↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
10 марта в 09:55
Aa Aa
#книги #длиннопост #история
Майкл Эдвардс. Повседневная жизнь Древней Индии. М., 2021.
Сохранилось мало достоверных источников по Древней Индии. Отсутствие исторических хроник объясняется не безразличием к предмету или низким уровнем культуры, а укоренившимся ощущением единства прошлого и настоящего. В сохранившихся работах придворных поэтов и летописцев реальные события мифологизированы.

Со словом «каста» есть некоторая путаница. Когда португальцы появились в Индии в XVI веке, они обнаружили, что общество разделено на большое количество групп. Португальцы назвали их кастами; по-португальски — «племя», «клан», «группа» или «семья». Впоследствии так стали обозначать сословия, на которые делилось индийское общество. Система каст — это совокупность групп (джати) внутри одного сословия. На сегодняшний день существует около 3000 каст, основных же сословий по-прежнему 4.
Церемония посвящения, или «второго рождения» (упанаяна), являлась привилегией только трех высших сословий.
Обряд проводился в 8 лет для брахманов, в 11 для кшатриев, в 12 для вайшьев. Мальчику, одетому как аскет и державшему в руках посох, накладывали на левое плечо священный шнур (упавиту) и продевали под правой рукой. Его следует носить постоянно. На этом шнуре три нити, на каждой из которых по девять узелков: для брахманов из шелка, для кшатриев из конопли, а для вайшьев — из шерсти.
Принадлежность к сословию учитывалась даже при выборе почвы для постройки домов. Для дома брахманов необходима белая почва, для кшатриев более подходил желтозем.
Эдвин Лорд Уикс. На ступенях Матуры (1892):

Из брахманов далеко не все становились жрецами. Одни выбирали путь отшельников. Другие жили за счет подарков и подношений. Третьи исполняли роль советников правителей, а иногда даже становились основателями царских династий. Хотя брахманам запрещалось заниматься некоторыми видами деятельности, в том числе и сельским хозяйством, представители этого сословия работали даже в спецслужбах и разведке.
Хотя четко не оговаривалось, может ли брахман, работающий «в миру», пользоваться теми же привилегиями, что и жрец, — чем бы брахман ни занимался, его запрещалось пытать или казнить; он также освобождался от налогов.
Так же и кшатрии, хотя все они были обязаны пройти военную подготовку, иногда становились купцами и ремесленниками.
Общественный статус вайшьев был намного ниже, и им приходилось платить больше налогов. Первоначально вайшьи являлись земледельцами-общинниками. Со временем многие из них стали богатыми купцами и организовали гильдии, оказавшись в роли буржуазии.
В соответствии с теорией кармы родиться шудрой мог лишь человек, совершавший злые поступки в прошлой жизни. Он не имел права читать важнейшие священные тексты и даже слышать о них. Брахман, убивший шудру, нес такое же наказание, как за убийство собаки или кошки. Шудры делились на две категории: «чистые» и «нечистые», в зависимости от обычаев данной местности и профессионального положения. «Нечистые» имели практически такой же статус, как и неприкасаемые.
И все же иногда шудры выбивались в купцы и даже в правители. Закон обеспечивал их права как рабочих, и работодатели должны были заключать с ними договор. Шудры, однако, были обязаны бесплатно работать на государство 1–2 дня в месяц.
Рабы в основном использовались в качестве домашней прислуги. Их могли продать и купить, однако их жизнь и быт тоже защищал закон.
Неприкасаемые выполняли «нечистую» работу, но в то же время им приходилось заниматься плетением корзин и строительством колесниц. Они не имели права входить в храм (это правило было отменено в 1947 году). Иностранцы автоматически относились к неприкасаемым, но, конечно, не становились объектами дискриминации.
Браки между представителями различных сословий допускались с некоторыми ограничениями. Мужчина из более высокого сословия мог взять в жены женщину из более низкого, но не наоборот. Дети от брака первого типа занимали общественный статус, промежуточный между положением отца и матери. В случае же второго вида брака дети занимали более низкое положение, чем оба их родителя. Исключения касались строителей колесниц и бардов-сказителей.

В идеале жизнь каждого ария должна была пройти четыре основных этапа:
1) Брахмачарин начинался обрядом посвящения и приобщения к таинствам жизни. Детство заканчивалось, и наступал период обучения.
2) Грихастха — человек, изучив ведийские священные тексты, создавал семью и становился хозяином дома.
3) Ванапрастха — после рождения внуков арий становился отшельником.
4) Саньяси — после того, как он очистил свою душу при помощи медитаций, ему надлежало покинуть жилище отшельника и стать бездомным странником.
Отшельничество не обязательно подразумевало одиночество: группы отшельников могли проживать вместе в хижинах под руководством гуру. Некоторые странствовали, собирая подаяние и проповедуя.
Василий Верещагин. Факир (1876):

Буддисты начали создавать монастыри, пытаясь упорядочить институт аскетизма. Некоторые монастыри находились под покровительством царей и становились настоящими центрами образования. Другие были невелики и функционировали только во время сезонов дождей, когда в них находили прибежище странствующие отшельники.
В древней Восточной Индии монастыри строили из кирпича. Такие сооружения встречаются на родине Будды — Кушинагара или Олений парк в Сарнатхе, где он достиг просветления:

В Западной Индии монастыри, как и храмы, вырубали в скалах. Это было возвращение к старинной традиции, когда отшельники жили в скальных пещерах. Архитектура пещерных храмов копировала архитектуру деревянных зданий со всеми стыками и креплениями, которые воспроизводились в камне. Их украшали фресками и скульптурой; некоторые сохранились до сих пор, как скальный храм в пещерах Аджанты:

Руководил монастырской жизнью комитет старцев. В общину не допускали рабов, должников, солдат и тех, кто находился в подчиненном положении.
В послушники брали с 8 лет, а минимальный испытательный срок для того, чтобы стать полноценным монахом, составлял 20 лет.
Ритуал приема был простым: кандидат облачался в оранжевые или желтые одежды, ему обривали голову, и он произносил Три Священные Фразы: «Я отдаю себя Будде. Я отдаю себя его учению. Я отдаю себя монастырскому порядку». Также он был обязан соблюдать десять заповедей.
1. Не причинять вред никаким живым существам
2. Не брать то, что не дано.
3. Не совершать злые поступки, вызванные страстями.
4. Не лжесвидетельствовать и лгать.
5. Не пить алкоголь.
6. Не есть после полудня.
7. Не танцевать, петь, исполнять музыку и участвовать в театральных представлениях, а также присутствовать при этом.
8. Не использовать гирлянды цветов, косметику, благовония и украшения.
9. Не спать на высоко расположенной кровати.
10. Не принимать золото и серебро.
Заповеди представляли собой не обет, а скорее устремления. Иногда им нужно было следовать в течение некоторого времени — и порой не очень большого. Если же монах считал, что не сумеет жить в соответствии с ними, он имел право спокойно уйти из монастыря. Правда, буддисты обычно относились к такому человеку с презрением.
Первая заповедь не означала строгого вегетарианства. Монах мог есть мясо, если животное не было специально убито для этого. Третья заповедь практически представляла собой обет безбрачия. Шестую заповедь было нетрудно исполнить, а в местах с прохладным климатом разрешалось есть вечером (правда, с лечебными целями). Запрет на музыку и танцы не распространялся на грандиозные церемонии.
Десятая заповедь — фактически запрет на материальные приобретения и личную собственность — тоже не была чрезмерно жесткой. Монах имел право на три одежды, пояс, чашу для подаяния, бритву, иголку и кусок материи, через которую он наливал питьевую воду для того, чтобы не причинить вреда организмам, находящимся в воде. Обладание имуществом не возбранялось также, если монах подчеркивал, что считает это собственностью монастыря, которой он просто пользуется.
Говардхан. Астролог и монахи-отшельники (ок. 1650):

Каждое утро монахам надлежало просить пищу в подаяние и приносить ее в монастырь. В сезон дождей, с июня по октябрь, они изучали священные тексты, молились, медитировали и работали по хозяйству. С приближением засушливого сезона монахи отправлялись в паломничество или в странствия с целью проповеди.
В школах при монастырях проходили образование буддисты и джайнисты. Главной задачей обучения было изучение Вед — тысячи гимнов из священных текстов. Были и вспомогательные дисциплины: метрика и просодия, грамматика, летосчисление и искусство составления календаря, метафизика (основных систем метафизики было шесть). Изучались также светские науки: математика, астрономия, литература и т. д.
Самым знаменитым был основанный во времена империи Гуптов университет в Наланде (совр. Бихар). Там изучали Веды, индийскую философию, логику, грамматику, медицину и основы буддизма. Училось в нем 10 тысяч человек.
Руины Наланды:


Для вступающих в брак существовало три основных правила: стремиться к набожности и добропорядочности; стремиться к богатству и благосостоянию; стремиться к получению радостей и удовольствий.
Из всех видов удовольствия наилучшим признавалось удовольствие, получаемое от интимной жизни. К ней относились как к искусству, ведущему к очищению.
<Из книги Видьядхара Найпола «Территория тьмы»:
«Кама-сутра» приводит 15 примеров, когда прелюбодеяние допустимо; в том числе — «когда подобные тайные отношения безопасны и служат верным способом стяжать деньги». Завершается этот перечень предостережением: «Следует четко осознавать, что имеется в виду названная цель, а отнюдь не удовлетворение простой похоти».
Долгом культурного человека древнеиндийская дидактическая литература считает «такие поступки, которые не ставят под угрозу собственную загробную участь, не влекут за собой утрату богатства и к тому же доставляют удовольствие».
Вот где четкая расстановка приоритетов!>

Существовало 8 видов свадеб. К четырем из них с признанием и уважением относились даже брахманы. Первый вид бракосочетания — с полным церемониалом. Второй — это когда отец отдавал свою дочь жрецу в качестве оплаты, по крайней мере частичной, за совершение жертвоприношения. В третьем случае все приданое состояло только из коровы или быка, а в четвертом обходились вообще без приданого.
Пятый вид брака — свадьба по взаимному согласию (гандхарва), при которой не было никакой церемонии, а лишь только провозглашалось заключение брака. Такой брак часто был временным, но не считался особо предосудительным.
Трем последним видам брака давали имена демонов, в знак того, что они являлись следствием действия темных сил внутри человека. Это покупка невесты, похищение невесты — и свадьба, последовавшая после изнасилования.
Последний случай подвергался особенному осуждению. Однако само признание существования подобных форм брака говорило о том, что брахманы, составлявшие своды законов, не парили в небесах. И даже такие браки предписывалось освятить религиозной церемонией.
Мастер Хада. Рао Джагат Сингх в саду (1660):

В соответствии с законами Ману, если жена изменила мужу с представителем более высокого сословия, она могла быть восстановлена в правах жены после истечения срока наказания; если же она сделала то же самое с представителем низшего сословия, ее следовало бросить на растерзание собакам.
В «Артхашастре» разрешался развод по взаимному согласию сторон, если один из партнеров испытывал страх по отношению к другому. Правда, это относилось лишь к бракам, не освященным религиозным обрядом. Но даже в противном случае уход из семьи мог служить основанием для развода: период с момента ухода из семьи, дававший право на развод, варьировался в пределах 1–20 лет, в зависимости от обстоятельств или сословия. (К началу правления Гуптов развод практически был запрещен представителям высших сословий.)
И хотя многоженство не приветствовалось, такая практика существовала среди знати. Встречалось и многомужество; к нему относились гораздо менее терпимо. Правда, в «Махабхарате» у пяти героев общая супруга; этот случай так и не разъяснен специалистами до конца.
После смерти мужа женщина могла принимать пищу только раз в день, причем не имела права употреблять мясо, вино, соль и мед. Она не могла носить украшения и цветную одежду. Все время ей следовало проводить в молитвах, и ей не позволялось участвовать в семейных праздниках. Родственники должны были строго следить за ее поведением. Неудивительно, что многие вдовы предпочитали самосожжение.

В небольших государствах Древней Индии единственным судьей являлся монарх; в больших государствах он принимал решения лишь по делам, связанным с преступлениями против государства. Прочие дела рассматривал суд. Главный судья состоял на государственной службе, двое других работали на общественных началах.
К судьям предъявлялись исключительно высокие требования, чтобы исключить саму возможность коррупции. «Артхашастра» даже советовала, чтобы для проверки честности судьи секретные агенты под видом истцов или ответчиков предлагали ему взятки.
И истец и ответчик в Древней Индии были равны по крайней мере в одном: ни тому ни другому не полагалось адвоката.
Представителям некоторых сословий запрещалось свидетельствовать в суде; хотя в случае особо тяжких преступлений от этого правила отступали. В гражданских делах женщины, ученые-брахманы, государственные служащие, подростки, должники, лица, совершившие преступления, а также калеки не имели права давать показания. Человек из более низкого общественного сословия не имел права свидетельствовать против представителей более высокого.
В ранних сутрах предписывалось, что за убийство шудры или женщины из любого сословия следует заплатить 10 коров; 100 коров за убийство вайшьи, 1000 — за убийство кшатрия. За убийство брахмана штраф не предусматривался, поскольку он не мог искупить содеянного; за убийство аскета или близкого родственника, за поджог и за попытку проникнуть в царский гарем приговаривали к сжиганию заживо. За кражу со взломом, распространение лживых слухов, а также за похищение царских слонов полагалось вешать. Гражданское лицо, уличенное в краже военного имущества, подлежало расстрелу. Самым распространенным видом смертной казни было сажание на кол.

И в городах, и в деревнях существовали службы ночного дозора, которые следили за поддержанием порядка. Во времена Гуптов в состав сил, обеспечивающих безопасность в деревне, входили боевой слон, колесница для командира, три конника в полной амуниции и пять пеших воинов.
Типичная деревня того времени была обнесена стеной или частоколом для защиты от грабителей и диких зверей.
Хижины с грунтовым полом и глиняными стенами обмазывали смесью из извести, грунта и коровьего навоза, который, как считалось, обладает очищающими свойствами. В доме было одно небольшое окно, закрытое деревянной решеткой. Крышу делали из листьев и тростника, иногда покрывали травяной циновкой. Внутри помещение было разделено бамбуковыми занавесками.
Деревня в Раджастане:

Самыми важными кухонными запасами считались масло, перец, специи и мед. Кувшины и горшки использовались для хранения и для готовки, но в качестве тарелок служили большие листья: считалось, что есть с тарелки можно только один раз. Если получалось так, что кто-то ел из глиняной посуды, сразу после этого ее немедленно выбрасывали.
В отличие от крупного рогатого скота, баранов и овец, лошади в деревне встречались нечасто. Лошади для монархов и их армий обычно доставлялось из Центральной Азии.
Самую важную роль из деревенских ремесленников играл плотник; за ним — кузнец и гончар. Чтобы привлечь этих людей в деревню, им выделяли участки земли. Большинство ремесленников и торговцев работали с помощью только членов семьи, хотя известны случаи своего рода кооперативов.
Эдвин Лорд Уикс. Индийская красильня (1885):


В Индии много праздников.
В месяц чайтра (март — апрель) отмечался праздник первой вспашки.
В мае — июне наступало время сбора первого урожая; в это же время коровы начинали телиться. Считалось, что сейчас злые духи особо опасны, поэтому проводился двухнедельный праздник бхутаматр в честь Матери духов. А поскольку этот персонаж считался двуполым, женщины одевались в мужскую одежду, а мужчины — в женскую. Как большинство праздников плодородия, бхутаматр предусматривал отказ от всяких ограничений на проявление любвеобилия.
Праздниками и обрядами сопровождалось также наступление сезона дождей.
В начале осени совершали жертвоприношения, посвященные благополучию деревенского скота; потом был праздник в честь урожая.
В октябре — ноябре наступал трехдневный дивали — праздник яркого цвета. С наступлением прохладного сезона также проводились различные ритуалы и церемонии.
Наступление нового года приходилось на день весеннего равноденствия — его проводили в честь бога любви Камы.
И ежемесячно, обычно в полдень дня полнолуния, крестьяне совершали обряд поминовения предков.
Картина из цикла современного художника Ирувана Карунакарана «Бык Гангиредду» («Бык украшенный» — символ индуистского праздника урожая):


День индийского Евгения Онегина знатного горожанина.
Он просыпается в своей изысканной спальне. В комнате сундук с одеждой и драгоценностями, скамья, шахматный набор, стол для рисования, книги из пальмовых листьев, на стене висит лютня (вина). На туалетном столике — косметика и благовония, цветы для прически и нашейных гирлянд, тени для глаз, коробки с бетелем. Встав, он чистит зубы специальным корнеплодом, натирается благовониями, подводит глаза, красит губы, жует бетель, чтобы очистить дыхание.
Затем он купается (либо дома, либо в специально огороженной части реки). Раз в два дня натирает тело маслами и благовониями, и ему делают массаж. За этим следует гимнастика, водные процедуры (мытье с мылом) и прическа.
После купания надо снова натереться благовониями, нанести красную точку на лоб, украсить руки узорами, подвести глаза и подкрасить губы. Раз в 4 дня бреют лицо, раз в 5-10 дней — другие части тела.
Надеть свежевыстиранную благоухающую одежду, увешавшись драгоценностями и цветами, еще раз очистить дыхание с помощью сладкой смеси (манго, камфара, пряная гвоздика и мед). На шею — цветочную гирлянду, на голову — тюрбан, под мышку — зонт от солнца. Теперь ты готов к выходу!
Перед обедом — партия-другая в кости. После обеда — тихий час, особенно если на улице сильная жара. Рядом с домом — вольера для птиц, сад с качелями. Можно потренировать говорящих птиц. Или пойти посмотреть на бой перепелов, петухов, баранов…
После ужина — общение с гостями: светская беседа, музыка, вино. Когда гости собираются уходить, им дарят цветы и бетель.
Проводив гостей, можно пообщаться с любовницей, отправиться на террасу или на крышу дома, полакомиться десертом и вином. И подготовка ко сну: опять-таки умащение благовониями и украшение волос цветами.
Знаком хорошего воспитания считалось умение играть на вине, а также писать стихи, рисовать и разукрашивать глиняные и деревянные изделия.
Раджпутские миниатюры: Лалита Рагини (1610) и Кедари Рагини (1790–1810) <из иконографии многочисленных мужских (рага) и женских (рагини) типов медитативной музыки, каждому из которых соответствуют какие-либо индуистские боги>:

Зажиточный и стильный горожанин пользовался услугами куртизанок, чтобы вдобавок к любви также насладиться беседой и искусствами.
Куртизанка, как и японская гейша, была достаточно широко образованна. Помимо секретов своей профессии, она владела «64 видами искусств» — это не только танцы, музицирование, пение, умение готовить, вышивать и т.п., но и довольно необычные навыки: например, чародейство, искусство заклинаний и умение демонстрировать фокусы; составление, загадывание и разгадывание загадок и различных шарад, фехтование и стрельба из лука, резьба по дереву и архитектура, логика, химия и минералогия, знание арабских букв и цифр, а также дрессировка говорящих и бойцовых птиц.
Одна из куртизанок, по имени Амбапали, была настолько знаменита, что Будда предпочел пообедать в ее компании, а не с властителями города, где она жила. Амбапали считается автором одной из красивейших поэм, написанных на пали; скорее всего, она написала это произведение после того как стала буддийской монахиней.
Раджпутские миниатюры (кон. XVIII в.) — Уткантхита Наика («Мечтающая о встрече») и Випралабха Наика («Напрасно ожидавшая»):


«Камасутра» называет воздержание от мяса достоинством, но лишь вскользь. Обычно не ели мясо быков, коров, слонов, лошадей, свиней, собак, лис, львов и лягушек. В принципе съедобными считались козы, черепахи, олени, попугаи, павлины, дикобразы и аллигаторы. Однако большинство знатных людей были вегетарианцами, а мясо ели представители низших сословий и неприкасаемые.
При варке добавляли для аромата горькие травы, тамаринд или лимонный сок. Когда жарили птиц, их заворачивали в листья горьких растений и подавали с соусом из мякоти свежего манго и с очищенным маслом.
Среди других запретов, предусмотренных священными текстами, следует отметить запрет на лук и чеснок, впрочем, на практике он соблюдался лишь самыми набожными.
В царском дворце и богатых домах вслед за основными блюдами подавали десерты: сливочные сырки, ароматизированный творог, шарики из риса и пшеницы в сахарной глазури с приправами и, конечно, фрукты. Пили воду, молоко, сыворотку и бродящие спиртные напитки.
Окончив трапезу, обычно жевали бетель, который содействовал пищеварению и одновременно освежал дыхание. К началу I века было достаточно распространено курение. Табак в Индию завезли лишь португальцы в XVI веке, так что сигары делали из ароматизированных трав и кусочков дерева, добавляя смолу и кусочки индийской смоковницы. Курить не рекомендовалось беременным, а также после спиртных напитков, молока, меда, риса и творога.
Подвижные игры в Древней Индии не слишком любили; лишь дети и молодые девушки играли в мяч. В древности устраивали состязания колесниц, но их популярность упала уже к I веку. Во времена правления Маурьев проводились бои гладиаторов и сражения между животными, особенно крупными — быками и слонами.
Быка нельзя было убивать, с ним можно было только бороться, что оборачивалось смертельным риском, поскольку рога быка не подпиливали. Сохранились жуткие и красочные описания быка с кровавыми клочьями человеческих тел, свисающими с рогов.

Во эпоху Маурьев была очень развита система учета и контроля. Чтобы избежать коррупции, два или несколько госслужащих отвечали за один и тот же участок, чтобы таким образом следить друг за другом.
В ведение одного служащего входило 40 домов. Он отвечал за сбор налогов, регистрацию рождения и смерти, а также доходы и расходы жителей. Он знал имена тех, кто приходил к людям в гости или посещал вверенную ему территорию. Эта информация сохранялась в архивах. Активно использовались и секретные осведомители, в задачу которых входило также выяснение мнения подданных о царе и его политике.
Обязанности правителя включали в себя контроль за торговлей и за успехами земледелия, за соблюдением традиций и за добропорядочной семейной жизнью подданных, защиту бедных от угнетения, а богатых от грабителей… Согласно «Артхашастре», ему отводилось 4 ½ часа на сон и 3 часа на отдых и принятие пищи. Неизвестно, сколько древнеиндийских правителей придерживались этих идеальных правил, но сомнительно, чтобы их было очень много.
Суреш М. Лохар. Двор эпохи Великих Моголов (современная миниатюра):

Доктрины ненасилия никогда не распространялись на ведение боевых действий. Хотя буддисты, многие из которых являлись купцами, были против войны, но чисто по экономическим соображениям (угроза для торговли). Война в Древней Индии была своего рода спортом для монархов, средством стяжания славы и естественной формой царской деятельности. Возможность захватить территорию или добычу имела второстепенное значение.
«Артхашастра» советовала слабому правителю искать мира, а сильному — стремиться к войне, хоть и использовать ее в качестве последнего средства. Среди прочих способов достижения тех же целей «Артхашастра» называла подкуп и убийства. Если же единственной возможностью остается война, ее следует вести с максимальной жестокостью. По мнению автора «Артхашастры», рассуждать здесь о благородстве глупо и нереалистично: война ведется для достижения практических целей.
Основной боевой единицей армии было отделение (патти). Его состав: слон, колесница, 3 конника в полной амуниции и 5 пеших солдат. 21 870 патти образовывали армию. Армия Чандрагупты насчитывала 600 тысяч человек.
«Махабхарата». Арджуна и его возничий Кришна в сражении с Карной (акварель анонимного автора):

Половина государственного дохода шла на военные расходы, 1/6 часть — в казну, 1/12 — на личные нужды царя, 1/12 — на благотворительность и религиозные пожертвования; 1/12 — на жалованье госслужащим. Остальные средства предположительно шли на разные общественные нужды.
Лошадь и слон были двумя из «Семи Жемчужин», являвшихся символами Правителя Вселенной: Золотое Колесо, Священный Хранитель Сокровищ, Лошадь, Непорочная Девушка с Драгоценным Камнем, Драгоценный Камень, Творящий Чудеса, Непобедимый Полководец и Белый Слон. Что представляют собой эти символы, за исключением Слона и Лошади, так до сих пор и не разгадано.
Белый Слон был, строго говоря, бело-розовым, с желтыми глазами и кожей цвета бледного кирпича. Такой слон становился символом государства, жил в отдельном здании, где за ним присматривали слуги. Царь посещал слона каждый день, а на праздниках торжественно выезжал на нем. Аналогичный уход полагался и коню.
Эдвин Лорд Уикс. Великий Могол и его двор (1886):

Царский дворец окружали дома знати, административные здания, лечебницы, богадельни и школы. Картинные галереи освещались и были открыты всю ночь. Рядом с дворцом стояли дома, где жили придворные, музыканты и служители царской казны.
Наиболее важным лицом из придворных был царский духовник (пурохита): этот пост обычно передавался по наследству и занимался всегда брахманом, даже если царь был буддистом. Наследовалась также должность главного военачальника. К придворным самого высокого ранга относились еще главный казначей, возница царской колесницы (который иногда бывал одновременно бардом-сказителем и герольдом), паж, который нес, выступая перед царем, символы царской власти, и… царский цирюльник.
За гарем отвечал не обязательно евнух, но человек в возрасте, который ежедневно представлял царю доклад.
Гаремный стражник:


День гаремной принцессы:
К моменту пробуждения приготовлен жевательный бетель, набор благовоний, свежевыстиранная и благоухающая одежда, набор бритвенных лезвий и пинцетов, палочки для чистки ушей и палочки для чистки зубов, набор расчесок и гребешков из слоновой кости, приспособления для косметики и нанесения цветных рисунков на кожу. Музыкантши и танцовщицы развлекают госпожу, пока ей делают массаж и втирают в кожу масло и благовония. Потом на ее волосы наносят масло, чтобы придать им блеск. Вслед за массажем — купание. Потом принцесса чистит зубы, полощет рот молоком с травами, на ее волосы наносят черную пудру и расчесывают.
Служанки натирают ее тело благовониями из сандалового дерева, а подошвы ног — специальным лаком. На кожу наносят цветные рисунки, ресницы подкручивают с помощью лака, губы красят алым. Прическа украшается драгоценностями, цветами, перьями и булавками. На лоб наносят точку темного цвета. Надевают легкую юбку. Много времени уходит на выбор браслетов, цепочек и ожерелий, колец, поясных и висячих украшений:

Затем — обед. В ожидании царя принцесса занимается обучением говорящих птиц или же в случае жаркой погоды просто спит. Прогулки по саду, купание вместе с остальными принцессами. После ужина женщины собираются в зале, где играет музыка и пляшут танцовщицы, и царь выбирает кого-нибудь из них.

И наконец: важной чертой индийской драматургии (перекочевавшей впоследствии в кинематограф Болливуда) являлось отсутствие трагедий. Все пьесы обязаны были иметь счастливый конец. Это могли быть как истории богов и героев, так и комедии на темы гаремной жизни или любые образы, символизирующие добро и зло. Кроме главного героя и героини, подразумевалось участие злодея и комического персонажа — чаще всего уродливого и глуповатого брахмана.
Всё как мы любим.
10 марта в 09:55
8 комментариев
Lasse Maja Онлайн
Ну в принципе коровий навоз и вправду обладает некоторым бактерицидным действием, в чем-то индийские крестьяне были правы:)
Lasse Maja Онлайн
Знаком хорошего воспитания считалось умение играть на вине, а также писать стихи, рисовать и разукрашивать глиняные и деревянные изделия.
Где-то я приводила этот список, что надо уметь хорошо воспитанной даме... А, вот он: https://fanfics.me/message333633
Lasse Maja
Чем "должна овладеть женщина, чтобы занимать высокое место в обществе".
Это вообще потрясающий список: что ни пункт - то перл. Мне в Древней Индии явно ничего не светило. Особенно хреново с "составлением мозаики из цветного стекла", "горным делом" и "знанием военного искусства и стратегии"...
Нет, в Древней Индии я бы провалилась, однозначно.
Но с удовольствием почитала бы требования для мужчины...
Lasse Maja Онлайн
nordwind, именно, я до горного дела ещё поражаюсь, потом просто машу рукой)))
Мужчина же, судя по экскурсу выше, как минимум должен был уметь краситься %))
1/2 +1/6+ 3/12 = 11/12. То ест на общественные нужды 1/12 тоже уходила.
Матемаг, агась.
Вот что значит жить в жарком климате: регулярно купаться, бриться и уснащаться цветами и благовониями.
Забавно, что климат и природные условия довольно жестко диктуют меню и распорядок дня людей))))
Lasse Maja Онлайн
Бытие определяет сознание! %)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть