Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Но снова прорастет трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь — весенняя страна,
Ведь только в ней бывает счастье.
Рязанов Э.А.
Зелёное лето клонилось к закату; становились холодными туманные утренние часы, а по вечерам с заходом солнца воздух заметно свежел. Гнулись в садах деревья под тяжестью плодов; наливались нивы, и пришло время жатвы. С утра до ночи трудились в полях селяне, торопясь убрать богатый урожай. Год выдался хорошим по погоде, хотя и трудным — из-за войны. Но ныне она будто бы утихла. Пронеслась по королевству весть, что злобная и страшная ведьма Моргана превращена великим чародеем Мерлином в камень, а сторонники её разбиты в боях и обращены в бегство, что замки их разрушены или взяты; что сам чародей исчез, однако оставил на страже мира одного из учеников своих. И ещё говорили, что грядёт время, когда явится волшебник, равный по силе исчезнувшему, и одержит он окончательную победу над тьмой.
А пока над полями Камелота плыли песни косарей, бесхитростные и бодрые, о веселье и любви. Но рыцарю, проезжавшему мимо этих полей, мимо полных жизни селений, было, видимо, не до веселья.
Однажды, когда подъехал рыцарь к селению на краю леса, увидел он у колодца древнюю старуху. И тогда путник спешился и подошёл к колодцу; он поклонился старухе, точно она была самой королевой, и спросил, не видала ли она в их краях девушки необыкновенной красоты.
— А не положено ли тебе, господин, сначала попросить у меня воды? — спросила старуха, окидывая его далеко не ласковым взглядом.
— В самом деле, — кивнул рыцарь, закашливаясь, так как он вдоволь наглотался дорожной пыли. — Благодарю тебя... Так что же девушка? Ты не видела её?
Старуха внимательно вгляделась в его лицо, покачала головой, поджала сухие губы, а затем повернулась и махнула рукой: мол, ступай следом.
— Ты явился почти вовремя, — бросила она через плечо. — Ещё застанешь.
Рыцарь ахнул и схватил старуху за плечо, заставляя её остановиться.
— Застанешь? Она больна?
— А ты и не догадываешься? — выплюнула старуха. — Ступай за мной.
Густые ветви деревьев сомкнулись над их головами; по узкой тропке рыцарь поднялся следом за своей провожатой к хижине, вросшей в землю. Дверь в неё была такой низенькой, что ему пришлось согнуться чуть ли не вдвое, чтобы войти внутрь.
В единственной комнате было темно и сыро. "Как в могиле!" — подумал рыцарь, а затем... затем он увидел Веронику.
Она лежала на бедной крестьянской постели, исхудавшая и обессиленная; очертания её тела едва вырисовывались под ветхим одеялом. На бледном лице, казалось, остались одни глаза — она стала похожа на святых с византийских мозаик, со взглядом, полным страдания и грусти.
Он упал на колени рядом с ней; взял её руки в свои — о, бедные, загрубевшие от тяжёлой работы руки, которыми он некогда любовался! Прежде он не смел коснуться края её платья, но теперь покрыл поцелуями холодные пальцы своей Прекрасной Дамы, хотя вовсе не собирался проявлять такую несдержанность. Она поймёт, она всегда всё понимала, она знает — он не оскорбит её.
— Бальтазар... — он скорее почувствовал, чем услышал, как она позвала его.
Он поднял голову, встречаясь с ней взглядом.
— Бальтазар, ты сможешь простить меня?
— Простить? Тебя? Это ты прости меня, Вероника. Ты спасла нас всех, ты спасла мне жизнь(1), а я — я не смог уберечь тебя…
— Ты не мог... уберечь меня... от моей собственной глупости, — возразила она. — Бог свидетель, как я сожалею... я верила Моргане... и...
— Тише, Вероника. Мы оба верили не тем людям. Прости меня... я должен был понять...
— Выслушай, — прошептала она, хмурясь. — Как же хорошо, что ты пришёл! Я не надеялась... Но я хотела, чтобы ты не думал обо мне... слишком дурно. Я верила, что... — она поморщилась, словно от боли; ей во всех смыслах трудно было говорить.
— Тише, тише, — покачал он головой. — Я знаю, всё знаю. Вероника, я всегда... ты должна рассчитывать на меня. Разве я не клялся тебе в верности? О, почему, почему ты не позвала меня на помощь?
Бальтазар хотел сказать, что по-прежнему любит её, и это было написано на его лице. Вероника подняла свою тонкую руку и легонько провела по его волосам — совсем как в те годы, когда они были невинными детьми, не знавшими бремени горя и позора.
Словно в ответ на его вопрос из полумрака комнатки раздался тихий плач — не то писк котёнка, не то скрип немазаной двери. Бальтазар обернулся; его глаза настолько привыкли к темноте, что он сумел разглядеть, как старуха склонилась над чем-то вроде колыбели.
— Теперь ты понимаешь…
Он покачал головой и поднялся с колен; ему стоило сделать один шаг, скорее даже полшага, чтобы оказаться рядом со старухой и заглянуть в колыбель.
Там, внутри, из складок белой ткани — ослепительно белой и яркой в этом тёмном, бедном жилище, — выглядывало маленькое красное личико. Бальтазару никогда прежде не случалось видеть так близко новорождённого младенца, и ему трудно было поверить, что человеческое существо и впрямь может быть таким крошечным. Он так и сказал старухе, когда она спросила его, что он думает об этом ребёнке.
Старуха невесело рассмеялась — мелким, дребезжащим смешком.
— Он на редкость крупный, этот парень! — объяснила она.
Но в её взгляде, обращённом к Бальтазару, не было больше злости; Нимуэ поняла, что не он был причиной несчастий её гостьи, которой она не задала за прошедшие месяцы ни единого вопроса.
А Бальтазару вспомнился замок Хорвата, парадные залы, устланные драгоценными коврами, столы, ломившиеся от яств, и сытое, холёное лицо хозяина. Пока Макс наслаждался всей этой роскошью, к которой всегда имел слабость, Вероника страдала и мучилась в нищете и забвении, могла даже умереть, и в самый трудный час рядом с нею не было ни одного близкого человека...
Но теперь это всё в прошлом!
— Какое имя ты дала ему, Вероника? — спросил Бальтазар, оборачиваясь к бедной матери, с тоской смотревшей в сторону сына, к которому не в силах была подойти.
— Я думала… назвать его Горлуа. Хотя едва ли я имею на это право. Бедный отец! Хорошо, что он не дожил… все мы, его дочери, не принесли ему ничего, кроме горя и бесчестья(2)…
— Вероника, ты сама знаешь, что это не так! Не смей себя даже сравнивать с этими… — он не договорил.
Старуха с удивлением переводила взгляд с Бальтазара на Веронику. Она понятия не имела, кого приютила у себя, хотя и понимала, что перед ней — девушка знатного происхождения.
— Послушай, Бальтазар… — вновь заговорила Вероника, — Макс… он не должен знать… ничего…
— Он и не узнает, — ответил Бальтазар, вновь опускаясь на колени рядом с постелью Вероники; он не знал, как объяснить ей, что Максим Хорват больше уже никогда, ничего не узнает на этом свете. — Вероника… я должен отдать тебе кое-что…
С этими словами достал он из висевшей у него на поясе сумки тяжёлый перстень с розовым камнем и, взяв бессильную руку Вероники, надел его ей на палец. И засветилось кольцо мягким светом, и на щёки молодой женщины легла розоватая тень — словно предвестник возвращающегося румянца.
— Думаю, так ты поправишься быстрее. Вероника, я… с радостью предложил бы тебе и другое кольцо, если бы ты только согласилась.
Она опустила глаза, и из-под её длинных ресниц, таких тёмных на бледном лице, покатились, одна за другой, крупные слезинки.
— Ты ведь не хочешь сказать, что всё ещё любишь его…
— Ненавижу! — проговорила она с такой страстью, какой прежде не было в ней. — Но ты… Я не могу принять твоё великодушие. Твою доброту… Моя жизнь кончена, а ты... ты должен быть счастлив.
— Не смей так говорить. А что до меня, я не могу быть счастлив без тебя, и…
— Ты должен! — и в её голосе послышалось что-то от прежней Вероники, воительницы, раздававшей приказы отрядам грозных воинов; но потом она добавила тихо и горько: — А мне недолго осталось… и мальчику моему тоже.
— Ну нет! Не для того я отыскал тебя! Послушай, Вероника, я ничего не попрошу, кроме права защищать тебя… Твой сын будет моим сыном, внуком своего деда, сэра Горлуа, и…
— Постой, постой… — прошептала она. — Погоди. Одно я, в самом деле, попрошу у тебя, Бальтазар. Нимуэ говорит, что мой… что недолго… а он ведь ещё не крещён, ни у одной из нас нет сил для такого пути… до города… Нимуэ может пройти хоть по бушующему морю, но только если кто-то ждёт её помощи... при смерти. А так...
— Разумеется, я привезу священника, и он окрестит Горлуа здесь, в этом доме…
Нимуэ с младенцем на руках выбралась из хижины, оставив Бальтазара и Веронику одних, и уселась на стволе дерева, поваленного бурей; оно уже много лет служило ей скамьей. Старуха улыбнулась ребёнку и скорее забормотала, чем запела короткую старинную песенку; а мысли её текли, далёкие и бессвязные. Последним малышом, которого она не только приняла, но и за которым долго ходила, был Ланселот, королевский сын, а ныне — лучший рыцарь Артурова двора. Быстро летят годы, несутся мимо столетия бурной рекой, а всё одно и то же, и беспокойный мир всё стучится и стучится к ней в двери, никуда не скроешься от него. В нём, в мире этом, слишком много ненависти и злобы, но хорошо, что остаётся хоть немного места для любви...
Когда Бальтазар уехал, Нимуэ вернулась в дом; Вероника сказала ей:
— Прости, Нимуэ, что ничего не рассказала тебе прежде.
— Я ведь не спрашивала. Теперь спрошу: ты так и сказала ему «нет»?
Вероника едва заметно кивнула.
— Дура ты, вот кто!
— Я это знаю и сама! — воскликнула та, приподняв голову. — Но ты разве меня не видишь, Нимуэ? На что я похожа? Я не хочу однажды увидеть, как он раскается… доброта и благородство толкают его на этот поступок, но что будет потом?
— Я же говорю — дура! Любит он тебя без памяти. Коль один обманул, это ещё не значит, что весь свет дурён. А тебе не пристало думать о себе. Быть может, после крещения мальчишка твой на поправку пойдёт(3). Каково ему будет жить незаконным? Или ты совсем на этого рыцаря смотреть не можешь?
— Кажется, никогда я не любила его так, как теперь…
Нимуэ покачала головой и улыбнулась — грустно, ласково и лукаво. Ибо знала она, что будет дальше. Нет, не потому, что была волшебницей — магия уже много лет неумолимо покидала её, — а потому, что была очень, очень старой женщиной, немало повидавшей на своём веку.
* * *
Расцветал над землей светлый, ясный май. Цвели яблони вокруг собора в Гластонбери. И всюду солнце пригревало ласково, как летом, и всё живое тянулось к нему, и сквозь прошлогодние листья прорастала свежая зелёная трава. Третья весна шла юному Горлуа, внуку властителя Корнуолла; Вероника угадала, давая сыну такое имя — рос он похожим на деда. Пока что ещё нежный, маленький, как один из тоненьких цветов, что тянутся из земли по первому зову весеннего солнца, мальчик жил у материнских колен, в покое и неге, но скоро, скоро должен был прийти его черёд оглянуться вокруг и упорхнуть из-под женской опеки. При мысли об этом сердце Вероники сжималось от страха и тоски, но знала она — придётся ей смириться и выучиться жить с этим неизбежным страхом и с бессмертной надеждой, как другим матерям до неё. А пока что...
Лодочка из коры в пухлой детской ручонке уже пересекала бурное море — за неимением лучшего «морем» стал ствол берёзы, низко изогнутый, как сиденье. Горлуа, говоривший на диво чисто и бегло для своих трёх лет, недаром отпрыск одной из самых образованных женщин в Камелоте, увлечённо рассказывал Веронике, куда плывёт его корабль… Над головами их шумела берёзовая роща, а перед ними, на холме, возвышался старинный замок — серый и грубоватый на фоне нежно-голубого неба; родной дом. С тех пор, как Вероника маленькой девочкой покинула Тинтагиль, у неё не было настоящего дома — но теперь он, определённо, был. И она была у него — хозяйка, мать… жена. Бальтазару удалось убедить Веронику, что им движет прежняя любовь к ней, а не жалость или верность рыцарскому обету.
И вот теперь Вероника слушала болтовню Горлуа, рассеянно сплетая из первоцветов маленький венок. На душе у неё было легко и спокойно; настоящим благословением стали для неё годы затишья. Конечно, и супруг её, Бальтазар, и она сама оставались чародеями на службе у короля Артура; вместе они держали в руках хрупкий мир и собирались удерживать его так долго, как только смогут...
Вдруг побледнев, охваченная внезапным приступом слабости, Вероника опустилась на изогнутый ствол берёзы рядом с Горлуа.
— Мама? — он вскинул на неё ясные глаза, останавливая ход своего корабля из коры.
— Всё хорошо, милый, — она ласково погладила мальчика по голове. И вспомнился ей вой метели, безжалостный холод, непреклонная помощь Нимуэ, морозное утро над мельницей, и чувство горечи, охватившее всё её существо. Теперь всё было иначе, совсем иначе. Вероника была счастлива. Если её догадка верна, то вновь встретиться с Нимуэ им предстоит зимой; только не придётся старухе самой пробиваться к ней сквозь буран — её привезут с почестями. Затем она подумала, что хорошо было бы показать бывшей Владычице Озера, как вырос Горлуа... И ещё...
Вероника подняла голову и улыбнулась, увидев, что к ним по тропинке, взбегавшей по холму к берёзовой роще, поднимается Бальтазар; он помахал им рукой, и Вероника помахала в ответ. А Горлуа, засмеявшись, сунул матери в руки свою лодочку из коры и побежал навстречу человеку, которого знал и любил как своего отца. Бальтазар подхватил мальчика на руки и усадил себе на плечи, а тот завизжал от восторга, радуясь, что вознёсся так высоко.
Вероника смотрела на них обоих сквозь дымку внезапно навернувшихся на глаза слёз — светлых, благодарных. Они держали в руках хрупкий мир и собирались удерживать его так долго, как только смогут; а пока вокруг цвела весна, и впереди — она знала, — было ещё множество вёсен, цветущих, дарующих надежду.
1) Опять отсылка к фильму: там Вероника тоже спасла Бальтазара — весьма замысловатым образом и едва не ценой жизни.
2) Поведение Морганы и Моргаузы трудно охарактеризовать иначе как дурное. Правда, об Элейн, третьей дочери сэра Горлуа, мы ничего порочащего не слыхали — о ней вообще очень мало известно. Скорее всего, она единственная была порядочной женщиной, верной женой и хорошей королевой — а может, до нас просто не дошли сведения о её похождениях. В конце концов, в "Смерти Артура" Томаса Мэлори мы встречаем эпизод, где Ланселот был похищен несколькими королевами, которые бесстыдно заспорили между собой, с кем этот красивый рыцарь будет делить ложе. Там были Моргана, Моргауза и, можно предположить, их сестра Элейн. Так что я сочла возможным пожертвовать добрым именем этой дамы для ровного счёта.
3) Нимуэ родом из языческого эпоса, но эпоха, в которой она живёт, христианская. Кто знает, какие чувства и мысли заставили её оставить Озёрный замок?
flamarina, понятно) Хорошо, что хоть сноски пригодились всё-таки)
За Нимуэ рада. Она вышла на редкость... аушной. И... ой, как здорово! Я ж вроде и не писала, как она щурится на солнце, когда разговаривает с Вероникой на пороге дома мельника. Но там действительно яркое солнце и много снега... сощуришься тут. Какой интересный эффект - текст живёт своей жизнью... Что ж, а Хорвата и впрямь оказалось меньше всех. В его словах "готов на всё" была ещё проекция на Утера, который уже наворотил делов со своим "хочу-не могу-дайте-а то помру". Но я вижу, чего именно Вам не хватило; деталей. Буду думать) 1 |
Viara species Онлайн
|
|
Я тут слышала, что вы паутину расставили для наивных читателей, решивших, что осилят весь конкурс... Прошу меня не есть! :)
Показать полностью
Что ж вы делаете со своими канонами: пишу отзыв и параллельно с этим смотрю "Ученика чародея": вдруг что-нибудь упущу... Забавное у вас предисловие - в хорошем смысле. Во-первых, очень близкое мне как человеку, который почти после каждого фильма долго и с упоением рассказывает первому подвернувшемуся под руку, на каком моменте и кто именно из исторических деятелей умер повторно - от душевного потрясения. Во-вторых, сразу обосновывающее AU: если бы всего одна мелочь сложилась по-другому, какой бы стала реальность? А в-третьих, вырисовывающее первые очертания довольно нередкого для литературы образа обманутой женщины... Ну и вводящее читателя в курс событий - и потом примечания тоже сыграют в этом деле важную роль (за примечания мой поклон: очень интересно!). А потом разливается средневековая баллада. Жестокая. С любовью, дружбой, предательством и интригами. Давно я не вспоминала, как горька история Игрэйны и Горлуа... И интересно: может, я слишком давно увлеклась мифами и легендами, чтобы замечать, но мне всегда нравилась эта средневековая сухость. Мы почти не знаем мотивов, почти не ощущаем эмоций героев, а сами герои... архетипичные. Есть злодей, исполненный зависти, ревности и амбиций, а сердце - черно. Есть благородный рыцарь, готовый жизнь положить на алтарь своего сюзерена, друга или Дамы Сердца, но не посмеющий и край платья Дамы поцеловать - или не смеющий этого очень и очень долго. Есть Прекрасная Дама, для которой потеря чести равносильна потере жизни, которая недостижима для рыцаря и которая с достоинством сносит все страдания. Еще есть рыцари смелые, пылкие, от любви сходящие с ума и готовые сообщить о ней всему миру. Есть и другие Прекрасные Дамы - обольстительницы и чаровницы... Мы часто даже не видим, что ими движет. За героев в средневековых балладах всегда говорили только слова и поступки И с одной стороны и героями проникнуться сложно... С другой стороны - как часто мы им сопереживаем. И как часто нас там не раздражают образы, которые в других произведениях и в жизни в принципе вызывают неприязнь. Мне вот Вероника в любой другой истории показалась слишком правильной, слишком красивой, слишком... слишком, в общем. А у вас я заново сопереживала Игрэйне и Горлуа, заново проникалась тревогами старого волшебника (понравился мне ваш Мерлин)... Бальтазар - рыцарь без страха и упрека, преисполненный любви и благородства. Хорват - предатель с черным сердцем. Моргана - чародейка, которая хочет все большего и большего... Это все - данность. Но она не раздражает, просто вырисовывает картинки. Так что очень здорово, что вы выдержали все основное повествование в сухом стиле средневековой баллады. Выбрали бы другой - и герои превратились в непрописанных, плоских, неживых. А так... Все красиво и правильно. Героям средневековой баллады сопереживаешь только в средневековой балладе - и тут я прониклась. И красиво. Правильно. Это редкий случай - счастливая баллада. Любовь побеждает всех и вся, Весенняя страна расцветает даже для разочаровавшихся и измученных... А человек, готовый предать, готов предать всегда. Люби его, не люби... Это внутри человека - и властен над этим лишь он сам. А благородство тоже живет в нас самих - и если мы теряем его из-за того, что любят не нас... Грош ему цена. Единственное "но": мне показалось, что в итоге доказано не совсем то, что выдвигалось в предисловии :) Вероника ведь не сама его полюбила. Хорват предал еще до того, как любовь вообще "могла что-то изменить". И это, с одной стороны, прекрасно характеризует Хорвата, которого не просто нельзя спасти - но уже давно поздно спасать. С другой стороны, у любви и шанса не было что-либо изменить. И вот это немного противоречит идее из предисловия... Но идея все равно читается. И она хороша! На наши поступки много что может повлиять, но в конце концов это всегда мы, всегда мы... Отдельно хочу сказать вам спасибо за образ Нимуэ. Великая сила, ушедшая на покой. Тихо теряющая всю свою силу - которой остается только на помощь людям: больным, приносящим новую жизнь... Существо из языческого мира в эпохе христианства - какую интересную деталь вы подметили... Прожившая слишком много жизней, уже почти полностью лишившаяся силы... Ей не дойти до церкви - из недостатка сил ли, из-за языческого "происхождения" ли... И в то же время - "Нимуэ может пройти хоть по бушующему морю, но только если кто-то ждёт её помощи... при смерти". И вот просто... Очень яркий она образ. Видишь и морщинистые руки, и лукавые глаха... Спасибо вам за нее. И спасибо вам еще раз за Игрэйну. Люблю ее историю, горькая она... И спасибо за концовку, связывающую "Артуриану" с "Учеником чародея", Средневековье с современностью. Потому что - сквозь времена - будут встречаться Рыцарь и его Прекрасная Дама. И пока все так устроено, пока Весенняя страна цветет - мир стоит. Как бы сложно ни было. Спасибо вам, автор! P. S. А песню эту недавно услышала... Забавно получилось) 2 |
Доброго времени суток, автор, копирую обзор из блогов.
Показать полностью
Для меня это был практически оридж, потому что Ученика чародея я смотрела давно-давно и не была в восторге, прямо как героиня из Пролога. А из артурианы знакома только с легендами об Артуре. Потому что почти весь голливудский новодел на тему рыцарей Круглого стола наводит на меня только скуку, недоумение и безудержное желание поспать под бормотание телевизора. Кроме того, я не большой ценитель всей этой куртуазной эстетики:) Но автор, автор… Примите, пожалуйста, благодарность за эту прекрасную сказку. Нет, не сказку, легенду. Балладу даже. Она настолько меня увлекла и затянула, что я только потом вспомнила, что где-то тут должен был быть поворотный момент, но… его не было, а мне было все равно. Потому что за прекрасную историю можно простить почти все. Для меня в ней всплыли, совершенно неожиданно, какие-то булгаковские оттенки. Реальность Средневековья и реальность легенд сплелись так тесно, что не вызывает удивления ни чисто житейский, женский образ несчастья двух поколений женщин из одной семьи, где каждая несчастлива по-своему, ни ошибка выбора, совершенная Вероникой, ни Бальтазар, куртуазный в своем отношении до сказочного, ни сказочно вероломная Моргана и по-мужски вероломный Хорват. Вспомнился мне сразу любимый мой Хёйзинга, который говорил о том, что куртуазная любовь была лишь красивой театрализованной игрой для скучающего королевского двора. А за пределами этой игры дамы были совсем не теми нежными фиялками, которых нам так любят показывать в фильмах, а рыцари далеко не всегда были благородны и не стеснялись травить сальные анекдоты в присутствии тех же дам, которым они клялись служить, как образу Девы Марии, ничего не прося взамен. И служили, да, пока не заканчивался пир. И комментарий ваш не удивляет в этом свете о том, как дочери Игрэйны делили красавца Ланселота. И вся эта двойственность средневековой баллады, перенесенной в реальную жизнь, прекрасно отражена у вас. За балладной, сказочной действительностью, которая для кого-то декорации, а для кого-то вроде Бальтазара и Вероники – жизнь, сквозит та самая вечная мысль: «Ну, что ж… обыкновенные люди». Сколько бы веков ни прошло, сколько бы сказочных реальностей ни миновало. Даже в Камелоте… Это очень жизненно, несмотря на то, что совершенно сказочно. А финал – это мир. Потому что в счастливой женщине, в ее руках, мыслях и теле – целый мир, полный гармонии и тишины. Покоя. Борьба добра со злом, тьмы со светом будет всегда, предательства, зависть и вероломство никуда не исчезнут, пока жив род людской. Но жизнь человеческая, ее миг, ее суть и сердце, заключены в этом миге счастья и света, который способный создать только двое. В короткой передышке между бурями. Спасибо автору. Слова, даже такие сумбурные, неприбранные, кончились, остались только эмоции. Это очень красиво. 4 |
Мурkа Онлайн
|
|
“Ученик чародея” меня совсем недавно очень впечатлил. Много там было любопытного, и в частности выбор Макса. И я бы подумала, что если бы тогда Вероника выбрала его, то ничего бы не было, что он все это сотворил исключительно из вредности, чтоб насолить и Балтазару, и Мерлину, и Веронике - да и миру заодно, в котором существует неправильный выбор.
Но, пожалуй, эта история более логична. Любовь любовью, но редко человеком движет только она. Чаще всего это совокупность - Макс все равно жаждал силы и власти, они нужны были ему сами по себе, Вероника - сама по себе. И когда перед ним встал выбор, он выбрал не любовь. Безнадежный он, ничего его не исправит, Вероника только зря отдала ему лучшие годы - тот редкий случай, когда поговорка весьма не фигурально описывает происходящее. А Балтазар как был восхитителен, так и остался - принял ее отогрел, не своего сына как своего воспитал. Словно так было предназначено, чтобы хорошим - хорошее, но не сразу. 1 |
Viara species
Показать полностью
Я тут слышала, что вы паутину расставили для наивных читателей, решивших, что осилят весь конкурс... Прошу меня не есть! :) Как же я рада такому читателю! ))Учитывая, что Ваш образ - змейка, то это скорее Вы можете съесть паучка))) Спасибо за такой подробный, душевный, замечательный обзор! Душа радуется. Viara species Забавное у вас предисловие - в хорошем смысле. Во-первых, очень близкое мне как человеку, который почти после каждого фильма долго и с упоением рассказывает первому подвернувшемуся под руку, на каком моменте и кто именно из исторических деятелей умер повторно - от душевного потрясения. Во-вторых, сразу обосновывающее AU: если бы всего одна мелочь сложилась по-другому, какой бы стала реальность? А в-третьих, вырисовывающее первые очертания довольно нередкого для литературы образа обманутой женщины... Ну и вводящее читателя в курс событий - и потом примечания тоже сыграют в этом деле важную роль (за примечания мой поклон: очень интересно!). Не зря, значит не зря принесла работу на конкурс)) И предисловие не зря написала именно такое! А я ещё перечитывала его и раздумывала: стоит ли так писать? Может, это неинтересно, как-то неправильно? А к примечаниям хочу добавить ещё кое-что... Viara species Так что очень здорово, что вы выдержали все основное повествование в сухом стиле средневековой баллады. Выбрали бы другой - и герои превратились в непрописанных, плоских, неживых. А так... Все красиво и правильно. Героям средневековой баллады сопереживаешь только в средневековой балладе - и тут я прониклась. И красиво. Правильно. Это редкий случай - счастливая баллада. Любовь побеждает всех и вся, Весенняя страна расцветает даже для разочаровавшихся и измученных... А человек, готовый предать, готов предать всегда. Люби его, не люби... Это внутри человека - и властен над этим лишь он сам. А благородство тоже живет в нас самих - и если мы теряем его из-за того, что любят не нас... Грош ему цена. Очень рада, что стиль "баллады" подошёл, оказался к месту. Меня в этих сюжетах - об Игрэйне, Горлуа и Утере, о Ланселоте и Элейне из Шалота (той, которая его тоже заколдовала и сына родила), - всегда цепляла и пугала эта жестокость, "хочу и возьму", и плевать на чувства объекта внимания. И здесь дело не только в средневековом менталитете, это и сейчас сплошь и рядом. И вот мне хотелось противопоставить "безумную страсть" и ту любовь, которая даёт силы даже отпустить любимого человека, лишь бы он (или она) был счастлив. А это уже совсем не балладное... потому и конец вышел счастливый. В каноне "Камелота" Веронике следовало если не самой наложить на себя руки, то по крайней мере умереть родами. А она всё-таки выжила, хотела выжить. Даже когда заблудилась в метель. Потому Нимуэ к ней и пришла, и спасла. В текст Нимуэ явилась непрошеной, и я очень рада, что позволила ей войти и распоряжаться... Viara species Единственное "но": мне показалось, что в итоге доказано не совсем то, что выдвигалось в предисловии :) Вероника ведь не сама его полюбила. Хорват предал еще до того, как любовь вообще "могла что-то изменить". И это, с одной стороны, прекрасно характеризует Хорвата, которого не просто нельзя спасти - но уже давно поздно спасать. С другой стороны, у любви и шанса не было что-либо изменить. И вот это немного противоречит идее из предисловия... Но идея все равно читается. И она хороша! На наши поступки много что может повлиять, но в конце концов это всегда мы, всегда мы... Да, момент с "любовными чарами" Морганы оказался очень спорным. Но Вы правильно поняли - тут проблема в том, что Хорвата невозможно было спасти, с подобными людьми всегда так. Они не хотят, чтобы их спасали, и любовь им на самом деле не нужна - он же сказал, что Вероника "надоела ему со своей преданностью и заботой". Она ведь и в этих заколдованных отношениях оставалась собой, хлопотала, беспокоилась, "почему задержался", "береги себя" и т.д. и т.п... И как Вы всё правильно расписали с остальными вопросами! Да... Об этом и хотелось сказать... о вечных ценностях. Ваши обзоры - просто чудо, такая радость для автора! А Ваш добросовестный подход, когда Вы даже с неизвестными до конкурса канонами ознакомились, - просто выше всяких похвал! 2 |
Asteroid, да уж, признаюсь, я пыталась уложиться в какой-то приличный для конкурса объём, вот и вышло "конспективно". Над этим текстом ещё работать надо...
|
Damaru, Ваш отзыв - просто бальзам на душу))
Показать полностью
Ой, какой прекрасный обзор! Спасибо! Это же надо - так верно описать мои чувства насчёт текста и сюжета! Это именно то, именно то! Я даже не думала, что придёт хоть один читатель, знакомый с фильмом... а чтобы знать не только фильм, но и литературу вроде Йохана Хейзинги, - это просто подарок! Вы увидели всё, о чем я хотела бы сказать, помимо того, что написала прямым текстом. И о двойственности и противоречивости Средневековья, и о сближении - а затем разрыве - между литературой и жизнью. И о судьбах женщин - между "жерновов истории". Damaru За балладной, сказочной действительностью, которая для кого-то декорации, а для кого-то вроде Бальтазара и Вероники – жизнь, сквозит та самая вечная мысль: «Ну, что ж… обыкновенные люди». Сколько бы веков ни прошло, сколько бы сказочных реальностей ни миновало. Даже в Камелоте… Это очень жизненно, несмотря на то, что совершенно сказочно. Да, да! Именно так! Кто-то искренен, кто-то притворяется, используя расхожие образы. Недаром у меня одни и те же слова о любви и дружбе повторяют Моргана и Бальтазар. Первая - издевательски, подзуживая, а второй - совершенно искренне. Эту разницу мировоззрений я и хотела передать... "Это очень жизненно, несмотря на то, что совершенно сказочно." - эти слова несказанно греют мою душу)) Damaru А финал – это мир. Потому что в счастливой женщине, в ее руках, мыслях и теле – целый мир, полный гармонии и тишины. Покоя. Очень рада, что финал понравился, что удалось передать этот момент покоя, счастья любимой и любящей женщины, жены и матери. И да, опять же хотелось сказать - вот, обыкновенные люди. Мне Вероника (канонная) напомнила немного... Марию-Антуанетту Стефана Цвейга: "трагедия ординарного характера". Она - "просто женщина", ей бы любить, растить детей, вести дом, носить красивые платья. Ей не надо власти и могущества, у неё нет честолюбия, её магический дар - почти проклятие. Но у неё есть и дар, и высокое происхождение, и она старается с достоинством нести эту тяжесть, крест. Сложное время заставляет её стать воительницей, защитницей, героиней. Но ей гораздо больше подходит другая роль, обычная жизнь, без особых притязаний - любовь, семья, дом... а что может быть важнее, с другой-то стороны? Благодарю за отзыв, за обзор - это просто чудесно! ))) 2 |
Мурkа
Показать полностью
“Ученик чародея” меня совсем недавно очень впечатлил. Много там было любопытного, и в частности выбор Макса. И я бы подумала, что если бы тогда Вероника выбрала его, то ничего бы не было, что он все это сотворил исключительно из вредности, чтоб насолить и Балтазару, и Мерлину, и Веронике - да и миру заодно, в котором существует неправильный выбор. Ура! Ещё один читатель, знакомый с фильмом! И какой читатель! Да, в фильме моментов любопытных, поворотных полно) Мурkа Любовь любовью, но редко человеком движет только она. Чаще всего это совокупность - Макс все равно жаждал силы и власти, они нужны были ему сами по себе, Вероника - сама по себе. Да) Тут ещё вопрос - "а как така любовь?", кто что под этим словом понимает... Я вот в комментарии к другому обзору писала - мне сразу Снейп вспомнился. Хорват - этакий "Снейп наоборот": Северус поменял сторону, чтобы спасти жизнь Лили, а Хорват переметнулся к Моргане, чтобы... что? Отомстить и Веронике, и Бальтазару. Только Мерлин-то был причём? Это ж не он ему отказал... Плюс я на персонажей смотрела со своей точки зрения. Я как увидела Хорвата, сразу подумала: "ну вылитый психопат, этакий денди в пальто и с тросточкой, харизматичный и жестокий!". Надо сказать, отличный антагонист из него вышел - не какой-нибудь там бледный Волдеморт. Все эти швыряния заклятиями - так, чепуха... А вот та усмешка, с какой Хорват уходит, шантажом выманив у Дейва кольцо и гримхольд, - это действительно выглядело жутко, потому что правдиво. Очень хорошо создан образ - расчетливый, жестокий человек, который использует других и идёт к цели по трупам; такие здоровыми на голову не бывают. И к любви неспособны. Справедливости ради следует отметить, что и у Бальтазара внешность подозрительная - вся эта небрежность, нечёсаная грива... Но я в этом образе ещё увидела и его одиночество, отсутствие женской руки, когда некому ворчать: "причешись наконец!" и дырки на одежде штопать. И ещё соперничество это... Когда в финальной сцене Хорват говорит Бальтазару: "раньше наши силы были примерно равны, а теперь...", у меня в памяти всплыл целый пласт таких историй давнего соперничества со школьной скамьи, когда один всю жизнь кладёт на то, чтобы "догнать и перегнать" другого, а этот другой живёт своей жизнью и даже не задумывается, не видит в упор, что происходит, пока... пока эта односторонняя гонка не выльется в катастрофу. Так вот и дорисовался в моей голове образ Хорвата. Мурkа Безнадежный он, ничего его не исправит, Вероника только зря отдала ему лучшие годы - тот редкий случай, когда поговорка весьма не фигурально описывает происходящее. Ну, не годы - всего-то полтора года или около того их брак длился. До этого была война, когда Вероника внешне сохраняла нейтралитет и потихоньку влюблялась в Бальтазара. Но с такими, как Хорват, людьми - и полтора года за десять сойдут, без шуток... И Бальтазар - конечно, он и рыцарь артуровских времён, пронёсший и любовь свою, и ценности сквозь века, и просто добрый, привязчивый человек. Это в кино. А в фанфике - да, остался собой, потому что кроме собственных чувств, ревности и боли, есть ещё слово "надо" и тот самый "моральный компас", который всегда выведет на правильную дорогу... 1 |
мисс Элинор
Asteroid, да уж, признаюсь, я пыталась уложиться в какой-то приличный для конкурса объём, вот и вышло "конспективно". Над этим текстом ещё работать надо... Нет, дело не в обьеме. Именно в фокусе истории. Если фокус на Веронике, то надо показывать события глазами Вероники. Выкинуть всё, что Вероника не видит (если оно не железно нужно). И даже из того, что видит, отображать лишь необходимое для сюжета. А вот на том, что нужно для сюжета внимание больше заострить. Если фокус на идее, а не человеке, то тут сложнее. Но принцип тот же самый - лишнее надо отсекать, фокусируясь на главном. У вас же куча лишнего. И Утер, и какие-то уроки у монахинь, ну и пролог вообще не к месту. |
Asteroid, тут, я вижу, на вкус и цвет товарищей нет) Я смотрю, некоторым читателям, наоборот, подошло то, что Вам кажется лишним.
Честно говоря, я не совсем поняла Ваши примеры. Фокус не на одной Веронике, рассказ не только о ней. Но если и говорить именно про неё, то и Утер, и монастырь - это же важнейшие части её биографии. Отчим, который выставил её из дому, выпроводив в монастырь, где она получает базовое образование и воспитание. И в монастыре как раз-таки проявляется разница в характерах Вероники и Морганы: первая искренне переживает разлуку с родными, искренне успокаивается, вторая учится притворяться и добивается успеха. История Утера и Игрэйны важна ещё и потому, что Вероника в некотором роде повторяет судьбу матери... Тень Утера витает над головами Хорвата и Бальтазара: поступят они как он, или как-то по-другому? Поэтому мне и кажется, что "укладывание" в объём кое в чём мне помешало. Здесь много линий. Некоторые намечены пунктиром. Слишком тонким... |
мисс Элинор
Мне Вероника (канонная) напомнила немного... Марию-Антуанетту Стефана Цвейга: "трагедия ординарного характера". Она - "просто женщина", ей бы любить, растить детей, вести дом, носить красивые платья. Ей не надо власти и могущества, у неё нет честолюбия, её магический дар - почти проклятие. Но у неё есть и дар, и высокое происхождение, и она старается с достоинством нести эту тяжесть, крест. Если только немного))) Цвейговскую Марию-Антуанетту я, каюсь, не читала, но из того, что мне попадалось о ней на глаза, Мария-Антуанетта, имхо, конечно, не обладала тем стержнем и моральной целостностью, которые (я сейчас только ваш текст беру в качестве примера) есть у Вероники. Многие сходятся на том, что Мария-Антуанетта была довольно суетной дамой. Веронике присущи широта души и ум. А в остальном - мало какой женщине хоть в глубине души не хочется мирно и счастливо жить и быть любимой)))) 2 |
Damaru, соглашусь, разница в образах тут есть, конечно)) У Цвейга, мне кажется, была попытка "объективно" взглянуть на образ Марии-Антуанетты, без очернения и обеления. Да, кокетка была, развлекаться любила, далеко не святая, но когда пришёл край — на ступеньках эшафота сумела сохранить королевское (и человеческое) достоинство. Но мне сама цвейговская идея понравилась, именно идея: обычный человек, который прожил бы обычную тихую жизнь, не вошёл бы в историю, и все вокруг, и он сам в первую очередь считал бы, что великие дела и подвиги — это не для него, он вряд ли на них способен. А когда пришлось отвечать на вызовы суровой жизни — проявился характер, мужество. Есть ведь этакие "пассионарные личности", призванные двигать мир вперёд, есть просто честолюбцы, которые хотят добиться почестей и успехов, ищут, где бы добыть славы (как раз-таки отличительная черта литературных — и не только — странствующих рыцарей), а есть обычные люди, которые просто живут и берутся за оружие только в самом крайнем случае, "ради жизни на земле". И такие "герои поневоле" большое сочувствие вызывают... Такой выходит и канонная, и моя Вероника. Конечно, она гораздо умнее и серьёзнее Марии-Антуанетты - в любом случае. Но, между прочим, немножко "суетности" и нашей героине не чуждо)) Недаром же там эпизод с ожерельем был)) Я когда начала смотреть фильм и увидела это её светлое платье с глубоким вырезом и со шлейфом, распущенные волосы, усмехнулась: ну-ну, воительница киношная)) А потом увлеклась и подумала: а ведь за этим неподходяще женственным образом можно увидеть и большее: стремление сохранить хоть чуточку, хоть какие-то атрибуты нормальной жизни, остаться собой. Конечно, это всё "синие занавески"... или розовый шлейф...
Показать полностью
Damaru А в остальном - мало какой женщине хоть в глубине души не хочется мирно и счастливо жить и быть любимой)))) С одной стороны - да... эта мысль кажется такой естественной. А с другой стороны... оглянешься вокруг и подумаешь: жадных и властолюбивых "морган" в нашей реальности тоже немало. Они и замуж-то стремятся, только чтобы доказать, что "не хуже других", ведь "так принято" и т.д. и т.п. Только пока разберёшься, что за человек перед тобой... Тот момент, когда Вероника говорит Моргане об ужасах войны и пребывает в уверенности, что понимает, о чём в это время думает её сестра - это те самые грабли, о которые автор сам в своё время разбил нос) Вечные ценности действительно вечны, они существуют и стоят того, чтобы за них бороться, но... их не разделяют гораздо больше людей, чем кажется на первый взгляд... 1 |
Уважаемый Автор, приношу Вам из блогов свой обзор.
Показать полностью
Здесь у нас история по мотивам Артурианы. Классически рассказанная история. С благородными героями и подлыми злодеями. И с настоящей любовью, которая, конечно же, всё преодолеет. Заявленные в шапке каноны мне не слишком знакомы, но общих знаний об Артуриане, сведений из фандомной энциклопедии и авторских примечаний (отдельное спасибо за них!) полностью хватает для понимания. А вот чего лично мне не хватило, так это раскрытия персонажей. В тексте есть много чувств и переживаний, но действия показаны лишь мимоходом. Заявлено, что герои геройствуют, а злодеи злодействуют. Заявлено, но почти не показано, отчего у меня не вышло проникнуться авторской точкой зрения на персонажей. Заявлено, что Мерлин на стороне добра и поддерживать его хорошо и правильно, а бороться с ним мерзко и подло. Но как быть с неблаговидными поступками самого Мерлина? Заявлено, что ненависть Морганы к Мерлину и Артуру продиктованы её злобной натурой и жаждой власти, но разве у неё не было других мотивов мстить этим двоим, разве она не была в своем праве, стремясь поквитаться с ними? Возможно, не была, возможно, сторона Мерлина - это действительно сторона добра, но вот только действий, подтверждающих это, нам толком не показали. Есть проблемы и с образом Максима Хорвата. В предисловии заявлено желание показать, что несчастная любовь не является оправданием для мерзких дел. Что для Хорвата неуспех в любви стал лишь поводом для оправдания своей зависти и злодейств. Но что мы видим в тексте? Вот он геройствует на "правильной стороне" (не показано как, но геройствует), мучается от любви и ревности, но даже не пытается ударить соперника в спину или ещё как-то сподличать. А вот он уже муж-абьюзер и иуда-предатель. В рамках показанного в тексте это выглядит довольно внезапно. В общем, подача персонажей получилась, на мой взгляд, довольно прямолинейной. С другой стороны, такая подача вполне естественна для легенд. А именно легендой является данный текст по сути своей. И как легенда этот текст отменно красив. Своим исполнением лично мне он чем-то напомнил давний фильм "Экскалибур" (1981). Образы и содержание другие, но красота ожившей легенды в нем та же. Благодарю Вас, Автор, что познакомили нас с этой историей! 1 |
WMR, спасибо за подробный обзор! Кстати, идея делать обзоры уже после конкурса очень хороша)
Фильм не смотрела, надо поглядеть! Жаль, что персонажи вышли не раскрытыми; возможно, я в одном месте сказала слишком много, зато в другом - слишком мало. Я не собиралась продолжать эту историю, но благодаря таким отзывам чувствую необходимость исправить ситуацию. Может, что и выйдет к "Талантливому мистеру Квелу" )) Ещё раз благодарю Вас и flamarina за конкурс! Такая многообещающая и многогранная задумка) Было бы здорово, если бы всё же удалось провести его ещё раз! 2 |
мисс Элинор
Я, вероятно, неудачно выразился. Про персонажей. Не "нераскрытыми", а скорее "недораскрытыми" они мне показались. Причем с тезисом, что неуспех в любви не причина, но лишь повод для неблаговидных дел, я вполне согласен. Такое действительно случается. Вот если бы было как-то показано, что в том же Хорвате уже сидела червоточина и до его брака с Вероникой... Или что Моргана бывала злобной и жестокой не только по отношению к Мерлину, Артуру и их соратникам, но и к каким-то совсем случайным, ни в чем не повинным людям. Просто "по зову души". Тогда вопросов бы у меня вообще не возникло. Прошу прощения, если расстроил Вас своим отзывом. 1 |
WMR, что Вы, ни в коем случае не расстроили) У Вас все отзывы очень хорошие, взвешенные, деликатные к чувствам автора, и при этом ощущается Ваша собственная позиция. Если и есть критика, то по делу, которая может только принести пользу. Тогда и похвале веришь! Как автор, я это очень ценю! И потом, мне очень приятно, что текст показался Вам красивым))
Показать полностью
А проблема действительно есть, особенно с Хорватом. Про жестокость Морганы есть момент: когда они с Вероникой разговаривали после того злосчастного пира, и Вероника говорила, что не только на стороне Мерлина сражалась, вспоминая картины войны, из-за которых у неё седые волосы появились. Ну и до этого были упомянуты всякие "беззакония", "убивали людей без счёта" - но, видимо, тут недостаточно понятно, что речь шла и о мирном населении, не только о воинах, и об очень жестоких расправах. В той сцене мне как раз и хотелось показать неоднозначность ситуации и момент выбора между личным и общим. У дочерей Игрэйны есть серьёзные причины питать обиду на Мерлина, который жесток, как и всякий политик. Но он политик, который реально защищает человечество от порабощения и уничтожения (это же легенда-фэнтези)). И поэтому Вероника принимает решение перешагнуть через огромную личную обиду и остаться на "стороне света" - не за Мерлина лично, а за его идею. Но это ей нелегко далось, недаром Игрэйне пришлось признаваться, как она с Утером флиртовала. А Моргане вообще на всех плевать, и на родителей тоже: она просто хотела кого-то из лучших учеников на свою сторону перетянуть. Не вышло с Вероникой, вышло с Хорватом. Вот этого персонажа и впрямь маловато... Но, думаю, надо мне учиться выражаться яснее) 1 |
мисс Элинор
Большое спасибо за пояснения! А "Экскалибур" всё же гляньте - хороший фильм. Настоящее фэнтези, после него такое 20 лет не снимали. По сюжету это такой Мэлори с небольшими отклонениями. Но снято всё ОЧЕНЬ красиво. Особенно во второй половине, когда начались странствия рыцарей за Граалем, колдовство Морганы и Мордреда. А уж сцена, где Артур во главе своих рыцарей едет под цветущими яблонями на последнюю битву (и яблони белым дождем осыпают на них свой цвет)... Да и актерски сыграно всё хорошо. В общем, гляньте) 1 |
WMR, спасибо за рекомендацию! Заинтересовали))
1 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |