![]() #из_леса #жизненное #арийские_земли #за_три_моря
Каждый год на 14 день убывающей луны весеннего месяца Пхалгун (он же по другому календарю месяц Магха) индусы, да и не только они, с размахом отмечают великую ночь Шивы - Махашиваратри. Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и длится весь и всю ночь до рассвета в храмах, у домашних алтарей, и везде, где Махадев пошлёт. Говорят, в эту ночь можно родиться заново и начать новый цикл. В этом году очень удобно попало – вот в воскресенье отоспимся, и как раз с понедельника и начнём, а пока споём, спляшем, выльем коробочку пастеризованных сливок на шивалингам и, кто знает, какие ещё традиции придутся кому по душе. ![]() На фото тридцатисемиметровая статуя Шивы, расположенная в Мурдешваре, но в ночь, когда боги и люди ходят по одной земле под единым небом, куда интересней быть там, где истёртый ногами паломников и выжженный солнцем камень помнит гораздо, гораздо больше (хотя мурдешварский храмовый комплекс тоже прекрасен). ![]() В индийском штате Карнатака в феврале каменисто, сухо и жарко. Впрочем, каменисто здесь круглый год. Куда ни глянь, вокруг абсолютно марсианского вида гигантские валуны, хаотично разбросанные по нагорью, перемежаются огромной кучей всевозможных руин, оставшихся от Виджаянагарской империи, а храмы, большие и крохотные, растут из гранитных скал или прячутся между ними. ![]() Наша дорога лежит в Хампи - небольшую пыльную деревушку, расположенную в 353 километрах от Бангалора. Когда-то, примерно этих краях находилась та самая Кишкиндха, легендарное обезьянье царство и родина Ханумана, и от неё даже остались вполне туристические руины. В веке примерно XIV здесь расцвела Виджаянагара - «Город победы», столица империи, но в XVI веке её разграбили войска исламских султанов, а сама империя развалилась. Теперь это индийская деревушка, где выкрашенные побелкой стены из сырцового кирпича срастаются с вековыми руинами, и обезьяны, выпрашивающие у туристов еду, не делают между ними различий. ![]() Неспешно идёт торговля всякими безделушками и водой на рыночной площади, и жёлтая взвесь висит над пыльной дорогой, по которой по каким-то своим делам дружелюбно бродят тощенькие, такие же пыльные, как всё вокруг, коровёнки. ![]() Поношенный асфальт парковки здоровенных автобусов, незаметно мутирует, становясь сперва плотно утоптанной каменистой почвой, а затем и выкрошенной неумолимым временем древней мощёной дорогой, по которой, как и много веков назад, паломники тянутся к величественным воротам храма Шивы Вирупакши (именно под этим именем ему поклоняются здесь). ![]() Пятидесятиметровая девятиярусная надвратная башня храма, которая зовётся гопура, сияя на солнце, высится маяком, к которому каждый день стекается тонкий людской ручеёк, однако сейчас вокруг храма собрались сотни и сотни людей. Мне довелось побывать почти в конце туристического сезона ещё доковидных времён, когда уже схлынули неумолимые толпы китайских туристов, и вокруг встречались лишь местные - разомлевшие на жаре, которым не было до нас особенно никакого дела. ![]() В индуистских храмах положено ходить босиком, поэтому обувь оставляют здесь же, и шлёпанцы, кроссовки и босоножки у входа в храм образуют разбросанные тут и там островки, архипелаги, а где-то даже материки. Обувь останется там же, где вы её и оставили, под бдительным присмотром каменного бычка Нанди. И скажем спасибо, во-первых, его священному покровительству, а во-вторых, ведийскому учению о чистоте, в котором трогать чужие и не слишком чистые тапки нужно разве что если в них ходили потные ноги какого-нибудь святого или гуру, а не сомнительного туриста. Впрочем, если кто-то всё же удостоил вас чести… нужно уметь отпускать даже обувь, ибо ничто не вечно в пределах творения, все босые равны меж собой, а ваши тапки, возможно, вместо кого-то сидят на троне. ![]() В середине дня босыми стопами начинаешь вдруг ощущать всю неумолимость жаркого индийского солнца и стараешься ступать там, где тень. Впрочем, для тех, кому не близка аскеза, через бесконечность хорошо прогретого храмового двора милосердно тянется спасительный половик. ![]() Но разве может остановить древний нагретый камень того, кто хочет залезть в каждую интересную щель и поближе рассмотреть каждую трещину на колонне, и скоро ноги перестают ощущать этот жар. ![]() По традиции, входя в храм, нужно коснуться пальцами правой руки порога, а затем поднести их в знак почтения к голове. Впрочем, если вы угодили в очередь, можно ограничиться просто частью дверного проёма. ![]() Нанди будет встречаться часто. Куда ни повернись, тут и там он будет греться на солнышке. Если прикрыть ему одно ухо и прошептать в другое своё желание, он обязательно донесёт его Махадеву. Шива – творец и он же неумолимое разрушение, и, оглядываясь вокруг, проникаешься этой мистической атмосферой обновления и упадка. В углах храма битые камни, по вековым стенам змеями тянутся провода. Таблички соседствуют со слепыми от времени барельефами, а осветительные приборы, как стая чудных металлических птиц, сидит на древней потрескавшейся колонне. ![]() Время словно сгустилось вокруг и замерло. Если б не очередь и наш гид, я, вполне возможно, осталась бы просто сидеть в углу, чувствуя, как вибрирующая энергия храма проходит насквозь: от макушки до самых пяток. В таких местах невольно вдруг ощущаешь, что древнее божество смотрит из-под полуприкрытых век и спокойно тебе улыбается. Поэтому мы отправляемся за даршаном. ![]() Даршаном называют способ пообщаться со своим божеством, который носит двусторонний характер. С одной стороны, верующий созерцает того, кому пришёл поклониться и получает благословение, с другой стороны, божество видит его в ответ, тем самым благословляя. Туристам же можно считать, что они заглянули выразить своё почтение хозяину дома. Однако, первый кто встретится на пути – очаровательная слониха Лакшми: спокойная, с умными, проницательными глазами и абсолютно фантастическая на ощупь. Если ты не трогал слона – ты не жил. Слон слегка ощутимо пахнет навозом и почему-то мёдом и молоком. Как и положено храмовому служителю, Лакшми искусно берёт из рук туристов купюры и отправлять их в ведро с пожертвованиями, а затем дарует благословение, касаясь хоботом головы. Полагаю, она собирает в день больше, чем все остальные брахманы разом. ![]() Индуизм – штука достаточно неорганизованная. В том смысле, что это пёстрый букет сложно переплетённых верований и кучи сект, у которого просто нет никакого единого центра, откуда бы им управляли, и правил, одинаковых для всех храмов. Поэтому руководство каждого мандира или храмового комплекса может предъявлять свои иногда странные требования к прихожанам. Например, во многих храмах на юге сильную половину могут попросить оголить торс. Но есть некий универсальный набор правил, который можно применять почти что везде, и основное из них, помимо обуви – храм обходят по часовой стрелке. Если храм большой, а храм Вирупакши действительно впечатляет, то он предполагает наличие по периметру мини-храмов, в которых находятся мутри божеств или какие-то сакральные вещи. Первым обычно подходят к Ганеше, слоноголовому сыну Шивы и Парвати, вне зависимости от того, кому посвящён храм. Его так и зовут «Тот, кому поклоняются первым». Храм Вирупакши – достаточно демократичное в плане его посещения место. Он открыт для всех, включая туристов, однако суровые бородатые шиваитские брахманы внимательно и строго бдят, чтобы мутри божеств, расположенные за решеточками от вандалов не снимали на телефоны. Поэтому я сосредоточилась на мартышках, которые под грозным взглядом брахмана прилично и мирно себя вели. ![]() Обезьяны в Индии буквально повсюду: в городах, в сёлах, джунглях, а также в местах большого скопления туристов, которые регулярно их кормят чем бог послал. Самая распространённая обезьянка – индийский макак. Мартышек можно снимать, но не стоит пытаться гладить. У них, как и в легендарной Кишкиндхе постоянно идёт борьба за место в иерархии стаи, они отбирают друг у друга еду и устраиваю сущую игру престолов. А ещё они больно кусаются и заносят заразу. Так что лучше умиляться обезьянками издалека. И вообще, главные правила тропических путешественников: не трогай сомнительное, с осторожностью ешь сырое, пей воду исключительно из бутылочки, и тщательно мой, ради Шивы, Ганеши и Парвати, руки. Ах да, ковшик – твой лучший друг, для тех, кто меня понимает. ![]() Руки в храме вам предложат омыть не раз, особенно перед входом в сакральные части храма. Главное святилище храма, в архитектуру которого по ведийским канонам положен куб, называется гарбхагриха («чрево храма»), там находится главный алтарь божества. Два четвероруких хранителя под два с половиной метра ростом, стоят по обе стороны от входа во внутренний зал, потолок украшает открытый лотос, а впереди мы можем увидеть главный из шивалингамов (а их в храме много). И здесь же внушающий трепет брахман, с густой бородой, тремя белыми полосами трипуры на загорелом до черноты высоком челе, волосатой широкой грудью, которую пересекает шнурок-упавита, и c вызывающими уважение бицепсами, дарует благословение, поставит тилаку вам на лоб и даже отсыплет сладостей в виде прасада. Еще одно правило - брать всё можно и нужно только правой рукой. Левая рука не считается чистой. Вся сакральная часть утопает в тени, и ногам здесь прохладно. Вокруг почтительно тихо, разве что раздаётся низкое бормотание мантр и иногда звон колокольчика, которым приветствуют божество, а затем неожиданное журчание – это из святая святых по специальным каналам и желобкам стекают молоко и вода, участвующие в абхишеке (омовении мурти). На него ни в коем случае нельзя наступать ногой – жуткое святотатство. Паломники и прихожане часто набирают всё это в бутылочки, а затем пьют или капают себе на макушку. Лишним благословение никогда не бывает! Пройдя сумрачный путь и поздоровавшись с хозяином храма, мы сделали круг и теперь заглянем в мандапу. Открытый зал с колоннами, где можно помолиться, станцевать тандаву, отдохнуть в тени, воткнув телефон в пауэрбанк, или попеть киртаны и выпасть из реальности на пару часов. ![]() Или полюбоваться на каменную резьбу. Вообще, каменная резьба в индуистских храмах меня потрясает. ![]() По всем стенам, по всем башням, на любой высоте тянутся ряды и ряды фигур с удивительной детализацией высеченных из камня людей и зверей. Воплощаются эпические сюжеты, рассказываются истории. И на то, чтобы их внимательно разглядеть, можно убить не один день, и всё равно что-нибудь да пропустишь. ![]() Храм завораживает. Самые ранние упоминания о нём датированы VII веком, хотя считается, что святилища тут находились и раньше, что делает его одним из старейших в Индии. Однако расцвета он достиг вместе с Виджаянагарской империей. Удивительно, что храм, который мы видим сейчас, сохранился до нас примерно в таком же виде, каким видел его Кришнадеварая, как раз и пристроивший мандапу в 1510 году, потолком которой мы и любуемся, хотя успел побывать даже мечетью. ![]() Одной из самых ярких особенностей является продуманность и математичность храма. Внимательный посетитель отметит повторяющуюся тему вездесущих треугольных узоров, в основе которой лежит фрактал, как бы намекающий нам на важность триады в устройстве мира, однако уже сгущаются сумерки и с реки потянуло прохладой. ![]() Вообще, правильней было бы сказать, что храм посвящён Вирупакше-Пампе. И если Вирупакша (санскр. Virūpākṣa, где virūpa – многообразный, меняющий форму, искажённый; akṣa – ось, орган восприятия, глаз, змея) это попросту говоря Шива с искажённым и искажающим (злым) глазом, то Пампа – богиня реки Тунгхабхадры, на берегу которой и расположен храм. Река берёт своё начало на восточных склонах Западных Гат, и образуется из слияния двух потоков – Тунгхи и Бхадры. Она петляет, впадая в полноводную Кришну, и её воды уносит в Бенгальский залив. Река, являлась северной преградой, ограждавшей столицу от внешних войск, а во время рассвета империи питала оросительные каналы. И по сей день по тайным желобам она питает и кухню храма, а ещё вращает турбины ГЭС. ![]() Пампа – это древнее имя реки, от которого и произошло название деревушки Хампи. Согласно легенде, дочь Брахмы была преданной Шивы и благодаря своему упорству через аскезы и испытания стала его женой. Сам миф в целом повторяет историю Парвати, включая бедного лейтенанта Камадева, который оторвал Шиву от медитации и был тут же испепелён, тем самым третьим глазом, который и дал название комплексу. Бракосочетание, после которого Шива взял ещё один ник – Пампапати (муж Пампы), произошло тут же недалеко на холме Хемакута, в десяти минутах ходьбы. Если река течёт по правую руку, то холм возвышается слева и, чтобы туда попасть, нужно пройти через базар, а затем через башню. Хемакута буквально означает «Куча золота», так как именно им дэвы и осыпали холм с небес в честь радостного события. ![]() По склону холма разбросано порядка сорока разных святилищ, и обойти их можно только карабкаясь по камням, но подниматься одно удовольствие – пусть тропка едва различима на каменистой поверхности, но уж очень приятный уклон. ![]() Вечером от холма тянет теплом, и можно просто присесть на камень и блаженно закрыть глаза, а можно успеть насладиться потрясающе красивым закатом и сумерками, в которых буквально утопает сам храм, пока на холме ещё достаточно света. А когда солнце опускается за холмы и сумерки становятся синими, храм вспыхивает огнями. ![]() Вот и сейчас вокруг сияющего в ночи храма Вирупакши-Пампы праздную сотни людей. Давайте и мы насладимся ночным чаем в честь праздника. Пост посвящается соратникам по траве natoth и Lados Ом Намах Шивая. ![]() 19 февраля 2023
27 |
![]() |
|
Хар-хар))
|
![]() |
|
2 |
![]() |
|
miledinecromant
Arandomork Ну я выспалась. ))Надеюсь что вас в эту зимнюю ночь немного согрело индийским зноем ) |
![]() |
|
1 |