↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Серый Кот
1 июля 2016
Aa Aa
#размышлизмы #творчество

В очередной раз автором брошен фанфик, который я отслеживаю. Многий из многих, что заставляет задуматься, почему так? Почему, например, оригинальные произведения бросают реже? Расхожее мнение, что фанфики, как "несерьезные произведения" пишут "безответственные новички" - отметаем. По качеству, проработке, "вложению души" разницы между фанфиками и "ориджиналами" не замечаю.
Так в чем же дело? Почему столько фанфиков просто "замерзло"? Более ответственные авторы все же ставят точку, но в стиле "и тут на них упала бомба и они все умерли".
Что говорят сами авторы в комментариях? Чаще всего пеняют на отсутствие комментрариев, отзывов и поддержки от читателей. Но, на мой взгляд, это скорее повод, потому как некоторые фанфики пишутся даже в стол, а другие стопорятся и при куче комментариев. На мой взгляд, комментарии могут помочь, но не любые и не всегда - об этом потом отдельно.

Ниже идет сугубо мое личное мнение на причины замерзания фанфиков...
О чем для нас любое художественное произведение? Даже если оно об эльфах, кошках, роботах... Все равно оно, на самом деле, о людях. Даже более того - о нас. Об авторе и читателях. (Некоторые даже считают этот пункт определением "художественного произведения".)

Но тогда в нем есть как бы два сюжета. Один сюжет - "событийный" (о тех же роботах, например). Именно к нему относятся классические "завязки", "кульминации" и "развязки". А второй сюжет, куда менее заметный - "человеческий". О чем он? А он собственно говоря о том зеркале, в котором отражается то ли сам автор, то ли кто-то из его знакомых.

Первый этап "человеческого" сюжета, который есть всегда - "знакомство". Автор исследует появившегося в тексте персонажа, поворачивает его разными сторонами, ставит в разные ситуации и показывает читателю.

Этап "знакомства" заканчивается когда реакции персонажа становятся предсказуемы автору и читателям. И... часто на этом заканчивается весь "человеческий" сюжет. Причем "событийный" может во всю продолжаться. Герои могут "попадать" во все новые и новые ситуации и входить из них. Вот только такой текст становится пустым. При этом "событийный" сюжет вполне может развиваться (и может быть только подходить к кульминации), читатели могут радостно просить "проду" и следить за событийной линией. Но вот автору "вдруг" становится скучно. И это понятно - он-то событийный сюжет знает наперед - сам придумал, а герои ему уже ясны и предсказуемы.

Здесь проявляется отличие фанфика от оригинального текста, поскольку канон для фанфика, это огромный кусок "событийного сюжета". А если еще автор задумал сильное изменение канона, то сама логика текста подталкивают его довести события до конца. Вот только "человеческая" ветвь сюжета уже закончилась и скука спутник автора. ("Муза ушла." понятно куда и почему.)
Именно в этой ситуации могут немножко помочь комментарии читателей. И вовсе не в смысле мотивации. Крики "проду, проду" полностью бесполезны. Могут помочь вопросы про персонажей, показывая автору забытые темные углы. То есть то в персонажах, что еще "не доисследовано", тем самым помогая оживить человеческую ветвь сюжета. К сожалению, ненадолго.

Какие есть способы развивать человеческую ветвь сюжета дальше?
Например, "адаптация". Когда главный герой попадает в какие-то особые обстоятельства и вынужден меняться, приспосабливаясь к ним. Тогда у автора есть не один, а три этапа. Знакомство с первоначальным характером героя, этап "ломки", когда герой конфликтует и с обстоятельствами и с собой, и знакомство с тем, кто получился в итоге. Здесь уже куда больше простора, чем в произведении с неизменным героем. Но и этот сюжет тоже жестко конечен (а к тому же "старое состояние" зачастую автору и читателям не слишком интересно и пропускается).

Еще больше свободы в продлении человеческой ветви сюжета появляется в способе "развитие" (основе основ жанра роман). На героя действуют отдельные мелкие события и его характер медленно меняется на протяжении всего текста. Здесь казалось бы вообще никаких ограничений. Но это не совсем так. Во-первых главный герой не может быть психологически взрослее автора. Второстепенные - могут. Они пишутся "со стороны" (и можно взять за образец бабушку с дедушкой), а вот с главным - никак. Не потому ли мы в некоторых "канонах" наблюдаем деградацию героев вместо нормального взросления?

Но и это еще не все, есть еще во-вторых: для этого приема нужно не одно особое событие (как для "адаптации"), а много событий в "событийном сюжете", подталкивающих развитие и взросление героя. А вот их придумать уже сложнее, тем более так, чтобы они были естественными. Особенно, если взятый для фанфика канон, беднее в плане человеческой ветви сюжета. И кроме того, мелкие события слабее впечатляют читателя, чем всякие апокалипсисы рушащиеся на голову главного героя, а значит и событийный сюжет сплести под "развитие" куда сложнее.
1 июля 2016
24 комментариев из 25
А сколько оригинальных произведений бросают...
Касаемо взрослости и ума персонажа, по сравнению с автором. Может герой превосходить автора, может. То, что у автора спонтанные реакции, жестко связанные с эмоциями и биохимией организма, у персонажа - плоды длительных размышлений автора, перебора вариантов и т.д. Условно, у персонажа есть на каждое действие "заморозка времени", т.е. стать и подумать, даже если реагировать нужно за доли секунд. В таких условиях трудно при необходимости не быть гением, даже если автор не идёт тупым путём и не изгибает мир под нужды персонажа, превращая в МС худшего толка.
Я замораживала фанфик на пять лет. Хотя, нет - бросала.
Причины у меня было две: я кусок откусила больше, чем могла проглотить и просто банально потеряла интерес к фандому - первый диплом, первая любовь, первая работа.
А "кусок" мой заключался в том, что в 18 лет я не смогла слету выписать взрослого персонажа: на это потребовалось бы много времени, большого эмоционального и умственного напряжения, а в моей жизни в тот момент были более важные приоритеты.
Я смогла снова взяться за работу, когда повзрослела в психологическом плане, и, выражаясь вашей терминологией (которая мне, кстати, очень импонирует), смогла выписать "человеческую" часть сюжета: в постоянном развитии. Как-то сами собой, как бусины на леску, нанизывались сцены, каждая из которых добавляла что-то в портрет персонажа, какую-то мысль, которая заставляла его меняться - очень постепенно и незаметно. Но если сравнить первые главы и последние, то разница очевидна.

Про вопросы по персонажам - адски плюсую. Читатели порой даже не представляют, насколько они помогают своими словами, какие ядерные цепочки они запускают в мозгу автора, задавая какие-то вопросы/высказывая предположения. У меня этим вплотную занималась бета и, как только я упиралась в какую-то сцену, она своими дотошными "а почему?", "а что он знает и может рассказать?" просто вытягивала мое вдохновение за уши. До сих пор считаю, что главы, написанные такие образом, в моем фике самые сильные.
Показать полностью
Касаемо заброшенных произведений...
У меня за плечами не так много их, чтобы говорить с абсолютной уверенностью, но...

Все мои завершенные фики имели не только идею "а что было бы если".
Начиная от миников и заканчивая два макси (один из которых на 1,8мб!). У меня в голове был обкатан скелет сюжета, который я переложил в грубый синопсис. И писал уже по какому-никакому плану, зная то, как всё должно было закончиться. И, несмотря на то, что сюжет изрядно вилял по мере новых идей, да и концовка изменилась коренным образом, самый жирный фик за полгода нонстоп-написания был завершен.

Ближе к концу написания у меня сформировалась идея затравки сюжета и я бросился писать, не представляя, каким будет финал. Идёт необычайно тяжко. Правда читатели по нему уже накатали на СИ омаков на полноценный макси (300 кб, не хрен собачий)

Т.е. по своему опыту я предполагаю, что многие фики, написанные из соображений "а что если" заброшены потому, что сама идея затравки реализована, а автор просто не знает, что будет дальше и откладывает на денёк-месяцок-годик-навсегда.
Все мои завершенные фики имели не только идею "а что было бы если".
Начиная от миников и заканчивая два макси (один из которых на 1,8мб!). У меня в голове был обкатан скелет сюжета, который я переложил в грубый синопсис. И писал уже по какому-никакому плану, зная то, как всё должно было закончиться.

Все мэтры всегда ратуют именно за такой подход!

И, несмотря на то, что сюжет изрядно вилял по мере новых идей, да и концовка изменилась коренным образом, самый жирный фик за полгода нонстоп-написания был завершен.

Мой любимый пример — Оксана Панкеева. Изначально её цикл был задуман на четыре книги. А получилось тринадцать. Причём на удивление без снижения уровня, без тупиков сюжета и так далее.

Про вопросы по персонажам - адски плюсую. Читатели порой даже не представляют, насколько они помогают своими словами, какие ядерные цепочки они запускают в мозгу автора, задавая какие-то вопросы/высказывая предположения. У меня этим вплотную занималась бета и, как только я упиралась в какую-то сцену, она своими дотошными "а почему?", "а что он знает и может рассказать?" просто вытягивала мое вдохновение за уши. До сих пор считаю, что главы, написанные такие образом, в моем фике самые сильные.

Прикольно. Я сам нынче в роли такой беты.

Т.е. по своему опыту я предполагаю, что многие фики, написанные из соображений "а что если" заброшены потому, что сама идея затравки реализована, а автор просто не знает, что будет дальше и откладывает на денёк-месяцок-годик-навсегда.

+1

P.s. Олди на своих семинарах объясняли так: есть событие и есть приключение. Событие — это то, что меняет мотивацию персонажа, приключение — не меняет. Грубо говоря: ехал герой через лес, на него напали бандиты, он отбился и поехал дальше — приключение. Ехал, его догнали, передали письмо о… Ну например, что умерла его тётушка и срочно надо решать вопрос наследства, а куда он ехал — со смертью тётушки стало неактуально. Событие. Развернулся и развернул сюжет в другую сторону.
Показать полностью
Замораживала текст после говнокоммента. Да, я фиалка, и говнокомменты отбивают всю охоту писать. Спустя время текст дописался, но...
Имхо, во многом вы правы. Любые произведения пишутся о людях, и когда эволюция героя заканчивается, то писать автору становится менее интересно. Но в случае фанфиков, мне кажется, это не основная причина заморозки. я скорее соглашусь с Desmonddом. Многие авторы начинают писать, поскольку у них появляется в голове идея какой-то завязки. Но если отстутсвует проработка сюжета до финала, хотя бы приблизительная, то фик почти наверняка будет заброшен. По себе знаю, у меня уже несколько месяцев в голове крутится завязка для фика. Картинка такая яркая и подробная, что хоть кино снимай. Но я совершенно не представляю. о чем писать дальше, после завязки. Потому и не начинаю даже. Придумается - будет фик, а нет, так нет.
Вторая прична, характерная именно для фикрайтерства - усталость от фэндома. Опять же, по себе сужу. В свое время читал много фиков по ГП, и в ру фендоме, и в англ. Появлялись какие то мысли, даже написал пару фиков потом. И устал, пресытился. Сейчас мне фендом не интересен. Нового ничего не читаю и писать по нему желания нет. Хотя идеи есть. Мне кажется это основная причина заморозки фиков, особенно если у автора нет проработанного плана и пишется фик не очень быстро. в порывах вдохновения. Когда автор устает от фендома, то естествено вдохновение и желание писать уходит. если у автора был четкий план, то он еще может как то по быстрому закончить и подрубить хвосты, просто из упрямства и чувства ответственности. а если плана нет - то и пытаться не будет
Показать полностью
Прочитала ваше интереснейшее сообщение, все комментарии. И пришла к тривиальному выводу, что наличие первоначального плана половина успеха. Только половина, потому что нужна более менее оригинальная идея плюс талант к сочинительству, хотя бы небольшой. Яркие таланты пусть пишут макси, публикуют шикарные вещи, а маленький талант годен для прикольного хобби, чем и является фикрайтерство. Имхо, разумеется. Комментарии читать люблю, но на скорость написания они не влияют, лично в моем случае.
И пришла к тривиальному выводу, что наличие первоначального плана половина успеха. Только половина, потому что нужна более менее оригинальная идея плюс талант к сочинительству, хотя бы небольшой. Яркие таланты пусть пишут макси, публикуют шикарные вещи, а маленький талант годен для прикольного хобби, чем и является фикрайтерство.

Ещё одно утверждение, которое я слышал от каждого из мэтров литературы, с которыми общался: главный скилл для писателя — это железная задница. Т.е. талант — фигня, главное — упорство и усидчивость, которые и только которые могут закончить целую книгу. Железная задница, чтобы высидеть несколько месяцев по нескольку часов в день ежедневно.
Wave
Ну, я, когда свою "Силу Юности" засаживался писать, после того как набросал на салфетке синопсис, постановил для себя так: прода каждый день. Хоть по кусочку, хоть по ломтику.
Так что подтверждаю, сколько раз хотелось туканить, не представляете.
Любопытно.
Однако в тексте не разобран другой случай - случай, который, вероятно, проявляется реже, но все же проявляется, в т.ч. и у меня.
Случай, когда тормозится не "человеческий" сюжет, а "событийный".

Например, я знаю, как я хочу развивать своего героя, какие изменения в его личности планируются на протяжении всего фанфика. Но вот придумывать события/приключения на пути из точки А в точку Б - причем точки могут быть как сюжетными, так и человеческими - почему-то в определенный момент кажется скучным.
И на этом фанфик замирает.
StragaSevera
стандартная проблема. есть идея, но для того, чтобы к ней прийти нужно кучу инфы написать. и вот эта "куча" мало того, что не всем читателям интересна, так еще и требует больше времени, чем реализация самой идеи.
Helen 13
А еще больше проблема тогда, когда понимаешь, что читателям будет более интересна "куча", чем "идея" - что вполне логично, кстати, ибо без "кучи" любая "идея" суть напыщенный пафос.
Железная задница, сэр. Железная задница.
StragaSevera
что-то ты совсем безрадостную картину рисуешь.
Helen 13
*развел руками* Концентрация "идей" на "кучу" должна быть низка, иначе пойдет морализм чистейшей воды.
StragaSevera
Ну нельзя же сделать из Гарри, к примеру, 6-курсника равенкло без обоснуя. Тут и о поезде, и о шляпе, и пара слов о сокурсниках, и об отношениях с другими факультетами нужно упомянуть. А иначе будет то самое "гарри изменился за лето".
Э-э... А вот тут я не понял. Зачем из Гарри "делать 6-курсника равенкло"? Когда можно просто взять Гарри-шестикурсника равенкло изначально (то есть фанф на 6-ю книгу с AU)? Ведь "6-курсник равенкло" это вообще не свойство личности персонажа. А для обоснования такой AU-шности достаточно одной фразы флешбэком "Когда-то, надевая шляпу, Гарии думал, что уж здесь его никто не станет бить за хорошие оценки."
Не, я не это имел в виду. Не надо смешивать изменение личности персонажа и сюжетный антураж.
Серый Кот
а после этого флэшблека перед читателем предстанет непойми кто с именем гарри поттер.
То есть дело таки не в том, чтобы он был с райвенкло, а чтобы он был другим? А иных способов сделать его другим нет? Раз уж этот способ оказывается слишком уж накладным по количеству "подготовительного" текста.
Серый Кот
согласитесь, канонно факультет оказывает влияние на становление характера.
чтобы сделать из гриффиндорцы циничную сволочь нужен железный обоснуй в десяток глав, а если распределяющая шляпа отправила гарри на слизерин проблем меньше.
утрирую, конечно, но.
В каноне "заявлено", что факультет оказывает влияние. Но вот "показано" несколько иное. Так что...
Придумать причину, чтобы Гарри изменил поведение? Да на шестом курсе, то есть в 16 лет? Легко. Хотя бы любовь (ну пусть влюбленность).
Надо сказать, что в каноне любви вообще нет (мне кажется, самой Ро не знакомо это чувство). Но в 16 у мальчиков... да его можно наизнанку вывернуть, не то что слегка сместить характер.
Серый Кот
Пути разные. либо развернутое вступление, либо после каждого упоминания ООСа давать пояснения. в любом случае, "вода" в начале текста имхо необходима.
Helen 13
Ну так я, собственно, и об этом =-)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть