↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind Онлайн
5 мая 2021
Aa Aa
#фанфики #ГП #листая_старые_страницы #слэш #снарри #юмор #длиннопост
Недавно здесь был пост, представляющий собой пародию на жанр неадекватной рецензии. И по этому случаю я вспомнила одно свое уже забытое обещание. Еще в январе 2019 года в блогах возникло стихийное обсуждение прекрасного и всем известного фанфика Valley «Остров Льюис» — см. https://fanfics.me/message355801#comments
Как выяснилось из комментариев, там с ходу можно углядеть слэш. То есть при желании, конечно. Или напротив — при нежелании его видеть, от слова «вообще». Читательские реакции колеблются от
Остров Льюис не снарри вот хоть тресни! да нет там ничего! *хватается за голову*!
— и до
Слэш может быть везде! Мы вон его в нупогодях нашли и в Простоквашине.
В принципе, крайности сходятся. При определенном настрое можно найти что угодно и где угодно — даже слэш внутри чистого джена. Процитирую точное наблюдение, автора которого забыла для себя пометить, sorry… возможно, это Lasse Maja, а может, и нет:
Самое существенное сходство между сторонниками и противниками слэша. Тем и другим достаточно увидеть имена однополых персонажей, встречающиеся в пределах одного и того же абзаца, а иногда даже соседних абзацев. И готово: слэш диагностирован.
В тот раз я обещала провести в «Острове Льюис» литературоведчески-психоаналитические раскопки с целью обнаружения слэша. В виде доказательства вышеприведенных тезисов.
С большим опозданием выполняю это обещание.
Предупреждение: если вы — ну вдруг! — не читали (или забыли) этот фанфик Valley, то лучше перечитайте… прежде чем составлять себе о нем представление на основе данного разбора.
***
Итак, «Остров Льюис». Что мы видим на поверхности сюжета — вернее, что видят в нем неискушенные читатели (мы не таковы)?
После победы Министерство Магии решает не хоронить труп Волдеморта, а превратить его в своего рода исторический экспонат. Так что Гарри и Снейп, по инициативе последнего, предпринимают рискованную экспедицию: выкрадывают из Министерства труп, чтобы тайно доставить его в священное место — к Стоунхенджу — и там предать ритуальному погребению. Причем к магическому способу перемещения прибегнуть нельзя, и они бредут через зимний лес, волоча за собой гроб на колесиках.
Простодушные читатели сразу спотыкаются о то, что представляется им сюжетными неувязками (см. комментарии на «Сказках…»). Почему герои не могут аппарировать к Стоунхенджу, но свободно аппарируют оттуда? Почему они не озаботились толком собраться в дорогу? И так далее. См. например:
— Вам, Поттер, куртку нужно купить. И лопату.
— Я не взял денег…
Действительно странно. Затеяли такое предприятие, ничем не запасшись и не взяв денег (позже герои будут обсуждать, где бы это все раздобыть). Аналогичные проблемы, как мы помним, возникают и при попытке свести концы с концами в сюжете Роулинг.
Но Valley сразу дает нам в руки ключ — как надлежит понимать данный текст. Весь «Остров Льюис» композиционно связывается мотивом сна. Это сны Гарри и сны Снейпа. Каждая очередная глава начинается с того, что профессор просыпается. К содержанию этих снов мы еще вернемся; пока важно подчеркнуть, что всю историю следует трактовать в психоаналитическом смысле.
Итак, какого же рода символы мы тут обнаруживаем? Прежде всего — природные. Странствие через лес (по Юнгу — образ бессознательного), далее — через море (символическая смерть с последующим перерождением). И на острове (средоточие метафизической силы, где укрощаются силы океана) героям предстоит обрести себя, пройдя нелегкий путь индивидуации.
Зимний лес + холод + вода + избушка / дом / гостиница (этапы и временные приюты на пути героев) сразу напоминают нам о сне Татьяны Лариной: исследователи давно доказали, что он строится на образах подсознания и имеет эротическую подоплеку (см., напр.: Т.В.Барлас // «Журнал практической психологии и психоанализа», 2001, №4 — и др.). Роль проводника-медведя (темная сторона подсознания, животная сексуальность) у Valley исполняет Снейп. Онегин слагает Татьяну на «шаткую скамью», она присутствует при (свадебном?) пире чудовищ // Гарри приходит в себя на кровати в доме Малфоя и слышит беседу последнего со Снейпом.
Что же означает Волдеморт (периодически оживающий труп, который герои тащат за собой)? Разумеется, это их прошлое: то, что соединяет и одновременно разделяет Гарри и Снейпа, — что мы ясно видим, например, в этой сценке:
…у меня практически отнялся левый бок, потому что мы со Снейпом уселись очень тесно, зажав Волдеморта с обеих сторон, а он был как льдина.
Подсознательно Гарри понимает, что хоронит не Волдеморта, а себя-прежнего, — признаком этого являются его неоднократные оговорки, вдобавок дополнительно подчеркнутые:
— Гроб! — закричал я на весь перрон. — Я забыл свой гроб!
— Они сожгли мой гроб!
— Ваш? — Снейп откровенно глумился.
Сжечь мой гроб! Я убью их за это, скоты!
Таким образом, Волдеморт есть груз тянущихся из прошлого ошибок и страхов, который им предстоит торжественно предать погребению. НО!
— И вы считаете, что если труп закопать…
— Его не просто так надо закопать, Поттер. Его надо закопать строго определенным образом <здесь и далее выделено нами>.
Каким же именно образом? Косвенным намеком на это становится появление в сне Гарри Дамблдора (мы помним разъяснения Роулинг относительно этого персонажа). Он традиционно призывает make love, not war.
Дамблдор стоял по колено в снегу и протягивал мне лопату.
— Закопать, Гарри, закопать.
— Маггловские предрассудки, — фыркнул неизвестно откуда появившийся Снейп. — Что вы, господин директор, он и копать-то не умеет. Разве вы забыли, что он чемпион по безделью и бестолковости?
— Я пока на память не жалуюсь, Северус. — Дамблдор воткнул лопату в сугроб и уставился на меня с сожалением. — Неужели копать не умеешь, Гарри?
Это предположение с вызывающим сексуальным подтекстом оскорбляет Гарри, он отрицает данный факт. Но несмотря на достигнутую видимость согласия герой находится еще только в начале своего пути к принятию себя. Ему мешают предрассудки общества, которое цепляется за устаревший нетолерантный традиционализм. Представителем общества выступает в «Острове Льюис» Артур Уизли — многодетный гетеросексуальный семьянин. Когда Гарри и Снейп приходят в Министерство за трупом Волдеморта, Артур пытается им помешать:
— Гарри, ты что вытворяешь — с ума сошел?
— и его даже приходится связать. В дальнейшем, правда, Артур одумается и перестанет препятствовать герою: иными словами, общество в лице м-ра Уизли перестает ставить препоны поискам гендерной идентичности (ведущая тенденция современности, которая делает повесть остроактуальной).
Но главные препятствия, разумеется, носят внутренний, психологический характер. Будучи учителем Гарри, Снейп, естественно, претендует на ведущую роль (Гарри выступает в качестве объекта сексуальной инициации). Это заявлено с самого начала: Гарри получает от Снейпа письмо, подписанное «Принц-Полукровка» — с намеком на учебник, некогда принятый мальчиком с восторгом:
Я совершенно точно знал, почему он подписался именно так. Подонок! Считает меня совсем слабоумным?
А теперь обратимся к кошмарам Снейпа, которые преследуют его на протяжении всей истории. Одним из таких кошмаров повесть и открывается. Тут настойчиво повторяются мотивы скитаний по длинным темным коридорам (!) и страх перед выстрелом из пистолета. Проснувшись, профессор обнаруживает себя — ни много ни мало — в постели с Гарри:
…Полный недобрых предчувствий, профессор Снейп шел на ощупь по длинному темному коридору и с досадой думал, какой же отвратительный звук у дверного звонка. Снейп распахнул входную дверь, звонок оборвался — и в лоб бывшему шпиону уперлось дуло пистолета.
— Вы сдурели, Поттер? — собрав все отпущенное ему природой презрение, спросил Снейп, и тут раздался выстрел
Рывком сев на постели, профессор с ужасом пялился в темноту и ловил ртом воздух.
— Вот чего вам не спится? — невнятно пробормотал Гарри, переворачиваясь на другой бок и забирая себе все одеяло. — Вставать же скоро…
Природа этих страхов совершенно очевидна: между героями идет спор за доминирование. Опыт, знания и авторитет — против славы и дерзкого напора юности. Не случайно профессор с тревогой замечает, что Гарри «забрал себе все одеяло». Известный фразеологизм (см. «Словарь фразеологизмов русского языка») становится формой, в которую подсознательно выливается страх утраты контроля.
Второй аналогичный сон Снейпа завершается тем, что после пробуждения профессор отбирает у Гарри нож:
— Вам плохо? — равнодушно спросил Гарри, от нечего делать обстругивающий тупым перочинным ножом тисовую ветку.
— Я выспался, Поттер: ложитесь лучше вы, а я покараулю.
С этими словами мастер зелий бесцеремонно отобрал у Гарри нож, а ветку швырнул в тлеющий костер.
Знаки подсознания совершенно очевидны: тупой нож — явный фаллический символ. Профессор заявляет свои исключительные права на него и уничтожает свидетельства его применения.
Но главным образом — и это естественно — в качестве такого символа в повести выступает не пистолет или нож, а волшебная палочка:
— Не двигайтесь, Поттер! — рявкнул Снейп и выхватил волшебную палочку.
Мы стояли, направив друг на друга волшебные палочки, и тяжело дышали.
— Как вы посмели дотронуться до моей палочки?!
Из контекста творчества Valley мы видим, что фрейдистский смысл данного образа осознан автором и активно им используется: см., напр. «Не спеши, а то успеешь», где Valley привлекает внимание читателя к проблемам кризиса среднего возраста (тема, заслуживающая самостоятельного исследования).
Отчаяние героев в эпизоде, когда обе палочки оказались сломанными (гл. 2), отчетливо указывает на весьма сильный страх кастрации:
Нам конец… Обоим.
Споры о том, кто будет владеть палочкой / инициативой, продолжаются и у могилы, вырытой героями подле первого посещенного ими Стоунхенджа. Это приводит к тому, что Волдеморт из могилы вылезает (прошлое не погребено по-настоящему), и Гарри со Снейпом приходится начинать все заново: идти к следующему Стоунхенджу.
Явственно сексуальной коннотацией наделены образы ям, ловушек, капканов, в которые то и дело проваливается Гарри (женское сексуальное начало); характерно, что он всякий раз боится, что Снейп бросит его там (т. е. оставит жестокому гетеросексуальному миру). Хотя истинная природа этого страха самому Гарри неясна, теперь она, надеемся, очевидна для читателя. В повести многократно повторяется (см. гл.2–5):
Я навсегда запомню, что ты хотел бросить меня здесь <в капкане>.
Бросит. И не поморщится. Он хотел бросить меня в лесу.
Он хотел бросить меня в лесу.
Кажется, я плакал… Вперед! Он хотел бросить меня в лесу! Хотел бросить.
Одновременно Гарри приходится бороться с внушенными ему консервативными предубеждениями. Приведем в пример сцену во 2–й главе, где герои натыкаются на компанию Упивающихся Смертью (причем снова попадают в яму):
Снейп сильно нажал мне сверху на голову, и я понял, что высунулся из-за сугроба уже вместе с плечами. Он продолжал тянуть меня сзади за куртку, и мы вместе скатились в узкий овражек.
Он резко зажал мне рот и, всем телом навалившись сверху, прижал к земле. Я дернулся и в ту же секунду затих, услышав сверху низкий приглушенный голос:
— Вот они.
Снейп замер, а у меня душа ушла в пятки. Сейчас убьют… Он для этого лег на меня сверху?..
Обратите внимание на некоторую неестественность в формулировке последнего вопроса (очевидно, не осознаваемую Гарри). Он спрашивает себя не «почему», а «для чего» (для чего именно?) Снейп «лег сверху». Подавленные желания смешаны со страхом, причем боится Гарри явно не Упивающихся:
— Мне плевать, сколько их! Я не позволю…
Реплика обрывается: Гарри страшится выговорить вслух, чего именно он не собирается «позволять». Страх его периодически возвращается, и это, как выразился В.П.Руднев (см. его блестящий анализ рассказа Кафки в сборнике «Философия языка и семиотика безумия»), именно «страх быть настигнутым сзади»:
Он <…> молча кивнул мне, чтобы я шел вперед.
Он и сейчас может в любой момент просто оглушить меня сзади. Зачем я с ним иду?
Молодой герой стремится скрыть от себя истинную природу своих желаний. В 3–й главе Гарри со Снейпом ночуют в гостинице:
В целях экономии мы сняли одну комнату с большой кроватью, потребовали четыре одеяла, которых нам не дали, и завалились спать.
Вообще очень часто (начиная с 1–й главы и далее периодически) Гарри разглядывает спящего Снейпа.
Тут стоит отметить, что простейший лингвистический анализ обнаруживает в «Острове Льюис» 33 лексемы с основой сп(ать) на 21161 слово, что дает нам частотность леммы 1559,5 против 221,9 в «Частотном словаре русского языка» — т. е. более чем в 7 раз выше среднего показателя! И это в приключенческой (якобы) повести, где можно было ожидать преобладания глаголов с совершенно иной семантикой. Объяснять такую явную зацикленность на теме сна хронической усталостью было бы недооценкой сложного душевного состояния молодого героя. Гарри не просто внимательно следит за Снейпом: он фиксируется на эротически окрашенных деталях: отмечает про себя «бледные губы» Снейпа (гл.4), то, что он «стоит посреди комнаты босиком» (гл.3), и т. п.:
Мимо окна метнулась высокая тень, которую я не перепутаю уже ни с чем, а за ней вторая, которую я тоже сразу смог иденти… фици… Черт. Никогда не мог запомнить этих гермиониных умных слов. В общем, Снейпа я теперь тоже кожей чувствую.
Вместе с тем это не исключительно грубая сексуальность: чувства молодого человека обладают тонкой эмоциональной окраской:
Я сделал титаническое усилие и обернулся на Снейпа… Если бы он хоть раз в жизни улыбнулся так — нет, не мне, хоть кому-нибудь, — я бы не думал о нем так плохо, как думал всегда.
Сколько скрытой, неосознаваемой тоски в этом «хоть кому-нибудь»!
Гарри предлагает хромающему Снейпу «подвезти» его — для этого достаточно лечь рядом с Волдемортом (как мы помним, гроб на колесиках). Снейп реагирует очень резко:
— Если вы ляжете к нему, то прекрасно выспитесь, а я могу везти обоих, мне не тяжело, — на одном дыхании выпалил я.
— Вы ополоумели?!
Да пошел ты!
Причина такой болезненной реакции очевидна: Снейп воспринимает данное предложение не столько как подталкивание к символической «измене», сколько как признак того, что Гарри готов и его самого списать в прошлое. И чуть ниже мы находим этому блестящее подтверждение:
— Может быть, мне тоже попробовать закопать вас обоих? — неуверенно пошутил я.
— Вы для этого предлагали мне лечь с ним рядом?
Таким образом, Снейп тоже боится оказаться отверженным. Он стремится эмоционально отстраниться от своей «зависимости», как он это понимает, возвращая Гарри его собственное предложение в крайне оскорбительной форме: в 4–й главе на предложение Гарри сочинить стихотворную эпитафию Волдеморту Снейп отвечает, расценивая это как провокацию (обратите внимание на болезненную реакцию Гарри):
— Темный Лорд и мальчик Гарри — две отвратнейшие твари; вместе надо их зарыть — и навечно позабыть.
На секунду я забыл, как дышать. Просто вскочил и смотрел на него, понимая, что у меня дрожат губы.
Но всему приходит конец. Наконец и персонажи Valley благополучно преодолевают свой мучительный внутренний кризис, и в финале автор не упускает возможности подчеркнуть (для особо непроницательных читателей) символический смысл истории. Герои оказываются на месте назначения, и непонятливый Артур Уизли торопит их, в то время как Гарри уже созрел для понимания того, что главная цель их нелегкого странствия достигнута:
— Гарри, полнолуние не вечно: тебе лучше поторопиться. — Мистер Уизли явно сильно нервничал.
Он не понимает, что нам все равно? Мы пришли.
Снейп, со своей стороны, произносит ключевое слово:
— Поттер не может выбрать лопату, Артур, не будем его торопить. Вдруг в этом есть глубокий сакральный смысл.
Присутствие Артура в данной сцене, а также тот факт, что он помогает Снейпу вытащить Гарри из последней ямы / могилы на их нелегком пути (т. е. освободиться от навязываемого поглощения женским), указывает на то, что консервативно мыслящее общество в лице м-ра Уизли наконец решилось дать место новым веяниям.
Безусловной реминисценцией — отсылкой к популярному жанру — является предложение, сделанное Гарри в финале. Юноша созрел для того, чтобы отказаться от старых паттернов и сознательно принять их новые отношения. Он приглашает Снейпа давать ему уроки в доме на Гриммо и делает следующее предложение:
— Соединим два наших имени, Снейп и Гарри, и будет хорошая фирма. Я уже первую рекламу придумал: «Быстро и качественно закопаем любой труп в указанном вами месте!» Здорово?
— Я подумаю.
И наконец, «Остров Льюис» заканчивается тем же, с чего начинается (кольцевая композиция). Снейп, находящийся с Гарри в доме на Гриммо, слышит звонок в дверь и в страхе ожидает, не последует ли продолжение его кошмара наяву:
— Если это Волдеморт пришел, то я повешусь, — весело пошутил Гарри, подбегая к входной двери. — Какой отвратительный звук…
— А если это опять вы пришли, то повешусь я, — в тон ему буркнул Снейп себе под нос. — Открывайте уже! — громко и решительно добавил он.
Как известно читателю, гостем является, скорее всего, собиравшаяся их навестить профессор Макгонагалл. Таким образом, повесть завершается благополучным закрытием гештальта. Герои преодолели свои проблемы — и теперь, очевидно, готовятся прийти на помощь окружающим, приступив к созданию успешного социального проекта: психотерапевтического центра «СН(ейп+г)АРРИ» по избавлению от комплексов, тянущихся из прошлого. На этой оптимистической ноте и заканчивается прекрасная, глубоко психологичная и актуальная повесть Valley.
Перспектива для будущих исследователей видится нам в многозначительной подробности, которую мы намеренно обошли молчанием. Это эпиграф к «Острову Льюис»:
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час…
Опираясь на него, можно предложить альтернативное — в постмодернистском духе — прочтение повести. Это явный намек на прошлое героев. Возможно, ироничный. А возможно, что и нет. В последнем случае речь идет о том, что у отношений Снейпа и Гарри уже есть собственное прошлое (в каноне намеренно затушеванное, по понятным причинам, но любовно реконструируемое фикрайтерами). И в таком случае перед нами — не первая, а вторая фаза этих отношений, которую можно квалифицировать как преодоление кризиса.
Чем он был вызван? Легко допустить, например, что именно столкновением интересов в вопросе о доминировании: Гарри после победы над Волдемортом должен был ощутить прилив уверенности в себе и вполне мог попробовать развить успех, самоутвердившись в новом качестве, а после резко негативной реакции партнера — предпринять попытку бегства в «традиционные отношения», отрицая свое истинное «я». Но интерпретацию текста в этом перспективном ключе (а также темы «Жизненные сценарии героев «Острова Льюис» с позиций транзактного анализа», «Сны Гарри и Снейпа в свете индивидуальной психологии Адлера» и т. п.) мы оставляем следующим поколениям исследователей-энтузиастов.
5 мая 2021
8 комментариев
Я вас начинаю бояться...
nordwind Онлайн
Просто Ханя
Я вас начинаю бояться...
Ой? - ...
Это насчет января 2019 года? Я просто записала себе, что надо сделать пародию, но все руки не доходили. Вот толчок получила - и вспомнила...
Прочитала ваш разбор) Он, безусловно, интересен, но многое там является имхо.
>>> Роль проводника-медведя (темная сторона подсознания, животная сексуальность) у Valley исполняет Снейп.
Орнула!
>>> — Неужели копать не умеешь, Гарри?
Это предположение с вызывающим сексуальным подтекстом оскорбляет Гарри
Орнула 2
Иногда синие шторы это просто синие шторы.
Единственное, что могу сказать, в шапке текста автором указан слеш, и писался на конкурс слеша, но на мой взгляд, тут скорее преслеш, если уж на то пошло. И то очень невинный.
Я для себя в этом фике слеша не нашла, и слава Мерлину. В качестве бромансного преодоления мне он больше нравится.
А шутка про похоронное бюро «Снарри» это просто шутка над пейрингом снарри. Автор чуток постебался.
Но как грится, каждому по своему фломастеру)))
nordwind Онлайн
Климентина
Я для себя в этом фике слеша не нашла, и слава Мерлину.
Я тоже :))
nordwind
Охохо. Повеселило)
А ведь полно "литературоведческих статей" в толстых журналах, где неглупые люди пишут такие разборы с чрезвычайной даже серьезностью.
nordwind Онлайн
InCome
Ох, я чего только не видела. Да и куда почище. Насчет глупости судить трудно (больно уж понятие неопределенное), но ученые степени наличествуют))
...а помните, там еще первый гаррин гроб - из остролиста %) Спасибо за разбор, и за веселье)))

Кстати, я тоже не помню, мои это слова, или нет... может и мои...
- Ты суслика видишь?
- Нет.
- А он есть.

Предлагаю рассмотреть гипотезу, что автор хорошо так постебался.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть