↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Евгений Онегин

По одноимённому роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина, его экранизациям и постановкам

Евгений Онегин

По одноимённому роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина, его экранизациям и постановкам

Блог


Ю. М. Лотман

Внутренняя хронология "Евгения Онегина"



В примечании к ЕО автор писал: "Смеем уве­рить, что в нашем романе время расчислено по кален­дарю". Не придавая этому высказыванию слишком буквального значения, следует все же подчер­кнуть его принципиальную важность: точность соотне­сенности событий романа с хронологией была созна­тельно противопоставлена П поэтике таких произведе­ний, как "Бахчисарайский фонтан", в которых трудно пытаться приурочить действие (а вероятно, и не нужно) даже в пределах столетия. ЕО, если не считать десятой главы, не затрагивает исторических событий, однако автор явно рассчитывает на то, что читатель непосред­ственно знаком с атмосферой эпохи, без пояснений чувствует ее менявшееся не по годам, а по месяцам и неделям дыхание. Это придает внутренней хронологии романа исключительно большое значение, тем более, что П подает читателю о ней не назойливые, но весьма определенные сигналы.

Опорной точкой является указание П в предис­ловии к отдельному изданию первой главы на то, что начало событий романа совпадает с концом 1819 г. Сопоставляя с этой датой ряд указаний в тек­сте, мы получаем цепь основных дат.


1795 — год рождения Онегина.

В "Главе осьмой" сказано, что, когда Онегин по­сле дуэли оставил свою деревню, ему было 26 лет:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов

Деревню он покинул в феврале — марте 1821 г. (см. ниже), следовательно, родился в 1795 г.; Бродский и Бонди приводят 1796 г., считая, что пушкин­ский текст должен истолковываться как указание на то, что герою шел двадцать шестой год. Текст не дает осно­ваний для однозначного решения, хотя дата "1795" представляется более обоснованной. Таким образом, Онегин был ровесником А. С. Грибоедова и декабри­стов К. Ф. Рылеева, В. Ф. Раевского, Н. И. Лорера (все — 1795), Никиты Муравьева, Сергея Муравьева-Апостола (оба — 1796). Он был моложе А. Н. Муравье­ва и П. А. Катенина (оба — 1792), П. П. Каверина и П. Я. Чаадаева (оба — 1794), но старше В. К. Кюхельбе­кера (1797), А. А. Дельвига (1798) и самого Пушкина (1799).


1803 — год рождения Ленского.

В январе 1821 г., когда Ленский погиб, ему было 18 лет. Это вытекает из размышлений Онегина:

пускай поэт

Дурачится; в осьмнадцать лет

Оно простительно



1803 — вероятный год рождения Татьяны.

Летом 1820 г. Татьяне было 17 лет. См. возра­жения П Вяземскому 29 ноября 1824 г. в ответ на заме­чания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: "... письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!"

Ольга, младшая сестра Татьяны, в 1820 г. была невестой Ленского.

По нормам той эпохи она, вероятнее всего, была несколько моложе его и одновременно ей не могло быть меньше 15 лет. Вероятнее всего, ей было 16 лет. Татьяна, видимо, была старше Ольги на год.



1811-1812 — окончание "ученья" Онегина и вы­ход "в свет".

Отсчитывая время от зимы 1819 - - весны 1820 гг. (времени действия первой главы), П пишет:

Вот, как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет

16-17 лет дворянский юноша заканчивал уче­ние, чтобы вступить в службу или пуститься в свет. В за­писке "О народном воспитании" П писал, что в России образование дворянина "кончается на 16-летнем возрасте воспитанника". Однако год-два, уже вы­езжая в свет, молодой человек все еще вел жизнь пол­уребенка, живя в родительском доме и не располагая собственными денежными средствами. Около 18 лет он полностью переходил на положение самостоятель­ного человека, получая от родителей выделенную ему сумму собственного годового бюджета. Видимо, около 1813 г., когда Онегину исполнилось 18 лет, он зажил самостоятельно. На это указывает то, что, описывая "уединенный кабинет" героя, автор указы­вает именно тот возраст Онегина, когда он покинул ро­дительский кров, где в его распоряжении могли быть лишь детская и учебная комнаты, и завел себе модный

...кабинет

Философа в осьмнадцать лет



С1817 (или 1818) г. по весну 1820г. — пребыва­ние Ленского в Геттитене.

Ленский отправился в университет, вероятно, 15 лет. Ср. в "Русском Пеламе" слова героя о том, что его решили отослать "в один из немецких Университе­тов... Мне тогда было 15 лет". Возвратился Ленский "в свою деревню в ту же пору", что и Онегин, т. е. весной 1820 г. Таким образом, его пребы­вание в Германии совпало с выступлением А. С. Стурдзы против вольнодумства в немецких университетах (Стурдза написал в 1818 г. по поручению Александра I для членов Аахенского конгресса брошюру — донос на немецкие университеты, чем вызвал эпиграмму П "Хо­лоп венчанного солдата...") и с террористическим ак­том студента Карла Занда, заколовшего 23 марта 1819 г. агента русского правительства Коцебу (см. сти­хотворение П "Кинжал").



Зима 1819 — весна 1820 г. — время действия первой главы.

Начальная дата определяется указанием П в пре­дисловии к отдельному изданию главы, конеч­ная — указанием на то, что встреча героя и автора про­изошла в Петербурге в 1820 г., в период "белых ночей",

Когда прозрачно и светло

Ночное небо над Невою

В строфах L и LI содержится намек на то, что отъезд ге­роя в деревню был по времени близок к насильствен­ному удалению П из Петербурга. П выехал в ссылку 6 мая 1820 г.


Лето 1820 г. -- время действия второй и третьей глав.

В первой строфе второй главы упомянуты "нивы золотые" как деталь пейзажа первых дней пребывания Онегина в деревне. Озимые хлеба желтеют в северо­западных губерниях России в конце июня — начале июля. В строфе XVI третьей главы упоминается пение соловья, в конце главы во время объяснения Онегина с Татьяной дворовые девушки собирают ягоды.



Лето — осень 1820 г. — время действия четвер­той главы.

Глава начинается той же сценой в саду. В строфе XL говорится о начале осени ("Уж небо осенью дыша­ло"), а в строфе XLII — о наступлении морозов ("И вот уже трещат морозы"). Это, конечно, ранние морозы. "Первые морозы назывались Михайловские, потом бы­ли Введенские" (Авдеева К. А. Записки о старом и но­вом русском быте. СПб., 1842, с. 124), по дням архи­стратига Михаила (8 ноября ст. ст.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.)*.



Ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821 — время действия пятой главы.

Начальная дата указана автором в первой стро­фе главы ("На третье в ночь"), конечная определена именинами Татьяны — днем великомученицы Татьяны.



25 декабря 1820 — 5 января 1821 — святочные праздники и гадания в доме Лариных.

* Следуя принятой традиции, все даты во "Внут­ренней хронологии "Евгения Онегина" даются по старому стилю.

Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег — "Чу... снег хрустит", а снег выпал лишь "на третье в ночь") и на 6 января 1821 г., т. е. в т. н. "страш­ные вечера" (между Васильевым днем и Крещением).



Ночь с 5 на 6 января — сон Татьяны.

Сон не мог быть ранее 4 января (см. выше) и по­зже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения.


12 января — день именин Татьяны.

13 января — весна 1821 г. — время действия шес­той главы.

14 января — дуэль и гибель Ленского.


Весна 1821 — февраль 1822 г. — время действия седьмой главы.

Начальная дата определяется первыми стихами главы:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Таянье снегов в средней и северной полосе России происходит между началом марта (1 марта—день праведницы Евдокии, в народном календаре -"Авдотья-плющиха"; 9 марта, на "Сорок мучеников", праздновали начало весны) и серединой апреля, когда растаявший снег вызывает разливы рек (16 апреля — день Агафий, Хионии, Ирины, в народном календаре — "Арина — урви берега"). Конечная дата может быть вы­ведена из того, что в строфе XLI княжна Алина сообща­ет как о недавнем событии, что "Грандисон" ее "в со­чельник навестил". Сочельник (бывал "рождествен­ский" и "крещенский") — канун зимних праздников Рождества или Крещения, т. е. речь идет о предпразд­ничном визите конца 1821 или начала 1822 г. Между тем Ларины прибыли в Москву еще по зимнему, прав­да, позднему ("Проходит и последний срок") пути, т. е. в феврале 1822 г.



Февраль —март 1821 г. — отъезд Онегина в Пе­тербург.

Устанавливается на основании того, что во вре­мя переезда "деревенских Приамов" и "чувствительных дам" в деревню Онегина там "уж нет" и "грустный он оставил след".



Лето 1821 г. — замужество Ольги и ее отъезд.

Лето 1821 г. — посещение Татьяной деревенского кабинета Онегина и чтение книг в его библиотеке.

3 июля 1821 г. — отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия):

Июля 3 числа
Коляска венская в дорогу

Его по почте — понесла



Конец января — февраля 1922 г. — поездка Татьяны с матерью в Москву.

1822г. (вероятно, осень) — замужество Татьяны.

Устанавливается на основании слов князя N, ко­торый в 1824 г. говорит Онегину, что женат "около двух лет".



Август — сентябрь 1823 г. — пребывание Онеги­на в Крыму:

Три года по<сле> вслед за мн<ою>
Скитаясь в той же стороне
Онегин вспом<нил обо мне

П был в Крыму с 15 августа по середину сентября 1820 г.



Осень 1823г. — встреча Онегина и автора в Одессе.

Август 1824 г. — ссылка П в Михдйловское и воз­вращение Онегина в Петербург.
<Недолго вместе мы бродили>

<По берегам Эвксинских вод>

Судьбы нас снова разлучили

И нам назначили поход

Онегин очень охпажденный

И тем что видел насыщенный

Пустился к невским берегам

А я от милых Юж<ных> дам

От <жирных> устриц черноморских
От оперы от темных лож

И слава богу от вельмож
Уехал в тень лесов Т<ригорских>

В далекий северн<ый> уезд

И был печален мой приезд


П выехал из Одессы 31 июля 1824 г.


Осень 1824 — весна 1825 г. — время действия восьмой главы.

Март 1825 г. — конец романа.


XXXIX строфа восьмой главы рисует мартов­ский пейзаж Петербурга.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Интересное мнение Шакко об отказе Татьяны Онегину, сформировавшееся после массированного чтения Байрона)) Сама я уверенно судить не могу, потому что у Байрона читала только Дон Жуана и пока не планирую читать еще что-либо - раздражает он меня. Кажется тем же типажом писателя, что и Руссо - когда к каждой вумной мысли органично добавляется продолжение: "а я весь в белом пальто стою красивый".

В продолжении разговора о том, что именно Татьяна Ларина "поняла" про Онегина, когда пробралась в его жилище и стала читать его книжки.
Все мы хорошо помним "уж не пародия ли он". Мол, она задалась вопросом, не строит ли он из себя байронического героя нарочито. Очевидно, эти размышления стали одной из ступенек ее "выздоровления".

Однако этот довод становится, на мой взгляд, важным с другой стороны, когда мы доходим до финальной сцены, где Татьяна отказывается вступать с Онегиным в affair.

Дело в том, что помимо "байроновского героя" практически в каждом произведении означенного типа существуют и "байроновские героини".
Татьяна, как умная женщина, читая эти книги не могла не подметить и этого однообразия. (Я предположу, что она эти книги потом и перечитывала, ведь это бестселлеры).

Героини, с которым имеют affair байроновские герои, очень однообразны. В основном это типаж табуретка оттоманка одалиска: очень красивая томная женщина, основной задачей которой является пылать страстью к герою. Типичная гаремная покорная красавица, большим умом не отличающаяся. Красивое животное с глазами газели. Собственно, сам Байрон именно с таким типажом (внешне средиземноморским) и бывал счастлив. В поэмах таких женщин топят в мешке за измену, режут кынжалом, они кончают с собой от известия о смерти любимого.

Намного реже, но тоже показательно, встречается еще один типаж -- а-ля маркиза де Мертей. Искушенная придворная дама, продукт совершенной культуры, царица интриг, манипуляций, изящных измен наивному супругу прямо под его носом. Таких женщин Байрон тоже очень любил и тоже мог с ними расслабляться, но не по причине их глупости, а наоборот, отдаваясь им, и принимая роль сыночки.

Подумав "уж не пародия ли он", Татьяна логично поняла бы, что романа с барышней у Онегина не случилось в том числе потому, что у байронических героев с барышнями романов не бывает (они же не Ловлас). Далее, став замужней, в первый типаж одалиски она не попадает из-за IQ и темперамента (а вот Юлия Павловна Самойлова смогла бы).

Но вот зато -- па-пам! -- вернувшись в Петербург Онегин застает ее в социальном положении, идеальном, чтобы вылепить из нее второй типаж -- вельможной красавицы и умницы в сопровождении возлюбленного cavalier servente (cicisbeo, cortejo). Все эти иностранные названия одобряемого обществом любовника сам Байрон аккуратно перечисляет в "Беппо" (послужившей образцом для стилистики "Онегина", сам Пушкин так говорил; почитайте "Беппо" - коротенькая поэма и забавная, типа "Графа Нулина").

Татьяна, как следует из ее слов, прекрасно понимает, что внимание Онегина она привлекла тем высоким положением, которое она заняла и своим мощным развитием на этой позиции. Мне кажется, вполне можно предположить, что ее отказ играть в любовную игру связан и с тем, что ей не подходили те два амплуа, которые требуются партнеру -- байроническому мужчине: первое из-за наличия мозгов, второе из-за ее чрезвычайной порядочности и благородства. Потому что одно дело -- изменить мужу из-за внезапно случившейся любви (со всяким бывает, и именно поэтому нам кажется странным ее ломание). А другое дело -- когда тебя зовут в четкий проработанный сценарий, и ты знаешь, что дело не в тебе лично, а в том, что ты по параметрам подходишь к давно прописанной роли.

UPD: впишу сюда бытовое сравнение. Это как за тобой ухаживает человек, осыпает комплиментами, и вроде все норм, ты чувствуешь, что он ценит твою индивидуальность. А потом ты узнаешь, что по имиджу (включая челку и маникюр) ты один в один с его мамочкой и бывшей женой. И как-то сразу у разумной женщины от этого понимания весь пыл пропадает, знаете ли.
https://shakko.ru/1620140.html
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 2 комментария
Туалет Евгения Онегина, или Что можно делать перед зеркалом три часа

Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.


Давайте сначала разберёмся в том, почему Пушкин сравнивает Онегина именно с Петром Яковлевичем Чаадаевым - тем самым философом и публицистом, которого в середине 1830-х объявят сумасшедшим, и который стал одним из прототипов Чацкого.
Показать полностью
#стихи #юмор #на_правах_рекламы_автор_Ирокез

Фанфики по Онегину в прозе не комильфо! Приглашаю вас на огонек в мой скромный вигвам, где вы сможете насладиться полноценной переделкой романа в стихах и другими пародиями.
https://ficbook.net/authors/333918

«Евгений Онегин» — хулиганская версия
https://ficbook.net/readfic/6825334
Ждем-с фиков про трупейринг Онегин/Ленский... :D

Популярное вчера


Полезные ссылки

6 ссылок» 

Подписчики

116 человек» 

Сегодня в фандоме


Контакты

ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть