↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Jenafer Онлайн
18 июня 2023
Aa Aa
хорошие #книги vs непонятно какое #кино
"Шоколад" Джоан Харрис. Это не мое, мне подбросили. Почтовым книгообменом. Книга для легкого чтения в лучшем смысле: когда это не эвфемизм "пусто и дешево", а комплимент.

Рецепт "Шоколада" для не читавших:
1) Возьмем местом действия маленький городок - со всеми тараканами замкнутости и всем уютом камерности.
2) Добавим троп "в место-болото приезжает яркий чужак и пытается вести свое дело" - здесь пришлая женщина не только ярка, но и аморальна: в церковь не ходит, открывает шоколадную в Великий пост, имеет внебрачную дочь, и они обе как будто колдуют - а может, просто так странно живут.
3) Забьем клин противостояния: благонамеренное фарисейство и пуританство против безудержно (бессовестно) яркой жажды счастья и жизни.
4) Спрячем в флэшбеках историю, как наше детство делает нас теми, кто мы есть, но: Если ты родился в седле, это не значит, что ты должен там же и сдохнуть! (с)
5) Не будем мудрить с сюжетными линиями: две параллельных, для взгляда с разных сторон, и хватит. Остальные пойдут ответвлениями и просто послужат развитию основных.
6) Напишем - или переведем оригинал - простым и образным языком. Принцип "не рассказывай, а показывай" здесь во все поля.
7) НЕ ЖАЛЕЙТЕ МАТЧАСТИ. Пусть читатели съедят всё сладкое в доме, пока читают о работе, атмосфере и ассортименте шоколатерии. А потом пойдут и сварят себе какао.

В рейтинге моей книжной полки это однозначно 4.5 из 5. Несколько лет назад было бы 5, но... временами городская сказка слишком сказка, и это бесит внутреннего циника.

-----

В общем, дочитала я "Шоколад" и решила заяндексить, есть ли кино. И наткнулась на постер фильма. А там... если цензурно, книгу "Шоколад" с такой обложкой я бы не открыла НИКОГДА.

1) Кастинг-агентство WTF. Вот эта кокетливая мадама - главная героиня? Не-е-ет, больше похожа на слащавых дам из прихода, которым по книге, как бы, и противопоставляется. Вианн Роше не красится, не укладывает волосы, не делает маникюр и не кокетничает. Это женщина-мастер и ведьма-хиппи, ироничная и житейски умная, по-цыгански яркая, располагающе простая в общении. То, что на постере - это не вопиющий ООС, это голосящий аки баньши неканон.
(Насчет мужчины на постере я выразительно промолчу. Надо было постараться, чтобы Джонни Деппа можно было спутать с Лео Ди Каприо)

2) Что за Литнет, автор? Книга - это джен с элементами гета. Эти элементы хороши тем, что занимают около 5% книги, балансируют между PG-13 и R - и этого хватает. Не потому что плохо, а потому что больше не нужно. Постер - это гет на грани эротики. Бе.

3) Википедия любезно рассказала, что сюжет там тоже переделан от и до - если сменить имена героев и название города, это будет вообще другая история.

Фильм был номинирован на кучу премий: Оскар, BAFTA, Золотой глобус и что-то еще, штук пять - и ничего не получил. Стоило бы на "Золотую Малину".
18 июня 2023
7 комментариев из 27
Jenafer
Я вряд ли возьмусь перечитать, чтобы доказать, но точно помню, что что-то такое было. Плюс определённое презрение а аккуратистам из городка именно за то, что аккуратисты.
Jenafer Онлайн
flamarina
Плюс определённое презрение а аккуратистам из городка именно за то, что аккуратисты.

Скорее за то, что они не видят "красоту хаоса": выпалывают ярко цветущие сорняки, стремятся упорядочить даже то что в этом не нуждается, агрессивно реагируют на любую инаковость. Вианн, кстати, так же нетерпима к ИХ инаковости, и в какой-то момент у нее даже случается всплеск инфантильного гнева: я им!.. а они!..
Для меня как для читателя это было... правдоподобно)
Jenafer
И да, вот это: все ведь остались почти при своих. Вианн снова уедет и вряд ли сильно изменилась. Жители тоже возвратились в исходную точку.
А ведь "город не становится прежним, когда из него уходят гусары", как говорилось в одном фильме.

А развитие? А изменения? Чуть-чуть пошатать, ничего не добиться, плюнуть и уйти – это противоречит принципу развития действия.
Фильмы, книги и пьесы – они обычно о том, как что-то получилось, а не о том, как что-то не удалось или в формате "просто кусок из обычной жизни".

Ну это если не впадать в деконструкцию и не увлекаться Беккетом =)
Jenafer Онлайн
flamarina
По-моему, здесь не чуть-чуть пошатать, ничего не добиться, плюнуть и уйти, а:
1) Хорошенько встряхнуть (вышло не вполне разумно и этично, но встряска для Ласкне-су-Танн была не лишней). Вызвать мысль: "А так ли мы живем, как хотим?"
2) Дать проклюнуться росткам изменений:
- Арманда знакомится с внуком и последний месяц проводит счастливой
- внук, не ударяясь в бунтарство, всё же мягко отрывается от материнской юбки, становится раскованнее и самостоятельнее в суждениях
- Жозефина уходит от бьющего и унижающего мужа, избавляется от клептомании и возвращает себе личность
- сам муж сбегает из города и едва ли вернется
- Жозефина при помощи Ру меняет облик и атмосферу кафе
- Ру перестает бродяжничать - судя по его характеру "пока не закончу проект, никуда не уйду", на долгое время - и пытается создать постоянные отношения
- дискредитированный городской совет еще долго не будет трогать речных цыган
- кюре утратил авторитет (не уверена, что это хорошо - но и не однозначно плохо)
- сама Вианн больше не боится Черного Человека и уже без паники относится к тому, что дочь рано или поздно повзрослеет
3) Уехать, потому что дальше не интересно. Не скучно, нет, но что-то вот как-то уже не так: весело, ярко, с любовью, но обыденно. Вианн символически приходит с карнавалом и символически уходит с праздником. Она - человек-встряска, человек-кризис, человек-фейерверк. Не добрая колдунья города и не человек-процесс - хотя это, безусловно, более взрослые роли.

Так что гусары уходят - и город не остается прежним. Рискует снова "заболотиться", но некоторые вещи вспять уже не повернешь.
Показать полностью
Jenafer
Как мы понимаем, вечный поиск нового – это поиск неглубокий.

За Арманду, конечно, можно порадоваться, но вот насчёт внука я не уверена: ведь в книге мать не на его стороне. А бабушки уже нет. Да и Виенн не будет. А он маленький мальчик. Нет здесь опции для мирного исхода.
Да и совет выглядит не поверженным, а просто растерянным. Если гидра не убита, она быстро восстанавливает количество голов, и ничто не указывает на обратное.

Да-да, вроде в этом и посыл: женщина-порыв, женщина-стихия, женщина-ветер...
А по факту – даже мнение дочери для неё немного значит. Образ перекати-поля ближе и роднее.
А почему? Потому что, оставаясь, люди неизбежно раскрываются. А открыть что-то о себе – уже совсем не так безопасно, как побуждать других признаваться в их маленьких тайнах. Для этого надо доверять, снять маску и лишиться позиции "над толпой".
Jenafer Онлайн
flamarina
То неловкое чувство, когда выпал из разговора в реал и теперь думаешь, актуален ответ или нет уже. Но все же напишу :D

Насчет того, как после отъезда Вианн и Анук будет жить Лаксне-су-Танн, могу быть права я, можете быть правы Вы - там, где закрывается последняя страница, заканчивается канон и начинается хэдканон, а о них не спорят. А вот насчет остального я хочу... согласиться. Потому что это канон, и в каноне это неоднократно подсвечено.

Отговаривая Жозефину бежать от мужа куда глаза глядят, Вианн сама говорит о том, что чем больше носишься по свету - тем более одинаковыми становятся люди и пустыми дни.

Вианн сама подмечает за собой болезненную, эгоистичную зависимость от дочери. Сама ловит проблески мыслей: да, мне ок в вечной дороге, я получаю удовольствие, когда эпатирую общество, даже если это приводит меня в положение изгоя - а ей-то как? и не оттого ли появился Пантуфль, что Анук не хватает настоящих постоянных друзей? И отметает эти мысли подальше, до следующего "обострения".

В мыслепотоке Вианн над картами матери автор прямым текстом раскрывает: мать Вианн бежала от сближения с людьми; маску можно носить только на карнавале, а карнавал никогда не длится долго. И так же бежит сама Вианн - только Вианн уже это рефлексирует и оседает, открывая свое дело, хотя бы ненадолго.

Изначально искореженная жизнь редко бывает выстроена гладко и по-взрослому с первого раза. Обычно это "итерации правок". У матери случайные подработки и мошенничество на колдовстве - у Вианн профессия. У Вианн с матерью совсем не было дома - у Вианн и Анук дома есть, хоть и непостоянные. Вианн не ходила в школу - Анук школы хотя бы меняет. Вианн не смогла пустить корни в Лаксне - но смогла продержаться и распутать комок панического ужаса перед Черным Человеком.
Вианн инфантильна и, возможно, до старости не созреет. Но, возможно, взрослым человеком в полном смысле сможет стать Анук. Или младшая дочь Вианн, если она есть в сиквелах. Или дети дочерей Вианн.

Для меня, из моего личного опыта и наблюдений, такое развитие сюжета и персонажей психологически правдоподобно. И для меня прелесть книги в том числе в этом.
Показать полностью
Jenafer
Любой ответ, которому меньше полугода, актуален =)

Я же ни разу не сказала, что таких характеров не бывает, что это психологически неверно – или нечто подобное.
Конечно, бывают. Ещё как бывают.

Но, кмк, произведение искусства (книга/фильм/спектакль) – это не просто собрание заметок о характерах. Там есть ещё и "сверхъидея", смысл, пресловутое "so what?"

И в этом плане сказка всегда рассказывает о том, как слабый становится сильным. А реализм – о том, что и у сильных бывают слабости.
Реализму сочувствуют. Сказке – подражают.

Поэтому дети, да и многие взрослые, любят сказки. Она может быть без волшебства. Она может быть о реальных людях. И вообще про строительство БАМа и покорение космоса.
Но она останется сказкой, пока там есть люди, которым хочется подражать. Вначале слабые люди, которые доростают – притом достоверно, без глобусов и роялей – до сильных поступков. Или сильные люди со слабостями, которые совершают такие поступки вроде бы играючи, пока не взглянешь за кулисы.
Но совершают. Когда, казалось бы, вот-вот сорвутся. И это тоже сказка, пусть она и бывает взаправду.

А иначе, как говорилось в одной детской книжке "сделать сказку былью – как сделать из феи обычную тётеньку, усталую и в пыльных туфлях".

Грустно читать историю, где некому подражать. Пусть даже психологически там всё верно =)
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть