↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
M J Jason
18 марта в 14:52
Aa Aa
#писательское

Короче
Я опять раздумываю над экшн-сценами.

Мне теперь кажется, что есть три основных подхода в зависимости от желаемого эффекта (которые комбинируются). Привожу примеры из фильмов, но в книжках то же самое.

1) «Магия». Когда реализм уходит, а взамен появляется эстетика.
Тут могут быть невероятные прыжки, отточенные движения, метафоры, магия в форме цветов сакуры, красивый и бескомпромиссный cgi. Иногда чувствуется большое влияние восточных фильмов.
Примеры.
Матрица, Убить Билла, Человек-Паук Сема Рейми, Марвел (но не во всех фильмах)

2) «Эмоции». Когда весь экшн построен на впечатлении от персонажей — и почти не важно, что они делают. Каким-то образом злодеи умудряются нас напугать одним только взглядом, вся сцена это растянутый саспенс перед столкновением.
Примеры: мультфильмы Диснея

3) «Опасность». Когда появляется напрягающее чувство человеческой хрупкости. Большое внимание весу, инерции, силе ударов, звуковым эффектам. Должно появляться чувство, что «один удар/выстрел и все».
Примеры: военные фильмы, Борн, Джеймс Бонд с Дениэлом Крейгом.

Еще занятно, что в последнее время элементы третьего подхода появляются тут и там, почти везде. Даже книжки про Гарри Поттера, как ни странно, склонялись к нему — хотя в фильмах этого нет. (Поэтому, кстати, там работала такая на первый взгляд странная система с небольшим количеством заклятий).

Что думаете? Какой стиль предпочитаете писать? Какой вам нравится?
18 марта в 14:52
30 комментариев
Эстетика в основном.
Так-то я экшен не особенно уважаю.

В книжках ещё бывает экшен на идее какой главгерой умный. То есть он в критической ситуации не тупит, а придумывает оригинальные ходы, которые оказываются выигрышными. Много ходов. И очень часто/быстро.
Матемаг Онлайн
1, конечно, но я стараюсь добавлять и 2, и 3. Опять же, всему своё место. Если речь о перестрелке из обычных пистолетов, то 1 не катит. Если один из персов хладнокровный чувак, прошедший тыщу перестрелок, то с его позиции 2 не получится ну за редким исключением. Если речь идёт о дуэли боевых человекоподобных роботов с амортизаторами и стабилизаторами инерции внутри или о перебрасывании магией двух чуваков под глухими щитами, гасящими негативные физические эффекты, то о 3 тоже речи не пойдёт. Соответственно, 2 хладнокровных чувака с защитными амулетами и пистолетами создадут непередаваемый экшен, который не впишется НИ В ОДИН из шаблонов выше:P
Матемаг Онлайн
В книжках ещё бывает экшен на идее какой главгерой умный. То есть он в критической ситуации не тупит, а придумывает оригинальные ходы, которые оказываются выигрышными. Много ходов. И очень часто/быстро.
+
Будет 4.
...чтобы избежать и этого, надо сделать этих чуваков неумными и действующими на рефлексах:P
Матемаг Онлайн
Ещё бывает экшен вида "оно случилось!" Это когда герой, с позиции которого повествование, сначала такой: всё спокойно. А потом - трах-бах! - сумятица - и результат с описанием шока. То есть, экшен как бы "пролетает" в мгновенье ока. Обычно так получается, если с позиции непрофессионала показывать. Длинный экшен превращается с этой позиции в череду кадров, которые впечатались в мозг наблюдателя. Эдакий поток сознания. Такие описания бывают оч красивыми именно в экшене.
Вспоминается ещё и кошмарный экшен встреченный у Метельского что ли? Если кто читал, поймёт.
Анимешно-супергероичный бред с бесконечными отрывками об отдельных действиях разных участников напоминающими инструкции к мясорубке.
Матемаг Онлайн
финикийский_торговец, читал, но ваще не помню. Собственно, я мало что запомнил оттуда, наверное, потому что нечего было запоминать:)
flamarina
Ахах, мне кажется, когда гг умный и придумывает ходы — нужно распаковывать.
Обычно там один из трех все-таки. Чаще всего 1.
Например, в Шерлок Холмсе Гая Ричи был 1. В Шерлоке-сериале - тоже чаще 1. «Queens Gambit» - тоже 1. В каких-нибудь триллерах с умным детективом, может быть уйдут в 3 — но, кажется, обычно там во время самого экшена уже никаких обдуманных шагов не будет — в угоду реализму.

Но вообще экшн не обязателен, это ясно. :)

Матемаг
Ну про это будет скучно читать.
Так что это мы не классифицируем.

финикийский_торговец
Ахах, звучит ужасно
M J Jason
Ну вот вещи а-ля Доктор Кто или даже, допустим, "Имя ветра".
Сделать-то герою просто, но сначала надо придумать, что сделать. И он не эмоционирует, он обсчитывает последствия каждого варианта или пробует их все.
Это такой... ну как вам сказать? Эксперимент в реальном времени.

Так, добавим сюда вот это. Упс, не сработало, значит, броня не из стали, а из титана, плохи дела. А впрочем можно добавить вот это. И если попасть в брешь между пластинами... да! Наконец-то.

Ну я условно пишу, понятное дело.
ТС, второй вариант я вообще не понял. Можно разжевать?
Матемаг Онлайн
Можно разжевать?
Экшен эмоциями, ну. Блин, надо бы пример найти, но даже хз, никогда не запоминал, где какой экшен. Прежде всего работает не прям в боёвке-боёвке, а в драке, например, с принципиальным врагом, которая наполовину драка, наполовину разговор и т.п. Т.е. где часть действия не снаружи, а внутри. Когда фокус на том, что переживает герой, когда меняется ситуация на условно "поле боя". Калейдоскоп эмоций.
Asteroid
Матемаг
Ага! Круто вот написали!

Получается именно более эмоциональное противостояние.
Если в первом главная эмоция — «ах как круто»
В третьем — «ай, блин — вздрогнешь»
То во втором — мы боимся злодея (или того, что он воплощает) и уже фокуса на самих действиях по минимуму
Матемаг Онлайн
M J Jason
То во втором — мы боимся злодея
Да лан, не обязательно. Любая другая эмоция или их множество могут быть. Через эмоциональный фильтр прекрасно месть, например, подаётся. Сочетание злости, ненависти и удовлетворения героя, когда он убивает врагов. То есть, фокус не на самом действии, а на реакции. А может быть что-то другое, боль потерь, например, когда друзья-соратники погибают в ходе битвы, в сочетании с решимостью. Да что угодно. Не обязательно битва. Гонка может быть, бегство, пожар, ещё что.
M J Jason
Я больше делю боёвку по способу описания действий.
Есть цветочный язык, которым в основном грешат женщины. "Они столкнулись в вихре стали" и всё такое. Оно пишется очень просто, но по факту боевки и нет. В основном всё именно через эмоции и подается.
А есть конкретное описание ударов и действий. Проблема второго способа в том, что словами крайне сложно передать что-то кроме простого "ударил наискось, метясь в шею".
Я об это очень больно ударился, когда писал первый фанфик про бой Какаши и Забузы: каноничный удар Забузы мечом и последующий пинок просто хрен опишешь. Вот смотри:
https://mangalib.me/naruto-digital-colored-comics/v2/c13?bid=17277&page=4
Эта и следующая страницы. читается сверху вниз, справа налево.
И надо не просто описать все эти движения, но и сделать это не потеряв темпа повествования. В общем, любая боёвка, где есть что-то сложнее простых ударов - это ещё тот вызов для писателя.
Поэтому я очень уважаю людей, которые могут хоть в какую-то боёвку.
Показать полностью
Asteroid
О, да, я думала об этом.
Мне кажется, надо в таких случаях описывать всякие реалистичные детали, а факты -- описывать ровно настолько, чтобы было ясно, что происходит, но оставлять чувство угара и свалки.

Примеры деталей: тяжесть и вес, сопротивление, инерция, от раны рука не действует, оружие застревает, меч задевает стены, броня погнулась, прорубить не получается -- всякое такое. Но это как раз из третьего подхода.
И например, в случае с мечом можно как раз вес описывать.
Матемаг Онлайн
Asteroid
Есть цветочный язык, которым в основном грешат женщины. "Они столкнулись в вихре стали"
А это разве не 1? Прост вместо "магии", которой нет, магически рисуется самые обычные действия.
Матемаг
Нет, там идут именно общие описания, которые вообще ничего не говорят о фактических действиях. Типа: "Они столкнулись в вихре стали. Противник давил, неумолимо напирая и не давая свободно взодхнуть. Слева, справа, сверху - казалось, что удары летели сразу со всех сторон." И т.д.
Общая картина понятна. Но что фактически происходит?
Матемаг Онлайн
Asteroid, у, такое даже и не вспомню, интересно, что заставляет так описывать? Ну, понятно, если некомпетентность (чувак не знает о мечном бое ничего, кроме аниме, а написать надо, вот и), но если нет - то что?
Asteroid
Матемаг

Ага, бывает такое!
Мне такое не очень нравится.
Но это кстати еще не приговор истории в целом — у Мартина так иногда бывает

Пожалуйста из пролога:
«Сир Уэймар встретил удар сталью. Клинки соприкоснулись не со звоном металла о металл: в воздухе проплыл тонкий стон животного, получившего смертельную рану. Ройс отразил и второй удар, и третий, а затем отступил на шаг. Последовал еще поток ударов, и он снова отступил.»
Проблема в том, что для столько-то подробного описания процесса фехтования об этом фехтовании надо что-то да знать, а лучше - уметь самому.
Это не самый очевидный процесс.
финикийский_торговец
для столько-то подробного описания процесса фехтования об этом фехтовании надо что-то да знать
Причём, не только автору, но и читателю. А Значит: задача невыполнима.
финикийский_торговец
Мне кажется, не совсем…
Конечно знать лучше, это ясно, но даже без этого может получиться правдоподобно.
А уж читателю точно ничего знать не нужно.

Вот например из одной неплохой серии:
«Алатристе кинулся туда, откуда стреляли, рубя вслепую. Кто-то схватил его за руки, он сбил нападавшего с ног и с ним вместе повалился на залитую кровью палубу, ударил противника головой раз и другой, почувствовал, что рука, держащая кинжал, свободна, и просунул его между собой и фламандцем. Тот вскрикнул, ощутив режущее прикосновение, на четвереньках метнулся прочь»
M J Jason
Пример показывает как демонстрируется динамика процесса. Из того же цикла можно вычленить и куда более богатые и подробные описания - когда дело касается именно дуэлей один на один, а не сражения или суматошного абордажа. И там видно что автор знает о чём пишет.
финикийский_торговец
Именно!
Это то место где я сейчас 😀
Вы тоже читали?

Но я думаю, что это достижимый уровень. Я мало знаю про драки из жизненного опыта, но что-то подобное могу сделать, если постараюсь

Вот пример из моего. Тут хуже, но вполне нормально:
«Он презрительно фыркнул, отвернувшись от меня, и тогда я, конечно, тут же набросился на него сзади.
Я обхватил его за шею, выкрутил руку, вырвав волшебную палочку. Он вскрикнул, а потом вдруг резко подался назад, моя спина с шумом врезалась в стену. Из легких выбило воздух, глаза застлала кровавая пелена, волшебная палочка выпала и отлетела куда-то в сторону. Я обхватил его за шею другой рукой, сдавил так сильно, как только мог. Он что-то прохрипел, пытаясь вырваться, его ногти проскребли по рукаву.

Вдруг впереди я разобрал еще какой-то силуэт. В груди шевельнулся ужас, но все что я мог — не отпускать. Он снова ударил меня о стену, но уже на этот раз слабее, пальцы вцепились в мою руку. Я мог думать только о том, успею ли я до того как тот, другой, доберется сюда.»
M J Jason
А что руки у чувака отвалились, раз он спиной бьет?
Asteroid
Он может ударить рукой того, кто стоит у него за спиной?
M J Jason
Разве нет?
Asteroid
Не
Не знаю
Без оружия мне кажется нет
Ну локтем если — но это выглядит не оч эффективным
Так все-таки всем весом получается
M J Jason
Поверь, руками ударишь сильнее, чем спиной. Противник просто не даст набрать достаточную скорость для нормального толчка.
Asteroid
Не
Ну просто подумай
Если даже просто стоять и упасть на стену затылком будет неприятно
А так с двойным весом и силой - такое

А ты что предлагаешь?
M J Jason
упасть на стену затылком будет неприятно
А он дурак и голову не подожмет?

А ты что предлагаешь
Смотри гайды. В наши дни и не знать про гугл...
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть