↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Виктор Некрам
18 января 2019
Aa Aa
#технологии
О героях немножко

Героя делают из любого персонажа ровно два соображения:
- В жизни всегда есть место подвигу
- Нормальный человек рефлекторно избегает этих мест,
Будущий главный герой определяется тем, что он попадает в такое место с точностью атомной бомбы, летящей в эпицентр*. Обычно его толкает туда неприкрытый авторский произвол, выражающийся в давлении обстоятельств, воле богов или еще какой-нибудь непреодолимой силе.
Идеальный пример героя - Бильбо Торбинс. Он сидит в своей Торбе-на-Круче, вкусно ест, сладко пьет, курит трубочку и не собирается совершать никаких подвигов. Но приходит Гэндальф, этот посланник валар, и говорит: "Подними задницу и иди!".
И Бильбо, хочешь - не хочешь, приходится поднимать задницу. И вот он уже с какими-то гномами, которых он до этого ни разу не видел и счастлив был бы не видеть и дальше, тащится через все Средиземье в пещеру к дракону. Приобретая по пути необходимые героические черты и заодно регулярно вытаскивая суровых гномов из проблем, которые они огребают из-за своей суровости.
Еще раз, внимание: Бильбо, до появления в его жизни Гэндальфа, был совершенно обычным хоббитом. Будь его воля, он оставался бы им и дальше. Но воля была не его, а Дж.Р.Р.Т.

Так вот. Героя при желании можно сделать из любого обычного персонажа канона. Для этого нужно засунуть его в место подвига - и пусть выбирается. "Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся; когда у них нет выхода, они держатся крепко; ...когда ничего поделать нельзя, они дерутся" (с).

* "Атомная бомба всегда попадает точно в эпицентр" (с) неизвестный преподаватель ОБЖ
18 января 2019
17 комментариев из 24
Виктор Некрам
Ну так любой героический поступок можно объяснить произволом. Гендальф не свалил, как другие - потамушта произвол, гномы пошли - потамушта произвол, Бильбо обманул Голума - потамушта произвол, и т.д.
к-тан Себастьян Перейра
Отчасти да. Почему гномам приспичило гонять Смауга вот именно сейчас? Потому что автор так решил.
А Гендальф не свалил, потому что автор представлял его себе таким, что свалить Гэндальф не мог. Логика характеров, логика повествования.
Ну и так далее, по всем эпизодам.
В древности концепция героизма строилась на идее исключительности. Сходил языческий бог от своей бабы на сторону, сделал младеня, тот подрос и давай самореализовываться. Герой изначально понимался, как некто, предназначенный поступку, посильному только для него. Прикладная ценность идеи состояла в её поучительности - было на чём натаскивать молодое поколение. Запад эту концепцию юзает до сих пор, Россия же, в силу особенностей её истории, была открыта для идеи "когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой", что идею героизма девальвировало.

Дело, однако, ещё и в том, что в древности в кризисных ситуациях *один человек что-то значил*. Одиночный умелый или везучий боец мог переломить ход не самой малой битвы, пока дрались на мечах и копьях. Единственный крикливый трус мог увлечь в бегство целое войско. В индустриальную эпоху положительная ценность храбреца в войне понизилась, а отрицательная ценность труса возросла. То есть сколь угодно храбрый одиночка вносил исчезающе малые изменения в расклад при столкновении больших батальонов, а вот трус и разгильдяй мог нагадить своим самыми разными способами - которых было тем больше, чем сложнее было обеспечить боеготовность армии.

И вот тут, имхо, цивилизация совершила ошибку. Героический пафос, оставшийся от тёмных веков, привёл к тому, что при воспитании молодого поколения - уже более-менее современными средствами, с печатными учебниками и художественной литературой - продолжили обогащать образ героя ("делай, как он"), тогда как надо было обогащать образ труса ("НЕ делай, как он").

https://17ur.livejournal.com/19411.html

Вспомнился рассказ... именно рассказ, не автор и не название: кто вспомнит, в комментарии.

Поселковая ребятня страдает от приезжего городского мальчишки малость постарше - постарше на ту самую критическую малость, когда понтами меряться никак. Находят выход: у одного из поселковых ребят близкий родственник - здоровенный идиот, уже совершеннолетний, имей совершеннолетие в его случае смысл. Натравливают. И вот этот облом самого неухоженного вида трясёт бледного от ужаса городского, пуская слюни и приговаривая: "я дебил, я тебя убью, мне ничего не будет". Поселковые на это смотрят, и вместо чувства триумфа им нехорошо. Не в том смысле, что сейчас и в самом деле будет что-то для милиции, а по-другому нехорошо. Эк-зи-стен-ци-аль-но. Мол, нельзя так.

Так вот, сырьё для того, что называется "героизм" - это именно такая боевая обезьяна, которую напускают на соседнее племя. Недочеловек в буквальном смысле этого слова, без идеологической нагрузки. Крайне эффективное тактическое решение, от которого "чужим" плохо в смысле прокушенных глоток и вырванных позвоночников, а "своих" мутит от самой идеи. Которая, повторю, тактически эффективна, и отказываться от неё глупо.

Позвольте, вскричит читатель, все же знают, что героизм - это сверхусилие полубога. Ведь к героевой мамашке Зевс захаживал так, что золото сияет. Ведь перед героем пылкают огнём такие чудища, от одного вида которых обычный человек двигает кони. Да, потом герой со своими делами оставляет фокус обывательского внимания в пользу биржевых сводок и прогноза погоды (хотя что Зевс, что планета Криптон...), однако в сторонних метафорах герой по-прежнему прекрасно себя чувствует. Вон, до сих пор люди борются с "гидрой" чего-нибудь нехорошего; "героически" борются, хотя гидра уже не Лернейская.

"Все же знают". Вот это "все же знают" двумя абзацами выше и есть одна из тех вещей, за которые надо платить деньги "культурному сообществу". За возгонку, перегонку, дистилляцию боевой обезьяны в полубога. За сопутствующее задание общепринятого понятия "подвига", за работу над публичным отличием "усилия" от "сверхусилия", за обоснование приемлемой степени чуждости героя обществу...

Короче, за то, чтобы выходки боевой обезьяны, если надо, мог бы повторить распоследний профессор, оставаясь при этом профессором - а значит, повторенные выходки получились бы ещё страшнее для врага и не так угнетали своих.

https://17ur.livejournal.com/561489.html
Показать полностью
Ещё у того же была толковая заметка «Герой — это тот, кого общество подряжает разрешать свои неразрешимые проблемы методами, непозволительными для обычных членов общества, за что получает иммунитет от положенного при таком поведении наказания», но влёт ссылку не нахожу.
C17H19NO3
Давай перейдем от неразрешимых проблем общества к трудноразрешимым проблемам отдельных людей и групп. Фактически, сведем эпос к производственному роману. Подвиг от этого, конечно, станет меньше - и ближе и понятнее для читателя.
Например, наш маленький частный герой при этом потеряет иммунитет от наказания за непозволительные методы. И это будет для него отдельным героическим вызовом.
Виктор Некрам
> от неразрешимых проблем общества к трудноразрешимым проблемам отдельных людей и групп
> наш маленький частный герой при этом потеряет иммунитет от наказания за непозволительные методы

Давай ты сначала прочитаешь комментарии, на которые отвечаешь.
C17H19NO3
Поучи, поучи меня еще на комментарии отвечать. Тебе в голову не приходило, что герои разные бывают? И героизм бывает разный?
Виктор Некрам
> Тебе в голову не приходило, что герои разные бывают? И героизм бывает разный?

Ещё мне приходило в голову, что синий цвет бывает синим, а бывает и голубым. Более того, в некоторых случаях цвет даже бывает красным или жёлтым.
C17H19NO3
Ну так и что ты уперся в крайне зауженное определение героя, если сам все знаешь?
Виктор Некрам
> крайне зауженное

Оно, наоборот, самое широкое.

Потому что даже отдельные люди в группе — всегда часть общества.
C17H19NO3
И что?
Да, герой не может быть один. Он живет в обществе, он не в состоянии его игнорировать при совершении своих геройских поступков.
Он что, по-твоему, от этого становится меньше героем?

А текст по твоей ссылке это бред какой-то. "Выходки боевой обезьяны", блин. Просто человек понимает только таких героев.
Виктор Некрам
> Он что, по-твоему, от этого становится меньше героем?

Нет, строго наоборот.

> текст по твоей ссылке это бред какой-то

Прочитать и осознать больше одного абзаца связного текста — в нынешние времена тотального кликбейта задача непростая.

> Просто человек понимает только таких

Там человек не «понимает только таких», а вполне доходчиво расписывает, почему оно вот так, откуда получилось и что из этого следует.
C17H19NO3
Там человек беседует с голосами в своей голове. Все его утверждения частично или полностью неправдоподобны.
Давай так - ты мне этот текст показал, я его посмотрел и сказал, что это ерунда. Еще что-нибудь?
Виктор Некрам
> Все его утверждения частично или полностью неправдоподобны.

Контринтуитивность не равно неправдоподобность.

> я его посмотрел и сказал, что это ерунда

А, ну да — дискуссии по существу вместо закидывания личными мнениями в эпоху кликбейта тоже немодны.

Тогда больше ничего.
C17H19NO3
Контринтуитивные утверждения следует доказывать. Иначе они просто неправдоподобные.

После того, как вы сообщили, что единственный владеете навыком понимания текстов длиннее абзаца - какая тут может быть "дискуссия по существу"? Спасибо, что снизошли ко мне с высоты своего ЧСВ.
Виктор Некрам
> вы сообщили, что единственный владеете навыком понимания текстов длиннее абзаца

Если утрудиться прочитать мои комментарии — обнаружится, что про «свою единственность» я не сообщал ни слова.

Что, кстати, в очередной раз косвенно подтверждает тезис о современном массовом уровне понимания даже таких небольших текстов, как комментарии в один-два предложения.

> какая тут может быть "дискуссия по существу"?

Та ото ж.
C17H19NO3
Слушайте, мне уже стало интересно - если я не перестану вам отвечать, вы так и будете стараться оставить последнее слово за собой?
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть