↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
3 ноября в 13:46
Aa Aa
#кино #клуб_киноразбора #primer #детонатор #скрытый_смысл_фильма

Добрый день! Сегодня у нас на разборе американский независимый научно-фантастический фильм Primer (2004) - в русском переводе "Детонатор", я бы перевел по смыслу - "С чего всё началось" или "Начальный" или еще лучше "Стартап". Сюжет Primer'а поначалу незайтейлив - четверо молодых специалистов-инженеров (технарей) собираются по выходным в гараже и пытаются создать нечто новое, запатентовать и разбогатеть. Они перебирают то, что лично мне кажется грантами или заявками, отправляют свои собственные, обсуждают идеи. При этом только один из них уже "выбился в люди", работает в крупной компании и владеет недвижимостью. Его зовут Аарон. Его друг Эйб придумывает машину времени (случайно), которая заключается сначала в маленькой металлической коробке (с подведенными электродами), где создано поле нулевой гравитации. Но оказывается, что это поле изменяет и пространство-время, создавая вероятность "удвоения" массы вещества. Эйб делится изобретением с Аароном (т.к. тот самый богатый из четверки, ну или так я это понял). Они решают не посвящать остальных друзей. И вот в арендованном "ангаре" (не знаю, как назвать место, где много больших "ящиков", где люди хранят свое имущество при переездах), создан огромный аналог "Коробки". Эйб и Аарон в этой коробке путешествуют "назад во времени" создавая "дубликаты" себя, которые отправляются дальше в будущее, а они остаются в прошлом. В результате у обоих в сутках по 38 часов. Эйб и Аарон делают ставки и богатеют за счёт того, что уже видели результат. В конце каждого "круга во времени" Эйб и Аарон, как я понял, завершают круг, воссоединяясь со своими дубликатами. Пока нет рассинхронизации в этом процессе, всё идет хорошо. Но постепенно начинаются сбои. В один из дней Аарон забывает отключить свой мобильный телефон и ему звонят (хотя звонок должен идти на телефон Аарона-дубликата). При этом друзья начинают испытывать проблемы - кровотечения из ушей и носа, ухудшающийся почерк из-за проблем с мелкой моторикой (пальцы ук). Они списывают данные изменения на побочный эффект от путешествий. В общем, всё оказывается сложнее. Оказывается Эйб изначально создал "контрольный образец" или дубликат первой коробки с таймером. Эта вторая машина времени позволила бы ему вернуться назад в далекое прошлое до момента, когда они начали эксперименты если что-то пойдет не так. Но он не знал, что и Аарон узнал про "вторую коробку". В итоге, пересказывать весь фильм целиком я не буду, но они поссорились. Эйб решил уничтожить эксперимент и испортить машину времени. Аарон - его продолжить. То есть те версии Эйба и Аарона, которые мы смотрим - это не настоящие версии Эйба и Аарона. Будущие Эйб и Аарон уже изменили таймлайн несколько раз. В итоге в реальности существуют уже как минимум три Эйба и два Аарона (я видел объяснение одного из обзорщиков, он посчитал). Конец фильма - Эйб и Аарон окончательно ссорятся. Будущий-Эйб остается в городе, а Будущий-Аарон решает бросить семью и уехать, прихватив изобретение с собой и продолжать наживаться на нём. Ну как бросить - остается же дубликат, Аарон-настоящий (который благодаря тому. что "будущий Аарон" его вырубил седативным средством и запер на чердаке дома, не знает о большинстве событий).

А теперь, возможные интерпретации:

№1. Сюжетная интерпретация. Ключевое слово - "Недоверие"

Сюжетная интерпретация - самая простая. Жадность, скрытность и недоверие обоих исследователей, приводят к трагическим последствиям. Недоверие - ключевая тема. Уже начало эксперимента - это обман двух остальных партнёров. Жажда славы и наживы приводит к отсутствию контроля, эксперимент быстро выходит из под контроля участников, им приходится исправлять накапливающиеся в таймлаане ошибки, чтобы избежать рассинхронизации. Но это не помогает, т.к. сами Эйб и Аарон мыслят в разных направлениях. Эйб всё больше впадает в ужас от своего изобретения и жалеет что вообще втянул в это импульсивного и жадного Аарона. Аарон всё больше приходит в восторг от происходящего и возможных выгод. В конце Эйб говорит: "Уезжай отсюда, не возвращайся и держись от всех нас подальше, т.е. и от него и от "дубликатов"". Аарон же рад "свалить" (хотя он не знает, что машину Эйб всё же сумел испортить). Фильм эксплуатирует тему научной этики и последствий отсутствия доверия ученых друг к другу.

№2. Вторая интерпретация. Ключевое слово - "Безумие". Вариант 1 - сюжетный

Эйб и Аарон постепенно начинают сходить с ума. Они забывают отдельные вещи, они решаются на рискованное путешествие "назад к началу" (по разным причинам). Сюжетная версия этого - старение организма. У них происходят кровотечения, их руки превращаются в морщинистые ладони стариков и так далее. То есть их путешествия во времени "сжигают" биологические часы самих Эйба и Аарона. Отсюда начинается бред преследования, в ситуации с то ли отцом, то ли бывшим возлюбленным одного из ученых, который врывается с помповиком на вечеринку. Эйб и Аарон решают, то тот получил доступ к машине времени. Но им может это просто казаться. В конце фильма Аарон уже хочет бросить семью (к которой вообще-то хорошо относился вначале), а Эйб готов отождествить себя с двойниками (признак деперсонализации). Безумие захватило этих людей, их мозг поражен, их моральные ценности и характер необратимо утрачены. Немного доверчивый и наивный вначале Эйб больше не доверяет самому себе. Аарон же вообще становится еще более импульсивным и еще менее думает о последствиях. Вывод - машина разрушила психику ученых.

№3. Третья интерпретация. Ключевое слово "Безумие" Вариант 2 - метасюжетный.

Весь сюжет с машиной времени - это коллективная галлюцинация Эйба и Аарона. Это признак их безумия. Где на самом деле происходит действие мы не знаем. Но "руки Эйба" в морщинах могут намекать на то, что на самом деле Эйб или Аарон сидят в доме для престарелых и в старческой деменции придумывают бред про машину времени и про путешествия. Дело в том, что само путешествие во времени описано в фильме бредовым образом. Нам дают намёки, показывают разрывы во времени, но при этом повествование должно быть последовательным (а этого нет). Мы никогда не видим "ученых-дубликатов" и "оригиналов" в одном и том же пространстве. И если предположить, что перед нами - бред, тогда это бред или Эйба или Аарона. На возможность, что это бред Аарона, который просто выдумал Эйба как своё альтер-эго, указывает голос за кадром (голос Аарона). Голос произносит: "Они были инструментами, методичными, послушными" и нам показывают нам первую сцену. Люди в этой сцене (да и многих других) двигаются как марионетки. Язык фильма тоже своеобразен - это почти жаргон, где люди понимают с полуслова, глотают слова, связки и даже окончания. Это возможно в бреду или сне, где по сути действующее лицо всего одно. Таким образом, перед нами сюжетный бред Аарона. Аарон так и не стал ученым. Он прожил всю жизнь, притворяясь счастливым, но был по сути одинок. Друзей у него скорее всего не было или они относились к нему только как к "денежному мешку", в семейной жизни он был не очень счастлив. На работе его не ценят (намеки в фильме на это есть). В итоге, уже умирая, мучимый кровотечениями и болями, со старческими, трясущимися руками, он мысленно переносится в прошлое, фантазируя о себе как о великом изобретателе, обманувшим всё и вся и ушедшем "в закат".

№4. Четвертая интерпретация. Ключевое слово - "Полный шиз или Судьбинушка".

Намеки на эту интерпретацию мы видим сразу. В первом кадре перед нами предстаёт серебристая и огромная крышка от "коробки" с огромной буквой P (т.е. Primer). И голос за кадром, который представляет нам главных героев как своих марионеток. Мы считаем (и сам голос нам об этом говорит), что он - это будущий Аарон. Но что если это ложь? Тем более, что по сюжету Эйб вроде бы испортил вторую машину. А следовательно будущему Аарону было бы некуда возвращаться (машина-то испорчена). Поэтому предположим, что это - не Аарон. А некто (нечто) другое. Есть одна сцена в фильме, где Эйб и Аарон беседуют и один из них говорит: "А что если всё существующее - это тоже эксперимент?" и далее "Не знаю, мне ненавистна идея судьбы, которая решила всё за меня". То-то и оно. Голос за кадром - это Ананке, неумолимая Судьбинушка, которая решила всё за главных героев еще до их рождения. Мир (универсум) фильма находится внутри огромной коробки. Все люди в этом мире - марионетки. Судьбе не нравится, что двое из них решили вмешаться в ткань времени-пространства. И Судьбинушка методично сводит их с ума, меняя местами таймлайны, реальные и вымышленные события. После вмешательства они не обрели власть над временем, Судьбинушка обратила внимание на них, болезных. И она их по сути уничтожила. Теперь они будут всё быстрее стареть, терять разум и до срока умрут. Они думали, что свободно меняют свои судьбы, а на деле с ними играли. Вот так.

P.S. Следующий фильм на разбор - Сказка странствий (1983, СССР-Чехословакия).
3 ноября в 13:46
3 комментария
Второй фильм подряд интерпретации в итоге приходят к мета-метапредставлению вида "всё это детали игры чего-то за пределами показанного пространства фильма". К чему бы это.
C17H19NO3
Второй фильм подряд интерпретации в итоге приходят к мета-метапредставлению вида "всё это детали игры чего-то за пределами показанного пространства фильма". К чему бы это.

Ну здесь это точно есть. В прошлом анализе с Avalon я не был так железобетонно уверен (я до сих пор подозреваю, что там глубинный смысл ускользнул от меня в итоге). А с чего бы это? С того что после "Матрицы" все режиссеры и сценаристы её пытаются копировать - раз. С того, что реальность вокруг нас часто людям кажется слишком неправдоподобной - два. И с того, что мы с вами живём в глобальную информационную эпоху - три.

Ну и вообще в США популярна идея радикального детерминизма, что в религии (кальвинизм, частный баптизм), что в философии (неопозитивизм), что в науке (необихевиоризм) и так далее.
Очень интересно, прочёл с удовольствием!
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть