Коллекции загружаются
#моё #писательское #размышления
Я выделаю 5 пластов в тексте. Это пласт персонажей и их отношений. Пласт сюжета, событий, конфликтов. Пласт сеттинга, антуража, мира. Пласт атмосферы, пронизывающих текст настроений, эмоций и чувств. И, наконец, внутри текста есть как пласт идей (назовём их так). Так вот, про идеи. Бывают идеи следующих типов (я не совсем компетентен, т.к. основополагающий труд Лотмана про знаки в тексте не осилил пока...): 1) Порождённый чисто текстом (читателю надо знать только язык, чтобы их считать, внутренняя знаковая система, в которой порождаются идеи, создаётся автором на лету, генерится самим текстом, если читатель способен в принципе конструировать в голове знаковые системы определённой сложности, то он их считает) а) Явные - тут нечего добавить, не обязательно прямо сказанные, но около того. Я люблю работать на этом уровне, кстати. б) Неявные - подтексты, достраивания, недосказанности тоже могут нести идеи, а порой и целый идейный пласт. Как асоциальный человек, я плаваю на этом уровне. Кроме того, сюда входят намёки, авторские игры с символами и пр. на грани постмодернизма и за его гранью. 2) Порождённые взаимодействием текста и современной/соответствующей ему обстановки/внешнего контекста. Т.е. взаимодействием текста и реальности и/или какой-то её части (тут уже не обязательно современной). Самое банальное - высмеивание пороков общества. Через десяток, а то и пятёрку лет может вообще не считываться без предварительного ознакамливания с соответствующей средой и/или явлением, к которому апеллирует автор 3) Порождённые взаимодействием с другими текстами. Самое банальное - фанфики. Есть вообще непонятные без знания канона. Но гораздо более тонкие вещи - это адресация к собственному прошлому творчеству, спор с некими публицистическими текстами или с творчеством другого автора и пр. 4) Порождённые взаимодействием читателя и текста. Чисто субъективное. Для достаточно объёмных и/или глубоких текстов неглупый читатель может нагенерить даже не один, а два или три пласта чисто из себя и текста, а уж если подтягивает пункты 1-3, то... Штука полностью индивидуальная. Идеи типа 1-а считываются из текста, если читатель - не дурак. Идеи 1-б - не всегда. Идеи 2 - только в актуальной среде и/или при предварительной подготовке. Идеи 3 - при знании источников, порой для этого надо ещё и биографию автора знать. Идеи 4 - считываются почти кем угодно, часто и полным дураком, но для каждого - свои (иногда - для каждой социальной группы свои, кстати, где-то отсюда можно работать с ЦА тоже, если ты зарабатываешь на творчестве деньги). Понятное дело, что чужой пласт 4 ты никак прочтёшь, телепаты, как говорится, в отпуске. И автор тоже не может догадаться, что стукнет в голову каждому отдельному читателю, в лучшем случае, с ЦА поработает, и то не факт что выйдет. Идеи четвёртого типа - штука тонкая. Субъективно-индивидуальная. Работаете ли вы с идейным пластом своих текстов, а если да, то на каком уровне? 9 июля 2022
4 |
финикийский_торговец,
Показать полностью
Хотя вот эту часть 3-го пункта и лучше избегать Ну я и не говорю, что это хорошо:) Но - допустимо. Просто вот это вот:Но с другими фикрайтерами Во-первых, я не о фичках в первую очередь, а во-вторых... эм, понятно, что спорить с чужими фичками - дело почти всегда неблагодарное. За реееееееедким исключением. Читателю это не зачем, а вот если автор у нас элитный, и его оригинальное произведение спорить с другим элитным же оригинальным произведением, то, в принципе, норм тема. Главное, чтобы оно НЕ ТОЛЬКО спорило. Т.е. этот пласт всегда вторичен. Если он первичен, то текст, мягко говоря, не состоялся.четвертым управлять нельзя, но можно осознанно накидать зацепок Таким образом получится 1б, а не 4:) Чтобы хотя бы попытаться в 4, надо... не знаю, прям очень хорошо знать людей, которым адресуешь текст. И не зацепками, и не прямо говорить, а... хм, формировать саму ткань текста, слой 1а, атмосферу, персонажей и сеттинг так, чтобы возникли нужные ассоциации. Каким-то волшебным образом рассчитывать образный ряд, символическую систему текста на - и при этом обладать пониманием людей, знать, как этот ряд будет считан. Если честно, мне кажется, что 4 просто не стоит усилий. Но профессиональный писатель едва ли не обязан хотя бы пытаться в 4, если не позитивно, то негативно - не вызвать плохих ассоциаций, не задеть никаких общих для больших групп сквиков, задеть общие кинки, но при этом не шаблонами. Сложно зарабатывать на текстах... |
Матемаг
Таким образом получится 1б, а не 4:) Степень неявности, глубина заложения смысла может быть разной. Вопрос в верифицируемости - был ли умысел автора в том чтобы подобное в голове у читателя возник, намерено ли автор заложил этот смысл (вернее нечто запустившее этот смысл в голове у читателя). С чужой книгой не проверить, кажется что со своей - можно. Но что ты заложил осознанно, а что - нет? |
финикийский_торговец,
С чужой книгой не проверить Проверить-то нельзя, но о вероятностях говорить можно. Собственно, и сам научный метод оперирует только вероятностями, так что не вижу ничего постыдного в.кажется что со своей - можно Ох какие чудеса порой наша психика вытворяет! Такие, что это "кажется" тут очень к месту.Но что ты заложил осознанно, а что - нет? Да, кстати, очень интересный момент. Мне однажды ткнули на идею, которую я сознательно не закладывал - но... |