↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
18 августа 2019
Aa Aa
#литература #ex_libris #писательство #юмор
Еще немного про стиль.
Очень известный и оригинальный французский писатель Раймон Кено (1903-1986) всю жизнь экспериментировал с формой: его интересовали потенциальные возможности текста — в частности, эффекты стиля и художественных приемов, описание привычного под необычным углом зрения.
У Кено хорошее чувство юмора. Многие знают, например, его сказочку на тему сюжетной комбинаторики: «Сказка на ваш вкус». Любителям каламбуров в духе Кэрролла или Бориса Виана, возможно, попадался иронический роман Кено «Голубые цветочки».
А если хотите убедиться, как меняется один и тот же — даже самый пустячный — сюжет в зависимости от того, как он изложен, можете почитать «Упражнения в стиле». Кено рассказал коротенькую и совершенно ерундовую историю на 99 различных ладов, причем в черновиках осталось еще 123 варианта. В прижизненных публикациях истории менялись, но символическое число 99 оставалось неизменным.
Есть разные переводы «Упражнений в стиле» (мне больше всего нравится перевод В.Кислова).
Вот так выглядит «исходный» нейтральный текст:
ЗАМЕТКА

В автобусе маршрута S, в час пик. У одного типа лет двадцати пяти фетровая шляпа со шнурком вместо ленты и слишком длинная шея, как будто ее специально растягивали. Люди выходят. Тип, о котором идет речь, возмущается: обвиняет своего соседа в том, что тот толкается всякий раз, когда кто-то протискивается мимо. Ноющий тон с претензией на угрозу. Как только увидел освободившееся место, сразу к нему бросился.

Два часа спустя встречаю его на Римской площади, перед вокзалом Сен-Лазар. Он — с приятелем, который ему говорит: «Пришил бы ты пуговицу к своему плащу». Он ему объясняет, где (разрез плаща) и почему.

А теперь несколько «стилизованных» вариантов с разными приёмчиками:
ГОМИОТЕЛЕВТ

Однажды я угодил в автомобил, который меня (как и остальных мyдил-простофил) перевозил от стропил Контрэскарп до вилл Шамперре. В нем мельтешил и чудил один дрозофил: хил, субтил, инфантил, шея-шпил из одних жил. Всех смешил его стил. Нацепил на свой рыл бандурил (текстил, винил, акрил), накрутил канитил из шимшилл и удил. Какой-то горилл изо всех сил его давил и изводил: норовил уничижить его в утил. Дрозофил завопил: «Гамадрил! Дeбил!», но скрыл свой пыл, отступил от перил и обезопасил свой тыл.

Спустил сто минутил я его узрил около Бастил, где он говорил с одним из кутил по поводу пуговил, пуговил, которые не пришил на свой дождевил.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ

Вчера в автобусе, что мечен буквой S,
Я видел сопляка, наряженного без-
Образно, я сказал бы даже, сиволапо,
Зане была шнурком его обвита шляпа.
Он возмутил меня, негоднейший нахал,
И шеей длинною, и тем, как он пихал
Соседа, обвинив, что тот его толкает,
Когда других людей учтиво пропускает,
Которые спешат к семье, в уютный дом,
В автобус втиснувшись с огромнейшим трудом.
Однако, убоясь иль взбучки, иль скандала,
Сей трус на кресло сел, что в миг тот пустовало.
Когда же через час поехал я назад,
Пижона этого вновь мой заметил взгляд:
Его какой-то хлыщ внять умолял совету,
Твердя: «Да переставь ты пуговицу эту».

ВУЛЬГАРНО

Вот токо-токо наступил полдень, я сел в эс. Сажусь, значит, плачу, само собой, за проезд и тут, вощем, вижу одного чувака с придурковатой рожей и шеей, как кишка, а на шляпоне у ево какая-то веревка. Я, кароче, на шланга этава уставился, потому што вид у нево был придурковатый, а он, кароче, раз так! — и прицепился к другому мужику. Скажите, грит, нельзя ль поаккуратней, поаккуратней, а потом, кароче, стал канючить, вы кабут-то нарошно, а сам уж чуть ли не разнылся, хyли вы мне все время по нагам. А потом, кароче, весь из себя гордый такой дал, понимаешь, деру и уселся там где-то. Как придурок, б*я.

Кароче, еду уже после этова перед Римской площадью, значит, и вижу снова ево, треплется с каким-то штрихом, как и он. А тот ему и грит, значит, тыб еще одну пуговицу приделал к своему плащевальнику, б*я, так прямо ему и заявил, вот такие дела.

АНГЛИЦИЗМЫ

Однажды около миддэя я лукал одного янг мэна с биг неком и хэттом, обмотанным плэйтинговым кейблом. Внезапно этот янг мэн рыйли крейзанулся и аккьюзил одного респектэйбельного сэра в том, что тот ему пушит тоузы и шузы. Затем он брейканул дискашн и драйванул к инноккупайдному плэйсу.

Через два хаурса я его лукал эгейн; он вакэйнствовал ап и даун перед Сэйнт-Лэйзер трэйн стэйшн. Один дэнди делал ему консалтинг энд эдвайс по поводу какого-то баттона.

БОТАНИЧЕСКОЕ

Прокартофельничав под огромным раскаленным подсолнухом, я врос внутрь баклажана на колесах, катящегося к огородам Перре. Внутри я откопал одного гибрида с длинным стeблем и головкой с нахлобученной шляпкой, обмотанной лианой. Вдруг начался настоящий капустник: этот фрукт показал шипы и принялся перечить одному турнепсу, который топтал ему грядки и давил на пестик и тычинки. Но, испугавшись получить от овоща в репу, застeблился, поник в удобрения и отрос в сторону незасеянного пустыря.

Позднее перед парником «Осенний Розарий» я увидел его снова. Он представлял себе, как на его увитом плющом венчике вырастает луковица.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИ

В прямоугольном параллелепипеде, перемещающемся по прямой линии, описываемой уравнением «84х + S = у», гомоид А, представляющий собой сферический сегмент, обмотанный двумя синусоидами над цилиндрической частью длиной l > n, имеет точку соприкосновения с тривиальным гомоидом В. Доказать, что эта точка соприкосновения является точкой изгиба кривой.

Если гомоид А встречает гомологического гомоида С, областью соприкосновения будет круг с радиусом r < l. Определить высоту h этой точки соприкосновения по отношению к вертикальной оси гомоида А.

Целиком можно прочитать вот здесь:
Раймон Кено. Упражнения в стиле.
18 августа 2019
10 комментариев
Вспомнил советский мультфильм "Пиф-паф, ой-ой-ой!" (наиболее известен "оперный" фрагмент, но вообще-то там несколько вариантов постановки).
П_Пашкевич
Ага, прекрасная вещь! Еще «Ограбление по…» немножко похоже))
О! Спасибо большое! Это ужасно интересно!:)))
И «Парнас дыбом» еще вспоминается. %)

А в вульгарной версии очень хочется подправить второе предложение: «Сажусь, значит, оплачиваю, само собой, за проезд...» :)
Belkina
Да-да, собаки, козлы там, Веверлеи... Когда мне нужно в сжатые сроки объяснить разницу в стилях Бальмонта и Северянина, например, я часто цитирую этих "козлов". Со всякими сопутствующими назиданиями, типа: "красивости"-то - они тоже разные бывают... Аудитории опять же веселее: полтора часа слушать академически выстроенные фразы со сложным сочинением и подчинением - то еще испытание для психики!
"За проезд" - это вообще святое. Я сейчас уже недоуменно моргаю, когда это "за" не слышу: чудится, будто что-то не так, - вот ведь что ужасно!))
Забавно, право.
Куда можно оплакивать за проезд?))

А если серьёзно, то я вспомнила восхитительный фильм "Когда я стану великаном".
Клэр Кошмаржик В городскую мэрию.
Pitaici
Мэрия – это по-нашему Манька?)
Клэр Кошмаржик Она! ;))) «Облигация» или Аблигация, но ворует так же.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть