↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
25 ноября 2021
Aa Aa
#черновики #для_тапков
Почти страница. Принимаю замечания.

Робин резко приподнялся, но уже через мгновение бессильно рухнул обратно на постель и скрючился в новом приступе жестокого кашля. А у Таньки вдруг перехватило дыхание. Что-то темное поднялось в ее душе и заклокотало, готовое вырваться наружу и со всей силы обрушиться на безжалостную Мэйрион. Пожалуй, прежде Танька испытывала отдаленно похожее чувство, только когда слышала совсем уж бесстыдную ложь – от монахов в шерифовом поместье, от самозваного «короля пикси»... Но Мэйрион сейчас не лгала – чувствовалось, что она определенно верит в свои слова. И слова эти были даже слишком похожи на правду!
Едва откашлявшись, Робин вновь приподнялся. Покачал головой. Затем вымолвил, с трудом выдавливая из себя слова:
– Нет, Мэйрион. Я не знаю, откуда ты такое взяла, но... Матушка не стала бы мне лгать. Я...
Закончить ему Мэйрион не дала. Уперла руки в бока, расхохоталась:
– Ну что, будешь опять рассказывать мне про своих сидов? Опомнись, муженек! Нет никого из них ни на Придайне, ни на Эрине. Все бруги, все тулмены пусты – а их жители давным-давно то ли вымерли, то ли ушли! Теперь одни лишь бесплотные призраки носятся над холмами. Носятся, угрожают, вспоминают...
Но и сама Мэйрион тоже не договорила. Снаружи послышался знакомый звонкий голос – Танька почти сразу же узнала Орли. А затем вдруг громко гавкнула собака.
Мэйрион вздрогнула, испуганно огляделась по сторонам. Лицо ее внезапно сделалось мертвенно-белым. В следующий миг она стремительно бросилась к выходу, рванула в сторону полог, шагнула наружу. И резко остановилась, будто налетела на какую-то преграду.
– Ой! – совсем рядом послышался испуганный вскрик – теперь уже не Орли, а Гвен.
Мэйрион фыркнула, уперла руки в бока.
– Ты, Гвен? Подслушиваешь?
– Подслушиваю, – покорно согласилась та. – Потому что беспокоюсь. Поможешь ему?
В ответ Мэйрион мотнула головой.
– Не смогу. Я всего лишь ведьма, Гвен. Не Бран Благословенный, не Мат фаб Матонви.
– Тогда пусти меня, Мэйрион! Раз уж не можешь ему помочь, раз не хочешь даже утешить его, сказать доброе слово напоследок – я сама... – Гвен вдруг запнулась. – Ты совсем не знаешь никакого средства?
Мэйрион хмыкнула.
– Положим, средство-то я знаю – да что толку! Будь мой муженек и правда сидом – оно бы, может, и помогло. Вот только Робин никакой не сид – как и твой уродец Эрк!
Ответила Гвен не сразу: то ли задумалась, то ли растерялась, то ли просто собиралась с духом. Однако вымолвила твердо, уверенно:
– Я знаю об Эрке. Ну и что?
Замерев, вслушивалась Танька в этот разговор. Слова Мэйрион сразу и испугали ее, и озадачили. Средство, способное помочь только сидам, – что бы это могло быть? Может быть, что-то, связанное с обновлениями?.. Да нет же! Разве Мэйрион могла видеть книгу, подаренную маме Сущностями? А значит... Значит, это средство – либо выдумка, вздор, суеверие, либо вообще бред воспаленного рассудка, либо... Либо оно и в самом деле существует! Может быть, аннонские друиды умели лечить пневмонию своими средствами – опасными, но хотя бы иногда спасительными? Но тогда, если терять все равно уже нечего...
25 ноября 2021
20 комментариев из 23
Belkina
Спасибо большое!
Насчёт повторов - понял. Подумаю, как их проредить. Наверное, получится довольно просто.
Да, мощный эпизод, согласен с комментаторами выше. Пара мелких моментов:

Но Мэйрион сейчас не лгала – по крайней мере, она определенно верила в свои слова. И слова эти были даже слишком похожи на правду!
Повествование ведётся от лица Этайн, а потому не очень понятно, откуда она-то может знать, лжёт Мэйрион или говорит правду? Вряд ли Этайн столь искушена в деле распознания лжи, что чисто по голосу и выражению лица полубезумной Мэйрион смогла определить, верит она в то, что говорит, или нет.

Нет никого из них ни на Придайне, ни на Эрине. Все бруги, все тулмены пусты! А их жители то ли вымерли, то ли ушли – давным-давно, задолго до твоего рождения!
Разве Сущности не обустроили этот мир так, чтобы у его жителей сохранялось впечатление, что сиды действительно существовали относительно недавно? Ладно, Мэйрион, но ведь явно не она одна была достаточно храбра или не чувствительна к предрассудкам, чтобы забираться в сидовские жилища. Если все они покинуты давным-давно, настолько, что безо всяких современных средств и методов это может понять даже одинокая полубезумная "ведьма", разве это не должно порождать у населения вопросы, в первую очередь, к Немайн? В предыдущей главе Этайн даже задумывается, что Сущности правили людям память (вернее, создавали людей с альтернативными воспоминаниями в сравнении с нашим миром) с тем, чтобы они помнили события, предшествующие фактическому созданию этого мира. Разве память о сидах не должна была бы аналогичным образом добавиться к воспоминаниям людей? Чтобы они были уверены в том, что если сиды и ушли, то совсем недавно, оставив своих живых представителей (в виде Немайн), а не "задолго до рождения Робина", то есть как минимум век назад. Да и спутать подземное жилище, заброшенное пару десятилетий назад, и больше века довольно сложно – хотя бы потому, что во втором случае от него мало что останется, если это не бетонный ДОТ и не каменная пещера.
Показать полностью
ReznoVV
Спасибо большое!
Надо обдумать. Займусь вечером поисками обоснуя - заодно со стилистическими правками.
Но думаю, что именно памяти о встречах с сидами у людей все-таки не было: они и так верили в их существование. Дело в том что сами пустые жилища были созданы Сущностями не сразу а "задним числом", через несколько месяцев после попаданства. Исправлять память людям они, конечно, могли, но, думаю, не стали.
Belkina
Подчистил повторы.
Было:
Что-то темное поднялось в ее душе и заклокотало, готовое вырваться наружу и со всей силы обрушиться на жестокую, безжалостную Мэйрион. Пожалуй, прежде Танька испытывала отдаленно похожее чувство, только когда слышала наглую, бесстыдную ложь
Стало:
Что-то темное поднялось в ее душе и заклокотало, готовое вырваться наружу и со всей силы обрушиться на безжалостную Мэйрион. Пожалуй, прежде Танька испытывала отдаленно похожее чувство, только когда слышала совсем уж бесстыдную ложь
Спасибо!
ReznoVV
А вот с вопросами, выходящими за рамки стилистических правок, всё гораздо сложнее. Думаю.
П_Пашкевич
Ага, так отлично, по-моему!
ReznoVV
Повествование ведётся от лица Этайн, а потому не очень понятно, откуда она-то может знать, лжёт Мэйрион или говорит правду? Вряд ли Этайн столь искушена в деле распознания лжи, что чисто по голосу и выражению лица полубезумной Мэйрион смогла определить, верит она в то, что говорит, или нет.
Я попробую объяснить, почему этот вопрос очень трудный.
В каноне у сидов в этом отношении очень специфическая репутация: они будто бы не только не лгут сами, но и ненавидят ложь, исходящую от других.
Ну, скажем, вот (из канонных книг):
Толком старых легенд Кейр и не помнил. А наврать — боязно, сиды ложь чуют, хоть и не всегда, но очень часто.
«Я, — говорит, — решила, что ты приболела. Раз уж котел на холм затащить не смогла. А праздник есть праздник. Ты как, выздоровела, соседушка?» А соседушка ни жива ни мертва. Сказать, что да, что нет — никак нельзя, сида ложь почует. И будет тогда ой-ой. Даже — ОЙ! Но — вывернулась. Сказала, что сейчас здорова. И это было правдой!
Но это поверья. А вот что за ними стоит?
А непонятно. Немайн-то ложь чуяла - но она располагала доставшимся ей вместе с "чужой памятью" жизненным опытом Клирика, да и боялись ей лгать. Однако можно допустить и то, что у них в рамках отличий психики от человеческой имелась еще и врожденная способность считывать и понимать некоторые элементы мимики, в том числе улавливать попытки солгать. Не со 100%-й эффективностью, конечно, но и с ненулевой. То, чему людям приходится учиться. Но что некоторые паттерны поведения принципиально могут быть связаны с безусловными рефлексами, я не сомневаюсь. Умение узнать веселость, грусть, благодушие, угрозу - надо ли этому учиться? В общем, не знаю. Но не исключаю, что почувствовать, что скорее всего Мэйрион верит в то, что говорит, Танька могла именно вот поэтому.
Показать полностью
Belkina
Спасибо!
П_Пашкевич
Повышенная эмпатия сидов, если я правильно понимаю, работает у них на уровне физиологии, в частности, в случае их "плача". Но вот насколько все эти способности развиты у Этайн, мало того, что очень юной, так ещё и выросшей в условиях получения домашнего образования, то есть меньше обычного контактировавшей с разными людьми? Впрочем, возможно, в это описание есть смысл просто добавить чуточку сомнения от лица Этайн? Не просто постулировать факт того, что Мэйрион не врёт, а показать, что это вывод самой Этайн, основанный на её ощущениях, а не непреложная истина.
ReznoVV
Да и спутать подземное жилище, заброшенное пару десятилетий назад, и больше века довольно сложно – хотя бы потому, что во втором случае от него мало что останется, если это не бетонный ДОТ и не каменная пещера.
Со вторым вопросом тоже много неясного.
Начну с того, откуда вообще взялись пустые поселения сидов.
Вот эпизод из "Камбрии - навсегда". Сущности ведут неприятный для них разговор с Немайн. Тема примерно такая: почему личность попаданца оказалась разрушенной в ходе обновления тела эльфийки и что с этим делать дальше. Одним и результатов этого разговора и оказывается появление таких декораций.
Мы можем даже предложить вам другую награду. Например, замотивировать ваше присутствие на планете.
Сида спрятала лицо в ладонях.
— А это вы и так должны были сделать. Помните? Тогда, при самой отправке в прошлое? «Вы можете быть последней в роду?» Учитывая, как дотошно вы подошли к инвентарю и классу, создав мне несуществующее византийское родство, могли бы и кости окаменелые разбросать, помет, орудия первобытного и не очень труда, кострища… Так что вот вам еще одна ошибка!

И обещание свое они исполнили. В последней большой канонной книге Сущности объавили: "Окаменелости в культурные и геологические слои внесены". А вот насчет правки памяти людям - ни слова.

В каком же состоянии эти имитации были? На этот вопрос некоторые подсказки вот есть только в "Истории сидов":
К сожалению, все убежища к приходу археологов полностью были полностью разорены или затоплены - что хоть и лучше, но также не способствовало сохранности обстановки. Многие из них к тому времени были брошены - и мы можем с уверенностью утверждать, что последние из них, а именно те, в которых остались следы борьбы, в XIX веке от основания Города, когда подверглись окончательному разорению, были уже пусты.
При этом, по моим расчетам, время лекции профессора (а там эпоха пара) приходится по моим расчетам на 21 век по тамошнему летоисчислению).

А вот что они из себя представляли (тоже из "Истории сидов"):
Все подземные селения гибернийских сидов делятся на два класса: бруг, или городок, и тулмен - подземный дом. Собственно бругов к настоящему времени раскопано около полутора десятков, число тулменов перевалило за сотню - но этого очень и очень мало. Общее население всех этих мест никак не могло превышать двух тысяч: бруг обеспечивал весьма стеснённые условия для жизни нескольким десяткам сидов, тулмен - одной паре с детьми. Иногда встречаются и сооружения промежуточного размера. Например, замок Гвина в Камбрии на основе натуральной пещеры представлял собой нечто среднее между бругом и тулменом. Причина была в том, что замок Гвина не обеспечивал ни питание своих обитателей, ни производство - это было военное укрепление, оплот власти - но не более того. Подробности его осады мы рассмотрим позже.
Итак, главный коридор бруга ведёт в комнату с припасами, и в стойло для скота - необходимый запас на случай неудачной охоты. Канализация - выложенные камнем галереи - отводят сток в расположенный ниже и укрытый колодец. Вода поступает из подземного резервуара, пополняющегося дождевой водой, и расположенного обычно чуть выше убежища. Комната-псарня. Дальше галерея расширяется и превращается в главный зал обитателей убежища. Из зала идёт отводок к комнате с очагом и кузней, в поздних сидах нередко не оборудованной. Отсюда при необходимости производится задымление. Другой коридор ведёт к жилым комнатам. Комнаты маленькие, обстановка простая: ларь, одеяла. Пол засыпан соломой. Свет обеспечивает лампа на животном жире, так что ароматы стоят специфические. В углу - арфа, шахматная доска, кофейный столик. Вот и всё. Стульев нет - впрочем, культура высокой мебели, завезена в Гибернию и на Придай римлянами, и после их ухода постепенно ослабляет позиции. Что в высшей степени разумно: как человек помимо верхней одежды нуждается в белье, так и жилище, помимо деловой и парадной, общественной высокой мебели должно включать и интимную и уютную традиционную обстановку, значительно более располагающую к успокоению и отдыху.
К сожалению, все убежища к приходу археологов полностью были полностью разорены или затоплены - что хоть и лучше, но также не способствовало сохранности обстановки. Многие из них к тому времени были брошены - и мы можем с уверенностью утверждать, что последние из них, а именно те, в которых остались следы борьбы, в XIX веке от основания Города, когда подверглись окончательному разорению, были уже пусты.
Тулмен тоже не представлял собой ничего мистического: небольшое жилище, без помещений для скота. Тулмены, в отличие от бругов, строятся и много позже поражения сидов, и причины тут могут быть разные. Вероятно, в тулменах селились те, кто отказался признать власть правителей бругов, но не решился покинуть родину. Позже к ним, вероятно, присоединяются и беженцы из разорённых поселений. Поздние тулмены вовсе убоги - узкий вход, не позволяющий войти в полный рост, и небольшая комната, укреплённая плетёными ивовыми прутьями. Слой земли, отделяющий крышу такого жилища от поверхности, обычно не превышает минимально необходимого для маскировки. Понятно, что большинство таких примитивных землянок не сохранилось, поэтому именно бруг и ранний тулмен обычно изображают в качестве жилища гибернийских сидов - что неверно, и если бруг в случае ссоры доводилось осаждать, то тулмен позднего типа был крайне уязвим. Распространены истории, в которых человек, пытаясь забить в землю колышек, чтоб привязать скотину, дырявил крышу тулмена. После этого сидам обычно приходилось уходить, хотя и не всегда - часто люди принимали такое соседство.

Итак, получается, что в этих декорациях столетиями сохранялось немало элементов интерьера. Как такое получалось? А видимо, за счет микроклимата: другого объяснения не получается. Выходит, что-то общее у них с ДОТами и каменными пещерами все-таки было. А уж за больше чем пятьсот лет до лекции сохранность внутренней обстановки этих жилищ должна была быть еще лучше.

И тогда вопрос встает уже иначе: не "Неужели Мэйрион не могла отличить недавно оставленное жилище от давно заброшенного?", а "С чего она решила, что тулмены и бруги опустели до рождения Робина?" И это проблема. На момент появления Немайн Робин был уже взрослым. Про сидов в его окружении все знали - но при этом реально их никто из людей не видывал (но кто-то поддавался мистификациям, кто-то заблуждался по другим причинам, а кто-то привирал и мистифицировал, вводя в заблуждение других). И при этом - внимание! - несколько месяцев никаких заброшенных подземных жилищ не было вообще, были лишь естественные пещеры, гробницы и тому подобные объекты, принимавшиеся людьми за бруги и тулмены. Следствие из этого: смельчаки, проникавшие туда (или имевшие такие воспоминания в ложной памяти) помнили тамошние "интерьеры" в куда более плачевном виде, чем те, кто впоследствии находил эти самые "декорации". А Мэйрион запросто могла не знать о более поздних находках. Похоже, что в Корнуолле было не слишком много таких "декораций". В "Истории сидов" есть вот такой пассаж:
Дело в том, что у сидов не было олова, которое, ради производства бронзы, им приходилось закупать южнее, в Корнуолле
- то есть в Уэльсе они якобы жили, а вот в Корнуолле - похоже, нет.
Итого: Мэйрион не знает о "свежих" (то есть сфальсифицированных Сущностями) тулменах, зато знает, что в Анноне никаких сидов не было. Вот ее логика. А вот Робин о них, кстати, знает - и это, кстати, должно было поддерживать его уверенность в своей правоте.

Почему я против допущения об "исправлении" памяти людям в ходе фальсификации Сущностями тулменов и бругов? Да потому что влияние этих исправлений на реальность должно быть очень большим, меняющим судьбы, характеры, даже состав населения. В памяти людей сиды стали бы гораздо менее мистическими существами, появились бы личные воспоминания, перенятые знания и умения, реальные, а не мнимые, потомки сидов среди людей и т.д.
Показать полностью
ReznoVV
Впрочем, возможно, в это описание есть смысл просто добавить чуточку сомнения от лица Этайн?
Вот это то что надо! :)
Спасибо!
ReznoVV
Не просто постулировать факт того, что Мэйрион не врёт, а показать, что это вывод самой Этайн, основанный на её ощущениях, а не непреложная истина.
Попробовал подправить минимальным штришком.
Было:
по крайней мере, она определенно верила в свои слова.
Стало:
чувствовалось, что она определенно верит в свои слова.
П_Пашкевич
"Историю сидов" я читал буквально пару недель назад, после знакомства с вашей "Фрау залигэ", как раз на неё и ориентировался, а вот нюанс разности по времени между появлением Немайн и появлением в этом мире материальных свидетельств существования сидов мне был не знаком, ввиду незнания канона. В таком случае я всецело поддерживаю вашу точку зрения на вопрос невмешательства Сущностей в людскую память в этом аспекте – действительно, менять пришлось бы слишком многое. Правда, Мэйрион всё равно слишком уже уверенно говорит, что все сиды покинули мир задолго до рождения Робина – даже если она в курсе ситуации в окрестностях своей родной аннонской общины, разве не логично было бы предположить, что это там сиды "закончились" давным-давно, а в других местах они вполне могли бы быть, исчерпавшись лишь на Немайн. Тут проблема в чём – местечковость личного опыта каждого конкретного человека той эпохи зашкаливает, за исключением купцов и, в некоторой степени, военных, большинство населения может быть достоверно уверенным в бытии только счётных квадратных километров окрестностей своего места жительства. Всё, что происходит дальше, они воспринимают через рассказы, слухи и записи (те счётные проценты грамотных людей, кто их способен писать и читать). Мэйрион, конечно, на месте не сидела, но после ученичества у Немайн или вела партизанскую войну, или (недолго) сидела в Кер-Сиди и (долго) в Кер-Бране. В последнем случае сидовских жилищ "под рукой" у неё нет, в первом ей, только что отошедшей от личной трагедии, явно было не до того. Так что все её личные сведения ограничены опытом в языческой общине, при том, что буквально все вокруг должны бы передавать из уст в уста истории о том, как они натыкались на "новые" сидовские убежища. Нет, не спорю, человек в её состоянии сознания склонен максимизировать личный опыт и убеждения, игнорируя слова других, но в описываемое время, когда представления о мире в целом у подавляющего большинства людей формировались именно из чужих рассказов, не слишком ли это смелое обобщение?

Неубедительно. Подумаю еще.
На мой вкус, тут напрашивается что-то в духе "Танька почему-то было уверена в том, что Мэйрион определённо верила в свои слова". Конкретную степень уверенности и обоснованность её я оценить затруднюсь, но мне кажется, что проще всего будет именно связать эту оценку с личностью самой Этайн.
Показать полностью
ReznoVV
На мой вкус, тут напрашивается что-то в духе "Танька почему-то было уверена в том, что Мэйрион определённо верила в свои слова"
Я сейчас как раз написал "Но Мэйрион сейчас не лгала – чувствовалось, что она определенно верит в свои слова." Годится?

Насчет аргументации и уверенности Мэйрион продолжаю думать.
П_Пашкевич
Да, так мне кажется лучше. Сдвиг с объективного утверждения на субъективное, связанное с тем, кому это "чувствовалось" по мне очень важная штука.
ReznoVV
В продолжение размышлений.
Нет, не спорю, человек в её состоянии сознания склонен максимизировать личный опыт и убеждения, игнорируя слова других, но в описываемое время, когда представления о мире в целом у подавляющего большинства людей формировались именно из чужих рассказов, не слишком ли это смелое обобщение?
Да, смелое. Но на него слишком многое завязано. И ее "разоблачение" Немайн, больно ударившее по Таньке. И неверие в сидовскую природу Робина. В отношении только Робина она бы могла, конечно, ограничиться утверждением, что знает, кто на самом деле был его отцом. Но в свете того, что она до этого успела высказать Таньке, так уже не получится. Ну, то есть в принципе-то натяжка возможна: она могла бы полагать, что сиды сгинули в промежуток между рождением Робина и приходом Немайн. Но тут, пожалуй, уже вмешивается "бритва Оккама". В данном случае это выражается в том, что Мэйрион сгоряча просто упускает такую возможность - что логично с учетом того, что она вовсе не горит желанием обосновать чудесное, сидовское, происхождение Робина.
ReznoVV
Вот что я, пожалуй, сделаю. Смягчу безапелляционность утверждения Мэйрион. Пусть берет больше напором, чем логикой!
Было:
Все бруги, все тулмены пусты! А их жители то ли вымерли, то ли ушли – давным-давно, задолго до твоего рождения!
Стало:
Все бруги, все тулмены пусты – а их жители давным-давно то ли вымерли, то ли ушли!
П_Пашкевич
Смягчу безапелляционность утверждения Мэйрион. Пусть берет больше напором, чем логикой!
Да, так мне кажется лучше. Во-первых, исчезает ссылка на время "ухода" сидов, которая автоматически порождала вопросы о том, как Мэйрион этот временной интервал определила. Во-вторых же, Мэйрион сохраняет свой полусумасшедший образ, упирая больше на эмоциональность, чем рациональность. По мне так это отлично вписывается в предыдущие сцены!

Что касается логических шероховатостей в аргументации Мэйрион, то без ссылки на время они становятся не так заметны – теперь Мэйрион не столько выстраивает логическую цепочку, отчего отцом Робина не мог быть сид, сколько бросает ему слабо связанные друг с другом факты, которые в её воспалённом сознании друг друга подтверждают, а их объективность и истинность остаётся за скобками. Особенно с учётом упоминания призраков в следующем же предложении. Отличный вариант, на мой взгляд.
ReznoVV
Тогда передохнУ - и попробую писать дальше. :)
Спасибо огромное!
Сейчас внес правочку - опять по результатам обсуждения с ReznoVV и Э Т ОНея
Было:
– Я знаю об этом. Ну и что?
Стало:
– Я знаю об Эрке. Ну и что?
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть