Алькес От Alteya | |
Круцио От Alteya |
10 лет на сайте
12 апреля 2024 |
|
5000 читателей
15 января 2024 |
|
3 макси
11 сентября 2023 |
|
9 лет на сайте
12 апреля 2023 |
|
8 лет на сайте
12 апреля 2022 |
#реал #Венеция
Сегодняшний пост - заключительный. Говорить о Венеции можно бесконечно, однако пора и честь знать - тем более что на носу очередная поездка, и после неё образуется новая порция фото и впечатлений. Как и обещал, речь сегодня пойдёт всего о двух локациях, но обе будут чрезвычайно насыщенными. Первая послужит своеобразным мостиком от предыдущей темы с храмами - вроде и не церковь в чистом виде, но и абсолютно светским учреждением тоже не назовёшь. Это знаменитая Скуола Гранде ди Сан Рокко. Сама по себе скуола как организация родилась в Средневековье, и подобные заведения существовали по всей Европе. Изначально это название подразумевало под собой некое братство по цеховому признаку, религиозный оттенок присутствовал, но не был главенствующим, а сама организация несла общественные и благотворительные функции без какого-либо серьёзного политического веса. Однако в Венеции, ясное дело, всё всегда было не как у людей, и потому тут роль скуол была гораздо значительней. Мелких существовало много, и они сохранили первоначальный смысл профессионального цеха, но помимо них в Венеции существовали шесть так называемых "скуоле гранде", и в каждой насчитывалось по несколько сотен членов - их пожертвованиями и обеспечивалась вся деятельность. Только в Венеции эти организации находились под патронатом государства, имели своего святого покровителя, но не имели прямой связи с церковью (и, как следствие, от неё не зависели), и при этом являли собой весьма серьёзную силу в общественной жизни города. Деятельность скуоле гранде была весьма широкой - помимо благотворительности, у неё имелись образовательно-менторские функции, свой довольно строгий этический уклад, для членов проводились совместные молебны и философские диспуты, а также решались насущные вопросы городской жизни того конкретного района, где данная скуола была расположена. Скуолы имели выборное правление, все члены братства считались равными, более того - аристократам запрещалось занимать в ней официальные посты. В главный государственный праздник - день Св.Марка - все скуоле гранде принимали участие в торжественном шествии вокруг собора Сан Марко. И у каждой большой скуолы была своя "специализация", если можно так сказать - во всяком случае, своего святого покровителя выбирали не просто так, а со смыслом. Скуола, о которой пойдёт речь, носит имя Святого Роха, и с самого начала существования в качестве основной деятельности декларировалась помощь больным и страждущим. В сестьере Сан Поло, где она стоит, исторически было много аптек и цирюлен, так что выбор направленности вполне объясним. Вышеупомянутый святой считался защитником от чумы, а венецианцы на своей шкуре прочувствовали, что это такое, поскольку столкнулись с этой заразой первыми в Европе, завезя её на своих кораблях. И, к слову, впоследствии наградили всех остальных - сперва непосредственных соседей, а далее по цепочке. Так что святой был выбран со знанием дела, ну а дальше венецианцы поступили как обычно - то есть со свойственной им хваткой и непрошибаемым цинизмом. Святой Рох? Замечательно, очень подходит. Откуда он там был? Из Монпелье? Не вопрос, Монпелье так Монпелье. Святого Марка же из Александрии стырили, чем святой Рох хуже. Даже ближе ехать. Короче говоря, заручившись поддержкой францисканцев из Фрари (и получив от них в пользование часть монастырской земли под строительство собственной церкви и самой скуолы), венецианцы, не моргнув глазом, спёрли мощи этого самого Роха из Монпелье и торжественно водрузили их на новом месте. Случилось это всё в конце 15 века, и уже к началу 16 были построены и та церковь, и та скуола, что мы видим сегодня. В непосредственной близости от Фрари, конечно - и с благословения её хозяев. И дальше это здание начали любовно и тщательно украшать силами лучших художников и мастеровых города. А в это время звонких имён в Венеции имелось предостаточно. В 1560-х годах был объявлен конкурс на росписи (если совсем точно, на картины - фрески в Венеции вообще практически не писали, сырой климат убивал их слишком быстро), и в этом своеобразном тендере участвовали Веронезе, Сальвиати, Тинторетто и ещё пара менее известных товарищей. Победил, как известно, бешеный Тинто, и за 23 года работы в означенной скуоле не осталось ни одного угла, в котором не было бы его работ. Это вершина его творчества и один из самых грандиозных циклов во всей мировой живописи. Вот, смотрите сами. Признаться, я сам по-настоящему понял, что такое есть Тинторетто как явление, именно здесь. И почему его называли бешеным - тоже. На мой взгляд, ни в одном музее такого эффекта он не производит. Нормально сфотографировать живопись я бы не смог, конечно, поэтому в основном общие планы, но и они кое о чём говорят. К сожалению, знаменитое Распятье на реставрации, но и без него впечатлений хватает. Фасад. https://imgur.com/a/qI2Gy06 Ну и дальше входим внутрь. https://imgur.com/a/fsAMKtb https://imgur.com/a/ljSyUP6 https://imgur.com/a/7jvBcf5 https://imgur.com/a/qK8TMwI https://imgur.com/a/nx89AMn https://imgur.com/a/6QCaQZR https://imgur.com/a/H9LeV9U https://imgur.com/a/BLhwexs https://imgur.com/a/vX8DlvR https://imgur.com/a/dEcfyfQ https://imgur.com/a/BeKMxWk https://imgur.com/a/D3CzXbJ https://imgur.com/a/iswOtEA https://imgur.com/a/eiyfaq8 https://imgur.com/a/SIbTKeT https://imgur.com/a/dMaXUBy https://imgur.com/a/ye2dcxr https://imgur.com/a/Ks021Qk https://imgur.com/a/N7ORASf https://imgur.com/a/QWZf2Du https://imgur.com/a/MgIdRF2 https://imgur.com/a/78H89cn https://imgur.com/a/VuMmLNK https://imgur.com/a/RmlrC9C Я не приврал, говоря, что Тинторетто тут везде - даже поднимаясь в сокровищницу на самой верхотуре здания, на весьма узкой лестнице - фактически в коридоре! - и то обнаруживается Тинторетто. Его даже не рассмотреть, не то что снять - холсты огромные, всё в диком ракурсе, свет так себе... но уж как есть. Не пропадать же добру - вот, висят, украшают. https://imgur.com/a/7c2Oq2l https://imgur.com/a/G1TbC2J https://imgur.com/a/U8ALx7K https://imgur.com/a/SKg0dRv https://imgur.com/a/y6stJg2 Честно говоря, вываливаешься оттуда в мыле. Я вообще устаю в музеях, поскольку это не просто удовольствие - я невольно начинаю там работать, но после таких гигантов, как Тинторетто, Тициан или Микель - особенно. Чистый восторг - и в то же время реально как вагон чего-то тяжёлого разгрузил. Поэтому после этого посещения я решительно двинул обедать, и за едой вылакал меццо красного, даже не заметив. И только после этого чуток отпустило.) Надо сказать, что великая венецианская тройка - Тициан, Веронезе, Тинторетто - не только стопроцентные живописцы милостью божьей, они ещё и стопроцентные венецианцы. Все самые значительные их работы сделаны в Венеции и для Венеции. Разумеется, при их бешеной продуктивности и длинной жизни (все трое прожили долго и сохранили работоспособность практически до последнего дня, Тициан даже умер за работой с кистью в руке) они создали множество работ, со временем разлетевшихся по миру, но только о Веронезе можно сказать, что он работал не только для Светлейшей, но и в других местах. Впрочем, лучшее из Веронезе, на мой взгляд, тоже осталось здесь, в Венеции - в её дворцах, церквях и музеях. Этих троих невероятно ценили при жизни, они составляли славу Светлейшей - точно так же, как составляли её мастера Арсенала, стеклодувы Мурано и купцы Мерчерии. И именно их (и таких, как они) привлекали на все самые значимые для республики объекты, и потому помимо портретов и прочих частных заказов насладиться их мастерством можно в первую очередь в самом большом светском сооружении города, в главном месте всей венецианской государственности, в её сердце и средоточии - во дворце дожей. Само по себе это фантастическое по красоте сооружение, но, надо отдать должное - ему ещё и несказанно повезло. Его средневековый и странный фасад каким-то чудом сохранился не перестроенным; то, что мы видим сегодня - живой 14 век. Его не смог уничтожить даже серьёзный пожар во второй половине 16, потому что восстановительные работы были проведены крайне деликатно и затронули только внутреннее убранство. Правда, внутри действительно было переделано много - благо, было кем. Однако все великие имена венецианской живописи - от Беллини до Тьеполо - там присутствуют вне зависимости от всех катаклизмов. И самая большая в истории картина маслом (22мх9м) тоже находится здесь - это знаменитый "Рай" в торце зала Большого Совета. В продолжение сегодняшней темы - думаю, уже понятно, кто её автор.) И этот разительный контраст экстерьера и внутреннего убранства так же внезапен и прекрасен, как уже упомянутый контраст фасада и интерьера стоящего рядом Сан Марко. Внутренний двор, галереи и часть парадной "золотой" лестницы. https://imgur.com/a/qlYJfSA https://imgur.com/a/W81qw5W https://imgur.com/a/zk8ZQJg https://imgur.com/a/wvtA5Yn https://imgur.com/a/HvWBLqf https://imgur.com/a/GTuhuoB Дальше пойдут интерьеры, но прежде хочу обратить ваше внимание - вся эта бесконечная вереница роскошно расписанных, раззолоченных и всячески украшенных залов имеет отношение ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к представительским и служебным помещениям, то есть фактически к государственной собственности. Совет Большой, Совет Малый, Совет Десяти, Приёмная для иностранных послов, Кварантия, Комиссия адвокатуры, Комиссия Судей, Комиссия ещё чёрт знает какой холеры... их тут без счёта. Но среди всего этого нет ни одной комнатки из частных покоев дожа. На контрасте достаточно вспомнить Ватикан - да, там тоже есть парадные помещения, но роскошные апартаменты, сохранившиеся от его многочисленных обитателей, украшены ничуть не менее затейливо и богато. А комнат, в которых много веков подряд жили дожи, даже не показывают - просто потому, что там и показывать нечего. Понятное дело, спали они не на соломе, но это всё равно было просто ничем не примечательное служебное жильё, времянка - большинство дожей, переезжая сюда, просто забирали из фамильного дворца часть своей домашней мебели. Которую потом, после его смерти, возвращали обратно. Полагаю, они бы вообще не очень стремились куда-то переезжать, но после избрания им по закону полагалось жить во дворце. Они не имели права видеться с иностранцами с глазу на глаз, не имели права принимать никаких подарков свыше означенной (весьма малой) суммы, не могли вести никакой коммерческой деятельности, находясь на посту, даже не имели права отсюда выходить просто так, только с сопровождением и по какому-то важному случаю, - у них была масса весьма жёстких и неудобных запретов по множеству пунктов, и уж тем более никто бы им не позволил как-то индивидуально украшать свои комнаты за госсчёт. По мнению венецианцев, должность дожа всегда оставалась просто должностью, с которой человека можно было подвинуть, низложить или даже казнить, если он начинал вести себя неадекватно. Причём это были не просто слова на бумаге - так происходило в реальности. И эта обезличенность верховной власти - тоже абсолютно венецианская черта. Но зато на облагораживание общественных помещений Светлейшая не скупилась никогда. Вот, полюбуйтесь. https://imgur.com/a/l8JDTGf https://imgur.com/a/1MU628C https://imgur.com/a/54TymTj https://imgur.com/a/Nj5Yrrd https://imgur.com/a/cpsPwDo https://imgur.com/a/P7QFGBs https://imgur.com/a/YAXiWkP https://imgur.com/a/kFlpIDV https://imgur.com/a/MHZues0 https://imgur.com/a/fZEZJaM https://imgur.com/a/EqBSI2E https://imgur.com/a/wUoSfvM https://imgur.com/a/0mkaClQ https://imgur.com/a/7uKTvJE https://imgur.com/a/HRR3IVl https://imgur.com/a/MqY7bWa Очень солидное место в экспозиции занимают оружейные залы - они великолепны, разглядывать их одно удовольствие, однако снимать трудно, потому как витрины нещадно отсвечивают и бликуют. Но несколько общих планов покажу. https://imgur.com/a/Z1ARqas https://imgur.com/a/QcKdNND https://imgur.com/a/NEOYrq5 https://imgur.com/a/QNCSo9i Маршрут следования по дворцу проложен так, что непременно заводит в тюрьму - само собой, как же без этого. Снимать там нечего - тюрьма и тюрьма - поскольку водят в самую новую из трёх имеющихся во дворце тюрем, Карчери. Она находится в отдельном здании, позади дворца через канал, куда попадают по знаменитому Мосту Вздохов. Более старые и известные Поцци и Пьомби, к сожалению, в стандартный маршрут не входят. А вот это интересная история. Это фрагменты той старой средневековой фрески (именно фрески, что редкость для Венеции), которая украшала зал Большого Совета до того крупного пожара, о котором уже говорилось. Их сняли со стены и тоже бережно сохранили. Сейчас показывают в отдельном небольшом помещении перед тем, как войти в главный зал. https://imgur.com/a/hlVEGTa https://imgur.com/a/tvGoNg2 Ну и дальше - новая версия. https://imgur.com/a/teSNOvH https://imgur.com/a/h1yqTMg https://imgur.com/a/RLKSXaW https://imgur.com/a/3n44q8p И ещё несколько залов поменьше. https://imgur.com/a/1clma4B https://imgur.com/a/APMkDcc https://imgur.com/a/TgNewFC https://imgur.com/a/aWrzbHE https://imgur.com/a/l2NmXEo https://imgur.com/a/xVBTjTy На предыдущем фото виден ряд портретов дожей - каждый, кто был им избран, увековечивался в парадных залах. А на следующем снимке обратите внимание - вместо портрета просто чёрная тряпка с надписью. На этом месте был портрет дожа Марино Фальера, которого публично низложили и с позором казнили за попытку единоличной узурпации власти. Портрет был замазан, а надпись гласит, что Марино Фальер был вымаран с портрета, поскольку покрыл себя позором и был справедливо казнён. Вот: https://imgur.com/a/uVGC8Tm Ну и ещё несколько комнат - для комиссий попроще. https://imgur.com/a/Xd6cP0Y https://imgur.com/a/8cJ6lUp https://imgur.com/a/9uqfBQp https://imgur.com/a/rfTCuEp А потом - выход на нижний пролёт чудесной парадной лестницы, внизу которой пристроился первый покровитель Венеции - тот самый Святой Феодор. https://imgur.com/a/RMTqA12 https://imgur.com/a/gfD8kPJ https://imgur.com/a/nCt68qa https://imgur.com/a/O9zm0eU https://imgur.com/a/hFQIohK А дальше - пара шагов, и вечерняя Пьяцетта... https://imgur.com/a/Zw0c2r5 https://imgur.com/a/EKSvchJ https://imgur.com/a/OvyWNsN ...которая сказочно хороша в любую погоду... https://imgur.com/a/Oi5VbO3 ...хоть со старым покровителем... https://imgur.com/a/pqH012v ...хоть с новым. https://imgur.com/a/mpqshaY Впрочем, надо отдать ей должное - Светлейшая хороша и без них. Просто сама по себе. https://imgur.com/a/CH3xRNn Свернуть сообщение - Показать полностью
2 Показать 2 комментария |
#реал #Венеция
Едем дальше. Очередной огромный пост, крепитесь.) Сегодня, как и было обещано в предыдущем посте, намереваюсь угостить вас венецианской храмовой архитектурой. Фото опять будет преизрядно, но постараюсь по возможности поделить их на группы, чтобы не очень путалось. Вживую, конечно, отличать одну церковь от другой проще, чем на картинках, но тут уж как есть. Предупреждаю сразу - сперва опять будет длинный экскурс в историко-культурологическую сторону. Не мучайтесь. Его можно не читать - достаточно глянуть фото с комментариями, пропустив мои пространные рассуждения. Просто если я их не запишу - свежие впечатления забудутся, а мне их жаль. Я уже говорил, что светская городская застройка в Венеции весьма примечательна и, как не кощунственно это звучит, даже более индивидуальна и узнаваема, чем храмовая. Есть ряд исключений - тот же Сан Марко, к примеру, - но в целом это так. Причина проста, и кроется она во всегдашней связи архитектуры (как и любого искусства, на самом деле, но архитектуры особенно - из-за масштаба и дороговизны реализации) с благополучием и состоятельностью государства. Причём, что важно - не столько с политикой, сколько именно с социальной стабильностью общества. Поскольку на храмовые сооружения средств всегда тратилось больше и куда охотнее, то все новшества по части стиля и моды в первую очередь проявлялись в храмовой архитектуре, а до светской всё это доходило по остаточному принципу и позже. Момент расцвета Светлейшей пришёлся на времена позднероманские и готические, которые преобразовались в Венеции в собственный стиль, сочетавший в себе как западные, так и восточные черты. Оттого светская городская застройка и соответствует вкусам и моде этого периода. Церкви же перестраивали и поновляли бессчётное количество раз, и зачастую на костяк наглухо средневековой постройки лепился новый барочный фасад, да и внутрянку переделывали так, что предыдущий мастер и не узнал бы своё детище. Так было везде, не только в Венеции, это общий принцип. Крайне редко случалось так, что до кого-то из власть предержащих доходило, что не стоит изгаляться над блестящим романским собором навроде Сан Франческо в Ассизи, и если уж припёрло построить что-то новомодно-барочное, то лучше делать это с нуля и в другом месте. Чаще всего же на подобное издевательство просто не хватало средств, и это слава богу - иначе мы не знали бы ни нынешней Флоренции, ни массы других мест поменьше. Вернее, они бы выглядели совершенно иначе. Даже Риму - при его маниакальном стремлении к постоянному украшательству - удалось сохранить часть средневековых церквей, хотя в большинстве своём он, конечно, барочный город. Однако сие обстоятельство ему к лицу - этот стиль по-настоящему родился и получил развитие именно в Риме, он "местный" - и потому органичный. Счастливо совпало, что основной строительный бум при череде пап-меценатов пришёлся именно на период расцвета барокко, и всё лучшее, что в нём есть, можно увидеть, просто гуляя по центру Вечного Города. Однако барочный вирус довольно быстро распространялся повсюду, и Венеция, разумеется, исключением не стала. Должен оговориться - я люблю барокко, особенно римское и провинциальное сицилийское. Но в то же время несказанно счастлив, что Флоренции оно оказалось не по карману - её "жирные" времена к этому моменту постепенно истаивали, а потом и вовсе иссякли; некогда мощное государство довольно быстро превратилось в откровенно заштатную снулую провинцию. Флоренция стремительно взлетела и достаточно быстро угасла, и оттого она такая стилистически чистая, компактная и цельная. Венеция же существовала в разы дольше, и её агония растянулась без малого на два столетия, поэтому барокко успело потоптаться на ней от души. Но произошло это уже во времена постепенного заката Светлейшей, и оттого в большинстве своём новый стиль проступил именно в храмовых сооружениях, на которые по-прежнему находились средства - а барочных дворцов строили в разы меньше, чем в том же Риме. По иронии судьбы, расцвет великой венецианской живописи тоже пришёлся на это время (начался чуть раньше, как последняя яркая вспышка перед закатом, и держался чуть дольше, но не суть), и оттого всех венецианских "китов" можно увидеть, не заходя в музеи, а просто пройдясь по церквям. Вполне логично - поновляя старомодный фасад, поновлялся и интерьер вкупе с убранством - живописью, резьбой и прочим. И потому в Венеции бессчётное количество очень старых храмов (мы помним, венецианцы никогда ничего не разбазаривали) - но многие из них имеют "новомодную" барочную обёртку. То есть вот такое... https://imgur.com/a/xYBHD7S ...и вот такое... https://imgur.com/a/7gdgDZX ...разумеется, есть, но вот такое - https://imgur.com/a/y6UPSzl https://imgur.com/a/vwhuFBl попадается чаще. На фоне массы архаичных полуготических дворцов это выглядит даже забавно. Ну и разумеется, из каждого правила есть исключения. Причём касаются они в основном крупных церквей, что понятно - большой храм перестроить в разы дороже. Я буду говорить в основном о них - откровенно говоря, "массовое" местное барокко довольно стандартно, и особых восторгов у меня лично не вызывает. Первое исключение - и самое главное из них - сам Сан Марко, но о нём было сказано раньше. Поэтому для начала покажу другой храм, располагающийся неподалёку - он старше Сан Марко, именно ему последний обязан своему существованию, и имеет ренессансный фасад, что здесь нечасто встречается. Начинка, правда, всё одно отчасти барочная.) https://imgur.com/a/K8FDUKi https://imgur.com/a/P6nlA77 https://imgur.com/a/1LSjPkT https://imgur.com/a/npEmbOE Это церковь Сан Дзаккария. Помимо самой церкви, здесь располагался бенедиктинский женский монастырь, один из самых старых и почитаемых в городе. Настоятельница монастыря всегда была влиятельной общественной фигурой, кроме того, в этом монастыре по традиции шили одежды для каждого нового дожа. Да и сам Сан Марко был построен на его землях - они были добровольно пожертвованы общиной на строительство дворцовой капеллы сразу после обретения мощей Св.Марка. Вот интерьер. Он, конечно, хорош - прекрасный объём, структура и мера деталей - всё на месте, но я люблю этот храм в первую очередь за дивную большую доску прекрасного Джованни Беллини. Такого матового сияния лиц и такого звучного, глубокого синего цвета нет ни у кого... на фото этого не видно, а жаль. https://imgur.com/a/eZJS0FJ https://imgur.com/a/ASyU8j3 https://imgur.com/a/I7nbo0m https://imgur.com/a/Mhvmng5 https://imgur.com/a/3VMempy Ещё одно исключение - церковь, сохранившаяся практически без переделок в своём ренессансном виде (венецианско-ренессансном, конечно, местный налёт всё равно заметен) - маленькая Санта Мария деи Мираколи. В ней нет ничего сильно выдающегося, она мне просто нравится - изящная маленькая шкатулочка, эдакий кораблик с единым общим объёмом и безупречным вкусом в убранстве. Она стоит на небольшом канале, и одна из стен уходит прямо в воду, точно пришвартованная у причала лодка. Когда-то я водил шапочное знакомство с местным служкой, и оттого бывал в крипте - и там тоже неизменно возникало ощущение каюты из-за окошек, прорубленных над водой канала. https://imgur.com/a/qxGQSR3 https://imgur.com/a/TXbiA30 https://imgur.com/a/QJW5DOi https://imgur.com/a/dNUJWBJ https://imgur.com/a/FlOJcmI https://imgur.com/a/sbBtFtG https://imgur.com/a/rJbzsUP Ещё один храм, побольше, с вполне барочным фасадом, но более ранним интерьером и интересным "корабельным" потолком - Санто Стефано. Напоминает, кстати, ломбардские храмы - в частности Верону, особенно цветочно-орнаментальным декором отделки. Снаружи фото толком нет, он так стоит, что снять его невозможно - очень тесно, а сбоку проступает его "добарочное" прошлое. На первом фото в торце площади его боковая стена. https://imgur.com/a/lSRMqTX https://imgur.com/a/HB5pxgq https://imgur.com/a/OFeGaba https://imgur.com/a/I2ZUwvh К сожалению, в этот раз не удалось добраться до нескольких любимых мест - например, милейшей Сан Николо деи Мендиколи, роскошного палладиевского иль Реденторе на Джудекке, божественной готической Мадонны дель Орто, "придворной" церкви Тинторетто... просто времени не хватило, они стоят немного в стороне и далековато от моей квартиры. Поэтому завершимся с малыми храмами и перейдём к тройке гигантов. Дзанипаоло, Фрари, Салюте. Самые значимые и крупные храмы Венеции после Сан Марко. Номинальный венецианский Дуомо, стоящий глухо на отшибе, в эту большую тройку не входит. Есть, правда, ещё Маджоре - но он всегда особняком, поскольку расположен на собственном острове, будто ключом замыкая центр лагуны, и о нём всегда говорят отдельно, не включая в основные храмы Риальто. Итак, большая тройка. Санти Джованни э Паоло и Санта Мария Глориоза деи Фрари (по-местному просто Дзанипаоло и Фрари) - современники и вечные негласные соперники, как и те монашеские ордена, что их основали. Дзанипаоло - обитель доминиканцев, Фрари - оплот последователей Св.Франциска. Обе заложены в 13 веке, оба нынешних здания - первой половины 15, у обеих готические фасады, похожие, как близнецы - при капитальном различии в духе и смысле внутренней начинки. Дзанипаоло. https://imgur.com/a/zLbjV9V https://imgur.com/a/F0bUzWe https://imgur.com/a/Vw1FhD4 Фрари. https://imgur.com/a/iBVnbkL https://imgur.com/a/W5grVWl https://imgur.com/a/5xqg2Hs Похожи, верно? Но сходство - только снаружи. Дзанипаоло - это строгая, с подчёркнуто графичной разделкой объёма венецианская "кремлёвская стена". То есть место упокоения аж 18 дожей и их многочисленных родственников, и этим всё сказано. Официоз как он есть, "псы господни" во всей красе.) Но что удивительно - это не отвращает, и лёгкий дворцовый холодок ей очень к лицу. Как по мне, что-то есть особое в такой помеси мемориала и бальной залы, и я, грешным делом, люблю Дзанипаоло больше милосердной и нарядной Фрари, хотя должно бы быть наоборот. Тем не менее - факт есть факт. Разумеется, произведений искусства и тут навалом, но всё же Фрари натуральный музей живописи, а здесь больше скульптуры, но... короче говоря, внятного объяснения у меня нет, поэтому просто смотрите фото. https://imgur.com/a/TQWXlaR https://imgur.com/a/1hb2CdT https://imgur.com/a/hyuHYac https://imgur.com/a/T7IO78D https://imgur.com/a/GLScQTF https://imgur.com/a/K1Eu6xg https://imgur.com/a/oQA18KI https://imgur.com/a/rN4rXrj https://imgur.com/a/Yt99jg7 https://imgur.com/a/YI6Pzia https://imgur.com/a/QUkKKYs https://imgur.com/a/XSnkYcE https://imgur.com/a/irLpBiE https://imgur.com/a/gVy4Ted https://imgur.com/a/ZhwHVpZ Пристроенная позже ризница - разумеется, с муранской люстрой. И чудесная боковая капелла с изумительной, старой византийской доской, подаренной храму в 14 веке местным знатным семейством Морозини. https://imgur.com/a/2BkoafR https://imgur.com/a/kn43oRb https://imgur.com/a/gG9ke6h https://imgur.com/a/tWetjJk Ну и конечно - встречающий всех на выходе синьор Коллеони.) https://imgur.com/a/SZcZddp А теперь для сравнения - Фрари. Слов нет, она хороша. И интерьер поцветнее и побогаче - даром что в хозяевах нищенствующие братья-францисканцы. И похоронены тут не какие-то там знатные бюрократы, а просто Тициан и Канова. Правда, дожи тоже попадаются - но реже, и автор одного из надгробий - не кто-нибудь, а прославленный Лонгена. И в качестве заалтарного образа - великая тициановская Ассунта. И ещё Тициан - Мадонна Пезаро. И чудесный Беллини в боковом приделе. И Донателло во флорентийской капелле. И фантастическая резьба сидений хора, и барельефы, и ещё всякие мелочи типа Виварини, Сальвиати и Сансовино... всё так, и это сказка. Но - попадая в Венецию, я сперва иду в Дзанипаоло, а не сюда. Не знаю, почему. Дурак, наверное. Тем не менее - Фрари объективно прекрасна.) Любуйтесь. https://imgur.com/a/HrsgtCE https://imgur.com/a/xehNFHv https://imgur.com/a/8IVMadQ https://imgur.com/a/8ZPUbvD https://imgur.com/a/TKiPzdw https://imgur.com/a/DsIB17Y https://imgur.com/a/HByfe8i https://imgur.com/a/kP8NmoP https://imgur.com/a/pXd6nLh https://imgur.com/a/nKMutiC https://imgur.com/a/4r3Fws3 https://imgur.com/a/mOzNRFH https://imgur.com/a/EQmpxde https://imgur.com/a/fDS2Jfu https://imgur.com/a/hXyGqSK https://imgur.com/a/qTmK88U Пожалуй, достаточно - фото много, но они всё равно не вполне отражают. Возможно, даже различия меж этими двумя церквами не очень видны - но поверьте, вживую они действительно совершенно разные. Тёплая, цветная, чуть темноватая по углам Фрари - и будто вычерченная графитным карандашом, прозрачная и строгая Дзанипаоло. Остался последний пункт из заявленного - знаковая Санта Мария делла Салюте, визитная карточка Венеции, облик которой знают даже те, кто ни разу в Венеции не был. В отличие от всего предыдущего - настоящее высокое барокко, заключительный архитектурный аккорд, последняя жемчужина Светлейшей. https://imgur.com/a/mkJp7Qc https://imgur.com/a/C1SN1hP https://imgur.com/a/Vw4hv3o https://imgur.com/a/PIxLpdd Это действительно так - и парадокс в том, что одно из самых монументальных, роскошных и дорогих сооружений было создано тогда, когда у республики объективно не было на это ни пороху, ни сил, ни средств. Демонстрация богатства и мощи - просто пыль в глаза современникам и соседям. Ну и заодно самим себе - мол, мы ещё ого-го. В каком-то смысле да - хотя бы потому, что в Венеции того времени жил и работал такой гений, как Бальдассаре Лонгена. Венеции, надо сказать, вообще везло с архитекторами - да, у них не было Бернини, Борромини и Фонтана, но зато имелся уникальный реформатор Палладио и не менее уникальный Лонгена. Хотя повод для строительства был отнюдь не радостный. Салюте - вторая из двух очень важных "обетных" церквей Венеции. Первая - иль Реденторе, "Спаситель", построенная великим маэстро Палладио по просьбе Большого Совета, дабы возблагодарить Всевышнего за избавление от чумной эпидемии. А вторая - Салюте, и её возведение тоже связано с чумой. Вот только Реденторе сооружали как знак уже миновавшей беды - а Салюте затеяли от отчаянья, когда эпидемия ещё бушевала. По сути, это была молитва Деве Марии о помощи. И ради этого не пожалели самого козырного места в городе, которое только можно вообразить - на стрелке Дорсодуро, напротив дворца дожей. Вроде бы огромная - один купол чего стоит! - но при этом компактная как свечка, чистая незамутнённая вертикаль Салюте абсолютно уникальна для здешней архитектуры. При этом она идеально сгармонизирована по стилю и с дворцом, и с куполами Сан Марко, не выбиваясь из местной традиции и ансамбля. Кроме того, решение оказалось точным и с точки зрения символа - она и стоит будто свеча, открытая всем ветрам, трепещущая и дающая надежду, как маяк. Масштабная градостроительная задача, столь редкая для Венеции, была решена гениально, не просто замкнув стрелку Большого канала и завершив композицию лагуны, но и удивительно точно соответствуя тому смыслу, что вкладывался в строительство. Во всех моих предыдущих постах общий вид Салюте фигурировал бессчётное количество раз - просто потому, что её видно с множества точек, и она отовсюду смотрится великолепно. Поэтому не стану повторяться, и выложу только то, что ещё не показывал - то есть интерьеры и пару фото вблизи. https://imgur.com/a/2wSNRU9 https://imgur.com/a/UdXNNrp https://imgur.com/a/4QT16ak https://imgur.com/a/3OzFWjL https://imgur.com/a/wYDgpUo https://imgur.com/a/wrFU0BC https://imgur.com/a/hqp2Pjm https://imgur.com/a/ge4XDpP https://imgur.com/a/CAW4kdH Ну вот и всё на сегодня. Тот, кто добрался до конца - геройский герой.) Осталось совсем немного - прогуляться по дворцу дожей и полюбоваться безумным стариком Тинторетто в Скуола ди Сан Рокко - но это уже завтра. Не переключайтесь.) Свернуть сообщение - Показать полностью
4 Показать 8 комментариев |
#реал #Венеция
Ну что ж, продолжаем. Предупреждаю - сегодня будет ОЧЕНЬ МНОГО ФОТО. Какая-то бесконечная выходит история... но на самом деле, город настолько насыщенный, что невольно просится некая структура изложения, чтобы избежать чрезмерного винегрета. Итак, сегодня будут городские детали. Я намеренно пренебрёг парадно-видовыми, подарочными фото - они уже были. Сегодня показываю те самые пресловутые лодочки-канальчики-переулочки, окошки, колонны, уличные часовенки, витрины и всю прочую мелочёвку, мимо которой ходишь постоянно и на второй день уже почти не замечаешь. Ну и до кучи будут дворцы и вообще городская застройка, то есть светская архитектура, коей в Венеции великое множество. Тоже местная примета, кстати - мало в каком городе сохранилось столько роскошных (для своего времени) светских строений. В основном до наших дней доживают церкви, монастыри, ну в крайнем случае замки и дворцы правителей - а венецианцы всегда были слишком прагматичны и заземлены, чтобы жить кое-как и не обращать внимания на облик города в целом. Разумеется, на церкви и монастыри жертвовали щедро и украшали постоянно, но и о себе любимых тоже не забывали. Короче говоря, гуляем по городу и пялимся на всё подряд. https://imgur.com/a/pX828cp https://imgur.com/a/pel9BYE https://imgur.com/a/wHUA4Nm https://imgur.com/a/uXp1kg9 https://imgur.com/a/V89R3N7 https://imgur.com/a/KWI49u7 https://imgur.com/a/tAjvL8D https://imgur.com/a/IM3rw9Y https://imgur.com/a/WFdSxnr https://imgur.com/a/Uq66FjH https://imgur.com/a/gAcTGTr https://imgur.com/a/4KFglmg https://imgur.com/a/5OTWdmO https://imgur.com/a/rnhiVHt https://imgur.com/a/hM6t4ae https://imgur.com/a/8mM40DM Вообще Венеция вся, что называется, "в колорите", особенно в пасмурную погоду. Как бы сочно не был покрашен дом, это обстоятельство очень быстро нивелируется климатом, приобретая благородную обшарпанность и некий общий цвет, неуловимый и сложный. Например, здесь не найдёшь смачного римского жёлтого, да и вообще ни в чём нет такой колористической ясности и определённости, как в Риме, - и поэтому, должно быть, именно Венеция стала родиной великих живописцев-колористов, прославившихся именно своим чувством цвета. И даже если вдруг вышло солнце, это полноцветье всё равно воспринимается как нечто мимолётное. https://imgur.com/a/rVF5DeM https://imgur.com/a/c2FzVzE https://imgur.com/a/MMhKUSx https://imgur.com/a/YlhsttY Предыдущее фото - лавка весьма известной фамилии стеклодувов. Род, ни много ни мало, зафиксирован с 14 века. https://imgur.com/a/o0QU7f3 https://imgur.com/a/OhKWLh6 https://imgur.com/a/EdAvlaX https://imgur.com/a/Z7QAF0v https://imgur.com/a/RaTsmhI https://imgur.com/a/YeEst0x https://imgur.com/a/6eh4gxC https://imgur.com/a/zMRXpjx Похоже на тёмный коридор огромной квартиры, правда? https://imgur.com/a/cxwC1Cy https://imgur.com/a/0Twlvrl https://imgur.com/a/b3AL67Y https://imgur.com/a/8gfJak0 https://imgur.com/a/kHYVSdz https://imgur.com/a/FqPTHZ8 https://imgur.com/a/Gyf2MQt https://imgur.com/a/wlw7zQw Вход в Арсенал (ныне главное городское управление полиции) - единственное место, где у льва в лапах закрытая книга. В стандартном варианте она открыта, и на ней начертан девиз Светлейшей - Мир тебе, Марк, Евангелист мой. Видимо, венецианцы решили, что для столь воинственного учреждения девиз как-то не очень к месту. https://imgur.com/a/I6EMAaP https://imgur.com/a/KTArEVc https://imgur.com/a/lZo7vRX https://imgur.com/a/iSURB2H https://imgur.com/a/H9NrazN https://imgur.com/a/VyRfB22 https://imgur.com/a/QpsywiX https://imgur.com/a/ryekCP2 Прекрасный Коллеоне и не менее прекрасный городской госпиталь. Да, этот фасад - не храм.) А какие рельефы... https://imgur.com/a/6E7Py9Q https://imgur.com/a/pkRjUT1 https://imgur.com/a/6wxTPar https://imgur.com/a/nszT6Yw https://imgur.com/a/fHwH2r0 https://imgur.com/a/DRX7wSQ https://imgur.com/a/MP1fbVJ https://imgur.com/a/DE3WhIe https://imgur.com/a/HMLblmV https://imgur.com/a/OdQlPPy https://imgur.com/a/WPiVh8U https://imgur.com/a/klASrJs https://imgur.com/a/68zNXdP https://imgur.com/a/pdfUlbh https://imgur.com/a/HKwy6Nq https://imgur.com/a/vSsDvAj Терпенья вам... там ещё много. https://imgur.com/a/OP7KabG https://imgur.com/a/thPJFFx https://imgur.com/a/Ny5XTF8 https://imgur.com/a/gxEZE0x https://imgur.com/a/0AASsI1 https://imgur.com/a/SYtH3hk https://imgur.com/a/rAkv25r https://imgur.com/a/2tDn8ZP https://imgur.com/a/Nf07LBg https://imgur.com/a/1i7cIZP https://imgur.com/a/nnEmXjI https://imgur.com/a/R54zosa https://imgur.com/a/b5h6qQ7 https://imgur.com/a/FuulqDM https://imgur.com/a/4BIEy2l https://imgur.com/a/WKnN6W9 https://imgur.com/a/ogwVHOT https://imgur.com/a/K6lFa6D https://imgur.com/a/PCJv61s https://imgur.com/a/NGGyOgL https://imgur.com/a/Klzo57P https://imgur.com/a/GmNEgbz https://imgur.com/a/LuUrJbH https://imgur.com/a/yXBULAP https://imgur.com/a/0Wy7hLb https://imgur.com/a/8Cb6nx0 https://imgur.com/a/wlwio29 https://imgur.com/a/qLtzFhN https://imgur.com/a/yFihorn https://imgur.com/a/lUQQsIa https://imgur.com/a/GOXkzpF https://imgur.com/a/E6AbKzc https://imgur.com/a/t4iE7DF https://imgur.com/a/7GYuYZ7 https://imgur.com/a/l8X5bzu Ну как-то так. Прошу прощенья.) Если осилили и не возненавидели Венецию из-за моего фотоспама, то завтра вернёмся к церквям. Свернуть сообщение - Показать полностью
2 Показать 10 комментариев |
#реал #Венеция
Очень плотный реал вынудил меня сделать паузу, хотя я не всем ещё поделился. Попробую продолжить, но на этот раз пост будет короткий и в основном из фото. Тема одна - знаменитый собор Сан Марко. Который называли собором практически всю дорогу, но который им - по официальному статусу - отнюдь не являлся. Несмотря на пышность и значимость сооружения, это была всего-то дворцовая капелла дожей. Этот самый статус "патриархальной базилики" храм получил уже после того, как Венеция прекратила своё существование как самостоятельное государство, то есть в начале 19 века. А начиналось всё в 829 году, когда ушлые венецианские купцы спёрли мощи того самого св.Марка из египетской Александрии, где полным ходом шло переделывание христианских храмов в мечети и, соответственно, было много случаев осквернения христианских святынь. Воровство, таким образом, выглядело настоящим геройством в глазах христианского мира, а кроме того, хитрые венецианцы убили тем самым ещё одного, не менее жирного зайца... даже двух, пожалуй. Самовольно сменив покровителя города с какого-то там Св.Феодора (которого им в своё время подсунули византийцы) на целого Св.Марка, Светлейшая тут же задекларировала свою полную независимость от Византии и одновременно дала недвусмысленный знак Риму, что отныне их город ничуть не ниже по статусу. Всерьёз сравнивать значимость Св.Феодора и Св.Петра никто бы не стал, а вот Св.Марк - совсем другое дело. Рим этот наезд проглотил с трудом, и многочисленные склоки на почве главенства и подчинения папской власти были яростными и длились почти всё время существования Светлейшей. Но довольно истории. Добавлю лишь, что нынешний храм построен в 11 веке и тогда же украшен сказочными, дивными мозаиками. Расширение и украшение продолжалось долго, каждый дож стремился внести свою лепту, и оттого убранство принадлежит разным эпохам, но самым волшебным образом гармонизируется и не выглядит эклектичным. И это одно из главных мест, которое позволяет понять, что такое великая византийская школа мозаики. Нам никогда не увидеть Святой Софии - но счастье, что остался Сан Марко. Он воздушен и ажурен снаружи и осязаемо монументален изнутри, и его полновесное, таинственное, затемнённое золото вполне отражает тот дух восточного мистицизма, что так органично переплетается в Венеции с западной готической традицией, создавая свой собственный, неповторимый стиль. Экстерьер - пасмурный день и аква альта. https://imgur.com/a/nLmagoX https://imgur.com/a/1WvnbaA https://imgur.com/a/LLt8Vb6 https://imgur.com/a/wS6zNwh Памятник венецианской жадности - колонны и прочие ценные арх.детали, вывезенные из Константинополя в ходе беспрецедентного грабежа города в угаре 4 Крестового похода. Знаменитой четвёрке коней нашлось достойное место на фасаде, рельефы и прочее кое-как присобачили к стенке, а колонны ну совершенно некуда было девать - вот, просто поставили рядышком. https://imgur.com/a/cfWUL9d https://imgur.com/a/mEYtUrU https://imgur.com/a/HJ5rzl2 https://imgur.com/a/nYb2zHM Экстерьер в хорошую погоду. https://imgur.com/a/FhfHArN https://imgur.com/a/judR8I1 https://imgur.com/a/CRhR3GQ https://imgur.com/a/wUemdg6 Ну и потом входим внутрь. https://imgur.com/a/HsKpfFY https://imgur.com/a/CtitoQC https://imgur.com/a/kRLI5qP https://imgur.com/a/l0xdfiH https://imgur.com/a/STKS6ri https://imgur.com/a/11ugAZY https://imgur.com/a/hlsF5xF https://imgur.com/a/CG2lnct https://imgur.com/a/WpKQP6X https://imgur.com/a/gsLPPcz https://imgur.com/a/W8C8tCW https://imgur.com/a/7kJEvLC https://imgur.com/a/DSXtBOn https://imgur.com/a/flvh717 https://imgur.com/a/FK95sCv https://imgur.com/a/Ba2sGn4 https://imgur.com/a/QP0j2KX https://imgur.com/a/MILj14V https://imgur.com/a/sGE64It https://imgur.com/a/tFp3EXA https://imgur.com/a/o2Vtu29 https://imgur.com/a/o2Vtu29 https://imgur.com/a/s39PD37 https://imgur.com/a/D0OOqGe https://imgur.com/a/PyQAG6p https://imgur.com/a/BTzNyM2 https://imgur.com/a/sEdz2n8 https://imgur.com/a/s43lP0k https://imgur.com/a/Ot46q4b https://imgur.com/a/qHW1dfC https://imgur.com/a/W75ApC9 https://imgur.com/a/KoBGm11 Прошу прощения за количество - выбрать очень трудно, каждый ракурс таит в себе что-то особенное, и остановиться невозможно. Ну и ещё несколько дневных и вечерних фото снаружи. https://imgur.com/a/2yNdYXh https://imgur.com/a/qquYgZc https://imgur.com/a/X2KOQSU Свернуть сообщение - Показать полностью
4 Показать 15 комментариев |
#реал #Венеция
Едем дальше. Раз уж я начал об островах, то сам бог велел продолжить и разнообразить тему другими, более известными названиями - Мурано, Бурано, Маццорбо. И если в предыдущем посте речь шла о понятиях эфемерных и отвлечённых, то сегодняшние локации являют собой другую грань венецианского характера, вполне себе приземлённую и абсолютно осязаемую. Речь пойдёт об островах Мастеров. Маццорбо несколько выбивается из списка, он известен меньше, однако тоже имеет своё ремесло, сделавшее его известным. Но давайте по порядку. Напротив прекрасного и осенённого благородной тишиной Торчелло, буквально в пяти минутах вапореттного хода, лежит Бурано - небольшой остров весёлых цветных домиков и знаменитого буранского кружева. Когда-то он был в первую очередь островом рыбаков, но сейчас настоящих рыбаков - тех, кто действительно зарабатывает себе этим на жизнь, осталось немного, а вот слава их жён-кружевниц по-прежнему жива. Место бойкое, жизнерадостное, очень туристическое и "земное" - особенно на контрасте с соседним Торчелло. Здесь приятно походить, купить пару шалей-шарфиков на подарки, выпить по рюмке, зайти в крошечный музей кружева... да и отчалить, пожалуй. Будь это весёлое торжище побольше, можно было бы и соскучиться, но остров маленький и надоесть не успевает. Делать тут особенно нечего, но его праздничная и неисправимо буйная красочность невольно вызывает улыбку. Кажется, что и погода здесь, в отличие от остальной лагуны, всегда солнечная - ей богу, за те добрых полтора десятка раз, что я тут был, пасмурно не было ни единожды. Ну и фотографироваться Бурано любит, охотно демонстрируя свои микро-канальчики, домишки и занавесочки в максимально выигрышном свете. Остановиться трудно, даже если снимал это прежде бессчётное количество раз. https://imgur.com/a/VXryZcq https://imgur.com/a/jLtQtYi https://imgur.com/a/42Ndy9H https://imgur.com/a/kATyAHZ https://imgur.com/a/HZNIRdb https://imgur.com/a/C0HwOTg https://imgur.com/a/shhX8oq https://imgur.com/a/fkvkuXE https://imgur.com/a/lipBmaD https://imgur.com/a/i7rujrz https://imgur.com/a/EiMgi54 https://imgur.com/a/pP9DZV4 https://imgur.com/a/VkD944s https://imgur.com/a/Zr2YXR2 https://imgur.com/a/AKrR3ne https://imgur.com/a/pXIfxyS https://imgur.com/a/bRYTnr5 https://imgur.com/a/wRVYFCx https://imgur.com/a/FYxHJjM https://imgur.com/a/Y5TPOjN https://imgur.com/a/r7aAhnO https://imgur.com/a/I4QL4Tt https://imgur.com/a/47BJF12 https://imgur.com/a/fKDx0xO https://imgur.com/a/NXsBD43 https://imgur.com/a/LxpQtjf https://imgur.com/a/ptPubCl https://imgur.com/a/hLaXpVF Обычно после Бурано народ грузится на трамвай и уезжает обратно на Риальто, но я люблю острова, и потому и в этот раз решил не спешить, а перейти по мосту и погулять по соседнему острову Маццорбо. https://imgur.com/a/PauXPG5 Маццорбо когда-то тоже был плотно заселённым местом - здесь существовало как минимум пять крупных монастырей и несколько приходских храмов. От прежнего великолепия сохранилась лишь часть одного из дальних от Бурано монастырей с собором Святой Катерины, и колокольня церкви Михаила Архангела 14 века. В 13-15 веках, уже после того как основная жизнь переместилась на Риальто, тут находились загородные летние виллы венецианской знати, но и от этого роскошества осталось одно воспоминание, - малярийный гнус, вечный спутник стремительно заилевшей северной части лагуны, не располагал к приятному времяпрепровождению, и местные нобили стали строить свои "дачки" на берегах Бренты, на терра фирма. Вот там это добро сохранилось во всей красе - по Бренте и сейчас можно колесить от одной виллы к другой, перебирать звонкие имена архитектурных гениев типа Палладио и наслаждаться видами и чистым воздухом. Но для Маццорбо это стало приговором - остров пустел, виноградники дичали и вырождались, а монастыри нищали и ветшали, пока не закрылись окончательно. И те немногие жители, что ещё оставались, тоже постепенно перебрались на другие острова. В пятидесятые годы прошлого века была предпринята интересная попытка заселить его вновь - одному известному итальянскому архитектору предложили разработать проект малоэтажных домов на несколько квартир, чтобы построить здесь социальное жильё. Одна - дальняя - набережная была построена и заселена, но на этом всё и закончилось. Она существует и сейчас, выглядит в меру обшарпанной, но вполне вписывается в ландшафт и органично соседствует с теми старыми постройками и усадьбами, что уцелели с прежних времён. С тех времён, когда этот остров (вместе с Торчелло) был знаменит не только своими монастырями и виллами. Дело в том, что на Маццорбо и на Торчелло испокон веков существовали виноградники. Сорт Дорона, так называемый "золотой виноград", из которого делали одно из лучших местных вин (белое и просекко), что поставлялось во дворец дожей и дома знати. Как он тут у них рос - не очень понятно, земля никакая, большинство сортов дохнут, не взойдя - но Дорона прекрасно себя чувствует в местных условиях и по сей день стараниями одного местного семейства, возобновившего виноградники на Маццорбо лет пятнадцать назад. Лозу взяли с Торчелло - тут ничего не сохранилось - и сейчас на Маццорбо функционирует сам виноградник, винодельня, дегустационный зал, свой магазинчик, небольшая гостиница и ресторан с мишленовской звездой в активе. Я оказался на Маццорбо в обеденное время, так что деваться было некуда. Прогулки прогулками, но есть-то надо. Просекко, кстати, отменное - уж на что я не люблю венетские вина, но это приятное исключение. https://imgur.com/a/VtfWhfc https://imgur.com/a/vkDyonr https://imgur.com/a/LOCqz7C https://imgur.com/a/0AQEy9U https://imgur.com/a/g6VcnNW https://imgur.com/a/iysbNSy https://imgur.com/a/Daxngo1 https://imgur.com/a/54z3voc https://imgur.com/a/wLUsppR https://imgur.com/a/aD3YuWN https://imgur.com/a/3sFxVVt https://imgur.com/a/2UesmlB Ну и последним на сегодня пунктом будет Мурано - этот остров известен всем так же хорошо, как и его прославленное стеклодувное производство. Надо сказать, что хитрость, мелочность и меркантильность венецианцев (про них говорили, что они знают всё о пути денег) самым причудливым образом сочетались с истовой любовью к своему городу и почти детской восторженностью и бескорыстием, если речь шла о нуждах Светлейшей. И так было всегда, во все века, превратившись в стойкую, почти генетическую отметину. Это поистине парадокс - как столь приземлённым (и не просто приземлённым, а открыто декларировавшим свою практичность) людям удалось построить столь эфемерный город, да ещё и на таком зыбком, неустойчивом (во всех смыслах) основании. Я не знаю точного ответа, но предположение у меня есть - во все века венецианцы искренне преклонялись перед настоящим мастерством любого рода. Они по-настоящему ценили людей дела - будь то корабел, торговец, каменщик, резчик или стеклодув. Здесь настоящим мастерам было позволено куда больше, чем где бы то ни было ещё. Пример муранских стекольщиков - один из самых ярких. Стекло приносило Венеции фантастические барыши и славу на протяжении многих веков, и считалось одной из главных отраслей местной экономики. Потомственные мастера являлись уважаемыми членами городской общины. Брак дочери стеклодува с аристократом не считался мезальянсом - даже поощрялся тем, что за детьми от такого союза сохранялись все дворянские привилегии. Во время одной из вспышек чумы на Риальто вымерла треть населения - а на Мурано при этом не умерло ни одного человека. Остров просто закрыли от всех прямых контактов - чтобы не допустить гибели стратегически важной части горожан. Все подобные факты восхищают и многое объясняют в местном менталитете, и мне интересно разбираться в них, но... честно говоря, любви к Мурано нынешнему я в себе так и не вырастил. Это место - опять же, при всём к нему уважении - меня лично цепляет меньше всего. Отчасти дело в застройке - Мурано слишком похож на Риальто, только попроще, победнее, поменьше... такая простенькая, полуигрушечная версия старшего брата. Индивидуальности Торчелло или Бурано тут нет, как нет и тех шедевров, что имеются на Риальто... короче говоря, это тот случай, когда копия однозначно уступает оригиналу. А возможно, дело в том, что во всех мало-мальски значимых местах этих островов (Мурано - не один остров, а несколько небольших рядом) почти всегда толпа, вся жизнь заточена под бесконечное продавалово всевозможных стекляшек, народ с бешеной жадностью метёт всё подряд, не глядя и не разбираясь, лишь бы стояла бирка "Мурано", и работы настоящих, классных стеклодувов надо долго искать среди всего того блестящего и пошлого шлака, что выдаётся основной массой нынешних производителей. Это, увы, так. Я езжу сюда много лет подряд, и ситуация только усугубляется. Возможно, в первый раз это и производит впечатление, но отчётливо видно, что этот эффект и рассчитан как одноразовый - то есть ориентирован на туристов-неофитов. Содержимое 90 процентов лавок - одинаковое и часто довольно примитивное, причём общая мода на какую-нибудь фишку тут же подхватывается и нещадно копируется; настоящую индивидуальность трудно отыскать в этом диком месиве, и у меня лично начинает болеть голова буквально на пятой лавке, хотя я в силу профессии люблю ремесло подобного рода. Отдохновение одно - великолепный музей стекла и фантастический, мой любимый собор Сан Донато с мозаиками... ну и пара мастерских, что расположена не на основных путях следования туристического потока. В этот раз я твёрдо решил, что просто немного пройдусь, передохну, зайду в Сан Донато и отвалю отсюда. Соблазн зайти в музей был, и я почти поддался, но всё-таки передумал - побоялся залипнуть там до вечера, а на вечер у меня был другой план. Так что фото будет не так много, как могло бы, и на этом на сегодня закруглимся. Дальше уже будет Риальто, но это уже не сегодня. https://imgur.com/a/NuQe244 https://imgur.com/a/N0fOk2g https://imgur.com/a/x2tg9eu https://imgur.com/a/96JEqpN https://imgur.com/a/mDCFqQA https://imgur.com/a/9BGoozw https://imgur.com/a/lhuYqlG https://imgur.com/a/aDFy5BA https://imgur.com/a/f7LMBn6 https://imgur.com/a/i1lgsfr https://imgur.com/a/tfe3KZv https://imgur.com/a/iTsC0NJ https://imgur.com/a/GDIHBMC https://imgur.com/a/p2mdcvX https://imgur.com/a/u70UStA https://imgur.com/a/HWUhzKD https://imgur.com/a/Cdg7LWI https://imgur.com/a/k3jq1wV https://imgur.com/a/N8TwFlp https://imgur.com/a/4ZmeKdX https://imgur.com/a/V5VwnGx https://imgur.com/a/ToT0uKl Свернуть сообщение - Показать полностью
7 Показать 4 комментария |
#реал #Венеция
Сегодняшний пост - лирический.) Но всё-таки не удержусь и начну с краткой исторической справки - горбатого могила исправит, придётся меня потерпеть. Как уже упоминалось, настоящая Венеция - это не только архипелаг Риальто, но и остальные заселённые острова венецианской лагуны. Их много, каждый имеет своё лицо и чем-то отметился в длинной истории существования города. Собственно, это с самого начала был независимый союз островов, первоначальное название города грамматически имело множественное число, и корни уникального государственного устройства Светлейшей уходят именно в то время. Показать полностью 6
5 Показать 11 комментариев |
#реал #Венеция
Чтобы не утомиться от пафоса чрезмерных красивостей, сделаем сегодня паузу на быт - немножко транспорта, немножко жилья и вида крыш с моей альтаны, немножко еды и посиделок в общепите. Короче говоря, расслабляемся.) Скажу сразу - я сибарит, и на комфорт мне обычно денег не жалко, но, к счастью, всё же не запредельный пижон. Я не люблю гостиниц и предпочитаю снимать квартиры в конкретном районе города, и Венеция не исключение. У меня здесь две любимых локации, и в этот раз я тоже выбрал одну из них, хотя и не самую любимую - заказывал не заранее, поэтому выбирал из того, что было в наличии. Но выбором остался доволен. Начнём по порядку - с дороги из аэропорта. Венеция - одно из самых комфортных мест по части добраться оттуда до города. Аэропорт близко, расположен на терра фирма, но на самом берегу. В хорошую погоду я беру катер, - заодно и прогулка с ветерком - но в этот раз лил проливенный дождь, и я сел на аэропортную линию вапоретто, поскольку из терминала на причал идёт крытый пешеходный пассаж, причал тоже крытый, а главное - крытый сам транспорт. Ну и в нужном мне месте как раз есть его остановка. Катер тоже был бы с крышей, конечно, но какой смысл платить вчетверо и пялиться в крохотные запотевшие окошки. Так что грузимся в вапоретто и не выпендриваемся. Последний взгляд на привычную материковую жизнь - парковка у терминала. https://imgur.com/a/kpec62y Галерея к причалу и сам причал с вапоретто. https://imgur.com/a/PPNWWBi https://imgur.com/a/vKIjyth https://imgur.com/a/82ZZ1fY https://imgur.com/a/9KIAHH6 Одна из остановок по пути - на Мурано. https://imgur.com/a/2n3JsH5 Вылезаем, прибыли. https://imgur.com/a/ZQTTy46 https://imgur.com/a/9MvQU9u Дверь в дом. Низенько и тесненько, я постоянно сутулился, чтобы не шваркнуться башкой. https://imgur.com/a/4L0ArZM Квартирка тоже маленькая как шкатулка и насквозь девчачья, даже забавно, но отопление работает как зверь, экипирована хорошо, всё очень чисто и главное - своя альтана, что для меня непременное условие. Не хоромы, но на несколько дней для одного прекрасно. https://imgur.com/a/6CWclTP https://imgur.com/a/FvsOIdy https://imgur.com/a/Lu03guo https://imgur.com/a/xYD0HM7 https://imgur.com/a/mghW5rh https://imgur.com/a/vqkr52x https://imgur.com/a/RGHbztH https://imgur.com/a/5RiOTO2 https://imgur.com/a/UWGK9F9 https://imgur.com/a/xoyLDd0 https://imgur.com/a/Wrh0dBA В скобках отмечу - Венеция самое тихое место из мне известных крупных городов. Если жить в нормальной центральной локации, не на пресловутых муравьиных туристических тропах, коих тут совсем немного, то полное ощущение, что кругом абсолютная тишина, особенно по вечерам. Кажется, что окрестные переулки - не "улица", а коридоры очень большой квартиры, где то ли никого нет, то ли все спят. Изредка кто-то пройдёт внизу - каждый шаг слышно, и даже понятно, в какую дверь человек зайдёт. Вечером сидишь на альтане и если вдруг кто-то в другом конце твоего калле открыл окно - слышно скрип петель. Машинально начинаешь прислушиваться... а, это она бельё с уличных верёвок снимает, понятно. Пара минут, хлопок закрывающейся ставни - и опять абсолютно тихо. Нет звуков городской жизни - шума машин, велосипедистов, автобусов... никакого звукового сопровождения из тех, что нас окружает постоянно и которое мы вроде не замечаем, но когда этот фон пропадает, то тишина оказывается внезапной и оглушительной. И это тоже чисто местная фишка, которая мне нравится. Ну ладно, возвращаемся к очередному насущному - то есть к пожрать.) Например, так. https://imgur.com/a/bFbmXHz Немудрёный ужин на крыше - тоже приятное дело, но без общепита всё одно никуда, для меня это обязательная часть программы. Традиционный беллини - не выпить в Венеции хоть один беллини чисто варварство. https://imgur.com/a/aoY4xRX Так же, как и шпритц на островах, если стало жарко... https://imgur.com/a/QgoOiZH https://imgur.com/a/U5zV6yl https://imgur.com/a/yQ1aiGW ...или местный просекко перед обедом... https://imgur.com/a/KkwRE9T ...ну, или меццо красного, когда вдруг замёрз. https://imgur.com/a/llDFWI3 Ну и конечно - утренний кофе на Пьяцетте, чтобы попялиться на красивое не спеша. https://imgur.com/a/6zwYmO8 И потом, наконец-то, нормально поесть. Вообще в Венеции (как и в Италии) с этим делом неплохо, и даже купленный на улице бутер или плюшка выглядят аппетитно и пахнут вкусно. https://imgur.com/a/uiVOIAQ Но я в этом смысле жлоб - жрать в Венеции пиццу почитаю последним делом.) Какая-никакая, а местная кухня тут всё же имеется, и я предпочитаю ходить туда, где готовят не усреднённо-туристическое "итальянское меню", а кормят традиционной местной едой. То есть дарами лагуны и окрестностей. https://imgur.com/a/upmkYaA https://imgur.com/a/1UD7HNY https://imgur.com/a/5KTLNSY https://imgur.com/a/8DIoL4D https://imgur.com/a/OJExp1e https://imgur.com/a/GPurInF https://imgur.com/a/965sKw6 https://imgur.com/a/rLL68UA И кофе в конце трапезы обязателен - с десертом или без, неважно. https://imgur.com/a/Hq641hX https://imgur.com/a/9FQEPGc https://imgur.com/a/GHq0u6z Ну и после всего этого можно ещё чуток побегать, пожелать доброй ночи местному тотемному зверю... https://imgur.com/a/C65yOqA ...а потом завалиться спать - наискосяк этой принцесскиной кроватки. https://imgur.com/a/YypmdtG Доброй ночи - завтра опять вернёмся к серьёзному. Извините за внимание.) Свернуть сообщение - Показать полностью
5 Показать 13 комментариев |
#реал #Венеция
Сегодня будет подборка набережных - то есть воды по-прежнему много, но фокус немножко сместится поближе к берегам, так скажем. В основном это будет пятак вокруг Сан Марко и Большого канала, поскольку я жил рядом и топтался там постоянно, щёлкая разные состояния погоды-природы и не особо задумываясь. Ну и немножко островов тоже будет, там всё откровенно более деревенское и потому попроще. Но в дебри классических узких каналов сегодня не полезем. Вообще набережные - это практически единственное проявление какой-никакой масштабной градостроительной идеи в Венеции, больше город ничем подобным похвастать не может нигде - это ни разу не Рим или тот же упомянутый вчера Питер. Венеция архаична, и оттого продуманной планировки и ансамблевого мышления новых времён там искать бессмысленно. То есть ансамбль есть, и со стилевой изюминкой всё в порядке, но он по-другому устроен, это канон средневекового города. Однако и к классическому средневековому городу отнести его трудно, он и в этом стоит особняком, сохраняя лишь один из трёх китов формирования городов такого типа. Первый пункт - некое фортификационное сооружение, сиречь замок, который постепенно обрастает посадом с лавками и мастерскими, превратившись в городское поселение. Этот вариант тут отсутствует напрочь - Венеция создавалась отнюдь не рыцарским сословием, никаких укреплений не возводила и защищать свою территорию подобным макаром не стремилась - очереди из претендующих на это полумалярийное солёное болото сроду не водилось. Первые поселенцы сбежали сюда, как известно, спасаясь от нашествия нескольких волн варваров, грабящих побережье в Северной Адриатике. У вышеозначенных варваров флота не имелось, и лагуна стала естественной и достаточной преградой от возможной погони. Второй пункт - перекрёсток двух-трёх крупных торговых дорог, на котором возникали рынки и появлялись постоялые дворы. Всё это тоже со временем разрасталось, укреплялось и становилось городом. Венеция в этом смысле тоже мимо - кругом вода, какие дороги. То есть торговля, конечно, возникла почти сразу, став краеугольным камнем здешней экономики и залогом процветания Светлейшей, но чисто физически это выглядело несколько иначе, не так, как на материке. Ну и третий принцип структурирования городской застройки - это храм (как правило, с площадью) и кучкующийся вокруг приход этого храма с жильём, мастерскими, лавками и прочим. Именно по этому принципу и формировалась Венеция - с узкими и тесными безымянными переулками и канальчиками, соединяющими один церковный приход с другим. Никаких широких проспектов и головокружительных городских перспектив тут не было и не могло быть - земли и так мало, поэтому роль основных городских артерий составляли или каналы пошире - вроде Большого канала на островах Риальто - или и вовсе сама лагуна с её причудливым фарватером. Короче говоря, всё опять крутится вокруг лагуны и зависит от её капризного нрава. И потому набережные - то единственное место, где город имеет возможность проступить в виде некоей монументальной картинки. Прошу прощения, опять меня понесло в исторические отступления. Больше не буду - дальше просто фото. Много. Очень, очень много... https://imgur.com/a/H7OA6lL https://imgur.com/a/WLjKpPX https://imgur.com/a/j7bIiRJ https://imgur.com/a/oXaXl5L https://imgur.com/a/65V548A https://imgur.com/a/xKFvW5O https://imgur.com/a/Buy0WqE https://imgur.com/a/ZPvS5NP https://imgur.com/a/dR3qfxp https://imgur.com/a/gIqesOI https://imgur.com/a/bmoYUPF https://imgur.com/a/H7pKCDU https://imgur.com/a/uTs1Vlq https://imgur.com/a/3wbeHnd https://imgur.com/a/1oxDTF0 https://imgur.com/a/4JnO8TB https://imgur.com/a/ueUV1du https://imgur.com/a/TVr1R3k https://imgur.com/a/chrvsrp https://imgur.com/a/rwgacUZ https://imgur.com/a/WyYfKwy https://imgur.com/a/DGAbJCx https://imgur.com/a/a5TtBeA https://imgur.com/a/So2gX8X https://imgur.com/a/CfF8laQ https://imgur.com/a/NSz4zZt https://imgur.com/a/u5eDDsX https://imgur.com/a/6mThtyR https://imgur.com/a/3AdnRYn https://imgur.com/a/OpPosS9 https://imgur.com/a/3dNA2UM https://imgur.com/a/3Tt3kHj https://imgur.com/a/Af6cjrj https://imgur.com/a/V9NEMEW https://imgur.com/a/FOTO8PJ https://imgur.com/a/ajiCpuR https://imgur.com/a/fXbHxnO https://imgur.com/a/Y8kta0d https://imgur.com/a/BiCN4a7 https://imgur.com/a/iEfVaWO https://imgur.com/a/WH5ffOs https://imgur.com/a/tLYz1Za https://imgur.com/a/gsaWAvj https://imgur.com/a/nKcMgVH https://imgur.com/a/C37J5B9 https://imgur.com/a/GJ45SCU https://imgur.com/a/5Ip0UKb https://imgur.com/a/sAu4qyB https://imgur.com/a/QWmB0wr https://imgur.com/a/uUrk4ur https://imgur.com/a/utm5FdS https://imgur.com/a/BgOG16M https://imgur.com/a/6EdZayd https://imgur.com/a/Tp8xMls https://imgur.com/a/Y3p3CUd Свернуть сообщение - Показать полностью
3 Показать 8 комментариев |
#реал #Венеция
Итак, поехали. Для начала - обозначим основные направления, что я себе наметил, собираясь в путь. Я не был в Венеции примерно лет семь-восемь, но, прекрасно представляя себе специфику жизни подобных городов-памятников, понимал, что никаких особых изменений в городе не будет; скорее, мне было интересно, насколько сильно изменился я сам и с какой точки я увижу Венецию в этот раз. Поэтому задачи рыскать в поисках чего-то радикально нового у меня не было - я хотел пройтись по местам знакомым и любимым не торопясь, потоптаться, обнюхать, обмусолить и ещё раз распробовать. Тем более, что, положа руку на сердце, действительно неизведанных мною углов там практически нет - я бывал тут много раз, а Венеция совсем небольшая, хоть и разбросана на достаточно обширной территории. Уточню сразу - большинство людей считают Венецией ту часть, что расположена на островах Риальто, но это совершенно неверно. Настоящая Венеция - это лагуна целиком, именно лагуна и есть город. Её подлинные проспекты, площади и переулки обозначены бесконечно натыканными рядами вех и буйков, по которым двигается транспорт - как общественный, так и частный. Все маршруты обозначены чётко и нерушимо - лагуна не прощает броуновского хаотичного движения и попыток "срезать поворот" - или вляпаешься в дтп (да, и так бывает), или тупо нарвёшься на отмель. Поэтому настоящим путешествием по "городу Венеции" я всегда считал прогулки по лагуне - на вапоретто или нанятом катере. В этот раз времени у меня было немного, поэтому лодку нанимать я не стал, ограничился лишь общественным транспортом, и первая подборка фото будет связана именно с лагуной - её водной гладью, возникающими берегами островов-кварталов и бесконечным небом. Скучновато, наверное - но уж потерпите. Я не фотограф, умопомрачительных композиционных находок ждать не приходится, но воды и воздуха будет предостаточно.) https://imgur.com/a/lsH8EB3 https://imgur.com/a/pKRQxnr https://imgur.com/a/GkhiGn1 https://imgur.com/a/tgzFcdm https://imgur.com/a/CfkD8NX https://imgur.com/a/Io8Ynsj https://imgur.com/a/UiM9kS2 https://imgur.com/a/1n6x9uf https://imgur.com/a/bw1oOeF https://imgur.com/a/pnCjN2n https://imgur.com/a/C5GdDVY https://imgur.com/a/I9MnStI https://imgur.com/a/SXdDXRO https://imgur.com/a/LwoPZM0 https://imgur.com/a/y9DgiaG https://imgur.com/a/ybGtpHx https://imgur.com/a/nmoNToo https://imgur.com/a/EtBCM7g https://imgur.com/a/EY7ZJGJ https://imgur.com/a/N5H8QYe https://imgur.com/a/8KMlWTE https://imgur.com/a/dS0U7z0 https://imgur.com/a/XHgOuRi https://imgur.com/a/qaLuWm6 Свернуть сообщение - Показать полностью
7 Показать 7 комментариев |