↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ivanna343
16 августа 2021
Aa Aa
#Гордость_и_предубеждение #сиквел #сорри_инглиш!

Я уже писала, что в фэндоме по "Гордости и предубеждению" преобладают АИ: роман так искусно выстроен, что стоит вытащить или заменить хоть одну деталь - и конструкция меняется, хотя обычно только на уровне пути к ХЭ (он же - HEA).

Бывают, конечно, совсем радикальные варианты, например вот этот, где мистер Дарси, уехав из Незерфилда, так больше никогда и не встретился с Элизабет, не узнал о бегстве Лидии с Уикхемом и т.п. И нельзя сказать, чтобы это сгубило Элизабет жизнь. Вот тут и вот тут - целая коллекция мини-АУ, зачастую весьма неожиданных - в конце концов, Англия велика и холостяков, чтобы жениться на красивых бесприданницах, в ней немало...

Но сегодня буду рекламировать (и критиковать) не АИ, а сиквел. А конкретно - "Мэтлок" Dr-Lizzie. Напомню, что в фильме 1995 г. и фэндоме "ГиП" титул "граф Мэтлок" (по административному центру графства Дербишир) приписывается дяде Дарси, брату его матери и леди Кэтрин де Бург.

Задумка автора очень хороша: вписать продолжение "ГиП" в бурные годы после победы над Наполеоном, когда в условиях тяжелого послевоенного экономического кризиса Англия стремительно превращается в индустриальную страну. Война кончилась, промышленность лишилась армейских заказов, а перестроиться еще не успела. Стана бурлит: луддиты громят станки, возникают первые (и строжайше запрещенные) профсоюзы, радикалы требуют всеобщего [мужского] избирательного права, а тут еще король Георг IV вздумал разводиться с королевой Каролиной, подбросив искру в пороховой погреб.

И вот в этот момент старший сын графа Мэтлока с семьей погибает в кораблекрушении. Младший сын - полковник Фицуильям - еще раньше погиб при Ватерлоо. И графский титул, а с ним и 60 000 годового дохода (реальный доход реальных графов Фицуильямов) достаются племяннику - мистеру Дарси из Пемберли. Миссис Дарси становится ее светлостью графиней Мэтлок. Социальный разрыв между ее происхождением и положением, который и так был велик, становится огромным. Автор подробно показывает, как страшное психологическое давление и необходимость соответствовать социальным требованиям разрушают семью Дарси. А заодно описывает жизнь большого лондонского света, плотно завязанную на большую политику (в книге действуют граф и графиня Каслри и прочие реальные персонажи). Граф Мэтлок становится одним из министров Его Величества и его жена обязана соответствовать. Получается "ГиП" навыворот - там любовь побеждала все условности, здесь условности рушат любовь. У Дарси просто нет времени на жену и детей, а давление становится все сильнее, и кажется, что Англия на пороге революции похуже французской (современники не знали, что в Англии это невозможно:)

Еще раз повторю - замысел автора мне исключительно понравился. Книгу я прочла залпом, но чем дальше читала, тем больше у меня возникала вопросов. Так что теперь наведу критику, заодно предупредив читателей. Внимание, дальше спойлеры!

Главное допущение автора, вызывающее у меня наибольшие сомнения - это то, что Мэтлоки - торийский род. Понятно, что в послевоенной Англии еще почти двадцать лет будут доминировать тори, и, чтобы сделать Дарси министром, его надо было делать консерватором. Но реальные Фицуильямы были вигами, и поведение мистера Дарси в "ГиП" - это поведение весьма либерального вигского аристократа (одна дружба с Бингли чего стоит). Думаю, Остин недаром дала ему имя "Фицуильям" наряду с норманской фамилией.

Из этого главного допущения вытекают все [политкорректные] странности второй половины книги. Новый лорд Мэтлок оказывается обскурантом, держимордой и охранителем: раздает взятки на выборах, поддерживает расстрел мирного митинга (см. "Питерлоо") и репрессии против радикалов и даже использует служебное положение, чтобы разделаться с соперником (Дарси, который даже с Уикхемом не мог разделаться!). А заодно ведет себя как тиран с любимой женой, запрещая ей читать Мэри Уоллстонкрафт, обучать дочку вместе с сыновьями латыни и помогать деньгами миссис Уикхем. И это только верхушка айсберга. Как такого не разлюбить!

Что Элизабет и делает. Потому что в отличие от реакционера Дарси, ударяется в радикализм. Что характерно, под влиянием Лидии, которая, в свою очередь, под влиянием жизненных испытаний превратилась в голос феминистского и вообще антиэлитного протеста. (А Уикхем, осознав, что ненавидит он не лично Дарси, а классово - английскую дворянскую элиту в целом, стал радикальным журналистом). Мысль была отличная - показать, как разное социальное положение чем дальше, тем больше разводит когда-то равных друг другу сестер, так что пока одна страдает от того, что у нее жемчуг мелок, вторая переживает по поводу пустых щей. Но получилось карикатурно: поумневшая Лидия непрерывно изрекает феминистские истины и всячески ставит на место поглупевшую Лиззи.

Элизабет понимает, насколько несправедливы те привилегии, которыми она наслаждается: пока она предается праздности в роскошном особняке, тысячи людей непосильным трудом... А еще ее настигает осознание, что как у женщины у нее нет никаких прав - она полностью во власти Дарси. И тут она встречает доктора Уэйра, который мало того, что лечит бездомных, еще и объясняет ей преимущества полной отмены частной собственности. Как в такого не влюбиться до беспамятства и не начать мечтать, как было бы здорово жить с ним в достойной бедности и помогать ему в госпитале, вместо того, чтобы прозябать в гнусной роскоши и лицемерии большого света? Ах, скорее бы революция - отдать замок Мэтлок под общежитие для рабочих, а самой уйти к доктору... Или бросить все, забрать детей и уехать в Америку - тем более, доктор активно зовет.

Да, все именно так и написано, вплоть до сцены, где Элизабет, стоя на башне замка Мэтлок, вглядывается в даль - не идут ли вооруженные рабочие брать аристократическую твердыню?

Естественно, тиран и реакционер Дарси, пользуясь отсутствием революции, подводит благородного доктора под обвинение в госизмене и отправляет в Австралию, а жену ставит под жесткий контроль. А заодно уж начинает посещать публичный дом и изменять Элизабет. В конце смирившаяся Элизабет соглашается ради детей жить с постылым мужем.

Финал, не скрою, разочаровывает, в основном потому, что изначально Dr-Lizzie рисует не такую однозначную картину.

Например, из ее же текста очевидно, что поступки Дарси (включая посещение публичного дома) - результат сильнейшего стресса, в котором он постоянно находится, как член правительства Его Величества. Более того, автор понимает, что у английской элиты были основания не любить революционеров и стараться предотвратить революцию, и Дарси даже произносит вполне вменяемые речи о важности порядка и заботы о низших классах (исторически ограничение длины рабочего дня и прочее вмешательство в отношения хозяев с рабочими поддерживали как раз тори, а не виги).

В результате поведение Элизабет начинает выглядеть, скажем мягко, несколько безответственно. Тем более, что автор, увлекшись борьбой с истеблишментом, искажает реальную картину: роль светской дамы - жены министра отнюдь не сводилась к рождению детей и украшению гостиной. Фактически она участвовала в политике не меньше мужа, отвечая за поддержание полезных связей и, как мы сказали бы сейчас, PR. Этот факт автор полностью игнорирует, а зря.


В общем, читать фанфик стоит: написано неплохо, исторические реалии тем более. А еще очень хочется его переписать, начиная со второй половины. ИМХО, Элизабет в роли политического менеджера, была бы гораздо интереснее, чем в роли страдающей радикалки. Но что написано, то написано.
16 августа 2021
6 комментариев
Сначала захотелось кинуться читать, пусть и со словарем, а после спойлера расхотелось...)
Viola mirabilis

Для того и спойлер. Я сама читала с удовольствием, но когда Элизабет перешла к мечтам о честной бедности с врачом и детьми (от Дарси), поняла, что дочитывать придется через силу. Элизабет и автору почему-то в голову не приходит, что Дарси может своих детей любить не только как наследников титула и имения. И что мечты, как она в революцию наконец-то избавится от мужа (этому аристократу и врагу народа наверняка отрубят голову, а она наверняка успеет убежать с детьми), как-то жену не красят.

Так что ссылку ссылку доктора Вейра в Новый Южный Уэльс я восприняла на ура!
Автор прямо Чернышевский с Герценом в одном флаконе))
Точно!

ЗЫ. Дарси запрещает читать детям "Айвенго" из-за революционного образа Робин Гуда. Так что не только Элизабет радикально поглупела:)
ivanna343
Точно!

ЗЫ. Дарси запрещает читать детям "Айвенго" из-за революционного образа Робин Гуда. Так что не только Элизабет радикально поглупела:)
Это из за работы в правительстве, похоже.
клевчук

Власть испортила мистера Дарси. Но его тоже можно понять: придешь после напряженного рабочего дня домой, а там сидит радикально настроенная жена и порицает тебя всем своим видом. А под кроватью у нее уже спрятана сумка с самым необходимым и парочкой драгоценностей (твоих, между прочим, подарков), чтобы бежать от народного гнева (да, автор так и написала). В общем, автор добилась противоположного результата - я начала искренне жалеть Дарси и удивляться его долготерпению и выдержке:) Что, правда, для него в характере.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть