Коллекции загружаются
База. Канон. Основа основ. Три кита.
ТРЕХАКТНАЯ СТРУКТУРА Схема, по которой строится большинство историй. Это не тайное знание. Попробуйте на ходу сочинить простенькую сказку, а потом сравнить ее с пунктами, что я описала ниже. Велика вероятность, что вы в них попадете, даже не задумываясь о “правилах”. Почему? Потому что мы впитали эту структуру еще в детстве с теми же сказками. Не знаю, почему истории работают настолько схоже — даже захотелось углубиться в первопричины… Как узнаю — обязательно поделюсь ;) Эта структура была зафиксирована еще в Древней Греции: “Целое — то, что имеет начало, середину и конец”. Аристотель, “Поэтика”. Все, теперь вы все знаете :D Ладно, все капельку сложнее (в той же “Поэтике”Аристотеля ). Но у меня хорошая новость: основы драматургии — не самая сложная и обширная область знаний. Чудеса начинаются, когда теорию применяют вкупе с другими талантами… Сегодня хочу кратко описать самое-самое базовое — ТРЕХАКТНУЮ СТРУКТУРУ произведения. Возможно, для большинства новой инфы не будет, но без этого не двинуться дальше в нюансы и глубины :) Кстати, терминов для одних и тех же понятий немало, я буду использовать те, которые предпочитаю сама, но и альтернативные кое-где укажу. Сразу предвосхищаю вопросы: “Так и больше никак?” “А обязательно ее использовать?” “А если я по-другому буду писать?” “Нет”. “Нет”. “Творите, как хотите” :D Но сегодня сухие знания в лоб, никакого изящества, танцев и мошенничества. АКТ ПЕРВЫЙ Завязка или экспозиция Задачи первого акта: Экспозиция. Познакомить с героями / миром героев, его законами / обстоятельствами и контекстом / в каком месте герои находятся в их мире. Задать конфликт. Обозначить противоборствующие стороны; они могут быть как разными людьми/существами/общностями, так и внутренними частями одного человека. Дать толчок к действию. Это исполняет первое ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ, оно завершает первый акт и подводит ко второму. Я называю эту часть “завязкой”, потому что, исходя из перечисленного, экспозиция — лишь одна из функций, пусть и важная. Вы точно знаете истории, где автор вываливает на вас факты о героях и мире. И вы точно знаете истории, где сразу начинается ДЕЙСТВИЕ. И это воистину мастерство, когда знакомство происходит через события, поступки, диалоги, а не описания. Для меня такой подход интереснее, потому я буду обозначать первый акт “завязкой”. Первый акт завершается ПОВОРОТНЫМ СОБЫТИЕМ (иногда “поворотным пунктом”, “перипетией”) Таких событий в истории несколько, они поворачивают жизнь героя в другом, непредвиденном направлении. У него на пути возникает препятствие, челлендж, ему грозит опасность или беда, или появляются новые возможности, но дотянуться до них будет непросто. АКТ ВТОРОЙ или борьба / эскалация / конфронтация / развитие… …а я человек простой, эту часть называю ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ :D Задача второго акта: Развить конфликт между двумя сторонами, проведя героев через путь, и подвести к кульминации. С каждым событием ставки повышаются, страсти накаляются. Сторона антагониста подкидывает все более сложные препятствия. Посередине основного действия как правило происходит второе ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ, следом наступает кризис, приближается КАТАСТРОФА или третье ПОВОРОТНОЕ СОБЫТИЕ. Завершается второй акт на пороге катастрофы, и его подхватывает третий. АКТ ТРЕТИЙ Даже не хочу мутить воду разными терминами. Развязка это и все тут :D В этой точке конфликт разогнан до максимума, начинается КУЛЬМИНАЦИЯ. Это любая финальная драчка в боевике или фэнтези, самая острая драматическая сцена в мелодраме (“о нет, мы никогда не будем вместе”) или драме (“любимый уходит из жизни, как дальше быть”?) КУЛЬМИНАЦИЯ — финальное столкновение сторон конфликта, которые мы обозначили в первом акте и которые выясняли отношения во втором. Пришла пора все порешать и поставить точку. После столкновения разгребаем последствия. На вопросы, которые мы задали вначале, даются ответы, !которые! могут быть очень неоднозначные (сюда идут открытые финалы). Но зрители/читатели должны чувствовать, что они проделали этот путь не зря, получить удовлетворение (добро победило / теперь у них есть новый опыт, повод задуматься). Каким бы ни был финал, он ДОЛЖЕН БЫТЬ. Нужно обозначить точку, к которой мы пришли, даже если после этой точки еще ничего не заканчивается. А может и заканчивается. Вот такие вот они — три акта в чистом виде. КУБ В КУБЕ В чем ценность этой схемы для любого сюжета: подобная схема применяется не только ко всей истории целиком. Если вы посмотрите на описание актов, вы отметите, что каждый из них состоит из: завязки - основного действия - кульминации - развязки. То есть в каждой части есть введение (новая информация), которое подталкивает к событиям, ведет к пиковой точке и последствиям. А если мы начнем делить на более мелкие сцены… то и там схема остается такая же. То есть если вы пишете любую сцену, наполненную действием - можно брать на вооружение принцип трехактной структуры, и все будет зашибись :) А по поводу “Только так и больше никак?” — от чего-то нужно оттолкнуться. Мое любимое: “выучив все правила, начни их нарушать”. Если мы хотим колдовать со структурой, следует как минимум знать, с чем мы колдуем. Вот такая сегодня массивная, пусть и не очень оригинальная порция :) Я старалась коротко о главном. Если вы прочитали и для вас это было ценно/полезно/интересно — не поскупитесь на ми-ми-мишку, так вы дадите мне об этом знать ;) Ну и приглашаю к обсуждению в комментах! 2 декабря 2023
15 |
Кэй Трин Онлайн
|
|
Тут ничего и не прибавить, написано же, что все можно нарушать. Строго говоря, завязка может и не содержать кульминацию, ее подхватит основная часть, если событие у нас одно и значимое.
3 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Кэй Трин
Ага, только мой главный посыл: чтобы нарушать, нужно знать что)) Если знать - может получится круто. Если нет... может выйти какаха)) Строго говоря, завязка может и не содержать кульминацию, ее подхватит основная часть, если событие у нас одно и значимое. Нууу, здесь такая штука, что эти поворотные события, они как бы на стыке. То есть "кульминация" завязки... перетекает в "завязку" для основноо события :D Для меня грань немного размыта. Тут главное, чтобы по факту у героя было препятствие, а остальное не так важно. |
Кэй Трин Онлайн
|
|
Pauli Bal
Ну можно нарушать не зная и на интуиции еще, при относительно хорошей начитанности может получаться хорошо, думаю) В детективе кульминация вообще отдалена до самого конца, если мы говорим о классике с разоблачением в конце, а все предыдущие сцены - это ступенечки к ней, но они могут просто давать новую информацию, а не иметь свою кульминацию. 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Ну можно нарушать не зная и на интуиции еще, при относительно хорошей начитанности может получаться хорошо, думаю) Да, однозначно :) Мне многие отвечали, что вообще не думают про структуру, когда пишут, но это не значит, что в работе у них ее нет.но они могут просто давать новую информацию, а не иметь свою кульминацию. Своеобразные промежуточные "кульминации" - это поворотные события, так что в детективе они по идее должны быть. Просто по градусу они будут уступать финальной - и в других жанрах зачастую все именно так. Хотя есть истории, где в начале армагеддон, а потом разгребание последствий. Кульминация будет, но там градус может быть смещен в начало.2 |
Яросса Онлайн
|
|
Все это уже как бы знаю и применяю. Но не могу не отметить, что здесь это все подано очень емко и интересно. Если вдруг ТС интересно, что я думаю по поводу увеличения полезности этих действительно нужных и важных (ИМХО) на литературном сайте постов, то я бы наверное хотела увидеть по тексту еще примеры. Они же, я так понимаю, в первую очередь для незнающих, а им (вспоминаю себя еще не въехавшую в эти моменты) без примером может быть не совсем понятно.
Хотя мб эту функцию выполнят как раз разборы фанфиков. В любом случае, большое спасибо Pauli Bal за интересные блоги. Кстати, в тему поста хочу задать вопрос о своем) Я всегда стараюсь придерживаться этой структуры, но нередко по итогу у меня возникают какие-то отклонения. Иногда в финале вылезает новый конфликт как следствие изначального и повисает нерешенным. Насколько это приемлемо или нет с точки зрения драматургической науки? 1 |
Мне понравилось, как вы все четко обобщили и с юморком подали. Просто учи наизусть и веди занятие. Спасибо.
1 |
M J Jason Онлайн
|
|
Очень крутой пост, спасибо!!
Я иногда разбиваю уже написанный план или историю, чтобы понять, не проваливаю ли я пейсинг. (Куски до поворотов слишком длинные или наоборот слишком короткие). Мне кажется, для этого тоже полезно об этом думать. Еще мне особенно нравится, как это работает в трилогиях… очень прикольно 1 |
Кэй Трин Онлайн
|
|
M J Jason
Но нарушение ритма или его смена тоже же композиционный прием. Как можно провалить пейсинг, если есть чередование медленного и быстрого, например? 1 |
M J Jason Онлайн
|
|
Кэй Трин
Ну вот сейчас свое мнение скажу. У нас есть гг и его сюжет и тут он начинает то быстро то медленно идти в другую сторону — проходит мини арки, какие-то мелкие события, сайд стори и пр. Это заваливает пейсинг, даже если эти ритм в этих мини арках чередуется. 1 |
Кэй Трин Онлайн
|
|
M J Jason
Меня очень смущает, что сейчас очень много берется из кинематографа, при этом в основном экшена, и накладывается на литературу. Тот же пейсинг. Но это ладно, мелочи. Ритм может и должен чередоваться даже там, потому что при пейсинге "все время что-то происходит" часто получается мешанина из событий, нет паузы ни чтобы расставить акценты, ни чтобы подумать. В экшене хорошо, в комедии ок, в остальных жанрах не всегда ок. 1 |
M J Jason Онлайн
|
|
Кэй Трин
Вы во всем правы, но я вообще про другое. Короче. Для меня, если продвижение не по сюжету — то это не «быстрые» моменты. Например, возьмем любовную историю. Медленные моменты — это например где они смотрят друг на друга и мечтают. Быстрые — когда например у них происходит объяснение в чувствах. Если, допустим, она думает о нем, убегая от каких-то случайных волков — то это все равно для этой истории медленный момент. Если наоборот у нас основной сюжет «выжить», то медленные моменты — это где они сидят у костра и разговаривают о чувствах, а быстрые — это где убегают от волков. Для экшн историй именно это стандарт, вот и вы об этом говорите. Поэтому кстати, скажем, война и мир (если без лирических отступлений) — это очень быстрое по темпу произведение. 2 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Но не могу не отметить, что здесь это все подано очень емко и интересно. Спасибо огромное за комментарий! Признаюсь, этот пост дался нелегко, поэтому особенно ценно, что удалось емко рассказать о главном.то я бы наверное хотела увидеть по тексту еще примеры Да, я абсолютно согласна. И я действительно предложила разборы с этой целью :)) Конкретно в этом посте я намерено не добавляла примеров, чтобы было не получилось невнятное полотно, но можно сделать отдельный пост о том же, только разобрать трехактную структуру какого-нибудь произведения.Кстати, в тему поста хочу задать вопрос о своем) Вопросы - это всегда пожалуйста! :) Я всегда стараюсь придерживаться этой структуры, но нередко по итогу у меня возникают какие-то отклонения. Иногда в финале вылезает новый конфликт как следствие изначального и повисает нерешенным. Насколько это приемлемо или нет с точки зрения драматургической науки? Я недавно упоминала то ли в посте, то ли комментах сравнение структуры с постройкой дома. Я вижу это так: вот есть цельный и красивый дом, а мы к нему хотим добавить пристройку. Можно ли? Почему нет! Только, во-первых, придется считаться с конструкцией, чтобы ничего не развалилось. А если мы хотим, чтобы еще и смотрелось эстетично - то придется и над архитектурным дизайном поработать, иначе не сохраним единство. И с историей так же :) Кстати, если ты имела в виду, что в конце появляются новые вопросы без ответов - это не обязательно конфликт. Конфликт как элемент драматургии - это столкновение, которое ведет к действию, а потом к катастрофе. Иначе фиговый это конфликт :) Катастрофа понимается очень широко, это может быть просто внутренний кризис человека. Если же мы просто хотим показать ,что путь героев будет иметь свое продолжение, но изящно ставим точку на конфликте, который был задан в начале истории - то почему нет. 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
M J Jason
Кэй Трин Спасибо за отзывы и интересную дискуссию:) Мне кажется, M J Jason, говоря про пейсинг, имела в виду ситуацию, когда автор чувствует проблему в истории, провисы. И в этом случае структура действительно здоровски помогает проблему решить. Кэй Трин И вы абсолютно правы, что пейсинг - это прием, которым можно играть, создавая настроение, нагнетания, применять по-разному в рамках жанра и т.д. Кстати, мне больше нравится другой термин для этого понятия - темпоритм. То есть есть бит, отправиные точки, а между ними есть движение, колебания синусоиды :))) 1 |
Яросса Онлайн
|
|
Pauli Bal
Я имею в виду, как, например, в Нагини конфликт истории разрешен, но героиня попадает в гораздо худшую ситуацию и там остается. 1 |
Кэй Трин Онлайн
|
|
M J Jason
В случае с волками, кстати, может быть и "быстрый момент", если это влияет на сюжет. Просто для меня пейсинг равен ритму, а не содержанию, поняла вас! Согласна тогда 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Яросса
Могу эту историю разобрать в разборе))) Ты ее предлагала. Я ее читала, но детали не помню... А пока задолжала отзывы на конкурсе, и второй разбор меня ждет)) 1 |
M J Jason Онлайн
|
|
2 |
Яросса Онлайн
|
|
Pauli Bal
Яросса Можно ее... Я из тех предложенных не могу выбрать! >_<Могу эту историю разобрать в разборе))) Ты ее предлагала. Я ее читала, но детали не помню... А пока задолжала отзывы на конкурсе, и второй разбор меня ждет)) 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Яросса
Прости, твоя работа только восьмая 😭😭 в общем, как доберусь, посмотрю)) 1 |
Яросса Онлайн
|
|
Pauli Bal
Яросса Да, я помню, что очухалась, когда поезд уже почти ушел. Так что восьмая - это даже лучше, чем я предполагала))Прости, твоя работа только восьмая 😭😭 в общем, как доберусь, посмотрю)) 1 |