Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
Scaverius
25 августа в 03:06
Коллекции загружаются
#политота #идеология #политический_анализ #ликбез #умеренный_политический_либерализм #много_букв
Недавно лайкнули "классический (экономический) либерализм" - https://fanfics.me/message457457, а начало тут - https://fanfics.me/message457325. Надо бы продолжить, раз уж начал, а то я эту серию забросил совсем. Итак. Классический либерализм был корневой идеологией, возникшей на базе философии Просвещения. Политический либерализм ХIX в. вырос из представлений классических либералов и разделялся на два течения - умеренное и радикальное (революционное). Начнем с умеренного (хотя оно и возникло позже). 1. Идеями-ценностями умеренного политического либерализма были те же самые Свобода и Частная Собственность. Но они могут быть сформулированы как примат идеи Свободы над идеей Частной собственности. Представьте себе дробь, числителем которого будет Свобода, а знаменателем Частная собственность и вы получите умеренный либерализм. Еще одной идеей стала идея Счастья, то есть максимального увеличения комфортности и благосостояния (Утилитаризм). Итак, формулой умеренного политического либерализма можно назвать Свобода/Собственность + Счастье. 2. Основными идеями-понятиями умеренного политического либерализма стали концепция естественных прав личности и концепция правового государства. 3. Основными представителями этого течения стали И. Бентам, Дж. Ст. Милль. Вообще умеренный либерализм был более связан с англосаксонской традицией либерализма. 4. Основной теорией этого течения стал утилитаризм - идея о врожденном стремлении человека к счастью и свободе. Счастье понималось как индивидуальное стремление к максимизации удобства, комфорта и наслаждения жизнью, а свобода - как условие для осуществления этого принципа. Методологией был всё тот же дедуктивный метод - умозаключение от общих позиций к частным, о которымуже упоминалось ранее. 5. Степень когерентности - умеренный либерализм ХIX в. является идеологией второго порядка, т.н. "дочерней", "вторичной" идеологией. Его идеи опирались на идеи философов Просвещения, разработавших классический либерализм. 6. Историко-культурной и социальной базой умеренного политического либерализма являлись мелкие буржуазные круги, интеллигенция, часть чиновничества. Он также опирался на переомысление революционных потрясений XVIII в. в сторону ограничения революционных и реформистских тенденций. 7. Личность в умеренном политическом либерализме всё так же представляла из себя суверенного индивида, но при этом наделенного стремлением к свободе и счастью. Рационализм здесь оказывался подчиненным идее утилитаризма, а концепция политических и гражданских прав была дополнена концепцией индивидуальных прав личности. В основе этики тоже лежит принцип утилитаризма или "наибольшее счастье наибольшего числа индивидуумов". 8. Общество в умеренном политическом либерализме, хотя и предшествует личности (общественный договор), но не стоит над ней (индивидуальные права). Концепция общества здесь представляет собой баланс между индивидуальными правами (интересы личности) и законом (интерес общества). 9. Государство в умеренном политическом либерализме - это согласовательный инструмент частных индивидуальных интересов и интересов общества, направленных на максимизацию свободы и счатья. Точно так же как и в классическом либерализме государство не может вмешиваться в гражданскую сферу иначе, чем путем создания и поддержания законов. При этом выбирая между конституционной монархией и республикой они всё же склонялись к республиканскому устройству государства. 10. Собственность в умеренном политическом либерализме предстает как средство для максимизации благоденствия. Предпочтительная форма собственности частная, так как именно частная собственность по мысли утилитаристов несет в себе возможность расширения индидивидуальных прав и свобод. Отсюда вытекает необходимость рыночной экономики и лишь умеренного вмешательства государства в экономическую жизнь. 11. Религия в умеренном политическом либерализме предстает как частное дело каждого. Утилитаристы были антиклерикалами, то есть выступали против вмешательства религии и религиозных организаций в дела общества и государства. Эта позиция у них была еще более ярко выражена, чем у их предшественников. Не выступая против религии в принципе, они тем не менее оказывались объективно не на стороне аскетических религий (христианство, буддизм), т.к. принцип ограничения эгоистических желаний из моральных соображений (уменьшение страданий) противоречил принципу максимизации блага (увеличения наслаждений) 12. В области истории умеренные политические либералы искали уже не только моральные поучения и примеры, но и отталкивались от опыта революций и бурь ХVIII в., выступая против их крайностей. Выступая против феодализма в принципе, они уже скорее ратовали за утверждение политически свободного и экономически капиталистического общества, т.е. акцент сместился на скорее на позитивное видение настоящего, чем на негативное видение прошлого. Вывод (итог): Умеренный политический либерализм прямо наследовал классическому либерализму и развивался в ХIX в., но в ХХ веке по сути прекратил свое существование. Из вторичных идеологий развившихся под влиянием этого направления можно указать на "республиканизм", возникший после Второй мировой войны (Р. Арон, Х. Арендт и т.п.). Свернуть сообщение - Показать полностью
Показать 1 комментарий |