↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

16 произведений» 
Иди за мной
Джен, Мини, Закончен
416 32 32 3
Зови меня Стэн
Джен, Миди, Закончен
723 10 13
О мой генерал!
Джен, Мини, Закончен
388 5 19
Воздаяние
Джен, Мини, Закончен
1.2k 11 59
Диалог
Джен, Мини, Закончен
411 0 4

Подарки

2 подарка» 
ПодарокХорошая девочка Лида
От Pio XIII
ПодарокБелые лилии и резная шпилька
От Наиля Баннаева

Награды

19 наград» 
5 рекомендаций 5 рекомендаций
5 декабря 2024
4 года на сайте 4 года на сайте
18 февраля 2024
15 произведений 15 произведений
8 декабря 2023
10 000 просмотров 10 000 просмотров
9 мая 2023
3 года на сайте 3 года на сайте
18 февраля 2023

Блог » Поиск

До даты
#героизм #история #мифология #литература #философские_размышления #часть_вторая

Добрый день! Продолжаем разговор о героизме. Перенесёмся в эпоху Модерна и посмотрим, что нам принёс Модерн.

Остановка третья. Супергерои - демоны справедливости.

В ХX в. в США родилось два жанра киновестерн и комиксы о супергероях. Супергерои были реваншем героизма языческого мира, его местью угасающему на Западе христианству из могилы. Начну опять же издалека. Модерн означал расколдовывание мира и отнесение религии в сферу индивидуальных чувств. Морализм и пиетизм, отрицание традиции - всё это свойственно протестантизму. По сути сфера религиозного совпадала со сферой прекрасного и морального. Но за пределами морального и прекрасного (прекрасных чувств) оставался целый мир человеческих отношений, о котором протестантизм не мог ничего сказать. За ним оставался и целый мир сверхъестественно, о котором протестантизм не мог ничего сказать, кроме "глупое суеверие". Не зря в ХIX-ХХ веке на Западе пышным цветом расцветают апокалиптические и языческие секты и культы, а также магия (под разными личинами - оккультизм, экстрасенсорика, сатанизм, телема, викканство и проч.). Ну а социальный мир, мир отношений западного человека задыхался в тисках закона и морали. Закона - который мог игнорировать моральность или аморальность поступка или выпускать ловкого преступника из лап благодаря крючкотворству адвоката. И морали, которая сдавливала человека в тиски викторианских правил. Дуэль, как и другие законные способы выплеска агрессии давно ушли в прошлое. ХIX век породил жанр детектива, где ловкий сыщик героически искал преступника. Но сыщик - это еще не герой, хотя он у некоторых авторов близок к герою. Например, Шерлок Холмс, погибни он у всем известного рейхенбахского водопада, стал бы героем. Но законы жанра требовали, чтобы он остался обычным человеком. Потребовался жанр комикса и супергероизм, чтобы вернуть старую тему героизма. Мир жаждал героев, которые должны были принести в него новую идею. И они появились. Супермен, Бэтмен, Флэш, Халк и проч. и проч. Они были разными. Некоторые прямо восходили к античному архетипу (Супермен, у которого есть и полубожественное происхождение пришельца и мифологизация поступков и так далее), другие не совсем. Но интенция их была немного другой, мотивация была иной, чем у других героев. Давайте соберем образ такого человека:

1. Он чаще всего является плодом непонятной мутации. Он обладает сверхсилой (за редкими исключениями вроде Стрелы, который тренировался и стал чем-то вроде суперсолдата).
2. В обществе он должен носить маску обычного человека, а совершая героические поступки - маску супергероя.
3. У него обязательно есть персонифицированный враг. Он не борется просто с судьбой (за редкими исключениями).
4. Враг супергероя - преступник, разбойник, злодей. Часто это злодей, обладающий сврехсилой.
5. В отличие от христианского героя, в нем более выражен мотив стремления к справедливости и менее к защите и помощи. В отличие от античного героя, в нем меньше прославления себя подвигами ради подвигов.
6. Мотив судьбы всегда звучит на заднем плане. Это мотив мощный и страшный, мотив обреченности героя носить маску и бежать от закона. Закон, кстати, всегда одновременно и защищает героя и осуждает его методы. Герой одновременно и поддерживает Порядок и разрушает его, вносит Хаос.
7. Люди обожают и восхищаются героем и готовы подражать ему. Если христианскому герою подражать сложно, а античному почти невозможно, то подражать супергерою легко. Супергероизм вызывает культ "супергеройских поступков" и эпидемию "супергеройского косплея".
8. Супергерой всегда идёт по тонкой грани Модерна и Антимодерна. С одной стороны он несет людям справедливость, защиту от преступников и не нарушает моральных законов. С другой стороны он преступник, судья, человек стоящий над законом и поэтому отверженный. Супергерой - это всегда в чем-то ницшеанский сверхчеловек, а ницшеанский сверхчеловек, доведенный до логического конца, отрицает мораль.
9. Обратной стороной культа супергероя становится культ суперзлодея, антигероя. Фильм "Джокер" (2019) в этом отношений классический фильм, в котором мы видим антигероя. При этом антигерой, часто немощный и слабый, бросает вызов несправедливости не с помощью "кодекса справедливости", а с помощью необузданного насилия.

Но хватит о супергероях. Они - плод развития легалистской, американо-британской культуры, причем в её американском изводе. Они - мечта американцев о Диком Западе, о судах Линча, о молодости нации, когда самый удачливый, смелый и в чем-то жестокий, получал звезду шерифа и вершил правосудие. Следующая остановка - это...

Остановка предпоследняя. Обыденный героизм

Наконец, культ героя достигает предпоследней черты, когда он уходит в повседневное. Когда героем становится обычный человек, приносящий обществу пользу. Это герой стихотворения Маршака "Рассказ о неизвестном герое". Этот герой чаще всего анонимен. Если он не анонимен, он как правило служит закону. Какой-нибудь "Дядя Стёпа-милиционер" или же, например, Анискин, становились героями обыденности. Нельзя сказать, что на Западе совсем не было такого архетипа, но как и у нас он оставался в основном уделом "детской" прозы. Можно вспомнить повесть Гайдара "Военная тайна", где героем неожиданно становится мальчик-хулиган. Но какие черты присущи такому обыденному герою (кстати в фэнтези - это Гарри Копперфильд Дрезден, например, хотя бы в начале цикла, в конце он уже похож на античного героя)?

1. Такой герой часто полуанонимен и образ его собирателен. Это даже не образ одного человека, а образ нескольких людей, типаж.
2. К реальной жизни он имеет прямое отношение, он не мифологизирован. Тем не менее в реальной жизни он не получает почестей, успеха.
3. Успех вообще не присущ такому герою. Его героизм- это работа. Девизом такого героя можно взять слова полицейского Нурбагандова перед лицом смерти "Работайте, братья". Работайте. Не "геройствуйте" не "всех не перевешаете", не "да здравствует наша Родина", а просто "работайте". О нём и узнают случайно, если вообще признают его подвиг.
4. Врагами этого героя являются стихия, злые люди или даже просто окружающая его обстановка. Можно вспомнить песню В. Цоя, где воспевается "обыденный героизм": "Утром ты стремишься скорее уйти, телефонный звонок как команда вперед. Ты уходишь туда, куда не хочешь идти, Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждёт." Героизм - это просто делать своё дело, когда всё кругом против тебя. Это просто "идти в своей душе наперекор", когда все "шагают в ногу". Можно еще вспомнить "Моя оборона" Е. Летова. Там тоже воспевается "странный героизм", "не от мира сего", когда: "Моя оборона - солнечный зайчик дешевого мира", то есть просто проблеск надежды в мире, впадающем в безумие.
5. Ему не стремятся подражать, его подвиг вырастает из его социализации, из характера и воспитания.
6. Герой такого типа - это герой Постмодерна или Альтермодерна. То есть это либо герой эпохи социализма, либо герой Постмодерна, где героизм уже умер. Герой такого типа является переходом от современного общества к обществу где либо культ героев уже давно умер целиком, либо где героизм стал окончательно уделом каждого, повседневностью. То есть либо к коммунизму, либо.... к деградации. К "последнему человеку" по Ницше.

Ну и нам осталось показать последнее. То, когда герой превращается в ничто, отвергается. Итак:

Остановка последняя. Смерть героя

Что значит смерть героя? Это значит по сути смерть человечества каким мы его знали и знаем. Это означает переход в первобытные времена, но без знака развития, со знаком минус. Для смерти героя необходимо, чтобы в обществе возникли "последние люди", отрицающие любой героизм как таковой. Будучи по сути де-факто наполовину по характеру одним из "последних людей" , я прекрасно знаю себе суть этого "последнего человека". Отчасти я уже описал жизнь и быть "получеловека" в своём оридже "Так говорит Ищущий". Но "Ищущий" - декадент (как и ваш покорный слуга), плод мира постмодерна. То же, что идёт на смену декадентству - это совершенно другое. Декадент не противостоит герою, декадент герою завидует. Декадент втайне хочет быть героем. Декадент - это Ганя Иволгин, который не желает на коленях тащить деньги из огня, хотя честолюбив и жаждет денег. Декаденткой является Настасья Филипповна, чьи действия в романе "Идиот" приводят христианского "героя" Мышкина к катастрофе. Последний человек - это совсем другой человек. Можно описать черты этого "последнего человека" таким образом:

1. Это человек, гордящийся своей рациональностью и правильностью.
2. Воображение и фантазию последний человек считает "блажью". Если эта "блажь" проявляется в его семье, то он сочтёт должным "выбить эту дурь" из своих детей.
3. Главная цель жизни последнего человека - "устроится". Ради этого последний человек охотно предаст семью, Родину, какие-то личные ценности.
4. Деньги, Маммона - это культ последнего человека. Выше денег в жизни нет других ценностей. Жизнь государств, обществ, народов подчинена стремлением к деньгам и денежным потокам. В это данные люди верят свято, как первобытные верили в идолов.
5. В отличие от просто обывателя, последний человек "почтет за честь" развенчать или унизить героя. Вообще героизм он встречает со страхом и отвращением. В герое ему видится фанатик, разрушающий порядок вещей (то есть он видит только тёмную сторону героизма).
6. Наиболее ненавистными последнему человеку кажутся именно герои христианского типа, отдающие всё ради других и герои военного типа, рискующие жизнью на поле битвы. Чтобы опорочить их последний человек идёт на любой подлог, любую клевету, рядится в любые одежды и исповедует любые идеи.
7. Вообще последний человек ненавидит любой риск и от любого риска бежит. Смерть ненавистна ему и даже сам призрак смерти заставляет его дрожать, т.к. в душе он трус. Такие люди часто отрицают беременность и роды потому, что "это риск", отрицают службу в армии, т..к "это риск", войну, т.к. "это риск" и так далее. Риск, риск, риск. Риск умереть. Еще любимая их фраза "Нет ничего более святого, чем человеческая жизнь", но если убежденный гуманист может сразу за этой фразой прибавить "И я готов сражаться и умереть, чтобы произвол и тирания не отнимали эту жизнь у других", то последний человек готов прибавить "и эта жизнь - моя жизнь".

Интересно отношение к "последнему человеку" в разные исторические эпохи. Средневековье и античность его прямо отрицали и там он ютился в "подвале". Модерн, призывавший к великому освоению природы и свершениям науки порождал декадентов, а не последних людей. Но когда наступает "великая усталость" от идеалов, приходит "последний человек". И происходит распад старого мира. Кстати, Ницше был прав в какой-то мере, сам "последний человек", если взглянуть на него взглядом имморалиста просто разрушает. Но ужас в том, что разрушает он во имя ложного созидания, что сам на себя "последний человек" посмотреть критически не может. "Я всего лишь хочу создать уютную жизнь себе самому, героизм не для меня" - говорит обыватель. "Героизм вообще не нужен и правильно, это блажь, которой разные тираны и тоталитарные государства промывают мозги наивным простакам" говорит "последний человек".

На этом всё. Как-то так.
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 4 комментария
#литература #пародия #авторы_ром_кома_и_готик_хоррора_пишут_фэнтези #часть_вторая

Продолжение. Начало в - https://fanfics.me/message633828. Напоминаю - сценаристка ромкома (СР) и писатель готик-хоррора (ПГХ) сочиняют фэнтези вместе.

СР (отважно)... шла, она шла, босые ноги уже были в крови, солнце уже зашло за горной грядой, но она упорно продолжала двигаться вперед, пока...
ПГХ (спокойным голосом, как ни в чём ни бывало) ... незаметно для себя не подошла к городским стенам Антеграда: "Стой, кто идёт!" - раздался окрик часового сторожевой башни. Молодая девушка остановилась в замешательстве...
СР (еще более отважно): ... но тут она собралась с духом и выпалила: "Волшебница Саввина ко двору его величества Зидолберта I...
ПГХ (фейспалмит, про себя): Что за идиотские имена! Что за идиотские названия!
СР: ... с важным визитом!" Но тут...
ПГХ (иронично): ...донёсся громкий смех подвыпивших стражников с городской стены: "На себя посмотри! Какая-то оборванка и бродяжка выдаёт себя за волшебницу! Пшла отсюда вон, пока стрелой не запустил!"
СР (грустно): Тогда Саввина воззвала к разуму, чести и совести стражников: "Неужели вы оставите молодую красивую девушку замерзать от холода ночью!". Замирая от предвкушения, она ждала ответа...
ПГХ (с сарказмом): "Молодую? Красивую?" - в голосах стражников прозвучали нотки странного колебания . дальше послышался громкий шёпот. Наконец, уверенный голос со смехом произнес: "Нас тут трое на стене, я, мой друг Гуг и приятель Пиг. Если ты обещаешь нас обслужить нас полной, то так и быть, заходи. Порадуешь нас своим молодым телом, мы тебе внизу постелим, в караульне, в дальней комнате, накормим и напоим. Нет? Тогда прогоним отсюда прочь!". И голос стражника замолчал, как бы требуя ответа...
СР (с гневом и яростью): ...а Саввина горько подумала, что нынче в Антиграде у простых людей видимо совсем совести не стало, такое молодой и красивой девушке предлагать и ...согласилась.
ПГХ (удивленно, про себя): Чего???
СР (с еще большим гневом)... не помирать же на холоде, а в город всё-таки как-то проникнуть надо, чтобы узнать, не пробегал ли здесь заколдованный юноша, а насчёт их "обслуживания" это она еще посмотрит. Стражники открыли ворота со смехом и глумливыми шуточками мужланов-подонков, намеревающихся вдосталь по-зверски натешиться над беззащитным девичьим телом...
ПГХ (в еще большем опупении, про себя): Вот это у неё фантазии!
СР (продолжая, с пафосом) .. они схватили её за руки и потащили в караульную, где уже ждало незатейливое угощение, кувшин вина и хлеб с мясом. Но не успехи их похотливые лапы содрать с ней последние обмотки одежды, как юная волшебница вырвала руку и начертила знак Обездвиживания. И трое незадачливых караульных застыли на месте, превратившись в подобие каменных статуй, теперь только утренние лучи солнца могли снять заклятье. Но они продолжили всё осознавать и чувствовать. Отвесив мужеподобным выродкам...
ПГХ (про себя, наслаждаясь): Какой слог! Чувствуется праведная ненависть к мужикам!
СР (с еще большим пафосом, скороговоркой) ...пару полновесных пощечин, Саввина села на лавку возле двери, пододвинула стол и принялась с жадностью ужинать. Когда она закончила, то в кувшине вина не осталось ни капли...
ПГХ (про себя, удивленно): Эй, оставь бедным караульным с утра на опохмел, не наглей! Куда ей столько?
СР (со вкусом) - мясо молодого грифона было обглодано до костей....
ПГХ (задумчиво, про себя): Видать, поганый город этот Антиград, грифонов жрут, сволочи...
СР (со вкусом) - ...а хлеб был съеден до последней крошки. Сладко потянувшись и чувствуя тягу ко сну, Саввина поднялась с лавки, ей еще предстояло найти себе убежище на ночь...
ПГХ (спокойным голосом)... но тут же упала обратно, сраженная сонным зельем, которое караульные благоразумно подсыпали в кувшин заранее. Проснулась Саввина уже в тюрьме, совершенно голая и избитая. Стражники не тронули её честь и достоинство, зато раздели догола и в ярости избили её, сломав пару ребёр. Так они мстили за "неблагодарность". Молодая дура чувствовала стыд и смущение, не надо было так жадно напиваться в незнакомом городе, но делать нечего. С большим трудом пошевелив полузамерзшими руками и ногами, она услышала звон - то были тяжелые кандалы. "Почему я не могу повернуть головой?" - подумала Саввина. "Шею же мне не сломали?" Однако, еле-еле подтащив руку с кандалами к шее и ощупав её, она убедилась, что дело еще хуже, на ней был застегнут шипастый ошейник...
СР (с отвращением, про себя): Да ты совсем обнаглел, БДСМ-щик хренов!
ПГХ (весело продолжая)...к которому крепилась небольшая, но прочная цепочка и уходила в стену...
СР (с безрассудством в голосе)... волшебница постаралась с силой дёрнуть голову, чтобы проверить цепочку на прочность...
ПГХ (с иронией) ... но всё. чего она добилась, это сильная боль в шее, цепь была прочно прикреплена к стене....
СР (в отчаянии, про себя): Ах ты ж, суки какие!
СР (спокойным тоном, задумчиво)... поэтому колдунья опустила руки вниз и стала размышлять. Творить заклинания со скованными руками ей еще не приходилось, но иного выхода не было. Опасность представляло то, что...
ПГХ (с иронией, перебивая)... можно было спалить себе пальцы рук до костей...
СР (твёрдо, но с обреченностью в голосе)...но другого выхода судьба Саввине не оставила. "Эх, где наша не пропадала", подумала она и, еле пошевелив пальцами, призвала стихию Огня. Усиливая и усиливая поток магии, она медленно нагревала тяжелые кандалы на запястьях. Вскоре боль в пальцах стала уже невыносимой, но волшебница была непоколебима...
ПГХ (с ноткой священного безумия в голосе, пафосно)... но в этот момент в замочную скважину каземата вонзился ключ и начал с звоном проворачиваться в старом, проржавевшем замке. Казематы были старые, совсем старые, их не чинили еще со времен царствования прадеда Дилдоберта I...
СР (возмущенно) Зидолберта!
ПГХ (ехидно): ...Куколдберта I...
CР (упорно возмущаясь): Зидолберта!
ПГХ (сдаваясь) ...Зидолберта I, который был каннибалом, и призрак которого всё еще ходил, гремя костями и клацая зубами по этому проклятому месту, наполненному шорохами убитых и навеки замученных в этих камерах, повешенных и удушенных...
СР (видимо поёживается от страха, про себя): Хватит! Прекрати!
ПГХ (с еще большим пафосом): заморенных голодом и затравленных бойцовыми псами и медведями, распятых на алебардах...
СР (зажимая уши, про себя): Ну всё, счас уйду!
ПГХ (сжалившись) ...и сошедших с ума от пыток. Саввина замерла, но тут дверь распахнулась и в неё вошёл...
СР (оживляясь): высокий статный мужчина с сединой в волосах в красном плаще с черной каймой. Его красивые серые глаза пытливо обшарили каземат, а могучие руки в кожаных перчатках держали фонарь. Весь его вид, казалось, излучал уверенность, спокойствие и силу. Савиина, затаив дыхание и прищурившись, наблюдала за вошедшим зрелым красавцем, мысленно всё больше осознавая, что каземат уже не кажется ей таким противным и вроде бы ей уже и не так холодно...
ПГХ (с отвращением, про себя): Что?
СР (игриво) ... Саввина незаметно отвела руку немного в сторону, дав незнакомцу всласть полюбоваться на свою обвитую кандалами, нежную нагую грудку...
ПГХ (с бОльшим отвращением, про себя) : Фу! Шаблоны! Шаблоны! Порно-фанфиком запахло! Нца! Фу! Фу!
СР (игриво): .... выражение лица высокого незнакомца резко изменилось, и он приблизился к лежавшей на прогнившем соломенном тюфяке юной обольстительнице...
ПГХ (вслух, с остервенением): ...и внезапно рывком притиснул её к стене, рукой удерживая за шею. Глаза его горели суровым, фанатичным огнём. "Поганая шпионка! Похотливая тварь! Перед тобою маг Конклава Стерад, со мной такие игры не пройдут! За подобное использование колдовства в Антиграде мы сажаем магов-бродяг на железный кол!"
СР (нервно сглатывает): Уф!
ПГХ (с возмушением): "Ты обездвижила честных солдат-стражников, использовав знак Высшего Колдовства! Есть ли у тебя что сказать в своё оправдание!"
СР (робко): Саввина кокетливо вздохнула и сказала: "Они пытались мною попользоваться, уважаемый маг! Не хотели пускать в город!" А еще...
ПГХ (с возмущением): ..."А ещё они не были обязаны пускать кого попало. Не запирайся, потаскуха! Стражники всё мне рассказали. И то, как ты предложила им себя, и то, как повела их в караульню и то, как обездвижила! И если бы не закон Антиграда, повелевающий страже всегда держать отравленное сонным зельем вино в своих башнях, они бы так и сгинули!"
СР (робко, с удивлением): Саввина отвела глаза вниз и прошептала: "Но ведь с первыми лучами солнца их бы расколдовало! Я не понимаю, в чём я виновата! Я не причинила им вреда!"
ПГХ (с иронией) Насмешливое выражение появилось в выразительных глазах Стерада: "Да? Не думай, что можешь обмануть меня, прикидываясь дурочкой! Cтражников пришли бы сменить после рассвета. Им пришлось бы объяснять, почему вино выпито, а городские ворота открыты. Вряд ли бы их объяснениям поверили, скорее всего колесовали бы за то, что пьянствовали на посту!".
СР (сильно изумившись): Волшебница уныло молчала, ей было нечего ответить. Наконец, одна догадка блеснула у неё в мозгу...
ПГХ (с юмором, про себя): А там что, мозг имеется в наличии?
СР: ...она с усилием приподняла немного руки над головой, пользуясь тем, что маг Конклава отвлекся и обрушила их на него. Кандалы ударили мага по голове, лицо его исказилось от боли и гнева, но в этот момент Саввина ударила по противнику небольшой толикой магии паралича. Стирад застыл на месте, отчаянно борясь со слабой магией, но не успел освободиться. Саввина быстрыми движением обвила руки с кандалами вокруг шеи мага и начала давить...
ПГХ (с интересом, про себя): Ну-ну!
СР (воодушевившись): ... лицо мага побагровело и он прохрипел: "Чего ты добиваешься, идиотка! Я погибну, но ты-то в кандалах останешься!" Саввина нежным шёпотом промурлыкала прямо на ухо магу: "Да, но ты умрёшь! Либо ты скажешь отпирающее заклинание, либо умрешь на месте, клянусь!" и она продолжила изо всех сил душить мага, который уже не мог ни снять паралич, ни пошевелиться. "Хорошо! Клянись своей магией, что не убьёшь!" - прохрипел, почти теряя сознание, Стерад. "Клянусь магией!" - громко вскричала Саввина и Стерад почувствовал магический поток, исходящий из её пальцев. "Не солгала" подумал маг и мысленно передал Саввине заклятье отпирания кандалов. Миг - и она уже произнесла слово, и встала, но продолжила душить мага. "Но, ты поклялась!" - из последних сил прошипел маг. "Да, седой дурак! Но я поклялась не убивать, а не перестать тебя душить. Сейчас ты потеряешь сознание, а когда очнёшься, я буду уже далеко отсюда", произнесла Саввина. Так она и поступила, а потом быстро сняла с мага плащ, и, плотно закутавшись в него, вышла за пределы каземата и пошла в полной темноте, держась за правую стену подземелья, высоко поднимая левую руку, в которой был зажат фонарь...
ПГХ (с возрастающим интересом): Неплохо, неплохо! Интересно, что будет дальше?

Конец второй части.

Кому интересно, комментируем. :)
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
#писатели_и_архетипы #попытка_анализа #юнгианство_в_литературе #часть_вторая

Продолжение. Начало в - https://fanfics.me/message633132

7. Джим Бутчер
История ради истории, рассказ ради рассказа. Каждый рассказ и роман данного автора пронизан юмором и шаблонами, шаблонами взятыми из популярной культуры. И в каждом нас ждёт неоднократный "плот твист", поворот сюжета. Когда героям уже конец - они ухитряются остаться в живых. Как только ты решил, что какая-то группа персонажей злодеи - как кролик из шляпы появляется тот, кто среди этой группы умудряется поступать хорошо. Границы между добром и злом не просто размыты - их нет. Границы между необычайным и повседневным - меняются местами. Мистический детективщик Джим Бутчер, даже его волшебник Гарри Дрезден - это не волшебник, а какой-то Шерлок Холмс пополам с Индианой Джонсом. Любит ли автор своего главного героя? Скорее всех персонажей он любит одинаково, все они ему дороги. Мифологии и религии сменяют одна другую. Перед нами - языческие боги ацтеков, боги Старшей Эдды, христианский Бог, кельтские дворы "сидхе, фоморы ирландской мифологии, да мало ли кто ещё... Игра смыслов, игра образов, вечная игра на грани фола. Познакомьтесь с великим Трикстером, архетип Шут предстаёт перед нами во всей своей красе. Именно через "игру" передана автором "причастность к миру". Именно так он достигает единства читателя и текста. Именно так он ухитряется создавать ситуацию, в которой ты не можешь оторваться от прочтения его романов, даже если умом ты понимаешь, что это все - "весёлый трэш". Бутчер - Трикстер. "Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль", кто это сказал? Шекспир? А может это Джим Бутчер сгонял в прошлое и заставил великого мастера? Потому что замените "мир" на "мой мир" и получите формулу творчества Бутчера.

8. Терри Гудкайнд.
Терри Гудкайнд - это крайне интересный автор. Его романы - они о борьбе. Центр всего произведения - это борьба, война, преодоление. А значит, перед нами либо Волшебник, либо Герой. Пристально вглянемся в манеру работы автора с текстом. В ней по всему произведению разбросаны "рояли в кустах", помогающие как по взмаху волшебной палочки преодолевать трудности. Но не это в его романах главное. Главное - это проектирование, воплощение собственных фантазий, проецирование собственных идей из реального мира на мир вымышленный. Такое впечатление, что перед нами - идеолог или пропагандист. Не поймите меня превратно, каждый автор воплощает свои идеи в жизнь. Но здесь это достигает гигантских, гипертрофированных размеров. Это - двигает сюжет и даже главного героя. Он огорчается, когда ему не удаётся достичь целей автора и застывает на месте, когда автор не понимает, как навязать читателю свои идеалы. Волевое усилие, "воля к власти", "сила" - вот основные ценности передаваемые текстом. Все злодеи Терри Гудкайнда нарочито физически сильны, грубы. Это - насильники, овладевающие миром с помощью идей. На деле это - Герои, Герои с отрицательной моралью. А против них воюет волшебный вождь, человек, обладающий уникальной магией, рождающийся раз в несколько тысяч лет. И этому человеку буквально поклоняются, а он выходит невредимым из переделок благодаря своему разуму и идеалам автора. Автора с архетипом Волшебника. Гудкайнд - Волшебник. Он воплощает, проецирует свои идеи и желания на текст и именно они, а не герои, не их воля, двигают сюжет. И еще - важна только Сила, а страшна только слабость. Отрицательные герои и положительные герои ценят одну силу. Слабаками являются второстепенные герои - слабые и ничтожные, они бывают раздавлены между жерновов судьбы. Вообще судьба, пророчество, предсказание - очень важны у данного автора. Он питается идеями "подсказок" и эти "подсказки" исходят от него. Пророчество - это не какая-то второстепенная вещь здесь и это объяснимо. Волшебники не могут без пророчеств. А если еще учесть, что Герой как архетип - это почти всегда отрицательный персонаж у автора, обладание идеей, способной изменить мир - всегда карается и только потребности, исходящие из собственной Воли, важны - мы получаем мир ницшеанства и мистического господства, воли к власти. Собственно Гудкайнда обвиняли и в садизме и симпатиях к нацизму. За его либертарианскими идеями Свободы и Разума на деле стоит Власть и Сила. Власть над временем и обстоятельствами и Сила как возможность навязать читателю свой смысл, свою волю. Смерть же вообще не имеет значения. Смертей полно. Ради Власти, ради Силы - не жалко никого. Жизнь понимается как Борьба, в которой Достойные побеждают Недостойных. Второстепенным архетипом здесь является линия "любви", то есть Любовник, но выражена она крайне слабо и скорее является овеществленной идеей, чем реальностью. Даже про полноценный "переход в позицию Любовника" здесь речи не идёт.

9. Стивен Кинг

Вот и добрались мы до Стивена нашего Кинга. А ведь определить его в какую-то категорию будет очень трудно, если брать его творчество целиком. Может показаться, что он Разрушитель - но это не так, Разрушители любят тотальную деструкцию и плохие концовки, а Кинг - нет. Первое с чего бы я начал в анализе - это исключил триаду Творец-Правитель-Опекун. Кинг не одержим контролем, в нём нет идеи "нового любой ценой" и он не жаждет "спасать" персонажей. Кинг не стремиться "обустроить мир" и даже в "Темной Башне" мы не узнаем всего о существовании и законах этого огромного мира. Нет, сеттинг как таковой его, в отличие от Толкина, Льюиса, Уильямса и проч. - не волнует. Может быть С. Кинга волнует утраченное совершенство? На такую мысль могут натолкнуть "Противостояние", "Оно", Тёмная Башня". Вроде бы там есть "утраченный рай" Но не идея совершенства вдохновляет эти романы. А значит, триаду Дитя-Мудрец-Исследователь мы тоже можем исключить. Перейдем к триаде Герой-Волшебник-Разрушитель. Может, Кинг стремится во что бы то ни стало "накормить" читателя своими смыслами, своими личными проектами, ценностями. Нет. Его герой Билл Денборо говорит: "Какой еще нужен смысл истории, если она рассказана хорошо?" И это сразу отбрасывает нас в триаду Обыватель-Шут-Любовник. Может в центре каждого повествования С. Кинга лежит великая любовь? Да, нет. Какая любовь в "Противостоянии" или "Оно"? В "Кэрри" или "Сиянии"? В "Кристине" или "Лангольерах"? Значит, Любовника отбрасываем. Может С. Кинг - Шут? Может для него характерна великая игра смыслов, переход из одной системы этических координат в другую, калейдоскоп религий? Нет. Религия там одна - христианство, причем христианство у Стивена Кинга почти пуританское, Бог - далёк от людей, человек одинок перед лицом Бога. Его пути - не ваши пути. Добро и зло всегда описаны чётко, отделены друг от друга непереходимой пропастью. И путём исключения мы приходим к архетипу Обывателя, "Простого Парня", "Славного парня". "Простой парень" (Common Guy) всегда четко стережёт границы добра и зла, всегда знает, что добро должно быть вознаграждено, а зло - наказано, что беды человека - от него самого. Даже в мистичном, он подчернутый "амистик", его описания мистики суровы и скудны, это скорее религиозные притчи, чем развернутые мистические повествования. Больше всего "Простой парень", Обыватель ценит "простые ценности" - верность, дружбу, детство, дом. Принадлежать к чему-то большему, чем ты сам, к группе друзей (как в "Оно"), к "правильным людям" (как в "Противостоянии"), к кодексу чести и роду Стрелков (как в "Темной Башне"), к семье (Сияние) - это служит для Обывателя источником наград и бед человека.

10. Джоан Роулинг

А напоследок я скажу... Скажу несколько слов про Джоан Роулинг. Все её сильные и слабые стороны исходят из её архетипа. Архетипа Опекун (еще это называют Спасатель). Позвольте сначала сказать, как я к этому пришёл. Ну ясно, что Джоан Роулинг как автор - не Герой. Её не интересует Война, Победы, Преодоление. Её повествование не переполнено мистикой столкновения Империй, Идей, лязгом оружия, путём наверх. Она не Кирилл Клеванский. И она не Волшебник. Джоан Роулинг не пытается навязать свои собственные представления в тексте всем окружающим (а когда пытается - у неё это происходит беспомощно и глупо). Ну и она не Разрушитель - в страшные концовки, в "мировую грусть", в "общую хтонь" - не верит. Посмотрим на другое. Можно ли Роулинг заподозрить в поисках утраченного рая? Пф-ф-ф. Всякий, кто читал Гарри Поттера однозначно скажет - нет. Жизнь и мир наполнены борьбой, утратами, потерями, но идеальных образов - нет. Религий нет. Морализаторства - нет. А значит триаду Дитя-Мудрец-Исследователь придётся отбросить. А может Роулинг стремится наделить читателя чувством единства, сопричастности, теплоты? Не зря же все читатели любят Хогвартс. Ну что ж, давайте посмотрим и не это. Обыватель? Нет. Для этого Роулинг слишком любит подмены, игру смыслов (один Локхарт чего стоит, а есть еще и Снейп), неоднозначность, детективщину. Шут? Ну если бы у Роулинг стирались все и всяческие границы в пылающей, искромётной игре, как у Бутчера - так нет. Вот - друзья, золотое трио. А вот факультет, на котором они учатся. А вот Дамблдор и Орден Феникса. А вот враги, Малфой и присные. А вот факультет, на котором они учатся. А вот Волдеморт и Пожиратели. Чувствуете? Как матрёшки. Одно на другое. Одна группа отрицательных героев входит в другую группу отрицательных, а та связана с третьей, еще более отрицательной. То же и с положительными героями. Путём исключения приходим к "сеттиннговолюбцам". К триаде Творец-Правитель-Опекун. Что Роулинг не Творец - ясно нам сразу. Роулинг четко расставляет акценты. Она присутствует в тексте. Она закладывает в текст смыслы, которые из текста сюжетно не вытекают, а прямо ему противоречат, например , смеется над попытками Гермионы освободить эльфов. Да, используя для этого других персонажей. Но представьте если бы Арагорн весело шутил над гномами, погибшими в битвах с орками, а Гимли при этом молчал. Поттер же прекрасно знает, что такое рабство. Он сам был полурабом и освободил Добби. Значит, такова позиция автора. Опять же Рождество без Христа - это странно. Но такова позиция автора. Маги не смеются над людскими религиями и не обсуждают их. Может быть, Роулинг - Правитель? Она ведь любит контроль, то есть детали... стоп, что? Какой бред! Она - ненавидит детали. Весь сеттинг состоит из постоянных смысловых дыр. И не потому, что она плохой автор, как многие думают. Нет, таков Опекун. Таков архетип, к которому мы приходим путём исключения. Суть Опекуна в служении персонажам. В пестовании. Ради этого Опекун, если автор Опекун - сужает своё поле зрения, временно как бы слепнет и смотрит только в сторону своих любимчиков. Их глазами. Он пишет историю "через них", "их разумом", Они не просто его герои. Они его средство восприятия всего сеттинга. "Гарри Поттер" как сага изобилует нелогичностями потому, что написана... от лица взрослеющего ребёнка. Опекуном этого ребёнка. Ещё одно свидетельство находим у Стивена Кинга, который, находясь в позиции Обывателя, подметил: "Роулинг - прекрасная рассказчица, но писатель из неё плохой". Ну то есть создавать сеттинг, расставлять на доске фигуры Роулинг умеет. А двигать сюжет без ошибок нет. Что естественно, когда из поля зрения выпадают целые куски текста, "не связанные с основными вещами". То есть она даже не плохой писатель, просто своеобразный автор, который "вот тут видит, а тут - нет".

Вот как-то так. Если хотите часть три про российских писателей фантастики и фэнтези, пишите в комментарии. А я пока закончил.
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 5 комментариев
#литература #мои_сказки #рыцарь_дракон_принцесса_и_замок #если_бы_писатели_писали_сказки #часть_вторая

Дж.Р.Р. Мартин
Жила-была девочка-принцесса, которая мечтала летать как дракон и еще мечтала о волшебном принце. И стала она взрослой. Потом узнала она, что есть заколдованный замок, в котором обитает волшебный принц, только увидеть его никто не может. И отправилась ныне уже взрослая принцесса в замок и взяла с собой трёх слуг - постельничего, дворецкого и повара. И не знала она, что дворецкий был колдун, от постельничего ушла жена, а повар любил травить ядом других слуг. Долго ли, коротко ли шли они, но пришли наконец к замку. И была уже ночь. И сказал дворецкий - повар пусть обыщет подвал и приготовит нам ужин, постельничий пусть обыщет верхние этажи замка и приготовит покои принцессе, а мы с принцессой обыщем остальные. И согласились повар и виночерпий и отправились они по своим делам. И сказал дворецкий принцессе: "Я пойду впереди, а вы держитесь сзади". И покинул дворецкий принцессу и заблудилась она в коридорах замка, а сам дворецкий нарисовал пентакль на полу замка своей кровью. После вернулся дворецкий к принцессе и провел её над пентаклем, так что не заметила она этого и отравил её жизнь заклятьем неудачи. И ушёл проводил дворецкий принцессу в залу для пиршеств, а повар накрыл для всех ужин. И когда пробило двенадцать, сверху по воздуху сошёл волшебный принц и белом одеянии и произнёс - "Не верьте им, принцесса" и исчез. И слуги сделали вид, что не видят принца, а принцесса задумалась. И съели они в молчании ужин и разошлись по комнатам и не знали, что отравил их всех повар крысиным ядом, добавив его в суп. Но яд подействовал лишь на принцессу, ибо заклятье неудачи притянуло яд из всех тарелок к тарелке принцессы. И захворала принцесса неведомой хворью, и лежала в постели, еду же ей стал носить постельничий. И не доверял постельничий повару, ибо узнал незадолго до путешествия, что жена его сбежала к тому. Однажды, когда повар подсыпал яд в тарелку принцессы, то не заметил, как подкрался к нему постельничий, взял поварской нож и зарезал его как собаку, отомстив за измену и за яд. И скрыл это постельничий от всех и захоронил тело в долине за замком, всем же сказал, что повар пропал. И не доверял дворецкий-колдун постельничему с этих пор, ибо не верил, что повар пропал. Сам же колдун засел в тайном помещении замка, где открыл он алхимическую лабораторию и стал придумывать заклятья одно другого страшнее. Постельничий же был одинок и ухаживая за принцессой, был очарован её красой. И заклятье неудачи на принцессе подействовало на постельничего и взял постельничий сонный порошок из запасов повара и подсыпал больной принцессе в еду и взял принцессу прямо на постели её. И каждую ночь приходил негодяй постельничий и усыплял принцессу и брал её, пока не застал его за этим занятием дворецкий и заклятием не превратил его в крысу и жадная крыса, злобно пища, юркнула в нору. И понял дворецкий, что настала пора ему принести принцессу в жертву тёмным древним богам, что жили под замком в пещере. Обешали ему могущество древние боги, если убьёт он принцессу и разберется с волшебным принцем. Но не знал дворецкий, что явился больной принцессе во сне зачарованный принц и сказал: "Я был последним Стражем в роду своём, великое зло погребено под замком. И я взял на себя обет невидимости, чтобы защитить землю, и не могу показываться никому надолго, пока не будет побеждено зло. Древнее пророчество гласит, что придут четверо и трое истребят друг друга, а четвертый спасёт мой замок от зла." И оставил принц принцессе снадобье на подушке и сказал, чтобы та приняла его в самом крайнем случае. И когда дворецкий попытался связать её и принести в жертву, проглотила принцесса снадобье. И убил её дворецкий и принёс в жертву, но ожила принцесса благодаря снадобью и превратилась навеки в огненного дракона. И сжёг огнём дракон пещеру, в которой жили древние боги и умерли они. А крыса перегрызла дворецкого-колдуну горло и была такова. И расколдован был замок и принц. Горевала принцесса, что не могла она вернуть себе облик человека, но жила в замке с принцем, превратившись в дракона. Так и состарились они вместе, человек и дракон, любя друг друга невозможной горькой любовью. А злобная крыса так и жила в норе под замком, пока не сдохла от черной зависти, но это уже другая история.

Анджей Сапковский
Жила-была принцесса и было у неё одиннадцать младших братьев-раздолбаев. И дожило из них до двадцати лет только семеро - один в колодец свалился с перепою, одного украли гномы и он помер от голода в их пещерах, один был дурачок и убил себя головой об стену, один был лгунишкой и забили его ногами товарищи за то, что жульничал в игре. И была принцесса сердцем жестока и коварна, но скрывала это от всех. И узнала она, что в соседней стране живёт принц-дракон и есть у него золотой замок, красоты неописуемой. И сказала она в сердце своём: "Обольщу дракона красою своей и станет замок золотой моим". И собралась тайком от братьев, и пошла она в путь дорогу, и взяла меч свой фамильный. Была же принцесса еще и колдуньей и знала тайное слово. Магии же обучил её в детстве звездочёт, пока не прознал о том король и тело звездочета не повесили на воротах замка. Долго шла принцесса и разные у неё были приключения. Нападали на неё карлики-людоеды и хотели её трахнуть и съесть, но перебила их принцесса фамильным мечом. Нападали на неё гномы и хотели сделать из неё живую статую и поставить в пещерах, но убежала от них принцесса. И когда шла она через лес. хотел леший её треснуть об дерево и в озере утопить, но сказала принцесса-колдунья тайное слово и застыл леший как призрак и ума лишился. Логово оборотней прошла принцесса и затаились оборотни в страхе, ибо чуяли они великую тайную силу и черное сердце её и боялись пить её кровь. Лишь один укусил её и выпали у него все зубы, ибо кровь принцессы была порчена и страшна и благодарил оборотень древних божеств своих, что отделался так легко. Наконец, пришла она к замку золотому, в котором жил принц-дракон. Долго не хотел принц-дракон пустить её в замок, наконец уступил он её просьбам. И запер он принцессу в медной комнате. Был же принц красив и добр сердцем. И загадывал принц ей загадки, но отгадывала их коварная принцесса-колдунья. Глаза принцессы смотрели на красоты медной комнаты и хотели, чтобы замок стал её. В это время отправились семеро братьев в путь к замку принца-дракона, ибо прознали они, что сестра их пошла туда от её служанки. Но принц-дракон не хотел пустить принцессу гулять по замку и запер её в серебряной комнате. И снова стал загадывать он ей загадки, и отгадывала их колдунья-принцесса и лицо её становилось чернее ночи от зависти и злобы. Наконец, вынужден был выпустить принцессу, но тут же запер её в золотой комнате. И похитила колдунья из разума дракона знание о том, как отпиралась золотая комната и когда тот ушёл и запер её, отворила она дверь. Братья же раздолбаи уже подошли к замку и проникли в него. И когда спал король-дракон в обличье человека на троне своём подкралась принцесса и сказала тайное слово и умер король и тело его упало на пол замка и в это мгновение ворвались братья-раздолбаи в тронный зал. "Стража! Убийцы!" вскричала хитрая колдунья и прибежала стража и увидела - стоят братья-раздолбаи, в руках их мечи, и в ногах у них мертвый король. И показалось страже, что на мечах братьев-раздолбаев кровь и бросили их в темницу и хотели казнить через неделю. Но не довелось им их казнить, ибо страшная беда пришла в королевство. Надвинулся с севера Черный Буран и великий Хлад отравил города и селенья. И замерзли леса и поля и солнце скрылось и луна не дала света своего и поняли жители стран, что кем-то совершено великое злодейство. Тогда принцесса, боясь разоблачения, превратила слуг замка и братьев своих раздолбаев в статуи своим тайным словом и запечатала замок. Вокруг же замка вскоре всё превратилось в Ледяную Пустыню и только замок был не тронут, благодаря магии. И прожила принцесса в замке десять лет. И первые несколько лет она гневалась, три года она страдала от одиночества на седьмой же год раскаялась принцесса в злобе своей. И когда раскаялась она тайные знания изгладились у неё из памяти и перестала она быть черной колдуньей. Три следующих года смотрела принцесса на прекрасное лицо окаменевшего принца и влюблялась в него всё больше и больше. И не могла она терпеть и пыталась расколдовать принца и слуг, и братьев, но не помнила более принцесса тайного слова. Тогда коснулась принцесса принца силою любви своей и застыла она, и Черный Буран ворвался в замок, но не дошёл до тронного зала. И обнажилось пророчество, гласящее: "Когда поднимется Черный Буран трижды триста тридцать лет пройдет и из пещер подземных явится пьяный гном-защитник и поразит трон замка и рассеется Буран и оживёт земля". И так и ждут замерзшие жители королевств гнома-защитника, карлики копошаться в норах своих в скалах и гномы живут в подземных пещерах, и стоят две статуи в тронном зале золотого замка, и мертвый ветер завывает над небом. Но очистится небо, и придёт Апрель, и оттают люди и спасены будут всё...Только вот гномы не пьют, ибо среди них бесчестием считается быть пьяным...
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 7 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть