты, как Достоевский, Ремарк, Агата Кристи и Стивен Кинг!

Брэдбери много раз экранизировался, хотя до уровня источника, кажется, ни одна экранизация так и не дотянула. Самый известный из фильмов — как раз «451 градус по Фаренгейту» (1966) Франсуа Трюффо.
Брэдбери был также автором и ведущим цикла телепередач из 65 мини-фильмов по мотивам собственных рассказов «Театр Рэя Брэдбери»: он выходил в 1985 – 1992 гг.
В 2015 г. российская группа «Arida Vortex» (power metal) выпустила альбом «The Illustrated Man», целиком основанный на его произведениях. Вот композиция «Вино из одуванчиков»: https://youtu.be/NL6WV3nrrLQ

И минутка разминки.
Среди этого маленького стада драконов легко опознать дракончика Брэдбери. Наверняка и некоторых других тоже.

Принц, который лежал на диване и от нечего делать выводил признак делимости на семь, промолвил самым вежливым образом:
— Благодаря образованию, которое ваше величество изволило мне дать, я знаю, что Огнемет, равно как сирена, фея и так далее, есть животное мифическое, на самом деле не существующее. Но даже если допустить, чисто метафизически, что Огнемет на самом деле есть, посылать меня нет ни малейшего смысла, и ваше величество прекрасно это знает. Испокон века первым отправляется старший сын и неизменно попадает в беду, а одерживает победу всегда младший сын. Пошлите Альфонсо, и он в два счета справится с этим делом. А если вдруг не справится, что будет против всяких правил, следующим попытать счастья может Энрико.

— У меня нет ни одного врага на свете, — радостно сказал дракон. — Слишком ленив, чтобы заводить врагов, начнем с этого. А если я, — что греха таить, — и читаю другим свои стихи, так ведь я всегда готов и их стихи послушать.
— О господи! — вскричал Мальчик. — Ну неужели ты не можешь немного напрячься и уразуметь, что к чему! Когда остальные люди тебя обнаружат, они станут преследовать тебя с копьями и мечами и всем таким прочим. По их понятиям, ты должен быть уничтожен, стерт с лица земли. Ты — вредоносное чудище, божья кара, чума!
— Все — до единого слова — неправда, — сказал дракон, внушительно покачивая головой. — У меня безупречная репутация. А теперь… тут вот один небольшой сонет, над которым я работал, когда ты появился…

День клонился к вечеру. «Слишком поздно начинать охоту на дракона», — думал Джайлс. Но много они не проехали. Рыцари не спешили: ведь главное — это выступить в поход. Они ехали шагом нестройными рядами: рыцари, эсквайры, слуги и пони с поклажей. Позади на своей усталой кобыле трясся фермер Джайлс.
Когда наступил вечер, сделали привал и раскинули шатры. О съестных припасах для фермера Джайлса никто не позаботился, пришлось ему одалживать у других. Кобыла негодовала и отреклась от верности династии Августа Бонифация.

— Здесь, на равнине, нет Времени — только Вечность. Я чувствую, вот выбежать назад, на дорогу, — а там все не так, города как не бывало, жители еще и не родились, камень для крепостных стен еще не добыт из каменоломен, бревна не спилены в лесах; не спрашивай, откуда я это знаю, сама равнина знает и подсказывает мне. А мы сидим тут одни в стране огненного дракона.

Сперва новость о том, как Берт, племянник старой Гуди Гульд, потеряв разум, уплыл неведомо куда со школьной учительницей, потрясла деревню. Тем более что в тот же день бесследно исчез и молодой торговец по кличке Чернобородый, бросив все свои драгоценные перья и бусы. Однако тема эта оказалась исчерпанной уже дня через три, ибо мистер Горовик вышел наконец из своей пещеры и теперь у жителей деревни хватало иных тем для разговоров.
А мистер Горовик решил, что раз уж его подлинное имя стало всем известно, то можно больше не скрывать и своего подлинного обличья. Ходить ему всегда было куда труднее, чем летать, а кроме того, уже давненько он по-настоящему не обедал…

Гениальный Цереброн, атаковав проблему методами точных наук, установил, что имеется три типа драконов: нулевые, мнимые и отрицательные. Все они, как было сказано, не существуют, однако каждый тип — на свой особый манер. Мнимые и нулевые драконы, называемые на профессиональном языке мнимоконами и нульконами, не существуют значительно менее интересным способом, чем отрицательные.
В дракологии издавна известен парадокс, состоящий в том, что при гербаризации (действие, отвечающее в алгебре драконов умножению в обычной арифметике) двух отрицательных драконов возникает преддракон в количестве около 0,6. По этой причине мир специалистов разделился на два лагеря: члены одного придерживались мнения, что речь идет о доле дракона, если отсчитывать от головы; сторонники другого помещали точку отсчета в хвост.

— Допустим — пока только допустим — что ты будешь странствовать по свету. Каждый раз все дальше и дальше отсюда. Ты будешь выбирать деревеньки на континенте и на островах. Причем такие, где живут состоятельные люди и наблюдается отсутствие своих, местных героев.
— Так, так…
— Ты им показываешь свое удостоверение драконоборца и описываешь свои подвиги. Потом возвращаешься со списком мест. И картами.
— Продолжай.
— Попутно ты выбираешь подходящие места для мелких, безобидных краж и хорошие места для проведения боя…
— Тебе еще налить?
— Сделай одолжение.

— Искусство — одна из знаменательных сил творения, — сказал дракон. — Я существую, потому что один тип придумал историю. — Дракон назвал фамилию автора, но Гуэрре она ничего не говорила. — А потом застрял в этом мире, потому что тот человек передумал и не стал писать про меня! — Чудовище обнажило двойной ряд сточенных, но все еще вполне готовых к бою зубов. Улыбка получилась не из самых приятных. — Но я реален, я здесь, и я его разыскиваю.

И раз уж речь зашла о творчестве, вот еще нравоучительный бонус — специально для Авторов (в их сложных взаимоотношениях с Критиками и Читателями):

— Где ты слышал, чтобы принцесса променяла принца на дракона?
— Но она не была обыкновенной принцессой, — возразил я.
—- Тогда пусть станет, — продолжал критиковать Хокер. — Ты не больно-то воображай. Выдай ее за принца, да поскорее. Мне нужно поспеть на поезд. Он отходит с Чок-Фарм в четыре пятнадцать.

— Это вымысел, — Гермиона поджала губы. — Обратите внимание, что вся история проникнута христианским мировоззрением: венчание и крещение, как таинство, дракон — дьявольское создание, не предназначенное для спасения, связь с ним греховна. Такие детали, как институт рыцарства, замки, турниры, гербы — все указывает на средневековую Европу. А значит, история относится не к временам, которые были «очень давно», а к историческому периоду, хорошо изученному. Конечно, древняя легенда могла быть переработана в Средние века в соответствии с господствующим мировоззрением, но я считаю, что это — аллегория.
22 августа 2020
14 комментариев
Для меня было открытием, что Брэдбери писал не только философскую фантастику, но и почти ужасы: роман "...И духов зла явилась рать" (о борьбе двух подростков с Людьми Осени, таинственными и жуткими хозяевами и рабами "темного карнавала"), рассказы "Акведук", "Город", "Бред", "Маленький убийца", "Поиграем в "Отраву", "Прикосновение пламени". Обычно в статьях и рецензиях писали о "добром" сказочнике и оптимисте, а здесь он "скурпулезный и порой жестокий исследователь, уделяющих особое внимание тем потаённых уголкам человеческой души, где дремлют до поры до времени мерзкие инстинкты, где подобно жутким доисторическим рептилиям притаилась жестокость, подлость, предательство"(П.Молитвин "Рэй Брэдбери - грани творчества и легенда о жизни").
Я вообще начала читать Брэдбери с... скажем так, детектива. С "Венецианской трилогии". И только много позже дошла до тех же градусов по Фаренгейту =)

Но да, его дракон опознается легко. Брэдбери всегда такой... на полпути между Катериной из "Грозы" и Луной Лавгуд.

А "Правила имён" Урсулы ле Гуин я и так узнала =))))
Люблю Брэдбери. И прежде всего - "451 градус по Фаренгейту" (у нас была эта книга дома и я прочла в первый раз ее во втором классе, почти ничего не поняла, но еще не раз возвращалась к ней в течении всего детства, да я ее и сейчас люблю). В детстве любила представлять, сколько книг я прочла (речь шла даже не о сотнях) и как я ценна для людей, из этой книги))))

"Марсианские хроники" очень любила моя старшая сестра, но меня маленькую от них тошнило (не из-за того, что плохо написано, скорее наоборот). В старших классах в мои руки попала книга "Вино из одуванчиков", она теплая, я прочитала ее с удовольствием, но с "451 градус по Фаренгейту" ей не сравнится.

Пару лет назад мне встретилась "Надвигается беда", и я ощутила от нее почти детское удовольствие)) Буду перечитывать!

Из дракончиков узнала того, который из рассказа Желязны)))
А я тока брэдберивского дракончика и узнала))
4eRUBINaSlach
Брэдбери вообще довольно жутенький, на самом то деле
хоть что возьми
одна из моих любимейших вещей - Были они смуглые и золотоглазые, например
или Ревун
или тот же Вельд
да блин, почти все у него пронизано эдакой бытовой крипотой и жутинкой
они со Стивеном Кингом тут прям родственники.. то есть, единомышленники
да они все оттуда - из Новой Англии
Брэдбери, Кинг, Лавкрафт, Эдгар Алан По
это многое объясняет
УПД: шо ж там за местность такая, что так на людей действует, прям интересно
и люди там, по ходу, своеобразные живут, со своей атмосферой
4eRUBINaSlach
Для меня было открытием, что Брэдбери писал не только философскую фантастику, но и почти ужасы: роман "...И духов зла явилась рать"
Брэдбери писал эту вещь как киносценарий, но никто за него не взялся, и он был переработан в роман. А в 1983 г. Дж.Клейтон при помощи автора все-таки сделал на этой основе фильм «Что-то страшное грядет». Но мне показалось, что этому фильму не хватает чего-то: может быть, динамики. Вроде и живописно, однако затянуто – и градус накала не тот…
Просто Ханя
Учитывая, что я обожаю Брэдбери и НЕНАВИЖУ Кинга - не хотелось бы
такие серьезные конкуренты, как Достоевский, Ремарк, Агата Кристи и Стивен Кинг!
И Дарья Донцова! %)))
nordwind
Тогда и смотреть не буду, раз недотянули, чо время на бурду тратить))
Просто Ханя
да они все оттуда - из Новой Англии
Брэдбери, Кинг, Лавкрафт, Эдгар Алан По
это многое объясняет
УПД: шо ж там за местность такая, что так на людей действует, прям интересно
и люди там, по ходу, своеобразные живут, со своей атмосферой
Также Торо, Эмерсон, Дэн Браун, Ди Филиппо и многие другие)) Хорошая литературная традиция, надо полагать ::)
Lasse Maja
ставлю на то, что там где-то Ктулху во сне распространяет мозговые волны
ну, как 5G, только Ктулху
Просто Ханя, опять же, до Р’льеха рукой подать)))
На самом деле мне сейчас вспомнилось как С. Кинг рассказывал про то, как он встретил будущую жену: в школьном литературном кружке. В очередной низкобюджетной школе глубоко провинциального городка у них в школе были не только уроки литературы, но и большой бесплатный литературный кружок, в котором дети не просто обсуждали прочитанное, а это плюс писали к назначенной дате стихи, рассказы и учились это правильно анализировать. Для сравнения, в мои школьные годы литература шла раз в неделю как сугубо необязательный факультатив.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть