↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
DistantSong
28 сентября 2023
Aa Aa
#гпимрм #обзор #перевод #длиннопост #обзор_гпимрм_от_su3su2u1

И вновь перевод обзора на МРМ от su3su2u1. На этот раз сам автор не выдержал длиннот и обозрел целых тринадцать глав в одном посте.)

Итак...


Главы 43-46: тонкие метафоры


Эти главы двигались довольно хорошо. Когда Юдковский не пишет диалоги, стиль его прозы может быть вполне приличным. Ничего выдающегося, заставившего бы остановиться и восхититься сплетённым словесным кружевом, но темп выдержан и в меру интенсивен.

В оригинальных книгах Роулинг, как я всегда считал, дементоры были не слишком замаскированным воплощением депрессии. Они оставляли людей тонуть в их худших воспоминаниях, отнимали у них энергию, лишали способности испытывать счастье, и так далее.

В ГПиМРМ, однако же, Гариезер (сначала не сумев вызвать Патронуса), решает, что дементоры на самом деле воплощают собой смерть. Ибо разные персонажи видят дементора как труп разной степени омерзительности.

Это, конечно, поднимает новые вопросы. Что означает тот факт, что дементоры охраняют Азкабан? Почему узники просто не умирают там? Почему нападение дементора просто не убивает человека?

И, очевидно, чтобы убить смерть, надо просто представить, что однажды люди победят смерть, и рассудить о этом в стиле Карла Сагана:

Гарри подумал о звёздах, о том образе, который почти удержал дементора даже без защиты патронуса. Только на этот раз Гарри добавил недостающий кусочек. Он никогда не видел её своими глазами, только на картинках и в фильмах, — Землю, ярко горящую голубым и белым отражённым солнечным светом посреди чёрной пустоты и сверкающих ярких точек. Она должна была попасть в этот образ, потому что именно она придавала смысл всему остальному. Земля — вот что делало звёзды значимыми, делало их чем-то большим, чем неуправляемые термоядерные реакторы, потому что именно Земля однажды колонизирует галактику и подарит смысл ночному небу.

Будут ли им всё ещё досаждать дементоры, детям детей их детей, дальним потомкам человеческого рода, когда они будут шагать от звезды к звезде? Нет. Конечно же, нет. Дементоры — лишь небольшая помеха, практически незаметная в свете этого будущего. Они вовсе не неуязвимы, их можно уничтожить. С этими небольшими помехами приходится мириться, если ты принадлежишь к числу тех, кому повезло и не повезло родиться на Земле, родиться одним из крохотной горстки разумных созданий в начале времён, до того как разумная жизнь вступила в полную силу, на Старой Земле, как когда-нибудь станут её называть. Родиться в час рассвета, когда твои действия могут влиять на ход истории, когда ещё столько тьмы нужно побороть, в том числе справиться с такими мелкими помехами, как дементоры.

Когда ты понимаешь это, твой Патронус принимает облик человека и убивает дементора. Поняли? ПАТРОНУС — ЧЕЛОВЕК, ДЕМЕНТОР — СМЕРТЬ. Люди побеждают смерть. Очень тонко, ничего не скажешь.

Ещё один блок глав без науки.

Глава 47: Расизм — это плохо

Тут ничего особо сомнительного, только больше разговоров и сюжета.

Гариезер проводит немалую часть главы, объясняя Драко, почему расизм это плохо, и что многие чистокровные, вероятно, ненавидят грязнокровок, потому что это даёт им чувство превосходства. Также он говорит, что подобные идеи отравляют Слизерин.

Ещё мы узнаём, что Драко и его отец верят, что Дамблдор сжёг мать Драко заживо. Это явное отклонение от оригинала. Гариезер соглашается считать того, кто убил мать Драко, врагом. Ощущение, что это будет ещё один "сюжет в сюжете".

Ещё одна глава без изучения науки. Также мы узнаём, что Гариезер умеет говорить на змеином языке.

Глава 48: Утилитаризм

Довольно приличная глава. Узнав, что может говорить со змеями, Гариезер начинает задаваться вопросом, все ли животные разумны. Это очевидно влияет на то, стоит ли есть мясо.

Потом он начинает задаваться вопросом, могут ли быть разумными растения, и боится, что в случае положительного ответа вообще ничего есть не сможет. Так что идёт в библиотеку для исследования.

Также он говорит о утилитаризме и пренебрежении масштабом, пусть ему и необязательно объяснять свою точку зрения Гермионе. Гермиона спрашивает, почему он так переживает, и вместо ответа "Я не хочу есть существ, которые думают и разговаривают" он задвигает следующее

Смотри, здесь всё дело в восприятии масштабов, понимаешь? В мире очень много растений, если они неразумны, то это не имеет значения, но если растения столь же разумны как и мы, то с этической точки зрения они важнее, чем все люди на Земле вместе взятые. Сейчас твой мозг, конечно же, не может понять это на интуитивном уровне, потому что он не воспринимает масштаб. Например, если опросить три разные группы жителей Канады, сколько они готовы пожертвовать, чтобы спасти две тысячи, двадцать тысяч, или двести тысяч птиц от смерти в нефтяном пятне, выяснится, что первая группа в среднем будет согласна заплатить семьдесят восемь, вторая — восемьдесят восемь, а третья — восемьдесят долларов. Практически одинаково, другими словами. Это называется «пренебрежение масштабом».

Это точно лучший способ описать его ход мысли? Ну да, зачем объяснять что-то в десяти словах, когда можно объяснить в нескольких сотнях. Какое отношение пренебрежение масштабом имеет в идее "Я не хочу есть разумных существ"?

Всё далее описанное не имеет отношения к МРМ и представляет собой скорее рассуждения на тему пренебрежения масштабом


Поскольку я учил физике, я задаюсь и задавался вопросом, имеет ли описанное Канеманом пренебрежение масштабом к плохому восприятию чисел большинством людей? То есть, сколько людей, услышав этот вопрос, просто мысленно заменят любое число словом "много"?

Только начав преподавать, я был удивлён узнать, что многие студенты не умели оценить, разумными ли были их ответы. Я начал добавлять вопрос "разумен ли порядок величины вашего ответа?" Я также снимал больше баллов за ответы неправильного порядка, если только студент не делал приписку вроде "я знаю, что ответ слишком большой, но не могу найти свою ошибку".

Как пример, можно было задать вопрос о скорости, с которой полетит футбольный мяч после пинка. И ответы могли разниться от 1 метра в секунду до 5000 метров в секунду. Можно было задать вопрос о том, насколько далеко был отбит бейсбольный мяч, и ответы снова варьировались от нескольких метров до нескольких километров. Никто не замечал, когда ответы были слишком неправильными. Если вдруг кто-то думает, что это проблема единиц измерения (американцы непривычны к метрической системе) — даже если я говорил переводить ответ в мили в час, мили или футы, студенты всё равно не понимали неправильность порядка ответа.

Так что я начал проводить мини-лекции о восприятии чисел. Учить создавать мысленные вехи (скажем, от вашей квартиры до кампуса столько-то километров, от институтского городка до ближайшего города — несколько сотен километров). Предлагать сравнивать незнакомые задачи с знакомыми. Масштабировать параметры в задачах так, чтобы они соотносились с мысленными вехами. После такого большая часть учеников стала куда лучше понимать масштаб чисел.

Начав работать в бизнесе, я заметил, что многие люди так и не развили этот навык. Вставь число в предложение, и люди просто мысленно пройдут мимо, будто ты вставил фразу на клингонском. Некоторые из лучших актуариев имели неплохую числовую интуицию, но на удивление многие — нет. Они могли считать, но не понимали, что расчёты им говорили. Словно "китайская комната", только с числами!

И, мне кажется, на исследование Канемана подобное оказало немалое влияние. Если спросить людей, сколько бы они потратили на X, где X — любая кажущаяся важной благотворительность, ты, вероятно, получишь ответ в районе 100 долларов. Отчасти это пренебрежение масштабом, отчасти — переоценивание щедрости людей/желания быстро тратить деньги.

Если сменить вопрос и спрашивать "сколько денег должно потратить правительство", ты тоже столкнёшься с неумением оценивать масштаб чисел. Причём как в отношении денег, так и в отношении птиц.

Подозреваю, Канеман бы получил другие результаты, если бы задавал вопросы вроде "какой процент федерального бюджета на охрану природы стоит потратить, предотвращая заболевания птиц в вашем городе/в штате/во всей стране?" (несколько лет назад я провёл подобный эксперимент со случайной выборкой студентов, и получил усреднённые ответы 5 %, 8% и 10% соответственно. Различие всё ещё не так велико, но тенденция налицо).

То есть, подозреваю, проблема не в том, что "мозг не воспринимает масштаб", а в том, что "большинство людей просто не научили правильно воспринимать числа".

Глава 49, в которой мало что происходит

Я думал, что уже написал пост об этой главе, но, кажется, tumblr его съел. Так что буду краток.

Гариезер замечает, что Квиррелл знает слишком много (сформулировано как "его предположения слишком хороши"), но всё ещё не соображает, что это может означать.

Также, отдам должное, здесь есть умное встраивание сюжета второй книги в мир Юдковского. "Запрет Мерлина" не даёт волшебникам записывать сильные заклинания, так что Слизерин поселил в Тайной комнате василиска, чтобы тот передал секреты "наследнику Слизерина". Волдеморт вызнал эти секреты и затем убил василиска, так что у Гариезера нет короткого пути к сильным заклинаниям.

Глава 50: что, опять?

Эта глава, по сути, снова представляет из себя повторение старой идеи "Гариезер использует Маховик и мантию-невидимку, чтобы разобраться с задирами", которую мы видели уже несколько раз. Маховик + мантия-невидимка решают все проблемы, а когда Юдковскому нужен конфликт, он вбрасывает буллинг. Думаю, мы видели такой же конфликт с таким же решением уже раза три.

В этой главе задирают Гермиону. Гариезер защищает её, создавая алиби с помощью Маховика, накинув мантию-невидимку и нашептав мудрые слова в уши задире. Потому что большинству задир для исправления достаточно мудрости одиннадцатилетки, нашёптанной в уши.

Главы 51-63: экономия языка

Этот блок глав имеет примерно такую же длину, как "Мальтийский сокол", или первая книга о Гарри Поттере, или две трети "Хоббита". При том, что он в целом довольно прямолинеен. Как понимаете, соотношение количество происходящих событий/количество написанных слов здесь просто ужасно низкое.

Этот блок глав посвящён проникновению в тюрьму. Квиррелл говорит Гариезеру, что Беллатриса Блэк невиновна, так что они вытащат её из Азкабана. Всё происходящее довольно странно, учитывая, как Беллатриса сбежала в оригинале (дементоры встали на сторону Волдеморта, так что ему достаточно было попросить их её выпустить).

План заключается в том, что Гариезер будет использовать свой Патронус, а Квиррелл примет свой змеиный облик и будет путешествовать в его кошеле. В Азкабане они заменят Беллатрису трупом, чтобы все думали, что она мертва. После встречи с Беллаттрисой становится кристально ясно, что она ничуть не невиновна, разве что в том смысле, что совершила свои преступления не в здравом уме.

Это Гариезера ничуть не смущает, и они продолжают действовать. как задумали. Однако потом на них натыкается аврор. Квиррелл пытается его убить, Гариезер блокирует Убивающее своим Патронусом, в результате чего тот гаснет, Квиррелл вырубается, а план летит в тартарары.

Чтобы спастись, Гариезер сначала отпугивает дементоров, угрожая разнести их своим убер-Патронусом (очевидно, даже смерть боится смерти в этом фанфике). Потом Квиррелл очухивается, и с его помощью он трансфигурирует дыру в стене, а затем трансфигурирует ракету, которую привязывает к своей метле, и они улетают. Ракета летит так быстро, что авроры не могут за ней угнаться.

Это всё неплохой экшн-эпизод в истории, отчаянно нуждавшейся в экшне, но дело портит излишнее количество слов. Мы получаем множество строк, в которых Гариезер говорит с Квирреллом, Гариезер говорит с самим собой, Гариезер думает о дементорах, и тому подобное. И вместо энергичных, напряжённых пятидесяти страниц мы получаем опухшие, напыщенные, вязкие три сотни.

Оказываясь в безопасности, Квиррелл и Гариезер обсуждают ужасы Азкабана. Квиррелл говорит Гариезеру, что только демократия могла создать настолько кошмарную тюрьму. А тёмному лорду вроде Волдеморта не было бы от не толку, когда бы он заскучал:

Знаете, мистер Поттер, если бы Тот-Кого-Нельзя-Называть пришёл к власти в магической Британии и построил тюрьму, подобную Азкабану, он бы построил её, чтобы наслаждаться, наблюдая за страданиями своих врагов. И если бы однажды ему это зрелище опротивело, он бы приказал снести Азкабан уже на следующий день. Что же до тех, кто построил Азкабан, и тех, кто не стал сносить его, предпочитая произносить возвышенные проповеди и представлять себя кем угодно, только не злодеями... пожалуй, мистер Поттер, будь у меня выбор, с кем выпить чаю, с ними или Сами-Знаете-с-Кем, я бы выбрал Тёмного Лорда, как менее оскорбляющего мои чувства.

Гариезер не занимает про-демократическую сторону, и только время покажет, станет ли он в итоге полноценным реакционером в виде Квиррелла. Ещё он размышляет об эксперименте Милгрэма, хотя я не думаю, что он применим к Азкабану (дементоры ведь не "просто выполняют приказы").

Потом Гариезер использует свой Маховик времени, чтобы вернуться в момент до вторжения в тюрьму. Идеальное алиби для идеального преступления.

Дамблдор и Макгонагалл подозревают, что Гариезер сыграл роль в побеге Беллатрисы, из-за использования ракеты. Они просят Гариезера использовать его Маховик, чтобы послать сообщение в прошлое (что бы он не смог сделать, если бы уже использовал свой Маховик для сокрытия преступления)

Гариезер решает это с помощью Маховик времени ex machina: Квиррелл знает кого-то ещё с Маховиком времени. Ведь когда Юдковский не может решить проблему с помощью Маховика, он решает её с помощью двух Маховиков.
28 сентября 2023
20 комментариев из 127 (показать все)
Тощий Бетон_вторая итерация
DistantSong

Я аж подзавис от такой формулировки. А что такое "научная отсылка"??

Отсылка к чему-нибудь научному, вроде упомянутых экспериментов, всяких там байесов и прочих гамильтонианов?
Но именно здесь, в контексте, это передергивание (или опять чтение жопой и ответ о чем-то своем), так как изначально говорилось об отсылках, а в ответе они каким-то хером превратились в научные отсылки - без приведения примеров и раскрытия смысла (совсем как в мрм), причем с требованием рассказать, чем они плохи
Тощий Бетон_вторая итерация
DistantSong

Я аж подзавис от такой формулировки. А что такое "научная отсылка"??

Ну, автор обзора тоже употреблял эту формулировку — имеется в виду упоминание какого-нибудь научного факта/явления. Ну там фундаментальная ошибка атрибуции, движущаяся назад во времени материя как антиматерия, имитационная теория эмпатии... Хотя вообще в том разговоре я имел в виду отсылочки типа "Гом Джаббар!" или единорогов, которые выглядят как героини My Little Pony.
DistantSong
Гом Джаббар это как Сенатор Амидала. Ебучий кринж.
DistantSong
имеется в виду упоминание какого-нибудь научного факта/явления

Ну так упоминание никому неизвестного кружка выпускников универа - это совсем не научная отсылка) А упоминание в совершенно неподходящем контексте вообще даблкилл ГХА-стайл.
Desmоnd
Гом Джаббар это как Сенатор Амидала. Ебучий кринж.

Я есть грут!
Desmоnd
DistantSong
Гом Джаббар это как Сенатор Амидала. Ебучий кринж.

Так это не единственная такая отсыл очка. Вот ещё несколько:

Трейси резко вытянула руку влево и выкрикнула «Кхорнат!», указала вниз и выкрикнула «Слаанет!», вверх: «Нурголт!» и вправо: «ТЗИНЧИ!»
я позаботилась направить следователей, на чьё качество работы всегда можно… положиться. А именно, аврора Ноббса и аврора Колона, которых уважают и далеко за пределами моего Департамента.
И она поняла, ощутив пустоту внутри, что её надежда на Альбуса, который мог бы не допустить это, не допустить хоть что-то из этого, только что канула в небытие. Именно эти слова Альбус говорил ей, когда она возражала, что Кэмерон Эдвард ещё слишком молод, и позже, когда она возражала, что Питер Певенси ещё слишком молод, и в конце концов она просто перестала возражать.
— Лаганн! — выкрикнул Драко, полностью вкладываясь в заклинание.
DistantSong
Трейси резко вытянула руку влево и выкрикнула «Кхорнат!», указала вниз и выкрикнула «Слаанет!», вверх: «Нурголт!» и вправо: «ТЗИНЧИ!»

Я уже заметил, повторю ещё раз: ваховские отсылочки особенно круто смотрятся в свете того, что Умногаре с большой вероятностью ждёт судьба Бога-Императора на Золотом Троне.
DistantSong
я позаботилась направить следователей, на чьё качество работы всегда можно… положиться. А именно, аврора Ноббса и аврора Колона, которых уважают и далеко за пределами моего Департамента.

Хэла и Бёка.
Продолжение перевода:
https://fanfics.me/message638931
DistantSong

я позаботилась направить следователей, на чьё качество работы всегда можно… положиться. А именно, аврора Ноббса и аврора Колона, которых уважают и далеко за пределами моего Департамента.
Я почему-то, прочитав эти слова, вспомнил Джессику Голдштейн и компанию у ГХА.
Уста Саурона
DistantSong

Я почему-то, прочитав эти слова, вспомнил Джессику Голдштейн и компанию у ГХА.

А что там было с ними?
DistantSong
А что там было с ними?

Скажем так, с ними было много чего...
DistantSong
А что там было с ними?
Народ зубоскалит и есть чего, но я расскажу вкратце. Только голосовой набор врублю, так что ошибок будет море.

И так расследовать х**** в Хогвартсе начали Авроры из Америки точка сам понимаешь Авроры из Америки это звучит как ё***** х****, но каким-то образом Авроры из Америки припёрлись в Хогвартс. Причём эти Авроры из Америки бывшие пожиратели. Попал в Хогвартс они сразу же восхитились мощью лапич хавка, увидели какой он офигенный Цезарь, и начали устраивать засаду на Беллу. Конечно же засада не удалась, потому что они в самый ответственный момент съебали, пошли святого мунга смотреть как делают операцию хавку точка ну и в это время случилось нападение, Так что оставшихся авроров н**** поубивали запятая и при этом не один из авроров не посчитал что какая-то ихняя вина, что они покинули пост, что они сделали что-то не так. Дальше подъехал набор одноногих собачек
Desmоnd
Потом они еще маньяка искали, не зная, где нашли жертву, убийство которой им поручили расследовать, и какого она была пола.
Уста Саурона
А потом они попали в прошлое на битву при Босворте, и там их накрыл ракетным залпом вертолёт Петровича. Но это уже совсем другая история.
Desmоnd
DistantSong
Народ зубоскалит и есть чего, но я расскажу вкратце.

Звучит эпично. Но как-то странно.)
DistantSong
А уж в оригинале-то как...
DistantSong
Звучит эпично. Но как-то странно.)
Да это сука не просто странно. Это выходит уровень "горячих голов", "мужчин в трико" или там "аэроплана", только на сложных щщах.

Мы орали хором от этих всираний. Но благодаря тебе я узнал, что Юдковский даст просраться ГХА во всём.

ЧСХ, когда я читал МРМ (он был онгоингом), у меня не было мерила для сравнения тогда особого не было. Так что глубины глубин не постиг, тригеррили чуть другие вещи, чем сейчас.
Тоже читал мрм в далекие годы, во времена когда китайские новеллы заходили на ура и даже тогда Гарриезер показался сьюхой 99 уровня, прочитал пару глав и бросил. Все это время думал, что мрм это просто плохо написанная работа, но хоть с какой-то научной ценностью.
Теперь вижу, что это просто говнище, куда не плюнь.
kasooo
научной ценностью

Вероятно, какую-то научную ценность можно из неё выжать, если изучить феномен МРМ и их фанатов.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть