Коллекции загружаются
#кино #клуб_киноразбора #Джуманджи #скрытый_смысл_фильмов #анализ #спойлеры
Добрый день! Сегодня у нас на разборе фильм "Джуманджи" (1995) от американского режиссера Джо Джонстона. Пересказ сюжета 1869 год. Двое подростков привозят в лес возле городка Брэнтфорд (Нью-Гэмпшир) сундук и закапывают его. Во время закапывания из сундука начинают доноситься странные звуки, похожие на там-там. Один из подростков впадает в панику, но второй призывает его закончить дело, после чего они быстро уезжают. 1969 год. Городок вырос, заняв, в том числе, и территорию бывшего леса. Здесь проживает мальчик Алан Пэрриш, его отец — владелец обувной фабрики. Алан находит закопанный сундук, где оказывается настольная игра «Джуманджи». Тем же вечером он серьёзно ссорится с отцом, желающим отправить сына без его согласия в частную школу-интернат. Позже к Алану приходит его подруга, Сара Уиттл, и они начинают игру, не зная её правил. Сара первой бросает кости, и из камина раздаётся шум. Алан бросает кости вторым, но ему сразу же не везёт: на шаре в центре игрового поля высвечивается надпись «В джунгли тебя мы на время забросим, пока здесь не выпадет пять или восемь». Затем мальчика на глазах подруги засасывает в игру, а из камина появляется стая летучих мышей. Испуганная Сара с криком убегает из дома. 1995 год. Опустевший и обветшавший особняк Пэрришей покупает женщина с двумя своими племянниками — Джуди и Питером. Их родители недавно погибли в автокатастрофе в Канаде. Питер замечает на чердаке летучую мышь и с криком убегает оттуда. Утром приезжает специалист и говорит, что никаких летучих мышей в доме нет. Также он рассказывает историю об исчезнувшем Алане Пэррише, про которого ходят слухи, будто отец убил его, разрубил тело на куски и спрятал в стенах. На следующий день, когда тётя уходит по делам, с чердака доносится стук, и дети идут наверх. Там они находят «Джуманджи». Точно так же, как и Алан, не дочитав правила и не восприняв их всерьёз, сестра и брат начинают играть. С каждым ходом в доме появляются разные существа, а когда Питеру выпадает пять, то в доме появляется лев, а вслед за ним — повзрослевший Алан Пэрриш, всё это время проживший в джунглях игры. Он понимает, что вернулся в свой дом, и ищет своих родителей, не осознавая, что с момента его исчезновения уже прошло четверть века. Выбежав на улицу, Алан едва не попадает под машину полицейского Карла, своего давнего знакомого (Карл когда-то работал на фабрике его отца и был несправедливо уволен в день исчезновения мальчика). Алан бежит на фабрику, но видит её заброшенной и разорённой, а на кладбище находит могилы родителей. Поговорив с местным бездомным, он узнаёт, что его отец умер практически в нищете: он потратил все свои деньги, пытаясь найти пропавшего сына. Ребята убеждают Алана закончить игру. Джуди бросает кости, но ничего не происходит. Тогда Алан понимает, что теперь он вернулся и снова стал игроком, а значит, игроком снова стала и Сара Уиттл — следующий ход за ней. Он и дети находят Сару, тоже повзрослевшую. Со времени исчезновения Алана она лечилась у психотерапевта и теперь панически боится игры. Алан отчасти возмущён: если бы Сара раньше вернулась к игре, он бы уже давно оказался в реальном мире. Сара объясняет, что была всего лишь ребёнком и, к тому же, последней, кто видел Алана живым, поэтому ей никто не верил насчёт «Джуманджи», и все эти годы она была очень одинока. Алан хитростью заставляет её сделать ход. Из игры постепенно появляются новые опасные предметы и явления, а вместе с ними в мир выходит заклятый враг Алана — безумный охотник ван Пелт, мечтающий его убить. Теперь им вчетвером приходится убежать из дома и прятаться от его преследования. Питер пытается сжульничать, чтобы быстрее закончить игровой процесс, за что наказывается игрой и частично превращается в обезьяну. После серии приключений и катаклизмов все возвращаются домой, где их вскоре настигает ван Пелт. Алан в последний момент бросает кости, его фигурка доходит до финиша, и на этом игра заканчивается, Алан произносит вслух слово "Джуманджи". Всех созданий из игры, в том числе охотника, засасывает в центр игрового поля, последствия игры исчезают, время «отматывается» в 1969 год. Алан и Сара вновь подростки. Алан, поняв, как сильно отец его любит. Он беспокоится о Питере и Джуди, но Сара напоминает, что они ещё не родились. Друзья сбрасывают игру в реку, привязав к ней камни, и вода уносит её в неизвестном направлении. 1994 год, сочельник. Алан и Сара уже женаты и ждут ребёнка. Обувная фабрика процветает, производит изобретённые Карлом кроссовки, которые пользуются большим спросом, и старшие Пэрриши всё ещё живы. В гости приходит семья Джуди и Питера, и супруги узнают детей с первого взгляда. Их родители планируют покататься на лыжах в Канаде, однако Алан и Сара, заведомо зная, что там их ждёт гибель в аварии, отговаривают их и тем самым спасают им жизнь. Судьба «Джуманджи» принимает новый оборот: её выбрасывает на морской берег, где прогуливаются две девушки, говорящие на французском языке. Варианты смыслов. Смысл №1 (сюжетный) Воображение В первую очередь это основано на догадке и подсказках сюжета. Первая подсказка "Игра для тех, кто хочет оставить свои миры позади (leave their worlds behind)". Игра по сути представляет собой не что иное как воображение изначального игрока, которым и был Алан Парриш. Алан Парриш - одинокий замкнутый ребенок, которого травят одноклассники. Отец даёт ему совет не бежать от проблем и его избивают. Он находит настольную игру "Джуманджи" именно после того, как его избили и как он посчитал, что отец его обманул. Позже отец и мать хотят отправить его в школу-пансионат, вдали от дома. Алан произносит, что не хочет в школу и вообще не хочет быть Парришем и отец отвечает: "Значит им ты и не будешь, пока не научишься себя хорошо вести". Собственно, это и сбывается, когда к Алану приходит Сара и они начинают играть. Алана затягивает в игру. Цифры 5 и 8 оба указывают на замкнутый круг, 5 - древний символ солнца в Индии, а 8 - это знак бесконечности. Пока Алану не помогут остальные он будет находится в замкнутом круге, в тюрьме своего воображения. Охотник, который гонится за Аланом - это тоже плод воображения, он говорит Алану "беги, трус", а потом "останься и сражайся как мужчина". В конце игры Алан говорит: "Отец учил меня не бежать от трудностей" и когда фишка игры становится на последнюю клетку произносит "Джуманджи". Если переставить буквы в слове Джуманджи и добавить букву "m", то получится слово Imagine (Воображай). То есть Алан признает, что всё вокруг - это Джуманджи или Воображение, плод его собственных мрачных фантазий и тогда он может вернуться обратно в свой год и свой привычный мир. Люди, встретившиеся ему в игре действительно существуют (и мы в этом убеждаемся), но вот игровые события - наводнение, землятрясение, ван Пелт и проч. - чистый вымысел. В фильме показано, что дети (Джуди и Питер) остаются в мире игры, но на деле их там нет, они существуют только в реальности, в чем мы и убеждаемся в конце. Смысл №2 (сюжетный) Взросление Более глубоким смыслом является взросление (инициация). Джуманджи - это инициатическая игра помогающая детям повзрослеть, проводящая их через испытания. Для того, чтобы ребенку понадобилась игра его родители должны или умереть (родители Джуди и Питера погибают) или же он должен от них отречься (Алан отрекается от родителей), при этом они должны хотеть уйти в собственный вымышленный мир, должны скрывать правду и бежать от неё (Джуди лжет окружающим, Питер ни с кем не разговаривает, притворяясь немым, а Алан утаивает от отца и то, что с ним произошло на фабрике и свои чувства). Никто другой не может играть в Джуманджи, так что Сара Уиттл является случайным или приглашенным игроком. Летучие мыши не зря прогоняют её от игры - она не имеет права в неё играть без приглашения других настоящих участников. Провал Алана в мир джунглей - следствие выбора Алана, он больше не хотел быть Парришем и Аланом и стал охотником в смертельно опасных джунглях. Угрожала ли ему реальная опасность? Нет. В джунглях его пугали воображаемой опасностью, таинственными существами, которые во тьме издавали звуки охоты и пожирания добычи. Само слово джуманджи тогда образовано от слова Jungle (джунгли) и mangle (калечить, кромсать. искажать). Искажается здесь реальность, в которую погружаются игроки. А раз эта реальность искажена, это значит, что каждый ход игрока - это воплощение их собственных желаний. Как вариант - только желаний Алана Парриша, т.к. только он является оригинальным игроком. Посмотрим же на его ходы: "В джунглях должен ты ожидать. пока не выпадут восемь или пять" - первый ход. Алан проваливается в искаженную реальность, в обычной он хотел уйти из дома, здесь это желание исполняется. "Охотник из диких мест заставить тебя снова быть ребёнком" - чтобы повзрослеть Алан из рассерженного "взрослого" воображалы (он ведь становится "взрослым") должен испытать вновь, что такое быть абсолютно беспомощным ребенком, жертвой разъяренного взрослого. "Опасайся пола, на которым ты стоишь, поверхность более плывуча чем песок" - намёк на то, что Алан начинает понимать свои ошибки и становится менее эгоистичным, помогая другим. Игра проводит его через беспомощность. "Джуманджи", что в этой интерпретации означает "Джунгли искажены" или "Реальность искажена", Алан признает свои ошибки, отказывается бежать от неизбежной смерти от пули, перестает быть трусом и становится взрослым. Смысл №3. (метасюжетный) Безумие жуткой "игры" или вернись к истокам Данная интерпретация основана на предположении, что Джуманджи погружает нас не в свое воображение, а в свое собственное бессознательное, раскалывая человека пополам и второе - что вся реальность (и реальность джунглей и реальность обычного мира были искажены). А это означает, что начав играть - Алан и Сара стали расплачиваться за свои собственные ошибки, Сара за то, что давала издеваться другим над своим другом, а Алан за грубость по отношению к отцу. В итоге они оба потеряли свои души (сознания) внутри игры. Сара превратилась в истеричку, ходящую к психоаналитику и отрицающая то, что они вообще играли в игру. Алан сошёл с ума и бродил где-то по лесам возле города, воображая, что он в джунглях. Игра "Джуманджи" как и в прошлой интерпретации состоит из Jungle и mangle, только вот mangle переводится теперь не как "искажать", а как "калечить", "увечить". Игра увечит и калечит их сознание, запирает их души в иной реальности. А теперь внимание - души этих людей воплощаются в новых телах - Джуди и Питера. Поэтому жизнь Джуди и Питера так похожа на жизнь Алана и Сары. Джуди и Питер отрицают реальность как Алан и Сара - они лгут окружающим. И это способ их психологической защиты. Таким образом, чтобы пройти игру нужны четыре игрока - души должны найти дорогу к своим телам. Они должны воссоединиться. Тогда они осознают, что игра их калечит и произнесут "Джуманджи", что здесь будет означать "Джунгли искалечили". В реальном мире удвоение всё равно останется как символ того, что Сара и Алан до конца не смогут выздороветь и продолжат диссоциировать себя от своего же сознания (души). Но они хотя бы теперь живут в реальном мире, не отрицают, что "игра" существовала. В общем, такая себе "игра", которая сводит с ума и воплощает самые страшные кошмары, разлучая игрока с сознанием (душой) и погружая в безумие. Но если игрок достаточно силён духом, то его сознание найдет выход и объединится с игроком, чтобы победить. В рамках более оптимистической трактовки этого же варианта уже взрослые Алан и Сара должны вновь вернуться в детство и почувствовать себя детьми (Джуди и Питером), чтобы победить игру, потому что победить её может только ребенок, а не взрослый, отрицающий реальность. Кстати ван Пелт в этой интерпретации - это искаженная бессознательным версия отца, а Карл - рабочий на фабрике становится полицейским, заковывающим Алана в наручники (бессознательное желание наказать себя). Ирония этой интерпретации заключается в том, что психотерапия Сары Уиттл была бесплодна не потому что она вообще вредна, а потому что сам её психотерапевт и вообще мир вокруг Сары был отчасти её вымыслом (ведь игра не была завершена). Cмысл №4 (метасюжетный). Пародия на нашу жизнь или мы все играем в Джуманджи. В данной интерпретации мы все являемся игроками в Джуманджи, мы постоянно отрицаем реальность ради утешительных или страшных иллюзий. Мы не верим своим глазам - как чернокожий шериф, который не верит в то, что видит своими глазами или как тетя Джуди и Питера, которая произносит "Нет ничего, что не поддавалось бы моему контролю", как взрослая Сара Уиттл, которая говорит "я потратила годы терапии, чтобы убедить себя, что мне все это привиделось" и как Алан Парриш, который бежит в джунгли от самого себя. Абсолютно все люди в городе ведут себя как игроки - когда животные громят магазин, добропорядочные граждане тут же с азартом начинают его грабить на глазах полицейского шерифа. Дескать "это не мы, это животные". В общем, что хочет сказать нам фильм? Мы все животные, а весь мир - это Джуманджи , то есть джунгли, в которых мы живем, убегая от реальности, а реальность состоит в том, что в мире есть нечто большее чем выживание и поиск, кого бы убить ради плюшек. А именно дружба, верность, доблесть и самопожертвование. Чему игра и научила основных героев фильма. Фильм таким образом -это пародия на общество, в котором живут лжецы, отрицающие то, кто они сами и каков мир вокруг. И только пройдя через джунгли и признав, что в нас живут "звери", мы поймем, что значит человек и человечность. И тогда мы сможем сказав "это джунгли", выйти из деструктивной игры, выкинуть её в бездну морскую и жить нормальной жизнью. Вот как-то так. А всех - с наступающим Новым годом! 29 декабря 2024
12 |
Смысл №0: просто приключалки с хеппи-ендом и всё.
1 |
Скарамар Онлайн
|
|
Ниче себе разбор) Пойти пересмотреть, что ли, отвлечься чуток от реальности))
2 |
Очередные синие занавески
|
Круто, никогда не воспринимал этот фильм под этими ракурсами.
|
Asteroid
Да, спасибо. Это и были бы приключакли к хэппи-эндом, если бы авторы сценария старательно не всовывали в ткань произведения такие вещи как: 1. Название игры. Оно реально похоже на то, как если кто-то произнес бы Imagine и при этом шепелявил бы. Ну или если бы кто-то объединил слова Jungle и mangle Или jungle и magic. 2. Надпись на игре "для тех, кто хочет оставить свои миры позади". 3. То, что игра ведет себя как разумное существо (временами). 4. Схожесть охотника Ван Пелта с отцом героя И так далее и тому подобное. 2 |