↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Картинки ссылками
До даты

Все новые сообщения

#книги
#Граждане_Рима
#реца
А опубликую-ка я свой отзыв на книгу «Граждане Рима» и тут тоже.

Книга написана в жанре альтернативной истории. Оказывается, римская империя не рухнула, а благополучно существует до наших дней. До 2005 г. включительно. Действие начинается в 2758 по римскому исчислению (римляне считали от основания города, т.е. от 753 до н.э.). Сама идея очень интересна. Но что касается реализации…
Автору, чтобы читатель понял – это всё же Римская империя, а не фигня на постном масле – понадобились соответствующие опоры в тексте. Это римские имена и названия, черты древнеримского быта и социальной жизни, а также – акцентирую! – рабство. Между тем всякому мало-мальски образованному человеку известно: рабство и новые технологии не совместимы. В рабовладельческом государстве вполне могут появляться научные открытия, но они остаются невостребованными обществом и существуют лишь в виде роскоши (как отопление в богатых римских домах) либо как развлечение (изобретения Герона). Но автор то ли не знал об этой немаловажной особенности, то ли решил ею пренебречь, чтоб было откуда и куда двигать сюжет. Вообще во время чтения то и дело возникает мысль: неужели автор, прежде чем писать, не ознакомился с научно-популярными трудами по истории и повседневной жизни древнего Рима? Вот есть данность: римская империя сохранилась. Так она что, не разделялась на Западную и Восточную? (Пала-то Западная империя, а Восточная ещё тысячу лет существовала под видом Византии.) Хорошо, не разделялась – чего я к альтернативной-то истории придираюсь – а как тогда она сумела сохранить единство? Как она вообще политически устроена? Вот такой «ерундой» автор как раз и не заморачивался. А было б интересно. Римляне-то ведь не дураки, у них завоёванные народы пользовались разными правами и возможностями. Кроме того, описываемая империя почему-то языческая. Не ясно, куда же подевалось христианство.
Не знаю, то ли перевод неудачный, то ли сам текст, но стиль ужасен. Даже закрадывается мысль: уж не перевёл ли всё это promt или abbyylingvo? Кроме того, возникает диссонанс между архаическими понятиями и современными. Так, например, «большие револьверы», «купцы», мощные крепостные стены соседствуют с электроникой, «дальновизорами» и «дальнодикторами». (Отдельный вопрос, зачем было так издеваться над словами. Раз язык империи – латинский, оба слова выглядят нелепо. Да и мощные крепостные стены могут быть разве что памятником архитектуры.)
Короче говоря, мир, в котором происходит действие, представляет собой слабенько намеченную схему. Замысел совершенно не продуман. Да и вообще, кажется, тут механический перенос древнеримской реальности в 2005 г., причём исполнено это крайне незамысловато.
Теперь поговорим о героях.
Ясно, коль есть рабство, так главными героями должны быть непременно рабы. Это брат с сестрой – Сулиен и Уна. Как и полагается (а вы ожидали чего-то иного?), их с детства разлучили, а потом сестра нашла брата и спасла его. Брат жил в доме врача, они с дочерью врача друг в друга влюбились, их застали за этим самым, и в результате раба арестовали как насильника и хотели казнить на кресте. По некоторым причинам хозяин не спасает раба. Абсолютно необоснованная линия, зато привлекательная для не особенно умного читателя. Забыл сказать: сестра с братом – ультра-экстрасенсы или кто они там. Брат вылечивает любые увечья, даже не прикасаясь к ране, а сестра-телепатка может подчинять своей воле других людей. Вместе – непотопляемый тандем.
Опять же: раз империя, то как обойтись без либерально настроенного симпатичного принца? Да никак! Поэтому повествование начинается с похорон погибшей в автокатастрофе императорской четы. В этот трагический момент и происходит знакомство с героем – Марком Новием Фаустусом, сыном почивших. Это и есть прекрасный принц. Обратим внимание: его родители погибли именно в автомобильной аварии. У каждого, кто знаком с детективным жанром, сразу возникает мысль о том, что под такую погибель нередко замаскировано убийство. Эта идея также подтверждается. А ещё до кучи над императорским родом довлеет проклятие ведьмы – безумие с какой-то хитрой наследственностью.
В целом, можно сказать: сюжет и его ответвления предсказуемы. Едва на страницах романа появляется Уна, тотчас можно предположить лавстори принц+рабыня (зря, что ли, Голливуд кино снимает?). Догадка, сделанная по прочтении С. 23 подтверждается на С. 363. Если есть тандем экстрасенсов, либеральный принц и его погибшие в аварии папа с мамой, обязательно получим интригу с покушениями на жизнь, погонями и счастливым концом.
Что касается языка, то тут трудно сказать что-то определенное, поскольку перед нами перевод. Хотя общее замечание таково: где полагается быть динамике, начинается тягомотина. Так написан побег с тюремного корабля (С. 60–68), так описана драка на С. 258–259.
Большие придирки к качеству перевода.
«Они рассказывали об ужасных вещах, которые учиняли над римлянами варвары, ужасных вещах, которые те сносили с неизменным достоинством».
«Он подумал – возможно, он заблуждался, – но все же подумал, что в мире слишком много людей, чтобы поверить, что ни один из них при соответствующих обстоятельствах не решится на подобное».
И римские имена тоже далеко не всегда переданы адекватно. Почему Фаустус, а не Фауст, почему Тиро, а не Тирон, почему Тертий вместо Терций?
На С. 176 в названии главы – dotus aurea – опечатка: должно быть domus aurea.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 11 комментариев

ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть