↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Katedemort Krit
27 января в 21:46
Aa Aa
#кино #обзор

…Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. [...] Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете…



Я обожаю «Мастера и Маргариту» Булгакова, я в восторге от версии Бортко, оттого мне так страшно было идти в кино на новую постановку, но… Оно того явно стоило.

Обзор ниже почти не содержит спойлеров. Впрочем, это не точно.

Картина насыщена аллегориями, играми образов и переплетений. Никогда еще на моей памяти страстная, бурлящая, неистовая советскость не была столь дико и ярко смешана с безумной, срывающей шоры демоничностью. Эти образы, эти метафоры могут показаться порой слишком откровенными, но в фильме, осознанно и бессовестно (прекрасно!) использующем гигантизм в каждой своей декорации, гротескность — а порой и неудобная гротескность — намеков и сравнений смотрится как нигде органично. Чего только стоит отражение знака метрополитена в лужице, м-м-м… А жертвенник в форме звезды? А…

А вообще, смотрите сами, я ведь обещала без спойлеров.

Как никогда прежде ярко показан конфликт человека с системой. Как никогда живо я вижу в Мастере Булгакова. Как никогда правильно показан творческий процесс — кажется, сценаристы заглянули в душу каждому писателю на свете.

Ибо так и создается книга. Сначала ты смотришь на настоящую жизнь, замечаешь картины и образы вокруг, чтобы затем собрать их дрожащей рукой и сделать первый мазок. А там, в процессе, все может измениться, обрести новые краски, новую глубину, и вот история уже становится твоим продолжением, ты отныне не просто автор, но участник, видишь ее повсюду, а вдохновение навевается каждым коротким словом, жестом, образом. Даже простым походом в театр! Это было настолько похоже на то, как рождаются мои сюжеты, что я бессовестно аплодировала и испускала восторженные междометия в голос (благо на этом, последнем, сеансе нас было всего четверо на весь зал, оттого мне почти не стыдно).

Конфликты на почве обиженного — хрупкого — писательского эго по-новому, по-яркому настоящие. Глубоко и даже больно порой от этой глубины.

Я ведь уже говорила про образность? Образов так много, что, поделись я восторгами от каждого, этот текст вырос бы до размеров самого сценария. Но упомяну самое, пожалуй, злободневное. В современной постановке МиМ, в которой, как и задумано было автором, заложено столько прямых и косвенных рассуждений о советском, спрятано слишком много аллегорий на современное общество. Я даже удивлена, что этот фильм действительно получил одобрение от нынешних властей (впрочем, товарищ Берлиоз из данной интерпретации наглядно показал то, как такое порой случается). И это отдельный восторг — новая призма в старой оболочке, классика, не утерявшая актуальности, громоздкое «тогда» о, по сути, интересном «сейчас». Подобно тому, как древний Ершалаим Булгакова много и щедро описывал эпоху автора, так и советские реалии романа и фильма повествуют об эпохе нашей. Ярко и много в кино считывается идей о лицемерии, о выворачивании посылов наизнанку, о неискренности лозунгов и показухи. И это — лишь малая часть показанного, ибо фильм изобилует куда бо́льшим количеством отсылок и смыслов о веке двадцать первом. Впрочем, какой еще адаптации, как не МиМ, было проворачивать такой фокус со зрительским восприятием? Ведь и в прошлом, и теперь любая власть и любая история — она, в первую очередь о людях. А чем они, люди, собственно, друг от друга отличаются? «Люди как люди. […] Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».

Аллегоричность фильма прослеживается не только в декорациях и отсылках. Даже рост актеров, даже костюмы, даже почти невидимые глазу элементы: все имеет значение, все ощущается и познается в сравнении. Тот же подчеркнуто низенький Га-Ноцри на фоне высокого, сильного, но такого несчастного Понтия Пилата — это квинтэссенция образа маленького человека на фоне системы, которая и сама, как оказалось, несмотря на свою кажущуюся мощь, порой бывает скована по рукам и ногам. А это панибратское объятия «власти» и «религии»? Помилуйте, господа хорошие, порой образы здесь метафоричны до неприличия. И это здорово.

Здорово смотрятся второстепенные персонажи. Некоторые — дикий восторг. Чего только стоит одна медсестра из начальной сцены! Сколько фактуры, сколько жизни и характера в нескольких коротких диалогах, в этой неприметной, но столь яркой женщине! Я теперь неистово хочу такую же героиню вставить куда-нибудь, просто как дань уважения этому фильму.

Старые лица главных героев показаны во многом на совершенно новый лад. И мне искренне понравились эти новые Воланд, Маргарита, Понтий, Мастер и Гелла. Азазелло, Коровьев и Кот тоже порадовали (особенно в сцене в театре), хотя Геллу, на мой вкус, переплюнуть было тяжело. Возможно, именно потому, что Гелла вышла чрезвычайно метафоричной. Да, кстати, я не думала, что после Басилашвили действительно полюблю другого Воланда, но этот, такой намеренно иной, вышел просто чертовски шикарным. Зло насмехающееся, в то время, как привычный дьявол от Басилашвили был злом уставшим. И новый Воланд пугает больше, пусть, как и его предшественник, «вечно причиняет благо».

В этой истории больше о Мастере, Маргарите и Воланде, чем о Понтии и Иешуа — ещё одна деталь, которая сильно отличает данную постановку от адаптации Бортко. Считаю, что это прекрасно. Перед нами совсем другая история, откровенно, осознанно непохожая на нашумевший сериал. Словно один и тот же пейзаж нарисовали разные художники, в разных стилях, сохраняя при этом трепетное уважение к фактуре и природе оригинального пейзажа-романа. Потому зрителю вовсе необязательно выбирать лучшую адаптацию, ибо зритель может одновременно полюбить обе истории, найти в каждой иное и об ином — и получить по-вкусному разные впечатления.

Прослеживаются и новые (во всяком случае, я таких не помню) смыслы — послушайте, к примеру, внимательно диалог Мастера и Маргариты о том, почему кара Воланда для Лиходеева была куда мягче кары для Берлиоза. И, встретив Лиходеева вновь, вспомните о нем. Похоже на осознавание чего-то прежде недоступного: прекрасное. Обратите внимание на образ-вдохновение «бала у сатаны». А еще внимательно присмотритесь к накрытым столам: ко всем накрытым столам в этом фильме. Ценой чего мы пируем килькой, а ценой чего окороком? Поистине булгаковские посылы, но показанные иначе, очень ярко. Ух.

Отличия от экранизации 2005-го года видны и в отношении создателей к самому роману Мастера. Если в сериальной версии рукопись — это угаданное прошлое и, тем самым, истинное чудо, делающее Мастера пророком, автором своеобразного Евангелия от Мастера, то в новой картине его книга — сборник его жизни, его боли, его опыта и его любви. И это тоже делает современного Мастера очень близким к образу Михаила Афанасьевича Булгакова. Это уже не блаженный святой, но исстрадавшаяся жертва, которая, если и видит больше остальных, то скорее не в прошлом, а в настоящем.

Эпичность и красота некоторых сцен порой омрачалась слишком темным экраном или обрезанными не там — на мой взгляд — фразами и сценами. К примеру, шикарный, болезненно красивый бал у Сатаны и скомканная, уполовиненная история Фриды и платка — удели фильмоделы на две минуты больше этой сцене, получилась бы конфетка. К сожалению, эту сцену, отлично характеризующую Маргариту в книге и сериале, сократили, почти исчез так же ее диалог со свитой по поводу Фриды. И некоторое количество иных, порой довольно культовых фраз были так же сокращены. Не могу грешить на хронометраж, ибо счет в такие моменты шел на секунды, так что порой это вызывало вопросы.

Но порой нет: иногда такие урезки были отличным примером того, как правится и улучшается черновик писателя по мере его редактуры своих набросков. И эти моменты улучшения сцен были показаны мастерски.

Немного об актерах. Кастинг, я считаю, получился удачным. Мне не хотелось бы заменить в фильме ни одно лицо: при всем моем, скажем так, нелюбезном отношении к тому же Марату Башарову, роль неприятного типа ему далась великолепно. А еще мне, любительнице Дракулы от BBC, не удалось сдержать восторженного вскрика, когда я увидела одно знакомое лицо в кадре. И бог ты мой, отыграно, отыграно великолепно! Между прочим, на чистой латыни!

Да, к слову о латыни. Диалоги тут ведутся не только на русском — еще одно существенное отличие от предыдущей экранизации и, на мой взгляд, большой плюс. Хотя, признаю, эмоций диалоги сериальные порой вызывали больше. В основном это касается именно сцен из Ершалаима, где и сам говор, и перевод были несколько холодноваты, но, повторюсь: так как данное кино все же не об Иешуа и Пилате, и этих эмоций хватило вполне.

Казалось бы, так много уже сказала, а сказать хочется куда больше. Мы с супругом не могли заткнуться пару часов после фильма, нас прорвало сразу же, как только, досмотрев субтитры до самого конца и выйдя из опустевшего зала вслед за охранником, мы одновременно открыли рты. Сидя в машине, топая домой по заснеженному пустому двору, переодеваясь в домашнее, мы обсуждали и обсуждали, и единственное, почему не обсуждали всю ночь — я писала этот текст.

В общем — и честно, я не берусь утверждать, что кино вам понравится. Особенно, если вы — ярый советофил, ибо да, фильм не жалеет чувств симпатизирующих советскому, а впрочем — далеко не только (и не в первую очередь) советскому авторитаризму. Но я однозначно скажу: мне давно так не нравилось российское кино. И я обязательно пересмотрю его вновь: точно знаю, что сумею разглядеть там что-то новое.
27 января в 21:46
43 комментариев из 64 (показать все)
Габитус
Ещё я б всякое гавно перечитывал. ))
Asteroid
не нравится и не нравится, у всех свои вкусы
зачем гнобить тех, кому нравится?
Селезёнка
Когда кому-то нравится или не нравится книга (любая), то часто это говорит больше о человеке (не в плоскости хороший-плохой, а в плоскости: свой-чужой), чем о книге.
palen
но преподносят это как объективную, абсолютную истину
люди не говорят "мне не понравилось", они говорят "книга говно".
Селезёнка
Тем проще делать выводы о том, кто так говорит.
Stasya R Онлайн
Это было круто. Я под впечатлением. "Мастер и Маргарита" - любовь всей моей жизни, я предвзята до ужаса, и вдруг такая фееричная интерпретация. Чувствую себя счастливым человеком.
Stasya R
Еееее!)
Stasya R
Хватит, а то я в кинотеатр побегу))
Селезёнка
Я пойду ещё раз)
какой замечательный отзыв у вас получился! даже не верится, что вы все это сумели отметить, переварить и запомнить с одного раза) и как я с вами согласна по части образности, только я не все также хорошо ухватила (хочу сходить еще раз, вспомнив как следует книгу), но вот звезда - да, меня это тоже пробрало. такая прозрачная отсылка, что аж слепит глаза. а как Маргарита летела и срывала растяжки с лозунгами по городу?
и мне тоже очень понравилась медсестра. я просто хохотала на каждой сцене, где она появлялась, но не от смеха, а от восторга. какая же она органичная. и сколько тоже тоски в том, что в этом нарочито нереалистичном и ненормальном здании дурдома, где психи нормальнее тех, кто их лечит, есть всего один живой человек со стороны власть имущих - хромая старушка.
Кому зашла эстетика Пелевина, может понравиться клипчик Hurts
https://m.youtube.com/watch?v=YJI6LkRU4KE&pp=ygUUaHVydHMgbG9uZWx5IHN1bmRheSA%3D
Селезёнка
Asteroid
не нравится и не нравится, у всех свои вкусы
зачем гнобить тех, кому нравится?
Где я кого-то гноблю?
Slizerita
Благодарю) Про символизм украшений забыла вставить — отдельный восторг, на самом деле 😁

Вы очень здорово сказали про медсестру! Так и есть — единственный Человек.
Katedemort Krit
обязательно напишите)
Slizerita
К примеру, самое яркое – трость Воланда с набалдашником в виде головы Сета, как мне кажется, очень явно намекает на то, что Воланд в этом прочтении олицетворяет смерть. Как для Мастера (в больнице), так и для Маргариты (на балу он толкает ее рукой в живот, знаменуя тем самым смерть от отравления, в то время как Маргарита в квартире пьет яд, читая рукопись о Воланде), так и для Берлиоза с Майгелем. Кольцо в виде глаза на руке может олицетворять всевидящее око, а брошь в виде перевернутой звезды – как один из общепринятых пентаграммных знаков дьявола, так и отсылка к советской символике.
Stasya R Онлайн
Я уржалась с пароля "Ялта" 😂
Stasya R
Кстати, да)) А еще я просто в восторге от Верника в этом фильме))
Ибо так и создается книга. Сначала ты смотришь на настоящую жизнь, замечаешь картины и образы вокруг, чтобы затем собрать их дрожащей рукой и сделать первый мазок.
Тем временем Булгаков: десятилетиями оттачивает любимые фантастические сюжеты - Дьяволиада, Роковые яйца, Зойкина квартира, Собачье сердце, Театральный роман и др. чтоб собрать из них драматически прекрасную, сбалансированную и архетипичную историю.
Спустя годы поклонники: он такой же дрожащерукий акын как свой брат фикрайтер! Мимими))
Lasse Maja
Ага, а собирал Булгаков их абсолютно ни с того ни с сего, без всякого толчка и вдохновения из реальной жизни, не из чего-то прочитанного, увиденного или пережитого. Напрямую брал из космоса. Действительно.
Не, прям с натуры визиты Сотоны писал)) и древнюю Палестину ::)
Lasse Maja
А и правда, "древняя Палестина", в которой нельзя было критиковать власть — у Булгакова, разумеется, такого примера никогда не было в жизни. Да и книг он не читал своими глазами, чтоб из них почерпнуть знания и образы.
Плагиатор и подражатель, в общем, не о чем говорить))
Lasse Maja
Диалог об Иване и болване, в общем, не вижу смысла продолжать 👋🏽
Хахах))
Еду из кинотеатра) Я в восторге - это было очень сильно и, несмотря ни на что, очень канонично.
Jane W.
Уии) Здорово, что понравилось))
Katedemort Krit
Очень) И актеры (особенно, конечно, Воланд хорош)), и задумка, и эстетика (один Дворец Советов чего стоит)) - прямо все огонь. Жалко, конечно, что многое из романа было опущено, но это логично: фильм не о Иешуа, не о Пилате и даже не о Маргарите, а о Мастере.
Никогда еще на моей памяти страстная, бурлящая, неистовая советскость не была столь дико и ярко смешана с безумной, срывающей шоры демоничностью. Эти образы, эти метафоры могут показаться порой слишком откровенными, но в фильме, осознанно и бессовестно (прекрасно!) использующем гигантизм в каждой своей декорации, гротескность — а порой и неудобная гротескность — намеков и сравнений смотрится как нигде органично. Чего только стоит отражение знака метрополитена в лужице, м-м-м… А жертвенник в форме звезды? А…
Что-то мне показалось, что советскость с демоничностью в фильме не _смешана_, а ей _противопоставлена_ Знак метрополитена вверху на столбе и светится изнутри, знак Воланда - внизу, в луже и светится не своим, а отражённым светом. И жертвенник не в форме звезды, а в форме пятиугольника, описанного вокруг звезды. И в жертвеннике убивают человека, который последним пытался спасти Мастера от связи со злом и вернуть его к советскости. Воланд строит свои замки в "пятом измерении", от всех прячась, а в советской России все большие стройки на поверхности, никто ничего не скрывает. Вечеринка у Лиходеева параллельна балу у Воланда. Но на этой вечеринке нет по-настоящему советских людей, они все насквозь фальшивые, и от слова "коммунизм" их воротит. Единственный реально советский человек - Бездомный - от этих людей "спасён" помещением в психиатрическую больницу. При этом это помещение не выглядит для него безнадёжным и как конец пути, у Ивана явно есть будущее, - от реактивного психоза на жуткую смерть Берлиоза его вылечили, в овоща не превратили, желания общаться с людьми не отбили. И в фильме Мастеру несколько раз предлагается выбрать между "советскостью" и "демоничностью", и это явно показано как экзистенциальный выбор из двух абсолютно взаимоисключающих вариантов.
Показать полностью
KNS
Интересная трактовка, кмк, показывающая многогранность картины, где смыслы можно считать столь по-разному)
Slizerita
О да, Прасковья Федоровна - совершенно невероятная! Роль не то, что эпизодическая - чуть ли не мимолетная. А разрыдалась я в итоге, именно глядя на нее. И чем фантасмагоричнее вокруг шабаш, тем ценнее и дороже эти крошечные мгновения не сумевшего сдержаться милосердия. У медсестры в психушке, у Маргариты с мальчиком и с Фридой, у Мастера, отпускающего на волю своего настрадавшегося персонажа...
Чувствую, там Аннушка - главный агент темных сил.)))
Irokez
Не помню, показали ли её вообще 😄
Katedemort Krit
Показали. И по имени назвали.
Разгуляя
Верю на слово, что показали) Что назвали, не сомневаюсь)
Разгуляя, что вы тут с персонажами, сказано же выше - человек смотрел аллегории! %)
Lasse Maja
Вам не надоело цепляться к людям?) Прямо выискиваете всех, кому фильм понравился и нападаете. Вы свое мнение уже много раз высказали, все уже поняли, что вы думаете, но не согласны. Смиритесь)
Я никого и не убеждаю. Это просто весело - именно на фанфиксе читать, что истинное творчество = плагиат, требовать качества от платного контента - стыдно и прочие идиотизма внезапно уверовавших %) Сейчас пока собираю, дойдут руки - опубликую отдельным постом, не одной мне ж веселиться)))
Lasse Maja
Я никого и не убеждаю. Это просто весело - именно на фанфиксе читать, что истинное творчество = плагиат, требовать качества от платного контента - стыдно и прочие идиотизма внезапно уверовавших %) Сейчас пока собираю, дойдут руки - опубликую отдельным постом, не одной мне ж веселиться)))
А разве мы не кино обсуждали?
Jane W., у человека, вероятно, просто какой-то диалог с собой. Перевирать и переворачивать чужие слова, делать откровенно странные выводы, пустословить и стараться кого-то задеть — странное хобби, но, наверное, каждый развлекается по своим возможностям.
Одним понравилось, другим не понравилось. Но в этой ветке обсуждения те, кому понравилось как-то предпочитают нападать адресно на тех, кому не понравилось, а не приводить аргументы. Нездоровый диалог.
Ally-Buffy
Я вижу обратную картину: некоторые из тех, кому не понравилось, начинают упражняться в граничащем с грубостью остроумии, пытаясь как-то задеть тех, кому понравилось – что книга, что фильм.

Но я согласна с последним утверждением – нездоровый диалог получается.
Jinger Beer Онлайн
Надо бы мне примкнуть к какой-нибудь стороне. Пойти в кино, что ли, посмотреть?
Jinger Beer
Надо бы мне примкнуть к какой-нибудь стороне. Пойти в кино, что ли, посмотреть?
Лучше подождем, пока бесплатно выложат в хорошем качестве. И ходить никуда не надо.)))Р
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть