↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
МТА
9 апреля 2014
Aa Aa
#Советы_авторам

Товарищи! Описывайте повы и ретроспективы правильно!

Зачастую в фанфиках можно встретить такие странные явления, как ретроспектива/флешбек или пов.
Обычно это выглядит так. Идет повествование, а потом вдруг раз — автор пишет «ретроспектива» (или англицизм «флешбек») и описывает что было когда-то в прошлом героев. Потом зачастую пишет «конец ретроспективы». Чем-то это напоминает теги, задающие свойства текста — жирный, курсив, цитата...

ПОВ (POV) - сходное явление. Оформляется точно так же, но дается мнение другого персонажа.

Здесь и далее под повом и флешбеком/ретроспективой мы будем понимать именно указанный смысл.


Повы-флэшбеки на мой взгляд очень вредны.

Разрыв текста выглядит неестественным. Гармоничное изложение и восприятие текста нарушается. Да и, мягко говоря, не принято так писать сцены в литературе.

Кроме нарушения гармонии и традиций, к повам (к флешбекам гораздо реже) можно предъявить еще одну претензию. Зачастую они не нужны. От слова «совсем». Зачастую ПоВ не добавляет совершенно ничего... Но авторы иногда с поистине маниакальным упорством лепят и лепят их!

По сути, автор, вставляя в текст теги «пов» и «ретроспектива», лишь расписывается в том, что он не умеет или лениться оформить текст более художественно.


Но с другой стороны, а как это сделать? Надо же как-то передать мнения других персонажей, или зарисовать сценки из прошлого?

Взгляните в книги Толстого, Пушкина, Достоевского... Или Лукьяненко, Перумова... или Толкиена, Роулинг... Разве есть там флешбеки и повы? Нет. Но как-то они ухитряются передавать чужие мысли и события прошлого. И их читают и многим нравится. Как же они это делают?


С флешбеком-ретроспективой есть много приемов, которые надо знать и уметь использовать:

- Простое воспоминание. Герой вспоминает, что было. Хороший пример — конец главы VII фанфика Tempus Colligendi Гарри там дважды вспоминает события иных времен — и никаких безвкусных флешбеков.

- Рассказ. Один из героев рассказывает о чем-то что было. Не обязательно в стиле монолога. Рассказ может быть разным, не только в кресле у камина. Например, герой может прямо на месте эмоционально рассказывать и показывать - кто где стоял, где кто упал раненым или мертвым...
Мол, вот здесь стоял с обнаженной палочкой Великий И Ужасный Темный лорд. А здесь — надежда магического мира, воплощения света и доброты Гарри Поттер с бензопилой....

- Письмо, книга. Герой читает что-то о событиях прошлого.

- Театр, кинематограф. Почему бы не увидеть сценку из прошлого в театре? Или колдография. Герой смотрит на колдографию и вспоминает...

- Сон. Герой видит во сне яркую сцену.

- Магия. Используйте магию не только для того, чтобы убить главного злодея и раздеть главную героиню! Используйте магические средства! Омут памяти, легилименция... еще что-то! Не надо ставить флешбек о том, как дрались великие герои! Пусть ваш герой возьмет мензурку с воспоминаниями и посмотрит их. Банально? Придумайте волшебный кристалл, касание к которому погружает в воспоминание... Да хоть пленку с кинохроникой! Хороший пример - книги некой Дж. Роулинг о Гарри Поттере. В Тайной комнате, Кубке огня, Ордене Феникса и Принце полукровке показаны воспоминания других людей — и никаких флешбеков.


В конце-концов можно отдельно, в отдельной главе описать что было в прошлом.

Вариантов масса, выбирайте любой — или придумывайте свой. Дело ваше. Только придумывайте, старайтесь — а не лепите просто и безвкусно «флешбек»-"конец флэшбека".


ПОВ можно показать так:

- слова героя. Действительно, вместо ужасных с точки зрения стиля и восприятия повов, почему бы не дать герою самому озвучить, что он хочет?! Дайте ему слово.

- действия героя, жесты, эмоции. Не надо писать «Пов Дамблдора: как он мне надоел! Дать что ли лимонную дольку? Жалко, конечно, но зато помолчит! Конец Пова. Пов Снейпа: Неужели опять будет кормить?! Да я... я сбегу! Конец Пова».
Лучше «Дамблдор с раздражением посмотрел на Снейпа и потянулся к вазочке с лимонными дольками. Снейп содрогнулся и отступил на шаг к двери».
(пример выдуман).

- письмо, дневник. Герой может написать что он думает.

- магия. Покажите мысли героя в прямом смысл этого слова. Действие происходит в волшебном мире, как никак!

- отдельная глава от лица другого персонажа. Нет ничего удивительного в этом. Главное — написать главу так, чтобы с самого начала было ясно, от чьего она лица.
Некоторые авторы так пишут целые книги, от лица нескольких рассказчиков (Камша, вроде бы Мартин). И порой очень интересно, как разные персонажи смотрят на одно и тоже событие.
Вместо того, чтобы писать ПОВ — вставьте главу или фрагмент главы, где описано тоже от лица иного персонажа. Или расскажет кому-то еще. Хоть соратнику, хоть питомцу, хоть самому себе в зеркале. Или просто вспомнит мимоходом.

Пример — фанфик Вальпургиев рассвет. Глава LXXXV. Автор решил показать, как относится Гермиона к некоторым событиям в фанфике (если точнее — то разные взгляды на оные события). Он не стал делать пов-конец пова. Он просто в отдельной подлавке написал диалог Гермионы и Перси. И там же, в той же главке дан микропов Перси. Опять же без пов-конец пова.

Как видно, способов описать пов немало. И вам ничто не мешает взять любой из них или же придумать какой-то еще — о котором автор сих строк не вспомнил.


И, самое главное, перед тем как делать пов-ретроспективу, подумайте, нужно ли это вам? Что такое узнает читатель, что очень нужно узнать именно сейчас? Подумайте, как это лучше донести до вашего читателя. Подумайте и сделайте.

Способов написать пов и флешбек/ретроспективу немало. Используйте приведенные в этой статье, используйте другие... Главное, делайте это художественно и уместно. Лепить «пов-конец пова», «флешбек-конец флешбека» это признак торопливости, лености или же неумения работать с текстом. Если можете обойтись без пова-флешбеков, обходитесь без них. Если не можете — учитесь. Читая чьи-либо фанфики или ориджи, смотрите не только на сюжет и приключения героев — но и на то, КАК это описано. Как пишут авторы. Разумеется, за образец следует брать хороших авторов.

Кстати, среди десяти самых популярных фанфиков на Поттер-фанфикшен только в одном есть флэшбеки. И то там они расставлены... переводчиком. В оригинале несколько иное оформление (курсив). Впрочем, этот вариант хоть и изящнее, но так же оставляет желать лучшего.
Вдумайтесь. Из десяти самых популярных фанфиков — девять без всяких повов и флэшбеков. Наверное, это не просто так?
9 апреля 2014
9 комментариев из 11
Жалко, что в тексте нереально, по сути, сделать флэшбеки, как, например, в Лосте. Где они не выделяются практически ничем (кроме абсолютной смены сеттинга, логично). Но все же, ретроспективы в тексте - прием не самый удачный, имхо. Визуальной составляющей сильно не хватает.
>Если можете обойтись без пова-флешбеков, обходитесь без них.

Вы просто не умеете их готовить :)
Отличный фанфик, целиком состоящий из POVов.
А разве ПОВ, это не события, которые описываются с точки зрения фокального персонажа? :D Если нет, значит я пишу не ПОВы XD
Разгуляя

Вы собственно привели пример как надо это делать. Довольно хороший пример.
Нет ничего страшного в том, что автор обращается к событиям прошлого или же показывает события глазами другого персонажа, обнажает его мысли и т.п. Просто надо это делать умело, а не ставя "теги" пов-конец пова, флешбек-конец флешбека.

Матемаг
Согласен. Если один персонаж, то можно и от первого лица написать. Если куча воспоминаний - то можно и подзаголовки делать.
Литература существует не одно столетие и авторы как-то обходятся без пов/конец пова и ретроспектива/онец ретроспективы.

Чеш
Согласен. Хотя можно оформить. Относительно того же лоста - глава от героя А в настоящем, глава в прошлом. Затем глава от героя Б в настоящем, глава в прошлом... Примерно так сделать можно.

Heinrich Kramer Вы не поняли. Ваш пример как раз пример того как надо делать.
Я говорил о связках "флешбек-конец флешбека" и тому подобному. И Повы. Именно в этом, узком смысле - Здесь и далее под повом и флешбеком/ретроспективой мы будем понимать именно указанный смысл. (с)

А то, что вы описали - вполне попадает под мои советы:

В конце-концов можно отдельно, в отдельной главе описать что было в прошлом.


отдельная глава от лица другого персонажа. Нет ничего удивительного в этом. Главное — написать главу так, чтобы с самого начала было ясно, от чьего она лица.
Некоторые авторы так пишут целые книги, от лица нескольких рассказчиков (Камша, вроде бы Мартин). И порой очень интересно, как разные персонажи смотрят на одно и тоже событие.
Вместо того, чтобы писать ПОВ — вставьте главу или фрагмент главы, где описано тоже от лица иного персонажа. Или расскажет кому-то еще. Хоть соратнику, хоть питомцу, хоть самому себе в зеркале. Или просто вспомнит мимоходом.


В самой точке зрения от лица другого персонажа нет ничего страшного. Другое дело, что это оформляют зачастую ужасно и нелепо.

Рыжий Самурай вы пишите ПОВы, но нормально их оформляете.
Показать полностью
Аггррхх, ненавижу эти ПОВы =( Конец, начало... Я сразу вспоминаю песенку из Универа:
Этот мир так устроен
У всего есть конец
Есть конец у забора
Есть конец у овец...
Флешбеки... Ну, с ними чуть сложнее, чем с ПОВом. Хотя когда вижу ''начало флешбека'', рука сама тянется закрыть фф =( Эти топорно вставленные ретроспективы отвлекают от основного текста, а не должны. Ситуации из прошлого должны раскрывать характер персонажа, показывать его жизнь ДО точки отсчета, проливать свет на настоящее, то, что описывается в фанфике, а не отбрасывать тебя назад. Это похоже на резко тормозящую машину: ты едешь - несешься на полной скорости, и вдруг водитель жмет на тормоз, и ты вылетаешь из пассажирского сиденья. Неприятно, да? И чтобы вернуться, так сказать, в исходное положение, в исходное состояние, нужно время. Авторам, везде вставляющим флешбеки, стоит задуматься: а как бы они себя чувствовали на месте пассажира, понравилось бы им? Хорошо, если есть ''ремень безопасности'' - что-либо, что удержит тебя в машине, то есть внутри фф - стиль, сюжет. Тогда можно мысленно обругать водителя-автора и продолжить поездку, забыв инцидент. А если такого ''ремня'' нет? Пассажир-читатель выйдет из машины посреди дороги, громко хлопнет дверью и поищет другую попутку - с более ответственным водителем.
А еще есть такая беда: выделение курсивом мыслей не фокального персонажа. Читаешь себе фокал Гермионы, читаешь, а тут бах - на тебя выпрыгивает курсив (в тяжелом случае вообще болд) с мыслями Драко. Ладно еще мысли фокального перса, предположим, что афтар не умеет оформлять их через прямую и косвенную речь, но не-фокал?! *здесь должен быть мат*

Спасибо за пост, может, кто-нибудь прочтет и задумается.
Показать полностью
Матемаг Онлайн
Kellien, надежда умирает последней. Никто не задумается:(
Матемаг, хм) Ну я верю в лучшее)
Я за ПОВ когда он качественный и уместный.К сожалению в фанфикшене его чаще используют для восхваления того или иного персонажа.
Понравилась идея как в фильмах бывает:

"Квартира Смита, 16 января 2021 года"
(год, если произведение растянуто во времени)... И дальше само действие происходит

"Убежище. До конца света осталось 24 часа"
Тоесть с временным отсчётом...

"Часом/Днем/Неделей/Месяцем ранее..."
Если нужны какие то пояснения чтоб понять о чем речь в настоящем идет...

Что касается ретроспектив в стиле воспоминания, то считаю что какое никакое оформление должно быть, как минимум в ковычки взять нужно или * , а то получится не текст а шифровка какая то, особенно в диалогах
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть