↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
12 октября 2019
Aa Aa
#Камбрия
#писательское

Ставлю тег именно "писательское", а не "фикрайтерское", потому что здесь уже не важно, фик это или оридж. В общем, бьюсь за психологическую достоверность (и плевать, что это фантастика :) ) и прошу совета.

Вопрос возник по результатом обсуждения с другом очередного фрагмента черновика (если вы в теме, то того, который я показывал как образчик "чернухи" - но это не так существенно).

Итак, вот какой расклад. Альтернативный немагический мир, раннесредневековый сеттинг. Главная героиня, Этайн-Танька - условно говоря, дочь попаданки, родилась уже в этом мире. Мать ее на момент событий играет одну из ведущих ролей в системе власти здешней Британии (могла бы и вообще быть верховной правительницей, но не злоупотребляет своими полномочиями). Самой героине около 14 лет, в чем-то она по-прежнему наивный ребенок, в чем-то - умна и сведуща не по годам. И один из самых проблемных вопросов для нее, всерьез ее мучающий (отчасти доставшийся по наследству от матери, отчасти сформировавшийся уже у нее самой), - вопрос самоидентификации. И этот вопрос внезапно всплывает особенно остро в экстремальной ситуации (в плену у врага).

В чем проблема самоидентификации? А она, кажется, ничуть не меньше, чем у ее матери в каноне, но только выбор иной - и, может быть, еще более сложный. Есть как бы правда и есть две как бы неправды.

Как бы правда: два демиурга-экспериментатора сотворили мир по образцу средневековой Земли и запустили туда попаданца, засунув его личность в специально подготовленное тело эльфийки (так-то в этом мире эльфов нет, он просто копия Земли). Личность попаданца в итоге не выдержала и разрушилась, "эльфийка" обрела свободу воли и, пользуясь доставшейся от попаданца памятью, принялась, как и полагается светлой эльфийке, по мере сил улучшать мир, прогрессорствовать и спасать античное наследие от наступающих Темных веков. Поскольку демиурги основательно поработали над геномом своего творения, ей удалось (уже у меня в фике), вступив в брак со смертным, произвести на свет дочь - такую же "эльфийку", заметно отличающуюся от людей внешне и реально способную жить неограниченно долго, не старея. И дочь эту правду знает (почему от нее это не скрыли - одна из причин: этим существам мучительно трудно дается ложь).

Как бы неправда №1 - официальная версия происхождения матери, поддерживаемая также и народом: мать - пришедшая в Британию из ирландских холмов сидхе, да не какая-нибудь, а сама Немайн, одна из богинь войны. За ней - история племен Дану, мифического древнего волшебного населения Ирландии, проигравшего битву людям и ушедших в потусторонний мир, спрятанный внутри полых холмов. Немайн, согласно этой версии, ушла оттуда к людям, так как приняла христианство (в каноне к этой версии примешивается вторая: Немайн - на самом деле, дочь свергнутого византийского императора, и противоречие между этими двумя версиями проходит сквозь сюжет. В моем хэдканоне проблема успешно и довольно просто разрешена).

И неправда №2, возникшая уже в фике: Танька умудрилась стать толкинисткой и как бы ведет свою родословную от эльдар. Опирается она при этом на пересказы фрагментов "Сильмариллиона", ВК и "Хоббита", услышанные от матери. Причина? Да, вроде, логичная. Девочка рано осознала свою инаковость (а это отнюдь не только форма ушей: у нее есть и другие серьезные анатомические отличия, а еще совсем другие, нечеловеческие, зрение и слух). Версию "сидхе" мать ретранслировать дочери не хочет: она христианка (действительно, не притворно), языческая мораль кельтских легенд ее не устраивает. Случайно выясняется, что пересказы Толкина и устраивают мать, и очень "заходят" дочери. Но мать рассказывает ей их как сказки, вовсе не отрицая версии с двумя демиургами.

И Танька живет в переплетении трех мифов: "эксперимент демиургов" (известного ее семье), "сидхе" (известного всем вокруг) и "эльдар" (ее личный, сокровенный миф, выросший из маминых "сказок"). Ей все время приходится держать в голове "правду" (отсюда - мечта, как у Пиноккио: стать настоящим человеком), версию "сидхе" (которую она не принимает, но которую ни в коем случае нельзя разрушать) и версию "эльдар" (от которой ей не освободиться и которая заставляет ее мечтать о Средиземье, вплоть до ярких сновидений и до написания длиннющих баллад на толкиновские сюжеты).

И вот тот самый проблемный эпизод: Танька с подругой и с ними вместе юный и, к тому же, изрядно инфантильный принц Мерсии оказываются в плену у узурпировавшей мерсийскую власть королевы (мачехи принца). В черновике у меня было вот как: Танька, желая утешить принца-пленника, пересказывает ему историю Эомера из ВК, тот вспоминает, что у него был предок по имени Эомер... и в итоге Танька признаётся, что рассказывала лишь утешительную сказку. Но. Обсуждая этот эпизод, пришлось согласиться, что он нехорош. Перечисляю причины не по степени их важности, а в случайном порядке. Во-первых, в этом мире еще нет традиции воспринимать рассказы, сказки, легенды как нечто сочиненное, выдуманное: для слушателей это пересказы того, что когда-то было, и никак иначе. Такое признание заставило бы окружающих воспринять Таньку как отъявленную лгунью - это при том, что в этом мире все твердо знают, что фэйри не лгут. Во-вторых, а смогла ли бы сама Танька растоптать свой личный миф, объявив его выдумкой, даже находясь в отчаянном положении пленницы и пребывая в соответствующем настроении? В-третьих, а могла ли она прожить все свои 14 лет, вообще не веря в версию "сидхе", с которой сталкивалась постоянно?

Вот, ломаю голову: как переписать этот эпизод, разрешив все эти вопросы?
12 октября 2019
20 комментариев из 28
>В моем хэдканоне проблема успешно и довольно просто разрешена.
Поделитесь хэдканоном? Противостояние этих двух версий — одна из моих любимых частей канона!
"Давным давно в далёкой далёкой стране"
Fluxius Secundus
Ну так и у нее на обдумывание не пять минут, а вся жизнь. И мама, с фантастикой вполне знакомая.

Потом - да, время будет (правда, пути с мамой у нее надолго разойдутся, а встречи будут хоть и сердечными, но редкими и кратковременными. Сначала - потому что у нее будет своя взрослая жизнь. Потом - потому что радикально поменяется жизнь самой мамы - но это уже сплошной ненаписанный или недописанный хэдканон). В этом конкретном эпизоде - еще нет. Прожито еще слишком мало. Задумывалась ли она к этому времени на эти темы? Думаю, да, но вряд ли заходила дальше мечтаний - именно о Средиземье, а не о том, как его создать. Или даже так: сейчас для нее если уж где Средиземье и создавать - то на своей родной планете :)
(почему от нее это не скрыли - одна из причин: этим существам мучительно трудно дается ложь).
У них нет проблем с социальным интеллектом?
Fluxius Secundus
"– Каждый мир – сказка для другого мира, – Джерри-а-Конель."
Майкл Муркок
Мультивселенная, да?
финикийский_торговец
Не обязательно мультиверс. Собственно, в каноне там прямого указания на него нет.
//У Муркока не читал вообще ничего.
Fluxius Secundus
У Муркока не читал вообще ничего.
Не скажу что многое потеряли, но как бы он - автор самого термина "мультивселенная".
П_Пашкевич
А если вообще исключить рассказ про Эомера, за ненадобностью?
А вообще чем конфликт то плох?
финикийский_торговец
>У них нет проблем с социальным интеллектом?

Вот тут мне трудно разграничить канон и мой хэдканон. В каноне, с одной стороны, есть репутация сидов как никогда не позволяющих себе прямую ложь. С другой стороны, пока в теле эльфийки действует попаданец, Немайн очень часто лжет (потому что находится в безвыходной ситуации). Кстати, будь я на месте автора канона, я бы именно эту постоянную необходимость лгать и сделал основной причиной ухода в "обновление" Немайн и разрушения личности попаданца. А вот когда Немайн в каноне обретает свободу воли... С одной стороны, там есть эпизод безуспешной попытки солгать (сцена кормления грудью). С другой - Немайн пишет подложное письмо в рамках военной хитрости, т.е. лжет. Я выбрал объяснение такое: жесткий запрет действует только на произносимую вслух прямую ложь. Вводить же в заблуждение собеседников хитрым образом поданной правдой или, скажем, мимикой сиды вполне могут.

Вообще говоря, вот эта идея запрета на ложь и поисков обхода этого запрета мне кажется весьма занятной стороной этой истории. С другой же стороны, она порождает два вопроса к этим самым демиургам. Во-первых, если они копировали лунных эльфов DnD, зачем они наградили свои творения свойством, характерным не для этой фэнтезийной расы, а для фольклорных фэйри? Во-вторых - и это ещё занятнее - если эксперимент предполагал проверку эффективности геймерских навыков в условиях немагического Средневековья, то зачем было модифицировать психику своего подопытного: это же нарушение чистоты эксперимента! Впрочем, Сущности - не боги, и даже в каноне они иногда признаЮт свои ошибки :)
Показать полностью
"Во-вторых, а смогла ли бы сама Танька растоптать свой личный миф, объявив его выдумкой, даже находясь в отчаянном положении пленницы и пребывая в соответствующем настроении?"
Ставлю на то, что нет.
И кстати, многие толкинисты - независимо от возраста - верят в Средиземье, не на сто процентов, а скорее в формате надежды, так что я практически уверена, что она в него верит и не назовет выдумкой, - скорее чем-то очень давним и полузабытым.
А насчет предка-Эомера можно сказать что-то в том духе, что она не знает, имеет ли этот Эомер отношение к тому, но такое совпадение само по себе - хороший знак.
И вообще я не пойму, почему подросток решит сообщить, что это была сказка)
WMR Онлайн
Само Ваше произведение пока не читал, но выглядит интересно))
Кстати, не читали "Мир саги" Стеблина-Каменского? Там довольно интересно рассказано о понятии и восприятии правды в раннее Средневековье у исландцев. Это, конечно, другая культура (не кельтская), но есть основания полагать, что у иных европейских народов в эту эпоху было в чем-то близкое отношение к правде. У Вас же, насколько я понял, мир хоть и искусственно созданный, но живущий реалиями и ментальностью раннего Средневековья. И Этайн и принц Мерсии вырастали среди этих реалий, в данной ментальности. И современное восприятие сказки им вряд ли знакомо. Так что даже узнай принц, что ВК лишь сказка, он бы вполне мог воспринять эту "сказку" как нечто, что если и не случилось в действительности, но вполне МОГЛО случиться. И никакой коллизии ложь/правда в рассказе Этайн могло бы просто не возникнуть.
Но это всё только мой личный взгляд на данную проблему.
Круги на воде
Спасибо! Мысли ваши очень в тему :)

WMR
"Мир саги" не читал - но, как я понимаю, этот пробел надо срочно восполнять - именно чтобы не тыкаться вслепую, налетая на непонимание тогдашней психологии. Спасибо!

Да, принц Мерсии Кердик (вымышленный персонаж), скорее всего, - в очень многом (хотя и не полностью) продукт своего времени. С Танькой сложнее. Общество, конечно, на неё влияет - а оно, несмотря на десятилетия прогрессорства, во многом ещё средневековое. Однако мама у неё оперирует памятью попаданца из 21 века, и ей доступен другой взгляд на мир. А ещё - отец, потомок романо-бриттов, считающий себя хранителем античной традиции (и действительно, хорошо образованный). В любом случае вашу мысль я обдумаю, пока она мне кажется лежащей очень в русле канона и этим чрезвычайно нравится. Спасибо!
uncle Crassius
В принципе, исключить можно - хотя просветить читателя об истоках имён в мире Толкина - что в этом плохого? Само-то упоминание Эомера ничем не плохо, плохо написано у меня развитие этого разговора.
Гилвуд Фишер
Вот я думаю: может быть, дать это все как внутренний монолог-размышление Этайн? Одно только смущает: до таких ли размышлений на второй день плена?
WMR Онлайн
П_Пашкевич
Вот ссылка на "Мир саги" и ещё одну вещь того же автора:
http://www.norway-live.ru/library/mir-sagi-stanovlenie-literaturi.html
WMR
Спасибо!
Принимаюсь читать сразу же!
П_Пашкевич
Ну, если только из предположения, что рядовой читатель Толкина не знает, что весь лор Средиземья базируется на мифологии Северной Европы.
uncle Crassius
Строго говоря, речь не о совсем о мифологии, скорее об исторических хрониках как источниках имён. Впрочем, на необходимости упоминания именно Эомера и именно здесь я не настаиваю. Посмотрим, что от этого эпизода останется после переработки :) Возможно, он безболезненно уберется или встроится в другой контекст.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть