↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
11 июня 2021
Aa Aa
#писательское
#история
#фанфикс_знает_всё

Эх, и подвис же я с матчастью!

Рассказываю, что у меня произошло, подробнее. Началось с того, что я попытался описать какое-то плутовство, проделанное моим (вернее, канонным эпизодическим, превратившимся у меня в одного из главных) персонажем Робином Добрым Малым - жителем раннесредневековой (7 века) Британии в АИ-сеттинге (больше 30 лет прогрессорства, условно говоря, попаданки - так что история уже пошла иначе). И вот просто по моему таймлайну меня вынесло на день памяти некоего "святого Моргана Уэльского, отшельника" (источник - pravoslavie.ru). Я за него ухватился, стал копать матчасть. Налетел на расхождение: и время, и место жизни, и биография, кратко описанные на "православии", радикально разошлись с тем, что выдавал поиск по "St. Morgan of Wales". А "St. Morgan of Wales" оказывался никем иным как Пелагием, учение которого вроде как было признано еретическим еще при его жизни.

Казалось бы, что мешает плюнуть на проблему и убрать эту фигуру из упоминания в макси - но нет же, заело меня. По правде сказать, есть и некоторые причины, чтобы не отбрасывать эту фигуру совсем. Во-первых, по одной из версий, Пелагий оказался уроженцем того самого уэльского городка, который я давным-давно объявил родным городом Робина - ну вот так совпало! Во-вторых, в моем каноне есть как минимум четыре упоминания пелагианства - и я, кстати, не могу сказать, что канонная "попаданка"-ГГ была от него радикально далека в своем миссионерстве. Вот эти четыре фрагмента:

— А у нее учитель был неплохой, — заметил Дионисий, выслушав отчет. — Я его знаю. Умный человек. А как еще себя должна вести правящая августа? Достойного прелата рядом может не оказаться… А принять отпущение грехов от недостойного она полагает недостаточным.
Викарий удивился.
— Но, преосвященный, это же пелагианский хаос! Отрицать право на совершение таинства за недостойными священниками, тем не менее должным образом рукоположенными. Тогда никто не может утверждать, что достоин, ибо мы не можем знать, на ком сияет благодать Господня!
— Нет, это учение валлийской церкви, а она вполне православная. С точки зрения совершения таинства личность отпустившего грехи и верно значения не имеет. А вот в глазах мира — имеет, и еще какое. Каков поп, таков и приход.

Теперь — причастие. Сегодня никакой ложечки. Чаша. Обеими руками, прямо с престола… Точно можно? Да? Горячий дух вина — или крови Господней? Такова ты, мастерица говорить правильные слова. Дошло до веры — пуста, как выеденная скорлупа. Хорошо, протестантов, исповедающих очищение одной верой, на Британских островах еще не водится. Есть пелагиане, но эти считают, что, кроме веры, человеку для спасения важны дела и свершения. С такими можно и сговориться!

«… доходит до того», — писал епископ–сакс, — «что полухристиане отказывают в причастии крещеным по римскому обряду, требуя произведения над ними нового крещения, поскольку не считают сакса–священника способным совершать таинство. Я со скорбью заключаю, что вальская церковь впала в обычную для Британии ересь пелагианства…»
Вот тут святейший Пирр разлепил уста.
• Точнее, — сказал, — по нашему с преосвященным Дионисием Пемброукским совету, стали спрашивать у новокрещеных символ веры.


— Она искушала людей ересями. Монофелитством, ибо уверяла, что человек может стать Богом.
Тишина. Пирр снова встал… пока молчит. Улыбается… Так улыбаются рыбари морские, дельфины да косатки — ласково и зубасто.
— Пелагианством, ибо не упоминала, что для спасения требуется помощь святой Церкви, а от священников требовала святости.
Улыбка святейшего стала шире.
— Манихейством, ибо отвергла Ветхий завет, а из Нового оказывала ложное почтение посланиям светлого апостола Павла…
Патриаршая рука поднялась, и речь смолкла.
— Обвинения отвергаю, — сказал Пирр, — В монофелитстве — оттого, что святая и вечная рассуждала не о природе Христа, а о нашей, человеческой. В пелагианстве, оттого, что она не отвергала таинств, а от священства требовала всего лишь доброго примера пастве. В манихействе… Так ведь именно в Ветхом Завете сказано: «Вы — боги!»

И в довершение всего я в биографии Робина сделал допущение, что он в юности побывал послушником в одном из уэльских монастырей.

Теперь о том, что именно мне хочется понять.
1) Все-таки, "Святой Морган Уэльский", упомянутый на сайте "pravoslavie.ru", и Пелагий - это одно лицо или нет?
2) Какое отношение правдоподобно ожидать к Пелагию спустя больше чем 200 лет после осуждения пелагианской ереси, но на его родине? Есть, конечно, такой момент, что "попаданка" могла реабилитировать Пелагия в учении местной церкви (а там, в альтернативном варианте истории после развилки, явно дело пошло к расколу, к конфликту кельтской церкви с Константинополем). А с другой стороны, очень не хочется ни лезть в богословские дебри самому, ни тянуть туда читателей.

Что скажете?
Рискну позвать вас, Lados - может, немножко просветите?
11 июня 2021
10 комментариев
Lados Онлайн
26 cентября католики празднуют память св. Моргана Отшельника, а не Пелагия Бруттона, также известного как Морган))

С какого лешего КЦ будет конфликтовать с Константинополем, а не с Римом, кстати? Они с Константинополем не пересекались практически, только в формате "надо срочно найти союзника против Рима". Я понимаю, тут попаданцы и всё такое, но нереально будет самостийную КЦ организовать, или один задушит, или другой.

На Востоке и в Британии пелагианство за ересь кст долго не считали, века до VII.
Lados
Спасибо! Всё по полочкам! :)

Итого, Моргана два разных (но герой-плут, между прочим, может их смешать, если сочтет нужным, - надо только обдумать, надо ли это ему). Но аот какой вопрос: на уровне простых прихожан это смешение заметят или нет? Иными словами, насколько известными, насколько популярными были эти два Моргана?
И еще вопрос. Как вы думаете, почему Пелагий отыскивается на гугл-запрос "St. Morgan of Wales"? Это целиком на совести авторов соответствующих сайтов или Пелагия кто-то все-таки канонизировал?

С какого лешего КЦ будет конфликтовать с Константинополем, а не с Римом, кстати? Они с Константинополем не пересекались практически
А вот это уже последствия "развилки". Например, в этой альтернативной последовательности событий в Британию сбежал опальный патриарх Пирр. Так что тут, видимо, именно в рамках АИ логика есть.

На Востоке и в Британии пелагианство за ересь кст долго не считали, века до VII.
Вот тут у тоже меня вопрос. А если это именно 7 век?
Lados Онлайн
П_Пашкевич, Пелагия никто не звал Морганом))
Его называли Пелагием.
Почему найти нормального св. Моргана сложно, яхз.

Просто, ну, Константинополь от Британии очень далеко. Политически - совсем далеко. А Риму эта ещё не сожранная викингами цитадель учености была ой как нужна.
Lados
Пелагия никто не звал Морганом))
А вот это что? Фейки, фантазии, ошибки? Я действительно запутался.
https://www.celticcatholicchurchusa.org/the-life-and-teachings-of-st-morgan
https://members.tripod.com/cornwall_phoenicians/pelagian.htm

Просто, ну, Константинополь от Британии очень далеко. Политически - совсем далеко. А Риму эта ещё не сожранная викингами цитадель учености была ой как нужна.
А разве у Рима не были претензии к кельтским христианам по поводу расчета дат пасхи, обрядности и т.п.?
Lados Онлайн
П_Пашкевич, а это, товарищ, раскольнички, особенно Кельтская Католическая Церковь США. Причем с таким мощным националистическим уклоном, отсюда стремление называть Пелагия Морганом. Его так, конечно, технически звали - это его вероятное родное имя - но сам он назывался Пелагием, подписывался как Пелагий, и окружающие его звали точно так же.
Соответственно, и путаницы между ним и св. Морганом не было.

Претензии были. Поэтому Рим крайне эффектно и эффективно задушил КЦ и поглотил её территории - сначала позволив сохранить некоторые элементы обряда, а потом и это отняв.
Lados
О том, что это раскольники, у меня догадки были, - но то, что их вряд ли путали - важная для меня информация. Спасибо!

Ну, а насчет Рима и Константинополя - а можно ли говорить, что в первой половине 7 века (момент развилки) и далее на протяжении еще нескольких десятилетий (ну, это в реальной истории, вариант после развилкой - дело особое) Рим был автономен от Константинополя? Там же, как я понимаю, была настоящая чехарда сменявших друг друга пап, которые то ссорились с Константинополем, то мирились, то даже доминировали над ним.
Lados Онлайн
П_Пашкевич, по большому счёту, с падения Западной Империи Римская Церковь очень автономна, её связь уже чисто формальна (на уровне разных ПЦ, как Александрийская там, Иерусалимская и т.д.).
До посткаролингской ситуации, когда просто разобщенность стала оппозицией, ещё не дошло - но уже весьма близко.
Lados
Спасибо огромное!
Буду думать, как всё это уложит в общий расклад событий своего макси. Так-то говоря, это прежде всего часть фона для совсем другого сюжета, но часть все равно важная.
П_Пашкевич
Рим был автономен от Константинополя?
Уточню: Вы имеете в виду церковную связь или политическую?
Agenobarb
Здесь - церковную.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть