Коллекции загружаются
#интересное #опера #длиннопост
Сегодня в досужем разговоре всплыла тема так называемой «культуры чести», и я поделилась с собеседником занятным наблюдением. Поделюсь и тут. Есть такое стихотворение у советского поэта Игоря Кобзева, пусть послужит эпиграфом. А все-таки было бы хорошо, Чтоб в людях жила отвага, Чтоб каждый по городу гордо шел И сбоку болталась шпага! И пусть бы любой, если надо, мог, Вломившись в дверь без доклада, С обидчиком честно скрестить клинок И твердость мужского взгляда. Как сладко за подленькое словцо, За лживую опечатку Врагу в перекошенное лицо Надменно швырнуть перчатку! И почти комическое завершение этого пылкого монолога: …А совесть и гордость имели б вес. Оставим за скобками художественную ценность стихов, не о том речь. Любопытен (и в общем понятен, и по-своему почти умилителен) сам посыл: до чего, блин, надо довести человека вот этими очередями и бумагами, чтобы он взвыл и стал призывать благословенные времена, когда так прекрасно можно было вломиться в дверь и устранить проблему с помощью шпаги! И, сдержанный блеском шпаги, Никто бы без очереди не лез, Тыча свои бумаги. К счастью, это все уходящая натура. Косвенное свидетельство того, как меняются наши представления о нормах, я неожиданно обнаружила в… оперных постановках «Евгения Онегина». Опера популярная, сюжет известный, ставят ее часто. И в глаза бросается забавное обстоятельство: режиссеры явно не знают, что делать со сценой дуэли. Все на этом спотыкаются, просто заколдованное место. А ведь речь, напомню, об опере, а оперные либретто славятся отсутствием логики и безумными сюжетами. И режиссеры привыкли иметь дело с куда более дикими историями и никогда не пасуют перед ними, а еще норовят добавить от себя какого-нибудь задорного трэша, чтобы даже у искушенного зрителя глаза полезли на лоб. Но перед вот этой вполне классической сценой из совершенно классической житейской истории они теряются и раз за разом пытаются ее как-то переосмыслить и заново вписать в сюжет. И заходят по этой скользкой дорожке довольно далеко. И слэш на эту тему есть, да-да, а как же! Но чаще всего постановщик пытается как-то смягчить и оправдать происходящее. Потому что… ну блин, ну не укладывается в голове, ну как так можно-то? Просто взять и хладнокровно застрелить на дуэли друга? Нет, ну у нас тут конечно опера, трэш и угар и все прочее, но… но нет, ну блин, ну как так-то?! Ленский: В смысле – стреляться? Прям реально стреляться будем? Онегин: Сам в шоке, братан! Поэтому нынешние Онегины в опере на редкость мягкосердечны и миролюбивы и всем своим видом выражают, что стреляться они не хотят, а совсем напротив – хотят помириться… И иногда им это почти удается! Но против лома нет приема, против либретто не попрешь, и секундант каждый раз велит им довести дело до конца. :( Или можно еще подумать в эту сторону: а что, если Онегин Ленского не застрелил? Может, Ленский… н-ну, скажем, застрелился сам, а? Неосторожное обращение с оружием, понимаете? Есть и такая версия, до недавнего времени можно было даже увидеть ее у нас в Большом театре (а в нынешнем сезоне она стартовала в Вене). Но при любом раскладе Ленский, увы, не жилец. Ленский плачет, Онегин плачет, дирижер машет палочкой вслепую – слезы застилают глаза, публика сморкается в платочки… Мокрая идиллия (с). И растрогавшийся зритель смягчается и прощает режиссеру отсебятину. Потому что когда никто не хочет умирать и никто не хочет убивать – это не может не радовать. 14 мая 2021
11 |
Думаю теперь... Вот погиб бы Пушкин в той ситуации, которая привела его к дуэли, живи он в наши времена?
|
П_Пашкевич
Тут сложно сказать. И Пушкин наверняка был бы не совсем таким человеком, и ситуация выглядела бы иначе. Все вот эти дела чести - это все-таки примета определенной эпохи. И дуэли как таковые, к счастью, упразднены. :) Так что, если уж пускаться в предположения, я бы сказала, что никто бы не погиб. Было бы из-за чего, подумаешь! Так, маленький семейный скандальчик, дело житейское. 3 |
Montpensier
|
|
Удвительно, что так написав Евгения Онегина он сам много раз дрался на дуэлях. Видимо понимать про всю эту "культуру чести" одно, а выламываться из нее ... Это другое (С).
4 |
Montpensier
Угу. "Но дико светская вражда боится ложного стыда..." Устоявшиеся правила нарушать трудно, даже если умом понимаешь, что они глупы или вредны. 4 |
Belkina
Вспомнилось в тему: — У Вани должно хорошо получиться. Ты видела его Ленского в Шатле? Ну того, старого еще? Там в него Онегин всю обойму разрядил на дуэли. И, знаешь, я когда сам это увидел, подумал — а и правильно! Того Ленского явно одной пулей было не уложить. Очень уж был напористый. — Это еще что, — отмахнулась Вера. — Я видела Ленского, который застрелился сам. Ленского, которого нечаянно подстрелил проходивший мимо охотник. Ленского, которого задушили, и Ленского, которого переехали мотоциклом. Ленского, который выжил и уполз. Ленского, который потом являлся Онегину окровавленной тенью и демонически хохотал. Богатая роль. Знаете, после ваших упоительных сказов из этой серии вся опера теперь воспринимается исключительно через них) 10 |
Montpensier
|
|
InCome
Ваистену!)) 1 |
3 |
Belkina
А были ли Онегин и Ленский такими уж друзьями? У меня при чтении романа такого впечатления не сложилось. Скорее, просто добрые знакомые, сошедшиеся по воле обстоятельств. Так что проблемы с "убить друга" я тут не вижу. Хотя могу и ошибаться. Montpensier Удвительно, что так написав Евгения Онегина он сам много раз дрался на дуэлях. Насколько я знаю, Пушкин много раз получал/принимал вызов, а вот до непосредственно поединка дело у него доходило очень редко. В большинстве случаев противников мирили. |
WMR
Ну так "от делать нечего друзья" - это оно и есть. |
Belkina
А вот тут проблема, кто эту традицию использует. Одно дело - два дворянчика, которых мне не жаль, а вот пришел в салун очень, очень, очень злой , скажем, Уэс Хардин, которого вот взяли и бессовестно обозвали шулером. Или Пэт Гаррет. |
WMR
Показать полностью
А тут смотря что понимать под дружбой. Трудно ведь сказать, где именно проходит граница между дружбой и добрым приятельством. Но сам автор называет их друзьями не раз, и не только в пассаже про "от делать нечего друзья". И совместный их досуг описывает теплыми красками. Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. ...Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. И потом про Онегина: Убив на поединке друга... Но лично я главным свидетельством их вполне дружеских отношений считаю вот это: Поэт в жару своих суждений Терпеливо слушать, как тебе читают стихи, - это, знаете ли, кое-чего стоит! %)Читал, забывшись, между тем Отрывки северных поэм, И снисходительный Евгений, Хоть их не много понимал, Прилежно юноше внимал. 7 |
Madame de Monsoreau
А я все смотрела на этого несчастного Ленского, который пролежал на сцене до конца спектакля, и гадала: что будет, если танцующие вокруг споткнутся об него или ненароком отдавят ему пальцы на руках?.. Возможно, мы бы увидели единственный в истории случай внезапного воскрешения бедного поэта... и узнали бы что-нибудь новое про его поэтический словарный запас! %) Про мотоцикл - тут я додумала совсем немного: знаю постановку, где Ленский катал на мотоцикле Ольгу. Раз уж висящее на стене ружье должно выстрелить, то и от мотоцикла хорошего не жди... Я так думаю! (с) :)) 4 |
Madame de Monsoreau
Зомби-Ленский... Кажется, такого еще не было! Но тс-с, не будем подсказывать сами-знаете-кому... а то ведь подслушает и воплотит %)) 2 |