↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
StragaSevera
20 января 2021
Aa Aa
#металитература
Основная, хотя и несколько тавтологичная проблема написания текстов от первого/сфокусированного третьего лица - невозможно без явной смены фокала отчетливо передать ситуации, когда главный герой ошибается или его намеренно вводят в заблуждение.
Да, если показать это не сначала, а только постфактум, то в итоге из этого может выйти неплохой твист. Но с другой стороны, в таком случае очень легко... запутать читателя.

Авторы часто недооценивают то, насколько текстовый формат произведения ограничен. Под черепной коробкой у автора расцветает целый мир, со вспышками спецэффектов и полными мотивациями персонажей, но наружу этот мир поступает по тоненькому и неэффективному каналу. И в результате легко может получиться так, что автор считает - понять, что происходит в его тексте, очень легко, а на деле события смешиваются в полную кашу.
Поэтому любые приемы, позволяющие сделать события более эксплицитными, очень полезны - и в этом одно из серьезных преимуществ не-сфокусированного третьего лица.
И, насколько мне кажется, обилие "монологов злодеев" во многих произведениях (разумеется, далеко не только текстах) - это попытка как-то решить эту проблему, когда автор знает, почему злодей радуется, а не рвет на себе волосы, видя, что герои сейчас уничтожат его Артефакт Силы. Потому что отложить объяснения на потом - так можно и перегрузить читателя инфодампом.
20 января 2021
3 комментария
Но с другой стороны, в таком случае очень легко... запутать читателя.
Замечал.

Но только такой подход позволяет погрузить читателя в искаженное восприятие ситуации конкретным персонажем - если в этом и цель.
невозможно без явной смены фокала отчетливо передать ситуации, когда главный герой ошибается или его намеренно вводят в заблуждение
Ну почему, намекнуть реально. Игра с читателем — это же удовольствие.

Что-то из последнего… Горького читала, «Жизнь ненужного человека», фокальное лицо фокальное, а ошибки (этические, с авторской позиции) — явные. И логические неизвестные/некорректные точно так же можно показывать, через связку событий — герои того же «Гипериона» довольно поздно узнают о том, что Рахиль = Монета, а читатель может значительно раньше догадаться (единственный женский персонаж рядом со Шрайком, игры со временем, «принеси свою дочь…» — у читателя ограниченный набор вводных, позволяющий сделать верные выводы).

У героя всё равно должны быть некие причины ошибаться. Психологические? Так читатель смотрит со стороны, он увидит недостающий кусок, ограниченность героя. Не хватает данных? Так герой тоже должен знать, что у него не хватает данных. Был обманут другим героем? Так существуют конструкции типа «он не заметил как <происходит маленькая переворачивающая ситуацию деталь>», «тогда я ещё не знал, что…», мелкие психологические детали обманывающего (всякие бегающие глаза, демонстративность правдивости etc) и это не затрагивая постмодернистской «жанровой тупости» (когда читатель знает, что под кровать заглядывать нельзя, там монстр, а герой-то не в курсе) — и даже с ней можно весело сыграть, короче, приёмов-то много. Не говоря уж о том, что конкретно главный герой вообще не обязан повить (Шерлок Холмс?) или быть единственным повом на произведение (ПЛиО?).

насколько мне кажется, обилие "монологов злодеев" во многих произведениях (разумеется, далеко не только текстах) - это попытка как-то решить эту проблему
Да, да. Только это ведь не единственное решение. Самое прямое и простое — да. Но не единственное. Это грубо, когда можно сказать деталями, говорить в лоб. (*исключая случаи, когда «монологи злодеев» деконструкционные или реконструкционные).
Показать полностью
финикийский_торговец
Да, в этом его фишка. Но проблема начинается тогда, когда ты настолько часто погружаешь читателя в искаженное восприятие, что он просто путается =-)

Zveird
Намекнуть - легко. Но, как я уже и сказал, намек, он по определению считывается небольшим процентом читателей, и если без этой информации воспринимать текст трудно, нужно подавать виднее.

> Да, да. Только это ведь не единственное решение. Самое прямое и простое — да. Но не единственное.
Разумеется, далеко не единственное - просто другие сложнее и специфичнее. Всякую психологию, скажем, легко подать не в лоб, а вот, например, важные нюансы работы сверхспособностей или что-то подобное...
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть