Viara species Онлайн
31 марта в 22:26 к фанфику Проклятие невежества
|
|
#фидбэк_лиги_фанфикса
Добрый вечер! Я заболела буквально в тот же день, когда обещала вам прийти, но сегодня в голове относительно ясно, так что попробую снова. Так начинался мой отзыв три дня назад :) И дальше "попробовать" мысль развить я так и не смогла, потому что сложнее всего написать отзыв на историю, которая понравилась настолько, что тут уже либо трактат на десять страниц пиши, либо короткое "спасибо". Но попытка номер три! Внимание: будет много сумбура и спутанных мыслей, потому что мне все еще куда проще сказать: "Спасибо!") Начну с того, что вы мастер заполнять шапку. Я даже не смогу сказать точно, что именно нас всех в ней так зацепило, но наша команда в первый же день чуть не передралась за право взять на комментарий эту работу. Мне уступили, надеюсь, вы не в обиде :) Сразу передаю вам привет от сокомандника: он прочитал "Проклятие невежества", и оно очень ему понравилось. Думаю, когда время перестанет поджимать, все мы еще раз пройдемся по полюбившимся историям и скажем что-нибудь хорошее всем. По крайней мере, мне хотелось бы в это верить. Фандом "Тени" на фанфиксе просила создать именно я, очень уж я люблю пьесы Шварца, так что открывала вашу историю с каким-то почти детским трепетом: моя любимая нулевка! Правда, меня терзало смутное подозрение, что сейчас смешаются в кучу кони, люди, потому что "Тень", миф про Афродиту, Гефеста и Ареса и Атлантида - коктейль подозрительный. Но дальше я открыла текст, и вы уже могли мешать все, что захотите, я была готова простить вам все. Тьма отступала, словно вода при отливе, оставляя в канавках тенистых улиц и лужицах укромных скверов застигнутых утром ночных гуляк. Потому что канавки улиц и лужицы скверов сработали лучше приворота. У вас такая история, что первым делом обращаешь внимание даже не на то, что написано, а на то, как написано. Яркие образы. Легкий слог. Обворожительный юмор. Вы говорите, что в Атлантиде слова обладали великой силой. В вашей истории в словах тоже есть эта сила - потому что тени, скользящие по улицам города, и правда живые. Что же касается содержания... Я вот сейчас понимаю, как миф про Афродиту, Гефеста и Ареса красиво накладывается на "Тень", и удивляюсь, что сначала была готова вам не поверить. Потому что это ведь просто гениально. Вы, конечно, расставили героев на заготовленной Шварцем доске. Гефест - Христиан-Теодор. Арес - Теодор-Христиан. Афродита - Принцесса. Аглая - Аннунциата. Но это только акценты, какие-то основные черты. Наивный романтизм и цинизм, любовь сочувствующая и любовь жадная. А в остальном - ваши герои другие. И Атлантида не та. В той стране сказки были реальностью, здесь реальность - слова. Ведь они похожи - слова и сказки. И все-таки не одно и то же. У ваших героев другие мотивы, Атлантида по-другому волшебна, все другое. Но я все пыталась поймать вас на пересказе. Читала и думала: "Но подождите... Ведь это у Шварца - было?" Но я помню сюжет "Тени" и точно знаю, что не было. И вот это удивительно. Как, ведя историю совершенно другими путями, другими тропинками, смешивая другие смыслы, вырисовывая другие характеры - вы при этом воссоздали "Тень" Шварца. Не событиями - но самой сказкой. "Любите, а не воюйте". Я все думаю, какой же чудесный миф выбрали. Ведь во всех его версиях он - о любви. Некрасивый хромой бог, в чьих руках железо поет и превращается в настоящие чудеса. Гефест - мастер. Гефест любит красоту и создает ее - и тянется к тому, чего не имеет сам. Богиня красоты, богиня любви - а что может быть в жизни прекраснее любви? Союз Афродиты и Гефеста в древнегреческих мифах был союзом красоты и мастерства. Такой союз вовсе не обязательно счастливый, и в мифах, в которых этот союз все-таки состоялся, мне всегда было очень жаль Гефеста. Потому что Афродита в мифах... была способна на любовь. Но не воспринимала любовь отдельно от красоты и не понимала, как от любви можно отказаться. Поэтому и то, что она у вас очаровывается Аресом, вхарактерно (и вканонно, в мифах так и было). И то, что она не сомневается в последнем средстве - и перед ней склоняются даже животные. Что ей могут отказать - для нее просто немыслимо. Афродита - воплощение красоты и любви одновременно. Для нее это - одно и то же. Но ведь Гефест-то как раз, единственный уродливый бог, к красоте тянется - но красота и любовь для него лишь желанный союз, а не одно целое... Вы выбрали ту версию мифа, которую я, признаться честно, уже и забыть успела - где союз состоялся между Гефестом и Аглаей, служанкой Афродиты, одной из трех граций. И она ведь тоже символ красоты. Так что их союз тоже союз красоты и мастерства. А красота и мастерство - это созидание. Любовь Гефеста к красоте и правда творит чудеса, скручивает железо в кружево. А там, где железо поет о любви, нет места войне. Кстати говоря, если еще точнее - пожалуй, вы за основу взяли именно ту версию, где Гефест женился на Аглае после того, как Афродита изменила ему с Аресом... Арес у вас здесь циничный, яркий. Как и в "Тени" Шварца, он "ярче" хозяина. Он хитрый, изворотливый, искушенный, обаятельный. И ведь он у вас Арес-бог-войны не только потому, что мечтает о военных походах, военной славе и больше всего жаждет того оружия, что способно уничтожить и стереть что угодно. Он у вас ведь правда бог войны и в отношении к женщине. Вот этот цинизм, это смелое, но низменное "я беру то, что хочу". Что бравые вояки, что молодые офицеры во всяких романах, что зверствующая в разоренных деревнях солдатня - Арес воплощает их всех. Сильный момент, когда Гефест, окрыленный Афродитой, спешит сковать новое чудо, а Арес смеется над ним: убегать, когда женщина сама зовет к себе! Сильный потому, что я сама в этом месте усмехнулась, поймала себя на этом же цинизме - и поняла, что Аресу правда раздолье было в Атлантиде, населенной людьми - которым все же куда ближе и понятнее низменное и яркое. Сильный потому, что я сама себя испугалась. Сильный потому, что очень настоящая получилась черта, за которой тень отделяется от человека. У вас Гефест ведь с Аресом дружны. Две противоположности, помогающие друг другу советом и делом. Но Арес - воплощение людей силы. Такие говорят на языке силы - и крест на дружбе ставится тогда, когда они признают в друге не чудака со своими странностями, а слабого. В этот момент Гефест теряет его уважение. А тех, кого не уважают, Аресам не грех и растоптать. 1 |