↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
flamarina
10 октября 2019
Aa Aa
Об изнасиловании и сомнительном согласии в фанфиках и лит-ре
пост имхи, субъективности, кинкосквиков и размышлений
#18 #эроблоги #размышления

Раз уж сегодня день розжига и ненависти, поделюсь своими соображениями по поводу такого животрепещущего и популярного в фандоме явления, как описание изнасилования aka сомнительного согласия (далее сс) в более или менее графичном виде. Всё тлен и имха.
Считаю ли я, что этого делать нельзя? Нет, конечно. Порой это делать даже нужно.
Ибо это существующее явление и не сказать чтобы экзотическое. Мне могут сказать, что запрещённые вещества и секс с несовершеннолетними тоже существуют - и я отвечу: надо писать и про них. Потому что только показав описанные явления близко к реальности и со всем неприятным, что они в себе несут, можно избавить широкие массы читающих от определённых иллюзий, предостеречь, привлечь внимание и проч. Но т.к. с двумя вышеописанными темами могут быть связаны проблемы ресурса, простим идиотизм, перестраховку и странные решения по этому поводу, которые не только суровы, но и на практике малопроверяемы.
А теперь к теме.

Что я считаю недопустимым при описании изнасилования / сс ?

1. POV / фокал / точка зрения насильника
Только со стороны жертвы, либо с нейтральной третьей стороны, либо "всевидящий автор" и тому подобное.
Почему? А потому что любой человек оправдывает себя.
POV / точка зрения насильника (а тем более того, кто инициирует просто секс без явного согласия и добровольности) - всегда будет содержать мотивацию. Оправдание. Выгораживание.
Никто не думает в этот момент "о, я такой негодяй!"
И в результате создаётся впечатление, что... ну не так всё и плохо же, да? Ну ошибся чуть-чуть. Ну перестарался. Где-нибудь там притаится эпик фейл с подло бросившей женой, воспоминания о кошмарном детстве, комплексы, страхи, больная голова и пламенная страсть. А дальше подтянутся и обоснуи попроще: "она подавала мне сигналы", "она сама виновата" и проч.
Установить, кстати, а был ли реальный факт провокации при такой подаче материала и вовсе невозможно, ибо всё подаётся через призму искажённого сознания. И вместо того, чтобы как-то обучить читателя двум важным в этом мире вещам, а именно:
* Воспринимать сигналы правильно и не додумывать то, что хотелось бы (ну или хотя бы вовремя тормозить)
* Не подавать совсем уж явные сигналы совсем уж мутным людям (ага, да, ты имеешь право, ты не виновата, но легче будет потом кому, а?)
- мы ещё больше запутываем обе стороны.

Конечно, вы скажете: есть Набоков, который выполнил "Лолиту" с точки зрения Гумберта, но получил прекрасную и мощную агитку против секса с несовершеннолетними, а вовсе не "за".
Ага, но для этого надо быть Набоковым, простите.
Набоков не поленился создать достаточно крупный массив текста, где шаг за шагом, подробность за подробностью выписывает мерзостность личности Гумберта безотносительно его сексуальных пристрастий. Этим Набоков может гарантировать, что в тех 3-4 не слишком графичных сценах секса, которые в "Лолите" присутствуют, никто не будет сопереживать Гумберту. Хотя он, конечно, по-своему несчастен.
Есть ли такая глубина проработки не просто даже в среднестатистическом фанфике, а даже в среднестатистической книге? Нет.
Фанфики к тому же страдают тем, что про откровенно неприятных автору персонажей не то что макси, а и миди не пишут. Ибо зачем тратить время и силы на неприятное, которое к тому же не даст коммерческого профита? Поэтому либо симпатия и оправдание - либо короткая PWPшка, в которой волей-неволей складывается ощущение, что всё было дас ист фантастиш.

2. Вскользь брошенная мысль о том, что "ей понравилось"
Это, конечно, чаще в сс, чем в классическом изнасиловании, но опять же - всё зависит только от автора.
Безусловно, в мире есть:
* Стокгольмский синдром
* Мазохизм
* Фригидность, где процесс не нравится в любом случае, а вот сопутствующие плюшки - может быть, и да
* Личный кинк на отсутствии ответственности (тоже вариант мазохизма, на самом деле), когда "он меня заставил" означает только "не виноватая я, он сам пришёл".

Да, такие люди существуют. Их даже не то, чтобы мало. Но вот описывать их... ну лично мне был бы очень неприятен индивид, который их будет описывать в своих произведениях. Даже (или особенно?) если этот индивид женского пола и это её личный кинк.
Почему?
Потому что для огромной массы неопределившихся (а вы будете удивлены, какое количество людей на самом деле не до конца определились со своими сексуальными пристрастиями) это станет обещанием.
Одних подтолкнёт на провокации и эксперименты, и поселит уверенность, что мужская грубость - это так, лёгкая и приятная театральщина и бояться нечего. Ошибка. В мире есть, чего бояться. И женщине, и даже мужчине, кстати.
А других уверит, что все эти "не хочу" - кокетство. Или даже она правда не хочет, но только потому, что не знает, как с ним будет хорошо, глупая! Но он ей докажет, и она сразу всё поймёт, и... что там пишут по этому поводу? "Рассыплется звёздами"? "Отпустит себя"? "Потеряет контроль"? Короче, будет в восторге.

При том, что садомазохизм существует, а мы живём в толерантное время и стыдиться вроде бы нечего, люди с соответствующими предпочтениями должны хорошо понимать, что их статистически мало. Что "своих" надо искать, а не надеяться, что их можно сделать из любого. Ну и конечно святое "добровольность, безопасность, разумность".

2.1 Игры с памятью
Все ситуации, когда после изнасилования / сс кто-то из участников событий (или оба) подвергаются стиранию памяти в любом виде (включая медикаментозное и гипнотическое, но включая также магию и космооперные технологии).
И в этом невинном и приятном виде у них склеивается нечто флаффное и добровольное.
Даже если ситуация описана исключительно для того, чтобы потом устроить полнейшее "стекло", когда память вернётся (а так оно обычно и бывает), для меня подобное описание неприемлемо, т.к. рождает иллюзию, что вообще-то говоря эти двое друг другу неслучайны и всё, что нужно - просто поработать с характером одного или обоих персонажей. Вырезать вот эти досадные черты, которые мешают им быть счастливыми - и они составят идеальную пару, ми-ми-ми.
Что редко понимается такими авторами - человек и есть характер. Если "вырезать" нечто из характера, то мы получим просто другого человека с той же внешностью (близнеца, если хотите), а тот прежний - как бы "умрёт". Т.е. при любых вводных это флафф ценой убийства, что уже не есть флафф по определению.

3. Пассивная или заведомо полностью беззащитная позиция жертвы
Хотя бы вначале. Хотя бы неудачно. Пусть даже с летальным исходом для себя.
Но пытаться вырваться. Обязательно.
Почему?
Во-первых, потому что это ещё один маркер, который любому, даже самому... неумному читателю даст понять, что перед нами нечто глубоко недобровольное.
Во-вторых, потому что то, что не вызывает реакции - психологически как бы не существует. Отложенный шок, самоубийство жертвы и прочее, и другое - может быть довольно хорошо описано, но... не так эффективно, как описание попыток отбиться в процессе. Потому что это тоже форма диалога, скажем так. А последующий шок - монолог наедине с собой, другой стороны в нём уже нет.
Ситуации, когда пользуются беспомощностью также оставляют налёт "проклятой неизвестности". Не говоря уже о том, что всегда попахивает некрофилией, но это слишком длинный разговор, разве что для другого раза. Но вот эта иллюзия того, что спящей / мёртвой / обездвиженной могло бы понравиться, будь она в сознании (и тут опять выскакивает неизбежный POV / фокал маньяка, в котором всё видится "почти обычным" сексом)...

Засим, пожалуй, всё.
Сразу хочу оговориться, что да, я сексисткая свинья и не рассматриваю слэшное изнасилование. Как и не думаю, что эмоции подлежащего может достоверно описать женщина. Ибо помимо боли и унижения как такового там есть ещё специфические социально-психологические моменты.
Однако, мне было бы интересно прочитать нечто подобное, написанное мужчиной. Опять же, не повом насильника, ибо что там будет нового?

Пост имхи и ненависти объявляю законченным, однако вы можете делиться своими мыслями =)
10 октября 2019
20 комментариев из 73 (показать все)
Jane W.
Рефлексия есть художественная цель.
А сублимация, если вы, конечно, имеете в виду фрейдовское значение - и есть "для личного удовольствия". То есть, хорошо, конечно, если человек, вместо того, чтобы сделать, "всего лишь" об этом написал. Но! Он не написал это в стол. Он это где-то опубликовал/напечатал. Т.е. он жаждет диалога, жаждет не расстаться с этой позицией, а донести её до окружающих.
финикийский_торговец
Перечитайте себя. Там ошибка управления.
Но если вы имели в виду бытовое насилие как пример только второго предложения, а не первого, тогда поясните, какие такие "правонарушения, о которых знают все, но популярностью они не пользуются". Примеры, пожалуйста.

По остальному - см. предложение выше. И про цензуру, и про прочее.
flamarina
Очень странное утверждение, которое опять заставляет меня задать вопрос: а кому понадобилось описывать это в подробностях и зачем?
Автору решившему, что те или иные описания того или иного сработают на его художественный замысел.
Что можно сказать об этом человеке, если он выбрал именно эту тему и захотел рассказать её именно что в виде инструкции?
Насколько поможет телепатия. Какая разница что можно сказать об авторе, когда речь о его произведении? Если у вас цель чего-то там сказать об авторе анализируя его текст - дело ваше, но вроде бы речь шла о худ. произведениях? Довольно странно к приемлемости или нет текста примешивать "а что подумают об авторе" - это тоже дело только автора. Если ему плевать на то, что о нём подумают - он и напишет что захочет.
flamarina
Перечитайте себя. Там ошибка управления.
Не лингвист, моя ваша не понимай.
flamarina
Но если вы имели в виду бытовое насилие как пример только второго предложения, а не первого, тогда поясните, какие такие "правонарушения, о которых знают все, но популярностью они не пользуются". Примеры, пожалуйста.
Во первых там "или" а не "и". Если о предложениях.

М-м... терроризм? (если посчитать, а не на телевизор ориентироваться). Массовые убийства прохожих при помощи строительных инструментов или охотничьих ножей? Что вам мешает взять молоток и проломить случайному прохожему голову? Психическая вменяемость?

Она же помешает вам устроить терракт, если у вас будет не молоток, а подробная инструкция по созданию взрывного устройства - со всеми этапами, включая синтез взрывчатого вещества.

Кому действительно надо, всегда это находят в нужных подробностях.
финикийский_торговец
Ещё раз перечитайте полужирный фрагмент. Преодолейте свою аллергию на средства маркирования текста и перечитайте.
Пост изначально о личном отношении.
Не "кто-то что-то о ком-то подумает".
А лично я о таком авторе подумаю. Т.к. другие цели в произведении обнаружены не были и вывод сложился - автор кайфует от таких описаний.
Автор - больной ублюдок, да.
По моему личному мнению, которое вы почему-то взялись комментировать.

И нет, это не относится ни к Бёрджесу, ни к Набокову, ни к Уэлшу, ни к ряду других, кроме, может быть, Мьёвилля и Паланика, которые подозрительны.
Потому что в их произведениях подробности работают на цель.
Воспринимайте это как метафору, но существует фанфик с сюжетом. А есть PWP. Вот также есть наркомания без сценария, насилие без сценария, убийство без сценария, расчленёнка без сценария... и так далее.
Не надо говорить, что этого не видно со стороны, что всё это вангование и бла-бла-бла. Видно. Потому что на вопрос "о чём" почти всегда можно ответить. Это способность человеческого мозга - понимать смысл. Как отличать красный от зелёного.
Но есть и "дальтоники", конечно...
Показать полностью
финикийский_торговец
Ничего не помешает. А благодаря Паланику и Кингу у меня и инструкция есть.
Мешает нахождение в стране, где я не намерена заниматься терроризмом. Однако, живи я там, где у меня есть претензия определённого характера к политике (а такие страны есть), меня бы ничего не сдерживало.

Насчёт молотков и прохожих. Камеры наблюдения. Свидетели. Неудобства с отмыванием одежды.
flamarina
Я наивно полагал, что это как-то относится к литературе вообще, а вы пишете здоровенный пост только о себе не в личном блоге. Хорошо, я вас понял.
Средство маркирования подвело.
flamarina
Насчёт молотков и прохожих. Камеры наблюдения. Свидетели. Неудобства с отмыванием одежды.
Со всем прочим работают те же аргументы. Криминалистика ныне развитая, тайной её достижения не являются.
финикийский_торговец
надо было читать дисклеймер в самом начале, однако:
поделюсь своими соображениями по поводу такого животрепещущего и популярного в фандоме явления, как описание изнасилования aka сомнительного согласия (далее сс) в более или менее графичном виде. Всё тлен и имха
"своими", "имха" и так далее. Чуть ниже ещё "считаю ли я".
финикийский_торговец
Именно поэтому прекрасные и подробные инструкции, как заметать следы, представленные в том же "Мистере Мерседесе", например... Ну ква.
flamarina
Не-а, дисклеймер не однозначен. Имха может быть и не о том, что нравится мне или нет, а например, а том, что плохо или хорошо для других или (условно) для развития сельского хозяйства.

Важен и контекст - не в личный блог.
flamarina
Именно поэтому прекрасные и подробные инструкции, как заметать следы, представленные в том же "Мистере Мерседесе", например... Ну ква.
Для правдоподобия, вероятно. Не знаком, допускаю, что инструкция только кажется прекрасной и подробной, а криминалисты посмеются.

Вообще, любого современного преступника не изучавшего криминалистику (и не по художественной продукции) можно считать заведомо придурком.
финикийский_торговец
от этого она не перестаёт быть имхой. Впрочем, то был контекст дня - когда все делились именно личными сквиками.
В любом случае, рассуждения о цензуре здесь немного перпендикулярны.
flamarina
В любом случае, рассуждения о цензуре здесь немного перпендикулярны.
Отчего же? Моя имха, что такой настрой как у вас её оправдывает, или же таковые аргументы приводятся теми, кто её оправдывает.
контекст дня
Пропадает на следующий же день.
финикийский_торговец
Простите, влезу. Есть две категории людей©
В общем, если коротко, то для внимательного читателя бывает достаточно наличия в посте "лично я считаю", "моя позиция такова", "на мой взгляд", "имхо", "кмк" – чтобы понять, что данный пост является выражением личного мнения, не претендующего на всеобщесть, и уж тем более – на возведение в ранг закона.
"Лично я буду избегать людей, описывающих в литературе изнасилование ради изнасилования, без чётко выраженной в тексте авторской позиции, осуждающей абьюз" – не равно "долой! Отцензурировать! Куда смотрел Роскомчтототам!"
И да, я не люблю ни тех, кто пишет много жестокостей, ни тех, кто любит читать и смаковать такое. Не ненавижу, просто не люблю.
flamarina
То есть речь именно об условном PWP, когда насилие пишется ради насилия, и кроме этого в сюжете больше ничего нет?
финикийский_торговец
И? Разумеется пропадает, потому что вы как-то внезапно явились и начали вещать о странном.
Впрочем, здесь так часто бывает.

Зачем же оправдываю? Если запретить писать мерзости, станет сложнее диагностировать идиотов...

Клэр Кошмаржик
Роскомчтототам - хорошее имя для индейского вождя, кстати ;)

Jane W.
Нет, это было сильное упрощение, призванное развеять туман над отдельной финикийской головой. Можно сказать, шарж.
В произведении может быть и другой смысл - борьба добра со злом, описание работы экономики, показ того, как изменила бы общество телепатия, детектив, драма, сатира...
Но если конкретно сцена изнасилования в нём не выполняет сюжетную функцию и / или сопровождается открытым или скрытым оправданием насильника, то лично я буду... см. выше, короче.
flamarina
Но если конкретно сцена изнасилования в нём не выполняет сюжетную функцию и / или сопровождается открытым или скрытым оправданием насильника, то лично я буду... см. выше, короче.
А вот с этим я на 100% согласна. Такие сцены стоит писать только когда они просятся, когда без них никак, а не для того, чтобы было, и не для того, чтобы устроить читателям сеанс шоковой терапии.
Можно минутку самоцитирования. У меня сложилось стойкое мнение, что тех ййафтаров, которые с придыханием пишут, как женщина получает удовольствие в процессе изнасилования неприятным ей человеком, особенно когда это (близость) случается в первый раз, надо расстреливать прилюдно, накрайняк пороть. Потому что, блядь, это клише в отдельных мозгах укореняется и ведет к разным, иногда очень неприятным для обеих сторон последствиям.
А Гумбольд это вообще отдельная тема. Я "Лолиту" давно читала, но как-то не вызвал он у меня стойкого омерзения, скорее что-то сродни жалости.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть