Полное имя Рогожин Парфён Семенович.
Один из главных героев романа, купец; сын Семена Парфеновича и брат Семена Семеновича Рогожиных. С ним первым познакомился князь Мышкин — в вагоне поезда Петербургско-Варшавской железной дороги, возвращаясь из Швейцарии в Россию. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широко сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мертвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид, несмотря на довольно крепкое сложение, и вместе с тем что-то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом. Он был тепло одет, в широкий, мерлушечий, черный, крытый тулуп, и за ночь не зяб <...>».
Тут же, в вагоне, Рогожин рассказывает князю, Лебедеву и другим случайным попутчикам о своей встрече с Настасьей Филипповной Барашковой, о роковой страсти к ней, о бриллиантовых подвесках за десять тысяч, которые он ей в подарок купил и был за это отцом бит, о недавней смерти отца, оставившего ему миллионное наследство... Встреча с Настасьей Филипповной «ушибла» Рогожина, выбила его из привычной колеи. На всем протяжении романа он находится всё время как бы в исступлении, в горячке, совершает все свои полубезумные поступки в состоянии «аффекта». Он дарит Настасье Филипповне за «секунду блаженства» сто тысяч рублей и вскоре избивает ее, он братается с князем Мышкиным и тут же, в припадке ревности, пытается зарезать его, он, в конце концов, убивает Настасью Филипповну и сам заболевает «воспалением в мозгу»... В подготовительных материалах о чувстве Рогожина к Настасье Филипповне сказано: «Страстно-непосредственная любовь» (в отличие от «любви из тщеславия» Гани Иволгина и «любви христианской» князя Мышкина). Злобит Парфена то, что ответного чувства ему никогда не дождаться, и он это понимает-чувствует. Она даже замуж за него соглашается идти, но для нее выход замуж за Рогожина — просто один из вариантов самоубийства. Настасья Филипповна «давно уже перестала дорожить собой» и, по ее собственному признанию, уже «тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало, ну, а теперь...» А теперь — Рогожин. Она ему, уже в другой раз, прямо заявляет: «За тебя как в воду иду». А Рогожин и сам не очень-то обольщается, исповедуясь князю Мышкину: «Да не было бы меня, она давно бы уж в воду кинулась; верно говорю. Потому и не кидается, что я, может, еще страшнее воды».
Ярко характеризует Рогожина и всю семью Рогожиных их фамильный дом: «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором всё так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большею частью внизу меняльная лавка. Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху. И снаружи, и внутри как-то негостеприимно и сухо, всё как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома, — было бы трудно объяснить. Архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну. В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: "Дом потомственного почетного гражданина Рогожина".
Перестав колебаться, он отворил стеклянную дверь, которая шумно за ним захлопнулась, и стал всходить по парадной лестнице во второй этаж. Лестница была темная, каменная, грубого устройства, а стены ее окрашены красною краской. Он знал, что Рогожин с матерью и братом занимает весь второй этаж этого скучного дома. Отворивший князю человек провел его без доклада и вел долго; проходили они и одну парадную залу, которой стены были "под мрамор", со штучным, дубовым полом и с мебелью двадцатых годов, грубою и тяжеловесною, проходили и какие-то маленькие клетушки, делая крючки и зигзаги, поднимаясь на две, на три ступени и на столько же спускаясь вниз <...>». Затем князь Мышкин признаётся Парфену: «Я твой дом сейчас, подходя, за сто шагов угадал <...> Твой дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни, а спроси, почему я этак заключил, — ничем объяснить не могу. Бред, конечно. Даже боюсь, что это меня так беспокоит».
И князь же Мышкин говорит Парфену (возле портрета его отца): «А мне на мысль пришло, что если бы не было с тобой этой напасти, не приключилась бы эта любовь, так ты, пожалуй, точь-в-точь как твой отец бы стал, да и в весьма скором времени. Засел бы молча один в этом доме с женой, послушною и бессловесною, с редким и строгим словом, ни одному человеку не веря, да и не нуждаясь в этом совсем и только деньги молча и сумрачно наживая. Да много-много что старые бы книги когда похвалил да двуперстным сложением заинтересовался, да и то разве к старости...»
Еще, может быть, точнее и полнее обрисовала суть Рогожина Настасья Филипповна, и тоже возле портрета его отца (Парфен сам об этом князю рассказывает): «На портрет долго глядела, про покойника расспрашивала. "Ты вот точно такой бы и был", усмехнулась мне под конец, "у тебя, говорит, Парфен Семеныч, сильные страсти, такие страсти, что ты как раз бы с ними в Сибирь, на каторгу, улетел, если б у тебя тоже ума не было, потому что у тебя большой ум есть" <...>. "Ты всё это баловство теперешнее скоро бы и бросил. А так как ты совсем необразованный человек, то и стал бы деньги копить, и сел бы, как отец, в этом доме с своими скопцами; пожалуй бы и сам в их веру под конец перешел, и уж так бы ты свои деньги полюбил, что и не два миллиона, а пожалуй бы и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, всё ты до страсти доводишь"».
Знаменательно, что в доме Рогожиных висит копия с картины Ганса Гольбейна (Младшего) «Мертвый Христос». На полотне крупным планом изображен только что снятый с креста Иисус Христос, притом в самой натуралистической, гиперреалистической манере — по преданию, художник рисовал с натуры, а «натурщиком» ему послужил настоящий труп, как пишет в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзин, «утопшего жида». Когда это полотно увидел князь Мышкин, он восклицает: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» И Рогожин спокойно признаётся: «Пропадает и то». К слову, как свидетельствует А.Г. Достоевская, мысль-восклицание Мышкина — дословное воспроизведение непосредственного впечатления самого Достоевского от картины Гольбейна, когда увидел он ее впервые в Базеле.
В «Заключении» сообщается, что Рогожин после выздоровления был судим, осужден на 15 лет каторги: «выслушал свой приговор сурово, безмолвно и "задумчиво". Всё огромное состояние его, кроме некоторой, сравнительно говоря, весьма малой доли, истраченной в первоначальном кутеже, перешло к братцу его, Семену Семеновичу, к большому удовольствию сего последнего».
В образе и судьбе Парфена Рогожина отразились отдельные моменты, связанные с московским купцом В.Ф. Мазуриным, убившем ювелира Калмыкова — подробные отчеты в газете по этому делу публиковались в газетах в конце ноября 1867 г., как раз в то время, когда писатель начал работу над окончательной редакцией романа. Мазурин принадлежал к известной купеческой семье, был потомственным почетным гражданином, получил в наследство два миллиона, жил в фамильном доме вместе с матерью, там и зарезал свою жертву... Фамилия Мазурина впрямую упоминается в «Идиоте» — на своих именинах Настасья Филипповна говорит о прочитанных на эту тему газетных сообщениях.
Тень моя (гет) |
|||
На конкурс "К неизведанным приключениям 2", третий тур. Ключ: В то, что мы создаем, мы всегда вкладываем память о том, что любим. Жанр: Сонгфик - произведение, в которое вплетены слова песни. Событие: Соулмейт - это событие предполагает такой расклад вселенной, в которой у каждого человека есть вторая половинка (родственная душа). |
Автор: Lira Sirin
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского Персонажи: Настасья Барашкова/Парфён Рогожин Рейтинг: PG-13 Жанры: Драма, Сонгфик, Пропущенная сцена Размер: Мини | 20 276 знаков Статус: Закончен События: Идиот |
|
|||
Мир, где Лев и Аглая всё-таки связали свои жизни узами брака. Сборник драбблов. Истории, которые могли бы произойти, если бы Федор Михайлович не был в депрессии. |
Автор: irina_bless
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского Персонажи: Аглая Епанчина/Лев Мышкин, Парфён Рогожин Рейтинг: General Жанры: Ангст, Драма, Повседневность, Романтика Размер: Мини | 42 624 знака Статус: Закончен Предупреждения: AU |
Парижская история (гет) |
|||
Аглая втайне от семьи собралась уехать в Париж и приглашает с собой князя Мышкина. |
Авторы: irina_bless, Riddle me this
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского Персонажи: Аглая Епанчина/Лев Мышкин, Настасья Барашкова, Парфён Рогожин, Пётр Валковский (князь Валковский), Новый Персонаж Рейтинг: PG-13 Жанры: Драма, Кроссовер, Общий Размер: Миди | 63 232 знака Статус: Закончен События: Альтернативная сюжетная линия, Идиот, Униженные и оскорблённые |
Обещание Дмитрия Карамазова (джен) |
|||
Из-за открытого финала мы так и не поняли: Иван Федорович больной или всё-таки бесноватый? В любом случае, он нуждается в помощи. И Алеша оказывается единственным, кто может и хочет эту помощь оказать. Даже если это небезопасно... |
Автор: Софья Глинка
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского Персонажи: Иван Карамазов, Алексей Карамазов, Дмитрий Карамазов, Аглая Епанчина/Лев Мышкин, Настасья Барашкова/Парфён Рогожин Рейтинг: General Жанры: Драма, Кроссовер, Повседневность, Hurt/comfort Размер: Мини | 10 918 знаков Статус: Закончен |
Собрались (джен) |
|||
Персонажи пятикнижия Достоевского прочитали фанфики о себе. |
Автор: irina_bless
Фандом: Творчество Ф. М. Достоевского Персонажи: Пётр Верховенский, Николай Ставрогин, Иван Карамазов, Алексей Карамазов, Дмитрий Карамазов, Родион Раскольников, Дмитрий Разумихин, Лев Мышкин, Парфён Рогожин Рейтинг: General Жанры: Юмор Размер: Мини | 8 114 знаков Статус: Закончен Предупреждения: AU |