↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Belkina
31 мая 2021
Aa Aa
#опера #длиннопост
В прошлый раз мы перемыли косточки тенорам (даром что большинство из них отнюдь не костлявы), настала очередь баритонов.

Ныне баритоны потеснили теноров в сердцах меломанов – низкий голос ассоциируется у нас с мужественностью и кажется привлекательнее. Однако так было не всегда: баритоны выдвинулись на первый план лишь в 19 веке, спустя более двухсот лет после зарождения оперы.



Старинный афоризм
Все оперные сюжеты сводятся к тому, что тенор и сопрано стремятся переспать, а баритон им мешает.

Утверждение слишком категоричное, но баритон обычно персонаж отрицательный и действительно часто выступает разрушителем влюбленной пары. Иногда это коварный соблазнитель и почти насильник: Дон Жуан в опере имени себя (на фото выше), барон Скарпия в «Тоске», граф ди Луна в «Трубадуре». Иногда соперник героя – Зурга в «Искателях жемчуга». Бывает, что и просто нечаянный мимокрокодил, как Онегин («Обидно, ну! Ничего не сделал, только вошел!»).
Баритон может препятствовать влюбленным и в другой роли: как строгий отец (Жорж Жермон в «Травиате», Риголетто) или брат героини (Генри Эштон в «Лючии ди Ламмермур», Дон Карлос в «Силе судьбы»).

Баритон – средний по высоте голос между тенором и басом. Баритоны бывают лирические, лирико-драматические, драматические… Еще басы-баритоны, и иногда выделяют тенор-баритон (баритенор), для него хорошо подходят многие партии в опереттах.


Изначально главные роли в опере предназначались для теноров или контратеноров (позже – меццо-сопрано). И только Моцарт (на фото выше) начал писать годные баритоновые партии, когда это еще не было мейнстримом. В его опере «Милосердие Тита» главные мужские роли исполняют тенор и два меццо-сопрано – обычная дань традиции. Но его же «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и в особенности «Дон Жуан» для любителей низких мужских голосов настоящий праздник, майский день и именины сердца.


А Верди (на фото выше) вывел на сцену целую армию баритонов, и возникло даже новое понятие – «вердиевский баритон». Эти партии у Верди написаны очень высоко и требуют яркого звучания в высокой тесситуре. В то же время голос должен иметь «темную» драматическую окраску… Нужно соединить несоединимое в рамках одной роли, иногда – в одной арии!
Баритоновые партии Верди магнетически притягательны – и опасны: они губят голоса неосторожных исполнителей… и разбивают сердца слушателей.


Вот некоторые известные (и любимые лично мной <3) оперные арии для баритонов.

1. Куплеты Эскамильо Votre toast, je peux vous le rendre«Тост, друзья, я ваш принимаю…» («Кармен» Бизе).
Сразу возьмем быка за рога! То есть тореадора за рога за жабры. Ария сверхпопулярная, но запас драйва и свежести в ней неисчерпаемый, и прелесть ее не меркнет от частых повторений.
А между тем она очень трудна и мало кому удается по-настоящему. Исполнитель отважно сражается с музыкой и с оркестром, как тот тореадор с быком… И иногда бык побеждает.
Поют ее баритоны, басы-баритоны и даже просто басы. Вот баритон Людовик Тезье в игривом настроении (что с ним случается нечасто, при великолепном голосе он обычно несколько скован артистически). И для сравнения бас – прекрасный сэр Сэмюел Рэйми.

2. Ария Риголетто Cortigiani, vil razza dannata«Куртизаны, исчадья порока! За позор мой вы много ли взяли…» («Риголетто» Верди).
Одна из первых опер в моей жизни, услышанных вживую. Провинциальный театр, несовершенное исполнение, да еще на итальянском и без всяких там субтитров… Неважно, все было неважно, все заслонила эта вспышка гнева и отчаяния, переходящая в униженную мольбу. И самое острое сочувствие вызывала даже не несчастная Джильда, а обезумевший от горя отец, который мечется в поисках дочери: «Вы девочку мою не видели?..»
Вот вся сцена, начиная с издевательского Povero Rigoletto – «Бедняжка Риголетто!», классическая постановка с Ингваром Викселем.
И Этторе Бастианини. Подлинный вердиевский баритон – темный, и при этом будто подсвеченный изнутри трепещущим пламенем, «голос бронзы и бархата», как о нем говорили.

3. Ария Папагено Papagena, Papagena! Weibchen, Täubchen…«Папагена! Моя женушка, моя голубка…» («Волшебная флейта» Моцарта).
Несуразная с точки зрения сюжета, но очаровательная, поистине волшебная опера. А ее самый несуразный и самый очаровательный персонаж – Папагено, простодушный и загадочный птицелов.
Сэр Саймон Кинлисайд в чудесной лондонской постановке. Папагено потерял возлюбленную и собирается покончить с собой. Оттягивая этот момент, считает до трех, и вот уже «три», и гаснет огонек в глазах… А затем – внезапный поворот к радости и спасению. Как благая весть, как «Орлы летят!» у Толкина.
(А в конце – шикарная постельная сцена. Я предупредила, если что.)

4. Ария Вильгельма Sois immobile et vers la terre«Будь неподвижен» («Вильгельм Телль» Россини).
Когда слушаю это, каждый раз в памяти сами собой вспыхивают строчки Мусы Джалиля:
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
…Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно…

В легенде про Вильгельма Телля все заканчивается хорошо, и в опере все заканчивается хорошо. Но это очень страшная минута. Вильгельм будто читает молитву или заклинание, и он почти спокоен, и плачет только виолончель.
Томас Хэмпсон – как всегда, эмоциональный и благородный герой.
И Шерил Милнз (на итальянском). Любители вокала оценят си-бемоль в исполнении баритона.

5. Ария Жоржа Жермона Di Provenza il mare, il suol«Ты забыл край милый свой…» («Травиата» Верди).
Очень известная и очень мелодичная ария. И очень вердиевская: многослойная, неоднозначная, за этой красивой мелодией и внешней гармонией – тайный яд и страшный конфликт.
Людовик Тезье и Чарльз Кастроново – постановка не блестящая, но исполнители хороши.

6. Серенада Дон Жуана Deh, vieni alla finestra«О, выйди поскорее» («Дон Жуан» Моцарта).
Наши нынешние баритоны во времена Моцарта считались бы басами, поэтому с вокальной принадлежностью Дона не все понятно. Но на то он и Дон Жуан, коварный и неуловимый… Скользкий тип!
На самом деле очень интересная роль. Изобразить опасного сексуального хищника – мало, звериная серьезность все портит. Здесь намешано гораздо больше красок: и специфическая маскулинная жесткость, и вкрадчивая обольстительность, очень много юмора и внезапно романтико-героический пафос... Все это исполнитель должен как-то собрать воедино и быть убедительным.
Саймон Кинлисайд это умеет.
И Джеральд Финли – лопоухое обаяние и искорка безумия в глазах.

7. Каватина Фигаро Largo al factotum«Место! Раздайся шире, народ… Города первый любимец идет!» («Севильский цирюльник» Россини).
Хит и шлягер, известный всем. Фигаро тут, Фигаро там… Чистейшая радость и юная самонадеянность, весь мир улыбается тебе – и ты улыбаешься миру, и все тебе по плечу, и ты успеваешь быть в десяти местах одновременно.
Питер Маттеи в классической и очень милой постановке Метрополитен-опера.
И конечно это уже было в «Симпсонах»… Ой, то есть в «Томе и Джерри».

8. Песня Альфио Il cavallo scalpita«Конь несется вихрем» («Сельская честь» Масканьи).
Короткая и выразительная ария. Бравый деревенский возчик распевает удалую песенку – вроде бы веселую, но немного зловещую. Эдакая Jingle Bells с оттенком ангста и драмы.
Этторе Бастианини.
Пьеро Каппуччилли.

9. Ария Яго Credo in un Dio crudel«Я верю в жестокого бога…» («Отелло» Верди).
Это поздний Верди, уже испытавший влияние своего соперника и антагониста Вагнера. Верди считал Яго главным героем истории, даже подумывал назвать оперу его именем. В этом музыкальном образе есть что-то дьявольское, причем не театрально-бутафорское, а пугающе натуральное.
Два великих баритона: Этторе Бастианини и Тито Гобби.
Из нынешних мне очень нравится в этой роли Джеральд Финли. Он не такой инфернальный, как титаны, но это его зловещее обаяние, обволакивающая вкрадчивость, и готовность к лицемерию и шутовству, и расчетливый цинизм хищника… (Поэтому и Дон Жуан ему удается, только там он смешивает те же краски в другой пропорции.) Увы, в сети нет его лучшего выхода в этой роли в Баварской опере. Только фрагмент из другого спектакля. Ну ладно, пусть так.

10. Баллада Томского «Однажды в Версале…» («Пиковая дама» Чайковского).
Русской оперы в моих списках нет – не потому, что я ее не люблю (еще как люблю!), но она у меня в голове как-то лежит на отдельной полочке, для отдельного разговора.
Сделаю исключение для этой арии, потому что… Нипочему. Просто так!
Сергей Лейферкус.
Дмитрий Хворостовский.

11. Ария Скарпиа Va, Tosca (Te Deum)«Ступай, Тоска, в грудь твою я влил отраву…» («Тоска» Пуччини).
Собственно, это не ария даже. Это многоплановая музыкальная сцена: невероятная мощь, игра оркестровыми красками, многомерность и объем музыкального пространства. И гнусный замысел негодяя Скарпиа звучит на фоне духовного песнопения Te Deum. В живом (и хорошем) исполнении пробирает до мороза по спине, но и записи есть удачные.
Тито Гобби, конечно.
Шерил Милнз не так инфернален, но тоже сильно.
Брин Терфель – бас-баритон, вот уж кто наделен богатой злодейской харизмой и вовсю этим пользуется.

12. Ария Дон Жуана Fin ch'han dal vino«Чтобы кипела кровь горячее…» («Дон Жуан» Моцарта).
Почему-то устоялось название «ария с шампанским», хотя никакого шампанского в тексте нет. Но что-то горячительное Моцарт сюда определенно подмешал!
Дон Жуан считал свои любовные победы и старательно записывал их в книжечку. А мы тогда соберем свой список из этих самых Донов… А то чо они!
Мариуш Квечень – лондонская постановочка… прежняя была лучше, эх, ну да что уж теперь.
Дмитрий Хворостовский – в роли одновременно Дона и Лепорелло… Вашу маму и там, и тут передают! (с)
Саймон Кинлисайд – по традициям Венской оперы на сцене непроглядная темень, хотя не происходит ничего такого, что следовало бы прятать от зрителя…
Этьен Дюпюи – редкий случай, когда Дон и Лепорелло действительно похожи друг на друга.
Юрий Мазурок – ой-ой, Дон Жуан явился на советский «Голубой огонек»!
Ильдебрандо Д’Арканджело – бас-баритон, очень моцартовский герой, смесь простодушия, жизнелюбия и маскулинности.
Ну и для полноты коллекции бас – Чезаре Сьепи, классика, золотой фонд.

13. Застольная песня Гамлета Ò vin, dissipe la tristesse«Вино, рассей мои печали…» («Гамлет» Амбруаза Тома).
Продолжим алкогольную тему. Шекспировская пьеса – внезапно на французском, но с изменениями в сюжете, которые отсылают к средневековой германской версии этой истории. Очень красивая, но непростая музыка Тома, и один из самых ярких музыкальных моментов – эта ария Гамлета. Сначала он поет ее в кругу актеров, призывая утопить в вине горе и тяжкие заботы. А затем этот же мотив звучит в великолепной сцене напускного безумия. Быть или не быть… Пить или не пить… Петь или не петь…
Саймон Кинлисайд.

14. Предсмертная ария Родриго O Carlo, ascolta«Послушай, Карлос…» («Дон Карлос» Верди).
«Дон Карлос» нарушает оперные традиции сразу по двум параметрам. Во-первых, у него прекрасное либретто с тончайшим драматическим рисунком. Во-вторых, баритон здесь – положительный герой.
Эту арию исполнителям обычно приходится петь на полу, скрючившись буквой зю. Тяжелая задача, но я все равно предпочитаю спектакли гладким студийным записям. Здесь ощущаешь физическую боль и тоску по ускользающей жизни… и блаженное умиротворение от осознания того, что что-то сделано правильно. Очень вердиевская краска, странная, мучительная, почти дисгармоничная и притягательная.
Вердиевские баритоны в этой партии звучат эффектно, но тяжеловато. Мне нравится исполнение Саймона Кинлисайда – утешение и надежда за пеленой страдания.

15. Ария Ренато Eri tu che macchiavi quell'anima«То был ты, кто отравил мою душу…» («Бал-маскарад» Верди).
Сгусток темной энергии на грани взрыва, драматический центр притяжения всей оперы. Жизнь кончена, все хорошее позади, впереди неминуемая гибель (и герой сам идет ей навстречу)… И при этом вдруг такой эйфорический наплыв чувств, самозабвение и даже некоторое облегчение от этой финальной ясности.
Если ария Родриго – это чистая, светлая, открытая мелодия, то здесь темное отчаяние и экстатическое просветление сменяют друг друга, как в приступе лихорадки. Но в обоих случаях это какой-то невозможный сплав разнонаправленных начал.
Этторе Бастианини, голос космической глубины. Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна… (с)

БОНУС 1
Опера знает дуэты двух баритонов, но в этом есть что-то, гм, противоестественное. Как в хоккее на траве.
А вот дуэт баритона и баса-баритона – дело вполне легитимное.
Дуэт из «Дона Паскуале»: опереточная дурашливость, впечатляющая финальная скороговорка, искрометность… и потаенная доницеттиевская горечь совсем не слышна.
Концертное, но все равно очень артистичное исполнение. Томас Хэмпсон и Лука Пизарони связаны узами не только профессиональными, но также дружескими и семейными, и их дуэты выходят особенно непосредственными и органичными.

БОНУС 2
Я сознательно ограничиваюсь в этих подборках классической оперой, но сделаю одно исключение.
Этторе Бастианини… Голос яркий и звонкий в верхнем регистре, темный и глубокий – в нижнем. Бронза и бархат, лучше не скажешь.
Он умер в сорок четыре года, в пору расцвета. Умер от рака горла, и в этом есть какая-то особенно злая ирония. Узнав о своей болезни, Бастианини скрывал ее почти от всех и отказался от операции, которая лишила бы его возможности петь. Но болезнь брала свое, пел он все хуже, а критики, не догадываясь о причинах кризиса, были беспощадны к вчерашнему любимцу публики.
В последний раз перед смертью он вышел на сцену в роли Родриго – он любил ее больше всего.
А здесь пусть будет L'ultima canzone«Последняя песня».



*Впечатляющие портреты Верди и Моцарта, которые приведены выше, работа Роландо Вильясона. У него вообще много забавных музыкальных рисунков, вот тут выложены некоторые. Любители оперы разглядят там множество занятных деталей.


Кто еще здесь любит баритонов? Делитесь сокровищами! Давайте будем нести искусство людям! (с)
31 мая 2021
13 комментариев из 68 (показать все)
Belkina
А ведь Кипелов неплохо спел, между прочим! ^^
miledinecromant
О, хорош! Но нам редко попадался... Надо будет изучить)))

Просто Ханя
Версию Кипелова тоже послушаем, любопытно))) Спасибо!
Madame de Monsoreau
На ютьюбе бегает много крупных концертов.
И да.
Я просто оставлю этот хит здесь для разогрева интересующихся
https://youtu.be/wpAxBZSXW28
miledinecromant
О! Помню, тут как-то недавно пробегал опрос про то, кто какую песню считает самой красивой на свете. Ну, понятно, что выбрать вот прям одну невозможно. Но я все-таки принесла - именно эту.
Belkina
Вспомнил этот клип и я :)
miledinecromant
О, спасибо! Я слышала ее и в другом очень хорошем исполнении, но там были сопраны:
https://youtu.be/n-p9fLEHckI

Странно, мелодия моему уху кажется вполне современной. Видимо, великое не устаревает!)
Belkina
miledinecromant
О! Помню, тут как-то недавно пробегал опрос про то, кто какую песню считает самой красивой на свете. Ну, понятно, что выбрать вот прям одну невозможно. Но я все-таки принесла - именно эту.
Я так упоролась в своё время что несколько суток с итальянского переводила и рифмовала.
Перевод у нас в фанфик попал целиком (в первой половине)
La Passacaglia della Vita
miledinecromant
Здорово! Песни переводить трудно, еще труднее, чем стихи.
Belkina
miledinecromant
Здорово! Песни переводить трудно, еще труднее, чем стихи.
Особенно если итальянский знаешь как "в опере поют примерно об amore" ))))
miledinecromant
Угу. Я так перевожу с немецкого, которого никогда толком не знала, а то немногое, что знала, давно позабыла. Но охота пуще неволи... %)
Вот блин, баритонов пропустила!
https://youtu.be/-snRz5L3Ups - тоже Эскамильо, но в исполнении Хворостовского. Грязного приберегу пока, для русской оперы
Бешеный Воробей
Баритоны всегда актуальны, в любой день! :)
Ух, Хворостовскому идет эта роль - такой вызов, такой азарт...
Бешеный Воробей
Эх лихо спел! Очень горячо!
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть