↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

И снится чудный сон Татьяне... (джен)



Рейтинг:
General
Жанр:
Мистика, AU
Статус:
Закончен
Предупреждения:
ООС
 
Проверено на грамотность
На конкурс «За страницей 2».
Номинация имени Ф. Достоевского.

В святочную ночь Татьяне приснился страшный сон, который оказался вещим. Но так ли все было просто с этим сном?
Чтобы скачать фанфик войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
QRCode
Подарен:
wlana - Бесценному читателю, который порадовал интереснейшими комментариями!
Конкурс:
За страницей 2
Номинация Номинация имени Ф. Достоевского
Конкурс проводился в 2020 году



Произведение добавлено в 3 публичных коллекции и в 1 приватную коллекцию
Фанфики по классике (Фанфики: 10   0   Viola ambigua)
Показать список в расширенном виде




Показано 2 из 2

Ай да автор, ай да молодец! Все же помнят сон Татьяны, да? Это он, точь-в-точь! Атмосферный, пугающий, полный отсылок – канон-каноничнейший. А потом – р-раз! – и воэтоповорот. AU, говорите? Да ничего подобного! Канон-каноничнейший, даже сам Онегин не возражает
— Ничего. Я это переживу.
А я от всей души рекомендую.
Очень яркий, необычный, запоминающийся текст. Знакомые со школьных лет образы Татьяниного балладного сна... и в конце неожиданный поворот!
Рекомендую!


56 комментариев из 76
Viola mirabilis
Я наивно поверила, что роман реальный, восхитилась эрудицией автора))) Про козу причем помнила))
wlana
Автор, это коварство! Я же гуглила! И продолжала бы дальше гуглить, а потом знакомых бы дёргать начала, а потом...
И при этом самое простое, отсылку к козе, я проморгала))) Эх...
А-а-а!!!))) Шалость удалась!))))
Анонимный автор
Viola mirabilis
У этой Татьяны турнюр... Островский турнюров не застал. У него и мещанки в куче юбок а-ля кринолины.
Как не застал? Мода на турнюры началась в 70-е годы, Островский умер в 1886.
wlana
С Шенгелаей тоже опера, просто там певцы озвучивают, а играют актеры на натуре.
Viola mirabilis
Анонимный автор
Как не застал? Мода на турнюры началась в 70-е годы, Островский умер в 1886.
А, точно, застал - еще те, крупные, с кринолеттами... Ваша правда.
Очень необычная работа! Фантасмагория, причём в стиле XIX в. Н.В. Гоголь вспомнился и Кассиус Кулидж. Единственно, мне было трудно следить за всеми этими превращениями. А почему именно это произведение Вы выбрали?
Антон Владимирович Кайманский
Очень необычная работа! Фантасмагория, причём в стиле XIX в. Н.В. Гоголь вспомнился и Кассиус Кулидж. Единственно, мне было трудно следить за всеми этими превращениями. А почему именно это произведение Аы выбрали?
Если это был комплимент, то спасибо!) Я просто люблю Пушкина в целом и "Онегина" в частности, вот и написала фанфик по нему. А что вам показалось сложным в превращениях? Если что, в комментах они раскрыты все досконально. Но просто интересно, что показалось самым сложным для восприятия...
Анонимный автор
А что вам показалось сложным в превращениях?
Само их количество. Правда, я усталым читал.
Антон Владимирович Кайманский
Анонимный автор
Само их количество. Правда, я усталым читал.
А, ну тогда хорошо хоть дочитали)))
Всю первую часть думала, что в стихах-то оно куда короче. )
И очень порадовалась, что дочитала до конца: вот это был поворот! Вполне канонного вида - но поворот же!

Здорово, автор!
И действительно, идут ассоциации с литературой того периода, и с Жуковским. )
Агнета Блоссом
Всю первую часть думала, что в стихах-то оно куда короче. )
И очень порадовалась, что дочитала до конца: вот это был поворот! Вполне канонного вида - но поворот же!

Здорово, автор!
И действительно, идут ассоциации с литературой того периода, и с Жуковским. )
В стихах короче, действительно. А это для тех читателей, кому стихов в свое время не хватило))) Чтоб смаковать!
Приятно удивили, назвав поворот канонным... Онегин и в каноне кажется ТАКИМ?)))
Анонимный автор
Агнета Блоссом
Приятно удивили, назвав поворот канонным... Онегин и в каноне кажется ТАКИМ?)))

Канонный - скорее, в приложении к балладе Жуковского, есть у него ведь что-то весьма похожее?
И с Пушкиным они дружили, могли обсуждать творчество. )))

Онегин кажется неопасным, легковесным - так ли это, вполне себе вопрос.

Кто опаснее:
1. осознанный злодей - но отказывающийся от своих планов, раз уж вотпрямщаз получить ту же Татьяну не выйдет - а не получил, так и пошла она подальше, больше не интересна;
2.или вот такой персонаж - девочка ему не интересна, он даже мораль ей прочитал - а вот зрелая женщина, с которой, при её желании, можно и погулять, не задумываясь о последствиях - вполне подойдёт. Для тесного общения.
Он помнит: эта вот дама была к нему расположена. А муж?
Ну, вот муж Онегина не слишком заботит, муж не стенка.

И, если бы Татьяна была легкомысленна - или до сих пор без ума влюблена, разве не был бы для неё опасен второй вариант?
Репутация важна была в то время: сплетни, потом дуэль - и она вдова.
Агнета Блоссом
А вот это очень интересная мысль! Не думала, что можно посмотреть и с такой стороны... Действительно, кто опаснее: классический мистический злодей, какие только в романах бывают (в реале - разве только в виде редких, единичных извращенцев) или стандартный, одинаковый во все времена ловелас, гроза замужних дурех? Второе, пожалуй, страшнее... Соглашусь.
Анонимный автор
=)
А я бы выбрала ловеласа.
Потому что защита от такого - добродетель.
А от злодея нет защиты...

Написано интересно, лайк за внимание к деталям, но вышло, на мой взгляд, слишком уж жутковато. И такого Онегина я не видела и не хотела бы видеть.
Aliny4
А я бы выбрала ловеласа.
Потому что защита от такого - добродетель.
А от злодея нет защиты...

Написано интересно, лайк за внимание к деталям, но вышло, на мой взгляд, слишком уж жутковато. И такого Онегина я не видела и не хотела бы видеть.
От злодея тоже есть защита - рассвет)) И разгильдяйство подопечных злодея, как во многих детективах...
Жутковатость сочту за комплимент! Конкурс ужастиков пришлось пропустить, сейчас наверстываю))
Сон сюжетно повторяет “вещий сон” Татьяны, но наполнен гораздо большим смыслом. Сон в оригинале - лишь отражение той смуты, что творится в ее душе, здесь - полномасштабная интрига, игра, в которой Татьяне отведена роль пешки. Да это и не сон вовсе, Тане повезло, что это стало сном, могло быть гораздо хуже.
Картина пира, где собрались все ее знакомые, с одной стороны, характерна для сна - во сне мы видим только знакомое, с другой, когда раскрывается сущность всех помещиков, она из психологической превращается в социальную. Все соседи Лариных - личности неприятные не потому, что таковы помещики, а потому что они не люди вовсе! У них совершенно иные характеристики и внешности, и личности!
Сон-не сон и красив, и страшен, и подробно проработан - после подобных текстов прямо хочется читать фанфики по классике, уходит предубеждение, что по классике нельзя написать хорошо. Можно, если постараться. У вас получилось блестяще!
Муркa
Сон сюжетно повторяет “вещий сон” Татьяны, но наполнен гораздо большим смыслом. Сон в оригинале - лишь отражение той смуты, что творится в ее душе, здесь - полномасштабная интрига, игра, в которой Татьяне отведена роль пешки. Да это и не сон вовсе, Тане повезло, что это стало сном, могло быть гораздо хуже.
Картина пира, где собрались все ее знакомые, с одной стороны, характерна для сна - во сне мы видим только знакомое, с другой, когда раскрывается сущность всех помещиков, она из психологической превращается в социальную. Все соседи Лариных - личности неприятные не потому, что таковы помещики, а потому что они не люди вовсе! У них совершенно иные характеристики и внешности, и личности!
Сон-не сон и красив, и страшен, и подробно проработан - после подобных текстов прямо хочется читать фанфики по классике, уходит предубеждение, что по классике нельзя написать хорошо. Можно, если постараться. У вас получилось блестяще!
Спасибо! Очень приятно, что вы оценили мой "ужастик". И все его детали. Я их придумывала с большой любовью.
Анонимный Автор
Онегин и в каноне кажется ТАКИМ?)))
Вообще-то... да. Он ТАКИМ не просто кажется, он таким писался.

Муркa
Сон в оригинале - лишь отражение той смуты, что творится в ее душе
Не согласна. Сон из канона не из Татьяниной головы взялся.
Первая часть (с медведем) - это ответ на вопрос о муже. Медведь = важный и толстый генерал.
Вторая часть (шабаш) - из головы Евгения (поэтому и фанфик с реальностью от демоническоо Онегина попал в самое яблочко). Образы гостей - это те карикатуры, которые он мысленно рисовал на именинах Татьяны.
Чудак, попав на пир огромной,
Уж был сердит. Но, девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.

Кроме того, сон Татьяны вещий ещё и по отношению к более отдалённому будущему. Он описывает замужнюю жизнь Татьяны, встречу с Онегиным на том балу, где она в малиновом берете. Даже платок, который она обронила во сне, закольцовывается с теми её платками, которые потом поднимает Онегин.
Показать полностью
Анонимный автор
Забыла вас про берет спросить.
Стоя на коленях, Татьяна растерянно подняла то, что свалилось с ее головы. Это был огромный малиновый берет из рытого бархата, как у шекспировского Ромео. <...> Она повертела берет в руках, дивясь его тяжести, и тут заметила, что его широкий рант украшен огромной бриллиантовой брошью, к которой прикреплены два пера какой-то экзотической птицы — точно такого же золотисто-зеленого оттенка, как туфелька, которую она недавно видела… <...> Но тут медведь, словно разозлившись, выхватил у нее берет и бросил его через плечо. Татьяна вскочила и невольно вытянула шею, чтобы посмотреть, как малиновый берет шлепнется на снег там, за лохматой медвежьей спиной. Но ничего такого не произошло: загадочный головной убор словно растворился в воздухе…
Почему медведь его выхватил? Почему бросил через плечо? Почему берет исчез, а не, например, остался лежать на снегу кровавым пятном?
wlana
Анонимный Автор
Вообще-то... да. Он ТАКИМ не просто кажется, он таким писался.

Муркa
Не согласна. Сон из канона не из Татьяниной головы взялся.
Первая часть (с медведем) - это ответ на вопрос о муже. Медведь = важный и толстый генерал.
Вторая часть (шабаш) - из головы Евгения (поэтому и фанфик с реальностью от демоническоо Онегина попал в самое яблочко). Образы гостей - это те карикатуры, которые он мысленно рисовал на именинах Татьяны.

Кроме того, сон Татьяны вещий ещё и по отношению к более отдалённому будущему. Он описывает замужнюю жизнь Татьяны, встречу с Онегиным на том балу, где она в малиновом берете. Даже платок, который она обронила во сне, закольцовывается с теми её платками, которые потом поднимает Онегин.
Да, медведь в оригинале - это и жених, и генерал в народных поверьях, что в случае Татьяны - одно и тоже. Переход через мостик - это инициация (замужество или смерть). Башмачок - тоже символ вступления в брак. Я от себя добавила малиновый берет из того самого бального наряда и соединила его через декор и цвет с башмачком, который роняет Татьяна. Никакой это не башмачок Амальтеи, конечно. Это ее собственная будущая пара бальных туфлей. И серьга с сапфирами - из того же будущего бального убора, такого богатого, какой нынешний Татьяне и не снился (пардон за каламбур).
Вы высказали очень интересную мысль о карикатурах! Я всегда видела связь в изображении гостей на шабаше и на именинах, но не понимала, каким образом это привиделось Татьяне. А это ей, значит, от Онегина через ноосферу донеслось... Теперь для меня в этом плане все в каноне встало на место. Спасибо!
Показать полностью
wlana
Анонимный автор
Забыла вас про берет спросить.
Почему медведь его выхватил? Почему бросил через плечо? Почему берет исчез, а не, например, остался лежать на снегу кровавым пятном?
Потому что берета еще нет. Он будет на том, далеком балу. Все вещи с того бала являются Татьяне призраками самих себя. Берет исчезает, не долетев до снега. Башмачок, будучи надетым на ногу, тоже фактически исчезает, превращаясь в прежний валенок. И серьга в руке смотрится той великолепной, из будущего, а в ухе мигом становится нынешней, скромной и вполне реальной сережкой (которая, однако, девушке сейчас тоже снится).

А выхватил его медведь для того, чтобы Татьяна не отвлекалась на всякую ерунду вроде своего будущего)) За плечом у него - как бы другое измерение. То самое будущее. Сон Татьяны в этом фанфике - он ведь место пересечения сразу нескольких измерений: имения Онегина (которое существует на самом деле), призрачного леса-морока (который существовал только в голове у Татьяны и только в эту ночь), будущего самой Татьяны (которое прорывается к ней предметами-символами) и постоянно существующего мира, в котором местные баре видят истинный облик друг друга (шабаш) и куда Татьяну заманил Пустяков.
Показать полностью
Анонимный автор
А выхватил его медведь для того, чтобы Татьяна не отвлекалась на всякую ерунду вроде своего будущего))
Мудро))) Это спешащий Пустяков так рассуждает или генерал? Или оба?

Про исчезающие предметы из будущего очень красиво.
wlana
Анонимный автор
Мудро))) Это спешащий Пустяков так рассуждает или генерал? Или оба?
Это Пустяков так думает. Генерала там нет. Имея истинный облик медведя, Пустяков, показавшись Татьяне на границе измерений в этом облике, всего лишь невольно (или по воле того, кто выше всех?) послужил для нее символом замужества, причем именно за генералом. Даже этот слуга демона, как видим, на что-то полезное пригодился... С паршивой овцы - хоть шерсти клок))
wlana
Анонимный автор
Про исчезающие предметы из будущего очень красиво.
Спасибо! Мне хотелось внести немного света в эту мрачную картину. Чтобы смотрелось как "Светлана", а не как "Людмила"))
Анонимный автор
Ну, "Людмила" тоже была бы к месту. В каноне есть момент, где в гадании Татьяне и Ольге выпадают мужья-военные и поход. Почему бы этому походу за мужем не быть таким, как в "Людмиле"?
Вот, нашла:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
wlana
Анонимный автор
Ну, "Людмила" тоже была бы к месту. В каноне есть момент, где в гадании Татьяне и Ольге выпадают мужья-военные и поход. Почему бы этому походу за мужем не быть таким, как в "Людмиле"?
"И им сулили каждый год..." Да, ведь есть и такое! Только все походы мужа Татьяны, скорее всего, уже в прошлом ("в сраженьях изувечен")... А ее "поход" - это, как и у сестры, отъезд из родной провинции, так мне кажется. Но в "Людмиле" так страааашно... И не столько из-за антуража, сколько из-за безнадежности. Здесь же мне хотелось нагнать страху, но чтобы безнадежности - не было. Даже капризность Онегина оказалась к добру.
Только все походы мужа Татьяны, скорее всего, уже в прошлом ("в сраженьях изувечен")...
Вы считаете, он полный инвалид?
Viola mirabilis
Вы считаете, он полный инвалид?
Совсем инвалид вряд ли ходил бы по балам... Но отставник - явно. И не факт, что по возрасту - скорее, по здоровью.
Помнится, Лотман считал, что "изувечен" означает просто боевые ранения.
Viola mirabilis
Вы считаете, он полный инвалид?
Не полный - толстый!)))
Татьяна, если смотреть на аналогичный пример канонного замужества, довольно быстро овдовеет.

А про поход мне попадалась версия, что это Татьяна за мужем-декабристом в Сибирь поедет.
Viola mirabilis
Помнится, Лотман считал, что "изувечен" означает просто боевые ранения.
В смысле - не тяжелые? Ну не знаю... Мне всегда казалось, что тяжелые, так как Татьяна о них говорит с гордостью.
Кто знает - отставники шпоры носят?
wlana
Viola mirabilis
Не полный - толстый!)))
Татьяна, если смотреть на аналогичный пример канонного замужества, довольно быстро овдовеет.

А про поход мне попадалась версия, что это Татьяна за мужем-декабристом в Сибирь поедет.
Убили))
А что за пример канонного замужества?
Хм... Интересная версия про декабриста. Ее можно продолжить и заключить, что Татьяна и ее муж срисованы с реальной пары - какого-то декабриста и его жены, знакомых Пушкина.
wlana
Кто знает - отставники шпоры носят?
Тут вот что пишут: "На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства".
https://myhistorypark.ru/blog/baly-i-traditsii/?city=party
Анонимный автор
А что за пример канонного замужества?
Ларины, родители Татьяны.
wlana
Анонимный автор
Ларины, родители Татьяны.
Ах вот оно что! Но если Татьяне уготована судьба ее матери-вдовы, значит, Онегину есть смысл подкатить к ней снова, уже тогда?)) Ой, держите меня семеро, а то я это напишу в каком-нибудь новом фанфике...
Ну как поди Татьяне быстро не овдоветь: муж "С Онегиным он вспоминает Проказы, шутки прежних лет", а Онегину уже аж под 30!)))
Автор, вы про шпоры на балу, а Влана, наверное, о том, что князь носил шпоры в принципе, помните, он в конце входит, звеня шпорами.
Анонимный автор
Про шпоры я другой момент имела в виду - не бальный.
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда…

Хотя шпоры тут могут быть не ради достоверности, а ради звона, который, аналогично колокольному, прогоняет Онегина-демона и развеивает картинку. Такой же приём использован для прерывания сна Татьяны. Там вместо звона крик (намёк на петушиный):
нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…
Viola mirabilis
Ну как поди Татьяне быстро не овдоветь: муж "С Онегиным он вспоминает Проказы, шутки прежних лет", а Онегину уже аж под 30!)))
Автор, вы про шпоры на балу, а Влана, наверное, о том, что князь носил шпоры в принципе, помните, он в конце входит, звеня шпорами.
Да нет, генерал не пожилой. Ровесники они - ну, может, генерал старше лет на пять. Но вот его раны дают Онегину возможность надеяться))

Насчет шпор в целом тут вот что сказано: "В России шпоры полагалось носить в XVIII — начале XX века не только военным, но и высшим придворным чинам: гофмейстеру, шталмейстеру, егермейстеру и др."
http://www.kdvorik.ru/base.php?id=444
Возможно, генерал носил шпоры еще и поэтому? То есть, имел высший придворный чин ("...нас ласкает двор").
wlana
Анонимный автор
Про шпоры я другой момент имела в виду - не бальный.

Хотя шпоры тут могут быть не ради достоверности, а ради звона, который, аналогично колокольному, прогоняет Онегина-демона и развеивает картинку. Такой же приём использован для прерывания сна Татьяны. Там вместо звона крик (намёк на петушиный):
А ведь может быть... То-то Пушкин пишет:

Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим.

Только ли "прослыть"? Может, и быть?
Анонимный Автор
значит, Онегину есть смысл подкатить к ней снова, уже тогда?)) Ой, держите меня семеро, а то я это напишу в каком-нибудь новом фанфике...
Почему бы нет? (1)
Почему бы нет? (2)
Онегин же не просто так в вещем сне Татьяны был нечистью. По традиции в таких снах нечистью должен быть будущий муж. Но мужем-то был медведь. А кто тогда там Онегин? Возможно, муж номер два.
В конце концов, он же не просто так платки поднимал.
wlana
Анонимный Автор
Почему бы нет? (1)
Почему бы нет? (2)
Онегин же не просто так в вещем сне Татьяны был нечистью. По традиции в таких снах нечистью должен быть будущий муж. Но мужем-то был медведь. А кто тогда там Онегин? Возможно, муж номер два.
В конце концов, он же не просто так платки поднимал.
Эх, мне уже видится дуэль номер два))
Анонимный Автор
Эх, мне уже видится дуэль номер два))
Мне, к сожалению, тоже. Не знаю, правда, с кем.

Анонимный автор
Возможно, генерал носил шпоры еще и поэтому? То есть, имел высший придворный чин ("...нас ласкает двор").
Да, это идеально подходит!

Только ли "прослыть"? Может, и быть?
Онегин-демоническая фигура - это канон. Даже параллели с "Демоном" есть, что очень много говорит о том, каким Пушкин видел Онегина.
wlana
Анонимный Автор
Мне, к сожалению, тоже. Не знаю, правда, с кем.
Дуэль с генералом! Хотя... а смог бы Онегин потом жениться на Татьяне?

wlana
Анонимный Автор
Онегин-демоническая фигура - это канон. Даже параллели с "Демоном" есть, что очень много говорит о том, каким Пушкин видел Онегина.
Какие параллели? Ужасно интересно!
Анонимный Автор
Дуэль с генералом! Хотя... а смог бы Онегин потом жениться на Татьяне?
В прошлый раз это был тот, кого Татьяна называла братом.

Какие параллели? Ужасно интересно!
Пошла искать цитаты.
Как, вы серьезно думаете, что Татьяна вышла бы за ЕО, если б тот убил ее мужа?
Я не думаю.
Я считаю, что дуэль (если это будет именно дуэль, а не что-то другое, что будет перекликаться с канонной дуэлью) будет с кем-то другим. Возможно, там и Онегин не будет прямым участником.
Об общем в "Евгении Онегине" и "Демоне"

Сначала цитата из «Комментариев» Лотмана. (Нумерация (1), (2),…) отрывков моя.)

(1)
XLVI, 1–7 — Кто жил и мыслил…
Того раскаянье грызет.

Строфа принадлежит к наиболее пессимистическим в творчестве П. Она связана с пересмотром в ходе идейного кризиса 1823 г. концепции Руссо об исконной доброте человека. П пришел к убеждению о связи торжества реакции и исконного эгоизма человеческой природы:
(2)
И горд и наг пришел Разврат,
И перед <?> ним <?> сердца застыли,
За власть <?> Отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет Свободы,
И им поверили народы.
[И безразлично, в их речах]
Добро и зло, все стало тенью
Все было предано презренью,
Как ветру предан дольный прах
(II, I, 314).
Стихи имеют прямое соответствие в черновой редакции "Демона":
(3)
[И взор я бросил на] людей,
Увидел их надменных, низких,
[Жестоких] ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
[Жестокой], суетной, холодной,
[Смешон] [глас] правды благо<родны>й,
Напрасен опыт вековой
(там же, с. 293).
Близость этих стихов к XLVI строфе показывает духовное сближение автора и Онегина, что подготавливало появление П в тексте романа уже не в качестве носителя авторской речи, а как непосредственного персонажа. Черновые варианты этих строф свидетельствуют о тесной близости их с «Демоном». Эти семь стихов по своему строю соответствуют началу онегинской строфы. Возможно, что они предназначались для характеристики Онегина:
(4)
Мне было грустно, тяжко, больно,
Но одолев меня в борьбе
Он сочетал меня невольно
Своей таинственной судьбе
Я стал взирать его очами,
С его печальными речами
Мои слова звучали в лад…
Этот набросок не нашел себе места в "Евгении Онегине". Вслед за ним был написан «Демон» (Томашевский, I, с. 552–553). Сближеие Онегина и Демона дало основание комментаторам (см.: Бродский, 107–108) сблизить Онегина с якобы прототипом Демона А. Н. Раевским. <…>

_____

Конец цитаты
Показать полностью
Мне в процитированных Лотманом стихотворениях интересны те их части, которые Лотман опустил.
Приведу их целиком:
(курсивом - то, что было у Лотмана, жирным – строки, которые мне показались интересными)
(1)
XLVI
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призра́к невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований.
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.

Всё это часто придаёт
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм
.

(2):
Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель?
Вещали книжники, тревожились цари,
Толпа пред ними волновалась,
Разоблаченные пустели алтари,
Свободы буря подымалась.
И вдруг нагрянула… Упали в прах и в кровь,
Разбились ветхие скрижали,
Явился муж судеб, рабы затихли вновь,
Мечи да цепи зазвучали.
И горд и наг пришел Разврат,
И перед ним сердца застыли,
За власть отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет Свободы,
И им поверили народы.
И безразлично, в их речах,
Добро и зло, всё стало тенью —
Всё было предано презренью,
Как ветру предан дольный прах

(3):
[Мое] беспечное незнанье
Лукавый"?" демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать [его глазами],
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором [ясным]
И изумился в тишине:
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?

[И взор я бросил на] людей,
Увидел их надменных, низких,
[Жестоких] ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
[Жестокой], суетной, холодной,
[Смешон] [глас] правды благо"родны"й,
Напрасен опыт вековой.

Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы воль"ный" клич!
Стадам не нужен дар свободы,
[Их должно резать или стричь],
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками "да бич".

(4):
Мне было грустно, тяжко, больно,
Но одолев меня в борьбе
Он сочетал меня невольно
Своей таинственной судьбе
Я стал взирать его очами,

С его печальными речами
Мои слова звучали в лад…

(5):
"Демон" (чистовой вариант)

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Показать полностью
Перехожу к параллелям:

-1-
«Евгений Онегин»:
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

(5) «Демон»:
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.

-2-
(2):
Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?

«Евгений Онегин»:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!

Счастливой силою мечтанья
Одушевлённые созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, —
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.

Лорд Байрон прихотью удачной
Облёк в унылый романтизм
И безнадёжный эгоизм.

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?

Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?

-3-
(5):
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.

«Евгений Онегин»:
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идёт она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло́ в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах…
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.

Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает


-4-
Эти два отрывка могли бы быть мыслями Татьяны:

(3):
[Мое] беспечное незнанье
Лукавый"?" демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать [его глазами],
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.

(4):
Мне было грустно, тяжко, больно,
Но одолев меня в борьбе
Он сочетал меня невольно
Своей таинственной судьбе
Я стал взирать его очами,
С его печальными речами
Мои слова звучали в лад…

Часть сна Татьяна смотрит как раз глазами Онегина:

Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.

Из сна Татьяны:
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

Ещё страшней, ещё чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;


-5-

«Евгений Онегин»:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним ещё два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

В «Демоне» (5) есть строки, описывающие то, что Татьяна могла увидеть в пометках Онегина:

Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

-6-
От придуманного образа Онегина к настоящему:

(3):
Взглянул на мир я взором [ясным]
И изумился в тишине:
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?

«Евгений Онегин»:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее – слава Богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Показать полностью
Viola mirabilis
Как, вы серьезно думаете, что Татьяна вышла бы за ЕО, если б тот убил ее мужа?
wlana
Я не думаю.
Я считаю, что дуэль (если это будет именно дуэль, а не что-то другое, что будет перекликаться с канонной дуэлью) будет с кем-то другим. Возможно, там и Онегин не будет прямым участником.
А я очень даже думаю))
Конечно, идея о том, что Онегин просто натравит кого-то на генерала для дуэли, очень логична. А чем можно так раздразнить медведя... ой, то есть генерала, чтобы довести его до дуэли? Разве что слухами о жене... И тогда после дуэли ее репутации конец. И тут приходит Онегин весь в белом. И с утешениями. А через год - с предложением руки и сердца. Очень, очень логично! Для человека.
Но Онегин же демон!)) Ему и другое под силу - более прямой путь (темная сторона любит хвалиться легкостью своих путей) и более трудный в то же время. Лично ухлопать генерала, но так, чтобы все равно остаться в белом! Например, демонстративно отбросить пистолет, не выстрелив, и угодить им генералу в висок))) Утрирую, конечно, но... Можно найти изящный выход. А потом охмурить печальную вдову Татьяну, как в старое доброе время, но уже не останавливаясь на полдороге))) Поговорить о милой деревне, о минувшей юности и всяком таком... И о былой любви, что не угасла.
Показать полностью
wlana
Я восхищена вашим усердием, терпением - и огромное вам спасибо! Мне это было очень интересно. Думаю, и не только мне. Параллели просматриваются явные. Раевский ли был на самом деле прототипом - специалистам виднее. Для меня главное, что у Онегина и впрямь на глазах отрастают крылья. Черные такие)) Но дамочкам они кажутся снежно-белыми, в самомм крайнем случае - серыми от тоски этого бренного мира...
Конечно, идея о том, что Онегин просто натравит кого-то на генерала для дуэли, очень логична.
Это вы про Печорина говорите) А ЕО по всей России метался, чтоб отвлечься от убийства Ленского. Да и Татьяна его не дэмоном теперь считает. Москвич в Гарольдовом плаще, уж не пародия ли он, как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом. Крч, мелко, Хоботов!
Удачи в накуривании новых сюжетов, засим отписываюсь, не моя трава))
Viola mirabilis
Это вы про Печорина говорите) А ЕО по всей России метался, чтоб отвлечься от убийства Ленского. Да и Татьяна его не дэмоном теперь считает. Москвич в Гарольдовом плаще, уж не пародия ли он, как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом. Крч, мелко, Хоботов!
Удачи в накуривании новых сюжетов, засим отписываюсь, не моя трава))
Да ладно вам... Я никогда не пишу того, о чем заранее заявляю)) Да и продолжать собственные работы не люблю. Так что не опустится демон Онегин на ту ступень, что вас так пугает...
Если я и в третий раз подступлюсь к этому произведению, там будет что-то совсем-совсем иное.
Очень неожиданный для меня текст - и очень богатый.
Действительно, сон, с такими удивительными подробностями, которые могут быть именно во сне, и только в нем. Очень ярко, очень красочно, а потом и образно-карикатурно. И неожиданно до "вот совсем".
Онегин как "хозяин шабаша"...
Ну...
Чего только во сне не бывает.
Но вот в "настоящего хозяина шабаша" - Онегина я поверить не смогла... Видимо, другой образ сложился у меня еще с детских лет.
Хотя фанфик интересный, яркий, удивительный и, безусловно, читабельный.
Спасибо Автору. Отдельное - за то, что Татьяне таки повезло ))
Jana Mazai-Krasovskaya
Спасибо за отзыв)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть