↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Светотень (гет)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
R
Жанр:
Ангст, Драма
Размер:
Миди | 141 Кб
Статус:
Заморожен
Предупреждения:
AU, ООС, Смерть персонажа
 
Проверено на грамотность
Все мы - родом из детства. Каким же было детство Северуса Снейпа?

И какой путь пришлось пройти юному Принцу-полукровке, прежде чем стать Северусом Снейпом, деканом Слизерина и директором Хогвартса?
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

Глава 3. Тобиас

Серое небо, старый мост, река, несущая тяжёлые, тёмные воды куда-то в море. Наверно, в море… С виду река такая большая и свободная, грозная, прекрасная. А на самом деле её грязные, мутные воды, полные нечистот, заперты в бетонные берега. Нет у неё свободы, нет у неё выбора, совсем как у людей, которые ходят по этому мосту, по этим улицам, и кажутся такими значительными… а на деле внутри у них грязь и несвобода.

Так думал молодой мужчина, стоявший у перил моста, остановившимся взглядом глядя на тёмную водную гладь где-то там, внизу. Вода звала, звала высота — какой-то философ или писатель обозначил это чувство «зовом бездны»[1]. И ещё что-то о том, что самоубийство — высшая степень свободы. Или возможность выбора — это свобода? Где, когда, от кого он об этом слышал — мужчина не помнил. Наверно, это был отголосок очередного заумного спора его друзей.

Тобиас закрыл глаза, пытаясь сосредоточиться на своих ощущениях. Холод металла под руками, крепко сжавшими перила, ветер, трепавший волосы и отгонявший запах с реки. И чувство высоты, головокружительное и приятное.

Да, приятное. Ещё как! Опасность щекотала душу, дразнила и веселила, как скорость, как вино, как игра в карты.

Он вздохнул, запрокинул голову и взглянул на далёкое небо. Там, наверху, немного посветлело, между тучами проглянул луч неяркого весеннего солнца. Не очень-то тут заметна весна, но…

…Но, как ни крути, чувства самоубийцы Тобиас Снейп не мог понять ну никак. Хоть ты тресни! Хоть в доску расшибись!

Полный, полный провал. А ведь он стоял в этом мрачном, некрасивом месте и вспоминал всё самое тяжёлое и трудное, что было в его жизни.

Детство. Постоянно сменяющиеся няньки. Мать, вечно нервная, больная. Чуждый, страшный отец. Дорогая частная школа, где он всегда был не к месту. Науки давались ему чересчур легко, и, наспех выучив уроки, Тобиас искал развлечений. Он был одним из первых учеников, его называли весьма многообещающим мальчиком, но все они — все эти лучшие учителя, — думали только о том, как выжать из него как можно больше. Им было плевать, что с ним станет; если бы он свихнулся от всех этих бесконечных занятий и зубрёжек, они бы даже ухом не повели. А Тобиас был ещё ребёнком, ему хотелось веселиться и дышать вольным воздухом. Но никто его не понимал. А потом пошли эти вечные придирки, пустые упрёки, и учителя просто из принципа — он был уверен, — не ставили ему высоких оценок. И что, если вместо столбиков унылых цифр и скучных конспектов на страницах его тетрадей оживали остроумные карикатуры и истории в картинках, не всегда приличного содержания?.. Зато ни у кого из этих идеальных зубрил, которых все хвалили, не было такой памяти, такой сообразительности, никто не давал таких оригинальных… но, увы, с каждым годом всё более абсурдных и далёких от понимания наук ответов. Он окончил школу последним учеником, его едва не выбросили оттуда со скандалом из-за одной истории — ой, какой невинной и смешной та Дикая Выходка казалась теперь взрослому мужчине! Но тогда его друзья — а он считал настоящими друзьями тех ребят, с которыми весело проводил время, — впервые предали Тобиаса.

Это было больно. Но, если честно, не так уж трудно пережить то предательство, хотя что-то светлое и хорошее, несомненно, умерло в его душе в тот злополучный день.

Хуже было потом. Его отношения с отцом превратились в настоящую войну. Это была битва двух бульдогов, одинаково упрямых и бескомпромиссных. Однажды Тобиас ушёл из дома в неизвестность, оставив тирана-отца задыхаться в его собственной мещанской клетке. Судья по профессии, этот человек считал себя Высшим Судией и в частной жизни, но, по мнению Тобиаса, то был уже перебор.

Как все шестнадцатилетние, парень был твёрдо уверен, что разбирается в жизни гораздо лучше всяких отсталых стариканов, повёрнутых на кодексах и прецедентах. Тобиас был свободным человеком, он уже являлся художником по духу и должен был стать художником по профессии. Ему одинаково удавались и юмористические зарисовки, и пейзажи с игрой света и тени, и выражение человеческих глаз. А если кому-то чего-то не хватало, то они понимали не больше, чем те зануды-учителя.

Он без особого труда сдавал творческие экзамены то здесь, то там, но окончить полный курс так нигде и не смог. Среди художников оказалось немало бюрократов, зануд и старых завистников, которым поперёк горла стояли молодые и независимые таланты. А Тобиас был свободным человеком, он терпеть не мог принуждения, не выносил, когда его душили и притесняли. Его дар захиреет и погибнет, если он не бросит очередного учебного заведения. Так заверял он мать, свою бледную, бедную, но любящую мать, которая кивала ему с грустной улыбкой, смотрела погасшими глазами, всё прощала и понимала. Одна она понимала его. Одна была к нему добра. Если бы не мать, он не пережил бы так легко всех этих полных кочевий и разочарований лет.

Отец не пускал его на порог дома, но мать всегда находила сына, или сын находил её на одном из тех приморских курортов, где она лечила свои нервы. Нора-Джейн Снейп имела длинный список заболеваний и сама не помнила их — или была не в состоянии выговорить. Ей всегда чего-то не хватало на этой земле, и горько было глядеть на её муки. Горько и стыдно. От миссис Снейп Тобиас уходил полным намерений добиться богатства и славы — быть может, это было то самое, без чего его матери жизнь не мила?

Но даже больная и несчастная, Нора-Джейн Снейп была самой лучшей женщиной из всех, кого он знал, и единственной, на кого можно было положиться. Его ровесницы были совсем иными. Красавицы-модели, с которых Тобиас рисовал картины, однокурсницы, девушки, крутившиеся в пестром кругу его друзей, — ни с одной из них он не нашёл счастья. Он дарил их искренней любовью и готов был отдать ради них жизнь (совсем не метафорически: из-за одной девицы его однажды серьёзно избили), а легкомысленные создания требовали подарков более материальных, и, не дождавшись их, уходили в ночь. На уме у них были одни деньги да дорогие развлечения; ни одна из них не умела ни заботиться, ни любить. Они знали, как брать, но не желали ничего отдавать взамен. Ну, почти ничего…

Но мать, впрочем, ещё верила в чудеса. Во время последней их встречи она говорила, что ей осталось недолго жить, и просила найти хорошую девушку, чтобы она, Нора-Джейн, была спокойна за сына. Пожалуй, это была её единственная просьба за всю его жизнь. Во время их последней встречи… он не верил, не мог представить себе, что та встреча будет последней.

Полгода назад, ровно полгода, на плечи Тобиаса обрушилось настоящее, подлинное горе, с которым разочарования в девушках и друзьях, весёлых спутниках его путаных дней, не шли ни в какое сравнение. Его мать умерла — умерла от передозировки снотворного, навеки уснув в собственной постели. Он был уверен, что она покончила с собой. Жизнь уже давно её тяготила.

Тобиас вспоминал мучительную тягучесть горьких минут во время строгих похорон в кругу немногих родственников и бывших коллег его матери. Она не общалась с ними уже много лет, и эти люди вспоминали о ней как об умной, энергичной, блестяще образованной женщине, говорили о её победах и успехах, о которых сын и не подозревал.

На людях отец и сын держались с пристойной холодностью. Но это краткое перемирие лишь оттеняло отвратительную, безобразную сцену, какую они закатили, оставшись наедине.

— Она умерла от передозировки, так? Разве она не умела рассчитать дозу?

— Оставим это. Молчи.

— Ах, оставим? Разумеется! Мы оставляем всё, что портит идеальную репутацию господина судьи! Мы бережно храним его покой! Даже ценой своей жизни! Я хочу знать, отчего она умерла! Что с ней творилось? Почему из той великой женщины, о которой здесь все говорили, она превратилась в ту больную, которую помню я? Не обошлось ли здесь… не без твоего тлетворного влияния, а?

Старик протянул руку, точно хотел схватить сына за воротник или ударить по щеке. Но его жилистая рука, дрожа, так и замерла в воздухе.

— И ты ещё смеешь поднимать голос? Ты? Это ты, наглое, эгоистичное создание, ты убил её! Только ты! Это началось с самого твоего рождения. Ты выпил из неё все соки, и она уже никогда не была прежней! А после... твоё бессмысленное существование отравило ей последние дни! Ты только и мог, что мазать по холсту левой ногой, бросать один колледж за другим и клянчить у неё деньги! Полюбуйся на дело своих рук! Полюбуйся! Теперь тебе осталось свести в могилу только меня, но я так просто не поддамся!

В тот день Тобиас окончательно и бесповоротно покинул отцовский дом.

Впрочем, теперь у него был и свой дом, собственный. Больше не было необходимости кочевать от одной съёмной студии к другой, гостить у друзей, прося ночлега. Дом родителей Норы-Джейн Снейп, некогда живших в крошечном городишке в Манчестере, теперь принадлежал ему. Она оформила все документы так, чтобы даже господин судья не мог лишить Тобиаса права унаследовать старое семейное гнездо.

Мать надеялась, что здесь сын обретёт то, что сама она давно потеряла.

Но Тобиас не знал, что искать. Очередной творческий кризис, горе утраты, растерянность и злость охватывали его то и дело, переворачивая и вытягивая душу. Жизнь иногда казалась невыносимой. Он хотел бы выполнить последний завет матери — жениться на хорошей девушке, только вот где её взять?.. И как с ней быть? Он топил горе в вине и не находил облегчения.

И всё же… всё же, стоя под весенним ветром на одиноком мосту, Тобиас не мог понять, как люди так легко и просто расстаются с жизнью.





[1] «Зов пустоты», «зов бездны» — термин, введённый французским философом-экзистенциалистом Жан-Полем Сартром в книге «Бытие и ничто» (1943). «Зов пустоты» — это то необъяснимое, противоестественное желание прыгнуть с большой высоты (не связанное со стремлением оборвать свою жизнь), которое испытывает большинство людей, стоя у края пропасти /на мосту и в других подобных местах. Биологи объясняют это странное состояние особенностями работы вестибулярного аппарата. Чем лучше человек владеет своим телом, чем лучше контролирует его, тем меньше у него шансов услышать «зов пустоты». Стало быть, Северус, став взрослым человеком и научившись летать безо всяких вспомогательных приспособлений, наверняка ничего подобного уже не испытывал.



Глава опубликована: 01.07.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 24
Мисс Элинор, по поводу смертей старшего поколения, меня тоже интересовало куда все делись. И родители Лили, и их возможные братья и сестры, в общем весь род. Ну и по волшебной линии тоже, тем более, что часто упоминается, что там все родственники.
С картиной Эйлин конечно была не права, но каждый из нас хотя бы раз делал глупости из лучших побуждений. Я думаю излечить от этого может только опыт, которого как раз у Эйлин не было. Я так понимаю, что людей она сторонилась и человеческие отношения для нее не очень понятны. Она их не чувствует. Не научили, не показали родители и сама не смогла рискнуть не имея поддержки. Хотя, наверно фик начинается как раз с такого экстремального погружения в новый мир не только маглов но и человеческих отношений.
loa81, что-то мне кажется, что Роулинг проигнорировала родню главного героя по лени, так сказать. У неё много таких лакун и огрехов, которые никакими тайными планами Дамблдора не оправдаешь. Пока я читала канон, у меня всё время было ощущение, что автор замахнулась на создание целого мира, но не потрудилась его продумать, добавляла детали то там, то сям по мере необходимости и не держала в голове цельной и полной картины вселенной. Зато, конечно, нам интересно заполнять эти "дыры" в каноне своими фанфиками)

А насчёт Эйлин... Интересная у Вас мысль насчёт погружения в мир отношений. Хотя насчёт ошибки Эйлин с картиной - я не соглашусь, что это она сделала из-за неопытности. Она не отшельницей жила, ходила в школу, волей-неволей принимала участие в жизни факультета, пусть и небольшое, вышла замуж, не раз валялась в больнице из-за выкидышей (а в больнице этого жизненного опыта, своего и чужого, полной ложкой нахлебаешься). Тем более что именно опыт Марианны и натолкнул её на этот поступок с картиной... Думаю, тут проблема в нетвёрдости моральных убеждений Эйлин. Есть вещи, которые и малые дети должны понимать и понимают. Эйлин знала, что мошенничать нельзя, что это не приводит ни к чему хорошему, и она не стала бы жульничать в том, что касалось бы здоровья её дочери или семейных отношений. Но искусство не было для неё большой ценностью, она подумала, что для удовольствия Тобиаса можно и подмухлевать. Это же так, чепуха, игрушки. Она не понимала, что это на самом деле не мелочь и не бывает двойных стандартов. В данном случае именно её обширный опыт по части болезней и семейных склок заслонил от неё другие сферы жизни. Я такое часто наблюдала у разных женщин, с широким кругом общения и не очень. Как-то так))
Показать полностью
Мисс Элинлр, спасибо за ответ.
Про отношения я написала из мысли, что можно жить среди людей и при этом чувствовать себя одиноким и непонятым. Не понимать почему люди реагируют определенным образом, что они чувствуют. Не иметь возможности вести себя по разному, быть словно заложником одного шаблона поведения. В Эйлин мне почему то видется такой человек. Одинокий и живущий словно в своем мире.
Хотя, да, у Вас она более социализированная, чем в моих фантазиях.
loa81, в целом оценка получается правильная) Эйлин понимает, что правильно, а что нет, она жила среди людей и многое знает об этом мире, но она не уверена в себе и замкнута. Тут и её проблемы.
А вообще я очень рада, что Вы читаете, размышляете и пишете))) Я чувствую, что мой текст "выходит в мир" и живёт уже своей жизнью))
Мисс Элинор, Ваши тексты действительно обретают свою жизнь, т.к. герои получаются очень объемные, живые и про них интересно думать.
loa81, спасибо))) Ваши слова так радуют и греют душу!)))
Мисс Элинор, очень красивая глава. Пока все так мило, и Дерек очень вовремя погиб, интересно конечно что там в завещании. Но пока все у героев складывается. Интересно как дойдет до канонных отношений.
Вы описываете экономический кризис, это тоже будет одним из обоснований популярности идей Воландеморта?
loa81, пока мило, но бомбы уже заложены в характерах персонажей...
Да, Дерек, возможно, умер чересчур удачно, но после нескольких таких совпадений в моей собственной реальной жизни я решила, что в фанфике подобный оборот тоже имеет право присутствовать.
И да, я уверена, что без экономических проблем там просто не могло обойтись, это обязательная составляющая любой войны или революции, такая же, как социальная напряжённость или идеология. Когда начинается кризис, людям так хочется обвинить кого-нибудь, причём того, с кем можно справиться. Так после Первой мировой войны во всех бедах Германии оказались "виноваты" евреи. Давняя традиция гонений на них пришлась как раз кстати... Вот и в волшебном мире для всплеска шовинизма нужна была какая-то почва, какое-то недовольство, нечто, что нужно было исправить...
Это да, если все сытые и довольные, тяжело заставить общество возмущаться и играть в войнушку. Хотя, есть исключение - амбициозная молодежь, которой некуда податься и тяжело с реализацией. А в магическом мире, если маги живут долго, если количество рабочих мест ограниченно и занято старшим поколением, то молодым ничего не остается, как сбиваться в неформальные группировки и пытаться строить свой новый мир. Странно, что у них в каждом поколении не было по Темному Лорду. Хотя наверно, если молодежь богатая, то можно просто прожигать жизнь, если нет амбиций.
loa81, насчёт долгожительства - это вообще такая необъятная тема! Это должно влиять на всё!
Прожигатели жизни из молодёжи всегда будут, но их, кстати, тоже нетрудно во всякие протестные группы втянуть: за компанию, ради остроты ощущений, ради чего-нибудь новенького...
А насчёт сытых и довольных... Они тоже бунтуют, грубо говоря, бесятся с жиру. Когда у человека / группы людей слишком много денег и влияния, им хочется ещё больше, и ещё. Существующий строй начинает им мешать, и они его ликвидируют. Да и просто неплохой достаток может сыграть свою роль. Например, известный современный историк-социолог Б.Н.Миронов утверждает, будто 1917 год случился в нашей истории не потому, что рабочим плохо жилось, а потому, что хорошо: у них был неплохой заработок, возможность развиваться (грамотность, интерес к политике), вот они стали отстаивать свои права и ввязались в революцию. Миронов упирает на статистику, но статистика такая своеобразная вещь... я не думаю, что он целиком прав, но что-то в этой идее есть.
В моём фанфике такими "бунтующими с жиру" будут Малфои и ещё некоторые семейства. Рядом с ними окажутся другие, обедневшие аристократы, и богачи, отводя их гнев и досаду от себя, направят эти негативные чувства на магглорождённых. Против старого, привычного "образа врага" консолидируется расколотое было сообщество. В группе чистокровных должна была быть какая-то трещина, которую надо было залепить войной...
Показать полностью
Мисс Элинор, про революцию 1917 от избытка разнообразных благ, я еще не слышала. Для меня это что- то новое в картине мира.
loa81, а вот так вот) И Миронов серьёзный, крупный учёный, не какой-нибудь там клоун, который фантазирует только. Его "Социальная история России" - это такая фундаментальная работа, которая просто вызывает восхищение. Огромный труд. Ну, а насчёт его идеи про революцию - может быть, я её не совсем точно выразила; не от избытка "разнообразных благ" (он, конечно, не утверждает, что рабочие купались в роскоши), а от простого достатка, который позволил рабочим оглянуться вокруг, читать газеты и книги, осознать свои права, заинтересоваться политикой и влезть в неё. Все эти стачки, забастовки, манифестации - это уже был не "бессмысленный и беспощадный" бунт, а нечто организованное, основанное на идеях, а не на голом отчаянии. Профессиональные революционеры из дворян и интеллигенции не нашли бы отклика у рабочих (как не нашли у крестьян), не будь у них определённого уровня образования и осознанности.
Опять же, я не хочу сказать, что это мнение насчёт благосостояния рабочих у Миронова целиком правильное. Думаю, это верно только для части рабочих, которые работали на крупных предприятиях и действительно получали хорошую плату. А вся остальная Россия...
Показать полностью
Мисс Элинор, очень сочувствую вашей героине. Отвратительное отношение бывшего мужа и отца, смерть детей. Я так понимаю, что Лоренцию тоже ждет печальная участь?
Она словно ссю жизнь должна соответствовать чьим то ожиданиям, даже сейчас снова попадает в ту же ловушку. Старается угодить Тобиасу и не разочаровать его.
В этой главе словно временное затишье перед бурей, но затишье тоже тревожное.
loa81, увы(( Чтобы привести всех к печальной канонной участи, нужно было что-то такое. Мне и самой жаль Эйлин, но ничего другого не складывается. Надо было случиться очень большой беде, чтобы довести дело до тех, канонных, воспоминаний Снейпа о детстве. Нормальная ведьма ушла бы от буйного мужа, и всё. Что-то должно было её держать: потеря магии (= беспомощность) или какие-то психологические проблемы. Причём скорее последнее, потому что от мужа-пьяницы одни убытки. Хотя это фанон. Канонный Тобиас просто "ничего особенно не любил", но там нет намёков на алкоголизм (хотя эта фраза наводит на такую мысль!). значит, семью содержать мог...
Эйлин ведь уже однажды подумала, что могла бы любой сарай превратить в дом и жить там. Да и работу смогла бы найти при желании. Трудную, непрестижную, но всё-таки. Но она недостаточно уверена в себе... да ещё и мысли эти просто наследников... У Снейпа же это откуда-то должно было взяться! "Принц-полукровка" и т.д.
Интересно, что получится у вас в итоге. Все равно будет не как в каноне, т.к. Снейп у вас другой. Более сильный и уравновешенный, менее ведомый. Значит какая-то любовь и стабилтность, хоть недолго, но в его детстве должна была быть.
loa81, вы читаете мои мысли! Начиная этот фанфик, я и правда так рассуждала) Небольшой период детства со спокойной жизнью и более или менее здоровой первой привязанностью я и пыталась ему выгадать. Лет этак до девяти-десяти, когда он познакомился с Лили. Тогда, мне кажется, в семье Снейпов уже всё разладилось, потому ребёнок и топтался на улице целыми днями, наблюдая за другими детьми в поисках родственной души.
Правда, можно было не накручивать столько событий и приключений, но они как-то сами собой появляются.
Как же красиво Вы пишите, Мисс Элинор!
Это ведь тоже разновидность волшебства, так красиво переплетать слова, плести из них кружево. Делать так, чтобы в них появился смысл, красота, гармония.
Очень красиво про волшебство и про предвидение.
loa81, спасибо Вам большое! Так радостно читать Ваши комментарии))) Буду стараться))
Перейдет в законченное произведение?
olbrat, к сожалению, авторская мысль забуксовала. Но я ещё не бросила надежду вернуться к этой серии.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх