↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Скарапея Змея
12 февраля 2015
Aa Aa
Я пытаюсь сформулировать, за что не люблю стеб, как жанр. Пожалуй так. Он вторичен.

Любое художественное произведения от представления на ярмарке до романа-эпопеи конструирует собственную реальность и затягивает зрителя/читателя. Завораживает, гипнотизирует, очаровывает. Мы хотим обмануться, хотим поверить в подлинность, читатель вступает с Автором в молчаливый сговор - считать иллюзию реальностью. (Именно поэтому так бесят произведения, в которые не можешь поверить, даже совершая насилие над собой). Стебаясь, мы отстраняемся, видим не героев, а кучу тряпок и нитки у кукловода, и разбираем качество пошива, крепление ниток... Собственно, я именно этим и занимаюсь под тегом #осторожноБармаглот - препарирую прочитанное. И читать подобные разборы я тоже люблю. Но дозированно. И как разбор. Отстраненный. То есть, в форме, статьи, эссе. А в Историю мне хочется погрузиться, поверить в героев, сочувствовать им. В стебе это невозможно. Потому что нет в стебе объемного мира, живых людей, а есть неодушевлённые изображения на плоскости, детали конструктора, нечто рукотворное.

Есть ещё один момент - стеб нацелен на высмеивание недостатков созданной иллюзии, а не того, что это иллюзия должна изображать. Один из чудеснейших стебов русской литературы - Сатирикон - высмеивает не историю, как таковую, а её изложение в исторических трудах. Стеб над корявой постановкой Ромео и Джульетты смешон, потому что корявая постановка оскорбляет эстетическое чувство. Но зачастую стебутся над самой историей, а это уже меня не смешит совсем.'
12 февраля 2015
2 комментария
tesey
Первая мысль: "Боги, пока я спала, моя душа отделилась от тела, зашла в блоги и написала то, что давно наболело!"
В точку.
Хмм... Стеб не вторичнее идеи фанфикшена как таковой. И погружение в мир - не обязательное условие: иной читатель вполне комфортно себя чувствует, "зависая над плечом" у героев и постоянно себе устраивая своего рода "полифонию", т.е. мысленно реконструируя, кто что подумал. Что, в принципе, объясняет, почему кто-то стеб любит, а кто-то нет.

А вот чего не понимаю лично я - так это почему стеб по ГП такой не смешной? Не, серьезно. Почему?.. Когда пытаюсь читать, врубаются инстинкты и орут, что это не смешно, а глупо. Вот у Тэффи было смешно, у Пратчетта смешно, и "Дневник одного орка", и "Звирьмариллион", а тут все тупо и плоско, как физией в торт.

Естественно, дальше у нас с инстинктами складывается классический диалог из серии "обоснуй - от обоснуя и слышу!", поэтому я молчу в тряпочку и к авторам никогда не полезу. Но сам феномен понять очень хотелось бы: почему как здешний автор заявляет, что "этожестеб", так текст такой, что только плеваться хочется? А хихикать получается только там, где юмор/ирония/нужное подставить прилагаются к сюжету, но не являются самим сюжетом как таковым?
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть