↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

16 произведений» 
Иди за мной
Джен, Мини, Закончен
416 32 32 3
Зови меня Стэн
Джен, Миди, Закончен
723 10 13
О мой генерал!
Джен, Мини, Закончен
388 5 19
Воздаяние
Джен, Мини, Закончен
1.2k 11 59
Диалог
Джен, Мини, Закончен
411 0 4

Подарки

2 подарка» 
ПодарокХорошая девочка Лида
От Pio XIII
ПодарокБелые лилии и резная шпилька
От Наиля Баннаева

Награды

19 наград» 
5 рекомендаций 5 рекомендаций
5 декабря 2024
4 года на сайте 4 года на сайте
18 февраля 2024
15 произведений 15 произведений
8 декабря 2023
10 000 просмотров 10 000 просмотров
9 мая 2023
3 года на сайте 3 года на сайте
18 февраля 2023

Блог » Поиск

До даты
#обзоры_дилетанта #Грибоедов #Горе_от_ума #лишний_человек_в_литературе

Вот и пришла пора начать наши с вами обзоры. ХVIII в. я пропускаю. Я мог бы начать с древнерусской литературы, мог бы начать с "Жития протопопа Аввакума", а мог бы со стихов Ломоносова или Тредиаковского или басен Крылова и "Недоросля" Фонвизина. Мог бы сказать про яркий и красочный, образный язык Радищева, его "Путешествия из Петербурга в Москву". Но всё это увы, прелюдия к тому, что я лично считаю великой русской литературой. Хотя бы потому что и Фонвизин и Радищев еще сильно подражают и Библии, и античности и современным им романам. Но эпоха подражательства заканчивается и заканчивают её Пушкин и Грибоедов. Да, у Пушкина ещё есть подражательство - в Руслане и Людмиле, в сказках и отдельных стихах.Но крупные произведения, значимые, такие как поэма "Евгений Онегин", "Полтава", "Медный всадник", его трагедии, включая самую известную из них - "Борис Годунов"- это уже серьезно. К такой же серьёзной литературе относится "Горе от ума". Серьезной потому, что здесь нет прямого нравоучительства и "естественного права", "вольнодумностей" Фонвизина и Радищева.

"Горе от ума" - комедия, но комедия, которая более похожа на очень злую сатиру, чем какое-лмбо другое произведение. Даже в "Истории одного города" нет такого едкого высмеивания русской жизни. Перед нами проходят сатирически написанные образы, Фамусов, русский барин, ругающий французов, боящийся "общественного мненья" в лице более знатных, чем он, любящий поговорить "о старой жизни", о "екатерининских временах". К тому же он лицемер "монашеским известен поведеньем", а волочиться за служанками. Лиза, которая ругает Софью, а сама влюблена в "буфетчика Петрушу", Софья, играющая роль примерной дочери и Молчалин, играющий роль "примерного приживалы", Репетилов, вечно бегающий за "умственной модой", Скалозуб, военный, ненавидящий гвардию, который при этом скорее всего не воевал, а только делал вид и проч. и проч. Всё это написано живо, ярко, с умом. "Горе от ума" по сути повторяет и раскрывает библейское изречение "И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." (Еккл. 1:17-18). И как ни странно эта комедия, вроде бы насквозь "политическая" и "секулярная" смотрит на мир скорбным взглядом царя Соломона. Ум - вроде как положительное качество, которое хвалят все, оказывается не нужен никому.
Обычно комедию понимают так, что Чацкий - это голос автора, положительный персонаж. Между тем Чацкий, прототипом которого считают Чаадаева - это пародия на него. Между тем Чацкий лишен спокойствия и уверенности в себе. Он прибывает, одержимый мечтою о Софье и сходу бросается всем проповедовать свои идеи. Он как ураган, буревестник перемен, врывается в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и производит там фурор. Он противоречит всему, как будто из духа противоречия, из желания позлить собеседника. Перед Фамусовым он нападает на манеры екатерининских вельмож, которые "прислуживали" вышестоящим, нападает на крепостное право. Перед "обществом", съехавшимся в гости к Фамусову, он произносит пламенную патриотическую речь, доходя даже до защиты национального платья и бород, высмеивая попытки подражать французам:

"Уж если суждено нам всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев".

Недавно он ругал русские порядки, но теперь оказывается, что это от патриотизма, а не от желания ниспровергнуть всё. Чацкий - лишний человек, лишний в обществе, где все притворяются не тем, кем хотят быть. И Чацкий - не безусловно положительный герой. Софья совершенно верно сказала о нём, что он "горд и зол". Он зол на окружающих, но пытается их переделать "на свой манер", возбудить в этих манекенах живые чувства. Когда-то, когда мне было 14 лет, я восхищался Чацким. Теперь же, вместе с автором я вижу бесплодность Чацкого. Умный человек не будет спорить с глупыми, пытаться их переубедить, исправить, изменить. Любит ли Чацкий? Он любит, да, но не Софью, а придуманный в голове идеал Софьи. И так во всём, Чацкий, желающий дойти во всём до глубины - фатально скользит по поверхности русской жизни и, отвергнутый ею, уезжает.

В чем смысл произведения? Зачем автор показал нам "лишнего человека", который приехал, всё раскритиковал и бежал в ужасе от увиденного? Россия так страшна и ужасна? Почему "Горе от ума" если Чацкий не умён, а скорее наоборот? Я думаю, что в Чацком Грибоедов осмеял будущих декабристов. Его мысль страшная - вот живой человек в сонном царстве, но сонные люди не понимают его и он уходит. Он - лишний. И он лишний не потому, что он патриот, умнее и проч., а потому, что он - живёт. А они притворяются, что живут. И он бессилен их изменить, но зачем-то пытается, пытается это сделать, пока его не объявляют безумным. Ну так и действительно, пытаясь пробудить спящих, он становится безумен. Разве не нечто похожее на безумие сквозит в строках Екклезиаста: "И ублажил я мёртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем." (Еккл. 4:2-3)? Вдумайтесь, перед нами Россия - православная страна с монархом. Хоть кто-то из аристократов вспоминает о Боге? О религии? "Бог свят", "Бога ради", "Бог нас свёл", "Ей-богу" - это что такое? Это - поверхность. Россия - сонное, спящее царство, грезящее о былом величии и забывшее о Боге, и Чацкий как секулярный, обезбоженный пророк, которого признают сумасшедшим, безумным, чтобы отмахнуться от его истин. Но истины эти - не его собственные, они скорее принадлежат автору. Сам по себе Чацкий - не просто лишний человек, а марионетка, маска, которую надел на себя Грибоедов. И мы соглашаемся с речами Чацкого, но если мы посмотрим на его дела, нас что-то не тянет ему подражать. Потому что Чацкий - бесплоден, как был бесплоден в своей книге Екклезиаст, с ужасом наблюдающий за людской неподлинностью, лживостью, лицемерием. Екклезиаст, Кохелет (проповедник) - маска царя Соломона. Чацкий - маска автора. Они схожи в этой своей роли.

Грибоедов написал "Горе от ума" в 1822-24 гг. Еще до декабристского восстания. Чацкий - это безусловно человек с идеалами декабриста, то есть человек, который является западником, когда дело касается политики и славянофилом, если дело касается культуры. Такими были Грибоедов и Пушкин. Они стояли по ту сторону разделения на "самобытников" и "западников", столь болезненного для России. Как типичный западник Чацкий отрицает "мундир", "службу", смеется над "екатерининскими временами" и стоит за просвещение, против крепостничества. Как типичный славянофил Чацкий терпеть не может казенщины, лицемерия, слепого подражания Западу в культуре. Правда, в отличие от Чацкого, декабристы сыграли свою роль. Николай I, как известно, сказал: "Я покажу этим мятежникам, что может сделать русский царь" (имея в виду социальную программу декабристов и Николай I добросовестно как вол работал, чтобы отменить крепостное право cверху (а все плоды "реформатора" присвоил себе Александр II). Декабристы и были бурей, ураганом, которая пронеслась над сонным царством и оставила Россию в недоумении. Но критический взгляд, порожденный декабристами, уже никуда не ушёл. Они "разбудили" власть и дали новый толчок к подготовке реформ, но они разбудили и интеллигенцию и заставили её готовится к революции, к ниспровержению старого.

Итак,если подвести итог, Грибоедов написал по сути три произведения:

1. Одно произведение - это сатира на современное ему общество с высмеиванием его пошлости и лживости. В этом, поверхностном прочтении, Чацкий - это положительный герой, обнажающий всю лживость современного ему общества своими пламенными инвективами, своими неистовыми речами. И в этом виде он надолго вошёл в школьную программу советской школы.
2. Второе произведение - это рассказ о лишнем, оторванном от своей земли и корней человеке, лишенном мира и покоя. Он стремится к добру, но не умеет рассказать о нём другим. Он - "горд и зол", никого не любит, сталкиваясь с другими, он их губит, а не спасает (как губит Чацкий Софью, поднимая шум и обрекая девушку на "деревню, тётку, глушь, Саратов"). Он говорит истину, но истина в его устах горька, горька как вода, которую пьёт последний русский лишний человек, герой стихов В. Цоя:

"Ночь коротка, цель далека,
Ночью так часто хочется пить
Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька,
Ты не можещь здесь спать, ты не хочешь здесь жить" (В. Цой "Последний герой").

Сонно царство в этом втором произведении встретило "лишнего человека" - и осталось таким же. Люди неизменны, говорит Екклезиаст, люди не стоят меня, говорит Чацкий. Чацкий в конце превращается из "пророка" в странника: "Карету мне, карету!". Его мечты отвергнуты, он опозорен перед всеми, любовь его растоптана. Такова участь человека в мире, говорит нам Грибоедов. Ты будешь странником и умрешь вдали от людей, растоптанный ими (см. смерть Грибоедова от рук толпы фанатиков). Потом "лишний человек" пройдёт через всю русскую классическую литературу, и судьба его будет причудлива и странна.
3. Наконец, существует и третье произведение. Оно о судьбе декабристов и о судьбе перемен. Чацкий - декабрист, Россия - сонное царство. Чацкий не может разбудить Россию, но здесь жизнь опровергает Грибоедова, декабристы "будят Россию", вызывают в ней перемены ценой своей жертвы. Их делу сочувствует даже намеченная ими жертва - Николай I. Тем паче - интеллигенция. Чацкий - это "политическое завещание", надо быть патриотом, стремится к свободе и освобождению народа и одновременно к уважению к его культуре, говорит Грибоедов его устами. Но здесь, в этом аспекте, да - Чацкого никто не услышит. Именно после декабристов образованное общество в России на долгие годы (возможно, навсегда) расколется между западниками, которые будут более всего стремится к свободе и во имя свободы возненавидят патриотизм и русское государство и славянофилами (самобытниками), которые будут любить патриотизм и из патриотизма и ненависти к фальшивому подражательству отвергнут и свободу и будут защищать любые порядки, существующие в России.

Как-то вот так.
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 17 комментариев
#горе_от_ума #моё #литературное #постмодерн #драббл

"Людей с душой гонительница, bitch! Молчалины блаженствуют на свете!" - воскликнул безутешный Чацкий, уезжая в неведомые края на лихой карете. Но знал ли он, этот насквозь литературный герой, сколько реальных людей будут повторять эту фразу с горечью отчаяния...

"Молчалины блаженствуют на свете!" - произнесет безногий гусар, вернувшийся в свое имение после русско-персидской войны и обнаружив свою красивую жену с любовником.
"Молчалины блаженствуют на свете!" - прохрипит из последних сил великий поэт, умирающий после дуэли с тем, кто хотел оклеветать его кокетку жену.
"Молчалины блаженствуют на свете!" - с горечью воскликнет социальный утопист, уходя на каторгу - в своем произведении он хотел воспеть женщин и женственность, а пошляки увидели лишь "свободную любовь".
"Молчалины блаженствуют на свете!" - прошепчут губы умирающего на Первой мировой безусого прапорщика, который отправится на войну добровольцем после того как узнает, что его невеста ему изменила.
"Молчалины блаженствуют на свете!" - закричит от гнева старший лейтенант пехотного взвода в 1941 году под Ленинградом, вернувшаяся в блокадный город и заставшая мужа с другой, перед тем как застрелить обоих насмерть и застрелиться самой.
"Молчалины блаженствуют на свете!" - напишет в своей разорванной "демократом" записке член ГКЧП перед тем как убить себя, поняв с горечью, что заговор был фарсом и никого не спас, а его соратники оказались предателями и манипуляторами с двойным дном.

"Молчалины блаженствует на свете вот уже почти 200 лет! Но слава храбрецам, которые любят и дышут как будто в последний раз, слава безумцам, отваживающимся идти на смерть ради любви, слава романтикам, познавшим смерть при жизни и заглянувшим ей в ненавистное лицо", - сказал усталый Молчалин, снимая и отбрасывая далеко от себя надоевшую маску Чацкого.
___________________

Вот так как-то, да.
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть