↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Весенняя страна (гет)



На конкурс «180 градусов», вне конкурса.

И легенды о короле Артуре, и фэнтези-боевики про битвы волшебников в современном Нью-Йорке содержат этот известный сюжет - любовный треугольник, от поведения участников которого зависят судьбы королевств... или даже целого мира.
Неужели всё было бы наоборот, сделай Прекрасная Дама другой выбор? Или всё-таки наши поступки отражают в первую очередь наш собственный характер, а не являются лишь откликом на поведение других людей?
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Глава 2. Иные времена

Пришли иные времена,

Тебя то нет, то лжешь, не морщась.

Я поняла, любовь — страна,

Где каждый человек — притворщик.

<…>

Зачем я плачу пред тобой

И улыбаюсь так некстати?

Неверная страна — любовь,

Там каждый человек — предатель.

Рязанов Э.А.

Стояла зима, холодная и пасмурная; дни были коротки, зато долгими стали тёмные ночи; природа спала под слоем снега и льда; для деревьев и кустарников, для полей и пашен настало время отдыха; но беспокойным людям отдохновения было не видать. На дворе уже давно стемнело, но в замке Мерлина, в ярком свете множества свечей, над старинными книгами склонились чародеи — сам Мерлин и его ученик Бальтазар, единственный из тех, кто в то время остался рядом с наставником. Впрочем, если бы спросил кто-нибудь Мерлина, тот сказал бы, что проку от этого ученика сейчас немного.

Но никто не спрашивал, и учителю пришлось высказаться самому.

— Бальтазар! Какой смысл смотреть на страницу и думать о другом? Или, может, ты спишь с открытыми глазами?

— Простите, наставник. Этого больше не повторится.

— О да, разумеется!

Мерлин покачал головой, поглаживая седую бороду; колдовской перстень с драконом блеснул в свете свечей, как живой.

— Да... Знал я, когда брал в ученицы дочерей сэра Горлуа, что не приведёт это ни к чему хорошему, что принесут они обе великую беду и смуту. Но если уж я сам не слушаюсь собственных предчувствий, что обижаться, если другие не слушают?..

Но Мерлин был обижен, обижен и опечален глубоко; многое произошло за год с лишком, пролетевший с тех пор, как все они собрались при дворе молодого короля Артура в Карлионе. Так, Артур женился на прекрасной Гвиневер, дочери короля Лодегранса; женился по великой любви, не слушая увещеваний Мерлина, который и так и этак объяснял ему: не принесёт этот брак обоим ничего, кроме горя. Но Артур был упрям и влюблён, а первые успехи вскружили ему голову. Он был полон решимости помериться силами с судьбой, и Мерлину оставалось только примириться с его выбором. А тут ещё показала истинный норов Моргана, едва не загубив своими кознями царственного брата; узнав о подлости и жестокости дочери, занемогла и умерла с горя королева Игрэйна.

Но прежде, чем произошло это печальное событие, самая младшая дочь королевы, Вероника, оказалась на пороге замужества. Переговоры о её возможном браке с королем заморской страны не увенчались успехом, и вскоре она тайно покинула двор брата, чтобы связать свою судьбу с Максимом Хорватом. Когда Игрэйна уже слегла и весть о том разнеслась в королевстве, они вернулись и, благодаря мольбам умирающей, были прощены королём. Вероника страшилась, что это её бегство стало причиной болезни матери; лишь поговорив с королевой, она вполне убедилась, что последний удар нанесла Моргана.

Было время, когда Мерлину казалось, что Вероника благосклоннее относилась к Бальтазару, нежели к Максиму; было время, когда так казалось и самому Бальтазару. Поначалу Мерлин не одобрял этого увлечения, и надеялся, что оно развеется, подобно утреннему туману. Вероника была чародейкой, и правду сказала она матери, что как чародеи они были равны; но она была ещё и дочерью герцога, и сестрой короля, и двойственное её положение требовало особой осторожности. Подобно своим сёстрам, Вероника могла отдавать сердце кому угодно, руку же её должен был получить человек знатный и влиятельный. Ничего, кроме больших бед в будущем, эта история не сулила. Но...

Дни шли за днями, и Вероника незаметно переменилась; чем радостнее держал себя Хорват, чем печальнее и мрачнее становился Бальтазар, тем быстрее росло беспокойство в уме и сердце Мерлина. Предчувствие заставило его дать ученику непрошеный — и запоздалый, — совет, который тот отверг с негодованием...

— Я уже говорил с ней, не раз. Сначала она будто колебалась; видно, это мне казалось, потому что я... надеялся. Но теперь она высказалась вполне определённо. Она отказала мне...

— Ты!? Посмел!? Просить руки!?

— Чему вы удивляетесь, наставник? Вы только что советовали мне поговорить с ней... неважно. Оставим это. Прошу вас, никогда больше не вспоминайте... Я буду любить её всегда — и мне этого будет достаточно. Но только не напоминайте.

Мерлин тогда только вздохнул тяжело. Достаточно! Как же... Придворные певцы могли воспевать тот необыкновенный род любви, коей достаточно одного благосклонного взгляда; быть может, для кого-то это и было верно; но — не здесь(1).

— И надолго ли хватит этого решения, Бальтазар? Будь я на твоём месте, я бы увёз её, и всё. Предчувствие говорит: так следует поступить...

— Слышать не хочу! — впервые в жизни почтительный ученик говорил с наставником так резко, впервые перебил его, не дав договорить. — Я не смог бы так поступить с ней. И с ним, если на то пошло. Мы с Хорватом — почти братья. И вы нам были как отец... Простите мою вспышку. И не напоминайте... никогда, никогда!

Мерлин не напоминал. Между тем ко двору молодого короля Артура был представлен юный блистательный рыцарь, сэр Ланселот; он быстро стал Артуру лучшим другом, но взгляды, которые он бросал на прелестную королеву Гвиневер, оправдывали все мрачные ожидания старого чародея. Быть может, Ланселот займёт немного благородства и выдержки у Бальтазара?

Но знал Мерлин, что надеяться на это не стоит. Пройдут годы — и вспыхнет война между Артуром и Ланселотом, что ныне были лучшими друзьями, и погубит прекрасный Камелот... И никто, кроме чародея Мерлина, не будет знать и помнить, что была другая дорога, на которую должны были ступить и Артур, и Ланселот, и Гвиневер, и он сам, и все вокруг, — должны были ступить и не ступили...

Но пока что стояла холодная зима, и иная война пылала, как открытая рана; как никогда была сильна Моргана, окружённая многочисленными сторонниками, как никогда опасно было положение. Вскоре должны были прибыть в замок Мерлина Максим Хорват с Вероникой; намеревался Мерлин собрать совет из лучших своих учеников, и многое он должен был им поведать, и многое им следовало решить. Так что не время было Бальтазару смотреть на страницу старинной книги невидящими глазами...

— Принимая всех вас в ученичество, я предупреждал, что чародейство требует полной самоотдачи(2). Ещё большего требует от нас война с тьмой, — проговорил Мерлин. — А теперь иди, Бальтазар. Соберись с мыслями перед советом! А пока иди...

Но ученик покачал головой:

— Нет.

И в обсуждении тонкостей чародейского искусства Бальтазар больше не позволял себе вспомнить о том, что обещал похоронить глубоко в своём сердце — и, как оказалось, не в силах был сдержать такое обещание. Вскоре предстояло ему встретиться с Вероникой, и он не знал, чего желал больше — увидеть её снова или, наоборот, не видеть больше никогда...

Разбуженный упрёком наставника, Бальтазар перестал задаваться этим вопросом; и именно в этот момент он получил возможность узнать ответ.

Слуга принёс Мерлину срочное послание; проверив, не проклято ли письмо, чародей удивился — на нём не было никаких чар, решительно никаких следов волшебства; оно было написано известным лишь немногим шифром, к которому и сам Мерлин не сразу подобрал ключ — точнее, не сразу его вспомнил.

Вдвоём склонились над короткой запиской Мерлин и Бальтазар; и то, что прочитали они там, привело обоих в ужас и смятение. Это Вероника составила послание; она писала, что Максим Хорват — предатель, вставший на сторону Морганы; обещала Моргана ему влияние и власть, то, чего он давно добивался и о чём втайне мечтал; она писала, что Хорват собирается воспользоваться доверием наставника и через это погубить его... Но о самой себе не сказала Вероника ничего.

Едва Мерлин успел разобрать последнее слово, как Бальтазар вызвал слугу, принявшего и вручившего письмо.

— Кто передал тебе послание? — спросил у него Бальтазар.

— Женщина, сэр; она не назвала себя, а лица я и не разглядел: оно было скрыто под капюшоном, а на руках у неё были перчатки, так что трудно сказать, сколько ей лет; говорила оно глухо. Лошадь под ней была вся в мыле, но женщина отдала письмо, тут же развернулась и уехала...

Теперь Бальтазар точно знал: он желал увидеть Веронику больше всего на свете. Лишь взглядом попросив у наставника позволения, он кинулся к дверям.

— Остановись! — крикнул ему вслед Мерлин. — Быть может, это лишь козни и коварство Морганы! Вспомни, как обманывала она Артура!

Бальтазар обернулся.

— Быть может, наставник! И всё же следует нагнать эту посланницу, кем бы она ни была...

Но ему так и не удалось этого сделать; долго он метался по обледенелым дорогам, но отыскал лишь труп загнанного коня, уже занесённый снегом. Конь был тощий и старый, настоящая кляча — прежде Вероника не ездила на таких лошадях... если это была Вероника. Но поднявшаяся метель надёжно скрыла следы женщины, доставившей письмо; она будто растворилась во мраке холодной ночи, словно её и не было. И долго, долго ещё Бальтазара мучила мысль, что она и впрямь растворилась; что её приняла в свои безжалостные объятия наполовину скованная льдом река или спрятали до поры не менее глубокие, покрытые сугробами овраги...

Мерлин не поверил предупреждению до конца. Он сам послал письмо Максиму и Веронике, выслав гонцов им навстречу; подготовившись на всякий случай к худшему и послав верных слуг своих на поиски женщины, что доставила послание с предупреждением и так таинственно исчезла, он принялся ждать. Вскоре скороход доставил Мерлину ответ от Хорвата и жены его — ответ, опровергавший обвинение против Максима. Мол, была то злобная клевета Морганы, желавшей посеять рознь между ближайшими соратниками и друзьями. Это было похоже на правду. И наконец прибыли в замок Мерлина Хорват и Вероника; и едва встретился с нею взглядом Бальтазар, как почувствовал недоброе — не узнал он её.

И вот в полумраке покоев Мерлина на пальце Хорвата сверкнул бледно-розовым светом перстень чародейки — единственное украшение из ларца Вероники, которое не могло стать залогом любви(3). Злая насмешка мелькнула на лице чародейки, стоявшей рядом с Максимом — и сквозь нежные черты, принадлежавшие прекрасной Веронике, проступили черты Морганы, родной сестры её и главной противницы.

До того момента Бальтазар и сам не знал, как сильно надеялся он, чтобы всё это оказалось неправдой. Но времени на терзания не было. Бальтазар выступил из тени. Им всем следовало многое сказать друг другу — и не только сказать...


* * *


Ледяной ветер выл, больно ударял в лицо, жаля острыми мелкими снежинками; ветер дул со всех сторон сразу, и определить, где север, где юг, уже было невозможно. Метель поднялась в один миг, быть может, то был перст жестокой судьбы, завывавшей голосами бури: довольно, конец, сдавайся!

И знала Вероника, что ей придётся это сделать — сдаться, отложив борьбу, в первый и последний раз. Не видела она, куда идёт; не могла уже вернуться в замок Мерлина, даже если бы пожелала, поскольку давно не понимала, где находится. Могла она идти, покуда достанет сил, но они неминуемо закончатся, и тогда...

Ведь Вероника уже не была могущественной чародейкой. Она была самой обыкновенной женщиной, обманутой, доверившейся не тому человеку; и теперь уходила туда, куда уходит большинство таких, как она. Быть может, напрасно позволила она ложной гордости восторжествовать над собой, напрасно решила скрыться с глаз тех, кто был ей дорог и кому она ныне сослужила последнюю службу, предупредив о грозящей им опасности. Больше она ничего не могла сделать — ничего, даже лишнего шага вперёд. Оступившись, Вероника упала на колени, понимая, что больше ей не подняться. Странно — не ощущала она дыхания вечности, не чувствовала ничего — лишь усталость и холод. В следующий миг поняла она — почему, ибо метель вдруг стихла над её головой, и чья-то рука — жёсткая и костлявая, точно рука самой смерти, — крепко схватила её за плечо.

— Подымайся! Ишь чего удумала!

Вероника вскинула глаза на склонившуюся над ней женщину. Она была стара — лицо в сеточке мелких морщин, точно печёное яблоко, седые кустистые брови над выцветшими мудрыми глазами; рядом стояла маленькая серая лошадка — смирная, но явно выносливая. Старая колдунья, прокладывавшая себе путь сквозь буран — кто, зачем?..

— Скажешь, не удумала? А что ты тут делаешь в непогодь?

— А вы-то что здесь делаете? — Вероника поднялась, опираясь на неожиданно сильную руку старухи. Скоро действовала магия старой чародейки — в одно мгновение молодой женщине стало тепло, и силы разлились по закоченевшему телу, точно горячее питье.

— Мне есть нужда, меня-то ждут! — усмехнулась старуха. — Пойдём, пошевеливайся! Недосуг мне.

И Вероника последовала за своей спасительницей, не говоря больше ни слова; костлявая рука, напомнившая длань смерти, на самом деле была рукою знахарки, спешившей на помощь новой жизни.

Так и получилось, что в то самое время, когда Бальтазар носился по окрестностям замка Мерлина, прочёсывая знакомые им всем с детства дороги и тропы, Вероника уже сидела у очага в доме мельника на краю леса — так далеко, куда одна, пешком, она никак не могла бы уйти.

А в очаге играло яркое пламя, весело трещали поленья под большим чаном, где грелась вода; рядом на верёвке покачивались белыми облачками пелёнки. Их развесила ещё молодая хозяйка, лежавшая теперь на соломе в соседней комнате — дом мельника был богат и велик. Там же скрылась и старая лекарка. В углу, на скамье, сидели двое притихших молодых парней — работников. Из соседней комнаты в большую то и дело выбегала девушка — видимо, служанка; совсем юная девочка, лет тринадцати.

Вероника сидела, сложив на коленях бессильные руки, и глядела в огонь — но она больше не была чародейкой и не могла увидеть в игре языков пламени ничего, ни прошлого, ни будущего. Разве что горькие воспоминания...

Как легко поддалась она обману! Как легко доверилась чужим чарам, наведённому чувству! Моргана всегда была гораздо более могущественной волшебницей, нежели сестра её. Но Вероника верила ей; быть может, обладала Моргана и не самым мягким и приятным характером, но ведь в целом мире не было у них никого ближе и родней! Доверяла Вероника и Хорвату; не раз он показывал и храбрость, и стойкость, и решительность, и даже доброту. Разве не верили они в одно и то же, разве не одним и тем же следовали законам, разве не знали друг друга всю жизнь свою?.. Неужели за каждым, за каждым поступком его скрывался расчёт, обман, коварство?..

Как же случилось так, что сидела теперь Вероника в чужом доме, и перед глазами её стояло лицо Хорвата, насмешливое и равнодушное, и слышался его — его ли? — холодный голос: "А я-то думал, ты никогда не догадаешься... Жаль. Хотя и не слишком — ты довольно скучна, Вероника, со своей наивной преданностью и заботой. Помнится, ты всегда мечтала о мирной и обыкновенной жизни... теперь ты получишь её сполна..."

Вероника зажмурилась и замотала головой, отгоняя видение. О, он был прав! Её желание исполнилось — но каким образом!

А между тем хозяин дома, молодой мельник, лишь в прошлом году унаследовавший дело, мерил шагами комнату, испуганный и побледневший под загаром. Когда из-за стены донёсся полный боли стон, мельник вздрогнул с видом столь страдальческим, что Вероника поднялась со скамьи, куда её усадили, и подошла к нему.

— Всё будет хорошо, — улыбнулась она, дивясь тому, как легко и уверенно прозвучало это обещание, ни на чём не основанное. Странно выходило — Вероника присутствовала при множестве смертей, но ещё никогда не присутствовала при рождении. Но мельник, кажется, поверил ей и успокоился немного.

А Вероника огляделась. Застигнутая врасплох молодая хозяйка оставила множество недоделанных работ; ночь обещала быть долгой, но за ней неминуемо должен был наступить новый день и принести свои извечные хлопоты — совсем как наутро после всякого сражения, большого или малого. И Вероника наклонилась, собирая черепки разбитой кем-то миски, а затем молча принялась за дела. Завтра — а может, и раньше, — трое мужчин запросят есть, в этом можно было не сомневаться...

Вероника росла принцессой, но за время войн и походов пришлось ей научиться многому. Не раз играла она роль простой девушки, не ведающей ни чародейства, ни роскоши. Старая колдунья прогнала от себя напуганную маленькую служанку, которая в присутствии грозной старухи растерялась совсем, так что у неё всё валилось из рук; доброе лицо Вероники и тихий голос её немного успокоили девчонку, и вдвоём они скоро управились. Оставалось только ждать.

И вот в полумраке чужого дома, полного тревожным ожиданием, перед внутренним взором Вероники вновь и вновь вставало лицо человека, что оказался предателем, и звучал его голос, говоривший ужасные вещи, врезавшиеся в сердце, словно удары тысячи ножей.

«Ты никогда не умела пользоваться ни силой своей, ни положением, Вероника; пожалуй, я верно рассудил, что тебе оно не нужно. А мне — ещё пригодится»

«Разве я не жена твоя, Максим? Как ты можешь так поступать со мной?»

Вероника поморщилась. Ныне ей до тошноты противно было вспоминать собственный слабый голос, в котором звучали слёзы. Где была её гордость? Как она могла позволить себе стать такой… жалкой?

«О да, я знал, что иначе не смогу заполучить тебя! Но, видишь ли, тот благородный старец, что совершил над нами христианский обряд… большой вопрос, имел ли он на это право. У него, знаешь ли, проблемы с епископом. Кажется, он запретил ему совершать таинства»

И потом рассмеялся он так мерзко, наслаждаясь, видимо, выражением её побледневшего лица. Но в следующий миг Вероника овладела собой и рассмеялась тоже.

«Что ж, прекрасно! Значит, я не связана с тобою. И не обязана тебе повиновением»

«Ты же не думаешь, что я позволю тебе выйти за ворота замка? Ты наивна, как дитя, я знаю. Но не до такой же степени… Ты мне больше не нужна; но твоя сила ещё может мне понадобиться. Хотя и не сейчас»

Глупый, расчётливый Макс! Он предусмотрел всё, кроме того, что собственные слуги его могут выказать больше преданности молодой госпоже, чем ему самому. Ей помогли бежать; она предупредила Мерлина и Бальтазара о грозящей им опасности.

Больше она ничего сделать не могла. Возможно, действительно был окончен путь её, возможно, ей следовало исчезнуть в ледяной мгле, а не сидеть теперь в чужом доме, незваной и ненужной гостьей; сидеть и глядеть на протекающую мимо чужую жизнь, как на волны реки, несущей свои воды к морю…

Под утро, когда над мельницей, над скованной льдом речкой и заснеженным лесом забрезжил рассвет, в доме мельника наконец раздался крик младенца. Вероника забыла о бедах своих и впервые улыбнулась, глядя на крошечного винно-красного мальчишку на руках у старой колдуньи, на измученное и счастливое лицо молодой матери и сияющее радостью и облегчением лицо отца. Похоже, он действительно очень любил жену и за эту ночь по-настоящему извёлся.

Словно часть рассыпавшейся было мозаики, что-то встало на место в тот миг, когда Вероника увидела их всех вместе; в конце концов, вся её прежняя жизнь, долгие, трудные годы ученья и тяжёлые годы войны — всё было ради этого; Вероника на миг пожалела об утраченном даре чародейства — в конце концов, был он дан ей для того, чтобы стоять между тьмой, полной чудовищ, и этой маленькой семьей с её миром и любовью...

Старуха взглянула на Веронику с любопытством и будто бы вызовом; но та, внезапно побледнев, не ответила на её взгляд и торопливо вышла из комнаты в большую залу, а затем выскользнула и из дому, быстро притворив за собою дверь, дабы не напустить холода.

Метель окончилась, и на дворе сияло морозное утро; пушистый и глубокий снег лежал у самого порога — всё вокруг занесло; воздух, обжигающе-свежий, можно было, казалось, пить. В доме же было душно, там стоял обычный запах зимнего жилья; прежде Вероника не замечала этой духоты, терпеть которую ей было не впервой, но в тот миг показалось ей, что она не выдержит больше ни мгновения. И схватил её в ледяные объятия холод; она опустилась на колени и умыла снегом пылающее лицо; но дурнота не проходила. Вероника обессиленно прислонилась к стене дома, и навернувшиеся на глаза слёзы начали замерзать на её щеках. Пускай! О, с какой радостью встретила бы она эту дурноту, будь всё иначе! Но теперь! В самом деле, и Моргана, и Хорват — могли они смело торжествовать! Они отняли у неё всё, что могло быть ей дорого — любовь, честь, покой; и даже из этой минуты сумели вынуть радость, оставив лишь отчаяние и горечь. Да, да, эту чашу придётся ей испить сполна! Ей — и не только ей, увы; впрочем, для неё это может кончиться отнюдь не так благополучно, как для молодой хозяйки мельницы... Кто знает...

Дверь за спиной тихо скрипнула, выпуская старую колдунью, и вновь мягкое тепло, полное волшебства, окутало Веронику, как накануне в дороге.

— Спасибо, — негромко сказала она, поднимая голову и глядя на старуху снизу вверх, — спасибо.

— Я уж думала, ты опять за прежнее.

— Нет. Просто мне показалось, что я умру, если не глотну свежего воздуха...

— Вот как, — старуха кивнула, видимо, поняв всё. — Были времена, когда я звалась Нимуэ, Владычицей Озера, и короли прислушивались к моему слову; но однажды я передала свою власть Вивиане(4), лучшей моей ученице, и променяла хрустальный дворец на хижину в глухом лесу; мне не пришлось пожалеть об этом. Я растеряла многое из своей силы, и теперь могу лишь служить простым людям, облегчая их страдания в болезни.

— Нимуэ? Вот куда ты исчезла?

— Да, признаюсь, что желала я исчезнуть. Я устала. Ты понимаешь?

Вероника медленно кивнула, и увидела Нимуэ — та и впрямь прекрасно понимает, что сподвигло некогда великую чародейку на такой поступок.

А яркое зимнее солнце катилось над ними по чистому небу, заставляя снег переливаться прекраснее, чем грани лучших драгоценных камней; занимался новый день, неся свои трудности и заботы — каждому человеку в королевстве, от храброго короля до его самого скромного подданного; и солнце светило каждому — и предателю, и человеку, верному своему слову, и тому, кто любил, и тому, кто ненавидел. А уж каким они видели этот свет, и видели ли его вообще — это уже совсем другое дело.


1) Несмотря на присутствие в шапке фанфика конкретной даты, это всё-таки фэнтези. Писать об эпохе короля Артура — задача сложная, так как, с одной стороны, мы имеем дело с эпосом, который стал основой рыцарской культуры с её концепцией куртуазной любви, а с другой стороны — с реальной исторической эпохой, когда эта самая культура ещё не сформировалась. Но здесь, повторяюсь, фантастическое повествование и фантастический мир легенд, а потому я сочла возможным ввести подобные допущения и упомянуть некие "песни о необыкновенной любви". Ведь упомянутые в тексте персонажи Артурианы жили как раз в мире, где действовали законы куртуазной любви, совершались подвиги и безумства в честь Прекрасных дам и т.д. Тем более что в данном эпизоде акцент делается как раз на разрыве между литературной традицией и реальной жизнью.

Вернуться к тексту


2) В фильме эти слова Бальтазар сам говорит своему ученику Дейву, предостерегая юношу от, мягко говоря, несвоевременного увлечения очаровательной Бекки.

Вернуться к тексту


3) Согласно сюжету "Ученика чародея" большинство волшебников, кроме самых сильных, таких как Мерлин и его наследник, не могло творить магию без волшебного артефакта. У Мерлина, Бальтазара, Вероники и некоторых других персонажей это были кольца; у Максима Хорвата был синий камень, вделанный сначала в рукоять меча, а затем — в набалдашник трости. В фильме Максим Хорват дважды отнимает у своих сторонников такие артефакты (кольцо и медальон) и забирает себе, увеличивая при их помощи свою силу. Увидев на пальце Хорвата кольцо Вероники, Мерлин и Бальтазар поняли, что тот отнял у неё возможность колдовать и, может быть, убил.

Вернуться к тексту


4) Из содержания многочисленных переложений легенд о короле Артуре можно сделать вывод, что "Владычица Озера" — нечто вроде звания, передающегося от одной волшебницы к другой. Кроме того, согласно одному из вариантов легенды, Дева Озера помогла появиться на свет Ланселоту, которого потом взяла к себе в учение. На основе этих фактов у меня и сложился образ "бывшей" Владычицы Озера, ныне скромной знахарки-повитухи.

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 12.03.2022
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 36
Анонимный автор
Нет, что вы: примечания были очень полезны.

Я не о фактах, а больше об ощущениях.
Нимуэ сразу как-то рисуется с одного мазка: как появилась, как взяла за шкирку и привела к себе, как щурилась на зимнее солнце и рассказывала. Сразу картинка в голове, и образ, и судьба.

А Хорват... вот был себе некий ученик чародея.
Жил, дружил (вроде как), сражался вместе... Мерлин его не выгонял, сам он тоже не уходил (как Моргана). Чем он "в анамнезе" отличается от других учеников - ясно людям, знающим канон, само собой разумеется. А мне-то нет...
Для меня это жил-был - а потом раз! - и с какого-то перепуга устроил фиктивный брак и начал издеваться... Прямо как Хитклиф, но тот женился на нелюбимой и нежеланной, причём назло
Каких-то "звоночков", предостережений что ли, - от судьбы - мне не хватило в его образе.
Да и Вероника вроде как в начале симпатизировала им поровну...
Ну сказал "готов на всё" - сказать и сделать не одно и то же, чего мы в пылу эмоции не наговорим...

Но я рассуждаю как современный читатель. С точки зрения образцовой средневековой баллады всё правильно.
мисс Элиноравтор Онлайн
flamarina, понятно) Хорошо, что хоть сноски пригодились всё-таки)
За Нимуэ рада. Она вышла на редкость... аушной. И... ой, как здорово! Я ж вроде и не писала, как она щурится на солнце, когда разговаривает с Вероникой на пороге дома мельника. Но там действительно яркое солнце и много снега... сощуришься тут. Какой интересный эффект - текст живёт своей жизнью...
Что ж, а Хорвата и впрямь оказалось меньше всех. В его словах "готов на всё" была ещё проекция на Утера, который уже наворотил делов со своим "хочу-не могу-дайте-а то помру". Но я вижу, чего именно Вам не хватило; деталей. Буду думать)
Viara species Онлайн
Я тут слышала, что вы паутину расставили для наивных читателей, решивших, что осилят весь конкурс... Прошу меня не есть! :)
Что ж вы делаете со своими канонами: пишу отзыв и параллельно с этим смотрю "Ученика чародея": вдруг что-нибудь упущу...
Забавное у вас предисловие - в хорошем смысле. Во-первых, очень близкое мне как человеку, который почти после каждого фильма долго и с упоением рассказывает первому подвернувшемуся под руку, на каком моменте и кто именно из исторических деятелей умер повторно - от душевного потрясения. Во-вторых, сразу обосновывающее AU: если бы всего одна мелочь сложилась по-другому, какой бы стала реальность? А в-третьих, вырисовывающее первые очертания довольно нередкого для литературы образа обманутой женщины...
Ну и вводящее читателя в курс событий - и потом примечания тоже сыграют в этом деле важную роль (за примечания мой поклон: очень интересно!).
А потом разливается средневековая баллада. Жестокая. С любовью, дружбой, предательством и интригами.
Давно я не вспоминала, как горька история Игрэйны и Горлуа...
И интересно: может, я слишком давно увлеклась мифами и легендами, чтобы замечать, но мне всегда нравилась эта средневековая сухость. Мы почти не знаем мотивов, почти не ощущаем эмоций героев, а сами герои... архетипичные. Есть злодей, исполненный зависти, ревности и амбиций, а сердце - черно. Есть благородный рыцарь, готовый жизнь положить на алтарь своего сюзерена, друга или Дамы Сердца, но не посмеющий и край платья Дамы поцеловать - или не смеющий этого очень и очень долго. Есть Прекрасная Дама, для которой потеря чести равносильна потере жизни, которая недостижима для рыцаря и которая с достоинством сносит все страдания.
Еще есть рыцари смелые, пылкие, от любви сходящие с ума и готовые сообщить о ней всему миру. Есть и другие Прекрасные Дамы - обольстительницы и чаровницы...
Мы часто даже не видим, что ими движет. За героев в средневековых балладах всегда говорили только слова и поступки
И с одной стороны и героями проникнуться сложно... С другой стороны - как часто мы им сопереживаем. И как часто нас там не раздражают образы, которые в других произведениях и в жизни в принципе вызывают неприязнь. Мне вот Вероника в любой другой истории показалась слишком правильной, слишком красивой, слишком... слишком, в общем.
А у вас я заново сопереживала Игрэйне и Горлуа, заново проникалась тревогами старого волшебника (понравился мне ваш Мерлин)... Бальтазар - рыцарь без страха и упрека, преисполненный любви и благородства. Хорват - предатель с черным сердцем. Моргана - чародейка, которая хочет все большего и большего... Это все - данность. Но она не раздражает, просто вырисовывает картинки.
Так что очень здорово, что вы выдержали все основное повествование в сухом стиле средневековой баллады. Выбрали бы другой - и герои превратились в непрописанных, плоских, неживых. А так... Все красиво и правильно. Героям средневековой баллады сопереживаешь только в средневековой балладе - и тут я прониклась.
И красиво. Правильно. Это редкий случай - счастливая баллада. Любовь побеждает всех и вся, Весенняя страна расцветает даже для разочаровавшихся и измученных...
А человек, готовый предать, готов предать всегда. Люби его, не люби... Это внутри человека - и властен над этим лишь он сам.
А благородство тоже живет в нас самих - и если мы теряем его из-за того, что любят не нас... Грош ему цена.
Единственное "но": мне показалось, что в итоге доказано не совсем то, что выдвигалось в предисловии :) Вероника ведь не сама его полюбила. Хорват предал еще до того, как любовь вообще "могла что-то изменить". И это, с одной стороны, прекрасно характеризует Хорвата, которого не просто нельзя спасти - но уже давно поздно спасать. С другой стороны, у любви и шанса не было что-либо изменить.
И вот это немного противоречит идее из предисловия...
Но идея все равно читается. И она хороша! На наши поступки много что может повлиять, но в конце концов это всегда мы, всегда мы...
Отдельно хочу сказать вам спасибо за образ Нимуэ. Великая сила, ушедшая на покой. Тихо теряющая всю свою силу - которой остается только на помощь людям: больным, приносящим новую жизнь... Существо из языческого мира в эпохе христианства - какую интересную деталь вы подметили... Прожившая слишком много жизней, уже почти полностью лишившаяся силы... Ей не дойти до церкви - из недостатка сил ли, из-за языческого "происхождения" ли... И в то же время - "Нимуэ может пройти хоть по бушующему морю, но только если кто-то ждёт её помощи... при смерти". И вот просто...
Очень яркий она образ. Видишь и морщинистые руки, и лукавые глаха...
Спасибо вам за нее.
И спасибо вам еще раз за Игрэйну. Люблю ее историю, горькая она...
И спасибо за концовку, связывающую "Артуриану" с "Учеником чародея", Средневековье с современностью.
Потому что - сквозь времена - будут встречаться Рыцарь и его Прекрасная Дама.
И пока все так устроено, пока Весенняя страна цветет - мир стоит.
Как бы сложно ни было.
Спасибо вам, автор!
P. S. А песню эту недавно услышала... Забавно получилось)
Показать полностью
Asteroid Онлайн
Излишне конспективно.
Имхо, сюжет стоило больше сконцентрировать на центральной теме, сейчас фокус не выражен. Соответственно, всё выходящее за рамки фокуса по максимуму размыть/отбросить, а всё, что должно быть в фокусе - обрисовать в больших деталях.
Ну, и от конспективности бы избавиться.
Но в этой истории хотя бы сюжет есть. ))
Доброго времени суток, автор, копирую обзор из блогов.

Для меня это был практически оридж, потому что Ученика чародея я смотрела давно-давно и не была в восторге, прямо как героиня из Пролога. А из артурианы знакома только с легендами об Артуре. Потому что почти весь голливудский новодел на тему рыцарей Круглого стола наводит на меня только скуку, недоумение и безудержное желание поспать под бормотание телевизора. Кроме того, я не большой ценитель всей этой куртуазной эстетики:)

Но автор, автор… Примите, пожалуйста, благодарность за эту прекрасную сказку. Нет, не сказку, легенду. Балладу даже. Она настолько меня увлекла и затянула, что я только потом вспомнила, что где-то тут должен был быть поворотный момент, но… его не было, а мне было все равно. Потому что за прекрасную историю можно простить почти все. Для меня в ней всплыли, совершенно неожиданно, какие-то булгаковские оттенки.

Реальность Средневековья и реальность легенд сплелись так тесно, что не вызывает удивления ни чисто житейский, женский образ несчастья двух поколений женщин из одной семьи, где каждая несчастлива по-своему, ни ошибка выбора, совершенная Вероникой, ни Бальтазар, куртуазный в своем отношении до сказочного, ни сказочно вероломная Моргана и по-мужски вероломный Хорват. Вспомнился мне сразу любимый мой Хёйзинга, который говорил о том, что куртуазная любовь была лишь красивой театрализованной игрой для скучающего королевского двора. А за пределами этой игры дамы были совсем не теми нежными фиялками, которых нам так любят показывать в фильмах, а рыцари далеко не всегда были благородны и не стеснялись травить сальные анекдоты в присутствии тех же дам, которым они клялись служить, как образу Девы Марии, ничего не прося взамен. И служили, да, пока не заканчивался пир. И комментарий ваш не удивляет в этом свете о том, как дочери Игрэйны делили красавца Ланселота. И вся эта двойственность средневековой баллады, перенесенной в реальную жизнь, прекрасно отражена у вас. За балладной, сказочной действительностью, которая для кого-то декорации, а для кого-то вроде Бальтазара и Вероники – жизнь, сквозит та самая вечная мысль: «Ну, что ж… обыкновенные люди». Сколько бы веков ни прошло, сколько бы сказочных реальностей ни миновало. Даже в Камелоте… Это очень жизненно, несмотря на то, что совершенно сказочно.
А финал – это мир. Потому что в счастливой женщине, в ее руках, мыслях и теле – целый мир, полный гармонии и тишины. Покоя.

Борьба добра со злом, тьмы со светом будет всегда, предательства, зависть и вероломство никуда не исчезнут, пока жив род людской. Но жизнь человеческая, ее миг, ее суть и сердце, заключены в этом миге счастья и света, который способный создать только двое. В короткой передышке между бурями.

Спасибо автору. Слова, даже такие сумбурные, неприбранные, кончились, остались только эмоции. Это очень красиво.
Показать полностью
“Ученик чародея” меня совсем недавно очень впечатлил. Много там было любопытного, и в частности выбор Макса. И я бы подумала, что если бы тогда Вероника выбрала его, то ничего бы не было, что он все это сотворил исключительно из вредности, чтоб насолить и Балтазару, и Мерлину, и Веронике - да и миру заодно, в котором существует неправильный выбор.
Но, пожалуй, эта история более логична. Любовь любовью, но редко человеком движет только она. Чаще всего это совокупность - Макс все равно жаждал силы и власти, они нужны были ему сами по себе, Вероника - сама по себе. И когда перед ним встал выбор, он выбрал не любовь. Безнадежный он, ничего его не исправит, Вероника только зря отдала ему лучшие годы - тот редкий случай, когда поговорка весьма не фигурально описывает происходящее. А Балтазар как был восхитителен, так и остался - принял ее отогрел, не своего сына как своего воспитал. Словно так было предназначено, чтобы хорошим - хорошее, но не сразу.
мисс Элиноравтор Онлайн
Viara species
Я тут слышала, что вы паутину расставили для наивных читателей, решивших, что осилят весь конкурс... Прошу меня не есть! :)
Как же я рада такому читателю! ))
Учитывая, что Ваш образ - змейка, то это скорее Вы можете съесть паучка)))
Спасибо за такой подробный, душевный, замечательный обзор! Душа радуется.

Viara species
Забавное у вас предисловие - в хорошем смысле. Во-первых, очень близкое мне как человеку, который почти после каждого фильма долго и с упоением рассказывает первому подвернувшемуся под руку, на каком моменте и кто именно из исторических деятелей умер повторно - от душевного потрясения. Во-вторых, сразу обосновывающее AU: если бы всего одна мелочь сложилась по-другому, какой бы стала реальность? А в-третьих, вырисовывающее первые очертания довольно нередкого для литературы образа обманутой женщины...
Ну и вводящее читателя в курс событий - и потом примечания тоже сыграют в этом деле важную роль (за примечания мой поклон: очень интересно!).

Не зря, значит не зря принесла работу на конкурс)) И предисловие не зря написала именно такое! А я ещё перечитывала его и раздумывала: стоит ли так писать? Может, это неинтересно, как-то неправильно? А к примечаниям хочу добавить ещё кое-что...


Viara species

Так что очень здорово, что вы выдержали все основное повествование в сухом стиле средневековой баллады. Выбрали бы другой - и герои превратились в непрописанных, плоских, неживых. А так... Все красиво и правильно. Героям средневековой баллады сопереживаешь только в средневековой балладе - и тут я прониклась.
И красиво. Правильно. Это редкий случай - счастливая баллада. Любовь побеждает всех и вся, Весенняя страна расцветает даже для разочаровавшихся и измученных...
А человек, готовый предать, готов предать всегда. Люби его, не люби... Это внутри человека - и властен над этим лишь он сам.
А благородство тоже живет в нас самих - и если мы теряем его из-за того, что любят не нас... Грош ему цена.


Очень рада, что стиль "баллады" подошёл, оказался к месту. Меня в этих сюжетах - об Игрэйне, Горлуа и Утере, о Ланселоте и Элейне из Шалота (той, которая его тоже заколдовала и сына родила), - всегда цепляла и пугала эта жестокость, "хочу и возьму", и плевать на чувства объекта внимания. И здесь дело не только в средневековом менталитете, это и сейчас сплошь и рядом. И вот мне хотелось противопоставить "безумную страсть" и ту любовь, которая даёт силы даже отпустить любимого человека, лишь бы он (или она) был счастлив. А это уже совсем не балладное... потому и конец вышел счастливый. В каноне "Камелота" Веронике следовало если не самой наложить на себя руки, то по крайней мере умереть родами. А она всё-таки выжила, хотела выжить. Даже когда заблудилась в метель. Потому Нимуэ к ней и пришла, и спасла. В текст Нимуэ явилась непрошеной, и я очень рада, что позволила ей войти и распоряжаться...

Viara species

Единственное "но": мне показалось, что в итоге доказано не совсем то, что выдвигалось в предисловии :) Вероника ведь не сама его полюбила. Хорват предал еще до того, как любовь вообще "могла что-то изменить". И это, с одной стороны, прекрасно характеризует Хорвата, которого не просто нельзя спасти - но уже давно поздно спасать. С другой стороны, у любви и шанса не было что-либо изменить.
И вот это немного противоречит идее из предисловия...
Но идея все равно читается. И она хороша! На наши поступки много что может повлиять, но в конце концов это всегда мы, всегда мы...

Да, момент с "любовными чарами" Морганы оказался очень спорным. Но Вы правильно поняли - тут проблема в том, что Хорвата невозможно было спасти, с подобными людьми всегда так. Они не хотят, чтобы их спасали, и любовь им на самом деле не нужна - он же сказал, что Вероника "надоела ему со своей преданностью и заботой". Она ведь и в этих заколдованных отношениях оставалась собой, хлопотала, беспокоилась, "почему задержался", "береги себя" и т.д. и т.п...
И как Вы всё правильно расписали с остальными вопросами! Да... Об этом и хотелось сказать... о вечных ценностях. Ваши обзоры - просто чудо, такая радость для автора! А Ваш добросовестный подход, когда Вы даже с неизвестными до конкурса канонами ознакомились, - просто выше всяких похвал!
Показать полностью
мисс Элиноравтор Онлайн
Asteroid, да уж, признаюсь, я пыталась уложиться в какой-то приличный для конкурса объём, вот и вышло "конспективно". Над этим текстом ещё работать надо...
мисс Элиноравтор Онлайн
Damaru, Ваш отзыв - просто бальзам на душу))
Ой, какой прекрасный обзор! Спасибо! Это же надо - так верно описать мои чувства насчёт текста и сюжета! Это именно то, именно то! Я даже не думала, что придёт хоть один читатель, знакомый с фильмом... а чтобы знать не только фильм, но и литературу вроде Йохана Хейзинги, - это просто подарок!

Вы увидели всё, о чем я хотела бы сказать, помимо того, что написала прямым текстом. И о двойственности и противоречивости Средневековья, и о сближении - а затем разрыве - между литературой и жизнью. И о судьбах женщин - между "жерновов истории".

Damaru

За балладной, сказочной действительностью, которая для кого-то декорации, а для кого-то вроде Бальтазара и Вероники – жизнь, сквозит та самая вечная мысль: «Ну, что ж… обыкновенные люди». Сколько бы веков ни прошло, сколько бы сказочных реальностей ни миновало. Даже в Камелоте… Это очень жизненно, несмотря на то, что совершенно сказочно.

Да, да! Именно так! Кто-то искренен, кто-то притворяется, используя расхожие образы. Недаром у меня одни и те же слова о любви и дружбе повторяют Моргана и Бальтазар. Первая - издевательски, подзуживая, а второй - совершенно искренне. Эту разницу мировоззрений я и хотела передать... "Это очень жизненно, несмотря на то, что совершенно сказочно." - эти слова несказанно греют мою душу))

Damaru

А финал – это мир. Потому что в счастливой женщине, в ее руках, мыслях и теле – целый мир, полный гармонии и тишины. Покоя.

Очень рада, что финал понравился, что удалось передать этот момент покоя, счастья любимой и любящей женщины, жены и матери. И да, опять же хотелось сказать - вот, обыкновенные люди. Мне Вероника (канонная) напомнила немного... Марию-Антуанетту Стефана Цвейга: "трагедия ординарного характера". Она - "просто женщина", ей бы любить, растить детей, вести дом, носить красивые платья. Ей не надо власти и могущества, у неё нет честолюбия, её магический дар - почти проклятие. Но у неё есть и дар, и высокое происхождение, и она старается с достоинством нести эту тяжесть, крест. Сложное время заставляет её стать воительницей, защитницей, героиней. Но ей гораздо больше подходит другая роль, обычная жизнь, без особых притязаний - любовь, семья, дом... а что может быть важнее, с другой-то стороны?

Благодарю за отзыв, за обзор - это просто чудесно! )))
Показать полностью
мисс Элиноравтор Онлайн
Мурkа
“Ученик чародея” меня совсем недавно очень впечатлил. Много там было любопытного, и в частности выбор Макса. И я бы подумала, что если бы тогда Вероника выбрала его, то ничего бы не было, что он все это сотворил исключительно из вредности, чтоб насолить и Балтазару, и Мерлину, и Веронике - да и миру заодно, в котором существует неправильный выбор.

Ура! Ещё один читатель, знакомый с фильмом! И какой читатель!
Да, в фильме моментов любопытных, поворотных полно)

Мурkа
Любовь любовью, но редко человеком движет только она. Чаще всего это совокупность - Макс все равно жаждал силы и власти, они нужны были ему сами по себе, Вероника - сама по себе.

Да) Тут ещё вопрос - "а как така любовь?", кто что под этим словом понимает...
Я вот в комментарии к другому обзору писала - мне сразу Снейп вспомнился. Хорват - этакий "Снейп наоборот": Северус поменял сторону, чтобы спасти жизнь Лили, а Хорват переметнулся к Моргане, чтобы... что? Отомстить и Веронике, и Бальтазару. Только Мерлин-то был причём? Это ж не он ему отказал...
Плюс я на персонажей смотрела со своей точки зрения. Я как увидела Хорвата, сразу подумала: "ну вылитый психопат, этакий денди в пальто и с тросточкой, харизматичный и жестокий!". Надо сказать, отличный антагонист из него вышел - не какой-нибудь там бледный Волдеморт. Все эти швыряния заклятиями - так, чепуха... А вот та усмешка, с какой Хорват уходит, шантажом выманив у Дейва кольцо и гримхольд, - это действительно выглядело жутко, потому что правдиво. Очень хорошо создан образ - расчетливый, жестокий человек, который использует других и идёт к цели по трупам; такие здоровыми на голову не бывают. И к любви неспособны. Справедливости ради следует отметить, что и у Бальтазара внешность подозрительная - вся эта небрежность, нечёсаная грива... Но я в этом образе ещё увидела и его одиночество, отсутствие женской руки, когда некому ворчать: "причешись наконец!" и дырки на одежде штопать.
И ещё соперничество это... Когда в финальной сцене Хорват говорит Бальтазару: "раньше наши силы были примерно равны, а теперь...", у меня в памяти всплыл целый пласт таких историй давнего соперничества со школьной скамьи, когда один всю жизнь кладёт на то, чтобы "догнать и перегнать" другого, а этот другой живёт своей жизнью и даже не задумывается, не видит в упор, что происходит, пока... пока эта односторонняя гонка не выльется в катастрофу. Так вот и дорисовался в моей голове образ Хорвата.


Мурkа
Безнадежный он, ничего его не исправит, Вероника только зря отдала ему лучшие годы - тот редкий случай, когда поговорка весьма не фигурально описывает происходящее.

Ну, не годы - всего-то полтора года или около того их брак длился. До этого была война, когда Вероника внешне сохраняла нейтралитет и потихоньку влюблялась в Бальтазара. Но с такими, как Хорват, людьми - и полтора года за десять сойдут, без шуток...

И Бальтазар - конечно, он и рыцарь артуровских времён, пронёсший и любовь свою, и ценности сквозь века, и просто добрый, привязчивый человек. Это в кино. А в фанфике - да, остался собой, потому что кроме собственных чувств, ревности и боли, есть ещё слово "надо" и тот самый "моральный компас", который всегда выведет на правильную дорогу...
Показать полностью
Asteroid Онлайн
мисс Элинор
Asteroid, да уж, признаюсь, я пыталась уложиться в какой-то приличный для конкурса объём, вот и вышло "конспективно". Над этим текстом ещё работать надо...
Нет, дело не в обьеме. Именно в фокусе истории. Если фокус на Веронике, то надо показывать события глазами Вероники. Выкинуть всё, что Вероника не видит (если оно не железно нужно). И даже из того, что видит, отображать лишь необходимое для сюжета.
А вот на том, что нужно для сюжета внимание больше заострить.
Если фокус на идее, а не человеке, то тут сложнее. Но принцип тот же самый - лишнее надо отсекать, фокусируясь на главном.
У вас же куча лишнего. И Утер, и какие-то уроки у монахинь, ну и пролог вообще не к месту.
мисс Элиноравтор Онлайн
Asteroid, тут, я вижу, на вкус и цвет товарищей нет) Я смотрю, некоторым читателям, наоборот, подошло то, что Вам кажется лишним.
Честно говоря, я не совсем поняла Ваши примеры.
Фокус не на одной Веронике, рассказ не только о ней. Но если и говорить именно про неё, то и Утер, и монастырь - это же важнейшие части её биографии. Отчим, который выставил её из дому, выпроводив в монастырь, где она получает базовое образование и воспитание. И в монастыре как раз-таки проявляется разница в характерах Вероники и Морганы: первая искренне переживает разлуку с родными, искренне успокаивается, вторая учится притворяться и добивается успеха. История Утера и Игрэйны важна ещё и потому, что Вероника в некотором роде повторяет судьбу матери... Тень Утера витает над головами Хорвата и Бальтазара: поступят они как он, или как-то по-другому?
Поэтому мне и кажется, что "укладывание" в объём кое в чём мне помешало. Здесь много линий. Некоторые намечены пунктиром. Слишком тонким...
мисс Элинор
Мне Вероника (канонная) напомнила немного... Марию-Антуанетту Стефана Цвейга: "трагедия ординарного характера". Она - "просто женщина", ей бы любить, растить детей, вести дом, носить красивые платья. Ей не надо власти и могущества, у неё нет честолюбия, её магический дар - почти проклятие. Но у неё есть и дар, и высокое происхождение, и она старается с достоинством нести эту тяжесть, крест.

Если только немного))) Цвейговскую Марию-Антуанетту я, каюсь, не читала, но из того, что мне попадалось о ней на глаза, Мария-Антуанетта, имхо, конечно, не обладала тем стержнем и моральной целостностью, которые (я сейчас только ваш текст беру в качестве примера) есть у Вероники. Многие сходятся на том, что Мария-Антуанетта была довольно суетной дамой. Веронике присущи широта души и ум. А в остальном - мало какой женщине хоть в глубине души не хочется мирно и счастливо жить и быть любимой))))
мисс Элиноравтор Онлайн
Damaru, соглашусь, разница в образах тут есть, конечно)) У Цвейга, мне кажется, была попытка "объективно" взглянуть на образ Марии-Антуанетты, без очернения и обеления. Да, кокетка была, развлекаться любила, далеко не святая, но когда пришёл край — на ступеньках эшафота сумела сохранить королевское (и человеческое) достоинство. Но мне сама цвейговская идея понравилась, именно идея: обычный человек, который прожил бы обычную тихую жизнь, не вошёл бы в историю, и все вокруг, и он сам в первую очередь считал бы, что великие дела и подвиги — это не для него, он вряд ли на них способен. А когда пришлось отвечать на вызовы суровой жизни — проявился характер, мужество. Есть ведь этакие "пассионарные личности", призванные двигать мир вперёд, есть просто честолюбцы, которые хотят добиться почестей и успехов, ищут, где бы добыть славы (как раз-таки отличительная черта литературных — и не только — странствующих рыцарей), а есть обычные люди, которые просто живут и берутся за оружие только в самом крайнем случае, "ради жизни на земле". И такие "герои поневоле" большое сочувствие вызывают... Такой выходит и канонная, и моя Вероника. Конечно, она гораздо умнее и серьёзнее Марии-Антуанетты - в любом случае. Но, между прочим, немножко "суетности" и нашей героине не чуждо)) Недаром же там эпизод с ожерельем был)) Я когда начала смотреть фильм и увидела это её светлое платье с глубоким вырезом и со шлейфом, распущенные волосы, усмехнулась: ну-ну, воительница киношная)) А потом увлеклась и подумала: а ведь за этим неподходяще женственным образом можно увидеть и большее: стремление сохранить хоть чуточку, хоть какие-то атрибуты нормальной жизни, остаться собой. Конечно, это всё "синие занавески"... или розовый шлейф...

Damaru
А в остальном - мало какой женщине хоть в глубине души не хочется мирно и счастливо жить и быть любимой))))

С одной стороны - да... эта мысль кажется такой естественной. А с другой стороны... оглянешься вокруг и подумаешь: жадных и властолюбивых "морган" в нашей реальности тоже немало. Они и замуж-то стремятся, только чтобы доказать, что "не хуже других", ведь "так принято" и т.д. и т.п. Только пока разберёшься, что за человек перед тобой... Тот момент, когда Вероника говорит Моргане об ужасах войны и пребывает в уверенности, что понимает, о чём в это время думает её сестра - это те самые грабли, о которые автор сам в своё время разбил нос) Вечные ценности действительно вечны, они существуют и стоят того, чтобы за них бороться, но... их не разделяют гораздо больше людей, чем кажется на первый взгляд...
Показать полностью
Уважаемый Автор, приношу Вам из блогов свой обзор.

Здесь у нас история по мотивам Артурианы. Классически рассказанная история. С благородными героями и подлыми злодеями. И с настоящей любовью, которая, конечно же, всё преодолеет.
Заявленные в шапке каноны мне не слишком знакомы, но общих знаний об Артуриане, сведений из фандомной энциклопедии и авторских примечаний (отдельное спасибо за них!) полностью хватает для понимания. А вот чего лично мне не хватило, так это раскрытия персонажей. В тексте есть много чувств и переживаний, но действия показаны лишь мимоходом. Заявлено, что герои геройствуют, а злодеи злодействуют. Заявлено, но почти не показано, отчего у меня не вышло проникнуться авторской точкой зрения на персонажей. Заявлено, что Мерлин на стороне добра и поддерживать его хорошо и правильно, а бороться с ним мерзко и подло. Но как быть с неблаговидными поступками самого Мерлина? Заявлено, что ненависть Морганы к Мерлину и Артуру продиктованы её злобной натурой и жаждой власти, но разве у неё не было других мотивов мстить этим двоим, разве она не была в своем праве, стремясь поквитаться с ними? Возможно, не была, возможно, сторона Мерлина - это действительно сторона добра, но вот только действий, подтверждающих это, нам толком не показали. Есть проблемы и с образом Максима Хорвата. В предисловии заявлено желание показать, что несчастная любовь не является оправданием для мерзких дел. Что для Хорвата неуспех в любви стал лишь поводом для оправдания своей зависти и злодейств. Но что мы видим в тексте? Вот он геройствует на "правильной стороне" (не показано как, но геройствует), мучается от любви и ревности, но даже не пытается ударить соперника в спину или ещё как-то сподличать. А вот он уже муж-абьюзер и иуда-предатель. В рамках показанного в тексте это выглядит довольно внезапно.
В общем, подача персонажей получилась, на мой взгляд, довольно прямолинейной. С другой стороны, такая подача вполне естественна для легенд. А именно легендой является данный текст по сути своей. И как легенда этот текст отменно красив. Своим исполнением лично мне он чем-то напомнил давний фильм "Экскалибур" (1981). Образы и содержание другие, но красота ожившей легенды в нем та же. Благодарю Вас, Автор, что познакомили нас с этой историей!
Показать полностью
мисс Элиноравтор Онлайн
WMR, спасибо за подробный обзор! Кстати, идея делать обзоры уже после конкурса очень хороша)
Фильм не смотрела, надо поглядеть!
Жаль, что персонажи вышли не раскрытыми; возможно, я в одном месте сказала слишком много, зато в другом - слишком мало. Я не собиралась продолжать эту историю, но благодаря таким отзывам чувствую необходимость исправить ситуацию. Может, что и выйдет к "Талантливому мистеру Квелу" ))
Ещё раз благодарю Вас и flamarina за конкурс! Такая многообещающая и многогранная задумка) Было бы здорово, если бы всё же удалось провести его ещё раз!
мисс Элинор
Я, вероятно, неудачно выразился. Про персонажей. Не "нераскрытыми", а скорее "недораскрытыми" они мне показались. Причем с тезисом, что неуспех в любви не причина, но лишь повод для неблаговидных дел, я вполне согласен. Такое действительно случается. Вот если бы было как-то показано, что в том же Хорвате уже сидела червоточина и до его брака с Вероникой... Или что Моргана бывала злобной и жестокой не только по отношению к Мерлину, Артуру и их соратникам, но и к каким-то совсем случайным, ни в чем не повинным людям. Просто "по зову души". Тогда вопросов бы у меня вообще не возникло.
Прошу прощения, если расстроил Вас своим отзывом.
мисс Элиноравтор Онлайн
WMR, что Вы, ни в коем случае не расстроили) У Вас все отзывы очень хорошие, взвешенные, деликатные к чувствам автора, и при этом ощущается Ваша собственная позиция. Если и есть критика, то по делу, которая может только принести пользу. Тогда и похвале веришь! Как автор, я это очень ценю! И потом, мне очень приятно, что текст показался Вам красивым))
А проблема действительно есть, особенно с Хорватом. Про жестокость Морганы есть момент: когда они с Вероникой разговаривали после того злосчастного пира, и Вероника говорила, что не только на стороне Мерлина сражалась, вспоминая картины войны, из-за которых у неё седые волосы появились. Ну и до этого были упомянуты всякие "беззакония", "убивали людей без счёта" - но, видимо, тут недостаточно понятно, что речь шла и о мирном населении, не только о воинах, и об очень жестоких расправах. В той сцене мне как раз и хотелось показать неоднозначность ситуации и момент выбора между личным и общим. У дочерей Игрэйны есть серьёзные причины питать обиду на Мерлина, который жесток, как и всякий политик. Но он политик, который реально защищает человечество от порабощения и уничтожения (это же легенда-фэнтези)). И поэтому Вероника принимает решение перешагнуть через огромную личную обиду и остаться на "стороне света" - не за Мерлина лично, а за его идею. Но это ей нелегко далось, недаром Игрэйне пришлось признаваться, как она с Утером флиртовала. А Моргане вообще на всех плевать, и на родителей тоже: она просто хотела кого-то из лучших учеников на свою сторону перетянуть. Не вышло с Вероникой, вышло с Хорватом. Вот этого персонажа и впрямь маловато...
Но, думаю, надо мне учиться выражаться яснее)
Показать полностью
мисс Элинор
Большое спасибо за пояснения!

А "Экскалибур" всё же гляньте - хороший фильм. Настоящее фэнтези, после него такое 20 лет не снимали. По сюжету это такой Мэлори с небольшими отклонениями. Но снято всё ОЧЕНЬ красиво. Особенно во второй половине, когда начались странствия рыцарей за Граалем, колдовство Морганы и Мордреда. А уж сцена, где Артур во главе своих рыцарей едет под цветущими яблонями на последнюю битву (и яблони белым дождем осыпают на них свой цвет)... Да и актерски сыграно всё хорошо. В общем, гляньте)
мисс Элиноравтор Онлайн
WMR, спасибо за рекомендацию! Заинтересовали))
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх