↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Немного диалектики (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
не указано
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Смерть персонажа, AU
 
Проверено на грамотность
Это история взаимоотношений Филиуса Флитвика и Северуса Снейпа, бывшего учителя и бывшего ученика, ставших коллегами; история их несостоявшихся разговоров и совсем немногочисленных – состоявшихся.
В этой истории нет романтических чувств и волшебных приключений; написанная в духе немецких писателей первой половины двадцатого века, в манере отстраненно-повествовательной, сплошным авторским текстом, без кинематографичных картинок, «репортеров» и почти без диалогов, она повествует о том, что почти всегда остается за кулисами волшебных приключений и никогда не привлекает внимание сочинителей, посвящающих свой досуг описанию романтический чувств.
Может быть, такой выбор повествовательной манеры меньше удивил бы вас, если бы вы вместе со мной вдруг припомнили, что профессор Флитвик некогда закончил магический факультет Гейдельбергского университета – еще в те времена, когда неумолимое наступление Статута о секретности не похоронило окончательно магические факультеты, а вместе с ними и высшее магическое образование как таковое.
Чтобы скачать фанфик войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
QRCode
От автора:
Я старалась строго придерживаться фактической стороны романов Дж. Роулинг (кроме финала, который логика повествования вынудила меня изменить в отношении одного из персонажей), хотя небольшие ошибки и отклонения, конечно, возможны. Немногочисленные обращения к другим фанфикам - дань уважения их авторам.



Произведение добавлено в 50 публичных коллекций и в 132 приватных коллекции
моя классика-снейп и другие (Фанфики: 296   358   dara61)
Джен. Прочитать позже (Фанфики: 3807   155   n001mary)
Snape-centered: The Best (Фанфики: 58   128   nordwind)
Показать список в расширенном виде
Novice (джен) 15 голосов
Король звезды (джен) 10 голосов
Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления (джен) 8 голосов
Менталисты (гет) 8 голосов
У Фольксхалле поезд не останавливается (джен) 6 голосов




Показано 3 из 27 | Показать все

Я влюбилась в это невероятное произведение. Автор настолько бережно рассказывает нам о судьбах героев, которые в общем-то проходят одни и те же этапы жизненного пути, - мечтания, осознание того, что надежды не сбудутся..., - что не поверить невозможно.
Читайте!
Очень сильно, очень глубоко и очень филигранно продумано и написано! Оригинальный сторонний взгляд на канон. С этой стороны смотреть не приходило в голову. Казалось бы, ну что еще можно придумать про канон? Можно, еще как можно! Повествование имеет свой стиль. Язык, мысли, образы выше всяческих похвал. Кружевное, тщательно продуманное переплетение магии, науки, литературы, искусства, философии. Флитвик чудесен. Снейп для меня очень каноничен. Новые персонажи как будто всегда жили в этой истории. Однозначно рекомендую для долгого, погруженного чтения!
При том, что в этом произведении противостояние изображено куда более масштабным и жёстким, чем в каноне (под угрозой существование волшебного мира как такового), оно удивительно поэтично и красиво. Неожиданно раскрыты не слишком заметные Флитвик, Ирма Пинс с её тайной жизнью, введены совершенно замечательные новые персонажи-учащиеся - Тор и Гленна, подружившиеся с Луной. Задумчиво, философично, местами трогательно до слёз.
Показано 3 из 27 | Показать все


29 комментариев из 141 (показать все)
Ольга Дмитриевна
Спасибо! Как приятно, что вы это почувствовали.
Спасибо. Прочитала не меньше пары сотен фанфиков по ГП, но ваш - отдельный. Наверное, если бы умела ПИСАТЬ, написала бы что-то аналогичное:) Это действительно не фанфик, а литература. И да - масса аллюзий и отсылок, создающих дополнительный объем и такой себе "общекультурный бэкраунд".
Еще раз - спасибо.

И очень хочется сказать: да, именно так все и было. Я вообще думаю, что "ГП" - реальная история из мира, параллельного нашему, которую какой-то демиург открыл для Роулинг как внезапное озарение. Нашептал под руку, а она просто записала. Иначе многое необъяснимо, в том числе и то, почему другие ее книги (про Корморана как-его-там) написаны качественно, по-британски добротно, но совсем иной семантической структурой речи, другой образностью, другим лексическим строем, а главное - удушающе скучно и невыразительно.

Да, чуть не забыла - там где-то в начале есть эпиграф про "сережку ольховую" с пометкой "из песни". Песня-песней, это дело вторичное, а текст вообще-то Евтушенко:)
Потому что там она пишет - *как надо, как правильно*, а в ГП - *как хотелось*)))
Тигри
Спасибо за ваше внимание и добрый отзыв.
Да, конечно, Евтушенко. Но остальные эпиграфы - песенки. Которые еще были в ходу у людей, похожих на героев, в те же годы, но в другом мире. Поэтому и тут пришлось подчеркнуть, что имеются в виду не стихи, а песенка.
Цитата сообщения Ольга Эдельберта от 30.05.2020 в 15:54
Тигри
Спасибо за ваше внимание и добрый отзыв.
Да, конечно, Евтушенко. Но остальные эпиграфы - песенки. Которые еще были в ходу у людей, похожих на героев, в те же годы, но в другом мире.

Вот, наверное, потому мне всё так и зашло, что я сама из тех людей, тех лет и того, другого, мира....

Цитата сообщения Nalaghar Aleant_tar от 30.05.2020 в 13:34
Потому что там она пишет - *как надо, как правильно*, а в ГП - *как хотелось*)))
А кто ж ей мешал/мешает свои собственные эти самые детективы писать "как хочется"? Ничто ж не мешает, просто это и есть ее собственный уровень (совсем неплохой, никаких существенных возражений), а вот "ГП" - нечто качественно иное, за что ей как транслятору низкий поклон:)
Кто мешает? Литагент мешает))) Требования издательства. Внутренний цензор: *Для взрослых нельзя писать по-детски*. Старание щегольнуть правильными навыками. Ну и - чуждость мира.
Хватит - или продолжить?)))
Спасибо за историю. Читать было необыкновенно приятно. Взгляд на события со стороны сделал историю совершенно другой, и мое отношение к истории тоже. Я думаю, именно этого и добивался автор. Где-то он додумывал(доделывал) неувязки, где-то хорошо обыгрывал ситуации. Во время чтения постоянно ловил себя на мысли, как поведет себя тот или иной герой во время следующего события, и это очень интересно. Новые персонажи вошли в историю довольно органично, наверное, чтобы разбавить суровые взрослые мысли учителей. Получилось хорошо.
Рекомендую к прочтению.
Замечательно! И мистика, и фантастика, и песнь о подвиге, и интеллектуально вкусно. Замечательно!
Здравствуйте, очень хотелось оставить отзыв. Прожила с вашим текстом три дня. Читала не отрываясь в транспорте, дома, на работе (хех).
Я не из тех поклонников франшизы, которые росли вместе с ней, годами ждали книг и т. д Напротив, начала смотреть фильмы, потому что устала слышат ь "ты что с нашей планеты или нет?", "как ты могла не читать" и прочее, поэтому решила все таки посмотреть, посмотрела пять фильмов подряд, решила на этом остановиться. И тут мне в руки попал ваш фанфик, даже не знаю как, просто первый попавшийся.
И сказать, что я была удивлена это не сказать ничего.
Прежде всего, конечно, на себя обратил внимание прекрасный литературный русский язык (я отмечала некоторые шероховатости, но они мне не мешали). В свое время именно из-за языка мне было сложно воспринимать фанфики как таковые (ну и из-за плохо поописанных любовных интриг), могу точно сказать что ваш фанфик один из тех текстов благодаря которым я поняла в чем заключается прелесть фанфиков как таковых.
Уже первая глава меня полностью заворожила. Я вспомнила свою учёбу на первом курсе филологического факультета даже с какой то теплотой и нежностью, что странно, потому что обычно я вспоминаю её с совсем противоположными чувствами, вспомнила свою очарованность этим местом и ожидание получения новых знаний, раннеюношеский взгляд на преподавателей - снизу вверх. Сейчас многое из этого уже развоплощено, но чувства остались.
Профессор Флитвик выглядит идеальным преподавателем, таким, которого я сама мечтала бы иметь, настоящим наставником, особенно трогательный со своей любовью к поэзии и музыке.
Образ Снейпа, на мой взгляд, излишне романтизирован (также чувак своего рода марти сью, всё-то он знает, везде-то он на шаг впереди всех и даже Тёмный лорд по сравнению с ним какой-то дурачок)), хотя такое положение дел близко канону) но как интерпретация почему нет. Но в целом очень любопытно было узнать подробную историю этого не однозначного персонажа и ваш Снейп, безусловно, вызывает симпатию.
Мне кажется, что в отношении учеников они с Фливтиком шли к одной цели, но разными путями. Вообще тема наставничества, столь лелеемая мной, здесь прекрасно отражена.
Очень понравился момент беседы Флитвика и Снейпа за заклинанием, действительно, доброе слово, искреннее участие, заинтересованность в другом может спасти жизнь. И после этого вместе со Снейпом просто обидно, что жизнь уже обречена.
Понравилась троица главных героев в противовес троице канонной, прекрасная история дружбы и любви.
Мне лично было интересно ещё и потому, что книг я не читала и поэтому параллельно гадала что в тексте оригинально, а что вы придумали сами, очень увлекательный, надо сказать, процесс. До последнего пыталась понять кем придуманы два главных героя, вроде в фильме я их не видела...)
Словом, это мой первый фанфик по Гарри Поттеру и уже такой удачный, даже не знаю какие ещё тексты смогут выдержать конкуренцию.
Показать полностью
Очень немногие)))
Qyterres
Спасибо вам.

вроде в фильме я их не видела
Их там нет, да. Это то, что в предупреждениях обозначается как НЖП и НМП - новые женский и мужской персонажи.
Ольга Эдельберта
Да, я уже поняла, это к тому, что они так хорошо прописаны, что до меня долго доходило)
Тот случай, когда фанфик во многом превосходит оригинал. Спасибо большое!
Провела с этим текстом, вызвавшим бурю эмоций, несколько бессонных ночей. Буду перечитывать и смаковать. Отдельное спасибо за Кристобаля Хунту и Привалова, за упомянутые вскользь дорогие воспоминания, по которым узнаешь своих. Спасибо!
Да, вещь... жаль, мало кто комментирует.
Боже, как хорошо и грустно. Спасибо.
Вопреки названию, здесь очень много диалектики…
А где диалектика — там не только противоречия, но и синтез.
Это прежде всего история, которая смогла состояться лишь благодаря способности к взаимопониманию очень разных людей.
И мы их, и они друг друга видят как бы «сквозь туманное стекло». Этот образ неточного, «гадательного» видения восходит к апостолу Павлу, который добавляет: «В огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть… Посему не судите никак прежде времени».
Судьба Снейпа в НД — не только драма любви и искупления, но драма яркого и нереализованного таланта. Меморандум Келлера вызывает ассоциацию с «Меморандумом Квиллера» — фильмом о грустном шпионе-одиночке, противостоящем неонацистам (в то время как его начальство на заднем плане попивает чаёк).
И поначалу у читателя складывается знакомый образ Дамблдора с лимонными дольками и «голубыми глазками, светящимися довольством», который душит на корню научные искания Снейпа (как задушит и театр Флитвика); Дамблдора, окруженного слепыми адептами. Их хорошо представляет «верная, как целый шотландский клан» Макгонагалл, для которой Дамблдор во веки веков велик и благ. Такие люди не меняются: в финале она находит себе нового Дамблдора, в лице Кингсли, — и с ним собирается «возрождать во всей чистоте» дамблдоровский Хогвартс. (Шокирующая параллель: такую же слепую верность, только уже не Дамблдору, демонстрируют Барти, Беллатрикс, Кикимер…)
Недаром Снейпа не заставило насторожиться открытие, что лже-Грюм пожертвовал Луной: это было вполне в духе его представлений о методах директора.
Символична сцена, где слизеринцы, попавшие в гостиную Райвенкло, с жадным любопытством жмутся к окну, откуда видно что-то новое. «У них фальшивые окна на стенах, они видят только фальшивый мир. Кто придумал это для них?» И тоскует по никогда не виданному им небу заточенный в подземелья василиск…
Далеко не сразу становится ясным, что и первоначальная оценка Дамблдора в НД — тоже лишь «взгляд сквозь мутное стекло».
Директор, организующий «управляемые гражданские войны», движим политическими соображениями. Он знает больше, чем его сторонники, — но не знает, что в это время другие люди за кулисами так же используют его, чтобы потом уничтожить им же подготовленными средствами.
И к финалу вырисовывается еще одна — и тоже шокирующая — параллель: оба участника постановочной дуэли «Дамблдор — Волдеморт» становятся из игроков пешками — и жертвами иллюзий. Темный Лорд слепо полагается на Дар Смерти, Дамблдор цепляется за попытки уверовать в созданный им же самим миф, где главное зло — Темные искусства. А между тем Снейп уже додумался до мысли: «В мальчике — частица Волдеморта? Да, это проблема. Но, положа руку на сердце, — в ком из людей нет чего-то подобного?»
Аналогии, инверсии и отзеркаливание неизбежны, когда дело идет о диалектике.
(продолжение ниже)
Показать полностью
(продолжение)
Мелькает упоминание о трагической гибели «на площади Свободной России» Кристобаля Хунты: происходящее в Англии происходит не только в Англии (как «бояре» с «опричниками» не остались исключительно историей Древней Руси).
В известной мере меняются ролями василиск — и Фоукс, которого сам Дамблдор считает существом более страшным, чем все дементоры. А хаос, захвативший школу при Амбридж и направленный против нее, объективно ведет именно к тому, чего она добивалась: к разрушению.
А вот неожиданная параллель — Квиррелл и Блэк.
Оба тоскуют по значительности. Но Квиррелл не способен разгадать ее секрет, даже когда Снейп озвучивает его открытым текстом. Его душа — не та почва, на которой способно прорасти такое понимание: пустота, жаждущая брать, а не отдавать, — и появление в этой ждущей и жаждущей пустоте Волдеморта вполне закономерно. Он хочет «проявить себя», но именно «себя»-то у Квиррелла и нет.
Сириус — человек иного склада; но он так же ревнует к Снейпу, который, как ему кажется, одним своим существованием обесценивает «дерзкую, такую красивую молодость» Мародеров. Эта ностальгически оплакиваемая молодость не была пустотой, но была отрицанием — голым бунтом, на котором тоже ничего хорошего не выросло.
Добро и Зло непредсказуемо вплетаются в поток живой жизни. Светлые чары Флитвика, «подправленные» Амбридж, порождают Кровавое перо (ср. мимоходом помянутую «мясокрутку», еще один поклон Стругацким). А познания Снейпа, приобретенные «в бандитах», позже спасают множество жизней. Грехи, заблуждения и даже ненависть могут дать очень неожиданные плоды, смотря по человеку. Ошибка закадровых «игроков» — от их убежденности, что люди легко просчитываемы и управляемы; но это лишь то, чего они хотят добиться.
Им мешает «некое свойство людей вообще», которое препятствует превращению их в безупречно управляемую массу. Нужны исполнители, а не творцы; нужно искоренить саму способность к творчеству — и искусство магии, и магию искусства (превратив последнее в шоу-бизнес). Исключить возможность диффузии двух миров, которая может открыть новые горизонты.
И все линии НД сходятся в этой точке. Творчество, синтез. То, что наряду с «честью, верностью и человеческим достоинством» помогает тусклому стеклу стать прозрачнее: «музыка души», которая сливается с «духом аскетизма, труда и отваги»: не случайно в НД входит тема Касталии. Магистр Игры Вейсман, друг Флитвика, — учитель. Учительству посвящает себя Йозеф Кнехт у Гессе. Учителя и ученики — главные герои НД, и они постепенно нащупывают путь к взаимопониманию.
Снейпу-студенту, «мальчику с третьей парты», в лекциях Флитвика важен не программный «материал», а цепочки ассоциаций, неожиданные сближения, приучающие мыслить (та самая крамольная творческая способность). В то время он чувствует, что Флитвик иногда обращается именно к нему, — хотя взрослый, хлебнувший лиха и ожесточившийся Снейп думает, что это была смешная детская иллюзия.
(окончание ниже)
Показать полностью
(окончание)
Одновременно от него отдаляется Флитвик, придя к заключению, что бывший студент, который «ушел в бандиты», лишь казался более сложной натурой. Путь людей друг к другу не проходит по прямой. Возможно, впервые Флитвик ощущает свое «взаимодополнение» со Снейпом, когда видит его задание «на логику», подготовленное для квеста по защите Камня.
Души людей видятся Флитвику радужными шарами: «внутри они устроены удивительно сложно и интересно, но как проникнуть в их тайну?»
Один из очевидных ответов дает Нимуэ, которая видит Флитвика «настоящим». Это правда, открытая любящему сердцу. Другой же формой «музыки души» является искусство, шире — любое творчество.
Гленна, студентка Слизерина, становится ученицей декана Райвенкло, райвенкловец Торквиниус — учеником Снейпа. Падают барьеры, поставленные теми, кто разделяет, чтобы властвовать, — и проясняется «мутное стекло». Гленна со своим даром рисования прозревает людей и ситуации через «оболочку»: Барти, Пинс, Флитвик… А Луна с ее чуткостью способна видеть настоящими и вейл, и лепреконское золото; рисунки Гленны помогают ей: «Пока я не увидела твой рисунок, я и сама не знала, что я это знаю».
Флитвик учит Гленну заклинанию, заменяющему Патронус: силу и защиту человек получает через резонирующее с его душой произведение искусства. А оно, как и любовь, не признает барьеров: маггловское творчество оказывается заряжено магической силой. Взять хотя бы сцену в Отделе Тайн, где Гленна разметала врагов стихотворением Киплинга! (Мир НД вообще разрушает границы между литературой и жизнью: капитан Бильдер и пролив Кассет прямиком приходят сюда из А.Грина, оживший лес в финале — из «Макбета», и т. д.)
Любой дар имеет подобную природу. Пинс — Каролинка — не рада похвале: «вы волшебница» (да, ну и что?), — иное дело, когда она слышит: «Вы высказали то, что я чувствую». В своей «творческой» ипостаси она способна увидеть даже закрытого со всех сторон Снейпа таким, каков он есть.
Так же сродни чуду творчество в науке. Снейп ищет способ помочь Филчу немножко колдовать «для себя» — по видимости безрезультатно. Но в финале Филч помогает держать защитный купол над Хогвартсом, и этому даже никто не удивляется. Удается то, что и для магии считалось невозможным.
Один из важнейших образов в теме преодоления барьеров — коллективный: пуффендуйцы (на которых редко обращают внимание) — не «элитные», но трудолюбивые, верные и добрые, дети магглов и магов из небогатых, незнатных семей. Именно на их самоотверженности, а не на эскападах Армии Дамблдора держится в военное время хрупкая стабильность Хогвартса. «Они не боялись работы, не делили на своих и чужих, они умели помогать».
И наконец — мотив преемственности, ученичества. Связь «учитель — ученик» — личная; поэтому бесполезны попытки Снейпа обучать ненавидящего его Гарри, но оказывается огромным по последствиям одно-единственное слово, вовремя сказанное Торквиниусу.
Эта связь позволяет жизни продолжаться. И остается навсегда — как единственная реальная форма бессмертия.
Показать полностью
nordwind
Потрясающий анализ. Нет слов, как здорово.
nordwind, спасибо))) Так чудесно прочитать хороший анализ великолепной вещи... Вы даже не представляете себе - как.
Лучше, вероятно, только две вещи - читать ту книгу, котрую Вы анализируете и писать сам анализ. Ещё раз спасибо)))
nordwind
Отличный, глубокий многоуровневый анализ, спасибо вам!
Я не фанатка такого стиля, но мне очень понравились Гленна и Тор.
Спасибо вам за них
Это настолько прекрасно, что у меня нет слов, кроме одного: спасибо...
Это восхитительное произведение, которое буквально берёт за руку и ведёт чувствовать.
Восхитителен и анализ написанный выше.
Спасибо вам за ваше творчество, я надеюсь оно продолжится в моём сердце.
Брусни ка Онлайн
Я долго не могла начать читать эпилог. Моё сердце осталось там, в последней главе.
Спасибо, Автор!
Спасибо, автор! Очень сильно. И тех произведений, с которыми надо пожить, после которых не сразу можешь читать что-то другое, потому что ты еще там, внутри повествования, внутри мыслей автора и своих. Такой непривычный сторонний взгляд на эту истоию сначала удивил, потом заинтересовал, позднее впечатлил. Отдельное спасибо за Флитвика, Снейпа, Гленну и Тора. Профессора прописаны просто филигранно, как те узоры в магическом плетении заклинаний. В общем, верю однозначно, что все так могло быть! Надеюсь, у Гленны и Тора все будет хорошо. Может про них отдельное продолжение напишется?
Это было прекрасно.
Относительно литературного стиля и персонажей тут было сказано довольно много, а я вот ещё о чем хочу сказать.

Здесь очень реалистичное описание жизни в режиме оккупации - даже не жизни, выживания. Уже не идёт речь о бессмысленной партизанщине ("А мы вас ненавидим, если вдруг вы забыли"). Ученики не лезут на рожон, а поддерживают друг друга и направляют все свои силы на сведение ущерба к минимуму - а что ещё они могут сделать, если честно? Избавиться от Кэрроу они не могут - Волдеморт тут же пришлет карательный отряд и хорошо, если обойдется без жертв, но лучше-то точно не станет. Дразнить быка красной тряпкой в лучших традициях канона и фанфикшна - зачем? Чтобы все видели, что ты герой? Так от покалеченного героя толку немного..

В НД ученики ведут себя по-настоящему - изо всех сил стараются выжить и помочь выжить другим. И чувствуется, что где-то там, за стенами Хогвартса - война. Самая настоящая. И наконец, война приходит и в Хогвартс. И дети, год прожившие в оккупации, уже не дети. Это воины, и они ведут себя как воины. Они защищают то, что им дорого, подчиняются приказам и сами принимают решения в критических ситуациях.
И чтобы ощутить дыхание войны, не нужно кровавых описаний жестокостей и смертей. Достаточно взглянуть на этих детей.

А на Вторую мировую и впрямь похоже, да.
Показать полностью
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть