↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к фанфику: Две жизни Дровосека


Viara species Онлайн
31 мая в 00:33 к фанфику Две жизни Дровосека
А дальше идет "перемычка", в которой мы узнаем, что вся первая часть - это... сон.
Я прочитала тысячу и один фанфик, где драматичная, красивая история оказывалась сном, кошмаром - и после этого меня возвращали в реальность и показывали резвящихся детей на лужайке. Пасторальный пейзаж, любовь, счастье. И вроде бы даже написано хорошо - а струна лопается, музыкант фальшивит...
И я, уже ревущая после первой части, непременно разочаровалась бы, не будь перемычка оформлена именно в виде того самого авторского обращения:
Но нет, читатель! Это же Волшебная страна! Здесь говорят птицы и звери, живут смешные маленькие человечки, едва достающие взрослому до плеча. Здесь мыслят, дружат и любят странные существа из соломы или железа с мозгами из отрубей и сердцами из опилок. Здесь дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, ведёт в сказочный Изумрудный город с высокими башнями, а на шпилях сияют настоящие изумруды. Неисчислимы чудеса твои, Волшебная страна. Железное тело не нуждается в отдыхе, железные глаза никогда не смыкаются, но иногда ты даришь сновидения даже таким существам. И не всегда эти сны безоблачны, как твоё голубое небо.
Во-первых, мне очень нравится вот эта фраза: "иногда ты даришь сновидения даже таким существам". Так как весь этот абзац - обращение к читателю, то, получается, и сны таким существам дарит читатель? Ведь эти существа населяют его собственные сказки, его собственные сны - и неужели в своем воображении читатель не может вмешаться в их судьбу?
Ведь... я не помню, чтобы Дровосек в книгах нашел счастье со своей возлюбленной. Он занял пост правителя Фиолетовой страны, решал проблемы мигунов, ввязывался в приключения со старыми друзьями - и, пусть склонный к сентиментальности и ностальгии, кажется, был счастлив. Настолько, что, честно говоря, я сама в свое время забыла, что история Дровосека началась именно так: с расстроенной свадьбы.
И почему-то именно первая история, в которой Дровосека уже никто не ждет, в которой он мостил дороги и боялся вернуться и спросить, нужен ли, - кажется той самой, настоящей, случившейся после того, как счастливый читатель, верящий, что все в конце концов всегда будет хорошо, улетел вместе с Энни из любимой сказки.
И, может, поэтому мне все кажется, что Первая История - то, что было, то, что так и осталось бы единственной правдой, если бы читатель не верил отчаянно в чудо и не хотел, чтобы все было совсем не так.
Во-вторых... Все-таки "Волшебник Изумрудного города" - это сказка моего детства, которую я зачитала до дыр, которую я нашла уже даже здесь, в Израиле, вся серия вот прямо сейчас стоит у меня на полке, потому что я себя без "Волшебника Изумрудного города" с иллюстрациями Владимирского просто не представляю.
И я, честно говоря, не уверена, что смогла бы принять такой финал.
Так что, автор, большое спасибо, вы услышали мой крик души!

Итак, История Вторая.
Железный Дровосек просыпается в своих покоях в Фиолетовой стране, Виана спит рядом...
Потому что Дровосек все-таки вернулся за ней! Сразу после того, как получил сердце! Решительно и отчаянно!
И это сразу греет мою читательскую душу, потому что вот такому Дровосеку, который не ведет себя как тряпка, а идет к цели и не бросает возлюбленную на кучу лет просто потому, что ему страшно, я уже желаю всяческого счастья.
Итак, Виана спит рядом, и все...
Не все.
Во-первых, потому что Дровосек - все еще мятущаяся душа, которая не может оставаться в стороне от бед мигунов, друзей, знакомых зверюшек...
И жили Дровосек с Вианой… неспокойно жили. Уходя в очередной раз на войну или на помощь друзьям, Дровосек вынужденно оставлял Виану с Лестаром и Фрегозой.
— Ты куда? — испуганно воскликнула Виана ему вслед. — Опять война?..
Впрочем, Виана и сама - не хрупкая дама, а вполне себе мужественный жевун... изобретательная девица с характером - и при этом добрым нравом.
Но ведь все-таки дама... А у Нота уже трое детей...
(Тут спасибо автору за то, что Нот нашел свое счастье и в этой истории, потому что он своим поведением мне понравился уже в первой. И спасибо за то, что Виана и Дровосек поддерживают общение с жевунами из родной деревни.)
Во-вторых, в реальности после кошмара обязательно должны быть пасторальные пейзажи и резвящиеся дети. А какие же дети могут быть у Железного Дровосека?
И, пожалуй, сюжет этой истории, на этот раз счастливой, еще более незамысловат: старый уже кузнец помогает Дровосеку еще раз.
Но и эта история волшебна тем, как написана.
(Кроме того, что это просто красиво - как красива и первая часть! Люблю стиль этого автора. Описания, ритм - ми!)
Во-первых, потому что когда буквально железный человек всерьез поднимает вопрос детей - это... мило. Очень.
Во-вторых, потому что:
И Дровосек, осторожно сжав в пальцах душистую каштановую прядь, смущённо спросил:
— Ты говорила, что любила бы меня из без сердца…
— Конечно, любила! — горячо подхватила Виана. — И незачем было так далеко ходить! Ты был таким же и без этого, — она показала ладонью на заплату в его груди, под которой скрывалось шёлковое сердце, подарок Гудвина.
Дровосек торопливо кивнул, стараясь скрыть неловкость. Но план созрел в голове с такой скоростью, как если бы его придумал Страшила.
И, наверное, это именно то, что я хотела бы увидеть в фанфике по "Волшебнику Изумрудного города".
Даже шестилетний ребенок, читающий эту сказку, понимает, что Гудвин, в общем-то, ничего и не сделал: у Страшилы не было мозгов, но он все равно уже был совсем не дурак, у Дровосека не было сердца, но он и без того мог любить и любил, Лев же просто был храбр, ему не хватало только веры в себя.
Но если сила волшебника измеряется в сотворенных чудесах и исполненных желаниях, то Гудвин и правда был великим волшебником. Потому что так ли важно, что все дело в специальных очках, если ты всю жизнь живешь в Изумрудном городе? Важно ли, что сердце - шелковое, если ты веришь, что оно настоящее, и больше не боишься любить?
Чудеса случаются с теми, кто в них верит, а Гудвин этой верой одарил всех, кто о нем слышал.
И чудеса случались - тем более чудесные, что часто их пришлось исполнять самим.
И Дровосеку, самому себя убедившему, что раз нет у него сердца, то и любить он не может, для веры нужен был символ, ведь мысль, что можно любить даже без сердца, это... ну это же просто безумие!

Странно, наверное, говорить о развитии характеров в детской сказке, но это именно тот последний шаг, который герои Волкова должны были совершить. Отказаться от символа и переложить веру в самих себя, самим признать, что дело вовсе не в опилковых мозгах и не в шелковом сердце, а в них самих.
И какая же сцена хорошая, а!
Это ведь прыжок доверия.
"Будешь ли ты любить меня и без сердца?" - это ведь большое и очень страшное для Дровосека сомнение.
Кстати говоря, оно само по себе уже тоже показывает развитие характера, потому что годы назад вопрос прозвучал бы как: "Буду ли я и без сердца любить тебя?"
Виана же в это мгновение вообще не понимает, что у Дровосека в голове, но отвечает без колебаний и раздумий, будто это так же очевидно, как то, что небо голубое.
И она же отвечает ему и на старый вопрос: "И я тебя буду любить, и ты меня любить будешь, потому что сердце не изменило в тебе ровным счетом ничего".
А Дровосеку этого достаточно - и он идет на риск.
И я, держа в уме Дровосека из Первой Истории, все думаю, как тяжело бы это решение ему далось, оставь волнение о счастье Вианы хоть немного места для его собственных сомнений.
Но здесь - это порыв.
Это поступок.
И больше Дровосеку нечего бояться - потому что то, что все получилось, лучше всего доказывает, что он все сделал правильно.
Может быть, с первой попытки. Тогда этот железный романтик оказался смелее, чем я его помню.
Может - уже наступив однажды на слишком страшные грабли.

По дороге из жёлтого кирпича снова раздавался топот железных ног. Но теперь Дровосек шёл не один. Вместе с ним домой, в Фиолетовую страну, весело прискакивал очень похожий на внука кузнеца железный мальчишка. И в груди у него билось шёлковое сердце со вшитой в него прядью волос. Вторая жизнь Дровосека. Единственная.


ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть