↓
 ↑
Регистрация
Имя

Пароль

 
Войти при помощи

Творчество Ф. М. Достоевского

По произведениям Ф. М. Достоевского

Творчество Ф. М. Достоевского

По произведениям Ф. М. Достоевского

Лев Мышкин

2    10    21

Полное имя Мышкин Лев Николаевич.

Русский дворянин, князь, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.

Повествование начинается со сцены встречи в вагоне поезда Парфена Рогожина с князем, который возвращается из Швейцарии в Россию. «На нем был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии, или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдткунена до Петербурга. Но что годилось и вполне удовлетворяло в Италии, то оказалось не совсем пригодным в России. Обладатель плаща с капюшоном был молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее. В руках его болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, всё его дорожное достояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, — всё не по-русски». Тут же вскоре он объясняет Рогожину и другому попутчику — Лебедеву — свое происхождение: «...князей Мышкиных теперь и совсем нет, кроме меня; мне кажется, я последний. А что касается до отцов и дедов, то они у нас и однодворцами бывали. Отец мой был, впрочем, армии подпоручик, из юнкеров. Да вот не знаю, каким образом и генеральша Епанчина очутилась тоже из княжон Мышкиных, тоже последняя в своем роде...»

«Дороманная» биография князя вкратце такова (он рассказывает о себе генералу Епанчину): «Остался князь после родителей еще малым ребенком, всю жизнь проживал и рос по деревням, так как и здоровье его требовало сельского воздуха. Павлищев доверил его каким-то старым помещицам, своим родственницам; для него нанималась сначала гувернантка, потом гувернер; он объявил, впрочем, что хотя и всё помнит, но мало может удовлетворительно объяснить, потому что во многом не давал себе отчета. Частые припадки его болезни сделали из него совсем почти идиота (князь так и сказал: идиота). Он рассказал наконец, что Павлищев встретился однажды в Берлине с профессором Шнейдером, швейцарцем, который занимается именно этими болезнями, имеет заведение в Швейцарии, в кантоне Валлийском, лечит по своей методе холодною водой, гимнастикой, лечит и от идиотизма, и от сумасшествия, при этом обучает и берется вообще за духовное развитие; что Павлищев отправил его к нему в Швейцарию, лет назад около пяти, а сам два года тому назад умер, внезапно, не сделав распоряжений; что Шнейдер держал и долечивал его еще года два; что он его не вылечил, но очень много помог; и что наконец, по его собственному желанию и по одному встретившемуся обстоятельству, отправил его теперь в Россию».

Прибыв в Россию, князь Мышкин отправляется первым делом в дом Епанчиных и там в разговоре с девицами Епанчиными и их матушкой Елизаветой Прокофьевной Мышкин сам себя характеризует наиболее точно и емко, сообщая мнение о себе швейцарского доктора: «Наконец, Шнейдер мне высказал одну очень странную свою мысль, — это уж было пред самым моим отъездом, — он сказал мне, что он вполне убедился, что я сам совершенный ребенок, то есть вполне ребенок, что я только ростом и лицом похож на взрослого, но что развитием, душой, характером и, может быть, даже умом я не взрослый, и так и останусь, хотя бы я до шестидесяти лет прожил. Я очень смеялся: он, конечно, не прав, потому что какой же я маленький? Но одно только правда: я и в самом деле не люблю быть со взрослыми, с людьми, с большими, — и это я давно заметил, — не люблю, потому что не умею. Что бы они ни говорили со мной, как бы добры ко мне ни были, все-таки с ними мне всегда тяжело почему-то, и я ужасно рад, когда могу уйти поскорее к товарищам, а товарищи мои всегда были дети, но не потому что я сам был ребенок, а потому что меня просто тянуло к детям».

Немудрено, что в каждом встречном человеке князь видит прежде всего ребенка, и неудивительно, что каждый такой «ребенок» становится мучителем кроткого князя, ибо уже давно вырос, огрубел, погряз в своих страстях и болезнях. Это относится и к Настасье Филипповне, и к Аглае Епанчиной, и к Парфену Рогожину, и к Ипполиту Терентьеву, и вообще ко всем остальным персонажам романа, кроме, разве, Коли Иволгина, который единственный настоящий ребенок в романе и есть.

Вскоре, после поездки в Москву, внешний вид князя несколько изменится: «Если бы кто теперь взглянул на него из прежде знавших его полгода назад в Петербурге, в его первый приезд, то пожалуй бы и заключил, что он наружностью переменился гораздо к лучшему. Но вряд ли это было так. В одной одежде была полная перемена: всё платье было другое, сшитое в Москве и хорошим портным; но и в платье был недостаток: слишком уж сшито было по моде (как и всегда шьют добросовестные, но не очень талантливые портные) и, сверх того, на человека, нисколько этим не интересующегося, так что при внимательном взгляде на князя слишком большой охотник посмеяться, может быть, и нашел бы, чему улыбнуться. Но мало ли отчего бывает смешно?»

Перипетии взаимоотношений, соперничества, страстей в треугольниках «князь Мышкин — Рогожин — Настасья Филипповна» и «князь Мышкин — Настасья Филипповна — Аглая», интриги вокруг свалившегося как снег на голову «миллионного» наследства... Всё это вряд ли выдержал бы человек и с более здоровой психикой. Финал князя печален: болезнь обострилась, он стал идиотом в полном смысле слова и, по мнению доктора Шнейдера, теперь уже навсегда.

С образом князя Мышкина, одного из самых любимых героев автора, связаны некоторые автобиографические моменты. К примеру, Достоевский «подарил» ему свою главную болезнь — эпилепсию, «передал» ему свое впечатление от картины Ганса Гольбейна (Младшего) «Мертвый Христос», которая потрясла Достоевского в Базеле («Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»), но самое главное — «доверил» ему со всеми психологическими подробностями рассказать о переживаниях-ощущениях человека перед смертной казнью, которые сам он пережил 22 декабря 1849 г.: «Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием, за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрёт. <...> Он помнил всё с необыкновенною ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, были врыты три столба, так как преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. (Сам Достоевский на эшафоте стоял шестым и попадал во вторую очередь. — Н. Н.). Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. <...> Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный; прощаясь с товарищами, он помнил, что одному из них задал довольно посторонний вопрос и даже очень заинтересовался ответом. Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать: ему всё хотелось представить себе, как можно скорее и ярче, что вот как же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то, — так кто же? Где же? Всё это он думал в эти две минуты решить! Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними... Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжеле, как беспрерывная мысль: "Что если бы не умирать! Что если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!" Он говорил, что эта мысль у него наконец в такую злобу переродилась, что ему уж хотелось, чтобы его поскорей застрелили».

Отдельные штрихи сближают главного героя «Идиота» с издателем журнала «Русское слово» графом Г. А. Кушелевым-Безбородко, но, конечно, главными «прототипами» Льва Николаевича Мышкина или, скорее, ориентирами, образцами послужили, как указывал сам Достоевский, Иисус Христос и Дон Кихот.


Любимый персонаж для 2 человек

Фанарт с этим персонажем

Одноименные персонажи в других фандомах


Пейринги


Фанфики с этим персонажем - 10



На конкурс «Микроскоп-2», номинация Реализм.
Ломаю "четвертую стену" в романе "Идиот". Здесь персонажи понимают, что являются героями произведения, и у каждого свое отношение к этой ситуации.
Автор: Riddle me this
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Лев Мышкин, Настасья Барашкова, Аглая Епанчина, Парфён Рогожин, Лукьян Лебедев
Рейтинг: PG-13
Жанры: Юмор, Драма
Размер: Мини | 3 Кб
Статус: Закончен
3
Приключения князя в Москве Автор: Riddle me this
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Лев Мышкин/Настасья Барашкова, Парфён Рогожин, Лукьян Лебедев
Рейтинг: PG-13
Жанры: Драма, Пропущенная сцена, Hurt/comfort
Размер: Мини | 21 Кб
Статус: Закончен
События: Идиот
1
Допустим существование интернета в девятнадцатом веке и разберем психологию персонажей. Автор: Riddle me this
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Аглая Епанчина, Аделаида Епанчина, Гаврила Иволгин (Ганя), Иван Епанчин, Лев Мышкин, Коля Иволгин, Лукьян Лебедев, Настасья Барашкова, Парфён Рогожин
Рейтинг: PG-13
Жанры: Статья
Размер: Мини | 6 Кб
Статус: Закончен
События: Идиот
3
Дисс на известную в фандоме статью ''Настасья Филипповна и ее мужчины'' Автор: Riddle me this
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Лев Мышкин, Настасья Барашкова, Парфён Рогожин
Рейтинг: R
Жанры: Статья, Драма
Размер: Мини | 13 Кб
Статус: Закончен
События: Идиот
1
Мир, где Лев и Аглая всё-таки связали свои жизни узами брака. Сборник драбблов. Истории, которые могли бы произойти, если бы Федор Михайлович не был в депрессии. Автор: irina_bless
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Аглая Епанчина/Лев Мышкин, Парфён Рогожин
Рейтинг: General
Жанры: Ангст, Драма, Повседневность, Романтика
Размер: Мини | 41 Кб
Статус: Закончен
Предупреждения: AU
1
Аглая втайне от семьи собралась уехать в Париж и приглашает с собой князя Мышкина. Авторы: Riddle me this, irina_bless
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Аглая Епанчина/Лев Мышкин, Настасья Барашкова, Парфён Рогожин, Пётр Валковский (князь Валковский), Новый Персонаж
Рейтинг: PG-13
Жанры: Драма, Кроссовер, Общий
Размер: Миди | 62 Кб
Статус: Закончен
События: Альтернативная сюжетная линия, Идиот, Униженные и оскорблённые
1
Из-за открытого финала мы так и не поняли: Иван Федорович больной или всё-таки бесноватый?
В любом случае, он нуждается в помощи. И Алеша оказывается единственным, кто может и хочет эту помощь оказать. Даже если это небезопасно...
Автор: Софья Глинка
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Иван Карамазов, Алексей Карамазов, Дмитрий Карамазов, Аглая Епанчина/Лев Мышкин, Настасья Барашкова/Парфён Рогожин
Рейтинг: General
Жанры: Драма, Кроссовер, Повседневность, Hurt/comfort
Размер: Мини | 11 Кб
Статус: Закончен
3
Настасья Филипповна безвести пропала. Князь Мышкин отправляется на ее поиски. А в это время в Петербурге появляется таинственная ''Летучая Мышь''.
Здесь альтернативный финал романа ''Идиот'' причудливо соединился с комиксами о ''Бэтмене''.
Автор: Riddle me this
Фандомы: Творчество Ф. М. Достоевского, Лига Справедливости
Персонажи: Лев Мышкин/Настасья Барашкова, Брюс Уэйн (Бэтмен)/Селина Кайл (Женщина-Кошка), Лев Мышкин, Парфён Рогожин, Настасья Барашкова, Аглая Епанчина, Брюс Уэйн (Бэтмен), Джокер, Селина Кайл (Женщина-Кошка), Харли Квинн (Харлин Квинзель)
Рейтинг: R
Жанры: Ангст, Драма, AU
Размер: Мини | 15 Кб
Статус: Закончен
Предупреждения: Смерть персонажа
События: Альтернативная концовка, Идиот, Не в Готэме
1
AU, где в 19 веке присутствуют некоторые атрибуты современного мира, и герои узнают, что про них пишут фанфики. Как они к этому отнесутся? Автор: Riddle me this
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Лев Мышкин/Настасья Барашкова, Парфён Рогожин, Лев Мышкин, Настасья Барашкова
Рейтинг: PG-13
Жанры: Драма, AU, Юмор
Размер: Мини | 5 Кб
Статус: Закончен
Предупреждения: Гет
События: Идиот
3
Персонажи пятикнижия Достоевского прочитали фанфики о себе. Автор: irina_bless
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского
Персонажи: Пётр Верховенский, Николай Ставрогин, Иван Карамазов, Алексей Карамазов, Дмитрий Карамазов, Родион Раскольников, Дмитрий Разумихин, Лев Мышкин, Парфён Рогожин
Рейтинг: G
Жанры: Юмор
Размер: Мини | 8 Кб
Статус: Закончен
Предупреждения: AU
3

ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть