↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарии «Чужая сторона» (гет)


« Вернуться на страницу с описанием произведения
Читать »

Комментарии от: Клэр Кошмаржик

140 комментариев
Дублирую отзыв без забега:)
Удивительная работа! Очень яркие, выразительные, узнаваемые образы, хирургически точное соблюдение канонных характеров в неприкосновенности, без малейшего намёка на ООС. События, которые отклоняются от линии канона, здесь абсолютно уместны и не смотрятся, как что-то чужеродное. Мне показалось вполне вероятным, что что-то подобное мелькало и в книжном каноне – наверное, померещилось, но всё же... Да, конечно, для главного героя было бы лучше, если бы всё пошло именно по этому пути. Автор обошёлся с героями очень внимательно и тактично, нигде не пережал, ничего не опошлил (признаюсь, что бываю очень предвзятой, если моих любимых персонажей уж слишком вольно крутят туда-сюда – а здесь этого и близко нет, они живые, и автор обращается с ними деликатно и уважительно, согласно их положению в лучшем обществе). Настоятельно рекомендую всем, кто смотрел фильм "Бег" – картина в голове оживает моментально, а уместно подобранные детали усиливают эффект.
Огромное спасибо! С нетерпением жду деанона.
Анонимный автор
Всё естественно, ничто нигде не "слишком", дополнительные линии не свисают, канва не топорщится. Великолепный гобелен получился. Не турецкий ковёр, а именно гобелен:)
Анонимный автор
Отчего же? Вы написали объективно хорошую работу, так чего можно опасаться? Яростных канонистов (здесь автозамена порадовала меня словосочетанием: "канон странненький") или шипперов-однолюбов, которые станут кричать: "Автор! Куда вы дели Голубкова?!")))
Единственное, что могло Вас напугать, это гробовое молчание под фанфиком, но теперь оно Вам точно не грозит!
Анонимный автор
Мне тоже казалось, что это сон или мечта. К сожалению, не получается поверить ни в лошадей, ни в мальчика (который, как мы помним, печатал на машинке в одном из кадров). Верю, что их не расстреляли, по крайней мере, не сразу. Ну и, конечно же, даже пережив период репрессий, они в любом случае не мыслили бы себя без Петрограда. И даже вариант "долго и счастливо" разбился бы о блокаду...
Анонимный автор
Могли. И я их всегда представляла только вместе – вплоть до сегодняшнего дня:)
Анонимный автор
Поверила!))) Сама себе не верю, но поверила. И мне теперь вовсе не кажется, что любой женский персонаж рядом с Хлудовым на этом жизненном этапе смотрелся бы неуместно, кроме сестры милосердия, выполняющей чисто медицинские, чисто дженовые сюжетные функции.
Анонимный автор
Он бы отошёл, да религиозные чувства не позволят.
Анонимный автор
Видения помню до мелочей. Свет беспощаден, и в данном случае это даёт ещё одну отсылку к "месту без тени" (дословный перевод ада у магометан, чьи тягучие песнопения герои вынужденно слушают по пять раз на дню). Милосердие превыше справедливости – это верно, и не так давно я как раз об этом вспоминала с одним умным и приятным человеком. Что касается ПТСР, то у Хлудова оно, если я не ошибаюсь, уже перешло в состояние острого психоза. Но стадия обострения как раз оптимальна, чтобы вылечиться. Серафима же готова исцелять, и это её воспоминание о давнем намерении стать сестрой милосердия тоже пришлось очень кстати.
(Простите за задержку с ответом, у нас реал)
Анонимный автор
С Хлудовым нельзя не залезть в дебри:)
И религиозное мышление, и философия, и метанойя – всё это о нём. Непростой человек, весь переломанный, он сам себя приговорил, и держится за этот приговор, как за спасение души. Сам, естественно, не сможет выбраться из этого состояния. Нужен кто-то извне, кто, побывав в списках жертв того времени и будучи сам не святым, найдёт в себе силы понять его и привести к прощению. И несколько лет помучиться придётся, конечно же. Очень в духе русской литературы и – та-дам! – отсылает к Достоевскому.
Анонимный автор
Вот видите, как здорово Вы попали в культурный код!)))
Разница между Хлудовым и Раскольниковым очевидна: служба Отечеству и убийство гражданского лица, к тому же – безоружного, к тому же – старухи... Несопоставимо, казалось бы, но Хлудов и сам постепенно убеждался, что любые принятые им меры, будучи чудовищными, никому не служат и ничего не могут спасти. "Да все губернии плюют на твою музыку!" – кричит ему в лицо вестовой, чьё сердце ещё бьётся, но который уже знает, что мертв, потому что прекрасно понимает, на _кого_ он повысил голос. Хлудов и сам стал адом, демоном и Сатаной для тех, кого вешал за "саботаж", тайное, явное или вовсе примерещившееся несогласие или неясные симпатии. Но он делает это не ради гордыни, самоутверждения или цели доказать своё "право имею". И как неубедительно звучала перед этим реплика: "Да я на Чонгарскую гать ходил с музыкой, и там два раза ранен!" – неубедительно, ибо правда, но он не умеет доказывать свою правду, представляя себя героем, на словах. Он в своём праве, он пролил кровь. Его раны не зажили, а он снова противостоит наползающему аду...
Только вот в книге реплика Крапилина несколько длиннее: "Да все губернии плюют на твою музыку и на твои раны!" – отлично понимаю, почему это не вошло в фильм. Крапилин бы резко утратил часть зрительских симпатий после такого заявления.
Показать полностью
Анонимный автор
Вообще, красные с удивительной лёгкостью выносили смертные приговоры даже тогда, когда в этом не было необходимости, кроме "проявления идеологической непримиримости". Можно называть это перегибами, но даже такой человек, как Хлудов, казалось бы, готовый идти на любые жертвы, чтобы избежать более слабой идейной позиции, и тот – не выдержал, сломался, раскаялся. Во многом – потому что понимал безнадёжность положения и бессмысленность жертв, но в основном – потому что ну не отрицательный он. Не "идейный", не "палач" и не "мясник".
Анонимный автор
"Нужна любовь. Без любви ничего нельзя сделать на войне."
Очень характерная цитата:))
Анонимный автор
Не знаю, как у кого, а я именно после этих слов его и полюбила. До Крапилина, до явной демонстрации зверств и страданий, до галлюцинаций, до всего. Мне было лет 15, но я понимала, что этот человек живёт только за счёт гипертрофированного чувства долга. При этом, признание важности любви указывало на то, что он, несмотря на всю суровость и жестокость гражданской войны, не лишён сопереживания. Он _знает_, за счёт чего достигается победа. Он не боится этого слова – любовь, даже если в тех условиях оно звучит неуместно.
Анонимный автор
Весь образ прекрасен! Заставляет думать и сопереживать, да.
Кстати, я немножко рылась в различных допах, и очень огорчалась, что создатели фильма не предусмотрели для него романтического интереса. Хотя в фильме есть целых три (!) возможных дамы сердца.
1) Серафима, конечно же. Именно она в его глазах имеет достаточно веса и авторитета. Да-да, за счёт чистоты, надмирной и беспощадной к нему, когда он озлоблен войной, но и за счёт способности снизойти до участи любой смертной женщины. Она для него стала бы иконой, на которую только молиться – но её вдруг препоручили его заботам, что сблизило их и в быту. Просто по-человечески.
2) Дама в шляпе (персонаж, существующий только в фильме) – образ светский или полусветский, декадентски-отрешенный и до крайности неуместно лезущий в глаза. Наверное, её присутствие должно что-то обозначать, но мне она не нравилась как раз потому, что было видно, как он не желает замечать её.
3) Люська, как ни странно. Потому что её образ частично списан с Н.Н.Нечволодовой, которая была спутницей, а затем – и женой, генерала Слащёва. Видимо, Булгаков перевёл эту линию подальше от Хлудова, поближе к Чарноте, чтобы не отягощать и не приземлять Хлудова. И, может быть, ещё и избежать чересчур буквального повторения реальных жизненных коллизий.
Показать полностью
Анонимный автор
Иногда "чисто трагический" персонаж переживает трансформацию мыслей и чувств, и ему это идёт только на пользу:)
Анонимный автор
Ну и на здоровье. Он заслужил возвращения к жизни и исправления ошибок. Может быть, только в объятиях женщины, на чью любовь он при других обстоятельствах не смел бы и надеяться, он сможет вновь почувствовать себя живым.
Анонимный автор
И вам спасибо)) Очень важно иногда бывает взглянуть по-новому на давно знакомых персонажей. Спасибо, что одолжили нам, читателям, своё ви́дение этих героев.
Это снова я:) Простите за нескромный вопрос: как Вам кажется, Серафима для Хлудова играла достаточно значимую роль ещё до того, как Голубков обратился к нему с просьбой присмотреть за нею?
Анонимный автор
Вот и мне так показалось.
Вообще, за что я люблю Серафиму (если, конечно, представить, что я её непременно за что-нибудь, да люблю – хотя в детстве она мне не слишком нравилась), так это за очаровательную манеру врываться в гущу событий, предъявлять сразу всё наболевшее, не слишком утруждаясь разбирательствами, и западать в душу:)
Если бы я, как все приличные 15-летние девочки, взялась тогда писать фанфик с НЖП, то, пожалуй, именно Серафиму я бы считала основной преградой для своих НЖП-овских матримониальных планов. При этом, я прекрасно видела, что Хлудова нельзя назвать увлечённым хоть кем-то из ныне живущих. А Крапилин – это всего лишь персонифицированная совесть самого Хлудова. И этот бесконечный диалог с самим собой можно прервать лишь одним способом: удивить и отвлечь, может быть – даже насильно (я не думаю, что Хлудов не испытывал дискомфорта, выполняя миссию, взваленную на него Голубковым).
Анонимный автор
Да, мне показалось, что она не слишком хорошо представляет себе реальную жизнь за пределами круга общения жены товарища министра торговли. Что ж, у меня даже в детстве не повернулся бы язык обвинить её в неудачном выборе супруга, но Голубков... Преданный ей, но такой же беспомощный, если не хуже. Они там все обречены, и только Люське достало смелости идти в бездну с открытыми глазами.
Анонимный автор
Да, её чуть не расстреляли (а могли и повесить), а Голубкову пригрозили пытками, чтобы он её предал.
А Оруэлловского "1984" ещё и близко не было.
Я подумала: а что, если Серафима происходила из богатой и влиятельной семьи, и Корзухин женился на ней из-за приданого и выгодных связей? В этом случае, его интерес к ней как к женщине мог ограничиваться редкими визитами в спальню и демонстративными знаками внимания в виде подарков и поездок на воды.
Анонимный автор
Да. И в пьесе ему только показали раскалённую иглу... Я не могла обвинять мягкого интеллигентного человека в недостаточно мужественном противостоянии пыткам – меня-то никто никогда не пытал. Но испугаться вот так, по-глупому...
А про Корзухина я, оказывается, не всё понимала, т.к. была уверена, что эта должность за ним сохранялась ещё с Петроградских времён. Конечно, очевидно, что Серафима на момент замужества была слишком молода и подвержена влиянию окружавших её женщин. Мать, тётка, бабушка... Много ли надо, чтобы уговорить барышню выйти замуж за человека серьёзного и обстоятельного...
Анонимный автор
Да как-то вообще непохоже, что она его хоть когда-то интересовала как женщина. Скорее всего, она вообще не его тип. Ну, если бы надоела, то он бы как-то отреагировал на упоминания её имени. Но последовательно отрекаться и быть абсолютно безразличным, когда ей нужна-то была самая малость (я имею в виду Париж)...
Анонимный автор
Вот как-то мимо сознания у меня, в своё время, прошли эти славные моменты:)
Простите, у меня ещё один вопрос назрел: бедная Серафима, и муж-то её не любит, и Голубков чуть что – предаёт; а как Вам кажется, в какой момент Хлудов перестал тяготиться её обществом в Константинополе? До визита в цирк, или?..
Анонимный автор
А мне-то раньше казалось, он хотел её развлечь, чтобы не металась, как тигра по клетке, и не смотрела тоскливыми глазами:)
Выходит, ему тоже было важно присутствие рядом живого человека, да ещё и свидетеля тех событий, да ещё и с той, противоположной ему, стороны.
Получается, повествование оборвалось на самом интересном месте:)
То есть, необходимый эффект достигнут: Хлудов удивлён, его невидимый собеседник пропал сам собой, как и бывает во внештатной ситуации. Но дальше-то что? Конечно, вырваться из объятий он не станет. Дальше ему либо оживать полностью, либо сопротивляться во имя дружбы (?)
Анонимный автор
И мне нравятся два последних варианта – нравятся гораздо больше, чем всё остальное. Совершенно не хочется оставлять его одного.
Завтра продолжим:) час поздний уже. У меня ещё есть вопросы...
Анонимный автор
Это Вам спасибо – и за историю, и за такой прекрасный шанс возвратить к жизни любимого героя!))
Анонимный автор
Надеюсь, я ещё не надоела?.. Простите, я всё не решаюсь задать Вам вопрос: из всего сложного комплекса чувств, какое именно сподвигло Серафиму на этот шаг? Мне показалось, что там была вначале только жалость, но затем явно возникло что-то ещё. И Хлудов – он ведь не попытался отстраниться... Выходит, их ещё до этого что-то влекло друг к другу, просто они не отдавали себе отчёта (и это в данном случае объяснимо, учитывая все обстоятельства).
Анонимный автор
Мне кажется, если поставить целью описание каждого движения её души, чтобы представить полную и подробную картину того, как постепенно изменялись её чувства, то это задача для макси или хотя бы миди (на который я осторожно пытаюсь намекнуть, но если в планы автора это не входит, то хотя бы здесь спрошу, в комментариях). Разумеется, я не имела в виду, что всё то, о чём я спрашиваю, должно быть в тексте конкурсной работы. Это не влезло бы в 50 Кб, мне кажется. Просто любопытствую:)
Что же касается Хлудова, его ценностей и его идеалов, то, мне кажется, Вы очень точно заметили, как он высоко ставит личность Серафимы. Конечно, красота – понятие субъективное, но того эстетического воспитания, каковое, несомненно, получили люди из круга, не оценить, что она хороша внешне, он тоже бы не мог. Так что и тут, мне кажется, моё ви́дение не слишком отклоняется от Вашего. Серафима близка Роману Валериановичу в той же мере, в которой ему отвратителен Корзухин.
Теперь о деньгах и работе: да, материальный вопрос для них, оказавшихся в плачевной ситуации, был одним из важнейших. И я ещё при первом просмотре обратила внимание, что он не побирается, не опустился и не голодает. Значит, несмотря на болезнь, источившую его душу, он сохранил и дух, и ум, и чувство собственного достоинства. Редкий человек! И я не могу не поблагодарить Вас за него – ещё раз.
Показать полностью
Анонимный автор
Мне кажется, фраза: "я продал перстень, деньги есть" – означает, что на жизнь он, скорее всего, зарабатывал, но кое-какие ценности, которые были при нём, мог продать в случае необходимости. И здесь особенно показательным выглядит, что и медальон, и перстень он, не задумываясь, жертвует ради Серафимы. У меня осталось чёткое ощущение, что он сохранил трезвость разума в той мере, чтобы обходиться с деньгами достаточно взвешенно; но ради лучшей жизни для неё он рискует одной ценной вещью, а для её развлечения продаёт вторую. Что ж, если уж такие факты говорят в пользу Вашей версии событий...:)
Анонимный автор
... потому что с наиболее очевидным претендентом на звание "Рыцаря Серафимы" ей явно не слишком повезло...
Хлудов – человек военный, человек долга и человек слова. Он не похож на субъекта, повсюду таскающего с собой шкатулку с фамильными драгоценностями. Если при нём могли быть часы, портсигар, очки/пенсне(что маловероятно конкретно в его случае), медальон и перстень – и нательный крест, которого он бы не продал! – то можно предположить, насколько дорога ему Серафима. Да, его рассудок болен, и ухажёр из него... Как из любого тяжелобольного человека. Но нет у него ни расточительности, ни авантюризма, ни тяги к красивым жестам. Значит, любит. (Вариант – чистая любовь, готовность служить; что, впрочем, тоже не исключает определённой трансформации чувств)
Анонимный автор
Вот видите, как плодотворно мы пообщались!))
Кстати, чтобы заподозрить тайную влюблённость, не всегда требуется кокетство или тщеславие. Иногда бывает достаточно знания этого конкретного человека, его вкусов и привычек, его системы ценностей. Правда, для этого ещё нужен аналитический ум и некоторое количество свободного времени. Со временем у неё проблемы нет, а что касается ума, то, как только она начинает присматриваться к поведению Романа Валериановича, становится очевидным, что она и в самом деле умна и довольно-таки наблюдательна.
Ещё мне кажется, что она и не собиралась сходиться с ни с кем, но иногда такое случается само при особых обстоятельствах. А обстоятельства ещё какие особые!..
Анонимный автор
В Вашем тексте есть всё необходимое. Всё уместно, сообразно характеру и душевному состоянию. Я понимаю, что она думает о нём, сострадает и постепенно перестаёт бояться. Он для неё не опасен – он опасен прежде всего для самого себя. И мне кажется, что она стремилась защитить его неспроста.
Анонимный автор
Надо же, а я – что окаменеет.
Вполне вероятно, что он бы застрелился в поезде или некоторое время спустя. Но в Константинополе... Думаю, он мог просто некоторое время забывать поесть – и умереть от истощения. Тем более, необходимость кормить Серафиму как бы служила ему хоть и досадным, но всё же полезным напоминанием о реальном мире.
Анонимный автор
Возможно, Хлудов и сам не слишком задумывался при этом, какие чувства на самом деле питает к ней – просто, наверное, в какой-то момент почувствовал, что не очень-то и ждёт возвращения Голубкова, и не хочет отпускать Серафиму не только на улицу, но и вообще от себя.
Анонимный автор
"Не отпускать от себя" – не равно: "думать о ней, как о желанной женщине". Я имела в виду, что он настолько сжился с её присутствием рядом и с этой своей обязанностью присматривать за ней, что мог уже и почувствовать некоторое облегчение, когда ждал Голубкова, а тот всё не возвращался. С любовными чувствами у него это вообще не коррелировало, просто как-то сроднился он с ней.
Вообще, люди с едущей кукушкой (оффтоп, уж простите) иногда бывают настолько погружены в себя, что даже самые близкие сомневаются, что их любят. Особенно это характерно для тяжёлых депрессий, ПТСР и прочих неприятностей. Я перенесла депрессию недавно, так вот, до сих пор, бывает, приходится насильно выпихивать себя из скорлупы – в мир, к людям, которых я люблю.
Анонимный автор
Клэр Кошмаржик
А мне кажется, нет. У меня такое чувство, что он для себя ни на что не надеялся и ничего не ждал, он весь во власти своих видений, своих навязчивых мыслей.
Да если бы он хоть на минуту подумал о Серафиме как о желанной женщине - тут же бы перед ним Крапилин возник. А кстати, можно было бы попробовать написать теперь о нем.
Для себя он ни на что не надеялся – очень верно. Но, тем не менее, он кормил её – и сам что-то ел. А ещё работал. Надеяться мог только на то, что Голубков возвратится не очень скоро. Зачем ему это – так не застрелился же, он хотел жить и что-нибудь понять. Ушёл в себя, думал напряжённо, пополам с бредом. Пытался осмыслить свою прошлую деятельность и свои ошибки. Не мог принять, что всё кончилось, что это действительно крах. Иначе его и от явлений Крапилина бы не проняло.
Анонимный автор
Самое интересное, что сострадание, переходящее в любовь, очень странный троп. У многих оно встречается в реале, и мне кажется, что Хлудов без этого бреда и этих кошмаров наяву остался бы для неё тираном-картонкой, человеком-функцией, безжизненным и плоским образом некоего генерала-палача. Корзухина она ни в фильме, ни в пьесе не жалеет – просто не за что; быть может, когда-то пожалела, и поэтому вышла за него. Голубкова вообще всю дорогу очень жаль: это такой трогательный и безобидный интеллигент, беспомощный и слабый, ни разу ничего сам не сделавший, но поскольку он не творит зла и всем своим видом напоминает о прежней, мирной жизни, то к нему как-то легко проникаются симпатией. Но лично он лично ей никак не помог, и вообще, насколько я понимаю, не совершал ничего. Кроме доноса, но и тот не слишком важен для сюжета:)
А вот внезапная жалость к Хлудову хорошо вписывается в её портрет и позволяет ей взглянуть на него иначе. Здоровым он не был ей ни жалок, ни симпатичен, а вот повредился умом – и она готова его спасать.
Stasya R
Вот! Вот тот комментарий, которого заслуживает эта работа!)))
Анонимный автор
Не зря – но и в самом деле, не только ради нас, читателей. _Уже_ не только.
Stasya R
Я не умею льстить. Сама долго подбирала слова для рекомендации – в комментариях можно много наговорить, а рекомендовать надо на достойном уровне. Дважды стирала написанное. Так что мне очень близко это состояние.
Анонимный автор
Лучше – куда? В полный и абсолютный ООС?
Тогда есть смысл переписать всю историю XX века. Пусть все поступают правильно и будут умными и добрыми:)
Только это будет уже не наш мир, не наша реальность и, увы, не наш менталитет. Героиня "бесит" кого-то из-за актрисы – допустим, лично мне сложно представить, как может раздражать Савельева, но у всех разные представления о прекрасном.
А работа хороша и точно ни в чём не виновата!
Давайте вместо Хлудова у нас будет Крепкий Орешек, а вместо Серафимы – Арья Старк:)
Это, конечно, шютка и доведение до абсурда, но...
Называется, Даша отдала телефон Юнлингу для уроков, и отбирала только на переменах:(((
Чтобы я ещё раз прошла мимо дискуссии...
Честно, меня не радует дискуссия вокруг канонически неидеальной героини. Но любая канонически идеальная просто не оказалась бы в такой ситуации. Она либо курсы бы окончила, либо стрелять научилась от бедра и пошла грабить банки, либо просто не вышла за Корзухина, вовремя разглядев в нём человека склизкого, мелкого и корыстного. Среди бежавших было много разных людей, но именно этих автор собрал в одном месте при определенных обстоятельствах. Некого Хлудову любить, некому любить его – значит, пригодится и безжизненная Серафима. Хрупкое ангелоподобное создание, слишком возвышенное для приземленной жизни в эмиграции. Незнакомка, тающая в морозной дымке ностальгии. Никто не говорит, что она отрицательный персонаж, но я понимаю, что хрупкость очень часто действует на нервы. Ведь не зря Люська на неё кричала.
шамсена
У меня есть подозрение, что дело во мне. Я не начала активно отстреливаться в беседе.
Да и то, что беседа проходит не в комментариях к работе... Ну, как тут найти равновесие? Писать здесь – получается оффтоп, писать там – автор не может заступиться за героев.
Агнета Блоссом
Автор волен делать со своей работой всё, что захочет. Если кто и виноват в случившемся, то это я. Надо было отвечать вовремя, сразу и обстоятельно.
Стирка, уборка, прочее бытовое обслуживание – всё это настолько третьестепенно для данных обстоятельств... Мне сложно, зная хотя бы приблизительно, каковы были дамы из эмигрантской среды, вообразить, что хоть одна могла быть способна жить в грязи и ходить в изорванной и незашитой одежде. Как правило, дисциплина такого рода прививалась всем девушкам их круга, независимо от того, получали они домашнее образование и воспитание, или оканчивали Смольный институт.
Мне по умолчанию казалось, что Серафима не обременяет собой ближних, старается быть полезной в быту, коль скоро ей не удалось найти оплачиваемую работу вне дома.
Анонимный автор
Клэр Кошмаржик
Ну что вы, за что же вам себя винить? Автор истеричка)
Автор не истеричка. Тут классический случай: "разом густо, разом пусто". То несколько дней молчаливых просмотров и 2-3 человека комментируют, то дискуссия, плавно переходящая в уроки выживания:) Тут у любого нервы сдадут.
Анонимный автор
Совершенно верно. В быту ей просто не осталось поля для деятельности.
Анонимный автор
Замечательный получился хоркрукс!)))
Анонимный автор
К сожалению, это довольно часто бывает: разница в восприятии одного и того же человека (персонажа, образа) разными людьми. Здесь может многое наложиться, из сферы даже не просто субъективного, а ещё и ассоциативно-подсознательного. Просто есть вероятность, что герой попал в "слепое пятно" или в какую-то болевую точку, вследствие чего восприятие искажается или вовсе отсутствует. Мне не хочется думать, что эта особенность может внезапно отразиться на поведении по отношению к реально существующим людям (верю, что в данном конкретном случае – нет), но мне приходилось видеть, как человек на уровне личных восприятий и ничем не подкрепленных домыслов называл другого лицемером. Называл искренне, а не из каких-то коварных побуждений, и не в лицо, а в частной беседе, предостерегая близкого друга. Особенно забавно, что кем-кем, а лицемером обсуждаемый субъект точно не был. Не скажу, что абсолютно травояден по отношению к социуму, но не притворщик и не подлец.
шамсена
Я вот, грешна, равно ненавижу и Болконского, и Безухова. Причём, к их образам в кино это отношения не имеет. Просто, как мне кажется, с женщин в литературе гораздо строже спрос. И только у Булгакова им, наконец, понемногу начали разрешать быть неидеальными.
шамсена
Он её слегка высмеивает. Подтрунивает, но совершенно не зло.
шамсена
Напоминаю: главная героиня – не она. А "подружкам невесты" традиционно позволялось выступать в амплуа инженю – барышень легкомысленных и недалёких.
Апд. Да даже и у Булгакова – если браться определить, кто из героинь выполняет функцию главной, то очевидно, что это именно Серафима, а Люська очень удачно её оттеняет.
Хотя мне выбор Люськи нравится гораздо меньше. Она жизнеспособнее Серафимы, и это мне импонирует, но не её ожесточенность. И, увы, меры, на которые она пошла (не ради голодных детей; их у неё нет) – как-то совсем неприемлемо.
Aliny4
Спасибо за то, что так тепло отозвались о Серафиме!
Она ведь не просто лишилась Родины. Она потеряла Родину в самом буквальном смысле. То, что в те годы творилось в бывшей РИ, воспринималось этими людьми как смерть, трагическая гибель – гибель не только государства, но и всего, что было им дорого и ценно, что составляло их культурный код. Они не просто бежали – их смело́ взрывной волной.
Viola mirabilis
Анонимный автор
Жестокий автор. Сейчас же меня засосёт эта трясина.
Да, хорошо бы! Можно устроить малое заседание на заданную тему.
Анонимный автор
Полагаю, "что хотел сказать Булгаков" останется для нас загадкой. Мы, конечно, можем собраться в реале и устроить спиритический сеанс, но... Извините, с моей стороны будет минутка агрессивного радикального феминизма: по всей видимости, Голубков изначально был задуман как положительный персонаж, и рискну предположить, что мнение автора в отношении него не переменилось даже после такого вот сомнительного проявления рыцарства.
Мне сложно дискутировать на тему, в которой я не сильна (мои познания в том, что касается эмигрантского быта, крайне скудны), однако и фильм, и пьеса, насколько я помню, демонстрируют нам полную безнадёжность положения героев и неизбежную деградацию их личностей. Вот о деградации я знаю почти всё, например, что очень легко утратить морально-нравственные ориентиры и сдаться, если вокруг сдались уже все, и даже не особо скрывают этого.
Чарнота опустился первым. Он и так-то не был склонен ни к возвышенности духовной, ни к тяжкому размеренному труду. А "какой бой был под Киевом!" произнесённое с ощутимым наслаждением, означает, что он, в отличие от Хлудова, был не столько человеком долга, сколько homo ludens'ом, играющим постоянно и с неизменным азартом. При виде чужой крови у него своя закипала. И о способе, которым Люська зарабатывала, чтобы его содержать, он не догадывался бы ещё очень долго – просто потому что ему не пришло бы в голову интересоваться, откуда берутся деньги.
Люська – та просто жертва собственной неосмотрительности. Некогда связалась с Чарнотой, бежала, не венчались – однако для "попаданки" она сориентировалась достаточно быстро: нашла обеспеченного мужчину, перевернула страницу прошлого и имела мужество не оглянуться, даже когда встретила былую любовь. Однако её идеалы и ценности ближе как раз к попаданческим романам в самом кичевом лырном смысле. Не "Прекрасная Дама", отнюдь. В меру великодушна, но не сентиментальна и не изнеженна.
Серафима долго прожила рядом с ними – а она явно из тех людей, которые неизменно привязываются к ближнему, проникаются симпатией к окружающим их людям и начинают слишком хорошо их понимать, даже если не вполне готовы разделить их ценности, хоть с оговорками, хоть без. Возможно, она инфантильна, ищет, к кому прислониться; но это далеко не порок. Поэтому её так больно ударило "падение" Люськи (которое сама Люська, учитывая дальнейшее развитие событий, падением вряд ли сочла бы – скорее, это просто ступеньки в общем хаосе)
Viola mirabilis
А я прочитала (осторожно кружа около)), что у первого варианта пьесы было название "Рыцарь Серафимы". Интересно, о ком же это, о Хлудове?
Если бы!((( Боюсь, что нет. Ужасный-ужасный, кошмарный-кошмарный, маскулистский-маскулистский XX век...
Viola mirabilis
За счёт пафоса – да. Но, полагаю, Булгаков бежал пафоса, зная за собой пагубную тягу к излишне серьёзному восприятию всего.
Анонимный автор
Серафима посмотрела на этих людей, поняла их и полюбила. А тут Люська со своими упрёками... И чего проще – решить, что ты бесполезный член общества и теперь по гроб жизни должен. Вплоть до того, чтобы нырнуть в выгребную яму с головой, отдавая моральный долг подруге, спасавший тебя ценой грехопадения... И пофигу, что подруга эта и раньше скромностью не отличалась, и впредь может ещё сделать неплохую карьеру на торговле прелестями – уже в условиях салонов и гостиных. А тебя будут сначала выискивать по помойкам, а потом тыкать в лицо женским целомудрием, размахивая ножом. Как это по-мужски! Как это куртуазно! Как это мудро, интеллигентно и рыцарственно!
...Мокрица с шарманкой он, а не рыцарь.
Чувствую, мне необходимо извиниться за "мокрицу с шарманкой". Это было неоправданно грубо по отношению к персонажу и всем, кому он небезразличен.
В самом деле, при просмотре фильма он не производит резко отрицательного впечатления. Напротив, ему хочется посочувствовать и как-то помочь. Возможно, сам того не осознавая, он становится в некотором роде "эффективным менеджером", вроде бы, не производя никаких действий лично, но служа катализатором активности того же Чарноты, чью бешеную энергию он направил в необходимое русло. Да и Хлудов... Не зря они вместе квартиру снимали. Может, рядом со скромным, мятущимся и вполне бесполезным интеллигентом, неспособным позаботиться о себе, призраки Хлудова дают ему некоторое послабление. Ну, видимо, такая у Хлудова судьба: носить эти вериги, которые "требуют и не отпускают".
Daylis Dervent
Спасибо! Только что увидела рекомендацию, непременно прочту и оставлю отзыв!
клевчук
Великолепно!!!
Огромное спасибо за продолжение этой замечательной истории!
Прочла новую главу залпом. Немного позже перечту ещё раз и тогда решусь на полноценный, подробный отзыв.
...Перечла снова — не скажу, что на свежую голову, но всё же теперь я смогла разглядеть больше, чем вчера. Очень искусно автор подхватывает линию повествования, заданную первой главой, поэтому продолжение смотрится логично, и даже смена фокального персонажа не сбивает акценты, а дополняет логику действия.
Мне очень понравилось, как бережно и чутко автор прописывает их разговор после первой совместной ночи. Толика смущения, немного ревности и самую чуточку нежности — этих двоих уже связывает многое (наверное, ещё не любовь, но ими почти найдено взаимопонимание и точки соприкосновения). Заметно, что они не решаются сближаться, боясь навязаться друг другу сверх того, что они и так вынуждены жить под одной крышей, делить хлеб и воспоминания. Ну, или, может быть,мне примерещилось.
Как бы там ни было, они нельзя сказать, чтобы были из разных миров — мир у них явно общий. С нетерпением жду следующей главы: как-то Серафима отреагирует на новость об аресте Голубкова?..
Daylis Dervent
Да, пожалуй, вот только "мир" и "круг" — не всегда совпадают. Чаще даже — ой, как не совпадают... Например, семейство Корзухиных — муж и жена явно принадлежали к одному кругу, но вот миры...
Совершенно из одного мира были Люська с Чарнотой. Видимо, именно поэтому их пути и разошлись: каждый остался самим собой, но в их общем мире им стало не по дороге.
А у Голубкова — свой мир, абсолютно одиночный. Даже какой-то блоковский: там есть культ Прекрасной Дамы, там с "падшей звезды" особый спрос. Этот мир — заповедник возвышенных душ, которые не нуждаются ни в чём материальном и судят живых людей по надмирным меркам.
Daylis Dervent
Да, чуть не забыла: совершенно замечательно Вы вписали в канон богемную даму, декадентскую музу. Именно такие, наверное, и становились прообразами для знаменитой "Роковой женщины". Недостаёт только часов на ноге (видимо, продала по дороге, ха-ха).
В фильме она бесила меня самим фактом своего существования, а ещё тем, что, очевидно, авторы подразумевали, будто её (да! Её! Вот такую вот!!!) когда-то что-то связывало с Хлудовым. Ну, будем снисходительны: я была юна, категорична и непримирима)))
Daylis Dervent
Ну вот, и благодаря Вам (и, наверное, всё-таки Тэффи) теперь я её почти люблю!)
(Да, у меня, как правило, не лежит душа к разнообразным НЖП, введённым в экранизацию для обозначения любовного интереса, но отсутствующим в книжном каноне. Какую-нибудь Тауриэль, к примеру, туда же отнесём. И, как ни странно, я их чую за версту — фильм я смотрела раньше, чем раздобыла пьесу, но виделась она мне чем-то эдаким... Как будто бы сплетня об интрижке, приписанной герою посторонним лицом).
(На какие только выверты способен мой мозг, лишь бы не касаться темы по-настоящему важной!)
Вот боюсь я писать о том, как я восприняла взаимоотношения Хлудова и Серафимы. Не хотелось бы, чтобы Вы прочли в моих словах что-то лишнее, или же, наоборот, не увидели чего-то основного. Но всё же, я не могу обойти вниманием или промолчать о потрясающе сильной ассоциации с "тихим ангелом". Только у Вас этот ангел дарует жизнь и исцеление, а в моём давнишнем восприятии он был способен лишь оплакать мёртвого героя. Но всё же, ангелы бесполы, а у Серафимы есть преимущество перед ними: она именно что живая женщина, а "ангел" — это лишь метафора (прекрасная и уместная, но метафора!)
И здесь Вы виртуозно выдержали этот баланс между надмирным и земным (но не приземлённым!)
Серафима-ангел отпугивает призраки — Серафима-женщина застенчиво желает доброго утра. Они любовники теперь, и он позволяет себе говорить ей "ты" (и это единственный момент, который мог вызвать у меня вопросы, однако сейчас я склонна одобрять это как ещё один признак их сближения).
Daylis Dervent
Знаете, а мне на ум стихи пришли... Правда, из них ни супа не сварить, ни в эпиграф их не вставить — скорее всего, они были написаны гораздо позже, чем происходили эти события, да и страна другая, и культура... Но всё же поделюсь. Невероятно точная ассоциация.

Касыда о недосягаемой руке
Я прошу всего только руку,

если можно, раненую руку.

Я прошу всего только руку,

пусть не знать ни сна мне, ни могилы.


Только б алебастровый тот ирис,

горлицу, прикованную к сердцу,

ту сиделку, что луну слепую

в ночь мою последнюю не впустит.


Я прошу одну эту руку,

что меня обмоет и обрядит.

Я прошу одну эту руку,

белое крыло моей смерти.


Все иное в мире – проходит.

Млечный след и отсвет безымянный.

Все – иное; только ветер плачет

о последней стае листопада.
Daylis Dervent
Вот люблю этого автора — у него, как правило, и любовная лирика, и сцены смерти подаются как бы отстранённо, хотя и весьма живописно, а конкретно это стихотворение пронизано какой-то невероятно сильной, почти болезненной чувственностью. Или это опять глюки моего восприятия...
Daylis Dervent
А я вот специально ещё раз посмотрела их диалог наутро — мне в первом прочтении показалось, что Серафима не подхватила этого "ты", из робости или в силу каких-то других причин. Но нет, она тоже, получается, готова сократить дистанцию... Я приятно удивлена. Признаться, не ожидала от неё такой смелости и цельности в подобной ситуации.
Daylis Dervent
Да, знатно она на него при первой встрече накричала:))
Daylis Dervent
Темпераментная дама:)))
Daylis Dervent
Очень хотелось бы увидеть такие "прорывы". Она может быть очень интересным и динамичным персонажем!
Daylis Dervent
Что ж, буду дальше ждать продолжения этой истории... Очень любопытно, на что ещё могут быть способны знакомые герои))
Daylis Dervent
Честно говоря, я не рискую отгадывать, о чём думали и к чему стремились создатели этого фильма: слишком сложная и многоплановая у него структура. Но и в самом деле, практически на всех промо-картинках, фото с обложек лицензионных (и не очень) дисков в центр композиции помещают эту странную пару. Видимо, ещё и потому, что эти двое потрясающе смотрятся вместе.
Рискну предположить, что Серафима была задумана как некий женский идеал, поэтому нравиться может (и должна) практически всем положительным персонажам канона. Да, нравиться — в разных качествах (я балдею от того, как она вписалась в "семью" Люськи и Чарноты — видимо, они относились к ней, как к подопечной, и её присутствие в доме не позволяло союзу распасться, как иногда бывает, когда общие дети скрепляют неудачный брак.
Огромное спасибо за главу!
Всё оказалось гораздо лучше, чем я себе намечтала))
Подробнее я вечером распишу, когда мысли и впечатления улягутся...
Daylis Dervent
Знаете, а я до вечера не дотерплю ведь, и снова накидаю шестьдесят комментов по чайной ложке, и те — чепуха!))
Попробую расписать по пунктам:
1. Новая глава — это красивейшая R-ка изо всех, что я видела на своём не очень долгом, но достаточно бурном ридерском опыте. Честно, такая красота, но всё понятно, и штампов нет, напротив, прочувствованно всё, без намёков на механистичность или пошлость. 2. Взаимоотношения раскрываются постепенно, обогащаясь за счёт ошибочных выводов из вполне конкретных слов или ситуаций. Ага, запутанность чувств и отношений, вполне логичная, как следствие канона и нескольких авторских допущений.
3. Бытовые мелочи, которые легко визуализируются и создают картину, "как в кино".
4. Непонятная политика. Мне очень нравится, когда она остаётся неочевидной, истинные мотивы скрыты, а герои не наделены всеведением попаданцев.
Одним словом, сплошной восторг. И да, я ещё донесу впечатлений, наверное. У меня такое чувство, будто я сейчас не вспомнила всего.
Daylis Dervent
>>Я еще боялась, что Хлудов покажется ООСным, "слишком нормальным", но на самом деле, если внимательно к нему приглядеться, то он ведь рассуждает вполне здраво и адекватно (вне своих видений), и вообще он человек умный. И главнокомандующий высоко ценит его стратегические таланты.

Это же прекрасно, что Вы не сделали его другим. Тонкость ситуации в том, что Вы дали себе труд _внимательно_приглядеться_ (а не лепить из него "франкенштейна" из стереотипных представлений о безумцах, как сделал бы менее тактичный и не слишком наблюдательный автор).
Трагедия Хлудова в том, что он теряет рассудок именно из-за своей способности рассуждать здраво. Он давно замечал всю бессмысленность этой борьбы, но длил агонию, потому что — воинский долг, Родина и вообще нелегко быть оплотом последней надежды. А Крапилин просто пришёл и высказал всё напрямую (кстати, тоже — вступаясь за Серафиму, с которой уже был неплохо знаком, т.к. тоже помогал ей в дороге).
Daylis Dervent
А!!! Вот они кто!!! Не ожидала встретить эту пару здесь)))
...Ах, какой прелестный скандал Серафима закатила из-за денег на чулки!
Она же ещё не понимает, не осознаёт до конца, что всё это — её сопротивление его воле и руководству над её жизнью, деньги, претензии и попытки выяснить, не переменил ли он своего хорошего мнения о ней, — вот это вот и есть супружеские отношения.
Daylis Dervent
Кстати, да: я недавно вспоминала, как он коротко бросил: "Накормить!" — и ушёл, не оглядываясь. У меня мурашки по телу пробежали...

Он ей не дает. Она начинает с ним ругаться, а он ей говорит "никуда не поедете, я не Голубков, я могу и силу применить". А она: "вы надо мной насилие совершаете" - и все это несколько двусмысленно звучит)
Вот про то, как он ей не даёт, я готова была представлять часами!)))
... Вообще, у меня так поменялось восприятие за эти годы! То, что тогда казалось чем-то сверхобычным, сейчас уже в порядке вещей. И наоборот.
Мысль о том, что Серафима, сама о том не подозревая, стала катализатором этого переплетения судеб, для меня очень не нова. Я уже размышляла об этом, и хотя меня тогда немного раздражал этот персонаж, я не могла отрицать, что она, как и Голубков, служила двигателем для активных действий других героев. Люди жертвовали жизнью, положением в обществе, репутацией и самой честью, чтобы оберечь Серафиму, в то время как сама она хотела...а чего она, кстати, хотела — любви, радости, свободы?.. Нет. Прекращения мук, и только. Для себя и для других. Вывод: все нападки на Серафиму считать необоснованными, т.к. у неё депрессивное расстройство не слабее хлудовского ПТСР...
Daylis Dervent
Я и не пыталась с этим спорить) Естественно, Хлудов больше подходит для роли спутника жизни, чем Голубков. И действительно, рядом с ним нет другой женщины, следовательно, у Серафимы есть все шансы))
Меньше всего на свете я хотела бы как-то повлиять на Ваше авторское видение этих персонажей. Это так, на всякий случай... Мало ли, что в жизни бывает.
Daylis Dervent
Понимаю Вас.
Огромное спасибо за новую увлекательную главу!
Сколько раз я прежде ловила себя на мысли, что в хорошем гете должно быть достаточно много дженовой составляющей — как ни крути, а без влияния "внешних" сюжетных факторов "внутренний" сюжет рано или поздно неизбежно начинает задыхаться. В самом деле,
если за каждым авторским допущением может скрываться вотэтоповорот, то история собственно отношений между двоими становится богаче, полнее и глубже. Вот, собственно, четвёртая глава подтверждает эту, скорее всего, отнюдь не новую, теорию.
Тем временем, герои чем дальше, тем ближе становятся друг другу. С нетерпением жду, к чему приведут эти поиски и это ожидание...
Daylis Dervent
Конечно, нравится — иначе и быть не могло. Очень хорошо сыгран Хлудов: его образ раскрывается теперь ещё и через прошлое, через ту часть его жизни, которая предшествовала наступлению безумия. Благодаря этому у автора появляется дополнительное преимущество, некая профилактика ООСа (который часто возникает не только и не столько в тексте, сколько в восприятии читателя, которому могло просто не хватить элементов канона в качестве "приправы")
Отдельный плюс в пользу дженовой составляющей этой главы в том, что видно, как эти военачальники воспринимают Хлудова — он, возможно, даже здесь первый среди равных. Его уважают, не списали со счетов, не сочли его душевную болезнь опасной. Он смог сойти за здорового человека!
И ещё мне было интересно наблюдать, как держится Кутепов: он не только не производит впечатления проигравшего, но и, очевидно, совершенно не считает себя проигравшим. И если на войне он делал то же самое, что и Хлудов, значит, у Хлудова перед ним есть моральное преимущество.
А учитывая смысл отсылки к Толстому, то можно заподозрить в том числе и интеллектуальное преимущество. Искать достоинства у победившей стороны — особенно у такой стороны, как большевики! — это предполагает умение не утратить способность критически мыслить в любом положении.
Думаю, мне надо прояснить свою позицию по поводу морального преимущества: я имела в виду даже не то, что гибель прежней России означала поражение белого движения на данном этапе (и воспринимать это как своё личное поражение — вполне очевидный долг каждого, кто был достаточно силён, чтобы действовать и противостоять). Нет, этот аспект я только сейчас увидела. Я хотела сказать, что человек, творивший столько же зверств, сколько и Хлудов, но перенесший это практически без потерь, проигрывает рядом с ним. Особенно если все эти зверства ни к чему не привели, не стали ценой даже удержания Крыма, не то что всей России.
видно, что он умен, адекватен и нередко остроумен.
Да, именно — вот только Врангель от этого остроумия не знал куда деваться. Хлудов сам по себе был достаточно своеобразный, а уж когда его несло...
Именно "странные" - мне кажется, тут не чистая незамутненная ненависть, а именно желание понять. И это действительно, как мне кажется, очень похоже на ревность
В самом деле, похоже.
Daylis Dervent
Иногда склонность к рефлексии приходится подавлять — иначе вообще ничего сделать не получится.
Daylis Dervent
О да, у них у каждого свои милые слабости:)
Тем не менее, они не были склонны намеренно принижать заслуги друг друга. И Хлудова Врангель ценил.
monster boom
Вот-вот! Детектив — и это прекрасно! А тут ещё и шпионские игры с Тихим...
monster boom
Мне кажется, что у Сергея повышен инстинкт самосохранения, и очень уж сильно шуметь он не станет...
Daylis Dervent
Да, в исполнении Баталова он бы даже словом оскорбить женщину не мог. Слишком облагорожен:))
Daylis Dervent
Да, наверное. Вообще я обожаю такие моменты, когда неизвестно, как персонаж отреагирует на изменившиеся обстоятельства. С одной стороны, упрекать Серафиму в данном случае не в чем, да и не вправе Голубков — она ему не обещалась, да и как бы это могло быть, при том, что она формально замужем. Была бы между ними с Голубковым страсть (видимо, именно её Булгаков хотел передать посредством ножа — очень спорный момент, и в общем контексте выглядит неловко) — могла быть и действенная ревность. Но только тогда они были бы близки — а пьеса нигде на это, вроде бы, не намекала.
Daylis Dervent
Могу представить, каким эпичным получится его возвращение...))
Ура, любимый фик вернулся!))
Сейчас чувствуется больше безумия и груза вины, но, наверное, так надо. Вообще, он здорово получился. Совершенно такой, как в каноне, живой (наполовину — остальное выжжено войной) и едва успевший осознать, что жизнь его с появлением Серафимы уже изменилась. И воспоминания о ночи замечательные!
Daylis Dervent
Зато, как оказалось, он помнит эти слова — любовь, влюблённость, да даже и половая потребность)) Это уже хорошая предпосылка. Значит, пациент будет жить!
Daylis Dervent
Наверное, это прозвучит не совсем этично с моей стороны, но даже хорошо, что ему не прямо полегчало-полегчало после этой ночи. Хотя, конечно, на одних только гормонах могло получиться некоторое улучшение сна и нервной системы в целом. Естественная стабилизация, так сказать. Но отпустить совсем не должно было, конечно же.
Daylis Dervent
Вот так и спасают безнадёжных: навязывают беспомощную женщину, и барахтайся, как хочешь)))
А потом он уже не будет мыслить себя без её постоянного присутствия и череды проблем, связанных с Серафимой...
Daylis Dervent
Вот видите, как здорово — даже польза может быть от беспомощной героини)))
monster boom
Канон же. Конечно, жалко — но мы и в пьесе, и в фильме можем видеть только вершину айсберга, а тут автор показывает нам его внутренние ощущения.
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик
Сейчас подумала - ему же Голубков перед этим больше полугода мозг выносил своей неземной любовью) Тут и не захочешь, а вспомнишь слова. А Голубков же к тому же еще и философ.
Половая потребность же сама о себе напомнит)
Какую приват-доцент рекламу сделал Серафиме:)))
Этот вариант главы — именно то, что надо! И сон, одновременно страшный, нелепый и даже какой-то смешной в своей утрированной абсурдности, очень точно отражает тенденции)) Заметно, что Серафима никак не может смириться с тем, чего хочет её тело. И заметно, что сердце, похоже, тоже начинает чего-то хотеть, и не только идеологически выверенного
(испытывать разумную и логичную привязанность к законному супругу; затем, разочаровавшись, начать отрицать всё земное и возвеличивать неприспособленного к жизни Голубкова)
, но и нерационального, невозможного. Пока невозможного — а там, я надеюсь, с удовольствием поглядим))
Daylis Dervent
Сон очень характерный для её состояния. У неё вообще нервов уже не осталось, и всё подсознательное, вытесненное — прямо наружу выворачивается. Длительный стресс, отсутствие контроля над ситуацией. Истощение — эмоциональное и физическое. Пока Хлудова рядом не было, она держалась, но как только часть груза оказалась с неё снята — тут и вылезли проблемы. А ещё и непривычное удовольствие от физической близости... Я на её месте, наверное, нимфоманкой бы стала (это ж сколько халявного наркотика в кровь выбрасывается!)
Daylis Dervent
Он не утрированный, но мне бы сошёл за провокатора (правда, ради чего ему провоцировать-то, теперь, в Константинополе?).
А так — как будто сейчас все шибко идейные не лозунгами говорят:)
Daylis Dervent
А в целом — вот уже у Серафимы начинает формироваться новый круг общения. То есть, социализация идёт полным ходом))
Daylis Dervent
И всё равно, Серафима понемногу оттаивает. Что-то у меня такое ощущение, что скоро Хлудов начнёт чаще обращать внимание на Серафиму, чем на призрак Крапилина...)
Да, мне тоже постепенно-понемногу начинает казаться, что Серафима гораздо сложнее устроена, чем это может показаться на первый взгляд. Возможно, она от природы замкнутая, но такие люди зачастую обладают развитой эмпатией. Вообще, было бы странно, если бы такая женщина легко и безболезненно приняла смену объекта привязанности. Ну и, конечно, для возникновения глубоких чувств было бы недостаточно одного лишь сострадания и проведенной вместе одной-единственной ночи.
Ушедшая эпоха, ушедшая культура... Так хочется надеяться, что они ушли не безвозвратно!
Извините, я не хочу бегать с плакатом: " НУ, КОГДА ЖЕ?..", но всё равно почему-то бегаю)))
Пойду перечитывать предыдущие главы — может быть, ещё что-то успею заметить для дальнейшего обсуждения...
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик
Ой, я прошу прощения, что долго пишу) Мне уже неудобно - но оно потихоньку пишется. Надо сказать, что мне самой этот текст почему-то выворачивает душу, какой-то он для меня очень личный. Я вообще всегда люблю тех, о ком пишу, но с этими двумя - мне кажется, что они на самом деле существуют.
Так это же потрясающе! Душу иногда необходимо выворачивать, а уж в ослепительно прекрасном тексте - так тем более! А просить прощения Вам совершенно не за что. И если я могу чем-то помочь, я с радостью, Вы же знаете:))
Это потрясающе. Огромное спасибо за новую главу! Серафима блестяще выпуталась из двусмысленной ситуации. Но каков Роман Валерианович — понял, в чём более всего нуждается Серафима, и просто начал действовать. А бестактность, которую она допустила, теперь может запутать всё и осложнить. Хотя, наверное, пока им ещё рано вносить в отношения полную ясность — отношений-то пока не так уж и много, хотя явно и очевидно, что они уже наметились. И переход на "ты" состоялся очень вовремя, без неловкости и неуместного стыда.
Daylis Dervent
от канона отклоняюсь все дальше)
В общем-то, если не задаваться целью писать абсолютно вканонные миссинги (или любые другие продолжения авторского замысла), а позволить себе самостоятельно продумывать сюжетные линии, то отклонения не только неизбежны, но и желательны. Да что там фанфикшен — даже крупномасштабный ориджинал иногда трудно писать, потому что от изначального замысла устаешь и накрывают внезапные озарения — хоть самому на себя фанфик пиши, ну, или поливариантные развязки — сейчас это, вроде бы, даже модно.
У Вас задача не продолжить отслеживать каждого из авторских героев, а раскрыть конкретно этих — в непростом взаимодействии и постепенной эволюции зарождающегося чувства. Поэтому за каноничность можно вообще не переживать, она не в том состоит, чтобы характеры оставались неизменными, а пейринги нерушимыми. Нельзя же автору одной рукой спасать героя, а другой взводить курок над его виском, правда ведь?

Мне думается, он скорее инстинктивно это сделал, а не рассудочно, скорее почувствовал, что ей сейчас это обязательно нужно - потому что они с ней уже были близки.
Если Вы не возражаете, я Вам в ЛС напишу, как я это вижу))) Немного отличаются у нас с Вами восприятия, но, может быть, Вас мои домыслы позабавят:))

Вообще, я считаю, что Серафиму на самом деле должно было очень задеть то, что Корзухин снова собирается жениться. Не потому что какие-то чувства остались, а потому что они расстались очень нехорошо, он ее не только оставил в опасности, но и как женщину оскорбил - так хладнокровно и не раздумывая бросил.
Оскорбило её буквально всё: и предательство, и пренебрежение, которое он выказывал к ней на протяжении совместной жизни, и осознание, что она изначально мало интересовала его как женщина... И, возможно, недавнее открытие того, в чём заключалась основная причина её малоценности в его глазах?

Кстати, редакция пьесы 33 года мне реально кажется двусмысленной и полной намеков. Серафима там то просит у Хлудова денег, ехать в Париж, искать Голубкова, то пытается поругаться с ним, то жалуется ему "Я несчастна. Пожалейте меня". А он на это отвечает - "Сочувствую", а на просьбу пожалеть - "Идите погуляйте по саду". Грубо? Вроде бы да. Но с другой стороны, как она это себе представляла? Поплакаться у него на груди, чтобы он ее по голове гладил и утешал? А ведь это опасно - можно незаметно изменить Голубкову) Серафима, может, этого и не понимает, ей просто плохо и хочется чтобы пожалели, а он-то как раз понимает (и вполне возможно, она ему действительно нравится, но он себе ничего не позволяет).
Мне кажется, Серафима задумывалась автором как чистый женский идеал, который просто обязан был нравиться всем адекватным героям. Исключение — деляга-муж и Тихий-интриган, предоставляющий из себя...ну, почти кастрата (в психологическом смысле слова), короче говоря, не совсем мужчину.
Я практически уверена, что и в авторском замысле Хлудов оценил Серафиму по достоинству. И её хрупкость, и её прелесть, и верность, и внутреннюю силу, и щепетильность, даже в ущерб себе, вплоть до абсурдного побега на Перу.

Голубков у них обоих как "стоп-сигнал", если можно так сказать. Серафиме он как бы жених, а Хлудову - друг. Просто у них все получилось как-то само собой, и они оба вину чувствуют.
Абсолютно согласна, мне тоже так показалось.

А еще момент есть в каноне, который я поняла по-настоящему только сейчас. При первом появлении Серафима говорит "даже снится Хлудов". То есть, он ее мысли занимал задолго до того, как они встретились, она много слышала о нем. И я думаю, он ей еще тогда представлялся в образе защитника - потому что и Чарнота, и другие в том окружении, говорили о нем именно в таком контексте ("к Хлудову под крыло"). Но тогда он ее чуть не погубил, а теперь действительно является ее единственным защитником.
Он был в её мыслях и даже снах. Он защищал, даже когда по недоразумению едва не убил её. Он с самого начала вызывал у неё чувство защищённости и предельное доверие. И разочарование, которое она испытала, увидев измученного собственной жестокостью сломанного человека, потерянного и жертвующего своей бессмертной душой ради призрачной Родины, уходящей в небытие, стало началом их взаимопонимания.

Они на "ты" уже переходили, потом снова на "вы" перешли, а сейчас опять то же самое) В принципе, я еще встречала таких людей, именно старшего поколения (не как Серафима и Хлудов, лет этак на двадцать их моложе), которые с мужем или женой на людях говорили на "вы", а "ты" считалось интимным.
Первый переход на "ты" они и сами не поддержали. А сейчас, мне кажется, могут продолжать. Дистанция сократилась, рефлекс закреплён положительным подкреплением:))
Показать полностью
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик
Конечно) Но я тут, собственно, за ООС Корзухина переживаю) С другой стороны, он вообще-то вполне мог и сам озаботиться разводом, узнав, что Серафима жива.
ООС Корзухина практически невозможен. Корыстный скользкий тип может меняться в любую сторону, но выгоды не упустит. Не мытьём, так катаньем, не отрицанием факта, так попыткой убить/купить/избавиться любым другим способом — он добьётся развода и заключит новый брак.

Не только не возражаю, но всячески приветствую) Возможно, Вы ближе к истине, чем я.
Тогда я сформулирую свою идею и принесу. Может быть, истина где-то посередине:))

Согласна. И думаю, что тут вина лежит на нем - он ведь ее намного старше. В пьесе указан возраст героев - Серафиме 25, а Корзухину 45. Она была совсем юной, когда вышла за него. Притом Корзухин описан как красивый и представительный мужчина, наверное, он умел произвести впечатление, так что, если Серафима изначально не была в него сильно влюблена, но, наверное, не было и отвращения. Вероятно, он как-то сразу себя повел не так, как следовало.
Скорее всего. Она питала к нему вполне естественную симпатию, но добиться симпатии и согласия на брак гораздо труднее, чем любви. Да он и не пытался. Её душа и мало интересовала его. А женщина, которая в постели только терпит, ему была тем более не нужна. Конечно, приохотить к супружеской близости можно и в обход души, но не в её случае. Так что терпела, и ещё терпела бы... К счастью, отрёкся и повёл себя хуже некуда — чем и избавил её от балласта.

Как замечательно Вы это сказали, красиво и верно от начала до конца. Гораздо лучше, чем я)
Вынуждена поспорить: я иногда бываю лаконичной и меткой, но чуткость далеко не всегда мой конёк.
Показать полностью
шамсена
Daylis Dervent

Мне тоже! Ещё с детства! Так что целиком и полностью вас поддерживаю!
Извините, может быть я такая испорченная и как выражается ваша Серафима "порочная", но мне кажется, эти два понятия никак не связаны. Можно быть добропорядочной и ужасной дурой, можно быть умной и не верной. Это разные измерения, так сказать. Просто ваша Серафима удивительно глуха к себе. Иначе как смогла она так долго жить вместе с Корзухиным, да еще надеяться на что-то? А женщина, как мне кажется, по природе своей, должна быть чуткой. К себе, к окружающим, видеть суть, основу, не обращая внимания на всю эту внешнюю мишуру. Серафима же живет в плену каких-то понятий, что скажет общество, как это выглядит со стороны. Вот даже после сумасшедшей близости она вдруг взглянула со стороны, чужими глазами и стало ей стыдно. Вот в этом она дура. Ну как можно так - не чувствовать? Самой сути жизни, плетения энергии, правильности происходящего? У идеальной женщины должна быть интуиция. А ваша Серафима - всего лишь запутавшийся и несчастный, беспомощный ребенок.
Человек, которому не дано было выбирать между независимостью и патриархальной жизнью, и не может считаться взрослым. В те годы даже суфражисткой стать можно было только при очень благоприятных предпосылках. Да, некоторые дворянки становились слушательницами различных женских курсов, но это позволялось далеко не всем. Почему именно Серафима должна была попасть в число тех микроскопических процентов женщин, которые в то время ухитрялись взять судьбу в свои руки?
Далее, оставить мужа было, конечно, возможно; но это запросто означало бы исключение из приличного общества — т.е., полную социальную изоляцию. Она, конечно, могла посмотреть на мужа, сказать, что он ничтожный человечишко и мерзкий деляга без сердца и совести, уехать в глушь и стать учительницей в сельской школе — но мало кто отваживался на такие шаги в действительности.
И да, выбирать она могла только из числа женихов, или сразу идти в монастырь. Выбирать профессию (да и вообще, иметь таковую) было нельзя. Решать свою судьбу самостоятельно — тоже нельзя. Думать и то нельзя (ну, можно, но по-тихому, и чтобы ненароком не стать умнее мужа).
"Порядочность" и внешняя привлекательность были её единственным средством гарантировать себе нормальное будущее. И то, как показала жизнь, не помогло.
Показать полностью
Не обязана женщина быть мудрой. Как не обязана родиться красивой. Как мужчина не обязан быть Аполлоном и Пифагором в одном флаконе.
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик
ППКС :)
А давал ли он ей в те времена повод так думать - что он ничтожество без сердца и совести? Он занимался своим бизнесом, который приносил ему доход, в том числе и жену обеспечивал. И внешние приличия, наверное, соблюдал. Она могла даже думать, что муж у нее, в общем-то, хороший, только ей неизвестно чего надо. А может быть, это с ней что-то не так.
*Иронично* Но она _обязана_ была быть мудрой и уловить всеми своими мудрыми ведическими женскими антеннами, что он на самом деле предатель и трусливая шкура))
Daylis Dervent
Ага. Да все по-своему чудят, чего уж там...
С работой интуиция действительно не связана. С работой связано то, как она бы распорядилась собой после допущенного нами "открытия", что брак с Корзухиным оказался не самым радостным. Допустим, она бы это поняла — и что? Разъехаться или развестись по инициативе женщины было крайне непопулярным решением (ага, с точки зрения тогдашней женской мудрости и инстинкта самосохранения).
А ещё: чутьё (интуиция) и чуткость — вообще совершенно разные вещи. Чуткость связана с эмпатией и способностью к сочувствию, сопереживанию. Когда не хочешь ранить другого, а хочется, напротив, облегчить его боль. Но иногда мы раним по неловкости, оказываем медвежью услугу. Это не означает, что мы бесчувственные или плохие. Просто можно растеряться же и ляпнуть бестактность из самых лучших побуждений.
Интуиция же — понятие расплывчатое, и мне кажется, что дар этот врождённый. По крайней мере, попытки искусственно развить интуицию часто заканчиваются параноидальным страхом и навязчивым тревожным состоянием.
"Я в этот момент кофе пью, а там в школе моего ребёнка, может быть, второклассники побили!" — знакомо же. И, как правило, не сбывается:))
шамсена
а мне так кажется, что они связаны. Ну, может быть, я непонятно и коряво выражаюсь просто. Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. Не пытаться предугадать, а просто чувствовать. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". На самом деле у мужчин тоже такое есть, только они не всегда доверяют таким вот ощущениям души. На то и женщина. Я понимаю, что звучит это очень сексистки. Я не сторонник всего этого на самом деле. Просто в некоторой степени, в какой-то мере, и пож определенным углом - для меня это так. Женщине проще почувствовать другого, пойти на компромисс, мужчине проще дать в лоб, настоять на своем. И в этом смысле меня Серафима ужасает своей глухотой. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. И если бы Серафима хоть чуточку замечала бы окружающих и окружающее - ей и самой было бы легче. Но нет - она фантастически сосредоточена на себе, на своих переживаниях, ах, я падшая женщина, ах, я поступаю плохо. Вот это вот все для меня лично - признак глупости. И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит? Опять таки, это не в упрек автору. Потому что автор то как раз очень логично показывает существование и развитие такого вот типажа. И то, что кому-то Серафима может нравится это же здорово. Как в жизни. Значит, герой очень живой.
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким?
Когда ребенок себя не слышит и боится даже самому себе отдавать отчёт в своих ощущениях, мы такого ребенка жалеем. Но став взрослым (особенно, если ребёнок — девочка), он внезапно становится должен вырасти нормальным: чутким, ловким, умелым, храбрым, понимающим себя и других.
Вы правильно написали: Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние.
Показать полностью
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену)
шамсена
Клэр Кошмаржик

А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему.
Можно, кто ж запрещает.
Но идеал женщины в Серафиме вижу не я, а Булгаков. Это ведь он поставил её на пьедестал, вместе с её чувствами, нелепостями, детской наивностью и неуместно-прямолинейными обличениями Хлудова и его зверств. И место, которое отведено ей в пьесе, указывает не на то, что она и есть объективный идеал женщины, а на несколько иное: Серафима хороша и желанна, по мнению автора первоисточника, и именно ей выпало олицетворять Прекрасную Даму. А что есть Прекрасная Дама? Символ, не более. И уж точно не полноправное действующее лицо. Поэтому, когда она, вынужденная обстоятельствами, начинает своевольничать, Голубков с ножом в руках загоняет её обратно на пьедестал.
Но она-то всё равно живая, не мраморная. И чувства у неё хоть и окаменели в постылом браке и агоническом существовании среди обломков столицы, но она способна и чувствовать, и сопереживать. Ей для этого сначала нужно выйти из ступора — а страшно.
Показать полностью
Пожалуй, сейчас мне понемногу становится за Серафиму даже ещё обиднее, чем за Наташу Ростову и кн.Лизу одновременно)))
А, казалось бы, сколько поколений уже успели обхейтить этих двух милых и беззащитных женщин — одну взрослую, но неразумную и самую обычную, другую — вообще ребёнка (!), обманутого и жестоко осмеянного, отвергнутого и покинутого, и в итоге нашедшего какое-никакое счастьице (насколько расщедрился отнюдь не самый добрый к женщинам автор).
Серафима, судя по всему, бесит самим фактом своего существования. А также внешностью актрисы. А ещё — тем, что, вплоть до революционных событий, этот персонаж горя не знал, поэтому и не научился с ним справляться.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть