3 августа 2019
|
|
Fluxius Secundus
ну вы умеете задать вопрос :) это, конечно, замечательно - жалко только, что каменты в этот раз напоминают переполненный трамвай, а никак не академию перипатетиков. начнем с того, что "на это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное" - и всем нам оно рано или поздно будет предъявлено. все мы так или иначе останемся наедине с Единым, как его ни назови. мудрец, поджаренный в медном быке, но ранее того научившийся в созерцании Единого находить блаженство, этой встречей с Единым будет счастлив. а слегач, бесконечно далеко ушедший от существующего Единого в мир иллюзий, не найдет с ним никаких точек соприкосновения. а ведь деваться-то ему будет некуда. так и будет мучиться всю вечность. (вы, случайно, не спрашивали, что такое рай и ад? :) а вот) если вы хотите, чтобы я вас сагитировал в простом, бытовом смысле - ну вроде бы очевидно, что лучше быть мудрецом, находящим в бытии счастье и не боящимся ничего. это же полная неуязвимость и абсолютная свобода. можно применять свои таланты как угодно, вас ничто больше не принуждает делать Х и никто не может запретить делать У. мудрец знает, что есть Благо, не боится вступить на путь к нему, не огорчается неудачам и трудностям. да и без четкого знания о Благе хороший, закаленный стоик может натворить дел - возьмите вон Суворова или хотя бы поэта Гумилева. Гумилев был некрасив, слаб здоровьем, косоглаз, был дислексиком - а что делает неколебимая воля: при жизни стал крупным литературным авторитетом, создал свою литературную школу, был окружен поклонением, заработал два Георгиевских креста, стал признанным африканистом. с другой стороны, слегач в повести недаром было ругательством. каждый может почуять мертвечину, идущую от слегача. он уже оторван от этого мира, ему здесь ничего не интересно, он так и исчезнет, помрет в своей ванне, не оставив в мире никакого следа. слегач (Римайер) описан как человек, утративший волю к жизни, ему все не нравится, у него дрожат руки, у него дряблая кожа, неуверенная походка. а между слегачом и античным мудрецом Стругацкие поместили вот кого: "Человек Невоспитанный воспринимает мир как некий по сути своей тривиальный, рутинный, традиционно простой процесс, из которого лишь ценой больших усилий удается выколотить удовольствия, тоже, в конце концов, достаточно рутинные и традиционные" ;) Стругацкие, конечно, зря травят людей, для которых слегач ругательство - эти люди если не умом, то сердцем знают, что такое Благо, ну хоть приблизительно (интересно, кстати, каков процент таких в реале - надеюсь, что 99%, но я вообще большой оптимист, вон верю, что всем всё можно объяснить :)) и, конечно, зря в повести собрались воспитывать человеков путем вовлечения в производственный процесс (это там цитаты из одной и той же книжки, которую читает Жилин) - впрочем, Стругацкие потом-то разобрались, ну или раскололись: "А Выбегалло никак не может взять в толк, что истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует". вполне античный взгляд, особенно если выкинуть пафосных исполинов духа. высшая человеческая деятельность - созерцание. "войди в себя самого, научись жить в себе самом, всем сердцем устремись к просвещению ума благодатью" - ой, а это уже какой-то современный исихаст :) 3 |