Коллекции загружаются
Пытаться предугадать смысл существования цивилизации в целом — не более осмысленно, чем пытаться предугадать его для одного-единственного индивидуума.
Вы хотя бы сами для себя определить его можете? Либо вы будете применять дико расплывчатые и обтекаемые выражения — что немногим будет отличаться от формулировки «смысл моего существования заключается в смысле моего существования» — либо быстро обнаружите, что любая конкретизация противоречит вашим интуитивным ощущениям. Почему? Потому что человеческий мозг — это тысячи разных поочерёдно вспыхивающих желаний, меж тем как наше сознание может последовательно воспринимать лишь малую часть их? Потому что внутри нашей психики сидит Хитрый Торговец, который любую попытку кого-либо сформулировать для нас модель Смысла Жизни воспринимает как предложенную покупателем на рынке цену, которую обязательно надо тут же перебить своей и поторговаться? Оба объяснения не взаимоисключающи. Вполне вероятно, что Хитрый Торговец обитает внутри нашей психики именно потому, что моря ложкой не вычерпать. Мы подсознательно понимаем, что всех наших желаний нам заранее никогда не учесть, поэтому любую предложенную цену — любую модель «смысла жизни» — заранее принимаем в штыки. Всегда. Поэтому проблемы начинаются зачастую с попытки вычислить смысл существования цивилизации — и заставить её старательно этому смыслу следовать. Классический сценарий антиутопии — появление могущественного диктатора или даже сверхчеловеческого ИИ, который реально может это осуществить. Когда-то мне приходили на ум религиозно-эсхатологические фантазии на данную тему. Боги и демоны из древних мифов и современного авраамического мировоззрения — не что иное как дружественные искусственные сверхинтеллекты из времён предыдущей постсингулярной цивилизации. Только вот критерии «дружественности» у них разные — если один ИИ запрограммирован на увеличение числа улыбающихся лиц в космосе, то другой ИИ запрограммирован увеличивать на Земле количество «очков культуры» или «очков образования». Что мы в результате имеем? Правильно, битву демонов, распаляющих гедонизм и потакающих суетным страстям, с ангелами, поощряющими аскетизм, супружескую верность и социальные скрепы. Причём ни те, ни другие не могут пойти против человеческой свободы воли — мешают Законы Роботехники. Отсюда концепция «борьбы за души», пропагандистской войны. Может быть также поставлен вопрос: — почему эта война невидима? Действительно, по идее ведь ничто не обязывает сверхчеловеческие доисторические интеллекты скрываться от нас. Здесь вспоминается рассказ Азимова «Как потерялся робот», где пропажа автомата с позитронным мозгом объяснялась лишь тем, что тот был запрограммирован чересчур трепетно относиться к человеческим приказам, а работающий с ним человек был не в духе и жёстко скомандовал роботу: «Уходи прочь, и чтобы я тебя больше не видел!» Как знать: — не отдал ли кто-то из нас слишком умело древним сверхавтоматам подобный приказ? 5 декабря 2022
1 |
Подожди, ты не только в разумности, ты странам ещё и в жизни отказываешь? Странам - тем более.Сразу отбросим очевидный факт, что страна не может быть субьектной, потому что она не человек Потому что неразумна, лол. Субъективность - это наличие квалиа, конечно. Даже разумность для этого не обязательна. Ну, в подразумеваемом мной смысле. Так-то субъектом в широком смысле может быть вообще что угодно, способное действовать/взаимодействовать, но я, конечно, не об этом.мотивы - лебенсраум и зеленная энергетика невозможны без мотивов Ты правда не понимаешь, что такое "мотивация разумного/живого существа"? 0_0 Вот прям правда-правда?Любопытно также, что многим государствам бывают присущи многие признаки разума, но... на короткий промежуток времени. Полноценным непрерывным сознанием, которое есть у высших животных, в т.ч. людей никакое государство не обладает. Если будет обладать - это будет уже не государство. Между прочим, моя "Система" фоном затрагивает этот аспект. Есть некоторые люди значит, все люди неразумны Идеальное натягивание. Есть некоторые люди - значит, все люди. Да, поскольку разум людей ограничен, то они не могут сознательно реагировать на все возможные проблемы (не говоря уж о багах разума). С другой стороны, устройство государств в принципе не подразумевает разумность, хотя они могут имитировать её на которых интервалах времени в ограниченном количестве вопросов. Разум - уже не тот чёрный ящик, каким был ранее, и государство - тем более не чёрный ящик, поэтому малоосмысленно сравнивать два нечёрноящика по 3,5 внешним, чёрноящиковым критериям. Так можно дойти и до того, что разумом обладают экосистемы, сложные устройства... или даже отдельные атомы. Натянуть-то можно, да зачем? Государство можно и нужно рассматривать как (активного) агента в определённых вопросах, но только в определённых. Например, где сработает теория игр там. Где можно считать, что государство обладает цельностью. И т.п. Но не субъекта, обладающего квалиа. Не разумное существо. Государство - это виртуальная сущность над множеством живых разумных гомо сапиенс. Штука, подобная культуре или цивилизации в этом плане, но со своими отличительными чертами. В некоторых вопросах можно пробовать рассматривать государство как живое, равно как и культуру, просто надо понимать ограниченность этих вопросов, не "оживляя" штуку, которая в принципе живой быть не может (см. признаки живого).страна очень сильно желает Желают люди. Я поэтому могу ещё натягивать на племя, когда людей прям мало и они прям отформатированы под один шаблон - да, можно пробовать натягивать туда.Не у всех людей есть развитая нервная система У всех. Не у всех она хорошо работает.А из тех у кого она есть, не у всех есть нервный центр, иначе бы не было шизофреников См. выше, есть люди, которые в некоторых вопросах неразумны, например, потому что мы - существа конечные, а ещё потому что у разума тоже есть различные баги. Хм, ты бы ещё сказал, что недавно мёртвые неразумны, ну, типа, у них вон есть нервная система - а они не действуют. Действительно. В ту же категорию попадают шизофреники в терминальной стадии (в нетерминальной и особенно под таблетками это вполне адекватные люди), люди в коме, люди во время сна и пр. Государства же могут имитировать разумность, когда, собственно, ими в данный конкретный момент в данном конкретном вопросе управляет, направляет разумный человек или горстка разумных людей с общей целью.Организм без рук, ног и почки прекрасно не умирает. Государство же иногда способно не умереть, даже если ему отчекрыжили голову. Ну, а червяк вообще лопатой размножается. Это всё в одном диапозоне. Ты плавно переходишь к вопросам о статусе живости крупных меметических структур. Я полагаю, что они подобны вирусам. Статус, конечно, спорный, но всё-таки - неживое. Проявляет некоторые признаки живого, находясь в организме-носителе, в нашем случае - в головах людей.в государстве отдельные сущности связаны взаимоотношением подчинения, в экосистеме такого нет - не заставляет медведь зайцев собирать ему малину В компьютере отдельные сущности тоже связаны отношением подчинения. И?экосистема не способна принять волевое решение Государство тоже не способно. Контролирующий его в данный момент в данной сфере человек - способен. Или горстка людей. Не более того.и начать сама себя перестраивать Самое забавное, что это ТОЖЕ признак против живости. Потому что живое не способно себя перестраивать. В отличие от информационных сущностей, ага. Разум, в теории, способен, но на практике - только локальные оптимизации, ИИ полноценного у нас нет. Т.о. государство как способное к перестройки в широчайших пределах, не является ни живым, ни разумным. Хех.Государство же способно принять программу, например, освоения арктики, или космическую, или зеленую, и целенаправлено вбухать уйму сил в какой-нибудь проект. Интересно, ты сейчас жертва той же когнитивной ошибки, что заставляла наших предков считать живыми молнии, обожествлять гром, одушевлять реки? Очень похоже на то. Люди даже не привыкли, а мозг так устроен (во славу социальности), что мы очень хорошо, лучше всего умеем моделировать других людей. Соответственно, когда у тебя в руках молоток, то всё кажется гвоздями. Считать другим человеком реку, грозу, лес, огонь, народ, государство - это "свести к модели по умолчанию". А уже ПОТОМ можно внести 100500 поправок к этой модели, потому что, ну, отметить-то настолько вросший образ тяжко, это ж надо себя покритиковать, это ж надо с нуля модель построить новую! А так - пусть государство будет разумным, но "особенным" разумным, ага, "очень удобный" подход. |
Матемаг
Показать полностью
Любопытно также, что многим государствам бывают присущи многие признаки разума, но... на короткий промежуток времени. Полноценным непрерывным сознанием, которое есть у высших животных, в т.ч. людей никакое государство не обладает. Ещё как обладает. Почитай что такое доктрина нац. безопасности сша. Она плавно и непрерывно меняется, отражая желание сша.Просто ты путаешь вещи, думая, сто страна - это имя сущности. Но это скорее фамилия, под которой сменяя друг друга живут разные сущности со своими желаниями, целями и планами. Особенно очевидно это по монархиям, когда смена монарха часто меняет и характер страны. Ты правда не понимаешь, что такое "мотивация разумного/живого существа"? Я-то понимаю. Давай возьмем какое-нибудь определение:"Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. " Отбросим чисто биологическое и посмотрим, что остается. Потребности у стран есть. Ведь раз ты контрдовода не привел, значит считается утвержденным. Итак, есть желание лебенсраум. Осознавая это желание страна ставит перед собой цель захватить земли соседа, самого соседа пустив под нож. Под это дело выделяется усиленное финансирование армий, строятся структуры, строятся конкретные планы войны, после чего идет собственно сама война. Считаю наличие мотивации доказанным. Идеальное натягивание. Есть некоторые люди - значит, все люди. Так я показываю тебе применение твоей логики "раз страны не всегда разумны - значит все страны неразумны".С другой стороны, устройство государств в принципе не подразумевает разумность, хотя они могут имитировать её на которых интервалах времени в ограниченном количестве вопросов. И по каким критериям ты вычислил что это именно имитирование?Разум - уже не тот чёрный ящик, каким был ранее, и государство - тем более не чёрный ящик, поэтому малоосмысленно сравнивать два нечёрноящика по 3,5 внешним, чёрноящиковым критериям. Дело не в черноящиковости. Дело в оценке результатов деятельности обьекта. А это можно делать только по внешним критериям. Смотря внутрь черепа человека ты не поймешь, красива ли нарисованная им картина, надо смотреть только на картину.Так можно дойти и до того, что разумом обладают экосистемы, сложные устройства... или даже отдельные атомы. Нет, нельзя. Потому что они не проявляют критериев.Государство - это виртуальная сущность над множеством живых разумных гомо сапиенс. В наш век информационных технологий виртуальное от реального отличается не так уж и сильно. И оно вполне может быть разумным.У всех. Не у всех она хорошо работает. То же самое можно и о странах сказать. ))Ты плавно переходишь к вопросам о статусе живости крупных меметических структур. Я полагаю, что они подобны вирусам. Статус, конечно, спорный, но всё-таки - неживое. Проявляет некоторые признаки живого, находясь в организме-носителе, в нашем случае - в головах людей. Тема в целом интересная. Но к обсуждаемой имеет не сильно много отношения. Государство больше чем меметический вирус. Потому что вирус не создает структур с сложным поведением, планами и мотивацией.В компьютере отдельные сущности тоже связаны отношением подчинения. И? И ты подменяешь тезис.Самое забавное, что это ТОЖЕ признак против живости. Потому что живое не способно себя перестраивать. В отличие от информационных сущностей, ага. Разум, в теории, способен, но на практике - только локальные оптимизации, ИИ полноценного у нас нет. Т.о. государство как способное к перестройки в широчайших пределах, не является ни живым, ни разумным. Хех. Нет. Это не служит контрдоводом. От того, что большинство живых организмов не способно себя перестроить, не значит, что это признак отсутствия живости вообще. Люди вполне себе перестраивают себя. Или ты и им отказываешь в жизни?Интересно, ты сейчас жертва той же когнитивной ошибки, что заставляла наших предков считать живыми молнии, обожествлять гром, одушевлять реки? Нет. Потому что я основываюсь на более полном оценочном критерии. Их ошибка была не в том, что они выдвинули гипотезу о разумности, а том, что не проверили её как следует.Вообще, ты много пишешь, но мало аргументируешь. Аналогия - это не аргумент, а только пояснение аргумента. И как-то так выходит, что от тебя только пояснения, без самих аргументов. |