↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к ориджиналу: Проказа колдуна


Viara species Онлайн
3 декабря в 19:51 к ориджиналу Проказа колдуна
А теперь перейдем к блошкам. Разминаю пальцы: я вас, автор, живым не выпущу, пока лекцию не проведу))
Внимание: я привожу по примеру на ошибку, но некоторые из этих ошибок в тексте встречаются несколько раз.
1)
— Фо-о-ома, — жалостливо протянул он, — я же велел никого не пускать!
Фома́, ударение на последний слог. Когда мы растягиваем слово, мы растягиваем ударную гласную. Значит, тут растянуть следовало бы "а".
2)
"И чего я за жизнь успел?" — думал он угрюмо. — "Другие в моём возрасте уже набиваются в советники к славным князьям или становятся тёмными властелинами, слава о которых гремит по всему миру, а я? Неужели так до самой смерти и просижу в глуши, запугивая крестьян?"
Согласно правилам оформления прямой речи, кавычки в месте прерывания не закрываются и не открываются снова. Вам тут нужна только первая кавычка и последняя.
3)
— Совсем ты исхудал, родненький мой, — вслух заметила чародейка, будто вовсе колдуна не слыша. — Кожа да кости. Чем тебя только холопы твои кормят? Это разве чёрная икра? — тыкнула она в тарелку, — Вот в Новгороде икра так икра! А это так — икринка.
Снова прямая речь: вы ставите после "тарелку" запятую, а потом продолжаете прямую речь с заглавной буквы. Вообще, либо запятая и строчная, либо точка и заглавная. Но запятая возможна только тогда, когда и до авторской речи стоит запятая и авторская речь вставлена в середину одной реплики, например:
"— Да ты, — поразился он, — совсем берега попутал".
Авторская речь вставлена в середину одного предложения и с двух сторон выделяется запятыми.
У вас же перед "тыкнула она в тарелку" уже полное предложение заканчивается вопросительным знаком, так что у вас вариант только один: точка и заглавная буква.
4)
— Ну что вы, тётя, — неловко поёжился он, — снова всё о былом, да о былом.

Союз "да" - очень коварен. У него есть два основных значения, и он каждый раз под свое значение мимикрирует. Союз "да" может означать "но", и тогда он и в предложении ведет себя так же: требует перед собой запятую.
Пример:
"Он маленький, да удаленький" = "Он маленький, но удаленький". Запятая нужна.
Союз "да" может означать "и", и тогда ему точно так же никакие запятые не нужны (пока речь идет о простых предложениях, конечно же).
Пример:
"Он красивый да статный" = "Он красивый и статный". Запятая не нужна.
Так вот в вашем предложении "да" - это "и". И не только здесь, у вас эта штука еще в паре мест встречается.
5)
Ваня вроде помочь искренне хочет, глаза огнём так и горят, а за какое дело не возьмётся, всё портит.
"Не" и "ни". Конкретно здесь нас интересует только один пункт правила:
разница между "Ой, да куда бы он НЕ пошел!" и "Куда бы он НИ пошел, везде ему были не рады".
Когда в предложении есть только первая часть, смысл предложения такой: "Ой, неужели вообще есть место, в которое он не пойдет?"
Когда в предложении появляется вторая часть, смысл меняется на: "Он шел туда, шел сюда, всюду шел, и везде ему были не рады".
В первом случае отрицание, во втором - совокупность вариантов.
Так вот у вас тут обе части в наличии: "за какое дело ни возьмется, всё портит". Нужно "ни".
6)
Поглядим, каков юнец вдали от чужих взоров, а там уж решим, стирать нам его в порошок, али в живых оставить.
Тут тот же фокус, что с "да": надо заменить устаревший союз современным и посмотреть, что будет. Али = или. "Или" при однородных сказуемых запятой не требует, значит, "али" - тоже.
7)
Фома ещё с прошлого раза не оправился, до сих пор пор, как вспомнит, так сразу заикаться начинает.
Вы правильно помните, что придаточную часть, начинающуюся с "если", "когда", "как" и т. п., надо выделять запятыми. Но есть исключение: когда в основной части есть "то" или "так".
Смотрите:
А) "Он сказал, что, если я проговорюсь, он меня убьет".
Б) "Он сказал, что если я проговорюсь, то он меня убьет".
Есть универсальное правило: любую часть, выделенную запятыми, из предложения можно вырезать. Если нельзя - запятые расставлены неправильно.
Вырезаю выделенную часть из предложения А): "Он сказал, что он меня убьет.
Из предложения Б): "Он сказал, что то он меня убьет". Видите проблему? Слово "то" не дает вырезать часть с "если", поэтому я до нее запятую и не поставила.
Вырезаем выделенную часть из вашего предложения:
"Фома ещё с прошлого раза не оправился, до сих пор так сразу заикаться начинает". Чувствуете, что слово "так" не к месту? Вот поэтому перед "как вспомнит" запятая не нужна.
8)
Ваня обернулся и взору его предстал колдун, развалившийся в кресле с дорогой обивкой.
Тут у нас классика: сложно-сочиненное предложение. Первая основа: "Ваня обернулся". Вторая: "Предстал колдун". Перед "и" нужна запятая.
9)
К счастью, колдун не медлил и секунды, и тут же аккуратно повёл Ваню в огороженную от остального зала маленькую элитную зону.
Тут тоже классика: однородные члены предложения (сказуемые: "не медлил" и "повёл"), соединенные одиночным союзом "и". Запятая не требуется.
10)
Вот, как услышал юнца, так сразу взыграла во мне что-то память о старых добрых временах.
"Вот" здесь можно выделить разве что интонационно, и я бы не сказала, что оно тут интонационно выделяется.
Это не все, это то, что я не забыла во время чтения скопировать и вставить в комментарий. Точно помню, например, что у вас в каком-то предложении еще "мол" не обособлено, а должно бы - все-таки чужую речь передает, вводное слово.
Бонусом за терпение - еще чуть-чуть о прямой речи. Про атрибуцию в диалогах. Это уже "продвинутый уровень", не все пользуются.
Когда мы вставляем авторскую речь в прямую, мы преследуем одну из двух целей: описать, как именно реплика была сказана (подумана), или показать, что за ней стояло или в то же время происходило.
Первая группа:
Воскликнуть, прошептать, выдохнуть, крикнуть, подумать, начать, закончить (в смысле - говорить)... и т. д. Логика ясна.
Вторая группа... тут разве что примерами.
- Вы несете чушь. - Он рассмеялся./Он пожал плечами./Он не знал, почему ему было так важно доказать ей, что она ошибается.
Видите? Первые два примера - действия, сопровождающие реплику. Третий - объяснение мысли, которая за репликой стояла. Ничего из этого не является характеристикой самой реплики: интонации, громкости.
Так вот если авторская речь характеризует саму реплику (а именно: манеру, в которой она произнесена, первая группа), то мы начинаем ее со строчной буквы, а перед ней ставим тот знак препинания, который нужен нам по контексту: вопросительный знак, восклицательный или запятую.
Примеры:
- Ты ничего не понимаешь! - воскликнул он.
- Да ты что? - выдохнула она.
- Сейчас объясню, - процедил он.
А вот если авторская речь не связана напрямую с самой репликой (вторая группа: действия, сопровождающие реплику, пояснения и т. п.), то она непременно выделяется отдельным предложением. Она начинается с заглавной буквы, и перед ней не может стоять запятая.
Примеры:
- Вы не знаете, о чем говорите. - Он выдохнул дым ей в лицо.
- Да неужели? - Она соединила в замок пальцы.
- Да вы еще спрашиваете! - Он не мог подобрать слов, способных описать всю глубину его возмущения.
Вы в своем тексте вторую группу не распознаете и оформляете по правилам первой. На это тоже следует обратить внимание.
В общем, желаю вам удачи с вычиткой :)
И да. Важное дополнение. То, что я вам тут такую простыню накатала, - это хороший знак. Увы, времена, когда я горела желанием сделать мир лучше и исправить все ошибки в каждом тексте, остались позади. Теперь мне не хочется тратить на это свое время и трепать нервы автору. Я такие разборы полетов устраиваю разве что своим подбетным, и то если им правда интересно и я верю, что они смогут что-то из них вынести. А вы мне понравились, так что внезапно захотелось вспомнить, каково это - ходить по тексту с щеткой :)
Если вам что-то непонятно или потом будут еще вопросы - обращайтесь!


ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть