↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Апрельский тролль
4 февраля в 18:06
Aa Aa
Про "Мастера и Маргариту"

Почти две недели наблюдаю в Телеграме, ВКонтакте и на Дзене бурления по поводу нового фильма по роману "Мастер и Маргарита". Сам фильм я ещё не успел посмотреть, но вот о причинах такого количества споров и противоположных оценок, выскажусь.

Основная проблема романа "Мастер и Маргарита" в плане экранизаций в том, что роман как литературное произведение не имеет одной общепризнанной трактовки, которой можно было бы следовать. В силу авторского замысла или в силу недоработанности до окончательного "белового" варианта трактовок много, и самых популярных, имеющих примерно равное число сторонников, шесть.

Есть "антисоветская" трактовка, по которой роман - о судьбе интеллигента в сталинской тоталитарной государственной машине, судьбе печальной, в которой кроме как на помощь сверхъествественных сил надеяться не на что.

Есть "христианская" трактовка, по которой роман - о Мастере как человеке, который пытался нести свет истинной веры в мир безбожников и о том, как дьявол, будучи частью мира веры наказывает безбожников и вознаграждает Мастера.

Есть "антихристианская" трактовка, по которой Мастер написал "Евангелие от Сатаны" (ведь текст его романа слово в слово совпал с воспоминаниями Воланда о событиях в Галилее!), и Дьявол помогал донести до народа своё видение библейских событий - абсолютно неприемлимое с точки зрения истинно верующего. А советский мир безбожников - мир победившего Сатаны, который творит с безбожниками всё, что хочет.

Есть "культурологическая" трактовка, по которой конфликт Мастера и различных Берлиозов и Латунских - это конфликт старой дореволюционной интеллигенции, носителей общеевропейского культурного наследия, и интеллигенции новой, советской, отрицающей всё дореволюционное и работающих над созданием новой культуры с нуля. Воланд в этой трактовке являются частью старой культуры, закономерно встающей на сторону Мастера, так как в советской культуре места дьяволу нет.

Есть "литературно-социальная" трактовка, по которой роман - о непонятом и погубленном обществом гении, который призывает нечистые силы для расправы над своими обидчиками и на стороне которого на самом деле нет никого, кроме его музы Маргариты. В этой трактовке образ Мастера приравнивается к биографии Булгакова, а образ Маргариты - к жене Булгакова.

Наконец, есть "романтическая" трактовка, которой плевать на все эти общественные смыслы, и по которой роман - о любви женщины к творческому мужчине, любви настолько великой и настоящей, что ради спасения мужчины женщина готова пойти даже на сделку с дьяволом. Был ли мужчина гением на самом деле в этой трактовке не так уж и важно, главное, что в глазах влюблённой женщины был. В отличие от других трактовок здесь центральным персонажем считается Маргарита, а не Мастер или Воланд.

Разделение читателей на сторонников разных трактовок усиливается тем, что "Мастер и Маргарита" - одна из немногих книг, которую часто читают до того, как проходят по школьной программе и успевают составить мнение самостоятельно, а не "учителю назло буду думать наоборот".

Так вот, проблема экранизаций такого произведения в том, что невозможно в одной экранизации показать сразу все трактовки. Автор каждой экранизации выбирает одну-две трактовки, делая акцент на той или иной части романа, чтобы оставить у зрителя именно эту трактовку, а прочие отсечь.

Фильм Юрия Кары я не видел. В сериале от Бортко отчётливо доминируют первые две трактовки - "антисоветская" и "христианская". Новый фильм, судя по трейлеру, краткому содержанию и наиболее подробным рецензиям, сосредоточился на пятой, "литературно-социальной" трактовке, с некоторой примесью "культурологической" и "антисоветской".

Небывалое количество споров и разница в оценках проистекают от того, что сторонники каждой из трактовок ждали увидеть на экране совпадение со своей трактовкой. Кто-то увидел, кто-то - ровно наоборот. Вот и бурлят в интернетах.

В разные периоды жизни я сталкивался со сторонниками разных версий. Учительница в школе придерживалась "христианской", многие юные читатели и особенно читательницы - "романтической", те, кто пробовали писать сами - "литературно-социальной", преподавательница в магистратуре - "культурологической", некоторые знакомые верующие - "антихристианской", представители старой либеральной интеллигенции - "антисоветской".

Сам придерживаюсь точки зрения, что основных персонажей в романе трое, и для понимания мотивации каждого важна своя трактовка: для Воланда - "антихристианская", для Маргариты - "романтическая", для мастера "литературно-социальная" и в меньшей степени "культурологическая". Жду, что новый фильм мне понравится, потому что после "антисоветско-христианской" экранизации Бортко, как будто сделанной по школьной методичке, любая другая трактовка кажется глотком свежего воздуха.

Ну а та часть спора, где акцент делают на антироссийских взглядах режиссёра, вообще не про фильм и не про книгу, а про политику Фонда Кино и Минкульта.
4 февраля в 18:06
20 комментариев из 21
Lasse Maja Онлайн
Лично я увидела в кадре очень много прямых цитат, если не плагиата, и очень плохое технически качество. Но мне тут объяснили, что хотеть ещё и качества от кино - это очень плохо, и вообще жадность. Видимо, надо молча хавать что дают и не выпендриваться.
Lasse Maja
Про качество в техническом смысле, ещё не увидев фильм, ничего сказать не могу.
Lasse Maja Онлайн
Апрельский тролль, ну может посмотрите, и тоже начнёте писать в камментах, что истинное творчество - это натырить как можно больше из разных источников. И что требовать ещё и качества от фильма, в котором !горит Москва! - это прям аморально %)
Lasse Maja
Ну не знаю, вот был уже почти 15 лет назад фильм "Дневной Дозор" по мотивам Лукьяненко, и самым качественным в нём было как раз то, как падает Останкинская башня))
Lasse Maja Онлайн
О, ну нет, пожар откровенно рисованный. Башня падала фееричней))
Lasse Maja
Апрельский тролль, ну может посмотрите, и тоже начнёте писать в камментах, что истинное творчество - это натырить как можно больше из разных источников. И что требовать ещё и качества от фильма, в котором !горит Москва! - это прям аморально %)
А в сцене прогулки у Патриарших Маргарита днем;) в вечернем платье с голыми плечами:) в Москве тридцатых. :) Ага, как же. Про черные очки вообще молчу. Весь фильм ляп на ляпе.И про то, что линия свиты Воланда отсутствует как класс, как и многие другие, кстати.
В фильме годны только два момента: Мастер - неплохое попадание в образ, хотя роль ему написали плохо и второй момент- латынь звучит уместно.
Lasse Maja Онлайн
MordredMorgana, посмотрите тогда "Страсти Христовы" Мэла Гибсона:) Хороший костюмный фильм. Библейская тема оттуда практически целиком стянута.
Вы еще не упомянули трактовку, в которой Мастер пишет Евангелие от дьявола, для чего изначально злыми силами ему и была подсунута подвернувшаяся под руку Маргарита - чтобы та стала его музой и помогла закончить рукопись. Недаром сожженный роман Мастера Бегемот достает из-под своего хвоста, т.е. из жопы.
Arandomork
Упомянул, это третья трактовка, "антихристианская" - про "Евангелие от Сатаны". А подсовывали или не подсовывали Маргариту специально это уже подробности и частности)
Апрельский тролль
Да, когда читала пост, перескочила этот пункт(((
Роман это произведение многогранное, как таковое у него не может быть "трактовок", иначе это не роман, а рассказ Чехова (ой, щас тапками закидають 🙂). То есть, классический роман это либо роман взросления, либо рассмотрение какой-то проблемы со многих разных сторон. Обычно это строны, с которых смотрят персонажи + иногда "сторона" автора. Иначе биллетристика получится.
Но это конечно не значит, что читатель не может поделиться особенно понравившейся ему гранью. Просто иногда и читатели и найденные ими грани очень уж не выдерживают критики.
MordredMorgana
С латынью только одна проблема - в оригинале Пилат с Иешуа говорили по-гречески, как более-менее образованные люди, не чуждые философии. Может быть за переозвучкой там и был греческий (зачем делать иностранную речь, если на нее потом наложили дубляж - вообще непонятно), поправьте, если ошибаюсь, но отдельные прорывающиеся слова больше походили на латынь.
Lasse Maja Онлайн
sophie-jenkins, так и есть. Причем явно вульгата, что есть анахронизм. Хотя в книге отчётливо проговаривается: или арамейский, или греческий.
sophie-jenkins
MordredMorgana
С латынью только одна проблема - в оригинале Пилат с Иешуа говорили по-гречески, как более-менее образованные люди, не чуждые философии. Может быть за переозвучкой там и был греческий (зачем делать иностранную речь, если на нее потом наложили дубляж - вообще непонятно), поправьте, если ошибаюсь, но отдельные прорывающиеся слова больше походили на латынь.
Да, еще один непонятный ляп и вы правы, что диалог Пилата с Иешуа должен был быть на греческом, если уж делать. А в остальных моментах латынь, пусть и не классическая, пришлась к месту и слух не резала, потому, что, все-таки это отдаленная римская провинция, да и сам Пилат римским патрицием не был. Вряд- ли там можно было услышать идеальную латынь.
Скорее всего дело в том, что Мастера и Маргариту уже дважды экранизировали, при чём удачно, поэтому любые другие попытки как минимум выглядят желанием навариться на классике.
Возможно. Но вспоминаем другую классику, как произведения Конан-Дойля, Толстого, Достоевского, и там переснимались по несколько раз одни и те же произведения. У нас видимо благодаря относительной недавности такая реакция
Lasse Maja Онлайн
Скорее всего дело в том, что новая экранизация примерно на 99% состоит из компиляции предыдущих))
Кстати, начала смотреть сей фильм
я вчера на канале KION (в кино на него не ходила ), а вот тут на кионе нашла и начала смотреть. Ну, конечно, довольно таки отличается от книги, скажем так.. Пока что еще разбираюсь в нем, тк посмотрела где то 1/4 я.
sophie-jenkins
Вот мне тоже эта иностранная речь в фильме непонятна...
Lancelape
Дааа, я вот тоже сравниваю сей фильм с тем, фильмом 1995 года, где играла Анастасия Вертинская , а Воланда Валентин Гафт играл, и... Сравнение пока что у меня в пользу первого , те фильма 95 года, а не этого...
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть